Особенности формирования и реализации региональной экономической политики в сложносоставном субъекте (на примере Архангельской области)
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 8 (Август 2025)
Введение
Архангельская область является одним из двух сложносоставных субъектов Российской Федерации, помимо Тюменской области. Такие регионы представляют собой края и области, в состав которых входят иные равноправные с ними субъекты Федерации – автономные округа, которые обладают существенной спецификой статуса, проявляющегося в более сложном, чем в иных субъектах, характере внутригосударственных правовых связей и отношений, обусловленных особенностями их устройства. Основу взаимодействия таких регионов, как правило, составляет договор, заключенный между органами государственной власти таких субъектов. В Архангельской области таким договором является Договор между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа о взаимодействии при осуществлении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Законом Архангельской области от 20 июня 2014 года N 138-9-ОЗ [6]. Регион отличается высокой степенью территориальной неоднородности, сложной демографической ситуацией, а также наличием уникального промышленного и природного потенциала, что требует особого подхода к формированию и реализации стратегических инициатив. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью поиска новых подходов к управлению развитием сложносоставных субъектов, что особенно важно в условиях реализации национальных проектов и стратегий, ориентированных на долгосрочную перспективу. Целью исследования является выявление особенностей формирования и реализации региональной экономической политики в сложносоставных субъектах Российской Федерации, а также разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов координации и интеграции стратегических приоритетов между входящими в их состав территориальными образованиями. Научная новизна работы заключается в уточнении и раскрытии сущности региональной экономической политики сложносоставного субъекта Российской Федерации, что содержательно отличается от общих подходов к ее трактовке тем, что в основу ее разработки и реализации заложены только положения договора о совместном интегрированном развитии, что позволило сделать вывод о необходимости дополнения инструментов региональной экономической политики сложносоставных субъектов Российской Федерации другими инструментами, позволяющих обеспечить единство целей и задач развития исследуемых территорий, а также концентрацию управленческих и экономических ресурсов для его достижения. Авторская гипотеза состоит в том, что в сложносоставных субъектах отсутствует единство целей и задач стратегического управления социально-экономическим развитием каждого включенного в состав такого субъекта региона, что приводит к фактически неэффективной реализации региональной экономической политики, тогда как совершенствование договорных механизмов между регионами позволяет значительно повысить эффективность региональной экономической политики в сложносоставных субъектах, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие и сократить внутренние диспропорции. В качестве методологической основы исследования использован системный и сравнительный подход, позволяющий рассматривать региональную экономическую политику как многоуровневую и динамичную систему, в которой ключевую роль играют институциональные, экономические и социальные факторы. Внимание уделяется анализу стратегических документов, механизмов межрегионального взаимодействия, распределения ресурсов и интеграции цифровых инструментов. Такой подход позволяет выявить не только структурные особенности, но и институциональные барьеры, а также оценить потенциал согласованного развития территориальных образований в рамках единого сложносоставного субъекта Российской Федерации.
Обзор литературы
Научная литература последних лет акцентирует внимание на важности системного подхода к стратегическому планированию, внедрению цифровых инструментов управления, а также на необходимости развития механизмов межрегионального сотрудничества и согласования стратегических документов.
Г.К. Исакова в своей работе акцентирует внимание на региональной экономической политике как составной части социально-экономической политики государства [4]. Автор подчеркивает, что развитие крупных регионов осложняется их внутренней неоднородностью, различиями в уровне жизни и экономическом развитии. Исакова выделяет необходимость четкой стратегии регионального развития, учитывающей интересы как государства, так и самих регионов [4].
А.А. Шацкий рассматривает теоретические и практические аспекты формирования региональной экономической политики, направленной на развитие региональных экономических систем [10]. Он анализирует различные подходы к определению региональной политики, ее цели и инструменты, подчеркивая роль государства в регулировании экономических процессов [10]. В статье делается вывод о необходимости разработки гибкой и адаптивной политики, учитывающей как общенациональные интересы, так и специфику каждого региона [10].
М.А. Довлетмурзаева, З.А. Троска и О.А. Пырнова исследуют влияние региональной экономической политики на экономическое развитие территорий [3]. Авторы отмечают, что развитие региональных экономик происходит неравномерно, и для его ускорения необходимы индивидуальные подходы [3].
А.В. Верига и Е.В. Пономаренко фокусируются на проблемах развития малого бизнеса в Донецкой Народной Республике. Они выделяют такие препятствия, как дефицит финансовых ресурсов, неразвитость законодательной базы и высокое налоговое давление [1]. Авторы предлагают меры по поддержке малого бизнеса, включая создание свободных экономических зон, упрощение налоговой системы и развитие инфраструктуры [1].
Х.М. Мусаева в своей статье раскрывает основные понятия и принципы формирования региональной экономической политики. Автор определяет региональную политику как систему целей и методов их достижения, направленных на эффективное использование ресурсов региона [5]. В статье подчеркивается необходимость взаимодействия теории, правовой базы, государственных институтов и финансовых ресурсов для эффективной реализации региональной политики [5].
В своей статье К.С. Гончарова исследует трансформацию институциональных механизмов управления региональной политикой в России с 1990 года по настоящее время [2]. Автор приходит к следующим выводам, что изменения в структуре органов власти чаще обусловлены реакцией на чрезвычайные события или имиджевые проекты, а не стратегическими целями [2]. В связи с чем возникает проблема отсутствия единой стратегии, дублирование функций и частая реорганизация институтов препятствуют формированию устойчивой модели регионального развития [2].
Анализ выявил несколько научных пробелов: недостаточное изучение адаптации региональной политики к внешним шокам (санкции, кризисы), слабая проработка механизмов межрегионального взаимодействия для снижения дисбалансов, а также отсутствие комплексных методик оценки эффективности инструментов поддержки малого бизнеса и особых экономических зон. Общим для всех работ является акцент на необходимости учета специфики регионов, разработке адаптированных стратегий и обеспечении взаимодействия между различными уровнями власти [9]. Авторы сходятся во мнении, что эффективная региональная политика должна быть направлена на сокращение социально-экономического неравенства, стимулирование инвестиций и инноваций, а также создание благоприятных условий для бизнеса [9]. Эти меры в совокупности способствуют устойчивому развитию регионов и повышению уровня жизни населения.
Система региональной экономической политики сложносоставного субъекта
В современных условиях управления развитием регионов Российской Федерации особое значение приобретает системный подход к формированию и реализации экономической политики на уровне сложносоставных субъектов. Эффективное планирование и координация действий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти требуют четкой структуризации процессов, распределения ресурсов и инструментов, а также прозрачной системы мониторинга и отчетности.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов необходимо учитывать многоуровневое взаимодействие стратегических документов, программных мероприятий и механизмов реализации. В сложносоставных субъектах, где присутствует значительное разнообразие территориальных образований и управленческих структур, особенно важно выстраивать согласованные стратегии и кооперацию между всеми участниками процесса.
Входные элементы системы региональной экономической политики сложносоставного субъекта Российской Федерации составляют стратегические ориентиры, формируемые на федеральном уровне. К ним относятся ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, документы стратегического планирования, национальные проекты развития (НПР), а также концепции развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы. Эти документы задают приоритеты и направления региональной политики, обеспечивая единство целей и задач между федеральным центром и субъектами Федерации.
На следующем этапе происходит согласование интересов и заключение договоров между органами власти территориальных образований, входящих в состав сложносоставного субъекта. На основе этих договоренностей формируются стратегии развития как отдельных территориальных образований, так и автономных округов, что позволяет учитывать специфику и особенности каждого элемента региона.
Ключевую роль в реализации стратегических планов играют ресурсы, которые представлены в схеме в виде отдельных блоков: инновационные, экономические, финансовые, экологические, социальные, информационные и инфраструктурные. Эффективное распределение и использование этих ресурсов обеспечивает достижение поставленных целей регионального развития.
Далее, на основании разработанных стратегий и с учетом имеющихся ресурсов, формируются государственные программы, составляются бюджетные прогнозы и прогнозы социально-экономического развития (СЭР). Эти инструменты служат основой для планирования и реализации конкретных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей.
Важным элементом системы выступают инструменты реализации региональной экономической политики. К ним относятся нормативные и финансовые инструменты, инструменты кооперации, а также цифровые решения, включающие цифровые платформы, информационные системы и справочные ресурсы. Использование современных цифровых инструментов позволяет повысить прозрачность, оперативность и эффективность управленческих решений.
Завершающим этапом системы является мониторинг и оценка результатов реализации политики. Для этого формируются отчеты о социально-экономическом развитии, доклады губернатора о достигнутых целевых показателях, а также отчеты о реализации стратегий и государственных программ. Эта система отчетности обеспечивает обратную связь, необходимую для корректировки и совершенствования региональной экономической политики.
Таким образом, представленная схема иллюстрирует комплексный и многоуровневый подход к управлению социально-экономическим развитием сложносоставного субъекта Российской Федерации, обеспечивая согласованность стратегических ориентиров, эффективное использование ресурсов и инструментов, а также прозрачность и результативность принимаемых управленческих решений.
Зарубежный опыт реализации региональной экономической политики
В последние годы зарубежные исследования региональной экономической политики уделяют особое внимание вопросам координации, стратегического управления и оценки эффективности реализуемых программ.
Результаты зарубежных научных исследований по оценке региональной экономической политики показывают, что успешная реализация стратегий в Европе требует эффективных многоуровневых систем управления и учета специфических региональных активов [12]. Особое внимание в изучаемых научных исследованиях уделяется механизмам распространения знаний и институциональной инфраструктуре [12].
Анализируя инструменты региональной политики в странах Центральной и Восточной Европы, можно отметить сохраняющиеся различия в эффективности политик несмотря на финансовую поддержку [14]. Институциональный потенциал является ключевым фактором успеха, а фрагментация управления и слабая координация остаются основными препятствиями для достижения целей сплочения регионов [14].
В рамках реализации региональной экономической политики в странах Северной Европы рассматривается переход к "зеленой" экономике на региональном уровне на примере кластеров возобновляемой энергетики [17]. Региональные власти балансируют между экономической конкурентоспособностью, экологической устойчивостью и социальной инклюзией [17]. Однако авторами научных исследований по оценке региональной экономической политики в Европе отмечаются сохраняющиеся проблемы, связанные с зависимостью от традиционных отраслей и недостатком финансирования экологических инициатив [17].
Комбинация количественного анализа занятости и качественных кейс-стади в научной работе Сяосянь Чен и Вэй Лин показывает, что регионы с диверсифицированной экономикой и развитым социальным капиталом демонстрируют лучшую адаптацию [13]. Особое внимание в труде данных ученных уделяется сочетанию традиционной промышленной политики с инновационными подходами, учитывающими местную специфику [13].
Оценивая вклад "умных городов" и цифровой инфраструктуры в региональную конкурентоспособность, можно отметить значительные различия в цифровой готовности регионов, что непосредственно влияет на развитие инструментов реализации региональной экономической политики [11].
Таким образом, анализ зарубежных исследований подтверждает, что реализация региональной экономической политики требует комплексного стратегического управления, координации между уровнями власти и использования современных инструментов оценки и прогнозирования. Опыт разных стран показывает, что только при условии интеграции этих элементов возможно достижение устойчивого и сбалансированного развития регионов.
Помимо научных трудов, посвященных анализу реализации региональной экономической политики зарубежом, можно рассмотреть отчеты на государственном уровне по данной тематике.
В Соединённых Штатах региональная экономическая политика реализуется через тесное взаимодействие федеральных, региональных и местных властей. Одним из ключевых инструментов последних лет стала программа Build Back Better Regional Challenge (BBBRC), направленная на развитие технологических кластеров, поддержку инноваций и создание рабочих мест в отстающих регионах [16]. За последние пять лет США добились значительного прогресса в диверсификации экономики отдельных регионов, стимулировании инвестиций в инфраструктуру и развитии человеческого капитала, особенно в традиционно депрессивных территориях [16].
В Германии региональная политика строится на принципах территориальной сплочённости и выравнивания условий жизни. Основным инструментом является совместная задача по улучшению региональной экономической структуры (GRW), финансируемая федеральным центром и землями [18]. В 2020–2025 гг. акцент был сделан на поддержку инновационных кластеров, развитие инфраструктуры и стимулирование инвестиций в малый и средний бизнес [18]. Среди успехов — сокращение диспропорций между регионами, поддержка перехода угольных территорий к новым видам деятельности и интеграция климатических инициатив в региональную политику [18].
В Австралии региональная политика ориентирована на диверсификацию экономики, развитие инфраструктуры и поддержку предпринимательства. За 2020–2025 гг. особое внимание уделялось развитию сельских и горнодобывающих регионов, внедрению инноваций в агросекторе и туризме, а также привлечению инвестиций в новые отрасли [15]. Ключевыми успехами стали рост занятости, повышение устойчивости региональной экономики и расширение экспортных возможностей [15].
Турция фокусируется на развитии инфраструктуры, индустриальных зон и поддержке малого бизнеса для стимулирования роста в менее развитых регионах [19]. За последние пять лет реализованы масштабные проекты по строительству транспортных коридоров, развитию образовательной и социальной инфраструктуры, что позволило повысить уровень жизни и снизить региональные диспропорции [19].
Обобщая зарубежный опыт стоит выделить главные инструменты реализации региональной экономической политики в анализируемых странах (таблица 1).
Таблица 1 – Сравнительный анализ реализации региональной экономической политики.
Наименование
страны
|
Основные
приоритеты региональной экономической политики
|
Ключевые
инструменты реализации региональной экономической политики
|
США
|
Развитие кластеров, поддержка
инноваций, диверсификация экономики
|
Грантовые программы, инвестиции в
инфраструктуру, партнерство с местными властями
|
Германия
|
Выравнивание условий, поддержка
инноваций, интеграция климатической повестки
|
Совместное финансирование,
кластеры, субсидии малому и среднему предпринимательству, инфраструктурные
проекты
|
Австралия
|
Диверсификация регионов,
поддержка предпринимательства, развитие агро- и туристического сектора
|
Инвестиционные стратегии,
развитие инфраструктуры, гранты для бизнеса
|
Турция
|
Инфраструктурные проекты,
поддержка МСП, развитие индустриальных зон
|
Государственные инвестиции,
субсидии, образовательные программы
|
Для России изучение зарубежного опыта реализации региональной экономической политики предоставляет ценные уроки и ориентиры, которые можно адаптировать с учётом национальных особенностей. Опыт развитых стран свидетельствует, что передача части полномочий и финансовых ресурсов регионам стимулирует локальное развитие и повышает ответственность местных властей. В России это может способствовать активизации муниципальной экономики и улучшению качества регионального управления. Зарубежные практики создания инновационных зон и кластеров (Германия, США) показывают эффективность в модернизации экономики и повышении конкурентоспособности регионов. Для России данные вопросы также актуальны в контексте диверсификации экономики и технологического развития.
Кроме того, особое внимание следует уделять развитию механизмов децентрализации, стимулированию инноваций и комплексному территориальному планированию, что позволит сократить региональные диспропорции и повысить конкурентоспособность российской экономики в целом.
Реализация региональной экономической политики в Архангельской области
Для Архангельской области данная система будет состоять из следующих элементов, представленных в таблице 2.
Таблица 2 – Элементы региональной экономической политики Архангельской области как сложносоставного субъекта.
Типы элементов
|
Наименования элементов
|
Входные элементы
|
Ежегодные послания
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, документы
стратегического планирования, национальные проекты, а также концепции
развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы
|
Промежуточные (региональные)
элементы
|
Стратегические
документы регионального уровня: стратегии социально-экономического развития
субъектов, прогнозы социально-экономического развития субъектов,
государственные программы субъектов, бюджетные прогнозы, планы мероприятий по
реализации стратегий социально-экономического развития
|
Выходные элементы
|
Эффективное государственное управление на уровне региона
Достижение национальных целей развития Эффективная реализация национальных проектов Повышение качества и уровня жизни населения Экономический рост экономики региона Обеспечение технологического суверенитета |
Реализация региональной экономической политики в сложносоставном субъекте предусматривает также единство целей и задач социально-экономического развития. В связи с этим необходимо провести сравнительный анализ содержания документов стратегического планирования Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
В стратегии социально-экономического развития Архангельской области, утвержденной Областным законом Архангельской области от 18.02.2019 № 57-5-ОЗ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года» представлены следующие приоритетные направления развития на указанный период (таблица 3).
Таблица 3 – Приоритеты и цели долгосрочного социально-экономического развития Архангельской области
Наименование приоритета
|
Цели
|
Сохранение и развитие
человеческого капитала
|
Сформированная культура и система здоровьесбережения;
Качественное и доступное образование Центр культуры с богатым историческим наследием Развитая система физкультурно-спортивного воспитания Благосостояние, доступное для каждого |
Пространство, комфортное для
жизни
|
Доступное, комфортное и
качественное жилье
Современная коммунальная и энергетическая инфраструктура Доступное и качественное транспортное сообщение Современная городская среда и комфортное село Благоприятная окружающая среда |
Благоприятные условия для
устойчивого
Экономического роста |
Функционирующий рынок научных
исследований
и инновационных разработок Сбалансированный рынок труда Эффективная система поддержки и развития бизнеса Сельские территории как новые точки экономического роста Глобальная конкурентоспособность приоритетных отраслей экономики |
Консолидация населения и развитие
гражданского
Общества |
Общество, основанное на доверии и
взаимной ответственности
Молодежь, ответственная за будущее Архангельской области Эффективная система общественной безопасности Семья как основа духовно-нравственного развития Гражданское единство на основе традиций и культуры Архангельской области |
В стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, утвержденной Постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 07 ноября 2019 года №256-сд «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года» представлены следующие приоритетные направления по сферам развития и их цели на указанный период (таблица 4).
Таблица 4 – Направления развития Ненецкого автономного округа
Сфера развития
|
Направления развития
|
Экономическая сфера
|
Привлечение
инвестиций в экономику Ненецкого автономного округа
|
Развитие
малого и среднего предпринимательства
| |
Развитие
цифровой экономики
| |
Развитие
внешнеэкономических связей Ненецкого автономного округа
| |
Развитие
рынка труда, обеспечение занятости
| |
Добыча,
транспортировка и переработка нефти
| |
Добыча,
транспортировка и переработка природного газа
| |
Добыча
и переработка прочих минерально-сырьевых ресурсов
| |
Оленеводство
| |
Рыболовство
и рыбоводство
| |
Новые
отрасли Ненецкого автономного округа: заготовка и переработка дикоросов,
пушное звероводство, производство растительных кормов
| |
Развитие
туристского сектора
| |
Развитие человеческого капитала
и социальной сферы
|
Демографическое
и миграционное развитие
|
Здравоохранение
| |
Дошкольное, общее и среднее профессиональное образование
| |
Высшее профессиональное образование
| |
Развитие научно-технологического комплекса
| |
Совершенствование работы с молодежью
| |
Развитие мер социальной защиты
| |
Развитие жилищной сферы и повышение обеспеченности
качественным жильем
| |
Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения
| |
Развитие культурной сферы
| |
Развитие сферы физической культуры и спорта
| |
Развитие гражданского общества
| |
Поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных
народов Севера, проживающих в Ненецком автономном округе
| |
Проведение национальной политики в округе
| |
Инфраструктурное развитие
|
Развитие транспортной инфраструктуры
|
Развитие энергетической инфраструктуры
| |
Развитие жилищно-коммунального хозяйства
| |
Рациональное природопользования и
обеспечение экологической безопасности
| |
Развитие государственного и
муниципального управления
|
В целях обеспечения интегрированного и комплексного развития регионов в составе одного субъекта целесообразным представляется отражение в документах стратегического планирования таких регионов мероприятий, отнесенных к совместной реализации по разным сферам. Проведем анализ двустороннего отражения интегрированного развития регионов в своих документах стратегического планирования. Результаты анализа представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Интегрированное развитие Архангельской области и Ненецкого автономного округа по сферам развития в их стратегиях
Вопросы интегрированного развития
регионов
|
Отражение интегрированного развития
| |
Архангельской области в Стратегии Ненецкого
автономного округа
|
Ненецкого автономного округа в Стратегии
Архангельской области
| |
Социальная поддержка населения
|
Да
|
Нет
|
Строительство
|
Нет
|
Нет
|
Развитие отраслей экономики
|
Нет
|
Нет
|
Организация транспортного обслуживания
|
Да
|
Нет
|
Развитие инвестиционных проектов
|
Да
|
Нет
|
Развитие образования
|
Да
|
Нет
|
Экологическое развитие
|
Нет
|
Нет
|
Развитие физической культуры и спорта
|
Нет
|
Нет
|
Развитие культуры и досуговой деятельности
|
Нет
|
Нет
|
Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в том
числе на электроэнергию
|
Нет
|
Нет
|
Проведенный анализ позволил установить, что интегрированное развитие в изучаемом сложносоставном субъекте не имеет положительных тенденций, так как лишь по четырем направлениям с одной стороны отражены аспекты взаимодействия регионов, тогда как в стратегии Архангельской области такие элементы не представлены вовсе.
Данные результаты говорят об отсутствии координации деятельности органов власти субъектов в части реализации общей региональной экономической политики. В целях совершенствования данного аспекта представляется целесообразным внедрение следующих нормативно-методических рекомендаций в систему управления регионами.
Во-первых, необходима корректировка договора о сотрудничестве между органами власти в субъектах. Данная корректировка необходима с целью установления конкретных направлений развития сложносоставного субъекта, так как на данный момент основные аспекты, отраженные в данном документе касаются перераспределения налоговых и неналоговых поступлений между бюджетами регионов.
Во-вторых, на основании скорректированного договора необходимо доработать документы стратегического планирования в рамках установления конкретных мероприятий по достижению общих направлений социально-экономического развития, внесенных в новую редакцию договора. В рамках такого изменения потенциально удастся снизить, а в перспективе полностью ликвидировать проблему отсутствия координации деятельности органов власти в регионах. Такие рекомендации позволят достичь следующих социально-экономических эффектов:
¾ Аккумулирование ресурсов для обеспечения эффективной реализации мероприятий.
¾ Повышение качества и уровня жизни населения.
¾ Рост экономической активности в регионах.
¾ Повышение уровня удовлетворенности государственным и муниципальным управлением.
¾ Снижение уровня безработицы вследствие повышения числа рабочих мест.
Таким образом, на первом этапе региональной экономической политики сложносоставного субъекта, связанного с целеполаганием, необходимо провести анализ документов стратегического планирования и определить степень их взаимосвязи в ключевых направлениях регионального экономического развития. Кроме того, корректировка этих документов и утверждение мероприятий по реализации межрегионального сотрудничества в рамках новых приоритетных направлений способствует снижению уровня деструктивной конкуренции между субъектами Российской Федерации и направляет усилия на совместное достижение целей региональной экономической политики сложносоставного субъекта.
Заключение
Проведённый анализ установил, что для успешной реализации региональной экономической политики в сложносоставных субъектах необходимы согласованные действия и интеграция стратегических целей всех входящих территориальных образований. В настоящее время в Архангельской области и Ненецком автономном округе наблюдается недостаточная координация, что препятствует эффективному развитию региона. Внедрение предложенных автором рекомендаций — корректировка договоров и стратегических документов — позволит создать условия для комплексного развития, более рационального использования ресурсов и повышения удовлетворённости населения результатами государственного управления. Таким образом, совершенствование механизмов взаимодействия между регионами внутри сложносоставного субъекта является ключевым фактором достижения устойчивого социально-экономического роста.
Страница обновлена: 16.07.2025 в 12:24:27