Корпоративная социальная ответственность в системе социально-экономических отношений

Гончаров С.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В современной экономической науке распространено мнение, что корпоративная социальная ответственность (КСО) появилась в 90-х гг. прошлого века вместе с признанием глобализации как доминирующей тенденции общемирового развития. Однако это не совсем верно. Еще в начале 70-х гг. XX в. на Западе возникла теория, объяснявшая суть взаимоотношений бизнеса и общества. Ее основным постулатом стал тезис о том, что если компания уплачивает налоги, устанавливает приемлемый уровень заработной платы, выполняет условия по безопасности труда и защите окружающей среды, то она ведет добросовестную деловую практику, следовательно, является социально ответственной.

Ключевые слова: социальная ответственность, корпоративная социальная ответственность



В современной экономической науке распространено мнение, что корпоративная социальная ответственность (КСО) появилась в 90-х гг. прошлого века вместе с признанием глобализации как доминирующей тенденции общемирового развития. Однако это не совсем верно. Еще в начале 70-х гг. XX в. на Западе возникла теория, объяснявшая суть взаимоотношений бизнеса и общества. Ее основным постулатом стал тезис о том, что если компания уплачивает налоги, устанавливает приемлемый уровень заработной платы, выполняет условия по безопасности труда и защите окружающей среды, то она ведет добросовестную деловую практику, следовательно, является социально ответственной.

Впервые основные положения этой теории, получившей название теории корпоративного эгоизма, представил нобелевский лауреат М. Фридман, писавший в 1971 г. в «New York Times»: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры».

Другая точка зрения получила название теории просвещенного эгоизма. В ней КСО отождествлялась со спонсорством и благотворительностью как разновидностями социального инвестирования. Квинтэссенцией теории стал тезис о том, что текущее сокращение прибылей компании за счет социально ориентированных трат создает благоприятное социальное окружение, способствующее устойчивому развитию бизнеса.

За последние 10 лет международное понимание необходимости КСО и теоретическое обоснование направлений ее развития значительно продвинулись по сравнению с представленными выше взглядами. В современных условиях трактовка концепции КСО, когда под социальной ответственностью понимают все, включая вовремя выплачиваемую своим сотрудникам зарплату и своевременно и в полном объеме уплачиваемые налоги, в основном характерна для развивающихся рынков, типа российского или китайского.

Более узкая трактовка, принятая в западных компаниях, гласит, что «социальная ответственность – это способность и желание бизнеса по собственной воле заниматься вопросом, не только прямо не связанным с производством, продажей товаров и услуг, но и с благополучием общества той страны, в которой компания работает» [1], а общество – это, в том числе, потребители продукции компании, а также сотрудники компании и их семьи.

Современная концепция КСО, распространенная на Западе, показывает стремление компаний добровольно и самостоятельно решать наиболее насущные проблемы общества. Например, Европейская Комиссия дает такое определение: «Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды» [2].

Современная концепция КСО включает три основных направления:

1) развитие социально-экономических отношений, частью которых являются социально-трудовые отношения;

2) социальную поддержку окружающего сообщества;

3) экологическую безопасность.

Включение вопросов защиты окружающей среды произошло под влиянием различных общественных объединений и в результате многочисленных экологических катастроф. Самыми известными и оказавшими наибольшее влияние на изменение политики корпораций по отношению к обществу стали:

– утечка токсичных газов на заводе по производству пестицидов компании Union Carbide в Бхопале (Индия) в 1994 г., в результате которой погибли более 22 000 человек;

– катастрофа танкера Valdez компании Exxon у берегов Аляски в 1989 г., она привела к самому большому разливу нефти в истории Америки: пораженными оказались более 1 770 км прибрежной территории, сумма штрафов компании составила 1 млрд. долларов;

– обвинения нефтяной компании Shell в нарушении прав коренного населения в долине р. Нигер на территории Нигерии, где организация Shell Nigeria добывала 80% своей нефти. Кроме того, компании были предъявлены обвинения в финансировании диктаторского режима в стране.

В последнее время в понятие КСО часто включаются вопросы взаимоотношений корпораций с инвесторами и акционерами; эта тенденция особенно проявилась после скандалов с крупнейшими американскими компаниями Enron и WorldCom. Инвесторы, акционеры и общество оказались союзниками в процессе формирования и внедрения КСО.

Толкование КСО как функции взаимодействия бизнеса и общества, не ограничивающимся лишь социально-трудовыми и экологическими вопросами, стремлением повышать уровень жизни лишь собственных сотрудников, становится все более популярным среди исследователей и практиков. По нашему мнению, КСО – это не абстрактная социально-экономическая категория, а вполне конкретная реакция бизнес-сообщества на происходящие изменения в трудовых коллективах, окружающем сообществе, национальном и международном развитии.

Корпоративная социальная ответственность – это система добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и обществом, направленная на совершенствование социально-трудовых отношений, поддержание социальной стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе, развитие социальной и природоохранной деятельности на национальном и международном уровнях.

КСО – это система добровольных взаимоотношений. Точка зрения на органы государственной власти, не являющиеся одной из сторон в трудовых отношениях и социальном партнерстве, вполне уместная при рассмотрении этих категорий, не является актуальной при определении сторон КСО. Государство и, говоря более широко, общество в последнее время играют все более заметную роль в качественном изменении условий социально-трудовых отношений и социального партнерства. Подтверждением этому аргументу являются законодательные и нормативные акты многих стран, и Россия здесь не исключение (области обязательного социального страхования, социального налогообложения, развития социальной сферы и местного самоуправления, ужесточения требований к рекламе и информации в СМИ, реализации различных товаров и услуг, повышения экологических нормативов).

Добровольное совершенствование социально-трудовых отношений в коллективе, поддержание социальной стабильности в окружающем сообществе, развитие социальной и природоохранной деятельности на национальном и международном уровнях являются целями КСО. Отметим три институциональных направления развития КСО – трудовые коллективы, окружающее сообщество и национальный, а в некоторых случаях, международный уровень взаимодействия. Особенности развития постиндустриального общества, эпоха высоких технологий, креативная экономика предоставляют бизнесу обширный организационный, экономический и технический инструментарий для реализации указанных целей.

[1] Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания / Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. – М., 2003. – С.61.

[2] The Challenges of Corporate Social Responsibility. Towards Constructive Partnership // The Phillip Morris Institute for Public Policy Research ASBL. – Brussels, Belgium, 2000.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:07:07