Роль региональных кластеров в обеспечении научно-технологического развития Российской Федерации

Бабаян Л.К.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67961817

Аннотация:
В данном исследовании рассматривается вопрос совершенствования кластерной политики регионов Российской Федерации с целью обеспечения научно-технологического развития страны. В частности, проанализировано инновационное развитие регионов Тюменской области, как сложносоставного субъекта Российской Федерации, а также представленные на данной территории кластерной составляющей. Рассмотрено содержание документов стратегического планирования Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках оценки приоритетов инновационного и кластерного развития. Актуальность исследования определена необходимостью формирования новых инструментов, обеспечивающих научно-технологическое развитие и суверенитет Российской Федерации и ее регионов. Объектом исследования является кластерная система Тюменской области. Предметом исследования – инструменты регулирования и развития региональных кластерных систем. В исследовании использованы логический, нормативный методы, а также комплексный, статистический, а также контент-анализ. Так по результатам исследования предложен механизм межрегионального кластерного сотрудничества с целью аккумулирования ресурсов и инфраструктуры кластеров и их предприятий для достижения экономического, научного и технологического роста

Ключевые слова: кластерная политика, межрегиональное кластерное развитие, нефтехимическая промышленность, кластерное развитие, инновации, научно-технологическое развитие

JEL-классификация: L51, L52, O25



Введение

Ключевым нормативным документом в целях обеспечения научно-технологического развития Российской Федерации является Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (далее – Стратегия НТР), утвержденная указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 [1]. В рамках Стратегии НТР определено, что субъекты Российской Федерации в целях реализации государственной политики в области научно-технологического развития могут утверждать и реализовывать региональные программы научно-технологического развития, что служит непосредственным инструментом реализации Стратегии НТР. В частности, утвержденные программы должны обеспечивать реализацию таких функций регионов Российской Федерации, как:

¾ Формирование научно-производственных кластеров по ведущим экономическим специализациям.

¾ Поддержка малых и средних технологических предприятий регионов, в том числе административная и финансовая.

¾ Реализация образовательных программ, направленных на подготовку высококвалифицированных кадров.

¾ Создание и поддержка инфраструктуры для ускоренного технологического развития.

¾ Формирование механизмов взаимодействия между научными и промышленными организациями с целью разработки и внедрения инновационных разработок.

В рамках определения методов реализации научно-технологического развития в данной статье рассматривается сущность региональных кластеров, как инструментов обеспечения научно-технологического развития регионов и страны, чем обусловлена актуальность данного исследования в рамках утверждения новых нормативных актов, определяющих приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, в частности Стратегия НТР.

Теоретические аспекты кластерного развития описаны в научных трудах М. Портера в рамках обоснования концепции и определении сущности кластера [13]. Согласно данным исследованиям, М. Портер утверждал, что кластеры и их деятельность являются индикаторами конкурентоспособности регионов и стран, а их ключевой особенностью М. Портер выделял эффективное совместное использование ресурсов, находящих в распоряжении производств и фирм [13]. Кроме того, ученым установлено, что кластеры являются новыми объектами реализации государственной политики по повышению национальной конкурентоспособности, в частности благодаря ориентированию на стимулирование развития новых подходов к НИОКР, что непосредственно обеспечивает научно-технологическое развитие страны [13].

В научных трудах Л.С. Шаховской и Е.В. Гончаровой определено, что кластеры выступают как центры экономического роста, оказывая положительный эффект посредством притока инвестиций и формирования инвестиционного капитала региона, так как на территории образованных кластеров реализуют свою деятельность промышленные, научно-исследовательские и образовательные организации, что обеспечивает повышения уровня конкурентоспособности регионов [14].

Формирование кластеров на территории региона также обеспечивает решение проблемы территориальной дифференциации. Данный аспект описан в работах А. Д. Брик, Г. В. Плохотниковой и Р. Б. Белковского. Авторы утверждают, что решение названной проблемы путем реализации кластерной политики обеспечивается благодаря взаимодействию хозяйствующих субъектов на разных экономических уровнях с учетом сбалансированного развития локальных социально-экономических систем [15].

Говоря об инструментах реализации кластерной политики с целью обеспечения конкурентоспособности региона важными в данном аспекте являются мезоэкономические механизмы государственной поддержки отраслей экономики. Тем не менее, как отмечают В.С. Игитханян, Е.Е. Жуланов, остается проблема поддержки исключительно «сильных» регионов и их кластеров. Решением, по мнению авторов, является формирование промышленных кластеров в рамках ведущих отраслей страны [16]. Важность создания и реализации региональных кластеров также обусловлена тем, что данные инструменты кооперации служат факторами развития интеллектуального капитала. Как отмечают, С.А. Туменова и В.Ш. Расумов, формирование устойчивых конкурентных преимуществ происходит посредством развития интеллектуального капитала региона, в состав которого входят отношенческий капитал, человеческий капитал, организационный капитал [17]. В свою очередь, наиболее эффективным механизмом развития интеллектуального капитала авторы называют региональные кластеры, как целостные системы развития всех структурных составляющих интеллектуального капитала в рамках обеспечения конкурентоспособности [17].

Отмечая факторы повышения устойчивости и эффективности экономики региона, стоит обозначить, что такими факторами являются кластеры. В частности, кластерный подход, по мнению В.В. Строев, Р.С. Близкий и Э.А. Диваевой, является ключевым элементом стратегического развития в рамках повышения конкурентоспособности региона - создание региональных промышленных кластеров позволяет объединить участников рынка для совместной работы над развитием рынков отраслей экономики, представленных в регионе [18]. Кроме того, кластеры служат «маяком» для инвесторов, как показатель интегрированного совместного развития предприятий региона.

Тем не менее, несмотря на популярность темы изучения проблем развития кластеров в рамках региональных экономических систем, остается ряд нерешенных проблем, связанных с процессами интеграции и объединения производственных сил для достижения общих социально-экономических задач и целей в рамках нескольких регионов или макрорегиона (федерального округа). Таким образом, основная цель исследования заключается в теоретическом обосновании разработанных рекомендации по совершенствованию кластерной политики в регионе в рамках обеспечения научно-технологического развития. Научная новизна исследования представлена разработанными рекомендациями теоретического и методического характера по внедрению инструментов межрегионального кластерного сотрудничества в рамках трех субъектов Российской Федерации (Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа). Авторская гипотеза состоит в выявлении возможностей и условий для обеспечения организации межрегионального кластерного сотрудничества в рамках исследуемых регионов. Методологию исследования составили такие методы научного исследования, как сравнительный анализ, контент-анализ, комплексны и статистический анализы.

Реализация научно-технологической политики в регионах

Важность научно-технологического развития в рамках регионов подчеркивается его основными составляющими:

¾ Поддержка и развитие прикладной и фундаментальной науки, оказание содействия проведению научных исследований [19].

¾ Поддержка, разработка и распространение инновационных товаров, работ и услуг [19].

¾ Содействие в создании и поддержании технологической инфраструктуры [19].

¾ Модернизация отраслей экономики и производство на данной основе инновационных товаров, работ и услуг [19].

Таким образом, научно-технологический потенциал региона представляется как совокупность ресурсов (кадровых, технологических, информационных, инфраструктурных, управленческих, финансовых), обеспечивающих конкурентные преимущества региона [20].

Основным инструментом реализации целей и задач концепции научно-технологического развития и Стратегии НТР является приоритезация кластерной политики в регионе. Совокупность производств, объединенных общей территорией, является двигателем научного и технологического развития. Использование промышленных кластеров с целью обеспечения научно-технологического развития обладает рядом преимуществ.

Промышленные кластеры объединяют компании, университеты, научные институты и государственные организации, что способствует созданию инновационной среды для обмена знаниями, опытом и ресурсами. Это позволяет ускорить разработку новых технологий и инноваций. В кластерах компании могут сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, что способствует возникновению синергии и коллективному развитию проектов. Коллаборации между участниками кластера позволяют сократить время и ресурсы, необходимые для достижения целей. Промышленные кластеры привлекают внимание инвесторов, как от государства, так и от частного сектора, благодаря своей концентрации научных и технологических компаний. Это способствует притоку финансирования, необходимого для развития инновационных проектов. В рамках кластеров формируется экосистема для обучения и развития специалистов в области науки и технологий. Участие в проектах кластера позволяет специалистам обмениваться опытом, учиться новым методам и технологиям, что способствует повышению квалификации.

Также благодаря сотрудничеству и инновационной активности в промышленных кластерах, компании становятся более конкурентоспособными на мировом рынке. Обмен знаниями и опытом позволяет участникам кластера быстрее реагировать на изменения рыночной среды и развивать новые продукты и услуги.

Рассмотрим практику Тюменской области в реализации задач научно-технологического развития страны. Тюменская область представлена тремя автономными субъектами Российской Федерации – непосредственно Тюменской областью, Ханты-Мансийским автономным округом-Югрой, Ямало-Ненецким автономным округом. На территории данных субъектов также реализуется кластерная политика, нацеленная на научно-технологическое развитие регионов.

На территории Тюменской области функционируют нефтегазовый и нефтехимические кластеры, которые объединяют крупнейших игроков рынка в соответствующих экономических специализациях [8]. Нефтегазовый кластер в рамках своей деятельности обеспечивает создание и функционирование экосистемы в рамках реализации инструментов взаимодействия между участниками кластера посредством совместной разработки инновационных технологий в представленной отрасли [8]. Нефтехимический кластер является межрегиональным кластером, который объединяет производства не только Тюменской области, но и Ямало-Ненецкого автономного округа. Задачами данного кластера являются:

¾ Формирование инфраструктуры для поддержки инновационных производств [8; 10].

¾ Разработка инновационных товаров, работ и услуг с целью обеспечения импортозамещения [8; 10].

¾ Предоставление финансовой, административной, имущественной и инфраструктурной поддержки для размещенных производств [8; 10].

¾ Реализация инвестиционных и инновационных проектов [8; 10].

На территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры расположены леспопромышленный и газоперерабатывающий кластеры. В рамках лесопромышленного кластера реализуются инструменты по созданию обеспечению защиты прав и интересов производств, расположенных в рамках кластера, а также по формированию научной инфраструктуры для проведения прикладных научных исследований с целью стимулирования развития инновационных разработок в рамках расположенных на территории кластера предприятий [9]. Кроме того, научные и исследовательские организации на территории кластера обеспечивают консультирование органов власти регионального уровня при разработке и корректировке нормативных правовых актов в сфере лесопромышленной отрасли [9].

Газоперерабатывающий кластер представлен союзом организаций газоперерабатывающего сектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [9]. В рамках своих компетенций газоперерабатывающий кластер обеспечивает сотрудничество с органами власти Российской Федерации и региональными органами власти по вопросам предложений по дополнению и разработке нормативных актов в сфере газоперерабатывающей промышленности. Также представлены следующие задачи данного кластера:

¾ Развитие предпринимательства в рамках региона и кластера [9].

¾ Предоставление поддержки производствам: финансовой, административной и инфраструктурной [9].

¾ Проведение исследований рынка газопереработки [9].

¾ Проведение конференций, семинаров и иных общественных мероприятий [9].

¾ Реализация инструментов по продвижению на рынок инновационных товаров, работ и услуг в сфере газопереработки [9].

¾ Организация консультационной и юридической поддержки производителям [9].

¾ Формирование условий взаимодействия между участниками кластера [9].

¾ Содействие организации образовательных и научно-исследовательской деятельности с целью подготовки высококвалифицированных кадров [9].

¾ Разработка и применение инновационных методов управления предприятиями кластера, внедрение новых методов реализации партнерств [9].

В рамках проведенного анализа представленных кластеров установлено, что инновационная и научно-технологическая деятельность являются ключевыми для рассмотренных отраслей исследуемых регионов. Практическим содействием инновационному развитию в рамках трех регионов является создание индустриальных парков и технопарков, обеспечивающих промышленное и научно-технологическое развитие регионов.

Рассмотрим отдельные показатели инновационного развития в рамках регионов Тюменской области. В рамках анализа инновационного развития исследуемых субъектов Российской Федерации были отобраны показатели, отражённые в документах стратегического планирования Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. Показателями, которые отражены во всех трех Стратегиях социально-экономического развития исследуемых субъектов, являются: объем инновационных товаров, работ, услуг, уровень инновационной активности организаций, затраты на инновационную деятельности организаций, удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации [2; 3; 4; 5; 6; 7]. В таблицах 1-3 представлены показатели инновационного развития за 2019-2022 годы в исследуемых регионах.

Таблица 1 – Показатели инновационного развития Тюменской области за 2019-2022 годы.

Показатели
2019
2020
2021
2022
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб
171 589,4
175 458,0
203 461,7
100 288,7
Уровень инновационной активности организаций, процент
10,7
12,2
12,8
11,5
Затраты на инновационную деятельности организаций, млн руб
13861,3
13456,0
9682,4
10473,2
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, процент
25,6
25,7
23,8
23,2
Источник: составлено автором по данным Росстата [11; 12]

Таблица 2 – Показатели инновационного развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за 2019-2022 годы.

Показатели
2019
2020
2021
2022
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб
43 164,1
39 744,2
23 738,6
26 343,3
Уровень инновационной активности организаций, процент
5,00
7,39
6,62
5,97
Затраты на инновационную деятельности организаций, млн руб
31 319,3
35 702,9
69 903,7
87 403,5
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, процент
9,5
12,9
10,2
10,0
Источник: составлено автором по данным Росстата [11; 12]

Таблица 3 – Показатели инновационного развития Ямало-Ненецкого автономного округа за 2019-2022 годы.

Показатели
2019
2020
2021
2022
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб
14,3
16,7
3,5
4,6
Уровень инновационной активности организаций, процент
5,4
6,0
6,8
4,7
Затраты на инновационную деятельности организаций, млн руб
7,4
1,4
3,7
3,5
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, процент
13,2
9,0
12,0
8,7
Источник: составлено автором по данным Росстата [11; 12]

Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ по представленным данным являются лидерами в рамках производства инновационных товаров, работ и услуг, что обеспечено высоким уровнем инновационной активности предприятий регионов, в том числе расположенных на территории проанализированных кластеров.

Рекомендации по совершенствованию кластерной политики

В рамках реализации кластерной политики и обеспечения научно-технологического развития Тюменской области, как сложносоставного субъекта, включающего в свой состав Ханты-Мансийский автономный округ-Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ рекомендовано использовать инструмент межрегионального кластерного сотрудничества. Межрегиональное кластерное сотрудничество представляет собой форму сотрудничества между промышленными кластерами, находящимися в разных регионах. Основная сущность межрегионального кластерного сотрудничества заключается в объединении различными кластерами, представленными на территории разных субъектов, сил, ресурсов и инфраструктуры для достижения общих целей и задач, таких как инновационное развитие, повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта, а также развитие научных исследований в представленных в кластерах отраслях.

Как правило, основными целями создания межрегиональных кластеров являются:

¾ Формирование условий для эффективного взаимодействия широкого круга участников рынка определенной экономической специализации [22].

¾ Создание новых рабочих мест и развитие профессионального образования и обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров [22].

¾ Развитие существующих отраслей с учетом внедрения инновационных разработок [22].

¾ Аккумулирование ресурсов и инфраструктуры для реализации совместных научных и инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое и инновационное развитие регионов [22].

Для успешного развития и поддержания межрегионального кластерного сотрудничества могут использоваться различные инструменты и методы. Организация регулярных форумов, конференций и семинаров по экономической специализации кластеров, инноваций и сотрудничества позволяет участникам обмениваться опытом, знаниями и находить новые партнеров для совместных проектов. Создание сетевых платформ, веб-сайтов, онлайн-форумов и баз данных позволяет участникам кластеров эффективно общаться, делиться информацией, находить потенциальных партнеров и решать общие задачи. Проведение образовательных программ, тренингов и мастер-классов по различным аспектам развития кластеров помогает участникам улучшить свои навыки, повысить квалификацию и освоить новые методы работы.

Также организация совместных проектов, исследований и разработок позволяет участникам кластеров объединить свои усилия для достижения общих целей, создания новых продуктов и услуг, а также привлечения финансирования. Большую роль в развитии кластеров в рамках научно-технологического развития играет международное сотрудничество. Участие в международных проектах, программах трансфера технологий и сотрудничество с зарубежными кластерами способствует расширению географии деятельности, доступу к новым рынкам и технологиям. Предоставление финансовой поддержки со стороны государства, международных организаций или частных инвесторов может способствовать реализации совместных проектов, инноваций и развитию кластеров.

Межрегиональное кластерное сотрудничество кластеров Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках нефтегазовой и нефтехимической промышленности имеет ряд существенных преимуществ. Участники кластера могут обмениваться опытом, передовыми технологиями, лучшими практиками и знаниями, что способствует повышению эффективности производства и конкурентоспособности. Сотрудничество между регионами позволяет объединить усилия в области научных исследований, разработок новых технологий, инноваций и создания новых продуктов, что обеспечивает экономический рост регионов и их конкурентоспособность. Объединение предприятий и организаций в кластер позволяет снизить издержки на производство, логистику, закупки сырья и другие операционные расходы. Межрегиональное кластерное сотрудничество способствует развитию локальных рынков, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций и стимулированию экономического роста. Сотрудничество между регионами позволяет участникам кластеров получить доступ к новым технологиям, рынкам сбыта, инвестициям и партнерам, что способствует расширению бизнеса. Совместные усилия по повышению качества продукции, сокращению времени производства, улучшению сервиса и другим аспектам помогают участникам кластера стать более конкурентоспособными на рынке.

С целью формирования интегрированной кластерной политики в рамках обеспечения научно-технологического развития предлагается дополнить положения Договора между органами власти исследуемых регионов Тюменской области положениями о межрегиональном кластерном сотрудничестве, как приоритетном направлении интегрированного развития трех субъектов. Указанный Договор обеспечивает реализацию совместного развития трех субъектов по таким социально-экономическим аспектам, как:

¾ Социальная поддержка отдельных категорий населения.

¾ Строительство.

¾ Охрана окружающей среды.

¾ Организация транспортного обслуживания.

¾ Поддержка сельскохозяйственных производителей.

¾ Поддержка инвестиционных проектов.

¾ Строительство и реконструкция объектов социальной сферы.

¾ Развитие физической культуры и спорта.

¾ Организация оказания специализированной медицинской помощи.

¾ Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в том числе на электроэнергию.

Тем не менее, положений о кластерном развитии ключевых отраслей регионов отсутствуют не только в рамках Договора, но и в документах стратегического планирования регионов Тюменской области. Таким образом в качестве методической рекомендации предлагается дополнить отдельными положениями существующий Договор между органами власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа относительно межрегионального кластерного сотрудничества, а также отразить данные аспекты в стратегиях и прогнозах социально-экономического развития указанных субъектов.

Данные положения также подтверждаются тем, что, одним из инструментов реализации межрегиональных соглашений является создание кластеров, включающих наиболее сильные специализации каждого из участвующего субъектов на базе региональных платформ при различной степени взаимодействия, в том числе подразумевается создание научно-образовательных центров мирового и национального уровней [21]. Таким образом, в рамках реализации основных положений Договора между рассматриваемыми региона целесообразно создать и поддерживать механизм межрегионального кластерного сотрудничества в рамках достижения целей и задач социально-экономического развития.

Выводы

Кластеры играют важную роль в научно-технологическом развитии Российской Федерации, поскольку способствуют развитию научных и инновационных потенциалов различных предприятий, учебных заведений, научных институтов и организаций. Благодаря кластерам происходит обмен опытом, знаниями и передовыми технологиями, что способствует созданию новых продуктов и услуг, повышению конкурентоспособности отечественных компаний на мировом рынке. Кроме того, кластеры способствуют совместным исследованиям и разработкам, что позволяет ускорить процесс инновационного развития и создать новые высокотехнологичные продукты. В рамках кластеров также происходит сближение бизнес-сообщества, научных кругов и государственных структур, что способствует формированию благоприятной инновационной среды и привлечению инвестиций в научные и технологические проекты.

В рамках данного исследования были проанализированы процессы интегрированного развития Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках исполнения положений Договора, заключенного между органами власти названных субъектов Российской Федерации, в том числе в сфере научно-технологического развития. Основной проблемой является отсутствие реализации механизма межрегионального кластерного сотрудничества и его закрепления в нормативных правовых актах, регулирующих интегрированное развитие данных регионов.

В качестве рекомендаций были вынесены предложения по корректировке документов, обеспечивающих интегрированное развитие положениями об осуществлении на территориях исследуемых субъектов механизма межрегионального кластерного сотрудничества, как дополнительного направления развития. Нормативное закрепление позволит отражать данный аспект в рамках подготовки и корректировки документов стратегического планирования на региональном уровне, а также формировать инвестиционные проекты, направленные на научно-технологическое развитие регионов.

Дальнейшие направления исследований по данной тематике могут касаться вопросов организационно-управленческой структуры межрегионального кластерного сотрудничества, формирование моделей управления и выявления социально-экономической эффективности при реализации данного механизма.


Источники:

1. Российская Федерация. Законы. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [от 28 февраля 2024 г. № 145]. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2022).
2. Российская Федерация. Законы. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года : Закон Тюменской области от 24 марта 2020 года №23 [Принят областной Думой 12 марта 2020 года]. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.10.2022).
3. Российская Федерация. Законы. О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года [Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 3 ноября 2022 года № 679-рп]. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.12.2022).
4. Российская Федерация. Законы. О стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года [Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июня 2021 года № 478]. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.10.2022).
5. Российская Федерация. Законы. Об утверждении прогноза социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2034 года [Постановление Правительства Тюменской области от 2 марта 2023 года № 93-п]. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.04.2023).
6. Российская Федерация. Законы. О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2036 года [Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 января 2019 года № 36-рп]. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.10.2022).
7. Российская Федерация. Законы. Об утверждении прогноза социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на долгосрочный период до 2036 года [Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2019 года №915-П]. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.10.2022).
8. Инвестиционный портал Тюменской области : официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://investintyumen.ru/ (дата обращения: 04.12.2023).
9. Центр кластерного развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры : официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://ckr-ugra.ru (дата обращения: 04.12.2023).
10. Инвестиционный портал Ханты-Мансийского автономного округа-Югры : официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://investugra.ru/ (дата обращения: 04.12.2023).
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Москва. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 13.01.2022).
12. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу : официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://72.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 04.02.2024) (дата обращения: 04.02.2024).
13. Porter M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. - New York : The Free Press, 1980. – 397 p.
14. Шаховская Л. С., Гончарова Е. В. Кластеры как формат инновационного развития региональной экономики в условиях санкций // Региональная экономика. Юг России. – 2022. – № 4. – c. 53-61. – doi: 10.15688/re.volsu.2022.4.5.
15. Брик А. Д., Плохотникова Г. В., Белковский Р. Б. Региональные экономические кластеры как инструмент стимулирования социально-экономического развития (на примере Ростовской области) // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономическиенауки. – 2021. – № 3(59). – c. 111-115.
16. Игитханян В. С., Жуланов Е. Е. Формирование модели регионального нефтегазового кластера на основе эконометрических методов // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. – 2022. – c. 35-43.
17. Туменова С. А., Расумов В. Ш. Модели развития интеллектуального капитала в региональном инновационном кластере // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 5. – c. 391-394. – doi: 10.34925/EIP.2022.142.5.074.
18. Строев В. В., Близкий Р. С., Диваева Э. А. Основные факторы повышения эффективности организации производства наукоёмкой продукции в регионе (на примере Рязанской области) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 11-3. – c. 470-484. – doi: 10.17513/vaael.3118.
19. Болтунова Е. С. Научно-технологическое развитие - важнейшее условие устойчивого социально-экономического развития регионов // Общество и цивилизация. – 2023. – № 1. – c. 25-28.
20. Ерыгин, Ю. В.Дмитриева М. Л. ЮрковскаяГ. И. Факторы научно-технологического развития региона // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ современной науки и ОБРАЗОВАНИЯ: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 18 декабря 2019 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука». Петрозаводск, 2019. – c. 123-127.
21. Горбунова Е. И. Формирование межрегиональных кластеров на основе отраслевой специализации территорий // Региональная экономика: теория и практика. – 2021. – № 12(495). – c. 2308-2324. – doi: 10.24891/re.19.12.2308.
22. Юрьева А.А. Развитие региональной социально-экономической политики в контексте формирования конкурентоспособных межрегиональных кластеров // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – № 1. – c. 38-50. – doi: 10.18334/ecsoc.9.1.40536.

Страница обновлена: 27.11.2024 в 08:18:15