Влияние развития искусственного интеллекта на корпоративную социальную ответственность
Бадыкова И.Р.1
1 Казанский национальный исследовательский технологический университет, Россия, Казань
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 9 (Сентябрь 2023)
Цитировать:
Бадыкова И.Р. Влияние развития искусственного интеллекта на корпоративную социальную ответственность // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 9. – С. 3283-3298. – doi: 10.18334/ce.17.9.118816.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54742054
Аннотация:
Активное внедрение искусственного интеллекта существенно влияет на рыночные стратегии и решения фирм. На наш взгляд, важным представляется исследование влияния подобных преобразований деятельности компаний также и на уровень их корпоративной социальной ответственности, что представляет собой важную научную проблему. Целью данного исследования выступает определение характера влияния внедрения искусственного интеллекта компаниями на уровень их корпоративной социальной ответственности и выявления потенциального воздействия соответствующих нововведений на характер взаимодействия предприятия с основными группами стейкхолдеров.
В рамках исследования произведен литературный обзор, который показывает недостаточность уровня исследования данной проблемы на сегодняшний день, проанализирована статистика, касаемая внедрения искусственного интеллекта, а также уровня корпоративной социальной ответственности. Научная новизна данного исследования заключается в выявлении основных точек соприкосновения искусственного интеллекта и корпоративной социальной ответственности в разрезе взаимоотношений предприятий с различными группами стейкхолдеров. Автором сделан вывод о том, что на сегодняшний день крайне важным представляется поиск и нахождение баланса между внедрением предприятиями искусственного интеллекта и наращивания уровня социальной ответственности, поскольку именно лояльное отношение со стороны инвесторов, сотрудников, потребителей, государства и других стейкхолдеров является основой роста эффективности предприятия в долгосрочной перспективе.
Подобного рода исследования необходимы для лучшего понимания роли искусственного интеллекта в организациях. Данная статья, будет интересна как научным деятелям, поскольку на сегодняшний день весьма малое количество работ в отечественной и зарубежной литературе посвящены решению проблемы воздействия внедрения искусственного интеллекта на уровень корпоративной социальной ответственности, так и организациям, которые могут использовать полученные автором выводы при разработке стратегии развития предприятий
Ключевые слова: искусственный интеллект, корпоративная социальная ответственность, анализ данных, стейкхолдеры
JEL-классификация: M14, M21, O31, O33
Введение
В течении нескольких последних лет искусственный интеллект (ИИ) получил ускоренное развитие. Очевидным представляется, что такой существенный технологический и научный прогресс несет в себе большое количество потенциальных изменений во многих сферах, включая в целом финансово-экономическую, научную, образовательную и т.д. Однако ответ на вопрос о том, будут ли изменения в большей степени положительными, представляется дискуссионным. В частности, встает вопрос о том, насколько активное внедрение предприятиями ИИ в свою деятельность, представляется социально ответственным. В связи с этим, актуальность изучения взаимосвязей между ИИ и корпоративной социальной ответственностью (КСО) является крайне высокой и необходимой для улучшения нашего понимания роли ИИ в организациях.
В целом ИИ в науке определяют как «границу вычислительных достижений, которая обращается к человеческому интеллекту при решении все более сложных задач, используемых при принятии решений» [1]. Значительные достижения в этой сфере оказывают глубокое влияние на бизнес и общество [2; 3; 4; 5]. ИИ все более активно используется и развивается в промышленном производстве, сельском хозяйстве, сфере общественной безопасности, финансово-экономической сфере, медицине, телекоммуникациях, транспорте и т.д.Изменения находят место и в законодательствах стран. Так, в России в 2019 г. президент РФ В.В. Путин подписал указ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [6]. Этим указом утверждена Национальная стратегия развития ИИ до 2030 года. Внедрение в бизнес технологий ИИ, таких как роботы, распознавание лиц, алгоритмы и обработка естественного языка, не только обеспечивает корпоративные преимущества (например, помогает сотрудникам принимать более обоснованные решения, предоставляет новые предложения клиентам), но также создает потенциальные проблемы для различных заинтересованных сторон с точки зрения конфиденциальности, дискриминации, предвзятости и т. д. (например, [3; 7; 8; 9; 10]).
Вопрос о том, как обеспечить ответственность бизнеса в эпоху ИИ представляется актуальной и важной исследовательской и практической проблемой. В литературе по КСО, определяемой как основывающейся на трех факторах устойчивого развития (социальном, экологическом, управленческом) подход к ведению бизнеса, целью которого является максимизация прибыли при условии соблюдения социально ответственного поведения, заключающегося в учете интересов как можно большего количества групп стейкхолдеров, как правило, внедряемый предприятиями на добровольных началах [11; 12; 13], долгое время основное внимание уделялось факторам, влияющим на то, чтобы менеджмент предприятий, действовал социально ответственным образом по отношению к различным заинтересованным сторонам, таким как потребители, сотрудники, поставщики, сообщества, государство и окружающая среда [13; 14; 15; 16]. Однако внедрение технологий ИИ в бизнес меняет почти все аспекты ведения бизнеса социально ответственными способами, поскольку технологии ИИ имеют три различных и взаимосвязанных аспекта, а именно автономию, обучение и непостижимость [1]. Например, сами технологии искусственного интеллекта на сегодняшний день не имеют моральных стандартов, необъяснимый «черный ящик» алгоритмического процесса принятия решений тщательно изучается как несправедливый и причиняющий вред [17; 18].
Существующая литература по ИИ в основном посвящена тому, как разработка ИИ влияет на рыночные стратегии и решения фирм (например, [1; 19]). Однако существенное внимание следует уделить тому, что внедрение ИИ может привести ко многим потенциально неэтичным действиям. Недавние исследования начали изучать такие проблемы, как угроза конфиденциальности информации, безопасность и вопросы этики [20]. Кроме того, разработка ИИ заставляет фирмы перестраивать свои внутренние процессы и размывать организационные границы, что существенно меняет отношения между фирмой и различными заинтересованными сторонами. Технологии искусственного интеллекта также могут стать новыми способами участия в КСО. В этих обстоятельствах эффективное управление отношениями с заинтересованными сторонами и поведением компаний в области социальной ответственности становится критически важным для их устойчивого конкурентного преимущества в эпоху цифровых технологий.
Однако, несмотря на очевидное нарастание проблемы определения ответственности ИИ в бизнесе, относительно мало теоретических и эмпирических исследований посвящено тому, как технологии влияют на КСО (например, [5; 21]).
Целью данной статьи выступает определение характера влияния внедрения ИИ компаниями на уровень их корпоративной социальной ответственности (КСО) и выявления потенциального воздействия соответствующих нововведений на характер взаимодействия предприятия с основными группами стейкхолдеров.
Научная новизна данного исследования заключается в выявлении основных точек соприкосновения ИИ и КСО в разрезе взаимоотношений предприятий с различными группами стейкхолдеров, что может послужить основой для дальнейших научных исследований.
Анализ рынка искусственного интеллекта, корпоративной социальной ответственности и их связи
Обратимся к статистике, определяющей уровень развития искусственного интеллекта в России и для сравнения в странах Европейского Союза (ЕС), КНР, США и ряда других стран.
Рис. 1 демонстрирует информацию об удельном весе компаний, использующих в своей деятельности ИИ. Как показывает график, лидером является КНР (58%), на втором месте – США (25%) [22], в среднем по ЕС в 2021 году данный показатель составил 8% [23], в то время как в России 5,4% (2020 г.) [24]. Соответственно, можно говорить о существенном отставании уровня развития ИИ в России по сравнению с КНР и США, однако если сравнивать со средним значением стран ЕС, можно говорить о том, что отставание находится в пределах, которое представляется возможным нарастить.
Рис. 1. Удельный вес предприятий, использующих виды ИИ в 2021 г. (для России – 2020 г.) (в процентах)
Примечание: составлено автором на основании источников статистических данных [22; 23; 24]
Интересным является и рассмотрение направлений деятельности, в рамках которых используется искусственный интеллект. Как видно, из рис. 2, в рамках европейских стран наиболее активно ИИ применятся в сферах «Информация и коммуникации» (25%), «Профессиональные, научные и технические услуги» (18%), «Электричество, газ, отопление, вентиляция воздуха и водоснабжение (9%) [23].
Рис. 2. Удельный вес предприятий, использующих ИИ в странах ЕС по направлениям деятельности (в процентах) в 2021 г. [23]
По данным из источника, анализирующего российский рынок [24], наиболее активно ИИ внедряется с целью интеллектуального анализа данных (3,8), обработки естественного языка (3,8), применения компьютерного зрения (3,7).
Рис. 3. Удельный вес предприятий, использующих ИИ в России по направлениям деятельности в 2020 г. (в процентах) [24]
Кроме статистики внедрения ИИ в деятельность предприятий, важным представляется рассмотрение данных по уровню КСО в России. Автором собраны данные по 25 крупным российским компаниям нефинансового сектора. На рис. 4 представлены данные о среднем соотношении расходов на КСО к выручке предприятий в рамках рассматриваемой выборки. График показывает, что в целом имеется нисходящая тенденция осуществления вложений в развитие КСО предприятий. Так, на наш взгляд, наилучшим образом, описать тренд можно полиномиальной функцией второго порядка (более высокие порядки в данном случае приводят к проблеме переобучения данных). Как видно, из рисунка особенно яркие спады можно было наблюдать в 2015 г., а также в 2020 и 2021 гг. Первый случай падения объясняется Валютным кризисом в России (2014-2015 гг.); второй – в свою очередь, экономическим кризисом, случившимся в результате Пандемии COVID-19.
Рис. 4. Уровень КСО российских предприятий
Примечание: составлено автором
Действительно в рамках деятельности работы российских предприятий можно видеть остаточный характер финансирования расходов на КСО. Здесь срабатывает, так называемая, теория (не)достаточности ресурсов. В то же время, нельзя недооценивать эффективность инструментальной теории, доказанной многими зарубежными учеными, согласно которой, расходы на КСО представляются инвестициями, а не дополнительными расходами, и в средне- или долгосрочной перспективе они должны приносить дополнительный доход предприятию. Некоторое подтверждение данное теории для российской практики было приведено автором ранее в более ранних публикациях [13; 25].
В связи с вышесказанным, в еще большей степени актуализируется вопрос о том, каким образом ИИ будет оказывать влияние на КСО.
Табл. 1 демонстрирует особенности взаимосвязи ИИ и КСО в разрезе отдельных групп стейкхолдеров.
Таблица 1
Особенности взаимосвязи ИИ и КСО: примеры отношений с разными группами стейкхолдеров
Особенности группы
стейкхолдеров
|
Тенденции
внедрения ИИ
|
Значимость
лояльного отношения со стороны группы стейкхолдеров
| |
Инвесторы
| |||
Их доход
зависит от эффективности предприятия;
являются носителями риска недостаточности капитала; остаточный характер требований |
На доходность
инвесторов в контексте внедрения предприятиями ИИ влияет следующее:
- Ожидается, что рост рынка ИИ достигнет отметки 407 млрд. долл. США к 2027 г. (86,9 млрд. долл. по итогам 2022 г.); - 64% предприятий ожидают увеличение производительности благодарю внедрению ИИ [26; 27]; - Особенно высокое влияние будет оказано в промышленных секторах. К 2035 году ожидается прибыль в размере 3,8 триллиона долларов [28]; - 97% владельцев бизнеса считают, что ChatGPT поможет их бизнесу. Каждая третья компания планирует использовать ChatGPT для создания контента веб-сайта, а 44% стремятся создавать контент на нескольких языках; - 64% собственников бизнеса считают, что ИИ улучшит отношения с клиентами, более 60% полагают, что улучшится производительность. 42% считают, что это упростит рабочие процессы [27] |
Поддержка в
вопросе реализации инновационных проектов, внедрения ИИ;
имеются перспективы использования инструментального подхода к КСО Требуется долгосрочная политика в вопросе внедрения ИИ и наращивания КСО со стороны организаций, направленная на приоритетное соблюдение интересов инвесторов, а не менеджеров | |
Сотрудники
| |||
Основные
участники инновационной деятельности;
их лояльность является важным критерием устойчивого развития организации; при неблагоприятных условиях труда и невозможности самореализовываться возможен отток кадров |
77% работников
обеспокоены тем, что внедрение ИИ приведет к потере рабочего места в
следующем году [29].
400 млн.
работников могут быть замещены ИИ к 2030 г. Однако согласно исследованию
Всемирного экономического форума, внедрение ИИ создаст 97 млн. рабочих мест [30].
Согласно исследованию IBM, четверть компаний внедряют ИИ в свою деятельность
в результате недостатка кадров [22].
КСО в условиях активного внедрения ИИ по отношению к сотрудникам заключается в том, чтобы максимально сохранить численность работников, обеспечить возможность обучения и переквалификации. |
Наличие
возможностей для генерирования и реализации инновационных идей;
наличие возможностей для повышения качества продукции и конкурентоспособности предприятия в целом; снижение рисков оттока кадров и повышения их текучести | |
Потребители
| |||
КСО помогает
достичь конкурентных преимуществ в тех отраслях, где доверие является важным
при выборе потребителя.
Особую важность приобретает направленность на социально ответственного потребителя |
К 2030 году
каждый десятый автомобиль будет беспилотным [31].
Более 75% потребителей обеспокоены дезинформацией от ИИ и в целом тем, что бизнес использует ИИ. Поскольку ИИ играет все более важную роль в различных отраслях, преодоление опасений потребителей будет иметь решающее значение для бизнеса [29]. Необходимо обеспечение конкурентоспособности продукта, включая гарантии соблюдения социально ответственного поведения при его изготовлении, так как мировой опыт показывает, что потребители все чаще обращают внимание на подобные характеристики, проявляя социальную ответственность. |
Возможность
достижения высоких экономических показателей за счет инновационных
характеристик и высокого уровня конкурентоспособности продукта
| |
Государство
| |||
В условиях
кризисов крупным предприятиям часто требуется поддержка со стороны
государства
|
В России
технологии ИИ внедряются и в рамках органов государственной власти.
На сегодняшний день важным представляется эффективное законодательное урегулирование внедрения и применения ИИ для достижения оптимального соотношения пользы и безопасности использования ИИ. |
Возможность
формирования взаимовыгодного сотрудничества государства и предприятий и новых
перспектив развития для бизнеса, включая деятельность в сфере ИИ
| |
Данный перечень не включает в себя всех возможных заинтересованных лиц, а только ряд из них.
Таким образом, как показывает таблица 1, в условиях активного внедрения ИИ предприятиями в свою деятельность важным представляется достижение лояльного отношения со стороны значимых групп стейхколдеров, так как именно оно позволяет наращивать уровень инновационной активности (включая внедрение ИИ) и добиваться экономической эффективности предприятия в целом.
На сегодняшний день в рамках российского рынка слишком мало статистических данных для того, чтобы иметь возможность провести качественное эмпирическое исследование связи внедрения ИИ и уровня КСО. Однако по мере накопления информации проведение такого исследования представляется весьма перспективным и потенциально несет в себе высокую теоретическую и практическую значимость.
Заключение
Таким образом, в рамках данного исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, вопрос изучения взаимосвязей между ИИ и КСО с каждым днем приобретает всю большую актуальность и исследования подобного рода являются необходимыми для улучшения нашего понимания роли ИИ в организациях.
Во-вторых, исследование статистики внедрения ИИ предприятиями России и стран ЕС, КНР, США и ряда других показывает, что имеется существенное отставание России (5,4%) [24] от КНР (58%) и США (25%) [22], однако разрыв от показателя стран ЕС в среднем (8%) [23] представляется не таким значительным.
В-третьих, анализ крупных российских компаний показывает, что соотношение расходов на КСО к выручке предприятий имеют нисходящую тенденцию развития, наилучшим образом описываемую полиномиальной функцией второго порядка. Особенно яркие спады приходятся на кризисные периоды, что говорит об остаточном характере финансирования КСО.
В-четвертых, по таким группам стейкхолдеров, как инвесторы, сотрудники, потребители и государство, рассмотрены тенденции развития ИИ и их влияния на соответствующие группы заинтересованных сторон, а также определены особенности групп стейкхолдеров и значимость их лояльного отношения к предприятиям.
Таким образом, на сегодняшний день крайне важным представляется поиск и нахождение баланса между внедрением предприятиями ИИ и наращивания уровня КСО по отношению к различным группам стейкхолдеров. Именно такой сценарий развития, на наш взгляд, приведет к наиболее выигрышной позиции предприятий в долгосрочной перспективе.
Источники:
2. Chalmers D., MacKenzie N. G., Carter S. Artificial intelligence and entrepreneurship: implications for venture creation in the fourth industrial revolution // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2021. – № 45(5). – p. 1028-1053.
3. Davenport T., Guha A., Grewal D., Bressgott T. How artificial intelligence will change the future of marketing // Journal of the Academy of Marketing Science. – 2020. – № 48(1). – p. 24-42.
4. Huang M. H., Rust R. T. Artificial intelligence in service // Journal of Service Research. – 2018. – № 21(2). – p. 155-172.
5. Tóth Z., Caruana R., Gruber T., Loebbecke C. The dawn of the AI robots: Towards a new framework of AI robot accountability // Journal of Business Ethics. – 2022. – № 178. – p. 895–916.
6. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 (дата обращения: 22.06.2023).
7. Martin K. Ethical implications and accountability of algorithms // Journal of Business Ethics. – 2019. – № 160(4). – p. 835-850.
8. Окунева, Н.В., Туманова Е.С., Шипулина И.А. Мировой рынок искусственного интеллекта его влияние искусственного интеллекта на облик рынка труда // Современный специалист-профессионал: теория и практика: Материалы 10-ой международной научной конференции студентов и магистрантов, посвящённой 100-летию Финуниверситета в рамках IX Международного научного студенческого конгресса "Цифровая экономика: новая парадигма развития", Барнаул, 22–23 марта 2018 года / Под общей редакцией Т.Е. Фасенко, Д.В. Коханенко. – Барнаул: Типография "Графикс". Барнаул, 2018. – c. 13-16.
9. Анохин К.В., Новоселов К. С., Смирнов С.К. Искусственный интеллект для науки и наука для искусственного интеллекта // Вопросы философии. – 2022. – № 3. – c. 93-105. – doi: 10.21146/0042-8744-2022-3-93-105.
10. Усманов А.Р., Рахматулина Р.Ш. Искусственный интеллект: понятие, признаки и виды искусственного интеллекта как технологии в сфере интеллектуальной собственности // Российский научный вестник. – 2023. – № 1. – c. 61-67.
11. Aguinis, H. Organizational responsibility: Doing good and doing well. In S. Zedeck (Ed.), APA handbook of industrial and organizational psychology. – 2011 (C. 855–879). Washington, DC: American Psychological Association. URL: https://psycnet.apa.org/record/2010-06019-024
12. Liu Y., Dai W., Liao M., Wei J. Social status and corporate social responsibility: Evidence from Chinese privately owned firms // Journal of Business Ethics. – 2021. – № 169. – p. 651-672.
13. Бадыкова И.Р. Финансовая результативность стейкхолдерской политики в условиях экономической нестабильности: эмпирический анализ по панельным данным // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2023. – № 1(363). – c. 81-101.
14. Dmytriyev S. D., Freeman R. E., Hörisch J. The relationship between stakeholder theory and corporate social responsibility: Differences, similarities, and implications for social issues in management // Journal of Management Studies. – 2021. – № 58(6). – p. 1441-1470.
15. Финогеева А.И., Батаева Б.С. Развитие практики менеджмента заинтересованных сторон в крупных российских компаниях // Экономические науки. – 2018. – № 169. – c. 35-40. – doi: 10.14451/1.169.35.
16. Андреева О.В. Корпоративная социальная ответственность: финансовый аспект // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 3. – c. 13-18.
17. Martin K. Designing ethical algorithms // MIS Quarterly Executive. – 2019. – № 18(2). – p. 129-142.
18. Du S., Xie C. Paradoxes of artificial intelligence in consumer markets: Ethical challenges and opportunities // Journal of Business Research. – 2021. – № 129. – p. 961-974.
19. Wielgos D. M., Homburg C., Kuehnl C. Digital business capability: its impact on firm and customer performance // Journal of the Academy of Marketing Science. – 2021. – № 49(4). – p. 762-789.
20. Quach S., Thaichon P., Martin K. D., Weaven S., Palmatier R. W. Digital technologies: tensions in privacy and data // Journal of the Academy of Marketing Science. – 2022. – № 50. – p. 1299–1323.
21. Sullivan Y. W., Fosso Wamba S. Moral judgments in the age of artificial intelligence // Journal of Business Ethics. – 2022. – № 178(1).
22. Официальный сайт IBM. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibm.com (дата обращения: 20.07.2023).
23. Официальный сайт Eurostat. Use of artificial intelligence in enterprises 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Use_of_artificial_intelligence_in_enterprises (дата обращения: 19.07.2023).
24. Официальный сайт НИУ «Высшая школа экономики». Использование технологий искусственного интеллекта в России. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/542527560.html (дата обращения: 15.07.2023).
25. Анкудинов А.Б., Бадыкова И.Р. Эмпирический анализ взаимосвязи расходов на реализацию политики социальной ответственности и финансовой эффективности российских компаний // Управленец. – 2020. – № 2. – p. 16-26.
26. Haan K. Forbes Advisor. 24 Top AI Statistics And Trends In 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/advisor/business/ai-statistics/#sources_section (дата обращения: 22.07.2023).
27. Haan K. Forbes Advisor. How Businesses Are Using Artificial Intelligence In 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/advisor/business/software/ai-in-business/ (дата обращения: 21.07.2023).
28. Официальный сайт Accenture. [Электронный ресурс]. URL: https://www.accenture.com/us-en (дата обращения: 20.07.2023).
29. Haan K. Forbes Advisor. Over 75% Of Consumers Are Concerned About Misinformation From Artificial Intelligence. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/advisor/business/artificial-intelligence-consumer-sentiment (дата обращения: 22.07.2023).
30. Официальный сайт The World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org (дата обращения: 23.07.2023).
31. Официальный сайт Marketsandmarkets. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marketsandmarkets.com (дата обращения: 22.07.2023).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:34:27