Социально-трудовые отношения в России: современное состояние и пути минимизации возможных угроз
Буевич А.П.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 7 (Июль 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68533866
Аннотация:
Переход к постиндустриальному обществу спровоцировал полную перестройку социально-экономических отношений в обществе, что привело и к изменению состояния социально-трудовых отношений. Интеграция передовых технологий в производственные процессы привела к возникновению множества проблем как на микроуровне, так и на макроуровне. К наиболее значимым из них можно отнести риск возникновения технологической безработицы, ухудшение психоэмоционального состояния работников, а также падение их благосостояния. В связи с чем необходима разработка дополнительных мер, направленных на преодоление возникших проблем. Данная работа посвящена выявлению возможности и эффективности реализации дополнительных инструментов государственной политики, направленных на улучшение состояния социально-трудовых отношений в российской действительности. В частности, в исследовании были предложены меры, выявленные на основании анализа опыта зарубежных стран.
Ключевые слова: постиндустриальное общество, социально-трудовые отношения, промышленное производство, научно-исследовательский потенциал, человеческий потенциал
JEL-классификация: L60, L70, O15
Введение
Переход к постиндустриальному обществу в России является достаточно противоречивым процессом. С одной стороны, он, безусловно, приводит к улучшению уровня жизни в нашей стране. Однако, в то же время, его протекание сопряжено и с рядом социально-экономических проблем. Так, изначально низкий уровень развития низкотехнологичного производства и невысокий уровень вложений в экспансию высокотехнологичных предприятий, сегодня привели к тому, что индустриальный сектор в России развит крайне слабо. При этом активное развитие сферы услуг и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не только провоцирует ещё большее сокращение темпов его развития, но и приводит к протеканию процессов деиндустриализации в нашей стране. Это, в свою очередь, приводит к подрыву экономической безопасности в нашей стране. Однако, помимо этого, данная проблема влечёт за собой и возникновение множества противоречий в сфере социально-трудовых отношений [1].
Вопросами изучения современного состояния социально-трудовых отношений в России сегодня занимаются многие российские и зарубежные учёные, среди которых можно выделить Альпидовскую М.Л. [1], Берберова А.Б. [2], Сергеева Г.С. [11], Середкину Е.В., Безукладникову И.И., Ядову Е.Н. [12] и многих других.
Анализ многих исследовательских работ показал, что на сегодняшний день выявлено множество проблем в сфере функционирования рынка труда, а также слабости используемых механизмов минимизации возникающих угроз. Однако достаточно мало материала посвящено именно вопросам разработки дополнительных инструментов преодоления возникающих проблем, эффективных в условиях особенности функционирования российской экономики. В частности, крайне мало внимания уделяется анализу зарубежного опыта преодоления возможных трудностей с целью выявления наиболее действенных мер по поддержанию благосостояния работников и адаптации данных инструментов к российской действительности.
В этой связи особую актуальность сегодня приобретает разработка специальных мер, направленных на минимизацию возможных рисков и поддержания благополучия работников проблем в эпоху современной трансформации экономики России.
Цель исследования состоит в выявлении возможности реализации дополнительных инструментов государственной политики, направленных на улучшение состояния социально-трудовых отношений в российской действительности.
Новизна исследования заключается в предложении авторского видения относительно необходимых преобразований в социально-экономической политике России на основании опыта зарубежных стран.
При проведении исследования был осуществлен анализ статистической и аналитической информации, а также нормативно-правовой базы РФ, связанной с данной проблематикой.
Основная часть
Проведённые исследования в области функционирования современных социально-трудовых отношений позволяют отметить, что интеграция инновационных технологий в производственные процессы российских предприятий приводит к возникновению негативных последствий как на микроуровне, так и на макроуровне.
Так, стоит начать с того, что внедрение инновационных технологий сегодня приводит к замещению некоторых категорий работников высокотехнологичными машинами. Подобная тенденция, безусловно, приводит к сокращению занятости в производственных отраслях с вредными и опасными условиями труда, а также снижению производственного травматизма. При этом, нельзя не отметить, что внедрение даже незначительного числа инновационных технологий в производственные процессы, призванных расширить число предприятий, приводит к замещению людей на их рабочих местах намного более быстрыми темпами, чем создаются новые. Вследствие чего сегодня в нашей стране обостряется риск возникновения технологической безработицы [1].
Более того, обеспечение кооперации высокотехнологичных машин и человека в процессе трудовой деятельности приводит к ухудшению психоэмоционального состояния работников на рабочих местах. Дело в том, что роботы, способные выполнять работу на более высоком уровне, могут напоминать людям об их собственных недостатках. Это, в свою очередь, может утомлять или даже раздражать людей [12].
Также, рост производительности труда приводит и к ухудшению благосостояния работников посредством отчуждения ещё большего объёма продукции, что влечёт за собой и высокую степень дифференциации доходов населения [14].
Таким образом, подобная тенденция обосновывает необходимость в реализации ряда мер, направленных в первую очередь на разграничение трудовых функций между работниками и высокотехнологичными машинами. И в первую очередь это возможно за счёт ускорения обновления содержания труда, а именно его «интеллектуализации», и обеспечения больших возможности для людей для приобретения соответствующих навыков. Это позволит избежать пересечения обязанностей ввиду усложнения трудовых функций людей и невозможности их передачи машинам, что, в свою очередь, сможет предотвратить распространение массовой безработицы, а также повысит ценность людей на предприятиях. Причём последнее возможно как в контексте сохранения уверенности работников в своей значимости в производственном процессе и невозможности замещения, так и в вопросе обеспечения достойной оплаты труда.
Безусловно, нельзя не отметить, что некоторые шаги на пути к предотвращению негативных последствий реализуются уже сегодня, а многие меры, принимаемые на федеральном и региональном уровнях (в частности, речь идёт о реализации соответствующих национальных проектов, например, «Наука и образование», «Повышение производительности труда» и т.д.), направлены именно на поддержание уровня занятости и необходимое переобучение сотрудников [6].
Тем не менее, как показала практика, данных мер всё равно остаётся недостаточно для преодоления многих проблем развития социально-трудовых отношений [1]. В связи с чем необходимо реализовывать дополнительные шаги в целях минимизации возникающих угроз.
Во-первых, как показал опыт СССР, для обеспечения возможности активного развития экономики и повышения экономической активности населения, необходимо расширения численности рабочих мест за счёт увеличения количества предприятий [2]. В связи с чем сегодня на первый план выходит потребность в разрешении важнейшей проблемы нашей страны – деиндустриализации [11], для чего необходимо государственное стимулирование экспансии промышленных предприятий, в особенности высокотехнологичных. Казалось бы, данная стратегия может быть реализована за счёт введения налоговых послаблений или предоставления субсидий для представителей промышленного производства. Однако, препятствовать этому может дефицит бюджета нашего государства. В связи с чем необходимо предпринимать ряд других мер. Например, свою эффективность может показать разработка и введение дифференцированной системы налогообложения отечественных предприятий. Так, введение большей налоговой ставки на прибыль (или выручку, в зависимости от выбранной субъектом хозяйственно деятельности системы налогообложения) предприятий в отраслях, не являющимися приоритетными для нашей страны, и её уменьшение в отраслях, развитие которых крайне необходимо для экономического развития государства, позволит сделать предпринимательскую деятельность во второй категории отраслей более выгодной и, соответственно, привлечь больше финансовых ресурсов в их развитие, но при этом поддержать баланс государственного бюджета. Таким же образом возможно регулирование и кадровой структуры предприятий: повышение НДФЛ в одних сферах деятельности и уменьшение его в других может спровоцировать переток кадров из одних отраслей в другие. Однако важно крайне внимательно разрабатывать и реализовывать данные меры, во избежание полной стагнации ряда отраслей.
При этом для обеспечения возможности повышения конкурентоспособности отечественной индустрии и, соответственно, её дальнейшей экспансии, а также полноценного развития человеческого потенциала, отвечающего вызовам современной экономики, необходимо проведение преобразования и в сфере науки и образования. Важно отметить, что данные отрасли играют сегодня ключевую роль в разрешении социально-трудовых проблем, поскольку, во-первых, именно они обеспечивают приток высококвалифицированных кадров в другие отрасли экономики, во-вторых, в эпоху шестого технологического уклада они должны стать ключевым источником рабочих мест.
Рассматривая возможность реализации ряда мер, направленных на увеличение научно-технического потенциала нашей страны, нельзя не отметить повышении эффективности вложения средств в НИОКР. Ведь по данным Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), даже несмотря на рост вложений в инновационную деятельность, что и продемонстрировано на представлено ниже рис. 1, её эффективность падает, что говорит о том, что ресурсы используются неэффективно. Это же подтверждает и стагнация уровня патентной активности, происходящей из-за некорректного подхода к распределению ресурсов [17].
Рис. 1. Уровень вложений в НИОКР и результативность расходуемых средств
Источник: составлено автором на основании данных [17].
В связи с чем необходимо ужесточение на законодательном уровне контроля за расходуемыми бюджетными средствами. Данное предложение, в свою очередь, может быть реализованы путём совершенствования системы отчётности, а также целевого расходования всех средств на приобретение конкретных благ с определённой целью, заключающегося не в передачи определённого объёма средств конкретным людям или организации, а в передачи именно приобретённых товаров или услуг. При этом принимающая сторона должна предоставить отчёт о применении полученного ресурса и пользе результатов, полученных в ходе внедрения данных ресурсов в исследовательский процесс. Безусловно, реализация данной идеи потребует некоторых затрат как на разработку, так и на внедрение, в частности, увеличатся расходы на содержание персонала, обеспечивающих надзор за данной деятельностью. Однако экономические издержки расхода средств без постоянного контроля за их использованием могут быть намного выше, в связи с чем необходимо составление чёткого плана, поиск возможных путей реализации данной идеи и расчёт издержек и выгоды, который несёт в себе каждый из вариантов.
Также, в целях полноценного развития науки и образования в нашей стране также необходимо и совершенствование механизма международного сотрудничества в данных сферах как неотъемлемого элемента повышения конкурентоспособности национальных университетов.
В частности, для обеспечения возможности активного обмена опытом крайне важным сегодня для развития нашей страны является целевое привлечение студентов из зарубежных вузов. Похожая практика успешно применяется и в развитых странах, способствуя привлечению большого числа высококвалифицированных научно-технических специалистов [8].
В связи с чем в России необходима дополнительная разработка программ по поддержке талантливой молодёжи, а также определенных требований к проезжающим иностранным студентам. Так, например, сегодня мы уже сталкиваемся с различного рода запросами со стороны принимающего вуза, например, требованиями к уровню владения языком или к среднему баллу, на основании которых и проводится конкурсный отбор кандидатов. Однако, помимо этого, необходимо вводить и другие запросы, направленные на целевое привлечение студентов из других вузов. Так, например, на федеральном уровне эффективность могут иметь меры по установлению определенных квот для вузов, реализующих программы академической мобильности. В частности, регламентировать число и долю научных работ, реализуемых в вузах с участием иностранных обучающихся. Более того, не менее полезным может быть и выделение грантов на обучение для приезжих студентов или обеспечение им возможности получения специального образовательного кредита на определенных условиях, например, обязывающих по завершении обучения проработать в ряде государственных структур или частных компаний на протяжении установленного срока. Также, способствовать целевому привлечению студентов из иностранных образовательных организаций на уровне определенных вузов может и установление для принимаемы учащихся нижних порогов по числу научных работ, а также введение в учебных план обязательной практики в научно-исследовательском центре университета.
Более того, для обеспечения экономики кадрами, отвечающих актуальным требованиям экономики, необходимо постоянно работать над увеличением числа студентов, вовлечённых в научно-исследовательскую деятельность. В связи с чем необходимо совершенствовать систему их вовлечения в исследовательский процесс. Безусловно, уже сейчас ВУЗы могут предложить учащимся повышенную стипендию или единоразовые выплаты, направленные на поддержку активности молодёжи, а также различные привилегии в виде приоритетной возможности пройти стажировку или поехать на обучение в вуз-партнёр по программе академической мобильности. Однако, как мы видим, этих мер всё равно недостаточно для вовлечения молодых людей в исследовательскую деятельность, чему не способствует и проведение специализированных агитационных мероприятий. Вследствие чего необходимо применение дополнительных мер, в частности, внедрение большего числа обязательных исследовательских работ в учебный процесс. Однако следует помнить, что и эта мера должна реализовываться достаточно аккуратно, поскольку, во-первых, чрезмерное количество подобных работ может наскучить студентам, во-вторых, необходим контроль самостоятельности выполнения работ. Более того, важен вопрос мотивации, поскольку среди учащихся возможен формальный подход к выполняемой работе, что требует вовлечения ещё большего числа высококвалифицированных преподавателей в данный процесс.
Помимо этого, конечно же необходимо совершенствование и самой системы образования, поскольку уход от отечественной системы в результате вступления нашей страны в Болонский процесс спровоцировал возникновение множества проблем в системе образования в России [9], что и привело к дальнейшему возникновению различного рода проблем как в сфере науки, так и на рынке труда. В частности, одной из важнейших проблем сегодня является низкая практикоориентированность полученных знаний ввиду низкого уровня взаимодействия между университетами и предприятиями [4]. При этом полный возврат к старой системе образования на современном этапе развития нашей страны также может быть крайне неэффективным в связи с эволюцией общества. Таким образом, необходимо обеспечение синтеза нескольких систем для создания наиболее актуальной для России системы подготовки кадров.
Наконец, немаловажным является и реализации некоторых стратегий и на уровне предприятий. Так, для улучшения психоэмоционального благополучия работников на предприятии и, соответственно, повышения привлекательности промышленных предприятий как источников рабочих мест [12], во-первых, необходимо совершенствовать систему организации труда и чёткого распределения обязанностей между сотрудниками и высокотехнологичными машинами в целях поддержания осознания своей значимости среди работников. Во-вторых, этому может способствовать и перестройка структуры предприятия, и создание совершенно новых рабочих мест [2], привлечение людей к выполнению совершенно новых, сложных задач, недоступных к выполнению машинами. Однако данная мера тяжело реализуема без решения ещё одной задачи – переобучения работников за счёт средств предприятия. Конечно, далеко не все компании решатся на дополнительные вложения в сотрудников, однако, как показал опыт одной из Швейцарских фирм, реализация всех трёх вышеупомянутых мер может привести к существенному росту производительности труда [5].
Выводы
Таким образом, даже несмотря на то, что на сегодняшний день реализуется множество мер, как на федеральном и региональном, так и на местном уровнях, нацеленных на улучшение состояния социально-трудовых отношений в современной России, сегодня их всё равно становится недостаточно. В связи с чем необходимо совершенствовать механизмы поддержания благополучия и повышения уровня защищённости работников путём расширения числа предприятий, а также экспансии комфортных рабочих мест в приоритетных отраслях, отвечающих квалификационным требованиям современных работников и позволяющих раскрыться их творческому потенциалу. Более того, на это также может оказать положительное влияние и активная реализация мер, направленных на совершенствование функционирования сферы науки и образования. В частности, к ним относится дополнительный надзор и законодательное регулирование процесса использования выделяемых из бюджета средств и совершенствование современной российской системы образования в целях организации успешной подготовки специалистов, отвечающих требованиям отечественного рынка труда, а также ещё большее вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность и обеспечение возможности обмена опытом на международном уровне. Наконец, повышению благополучия современных работников может способствовать и совершенствование кадровой политики непосредственно на предприятиях.
Источники:
2. Берберов А.Б. Технологическая безработица в условиях становления цифровой экономики. / Дис. … канд. экон. наук: 80.00.01. - М., 2021. – 206 c.
3. Вайнраух В. «Утечка молодых мозгов» из России или почему половина перспективных российских студентов предпочитает учиться за границей. Internationalwealth.info. [Электронный ресурс]. URL: https://internationalwealth.info/education-abroad/utechka-molodyh-mozgov-iz-rossii-ili-pochemu-polovina-perspektivnyh-rossijskih-studentov-predpochitaet-uchitsja-za-granicej (дата обращения: 15.03.2024).
4. Григорьева Е.В., Горбунова П.Г. Проблемы и перспективы развития современного образования в России // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-1. – c. 143-145.
5. Информационная система по строительной технике. [Электронный ресурс]. URL: https://stroy-technics.ru/article/osnovnye-ponyatiya-i-terminologiya-v-oblasti-manipulyatorov (дата обращения: 20.04.2024).
6. Национальные проекты России. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/ (дата обращения: 20.04.2024).
7. Момджян К.Х. О роли материального производства // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 4(62). – c. 37-42.
8. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. – 2022. – № 2. – c. 149-166. – doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166.
9. Николенко Н.А. Отечественное образование в модусах социального времени // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. – 2023. – № 3. – c. 313-327. – doi: 10.35634/2587-9030-2023-7-3-313-327.
10. Носков В.А. Постиндустриальное развитие и характер деиндустриализации в мировой экономике и экономическая безопасность России // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2021. – № 3. – c. 61-69. – doi: 10.18287/2542-0461-2021-12-3-61-69.
11. Сергеев Г.С. Развитие высокотехнологичного производства в постсоветской России в контексте мир-системного подхода // Экономическое возрождение России. – 2020. – № 2(64). – c. 122-131. – doi: 10.37930/1990-9780-2020-2-64-122-131.
12. Середкина Е.В., Безукладников И.И., Ядова Е.Н. Взаимодействие человека и робота: социально-гуманитарная экспертиза // Социально-гуманитарные знания. – 2019. – № 10. – c. 102-108.
13. Стрельченко Е.А., Марченко Ю.К. Современная модель рынка труда: институциональная динамика и особенности в России // Journal of Economic Regulation. – 2019. – № 3. – c. 37-49. – doi: 10.17835/2078-5429.2019.10.3.037-049.
14. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 16.05.2024).
15. Штыхно Д.А., Петров А.М. Взаимодействие вузов с индустриальными партнерами // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2023. – № 5. – c. 85-97. – doi: 10.38197/2072-2060-2023-243-5-85-97.
16. Эксперты назвали главные проблемы российского образования. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://sn.ria.ru/20200205/1564295666.html.
17. Wipo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/en/2022/ (дата обращения: 30.03.2023).
Страница обновлена: 04.12.2024 в 04:58:41