Особенности формирования и реализации региональной экономической политики в сложносоставном субъекте (на примере Архангельской области)

Бабаян Л.К.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Архангельская область является одним из двух сложносоставных субъектов Российской Федерации, помимо Тюменской области. Такие регионы представляют собой края и области, в состав которых входят иные равноправные с ними субъекты Федерации – автономные округа, которые обладают существенной спецификой статуса, проявляющегося в более сложном, чем в иных субъектах, характере внутригосударственных правовых связей и отношений, обусловленных особенностями их устройства. Основу взаимодействия таких регионов, как правило, составляет договор, заключенный между органами государственной власти таких субъектов. В Архангельской области таким договором является Договор между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа о взаимодействии при осуществлении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Законом Архангельской области от 20 июня 2014 года N 138-9-ОЗ [6]. Регион отличается высокой степенью территориальной неоднородности, сложной демографической ситуацией, а также наличием уникального промышленного и природного потенциала, что требует особого подхода к формированию и реализации стратегических инициатив. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью поиска новых подходов к управлению развитием сложносоставных субъектов, что особенно важно в условиях реализации национальных проектов и стратегий, ориентированных на долгосрочную перспективу. Целью исследования является выявление особенностей формирования и реализации региональной экономической политики в сложносоставных субъектах Российской Федерации, а также разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов координации и интеграции стратегических приоритетов между входящими в их состав территориальными образованиями. Научная новизна работы заключается в уточнении и раскрытии сущности региональной экономической политики сложносоставного субъекта Российской Федерации, что содержательно отличается от общих подходов к ее трактовке тем, что в основу ее разработки и реализации заложены только положения договора о совместном интегрированном развитии, что позволило сделать вывод о необходимости дополнения инструментов региональной экономической политики сложносоставных субъектов Российской Федерации другими инструментами, позволяющих обеспечить единство целей и задач развития исследуемых территорий, а также концентрацию управленческих и экономических ресурсов для его достижения. Авторская гипотеза состоит в том, что в сложносоставных субъектах отсутствует единство целей и задач стратегического управления социально-экономическим развитием каждого включенного в состав такого субъекта региона, что приводит к фактически неэффективной реализации региональной экономической политики, тогда как совершенствование договорных механизмов между регионами позволяет значительно повысить эффективность региональной экономической политики в сложносоставных субъектах, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие и сократить внутренние диспропорции. В качестве методологической основы исследования использован системный и сравнительный подход, позволяющий рассматривать региональную экономическую политику как многоуровневую и динамичную систему, в которой ключевую роль играют институциональные, экономические и социальные факторы. Внимание уделяется анализу стратегических документов, механизмов межрегионального взаимодействия, распределения ресурсов и интеграции цифровых инструментов. Такой подход позволяет выявить не только структурные особенности, но и институциональные барьеры, а также оценить потенциал согласованного развития территориальных образований в рамках единого сложносоставного субъекта Российской Федерации.

Обзор литературы

Научная литература последних лет акцентирует внимание на важности системного подхода к стратегическому планированию, внедрению цифровых инструментов управления, а также на необходимости развития механизмов межрегионального сотрудничества и согласования стратегических документов.

Г.К. Исакова в своей работе акцентирует внимание на региональной экономической политике как составной части социально-экономической политики государства [4]. Автор подчеркивает, что развитие крупных регионов осложняется их внутренней неоднородностью, различиями в уровне жизни и экономическом развитии. Исакова выделяет необходимость четкой стратегии регионального развития, учитывающей интересы как государства, так и самих регионов [4].

А.А. Шацкий рассматривает теоретические и практические аспекты формирования региональной экономической политики, направленной на развитие региональных экономических систем [10]. Он анализирует различные подходы к определению региональной политики, ее цели и инструменты, подчеркивая роль государства в регулировании экономических процессов [10]. В статье делается вывод о необходимости разработки гибкой и адаптивной политики, учитывающей как общенациональные интересы, так и специфику каждого региона [10].

М.А. Довлетмурзаева, З.А. Троска и О.А. Пырнова исследуют влияние региональной экономической политики на экономическое развитие территорий [3]. Авторы отмечают, что развитие региональных экономик происходит неравномерно, и для его ускорения необходимы индивидуальные подходы [3].

А.В. Верига и Е.В. Пономаренко фокусируются на проблемах развития малого бизнеса в Донецкой Народной Республике. Они выделяют такие препятствия, как дефицит финансовых ресурсов, неразвитость законодательной базы и высокое налоговое давление [1]. Авторы предлагают меры по поддержке малого бизнеса, включая создание свободных экономических зон, упрощение налоговой системы и развитие инфраструктуры [1].

Х.М. Мусаева в своей статье раскрывает основные понятия и принципы формирования региональной экономической политики. Автор определяет региональную политику как систему целей и методов их достижения, направленных на эффективное использование ресурсов региона [5]. В статье подчеркивается необходимость взаимодействия теории, правовой базы, государственных институтов и финансовых ресурсов для эффективной реализации региональной политики [5].

В своей статье К.С. Гончарова исследует трансформацию институциональных механизмов управления региональной политикой в России с 1990 года по настоящее время [2]. Автор приходит к следующим выводам, что изменения в структуре органов власти чаще обусловлены реакцией на чрезвычайные события или имиджевые проекты, а не стратегическими целями [2]. В связи с чем возникает проблема отсутствия единой стратегии, дублирование функций и частая реорганизация институтов препятствуют формированию устойчивой модели регионального развития [2].

Анализ выявил несколько научных пробелов: недостаточное изучение адаптации региональной политики к внешним шокам (санкции, кризисы), слабая проработка механизмов межрегионального взаимодействия для снижения дисбалансов, а также отсутствие комплексных методик оценки эффективности инструментов поддержки малого бизнеса и особых экономических зон. Общим для всех работ является акцент на необходимости учета специфики регионов, разработке адаптированных стратегий и обеспечении взаимодействия между различными уровнями власти [9]. Авторы сходятся во мнении, что эффективная региональная политика должна быть направлена на сокращение социально-экономического неравенства, стимулирование инвестиций и инноваций, а также создание благоприятных условий для бизнеса [9]. Эти меры в совокупности способствуют устойчивому развитию регионов и повышению уровня жизни населения.

Система региональной экономической политики сложносоставного субъекта

В современных условиях управления развитием регионов Российской Федерации особое значение приобретает системный подход к формированию и реализации экономической политики на уровне сложносоставных субъектов. Эффективное планирование и координация действий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти требуют четкой структуризации процессов, распределения ресурсов и инструментов, а также прозрачной системы мониторинга и отчетности.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов необходимо учитывать многоуровневое взаимодействие стратегических документов, программных мероприятий и механизмов реализации. В сложносоставных субъектах, где присутствует значительное разнообразие территориальных образований и управленческих структур, особенно важно выстраивать согласованные стратегии и кооперацию между всеми участниками процесса.

Входные элементы системы региональной экономической политики сложносоставного субъекта Российской Федерации составляют стратегические ориентиры, формируемые на федеральном уровне. К ним относятся ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, документы стратегического планирования, национальные проекты развития (НПР), а также концепции развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы. Эти документы задают приоритеты и направления региональной политики, обеспечивая единство целей и задач между федеральным центром и субъектами Федерации.

На следующем этапе происходит согласование интересов и заключение договоров между органами власти территориальных образований, входящих в состав сложносоставного субъекта. На основе этих договоренностей формируются стратегии развития как отдельных территориальных образований, так и автономных округов, что позволяет учитывать специфику и особенности каждого элемента региона.

Ключевую роль в реализации стратегических планов играют ресурсы, которые представлены в схеме в виде отдельных блоков: инновационные, экономические, финансовые, экологические, социальные, информационные и инфраструктурные. Эффективное распределение и использование этих ресурсов обеспечивает достижение поставленных целей регионального развития.

Далее, на основании разработанных стратегий и с учетом имеющихся ресурсов, формируются государственные программы, составляются бюджетные прогнозы и прогнозы социально-экономического развития (СЭР). Эти инструменты служат основой для планирования и реализации конкретных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей.

Важным элементом системы выступают инструменты реализации региональной экономической политики. К ним относятся нормативные и финансовые инструменты, инструменты кооперации, а также цифровые решения, включающие цифровые платформы, информационные системы и справочные ресурсы. Использование современных цифровых инструментов позволяет повысить прозрачность, оперативность и эффективность управленческих решений.

Завершающим этапом системы является мониторинг и оценка результатов реализации политики. Для этого формируются отчеты о социально-экономическом развитии, доклады губернатора о достигнутых целевых показателях, а также отчеты о реализации стратегий и государственных программ. Эта система отчетности обеспечивает обратную связь, необходимую для корректировки и совершенствования региональной экономической политики.

Таким образом, представленная схема иллюстрирует комплексный и многоуровневый подход к управлению социально-экономическим развитием сложносоставного субъекта Российской Федерации, обеспечивая согласованность стратегических ориентиров, эффективное использование ресурсов и инструментов, а также прозрачность и результативность принимаемых управленческих решений.

Зарубежный опыт реализации региональной экономической политики

В последние годы зарубежные исследования региональной экономической политики уделяют особое внимание вопросам координации, стратегического управления и оценки эффективности реализуемых программ.

Результаты зарубежных научных исследований по оценке региональной экономической политики показывают, что успешная реализация стратегий в Европе требует эффективных многоуровневых систем управления и учета специфических региональных активов [12]. Особое внимание в изучаемых научных исследованиях уделяется механизмам распространения знаний и институциональной инфраструктуре [12].

Анализируя инструменты региональной политики в странах Центральной и Восточной Европы, можно отметить сохраняющиеся различия в эффективности политик несмотря на финансовую поддержку [14]. Институциональный потенциал является ключевым фактором успеха, а фрагментация управления и слабая координация остаются основными препятствиями для достижения целей сплочения регионов [14].

В рамках реализации региональной экономической политики в странах Северной Европы рассматривается переход к "зеленой" экономике на региональном уровне на примере кластеров возобновляемой энергетики [17]. Региональные власти балансируют между экономической конкурентоспособностью, экологической устойчивостью и социальной инклюзией [17]. Однако авторами научных исследований по оценке региональной экономической политики в Европе отмечаются сохраняющиеся проблемы, связанные с зависимостью от традиционных отраслей и недостатком финансирования экологических инициатив [17].

Комбинация количественного анализа занятости и качественных кейс-стади в научной работе Сяосянь Чен и Вэй Лин показывает, что регионы с диверсифицированной экономикой и развитым социальным капиталом демонстрируют лучшую адаптацию [13]. Особое внимание в труде данных ученных уделяется сочетанию традиционной промышленной политики с инновационными подходами, учитывающими местную специфику [13].

Оценивая вклад "умных городов" и цифровой инфраструктуры в региональную конкурентоспособность, можно отметить значительные различия в цифровой готовности регионов, что непосредственно влияет на развитие инструментов реализации региональной экономической политики [11].

Таким образом, анализ зарубежных исследований подтверждает, что реализация региональной экономической политики требует комплексного стратегического управления, координации между уровнями власти и использования современных инструментов оценки и прогнозирования. Опыт разных стран показывает, что только при условии интеграции этих элементов возможно достижение устойчивого и сбалансированного развития регионов.

Помимо научных трудов, посвященных анализу реализации региональной экономической политики зарубежом, можно рассмотреть отчеты на государственном уровне по данной тематике.

В Соединённых Штатах региональная экономическая политика реализуется через тесное взаимодействие федеральных, региональных и местных властей. Одним из ключевых инструментов последних лет стала программа Build Back Better Regional Challenge (BBBRC), направленная на развитие технологических кластеров, поддержку инноваций и создание рабочих мест в отстающих регионах [16]. За последние пять лет США добились значительного прогресса в диверсификации экономики отдельных регионов, стимулировании инвестиций в инфраструктуру и развитии человеческого капитала, особенно в традиционно депрессивных территориях [16].

В Германии региональная политика строится на принципах территориальной сплочённости и выравнивания условий жизни. Основным инструментом является совместная задача по улучшению региональной экономической структуры (GRW), финансируемая федеральным центром и землями [18]. В 2020–2025 гг. акцент был сделан на поддержку инновационных кластеров, развитие инфраструктуры и стимулирование инвестиций в малый и средний бизнес [18]. Среди успехов — сокращение диспропорций между регионами, поддержка перехода угольных территорий к новым видам деятельности и интеграция климатических инициатив в региональную политику [18].

В Австралии региональная политика ориентирована на диверсификацию экономики, развитие инфраструктуры и поддержку предпринимательства. За 2020–2025 гг. особое внимание уделялось развитию сельских и горнодобывающих регионов, внедрению инноваций в агросекторе и туризме, а также привлечению инвестиций в новые отрасли [15]. Ключевыми успехами стали рост занятости, повышение устойчивости региональной экономики и расширение экспортных возможностей [15].

Турция фокусируется на развитии инфраструктуры, индустриальных зон и поддержке малого бизнеса для стимулирования роста в менее развитых регионах [19]. За последние пять лет реализованы масштабные проекты по строительству транспортных коридоров, развитию образовательной и социальной инфраструктуры, что позволило повысить уровень жизни и снизить региональные диспропорции [19].

Обобщая зарубежный опыт стоит выделить главные инструменты реализации региональной экономической политики в анализируемых странах (таблица 1).

Таблица 1 – Сравнительный анализ реализации региональной экономической политики.

Наименование страны
Основные приоритеты региональной экономической политики
Ключевые инструменты реализации региональной экономической политики
США
Развитие кластеров, поддержка инноваций, диверсификация экономики
Грантовые программы, инвестиции в инфраструктуру, партнерство с местными властями
Германия
Выравнивание условий, поддержка инноваций, интеграция климатической повестки
Совместное финансирование, кластеры, субсидии малому и среднему предпринимательству, инфраструктурные проекты
Австралия
Диверсификация регионов, поддержка предпринимательства, развитие агро- и туристического сектора
Инвестиционные стратегии, развитие инфраструктуры, гранты для бизнеса
Турция
Инфраструктурные проекты, поддержка МСП, развитие индустриальных зон
Государственные инвестиции, субсидии, образовательные программы
Источник: составлено автором по материалам [15, 16, 18, 19]

Для России изучение зарубежного опыта реализации региональной экономической политики предоставляет ценные уроки и ориентиры, которые можно адаптировать с учётом национальных особенностей. Опыт развитых стран свидетельствует, что передача части полномочий и финансовых ресурсов регионам стимулирует локальное развитие и повышает ответственность местных властей. В России это может способствовать активизации муниципальной экономики и улучшению качества регионального управления. Зарубежные практики создания инновационных зон и кластеров (Германия, США) показывают эффективность в модернизации экономики и повышении конкурентоспособности регионов. Для России данные вопросы также актуальны в контексте диверсификации экономики и технологического развития.

Кроме того, особое внимание следует уделять развитию механизмов децентрализации, стимулированию инноваций и комплексному территориальному планированию, что позволит сократить региональные диспропорции и повысить конкурентоспособность российской экономики в целом.

Реализация региональной экономической политики в Архангельской области

Для Архангельской области данная система будет состоять из следующих элементов, представленных в таблице 2.

Таблица 2 – Элементы региональной экономической политики Архангельской области как сложносоставного субъекта.

Типы элементов
Наименования элементов
Входные элементы
Ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, документы стратегического планирования, национальные проекты, а также концепции развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы
Промежуточные (региональные) элементы
Стратегические документы регионального уровня: стратегии социально-экономического развития субъектов, прогнозы социально-экономического развития субъектов, государственные программы субъектов, бюджетные прогнозы, планы мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития
Выходные элементы
Эффективное государственное управление на уровне региона
Достижение национальных целей развития
Эффективная реализация национальных проектов
Повышение качества и уровня жизни населения
Экономический рост экономики региона
Обеспечение технологического суверенитета
Источник: составлено автором.

Реализация региональной экономической политики в сложносоставном субъекте предусматривает также единство целей и задач социально-экономического развития. В связи с этим необходимо провести сравнительный анализ содержания документов стратегического планирования Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

В стратегии социально-экономического развития Архангельской области, утвержденной Областным законом Архангельской области от 18.02.2019 № 57-5-ОЗ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года» представлены следующие приоритетные направления развития на указанный период (таблица 3).

Таблица 3 – Приоритеты и цели долгосрочного социально-экономического развития Архангельской области

Наименование приоритета
Цели
Сохранение и развитие человеческого капитала
Сформированная культура и система здоровьесбережения;
Качественное и доступное образование
Центр культуры с богатым историческим наследием
Развитая система физкультурно-спортивного воспитания
Благосостояние, доступное для каждого
Пространство, комфортное для жизни
Доступное, комфортное и качественное жилье
Современная коммунальная и энергетическая инфраструктура
Доступное и качественное транспортное сообщение
Современная городская среда и комфортное село
Благоприятная окружающая среда
Благоприятные условия для устойчивого
Экономического роста
Функционирующий рынок научных исследований
и инновационных разработок
Сбалансированный рынок труда
Эффективная система поддержки и развития бизнеса
Сельские территории как новые точки экономического роста
Глобальная конкурентоспособность приоритетных отраслей
экономики
Консолидация населения и развитие гражданского
Общества
Общество, основанное на доверии и взаимной ответственности
Молодежь, ответственная за будущее Архангельской области
Эффективная система общественной безопасности
Семья как основа духовно-нравственного развития
Гражданское единство на основе традиций и культуры
Архангельской области
Источник: составлено автором по материалам [7]

В стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, утвержденной Постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 07 ноября 2019 года №256-сд «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года» представлены следующие приоритетные направления по сферам развития и их цели на указанный период (таблица 4).

Таблица 4 – Направления развития Ненецкого автономного округа

Сфера развития
Направления развития
Экономическая сфера
Привлечение инвестиций в экономику Ненецкого автономного округа
Развитие малого и среднего предпринимательства
Развитие цифровой экономики
Развитие внешнеэкономических связей Ненецкого автономного округа
Развитие рынка труда, обеспечение занятости
Добыча, транспортировка и переработка нефти
Добыча, транспортировка и переработка природного газа
Добыча и переработка прочих минерально-сырьевых ресурсов
Оленеводство
Рыболовство и рыбоводство
Новые отрасли Ненецкого автономного округа: заготовка и переработка дикоросов, пушное звероводство, производство растительных кормов
Развитие туристского сектора
Развитие человеческого капитала и социальной сферы
Демографическое и миграционное развитие
Здравоохранение
Дошкольное, общее и среднее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование
Развитие научно-технологического комплекса
Совершенствование работы с молодежью
Развитие мер социальной защиты
Развитие жилищной сферы и повышение обеспеченности качественным жильем
Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения
Развитие культурной сферы
Развитие сферы физической культуры и спорта
Развитие гражданского общества
Поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ненецком автономном округе
Проведение национальной политики в округе
Инфраструктурное развитие
Развитие транспортной инфраструктуры
Развитие энергетической инфраструктуры
Развитие жилищно-коммунального хозяйства
Рациональное природопользования и обеспечение экологической безопасности
Развитие государственного и муниципального управления
Источник: составлено автором по материалам [8]

В целях обеспечения интегрированного и комплексного развития регионов в составе одного субъекта целесообразным представляется отражение в документах стратегического планирования таких регионов мероприятий, отнесенных к совместной реализации по разным сферам. Проведем анализ двустороннего отражения интегрированного развития регионов в своих документах стратегического планирования. Результаты анализа представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Интегрированное развитие Архангельской области и Ненецкого автономного округа по сферам развития в их стратегиях

Вопросы интегрированного развития регионов
Отражение интегрированного развития
Архангельской области в Стратегии Ненецкого автономного округа
Ненецкого автономного округа в Стратегии Архангельской области
Социальная поддержка населения
Да
Нет
Строительство
Нет
Нет
Развитие отраслей экономики
Нет
Нет
Организация транспортного обслуживания
Да
Нет
Развитие инвестиционных проектов
Да
Нет
Развитие образования
Да
Нет
Экологическое развитие
Нет
Нет
Развитие физической культуры и спорта
Нет
Нет
Развитие культуры и досуговой деятельности
Нет
Нет
Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в том числе на электроэнергию
Нет
Нет
Источник: составлено автором по материалам [7, 8]

Проведенный анализ позволил установить, что интегрированное развитие в изучаемом сложносоставном субъекте не имеет положительных тенденций, так как лишь по четырем направлениям с одной стороны отражены аспекты взаимодействия регионов, тогда как в стратегии Архангельской области такие элементы не представлены вовсе.

Данные результаты говорят об отсутствии координации деятельности органов власти субъектов в части реализации общей региональной экономической политики. В целях совершенствования данного аспекта представляется целесообразным внедрение следующих нормативно-методических рекомендаций в систему управления регионами.

Во-первых, необходима корректировка договора о сотрудничестве между органами власти в субъектах. Данная корректировка необходима с целью установления конкретных направлений развития сложносоставного субъекта, так как на данный момент основные аспекты, отраженные в данном документе касаются перераспределения налоговых и неналоговых поступлений между бюджетами регионов.

Во-вторых, на основании скорректированного договора необходимо доработать документы стратегического планирования в рамках установления конкретных мероприятий по достижению общих направлений социально-экономического развития, внесенных в новую редакцию договора. В рамках такого изменения потенциально удастся снизить, а в перспективе полностью ликвидировать проблему отсутствия координации деятельности органов власти в регионах. Такие рекомендации позволят достичь следующих социально-экономических эффектов:

¾ Аккумулирование ресурсов для обеспечения эффективной реализации мероприятий.

¾ Повышение качества и уровня жизни населения.

¾ Рост экономической активности в регионах.

¾ Повышение уровня удовлетворенности государственным и муниципальным управлением.

¾ Снижение уровня безработицы вследствие повышения числа рабочих мест.

Таким образом, на первом этапе региональной экономической политики сложносоставного субъекта, связанного с целеполаганием, необходимо провести анализ документов стратегического планирования и определить степень их взаимосвязи в ключевых направлениях регионального экономического развития. Кроме того, корректировка этих документов и утверждение мероприятий по реализации межрегионального сотрудничества в рамках новых приоритетных направлений способствует снижению уровня деструктивной конкуренции между субъектами Российской Федерации и направляет усилия на совместное достижение целей региональной экономической политики сложносоставного субъекта.

Заключение

Проведённый анализ установил, что для успешной реализации региональной экономической политики в сложносоставных субъектах необходимы согласованные действия и интеграция стратегических целей всех входящих территориальных образований. В настоящее время в Архангельской области и Ненецком автономном округе наблюдается недостаточная координация, что препятствует эффективному развитию региона. Внедрение предложенных автором рекомендаций — корректировка договоров и стратегических документов — позволит создать условия для комплексного развития, более рационального использования ресурсов и повышения удовлетворённости населения результатами государственного управления. Таким образом, совершенствование механизмов взаимодействия между регионами внутри сложносоставного субъекта является ключевым фактором достижения устойчивого социально-экономического роста.


Страница обновлена: 16.07.2025 в 12:24:27