Механизм установления заработной платы в местностях с особыми климатическими условиями (на примере Крайнего Севера)
Дозорцев О.Е.1, Златогуре И.А.1, Опрятнов А.С.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549313
Аннотация:
Развитие территорий Крайнего Севера тормозится вследствие оттока граждан и в первую очередь молодёжи. Суровые климатические условия работы и жизни, недостаточно хорошо развитая инфраструктура, логистика, недостаточно высокая заработная плата, недостаточные условия для карьеры являются факторами, влияющими на миграцию населения из территорий Крайнего Севера. Одной из форм поддержки работающих и проживающих в местностях с особыми климатическими условиями является предоставление государством компенсаций и надбавок. В статье представлены критерии, порядок и размеры установления заработной платы и предоставляемых надбавок и гарантий. Работающие на территориях Крайнего Севера и набравшие в соответствующих регионах достаточный стаж, получают существенные надбавки к зарплате — в некоторых субъектах РФ до 100% от ее величины. Было выявлено, чтов ряде субъектов РФ, отнесённых местностях с особыми климатическими условиями (Крайний Север) размер средней заработной платы был ниже, чем общероссийский уровень (к таким субъектам можно отнести, например, Республику Карелия, Республику Коми, Архангельскую область без авт. округа, Республику Тыва, Красноярский край, Иркутскую область, Хабаровский край), а в ряде субъектовразмер средней заработной платы был выше, чем общероссийский уровень (к таким субъектам можно отнести, например, Мурманскую область, Ханты-Мансийский авт. округ-Югра, Ямало-Ненецкий авт. округ, Республику Саха (Якутия), Камчатский край, Хабаровский край, Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ)
Ключевые слова: заработная плата, Россия, Крайний Север, население, регион, районный коэффициент, компенсации
JEL-классификация: J31, J32, J33
Введение.
Актуальность. Несмотря на рост ряда экономических показателей, таких как рост производства сельскохозяйственной продукции, добычи полезных ископаемых, объема инвестиций в основной капитал и других на территориях Крайнего Севера наблюдается снижение среднесписочной численности работников, что связано с оттоком населения, слабым развитием инфраструктуры, суровыми условиями проживания и др. При этом одной из основных проблем продолжает оставаться отток молодёжи.
Литературный обзор. Различные аспекты регулирования оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями (территории Крайнего Севера и приравненные к ним местности) исследовали, например, Орловский Ю.П. [1], Крылов К.Д. [2], Тучкова Э.Г. [2], Шевченко О.А. [2] и др. (аспект трудового права), Халдеева Н.В. [3, 4, 5], Шальман О.В. [6], Ярошенко К.Б. [6] (аспект социального обеспечения).
Научный пробел. Изучение исследований, посвящённых вопросам оплаты труда на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выявил ряд аспектов, которые были проанализированы не достаточно детально. К ним можно отнести, в частности, аспект механизмов установления заработной платы на этих территориях РФ.
Цель исследования – проанализировать порядок установления заработной платы на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и возможности использования надбавок как одной из мер сокращения оттока населения с этих территорий.
Научная новизна: было выявлено, что несмотря на применение особого механизма установления заработной платы на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжается отток населения и , в частности, молодёжи с этих территорий.
Авторская гипотеза: улучшение условий оплаты труда работников предприятий и организаций на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях может остановить отток населения.
Методология: структурный анализ, методы статистической обработки информации, общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, аналогия и сравнение были использованы для исследования показателей средней заработной платы научных сотрудников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации и размера надбавки на территориях Крайнего Севера.
Особенности местностей с особыми климатическими условиями в РФ
Климат в России чрезвычайно разнообразен. Климатические условия существенно влияют на условия труда и жизнедеятельности людей, их территориальное размещение. От специфики климатических условий зависит, какие отрасли экономики будут развиваться в том или ином регионе страны, каков будет образ жизни проживающих там людей, каковы будут их основные потребности в питании, одежде, жилье, досуге и т.д. Климатические условия играют важную роль при определении экономико- социальной целесообразности создания и развития предприятий и инфраструктуры, населённых пунктов в той или иной местности.
Как известно, территория России охватывает зоны умеренного, арктического, субарктического и субтропического климатических поясов. При этом большая часть территории страны расположена в зоне умеренного климатического пояса. При этом рельеф страны имеет ряд территорий с неблагоприятным климатом. К ним относятся территории на севере страны, где отсутствуют высокие горы, которые могли бы создавать преграды для проникновения холодного воздуха из Арктики вглубь страны, а также территории на юге страны, обрамлённые горными хребтами, которые не позволяют тёплым воздушным массам переместиться вглубь страны.
Комплексная оценка климатических условий строится на основании природных характеристик по целому ряду показателей: климатические характеристики (продолжительность безморозного периода, средняя температура и годовые амплитуды температур, осадки и т.д.), водообеспеченность, заболоченность, сейсмичность, лесистость, условия для рыболовства, охоты, сбора грибов и ягод, для отдыха населения и др. [15]. Почти ¼ территории страны лежит в неблагоприятных и малоблагоприятных для жизни климатических условиях. В ряде территорий страны существует повышенная вероятность наступления климатических рисков — низких температур, интенсивных осадков, засух, ураганов и др., которые называются особыми климатическими условиями. Такие условия могут существенно повлиять на жизнь животных и растений, а также на экономику и благополучие населения.
В связи с этим выделяется понятие местностей с особыми климатическими условиями. К местностям с особыми климатическими условиями относятся местности, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм человека:
- районы Крайнего Севера;
- районы, приравненные к районам Крайнего Севера;
- высокогорные районы;
- пустынные и безводные местности;
- отдаленные местности.
Таким образом, к местностям с особыми климатическими условиями относятся территории, пребывание на которых оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека (солнечная радиация и влажность; природные катаклизмы и стихийные бедствия; сейсмические нагрузки, возникающие при землетрясениях; экстремальные значения температурной, ветровой и снеговой нагрузок). Также в местностях с особыми климатическими условиями выделяют специфические грунты: техногенные; органические; сезонно промерзающие-оттаивающие.
Механизм установления заработной платы на территориях Крайнего Севера
Представляется интересным исследовать порядок установления заработной платы на данных территориях. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 №1946 [8]. Районы Крайнего Севера включают все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 №1946 приведён в нашей предыдущей статье [16].
Рассмотрим статистические данные по показателю средняя заработная плата научных сотрудников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-сентябрь 2023 года (табл. 1). Как видно из таблицы, в ряде субъектов РФ, отнесённых местностях с особыми климатическими условиями (Крайний Север) размер средней заработной платы был выше, чем общероссийский уровень (к таким субъектам можно отнести, например, Мурманскую область, Ханты-Мансийский авт. округ-Югра, Ямало-Ненецкий авт. округ, Республику Саха (Якутия), Камчатский край, Хабаровский край, Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ), а в ряде таких субъектов РФ размер средней заработной платы был ниже, чем общероссийский уровень (к таким субъектам можно отнести, например, Республику Карелия, Республику Коми, Архангельскую область без авт. округа, Республику Тыва, Красноярский край, Иркутскую область, Хабаровский край). Соответствующие значения доли региональных выплат в процентах от размера средней заработной платы в РФ представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Средняя заработная плата научных сотрудников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-сентябрь 2023 года
Регион
/ субьект РФ
|
Средняя
заработная плата, рублей
|
Отношение средней
заработной платы по категории к оценке среднемесячной начисленной заработной
платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и
физических лиц, %
|
Справочно:
оценка среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в
организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц
|
всего
|
в процентах от
средней заработной платы в РФ |
в том числе по формам
собственности организаций: субъектов Российской Федерации
|
федеральная
|
январь-сентябрь 2023 года, рублей
| |
Российская Федерация
|
123263
|
|
116 463
|
в 2.3 р.
| |
Северо-Западный федеральный округ
|
|
|
| ||
Республика Карелия
|
81 595
|
66,196
|
81 595
|
158,3
|
51 547
|
Республика Коми
|
99 282
|
80,545
|
99 283
|
154,8
|
64 124
|
Архангельская область
|
|
|
| ||
в том числе:
|
| ||||
Ненецкий авт. округ
|
н/д
|
|
н/д
|
106 840
| |
Архангельская область без авт. округа
|
93 997
|
76,257
|
93 997
|
160,7
|
58 481
|
Мурманская область
|
132879
|
107,801
|
132 879
|
167,1
|
79 513
|
Тюменская область
|
|
|
| ||
в том числе:
|
| ||||
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра
|
160038
|
129,835
|
167 159
|
195,0
|
85 706
|
Ямало-Ненецкий авт. округ
|
245816
|
199,423
|
282 661
|
в 2.2 р.
|
129 140
|
Сибирский федеральный округ
|
|
|
| ||
Республика Тыва
|
75 216
|
61,020
|
78 061
|
172,4
|
45 281
|
Красноярский край
|
102061
|
82,799
|
102 061
|
160,6
|
63 551
|
Иркутская область
|
92 269
|
74,855
|
92 269
|
163,4
|
56 466
|
Дальневосточный федеральный округ
|
|
|
| ||
Республика Саха (Якутия)
|
134914
|
109,452
|
136 042
|
165,7
|
82 107
|
Камчатский край
|
143093
|
116,087
|
143 093
|
151,9
|
94 205
|
Хабаровский край
|
110481
|
89,630
|
110 481
|
196,3
|
56 285
|
Магаданская область
|
185686
|
150,642
|
185 686
|
177,6
|
104 538
|
Сахалинская область
|
157840
|
128,051
|
157 840
|
175,7
|
89 811
|
Чукотский автономный округ
|
178775
|
145,035
|
178 775
|
134,2
|
133 234
|
Учитывая суровые климатические условия Крайнего Севера, важным аспектом является государственная поддержка проживающих и работающих там жителей. Одной из форм такой поддержки являются предоставление гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [17]. Под районным коэффициентом понимается определенный государством коэффициент к зарплате за ведение трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к нему [18]. Начисление производится на все составляющие заработка работника. Это следует из ч. 1 ст. 129 и ст. 315 ТК РФ. Такой же позиции придерживаются суды и трудовая инспекция (Обзор Верховного Суда РФ от 26.02.2014, писем Минтруда России от 16.04.2020 № 14-1/В-424, Роструда от 27.09.2022 № ПГ/23987-6-1).
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях [17]. Размер компенсации за работу в северных районах зависит от суровости климата. Северная часть России разделена на 4 природно-климатические группы. Размеры надбавок в каждой из данных групп представлены в нашей предыдущей статье [16].
Размер и порядок расчёта надбавки зависит от срока трудовой деятельности, возраста работника и региона нахождения рабочего места человека. Количество отработанных лет для расчета компенсационной выплаты жителям северных регионов рассчитывается в соответствии с: Постановлением Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012; разъяснениями Минтруда России от 16.05.1994 № 7 (утв. постановлением Минтруда России от 16.05.1994 № 37); Инструкцией (утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2). Начислять надбавку необходимо на все составляющие зарплаты: оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты [12, 13]. Размер надбавки на территориях Крайнего Севера представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Размер надбавки на территориях Крайнего Севера
Регион
|
Размер надбавки
|
Регионы Крайнего Севера, расположенные преимущественно в
дальневосточной части РФ (их перечень определен подп. «а» п. 16 приложения к
приказу Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2)
|
10% к зарплате на 7-й месяц работы в регионе;
20% на 13-й месяц трудовой деятельности; 30, 40, 50 и так далее до 100% (это предельная величина надбавки, в основном выплачивается на Чукотке, в Корякском АО и на других полуостровных и островных территориях Дальнего Востока России с самыми суровыми климатическими условиями) через каждые последующие полгода трудовой деятельности. |
остальные
регионы Крайнего Севера РФ надбавка составляет (подп. «б» п. 16 приложения к
приказу № 2):
|
10%
на 7-й месяц работы;
20% на 13-й месяц работы; 30, 40, 50 и 60% через каждые последующие 6 месяцев; по приобретении права на надбавку в 60% еще через год работы показатель составит 70%, через два — достигнет предельной величины, 80%. |
территории,
приравненные к Крайнему Северу, надбавка составляет (подп. «в» п. 16
приложения к приказу № 2):
|
10%
на 13-й месяц работы;
20% на 25-й месяц работы; 30, 40, 50% (предельная величина) через каждый последующий год трудовой деятельности. |
если возраст работника до 30 лет, то при условии, что он прожил
на Крайнем Севере как минимум год
|
20%
на 7-й месяц работы;
40% на 13-й месяц; 60% на 25-й месяц; 80 или 100% (предельная величина соответственно для регионов, не относящихся к Дальнему Востоку, и тех, что располагаются там) через каждый последующий год. |
Надбавки не начисляются:
-на отпускные и иные выплаты, размер которых определяется на основе среднего заработка, поскольку он формируется уже с учетом надбавок (п. 2 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922);
-единовременную выплату по выслуге лет;
-вознаграждения по итогам трудовой деятельности за год;
-материальную помощь, выплаченную работодателем (письмо Минтруда России от 22.07.1999 № 716-7);
-разовые поощрительные выплаты, которые не носят системного характера.
В заработную плату, на которую начисляется процентная надбавка, включаются все выплаты в пользу работающих лиц, носящие характер заработной платы, в том числе вознаграждения за выслугу лет, ежемесячные премии к окладу.
В заработную плату, на которую начисляются процентные надбавки, не включаются суммы:
-районного коэффициента;
-среднего заработка (в этом случае суммы надбавки уже учтены при исчислении среднего заработка);
-полевого довольствия;
-материальной помощи (Письмо Минтруда России от 22.07.1999 № 716-7 "О начислении районных коэффициентов и процентных надбавок на материальную помощь");
-премий, носящих единовременный характер и выплачиваемых не из фонда заработной платы;
- вознаграждений за изобретения и рационализаторские предложения.
Процентные надбавки исчисляются со дня возникновения права на надбавку соответствующего размера, выплачиваются ежемесячно со дня возникновения у работника права на них. Дата, с которой надбавка устанавливается в большем размере, устанавливается работниками бухгалтерии согласно данным о стаже работы работника или в соответствии с приказом кадровой службы. Если в момент возникновения права на очередную надбавку работник находился в отпуске, время со дня возникновения права на нее и до окончания отпуска включается в стаж, необходимый для следующей (очередной) надбавки [10, 11].
Северные регионы всегда стремились к привлечению молодежи и для сохранения на этих территориях рабочей силы в активном трудоспособном возрасте (молодежи в возрасте до 30 лет). Для молодых людей, не достигших 30-летнего возраста, на величину компенсационной северной выплаты влияет не только стаж трудовой деятельности, но и время проживания в северных регионах. Процентные надбавки к заработной плате вводили как инструмент закрепления молодежи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В статье 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. №4520/1 было предусмотрено, что «молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет». В настоящее время данное положение предусмотрено в большинстве отраслевых (тарифных) соглашений, а также в законах северных субъектов РФ.
Для пенсионеров для получения увеличенного размера фиксированной выплаты к пенсии по старости и инвалидности работник к моменту назначения пенсионной выплаты должен иметь определенный стаж. Требования к продолжительности трудовой деятельности для повышения пенсии установлены ст. 16, 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. В обоих случаях для увеличения пенсии необходимо наличие общего трудового стажа для мужчин не менее 25 лет, для женщин — не менее 20.
Вместе с тем при росте экономических показателей, таких как рост производства сельскохозяйственной продукции, добычи полезных ископаемых, объема инвестиций в основной капитал и других снижается среднесписочная численность работников, что связано с оттоком населения, слабым развитием инфраструктуры, суровыми условиями проживания и др. [14]. Одной из основных проблем продолжает оставаться отток молодёжи. За период 2011-2020 гг. регионы Дальневосточного федерального округа, согласно данным Росстата, потеряли в результате миграции с другими частями страны 393,9 тыс. человек, регионы Севера – 702,9 тыс. человек [14]. Основная сложность снижения выезда молодежи из регионов Дальнего заключается в том, что этим регионам приходится конкурировать по уровню социально-экономического развития с рынками труда регионов притока: Москвой, Санкт-Петербургом и другими регионами с крупными городами.
Выводы.
Таким образом, неблагоприятные климатические условия, отсутствие возможностей для карьерного роста, получения высшего образования, слаборазвитая инфраструктура и т.д. способствуют оттоку населения территорий Крайнего Севера и препятствуют их развитию и экономическому росту. Для стимулирования и поддержания жизнедеятельности работающих на данных территориях используются коэффициенты и надбавки. Граждане, работающие на Крайнем Севере и набравшие в соответствующих регионах достаточный стаж, получают существенные надбавки к зарплате — в некоторых субъектах РФ до 100% от ее величины. На размер надбавок влияет также возраст сотрудника — определенные преференции в их исчислении имеют молодые люди в возрасте до 30 лет. Начисляются надбавки на всю зарплату (оклад, премии) так же, как и районные коэффициенты (при этом обе компенсации начисляются независимо друг от друга). На последующих этапах работы будет предложено при определении стоимости минимального (восстановительного) потребительского бюджета для работника, занятого трудом средней тяжести (физической активности), по регионам России или по природно-климатическим зонам использовать различия в их стоимости для определения размеров районных коэффициентов и сравнения с их действующими размерами по отдельным субъектам РФ или муниципальным образованиям внутри субъектов РФ, в частности, на Европейском Севере, на Урале, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, а также в Арктике.
Источники:
2. Крылов К.Д., Тучкова Э.Г., Шевченко О.А. Эффективность правового регулирования в районах Крайнего Севера: постановка проблемы // Научные новации трудового права и права социального обеспечения: сборник материалов участников секции трудового права и права социального обеспечения Московского юридического форума// М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Москва, 2015. – c. 312.
3. Халдеева Н.В. Правовое регулирование трудовых отношений в районах Крайнего Севера. / монография. - Магадан: ИП Кацубина Т.В, 2015. – 228 c.
4. Халдеева Н.В. Гарантии работникам северных территорий с 1 января 2005 года: мифы и реальность // Для кадровика: Вопросы Севера. – 2015. – № 1. – c. 98.
5. Халдеева Н. В. Трудовые отношения в районах Крайнего Севера: теория и практика правового регулирования: специальность «12.00.05 – трудовое право и право социального обеспечения». / автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Халдеева Наталья Владимировна; трудовое право и право социального обеспечения. - Москва, 2015. – 55 c.
6. Шальман О.В. Споры о компенсации расходов северян на оплату стоимости проезда воздушным транспортом к месту отдыха и обратно. / Комментарий судебной практики. - М. контракт, 2015. – 72 c.
7. Федеральная служба государственной статистики. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 11.12.2023).
8. Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР", (ред. от 16.11.2023). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400590/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b / (дата обращения: 11.09.2023).
9. Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». (ред. от 02.05.2014). [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70547984/ (дата обращения: 11.12.2023).
10. Постановление Минтруда РФ от 16.05.1994 N 37, (ред. от 16.05.1994). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3809/ (дата обращения: 11.12.2023).
11. Постановление Минтруда РФ от 11.09.1995 N 49 "Об утверждении разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 11.09.1995 N 3) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.09.1995 N 950), (ред. от 21.09.1995). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-mintruda-rf-ot-11091995-n-49/ (дата обращения: 11.12.2023).
12. Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера", (ред. от 07.10.1993). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2525/ (дата обращения: 11.09.2023).
13. Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237, (ред. от 30.12.2011). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70116538/ (дата обращения: 11.12.2023).
14. Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 N 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета министров СССР, (ред. от 16.11.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400590/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 11.12.2023).
15. Смирнов В.М., Селиванова О.В. Специфика бедности в дальневосточном федеральном округе // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 485-502.
16. Волгин Н. А., Широкова Л.Н., Мосина Л.Л. Актуальные вопросы развития российского Севера: компенсационные и стимулирующие системы, направленные на привлечение и закрепление населения в северных и арктических регионах // Уровень жизни населения регионов России. – 2018. – № 2(208). – c. 34-46.
17. Волгин Н. А., Мосина Л.Л., Широкова Л.Н. Российская Арктика: социально-трудовые и демографические особенности развития // Социально-трудовые исследования. – 2019. – № 1(34). – c. 117-133.
18. Елизаров В. В. Льготы в районах Крайнего Севера: сохранить нельзя отменить // Уровень жизни населения регионов России. – 2015. – № 3(197). – c. 36-48. – doi: 10.12737/13549.
19. Зырянова И. И., Сочнева Е. Н. К вопросу регулирования минимальной социальной гарантии по оплате труда в России // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 777-790.
20. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Проблемы регулирования оплаты труда работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей // Экономика региона. – 2020. – № 1. – c. 97-113. – doi: 10.17059/2020-l-8.
21. Кожевников Б.Л. О расчете комплексных оценок агрессивности погодно-климатических условий для техники // Общество. Среда. Развитие. – 2010. – № 3 (16). – c. 234-238.
22. Дозорцев О.Е., Омельченко И.Б. Закономерности и особенности механизмов установления заработной платы в местностях с особыми климатическими условиями (на примере Крайнего Севера) // Экономика труда. – 2023. – № 10.
23. Статья 11. Процентная надбавка к заработной плате, Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 28.12.2022) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1786/7b1d47143212ba09e75fe3d3b3433d8d4702295a/ (дата обращения: 11.12.2023).
24. ТК РФ Статья 316. Районный коэффициент к заработной плате, "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 24.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/2028a4ac475d1e13439ac815e49d1faf7a03401e/ (дата обращения: 11.12.2023).
25. Федеральная служба государственной статистики. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 11.12.2023).
26. Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР", (ред. от 16.11.2023). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400590/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b / (дата обращения: 11.09.2023).
27. Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». (ред. от 02.05.2014). [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70547984/ (дата обращения: 11.12.2023).
28. Постановление Минтруда РФ от 16.05.1994 N 37, (ред. от 16.05.1994). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3809/ (дата обращения: 11.12.2023).
29. Постановление Минтруда РФ от 11.09.1995 N 49 "Об утверждении разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 11.09.1995 N 3) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.09.1995 N 950), (ред. от 21.09.1995). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-mintruda-rf-ot-11091995-n-49/ (дата обращения: 11.12.2023).
30. Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера", (ред. от 07.10.1993). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2525/ (дата обращения: 11.09.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:51