Регулирование социально-трудовых отношений в экономике России

Колмакова И.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (73), Январь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Колмакова И.Д. Регулирование социально-трудовых отношений в экономике России // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 1. – С. 19-25.

Аннотация:
Социально-трудовые отношения - основа основ стабилизации экономических отношений любого общества. Термин «социально-трудовые отношения» вошел в научный оборот сравнительно недавно. До этого в экономической литературе широко использовался термин «управление трудом», под которым понималось, в том числе, и управление социально-трудовыми отношениями.

Ключевые слова: социально-трудовые отношения, трудовые отношения, социальные отношения, управление трудом



Социально-трудовые отношения ‑ основа основ стабилизации экономических отношений любого общества. Термин «социально-трудовые отношения» вошел в научный оборот сравнительно недавно. До этого в экономической литературе широко использовался термин «управление трудом», под которым понималось, в том числе, и управление социально-трудовыми отношениями.

В российской экономике в настоящее время придается большое значение проблеме регулирования социально-трудовых отношений. Неслучайно в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы содержался пункт о введении в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования дисциплины «Регулирование трудовых отношений на принципах социального партнерства» (хотя в названии дисциплины есть определенная неточность - речь идет о социально-трудовых отношениях).

В экономической литературе нередко понятие «социально-трудовые отношения» отождествляют с понятием «трудовые отношения». Например, Н.Е. Колесников дает такое определение: «Социально-трудовые отношения представляют собой сложную систему отношений, возникающих между людьми в процессе их как производственной, так и хозяйственно-экономической, социальной, политической и других форм общественной деятельности, нацеленной на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, трудового коллектива и общества» [1, с. 42]. В этом определении смешиваются трудовые и социально-трудовые отношения. В определении, данном Б.М. Генкиным, также нет их четкого разделения: «Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью» [2, с. 347]. В книге «Экономика труда и социально-трудовые отношения» дается следующее определение: «Социально-трудовые отношения ‑ это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни» [3, с. 48].

Мы различаем трудовые и социально-трудовые отношения. Трудовые отношения – это отношения, возникающие непосредственно в процессе труда. Социально-трудовые отношения – это иные, непосредственно связанные с трудом отношения. К ним, в частности, относятся отношения, связанные с повышением квалификации, условиями труда, организацией быта и отдыха работников, подбором кадров и др.

В прямой связи с трудовыми отношениями находится и личное потребление работника, в сфере которого происходит воспроизводство его самого и его семьи. Социально-трудовые отношения, таким образом, не совпадают с отношениями в процессе труда, они включают важные социальные аспекты, например, систему социальной защиты работников и т.д. В трудовые отношения вступают работники, различные социально-профессиональные группы работников, менеджеры, наемный персонал организации. В социально-трудовые отношения вступают работодатели, профсоюзы, государственные и муниципальные органы власти и управления, объединения профсоюзов, объединения работодателей и другие лица, так или иначе участвующие в регулировании этих отношений.

Можно выделить также надстроечные и базисные отношения. Впервые такое различие проведено Н.А. Белкиной в монографии «Корпоративная система управления трудом». Социально-трудовые отношения выступают как надстроечные явления, протекающие вне сферы труда, трудовые отношения – как базисные, протекающие в недрах производства товаров и услуг [4, с. 18-20].

Анализ литературных источников показал также, что понятия «трудовая сфера» и «социально-трудовая сфера» в экономической литературе зачастую подменяют друг друга. Понятие «социально-трудовая сфера» определяется как область действия отношений:

‑ возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса;

‑ занятости;

‑ по поводу распределения и потребления произведенного национального дохода.

Н.А. Волгин, Ю.Г. Одегов социально-трудовую сферу определяют как сферу «социально-экономических процессов и отношений, в которой доминируют отношения по поводу общественных и производственных условий труда, по поводу его осуществления, организации, оплаты, дисциплины, по поводу трудовой этики, формирования и функционирования трудовых общностей и т.п.» [5, с. 249]. В приведенных определениях социально-трудовая сфера – это весьма широкое понятие, которое охватывает обширный круг процессов и отношений, объединяя все уровни, на которых они существуют.

В настоящее время в экономической литературе в случаях рассмотрения управления и отдельным предприятием, и хозяйством страны в целом выделяется специфический вид управления – управление трудом. На наш взгляд, такое выделение неправомерно. «Управление трудом», имевшее место в планово-регулируемой экономике, уступает место регулированию социально-трудовых отношений в условиях переходной экономики, так как управлять в рыночном хозяйстве может только собственник или лицо, уполномоченное собственником. В рыночной экономике речь может идти не об управлении, а о регулировании государством социально-трудовых отношений в рыночной сфере. Эволюция подходов к содержанию этой категории связана с изменением экономической системы и отношений собственности.

Таким образом, понятие «управление трудом», по нашему мнению, относится к предприятию и охватывает вопросы эффективного использования задействованной рабочей силы. То есть это мероприятия по повышению эффективности живого труда, связанные с техническим прогрессом (повышением вооруженности труда, а, значит, и его производительности), с трудосберегающей политикой, предполагающей активное использование имеющихся резервов роста производительности труда, воздействием на те или иные факторы рационального использования рабочего времени. Труд может быть предметом управления только на уровне предприятия.

Управленческие воздействия могут быть направлены как прямо на работника, так и на производственную ячейку. На федеральном, региональном и муниципальном уровне речь идет о регулировании социально-трудовых отношений. На локальном уровне, то есть в организации, речь может идти как об управлении трудом, так и о регулировании локальных социально-трудовых отношений.

Многие экономисты подчеркивают социальную ориентацию экономического роста в современной хозяйственной системе. Г. Слезингер вводит термин «социальная организация труда», под которым понимает совокупность решений и действий по созданию социально-трудовых систем и соответствующих организационных структур, опосредующих взаимодействие людей с технологиями, предметами и средствами труда, с окружающей средой. [6, с.77].

Н.А. Волгин, Ю.Г. Одегов подчеркивают единство и взаимообусловленность трудовых и социальных процессов: «…на практике трудовые отношения – отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем – редко существуют в чистом виде, без социальной составляющей, и, наоборот, социальные отношения, как правило, возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д.» [5, с. 4].

Идеи формирования социальной экономики, ее нацеленности на повышение уровня жизни людей и производной этой системы – социальной организации труда – содержатся также в «Стратегии МОТ в поддержку предприятий», разработанной в 1996 году. Социальная организация труда призвана обеспечивать продуктивную занятость, гуманизацию условий труда, рост уровня его оплаты, цивилизованные социально-трудовые отношения и социальную защиту. Отсюда следует, что центральное место в социальной экономике занимает человек. Поэтому не удивительно, что ключевым направлением регулирования социально-трудовых отношений является социальное партнерство.

Система социального партнерства в России включает различные уровни:

1) генеральное соглашение;

2) региональные соглашения;

3) отраслевые (тарифные) соглашения;

4) коллективные договоры.

На национальных коллективных переговорах рассматриваются, как правило, только самые общие проблемы (базовый уровень зарплаты, совершенствование систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров на предприятиях и т.п.), решение же конкретных вопросов передано на отраслевой и территориальный уровни.

Объектами регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне являются:

- конституционные права и свободы граждан в социально-трудовой сфере;

- общегосударственные минимальные социальные нормативы и гарантии для работников предприятий всех форм собственности, позволяющие удовлетворять жизненно важные потребности;

- индексация тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, упорядочение применяемых доплат и надбавок к их заработной плате с целью установления оптимального соотношения тарифной и надтарифной частей в структуре заработной платы;

- нормативная база в области нормирования и регламентации труда работников, прежде всего, пересмотр устаревших и разработка новых межотраслевых норм и нормативов, ЕТКС и КС, также разработка национальной системы профессиональных стандартов;

- уровень доходов населения;

- уровень безработицы, эффективное размещение и использование трудовых ресурсов в экономике при строгом соблюдении основных прав работников (право на справедливую оплату труда, право на защиту от необоснованного увольнения, право на забастовку и т. п.);

- социальные стандарты на гарантируемый государством объем услуг в области социальной защиты;

‑ улучшение условий труда и его охраны, обеспечение экологической безопасности предприятий всех форм собственности и др.

К объектам регулирования социально-трудовых отношений на региональном уровне относятся:

- размер тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии базовой отрасли региона и коэффициенты, определяющие соотношение тарифных ставок первого разряда рабочих основных профессий других отраслей с тарифной ставкой первого разряда рабочего основной профессии базовой отрасли;

- перечень межотраслевых (сквозных) профессий и должностей и размеры единых тарифных ставок (окладов) этих работников;

- порядок индексации тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии базовой отрасли региона и др.

К объектам регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне относятся:

- размер тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии муниципальных предприятий;

- размеры единых тарифных ставок (окладов) рабочих сквозных профессий, не включенных в перечень межотраслевых (сквозных) профессий, предусмотренный региональным межотраслевым тарифным соглашением;

- размеры надбавок, стимулирующих приток рабочей силы на соответствующую территорию, условия их выплат и др.

К объектам регулирования социально-трудовых отношений на локальном уровне относятся:

- вид (форма, система) оплаты труда;

- соотношение размеров тарифных ставок (окладов) между отдельными категориями персонала;

- размеры тарифных ставок (окладов) по каждой профессии;

- выплата пособий, компенсаций;

- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

- соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

- оздоровление и отдых работников и членов их семей и др.

Таким образом, регулирование социально-трудовых отношений - это элемент управления социально-трудовой сферой. Оно направлено на обеспечение продуктивной занятости и защиты от безработицы, справедливой оплаты труда и формирования доходов, совершенствования форм социального партнерства и др.


Источники:

1. Колесников Н.Е. Социально-трудовые отношения: современные проблемы теории и практики. – СПб.: Изд. РАН, 1993.
2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда – М.:НОРМА ИнфраМ, 2001. – 430 с.
3. Экономика труда и социально-трудовые отношения. /Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. –: Изд. МГУ, 1996.
4. Белкина Н.А. Корпоративная система управления трудом – Екатеринбург: Изд. ИЭ УрО РАН, 2003. – 282 с.
5. Экономика труда (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2003. - 736 с.
6. Слезингер Г. Социальная экономика плюс социальная организация труда // Человек и труд. 2001. № 7. - С.77-81.

Страница обновлена: 28.01.2024 в 20:09:27