Основные методические подходы к регулированию и совершенствованию логистических процессов в пищевой промышленности

Гребенник В.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (69), Сентябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гребенник В.Ю. Основные методические подходы к регулированию и совершенствованию логистических процессов в пищевой промышленности // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 9. – С. 16-19.

Аннотация:
За период становления бизнеса в современной России среди всех систем управления логистика, объединяющая решение задач производства и торговли произведенными товарами, столкнулась с наибольшим числом проблем. Самой распространенной их них является недооценка значения логистики для компании, низведение ее лишь до решения транспортных и складских проблем. Другими словами, по мере насыщения рынков и усиления конкуренции игнорирование роли логистики для эффективности бизнеса становится все более критическим фактором.

Ключевые слова: логистика, постсоветская Россия, эффективность бизнеса



За период становления бизнеса в современной России среди всех систем управления логистика, объединяющая решение задач производства и торговли произведенными товарами, столкнулась с наибольшим числом проблем. Самой распространенной их них является недооценка значения логистики для компании, низведение ее лишь до решения транспортных и складских проблем. Другими словами, по мере насыщения рынков и усиления конкуренции игнорирование роли логистики для эффективности бизнеса становится все более критическим фактором.

Наиболее явные изменения при освоении логистической концепции происходят в сфере эффективности экономики. Снижение уровня запасов в разы, увеличение показателя удовлетворения заявок клиента до 90-98%, повышение качества конечного продукта ‑ все это уже достигнуто наиболее продвинутыми компаниями, внедрившими системы управления цепями поставок.

Финансовые менеджеры, в целом отвечающие за эффективность, как правило, не знают физических процессов. У них другие цели и задачи: считать деньги, подводить финансовые итоги, заниматься кредитной и инвестиционной политикой, дивидендами, портфелем ценных бумаг. На предприятиях должна существовать структурная единица, которая от начала до конца будет заниматься процессами, зная, сколько на них тратится ресурсов.

По оценкам практиков, до 50% взяток на таможне ‑ следствие абсолютного незнания законов, причем и с той и с другой стороны. И таможенники на постах, и люди, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, по моему опыту, часто демонстрируют полную безграмотность. То же касается и транспортных документов. Например, если не знать, чем отличается Master Bill of Lading от Express Bill of Lading, можно потерять много денег, поскольку Master B/L является эквивалентом валюты, и его потеря не может быть возмещена дубликатом - это все равно, что потерять сто рублей и попросить в банке копию.

Customer Service, или функция «обслуживание клиентов» ‑ часть логистики. Сейчас все больше компаний, и российских, и западных, уделяет первейшее внимание сервису. Добавленная стоимость возникает, в основном, не в процессе создания нового продукта, а за счет совершенствования услуг.

Современная логистика находит применение там, где всерьез считают затраты. Для ее реализации необходима структура, обеспечивающая соединение обязанностей с ответственностью. Обязанности ‑ это функции, а ответственность ‑ это статьи расходов. Между ними необходимо строгое соответствие: каждая функция связана с конкретной расходной статьей управленческого учета.

Одной из основных причин плохого планирования является отсутствие логики в учете товаров, прежде всего, в их классификации. Классификация же есть важнейший элемент логистики. Решение этой проблемы на самом деле может принципиально изменить положение компании на рынке. В учетной системе и классификации надо всегда четко ставить цель - для чего она нужна. В частности, в молочном бизнесе, где огромную роль играет качество молока, необходима классификация поставщиков по параметрам, позволяющим оценивать качество поставляемого молока априори. Например, коровы, которые паслись на пастбищах с овсяницей и клевером, к тому же белые пятнистые, а не красные, имеют меньшую вероятность «приобрести» лейкоз и цирроз печени. А на выходе ‑ это качество продукции. Необходимо классифицировать поставщиков, в зависимости от того, у кого какие пастбища и какие коровы. После этого, взяв готовый продукт, например, кефир, можно с помощью классификации определить, из молока какой коровы он сделан. Вплоть до пастбища.

Функциональная грань между директором по закупкам и директором по логистике очень зыбкая. Если они принципиально разъединены ‑ это проблема. Такая ситуация означает «распыление» расходов по двум разным структурным единицам. В любом случае, это должна быть одна структурная единица, руководимая лицом с соответствующими полномочиями, которая все затраты будет сопоставлять и оптимизировать в режиме реального времени. Менеджеры, занимающиеся закупками, должны подчиняться директору по логистике или директору структурной единицы, объединяющей все затраты в режиме реального времени. Или, если закупки все-таки отделены от логистики, бизнес-процессы должны быть организованы так, чтобы контракты на закупку не заключались без участия сотрудников логистического подразделения.

Новая форма конкуренции в настоящее время ‑ борьба за место в цепи, ибо от этого зависит размер доли денег потребителя. Чем ближе компания к конечному потребителю, тем большую часть его денег она получает. «Сливки» снимаются на заключительных стадиях логистических цепей теми компаниями, которые управляют с помощью смысловых манипуляций ожиданиями потребителей и сборкой под эти ожидания необходимых цепочек поставок. При этом зачастую сами цепочки в основе своей не меняются, ибо у потребителя развивается вкус не к новому товару (под который надо существенно модифицировать производство), а к ритуальным, второстепенным свойствам обычных товаров, которым придается почти «судьбоносное» значение. Основная проблема организации эффективной цепи поставок состоит именно в координации работы различных ее звеньев и минимизации «трений» между ними.

Другую извечную проблему управления, актуальную и для логистических цепей, обычно обозначают дилеммой «покупать или производить». Основными факторами конкурентоспособности здесь становятся лозунги типа:

‑ «специализируйся и делай лучше всех» (это повышает шансы включиться в большее число цепочек создания ценности);

‑ «стремись вверх» (занимай более выгодное положение в логистической цепи).

Так, в частности, в пищевой отрасли США доля в общих доходах, присваиваемая фермерами (самое начало цепи создания стоимости), не превышает 15%, у перерабатывающего сектора ‑ от 30 до 40%, все остальное (то есть половина) попадает конечному звену - тем, кто убеждает покупать конкретную марку йогурта или кефира и доставляет их потребителю.

Экономика принимает сетевой характер. Это форма совокупности самостоятельных, специализированных и качественных бизнесов, которые связываются в различные цепи поставок. В секторе молочного бизнеса уровень глобализации значительно ниже из-за особенностей отрасли, но, тем не менее, она проявляется.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:03:33