Особенности реализации региональной социальной политики (на примере Волгоградской области)

Беликова Е.В.1, Чернявская Е.Ю.2, Горбунова Е.Г.2
1 Волгоградская государственная академия физической культуры
2 Волгоградский институт бизнеса, Россия, Волгоград

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)

Цитировать:
Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю., Горбунова Е.Г. Особенности реализации региональной социальной политики (на примере Волгоградской области) // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 11. – С. 4753-4764. – doi: 10.18334/epp.13.11.119282.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576864

Аннотация:
Авторы научного исследования акцентируют внимание на том, что необходимо обоснование и систематизация проблем, связанных с особенностями реализации региональной социальной политики (на примере волгоградской области). Выделены вопросы, связанные с необходимостью повышения уровня благосостояния граждан РФ. Приведена классификация факторов, влияющих на уровень благосостояния населения и качество жизни. Все факторы могут быть классифицированы по разным признакам: по характеру возникновения (социальные, природные, антропогенные); по характеру реализации (стихийные, целенаправленные); по важности (по величине экономического эффекта возможных последствий). Таким образом, становится понятным, что благосостояние граждан субъекта формируется, с одной стороны, имеющимся потенциалом региона (положительное влияние), а с другой стороны – возникающими угрозами (негативное влияние). В результате соотношения выраженности этих составляющих и процессов управления ними и формируется определенный уровень качества жизни территории.

Ключевые слова: социальная политика, качество жизни, население, регион, благосостояние населения

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В последние годы проблемы оценки государственных расходов как института повышения благосостояния становится все более актуальными. Данному вопросу уделяли большое внимание ученые – экономисты. Большая часть научных работ была посвящена решению проблем обеспечения уровня благосостояния граждан на уровне хозяйствующих субъектов.

Наиболее актуальными вопросами на сегодняшний день, являются вопросы, связанные с необходимостью повышения уровня благосостояния граждан РФ. И поэтому вопросы бюджетного регулирования для повышения благосостояния находятся под контролем Правительства РФ и Президента РФ.

Социальная защищенность граждан – одна из важнейших составляющих национальной безопасности страны и ее экономического развития. Необходимость изучения механизмов бюджетного регулирования очевидна [3].

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных Раевский, С.В. [3]; Смулько, А.Ю. [5]; Лысенко, А.Н. [6]; Сперанский, С.Н. [7], Глазьев С.Ю. [9], Лебедева В.Д. [10], Юрьева А.А. [12]

В современных условиях необходимости повышения благосостояния населения региона и создание системы ее обеспечения предполагает выявление учета и нахождение способов предотвращения или ослабления влияния факторов, основных опасностей финансовой политики государства.

«Факторы – это различные объекты, процессы, явления, которые оказывают влияние на какой-либо объект, процесс или явление. Факторы в обобщенном виде представляют собой причины, т.е. движущие силы какого-либо процесса или явления, определяющие его характер в целом или отдельные черты» [5].

Факторы, влияющие на уровень благосостояния населения и качество жизни. В свою очередь, внутренние факторы, также можно классифицировать следующим образом.

Экономические факторы включают в себя структура экономики; инвестиционная политика государства; конкурентоспособность экономики; уровень технологического обеспечения промышленности; уровень монополизации экономики; принятие оптимальных управленческих решений и т.д.

Организационные факторы определяются уровнем научно-технического прогресса; эффективность использования ресурсов в хозяйственный оборот; состояние объектов инфраструктуры и т.д.

К правовым факторам могут быть отнесены: состояние нормативно-правового законодательства; борьба с монополизмом в экономической сфере; противодействие коррупции и преступности; контроль за движением финансовых потоков; правовая дисциплина и исполнительность и т.д. [6]

В социальные факторы входит: сокращение разрыва между богатыми и бедными слоями населения; сокращение дифференциации доходов; борьба с терроризмом; обеспечение достойных условий для жизни и развития личности; предупреждение и исключение социальных конфликтов и т.д.

Цель исследования: выявление социально – экономических факторов формирования и исполнения социальной политики на примере Волгоградской области.

Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:

- рассмотреть социальную политику государства как элемент стратегического развития;

- провести анализ реализация социальной политики на примере Волгоградской области

- выделить задачи и направления совершенствования социальной политики Волгоградской области.

Научная новизна данного исследования заключается в обосновании систематизации факторов, связанных с формированием и исполнением социальной политики государства на примере конкретного региона.

Теоретическая значимость исследования отражена в результатах, полученных авторами в процессе исследования литературных источников и статистических данных по Волгоградской области.

Практическая значимость предлагаемого исследования представлена анализом статистических данных который позволил уточнить, что в целом, не все факторы внешней и внутренней среды влияния могут служить угрозами, некоторые из них благоприятно влияют на экономическое и социальное развитие региона.

Все факторы могут быть классифицированы по разным признакам: по характеру возникновения (социальные, природные, антропогенные); по характеру реализации (стихийные, целенаправленные); по важности (по величине экономического эффекта возможных последствий).

Таким образом, становится понятным, что благосостояние граждан субъекта формируется, с одной стороны, имеющимся потенциалом региона (положительное влияние), а с другой стороны – возникающими угрозами (негативное влияние). В результате соотношения выраженности этих составляющих и процессов управления ними и формируется определенный уровень качества жизни территории.

Основная часть

Проблемой социальной защиты и благосостояния населения регионов России широко занимается российский экономист, доктор экономической наук, академик РАН Сергей Юрьевич Глазьев, который выдвигает определённые показатели [9].

В таблице 1 представлены показатели, влияющие на благосостояние населения региона, которые составлены авторами с использованием научных работ посвященных решению проблем обеспечения уровня благосостояния граждан на уровне хозяйствующих субъектов, учитывающие региональную особенность Волгоградской области [3,4,5.6,7,8,9,10,12].

Таблица 1. - Показатели, влияющие на благосостояние населения региона


Индикаторы
Пороговые значения
1
Объем ВВП:
- в целом

75%

- на душу населения
50%

- на душу населения от среднемирового
100%
2
Доля в производстве обрабатывающей промышленности
70%
3
Доля промышленном производстве машиностроения
20%
4
Инвестиции, % ВВП
25%
5
Расходы НИОКР, % ВВП
2%
6
Доля новых видов продукции в машиностроении
6%
7
Доля в населении людей с доходами ниже прожиточного минимума
7%
8
Продолжительность жизни
70 лет
9
Дифференциация доходов
8 раз
10
Уровень преступности (кол-во на 100 тыс. населения)
5 тыс.
11
Уровень безработицы
7%
12
Уровень инфляции
20%
13
Объём внешнего долга, % ВВП
30%
14
Текущая потребность в обслуживании внутреннего долга,% доходов бюджета
25%
15
Объём внешнего долга, % ВВП
25%
16
Доля внешних заимствований в покрытии бюджетного дефицита
30%
17
Дефицит бюджета, % ВВП
5%
18
Отношение М2Х к М2
10%
19
Отношение МОХ к МО
25%
20
Денежная масса М2, % к ВВП
50%
21
Доля импорта во внутреннем потреблении, всего
30%

- в том числе продовольствия
25%
22
Диффер-я субъектов федерации по прожиточному минимуму
1,5 раза
Примечание: составлено авторами, с помощью материала Источник: БД ПМО Волгоградской области. // https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst18 (дата обращения 27.08.2023).

Большое внимание экономической безопасности уделяется и на законодательном уровне, так, к примеру, в Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» отдельное внимание обращается на повышение качества жизни российских граждан. [2]

Целью данной стратегии является следующее:

- удовлетворение духовных, материальных и социальных потребностей граждан;

- повышение качества жизни российских граждан;

- развитие человеческого потенциала;

- снижение имущественного и социального неравенства граждан.

Безусловно, высокое качество жизни граждан является одной из ключевых элементов безопасности не только экономики, но и всей страны в целом.

Также в данном указе большая роль уделяется экономическому росту, борьбе с главными стратегическими угрозами страны в области экономики.

Увеличению конкурентоспособности и снижению зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. Свести к нулю незащищённость национальной финансовой системы от нерезидентов, а также от спекулятивного иностранного капитала. Особое внимание уделяется энергетической безопасности страны как залогу экономической безопасности [7].

Показателями состояния социальной защищенности применительно для оценки уровня жизни населения являются:

1. индекс физического объема валового внутреннего продукта;

2. доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте;

3. индекс производительности труда;

4. коэффициент напряженности на рынке труда;

5. дефицит местного бюджета;

6. доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения;

7. доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;

8. оборот розничной торговли;

9. уровень преступности в сфере экономики.

Номер каждого показателя соответствует нумерации в общем списке показателей к Указу Президента РФ от 13.05.2020 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года". [1]

Индекс физического объема валового внутреннего продукта представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Индекс физического объема валового внутреннего продукта

Показатели
Ед. измерения
2020
2021
2022
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства)
тысяча рублей
661237760.2
827230170
797733594.3
Все население
человек
1015586
1013533
1013468
Индекс физического объема валового внутреннего продукта
руб.
-
1,25
0,96
Примечание: составлено авторами, с помощью материала Источник: БД ПМО Волгоградской области. // https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst18 (дата обращения 27.08.2023).

Как видно из таблицы по показателю «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства)», наблюдается разнонаправленная динамика, так индекс в 2021 году к 2020 году составил 1,25, что говорит о росте показателя на 25%, а в 2022 году произошло снижение на 4% о чем свидетельствует значение индекса 0,96.

Отрицательное значение прироста физического объема валового внутреннего продукта в 2022 году говорит о том, что в экономику города необходимо разрабатывать мероприятия по развитию.

Рассмотрим в таблице 3, представим показатель «Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте».

Таблица 3 – Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте

Показатели
Ед. измерения
2020
2021
2022
Инвестиции в основной капитал
тысяча рублей
93050892
69478855
-
Индекс инвестиций в основной капитал
-
1,07
0,75
-
Валовый внутренний продукт
тысяча рублей
661237760,2
827230170
797733594.3
Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте
%
14,07
8,40
-
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 человека
рубль
66556.6
54641.8
61279.8
Примечание: составлено авторами, с помощью материала Источник: БД ПМО Волгоградской области. // https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst18 (дата обращения 27.08.2023).

Инвестиции в основной капитал важнейший показатель развития реального сектора экономики города Волгоград. Значение индекса в 2020 году составило 1,07%, что говорит о росте данного показателя на 7%, при этом в 2021 году произошло сокращение инвестиций на 25%, что негативно сказалось на реальном секторе экономики. Так доля инвестиций в валовом продукте города Волгоград сократилась с 14,07% до 8,4% за период 2020-2021 гг.

Повышение инвестиций в экономике города необходимо для стабильной налоговой базы бюджета города, создания рабочих мест и повышения валового продукта.

В таблице 3, представлен расчет производительности труда по Волгоградской области.

Таблица 3 - Производительность труда

Показатели
Ед. измерения
2020
2021
2022
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами
тысяча рублей
661237760,2
827230170
797733594,3
Среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства)
человек
242252
237607
235989
Индекс среднесписочной численности работников организаций


0,98
0,99
Производительность труда
Тыс. руб/чел
2729,55
3481,51
3380,38
Индекс производительности труда


1,28
0,97
Примечание: составлено авторами, с помощью материала Источник: БД ПМО Волгоградской области. // https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst18 (дата обращения 27.08.2023).

Как видно из таблицы производительность труда в 2021 году увеличилась на 28%, а в 2022 году уменьшилась на 3%. На это повлияло снижение численности рабочей силы на 3% за период 2021-2022 гг.

Коэффициент напряженности на рынке труда – это отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, к количеству вакансий, заявленных работодателями. На конец марта в Волгограде он составил 0,19, пороговое значение — 0,8

Таблица 4 - Дефицит бюджета

Показатели
Ед. измерения
2019
2020
2021
Доход бюджета
тысяча рублей
19797866
21136867
20208785
Расходы бюджета
тысяча рублей
20206669
21153729
20773948
Дефицит (-) бюджета г. Волгоград
тысяча рублей
-408803
-16863
-595164
% дефицита

-2,06
-0,08
-2,95
Примечание: составлено авторами, с помощью материала «Отчет об исполнении бюджета г.Волгограда» http://www.volgadmin.ru/d/Home/Index (дата обращения 23.08.2023).

Как видно из таблицы бюджет города дефицитный, при этом уровень дефицита за 2019-2022 гг. не превышал 3%.

Далее в таблице 5 рассмотрим показатель «Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения».

Таблица 5 - Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения

Показатели
Ед. измерения
2020
2021
2022
Общая численность населения
человек
1015586
1013533
1013468
Численность населения трудоспособного возраста
человек
581316
575114
571867
Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения
%
57,24
56,74
56,43
Примечание: составлено авторами, с помощью материала Источник: БД ПМО Волгоградской области. // https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst18 (дата обращения 23.08.2023).

Данные таблицы показывают, что на фоне сокращения общей численности населения на 0,26%, произошло сокращение трудоспособного населения на 2,66%, а его доли на 2,40% за период 2020-2022 гг.

Показатель «Социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» рассмотрим в таблице 6.

Таблица 6 - Социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

Показатели
Ед. измерения
2020
2021
2022
Темп прироста 2022 к 2020,%
Число семей, получивших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
единица
21309
21801
22238
0,08
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
единица
192959
183533
179107
-9,16
Примечание: составлено авторами, с помощью материала Источник: БД ПМО Волгоградской области. // https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst18 (дата обращения 27.08.2023).

Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, сократилось на 9,16%, что связано с сокращением общей численности населения.

Таблица 7 - Розничная торговля и общественное питание

Показатели
Ед. измерения
2020
2021
2022
Оборот розничной торговли (без субъектов малого предпринимательства) (по ОКВЭД2)
тысяча рублей
116188543.2
122720037
130888219.9
Примечание: составлено авторами, с помощью материала Источник: БД ПМО Волгоградской области. // https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst18 (дата обращения 27.08.2023).

Как видно из таблицы и рисунка, оборот розничной торговли увеличился на 5,62% в 2021 году и на 6,66% в 2022 году. Дополнительные показатели, характеризующие благосостояние населения представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Дополнительные показатели, характеризующие благосостояние населения (г. Волгоград)

Показатели
Ед. измерения
2020
2021
2022
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году
процент
4
1.9

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников
рубль
33758.5
36882.7
38956.7
Удельная величина потребления электрической энергии в многоквартирных домах на одного проживающего
кВт.час
844.5
870
-
Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций (с 2020 года)
процент
22
28
28.4
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета
процент
54
58.3
54.2
Примечание: составлено авторами, с помощью материала Источник: БД ПМО Волгоградской области. // https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst18 (дата обращения 27.08.2023).

На основе проведенных расчетов отметим ухудшение показателей в динамике к 2021 году на фоне роста в 2020 году. Так произошло сокращение валового продукта на 3%, снижение доли инвестиций с 14 до 8%. Сокращение производительности труда происходило на фоне сокращение численности работников и общей численности населения в целом.

Результаты исследования

Таким образом, проведя анализ основных методик оценки факторов экономической безопасности региона показал, что данные методики:

- обеспечивают наличие показателей социальной защищенности экономической подсистемы региона, при этом упор делается на социально-экономическое состояние субъекта;

- для каждого фактора оценки территории региона разработана линейка пороговых значений, которые более дифференцированно в сравнении с остальными методиками показывают уровень социальной защищенности региона.

Таким образом, подводя итоги, следует сказать, что проблемы благосостояния являются актуальными в любой развитой или развивающейся стране в мире. Данная проблема будет актуальна постоянно, пока существует общество в целом. Человечество на всём этапе своего существования претерпевала разного рода кризисы. В основном раньше эти кризисы были вязанные с войнами, а сегодня это локальные военные конфликты, которые также выгодны для некоторых стран. Как уже выше упоминалось, проблемы безопасности необходимо решать в комплексе и проводить постоянный мониторинг, анализировать и прогнозировать все возможные проблемы и предотвращать их, пока они не перешли в активную фазу.

Учитывая всё выше изложенное, можно сделать вывод, что в последние годы проблемы реализации региональной социальной политики как института повышения благосостояния становится все более актуальными. Данному вопросу уделяли большое внимание ученые – экономисты. Большая часть научных работ была посвящена решению проблем обеспечения уровня благосостояния граждан на уровне хозяйствующих субъектов [3,4,5.6,7,8,9,10,12].

К субъектам социального благосостояния можно отнести: органы власти, граждане, организации, которые путем разработки и осуществления конкретных действий обеспечивают состояние экономики. Финансовая политика региона является важным условием развития всех уровней социально-экономической системы на данной территории. Это заключается в обеспечении данной системы в границах рассматриваемых показателей рассматриваются показатели уровня жизни населения. Поэтому система финансовых показателей должна быть включена в систему управления субъектами.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc (дата обращения: 12.08.2023).
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc (дата обращения: 12.08.2023).
3. Раевский С.В. Оценка социально-экономической безопасности муниципальных образований // Региональная экономика: теория и практика. – 2022. – № 6(429). – c. 143-161.
4. Волошенко К.Ю., Дрок Т.Е., Фарафонова Ю.Ю. Экономическая сложность на субнациональном уровне - инновационная парадигма регионального развития // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 735-752. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40822.
5. Смулько А.Ю. Современные проблемы обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономико-правового развития России и регионов: Сборник научных трудов Межвузовской научно-практической конференции. Оренбург, 2019. – c. 119-123.
6. Лысенко А.Н. Система социально-экономической безопасности региона: сущность, структура, угрозы, механизм управления // Управление устойчивым развитием. – 2022. – № 2(21). – c. 32-39.
7. Сперанский С.Н., Бобков А.А. Экономическая безопасность региона в теории и практике // Экономика регионов россии: современное состояние и прогнозные перспективы: Сборник статей по материалам молодежной конференции Ивановского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова. Экономический Форум 2019. Иваново, 2019. – c. 142-144.
8. Верников В.А. Повышение эффективности политики занятости на рынке труда в современных условиях транзитивной экономики // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – № 2(24). – c. 231-247. – doi: 10.18334/ecsoc.9.2.40867.
9. Глазьев С.Ю. Стратегическое планирование как интегративный элемент в системе управления развитием // Экономическое возрождение России. – 2021. – № 3(69). – c. 14-19. – doi: 10.37930/1990-9780-2021-3-69-14-19.
10. Лебедева В.Д. Влияние факторов на экономический рост и развитие государства // Проблемы и перспективы экономики и управления: Материалы II Международной научной конференции. СПб., 2022. – c. 22-24.
11. БД ПМО Волгоградской области. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst18 (дата обращения: 27.08.2023).
12. Юрьева А.А. Развитие региональной социально-экономической политики в контексте формирования конкурентоспособных межрегиональных кластеров // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – № 1. – c. 38-50. – doi: 10.18334/ecsoc.9.1.40536.

Страница обновлена: 06.04.2024 в 10:09:31