Особенности реализации региональной социальной политики (на примере Волгоградской области)
Беликова Е.В.1, Чернявская Е.Ю.2, Горбунова Е.Г.2
1 Волгоградская государственная академия физической культуры
2 Волгоградский институт бизнеса, Россия, Волгоград
Скачать PDF | Загрузок: 18
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576864
Аннотация:
Авторы научного исследования акцентируют внимание на том, что необходимо обоснование и систематизация проблем, связанных с особенностями реализации региональной социальной политики (на примере волгоградской области).
Выделены вопросы, связанные с необходимостью повышения уровня благосостояния граждан РФ. Приведена классификация факторов, влияющих на уровень благосостояния населения и качество жизни. Все факторы могут быть классифицированы по разным признакам: по характеру возникновения (социальные, природные, антропогенные); по характеру реализации (стихийные, целенаправленные); по важности (по величине экономического эффекта возможных последствий).
Таким образом, становится понятным, что благосостояние граждан субъекта формируется, с одной стороны, имеющимся потенциалом региона (положительное влияние), а с другой стороны – возникающими угрозами (негативное влияние). В результате соотношения выраженности этих составляющих и процессов управления ними и формируется определенный уровень качества жизни территории.
Ключевые слова: социальная политика, качество жизни, население, регион, благосостояние населения
JEL-классификация: R11, R12, R13, R58
Введение
В последние годы проблемы оценки государственных расходов как института повышения благосостояния становится все более актуальными. Данному вопросу уделяли большое внимание ученые – экономисты. Большая часть научных работ была посвящена решению проблем обеспечения уровня благосостояния граждан на уровне хозяйствующих субъектов.
Наиболее актуальными вопросами на сегодняшний день, являются вопросы, связанные с необходимостью повышения уровня благосостояния граждан РФ. И поэтому вопросы бюджетного регулирования для повышения благосостояния находятся под контролем Правительства РФ и Президента РФ.
Социальная защищенность граждан – одна из важнейших составляющих национальной безопасности страны и ее экономического развития. Необходимость изучения механизмов бюджетного регулирования очевидна [3].
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных Раевский, С.В. [3]; Смулько, А.Ю. [5]; Лысенко, А.Н. [6]; Сперанский, С.Н. [7], Глазьев С.Ю. [9], Лебедева В.Д. [10], Юрьева А.А. [12]
В современных условиях необходимости повышения благосостояния населения региона и создание системы ее обеспечения предполагает выявление учета и нахождение способов предотвращения или ослабления влияния факторов, основных опасностей финансовой политики государства.
«Факторы – это различные объекты, процессы, явления, которые оказывают влияние на какой-либо объект, процесс или явление. Факторы в обобщенном виде представляют собой причины, т.е. движущие силы какого-либо процесса или явления, определяющие его характер в целом или отдельные черты» [5].
Факторы, влияющие на уровень благосостояния населения и качество жизни. В свою очередь, внутренние факторы, также можно классифицировать следующим образом.
Экономические факторы включают в себя структура экономики; инвестиционная политика государства; конкурентоспособность экономики; уровень технологического обеспечения промышленности; уровень монополизации экономики; принятие оптимальных управленческих решений и т.д.
Организационные факторы определяются уровнем научно-технического прогресса; эффективность использования ресурсов в хозяйственный оборот; состояние объектов инфраструктуры и т.д.
К правовым факторам могут быть отнесены: состояние нормативно-правового законодательства; борьба с монополизмом в экономической сфере; противодействие коррупции и преступности; контроль за движением финансовых потоков; правовая дисциплина и исполнительность и т.д. [6]
В социальные факторы входит: сокращение разрыва между богатыми и бедными слоями населения; сокращение дифференциации доходов; борьба с терроризмом; обеспечение достойных условий для жизни и развития личности; предупреждение и исключение социальных конфликтов и т.д.
Цель исследования: выявление социально – экономических факторов формирования и исполнения социальной политики на примере Волгоградской области.
Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:
- рассмотреть социальную политику государства как элемент стратегического развития;
- провести анализ реализация социальной политики на примере Волгоградской области
- выделить задачи и направления совершенствования социальной политики Волгоградской области.
Научная новизна данного исследования заключается в обосновании систематизации факторов, связанных с формированием и исполнением социальной политики государства на примере конкретного региона.
Теоретическая значимость исследования отражена в результатах, полученных авторами в процессе исследования литературных источников и статистических данных по Волгоградской области.
Практическая значимость предлагаемого исследования представлена анализом статистических данных который позволил уточнить, что в целом, не все факторы внешней и внутренней среды влияния могут служить угрозами, некоторые из них благоприятно влияют на экономическое и социальное развитие региона.
Все факторы могут быть классифицированы по разным признакам: по характеру возникновения (социальные, природные, антропогенные); по характеру реализации (стихийные, целенаправленные); по важности (по величине экономического эффекта возможных последствий).
Таким образом, становится понятным, что благосостояние граждан субъекта формируется, с одной стороны, имеющимся потенциалом региона (положительное влияние), а с другой стороны – возникающими угрозами (негативное влияние). В результате соотношения выраженности этих составляющих и процессов управления ними и формируется определенный уровень качества жизни территории.
Основная часть
Проблемой социальной защиты и благосостояния населения регионов России широко занимается российский экономист, доктор экономической наук, академик РАН Сергей Юрьевич Глазьев, который выдвигает определённые показатели [9].
В таблице 1 представлены показатели, влияющие на благосостояние населения региона, которые составлены авторами с использованием научных работ посвященных решению проблем обеспечения уровня благосостояния граждан на уровне хозяйствующих субъектов, учитывающие региональную особенность Волгоградской области [3,4,5.6,7,8,9,10,12].
Таблица 1. - Показатели, влияющие на благосостояние населения региона
|
Индикаторы
|
Пороговые
значения
|
1
|
Объем
ВВП:
- в целом |
75% |
|
-
на
душу населения
|
50%
|
|
-
на
душу населения от среднемирового
|
100%
|
2
|
Доля
в производстве обрабатывающей промышленности
|
70%
|
3
|
Доля
промышленном производстве машиностроения
|
20%
|
4
|
Инвестиции,
% ВВП
|
25%
|
5
|
Расходы
НИОКР, % ВВП
|
2%
|
6
|
Доля
новых видов продукции в машиностроении
|
6%
|
7
|
Доля
в населении людей с доходами ниже прожиточного минимума
|
7%
|
8
|
Продолжительность
жизни
|
70
лет
|
9
|
Дифференциация
доходов
|
8
раз
|
10
|
Уровень
преступности (кол-во на 100 тыс. населения)
|
5
тыс.
|
11
|
Уровень
безработицы
|
7%
|
12
|
Уровень
инфляции
|
20%
|
13
|
Объём
внешнего долга, % ВВП
|
30%
|
14
|
Текущая
потребность в обслуживании внутреннего долга,% доходов бюджета
|
25%
|
15
|
Объём
внешнего долга, % ВВП
|
25%
|
16
|
Доля
внешних заимствований в покрытии бюджетного дефицита
|
30%
|
17
|
Дефицит
бюджета, % ВВП
|
5%
|
18
|
Отношение
М2Х к М2
|
10%
|
19
|
Отношение
МОХ к МО
|
25%
|
20
|
Денежная
масса М2, % к ВВП
|
50%
|
21
|
Доля
импорта во внутреннем потреблении, всего
|
30%
|
|
-
в
том числе продовольствия
|
25%
|
22
|
Диффер-я
субъектов федерации по прожиточному минимуму
|
1,5
раза
|
Большое внимание экономической безопасности уделяется и на законодательном уровне, так, к примеру, в Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» отдельное внимание обращается на повышение качества жизни российских граждан. [2]
Целью данной стратегии является следующее:
- удовлетворение духовных, материальных и социальных потребностей граждан;
- повышение качества жизни российских граждан;
- развитие человеческого потенциала;
- снижение имущественного и социального неравенства граждан.
Безусловно, высокое качество жизни граждан является одной из ключевых элементов безопасности не только экономики, но и всей страны в целом.
Также в данном указе большая роль уделяется экономическому росту, борьбе с главными стратегическими угрозами страны в области экономики.
Увеличению конкурентоспособности и снижению зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. Свести к нулю незащищённость национальной финансовой системы от нерезидентов, а также от спекулятивного иностранного капитала. Особое внимание уделяется энергетической безопасности страны как залогу экономической безопасности [7].
Показателями состояния социальной защищенности применительно для оценки уровня жизни населения являются:
1. индекс физического объема валового внутреннего продукта;
2. доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте;
3. индекс производительности труда;
4. коэффициент напряженности на рынке труда;
5. дефицит местного бюджета;
6. доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения;
7. доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;
8. оборот розничной торговли;
9. уровень преступности в сфере экономики.
Номер каждого показателя соответствует нумерации в общем списке показателей к Указу Президента РФ от 13.05.2020 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года". [1]
Индекс физического объема валового внутреннего продукта представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Индекс физического объема валового внутреннего продукта
Показатели
|
Ед. измерения
|
2020
|
2021
|
2022
|
Отгружено товаров собственного
производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов
малого предпринимательства)
|
тысяча рублей
|
661237760.2
|
827230170
|
797733594.3
|
Все население
|
человек
|
1015586
|
1013533
|
1013468
|
Индекс физического объема валового
внутреннего продукта
|
руб.
|
-
|
1,25
|
0,96
|
Как видно из таблицы по показателю «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства)», наблюдается разнонаправленная динамика, так индекс в 2021 году к 2020 году составил 1,25, что говорит о росте показателя на 25%, а в 2022 году произошло снижение на 4% о чем свидетельствует значение индекса 0,96.
Отрицательное значение прироста физического объема валового внутреннего продукта в 2022 году говорит о том, что в экономику города необходимо разрабатывать мероприятия по развитию.
Рассмотрим в таблице 3, представим показатель «Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте».
Таблица 3 – Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте
Показатели
|
Ед. измерения
|
2020
|
2021
|
2022
|
Инвестиции в основной капитал
|
тысяча рублей
|
93050892
|
69478855
|
-
|
Индекс инвестиций в основной капитал
|
-
|
1,07
|
0,75
|
-
|
Валовый внутренний продукт
|
тысяча рублей
|
661237760,2
|
827230170
|
797733594.3
|
Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте
|
%
|
14,07
|
8,40
|
-
|
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 человека
|
рубль
|
66556.6
|
54641.8
|
61279.8
|
Инвестиции в основной капитал важнейший показатель развития реального сектора экономики города Волгоград. Значение индекса в 2020 году составило 1,07%, что говорит о росте данного показателя на 7%, при этом в 2021 году произошло сокращение инвестиций на 25%, что негативно сказалось на реальном секторе экономики. Так доля инвестиций в валовом продукте города Волгоград сократилась с 14,07% до 8,4% за период 2020-2021 гг.
Повышение инвестиций в экономике города необходимо для стабильной налоговой базы бюджета города, создания рабочих мест и повышения валового продукта.
В таблице 3, представлен расчет производительности труда по Волгоградской области.
Таблица 3 - Производительность труда
Показатели
|
Ед. измерения
|
2020
|
2021
|
2022
|
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и
услуг собственными силами
|
тысяча рублей
|
661237760,2
|
827230170
|
797733594,3
|
Среднесписочная численность работников организаций (без
субъектов малого предпринимательства)
|
человек
|
242252
|
237607
|
235989
|
Индекс среднесписочной численности работников организаций
|
–
|
–
|
0,98
|
0,99
|
Производительность труда
|
Тыс. руб/чел
|
2729,55
|
3481,51
|
3380,38
|
Индекс производительности труда
|
–
|
–
|
1,28
|
0,97
|
Как видно из таблицы производительность труда в 2021 году увеличилась на 28%, а в 2022 году уменьшилась на 3%. На это повлияло снижение численности рабочей силы на 3% за период 2021-2022 гг.
Коэффициент напряженности на рынке труда – это отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, к количеству вакансий, заявленных работодателями. На конец марта в Волгограде он составил 0,19, пороговое значение — 0,8
Таблица 4 - Дефицит бюджета
Показатели
|
Ед. измерения
|
2019
|
2020
|
2021
|
Доход бюджета
|
тысяча рублей
|
19797866
|
21136867
|
20208785
|
Расходы бюджета
|
тысяча рублей
|
20206669
|
21153729
|
20773948
|
Дефицит (-) бюджета г. Волгоград
|
тысяча рублей
|
-408803
|
-16863
|
-595164
|
% дефицита
|
|
-2,06
|
-0,08
|
-2,95
|
Как видно из таблицы бюджет города дефицитный, при этом уровень дефицита за 2019-2022 гг. не превышал 3%.
Далее в таблице 5 рассмотрим показатель «Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения».
Таблица 5 - Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения
Показатели
|
Ед. измерения
|
2020
|
2021
|
2022
|
Общая
численность населения
|
человек
|
1015586
|
1013533
|
1013468
|
Численность
населения трудоспособного возраста
|
человек
|
581316
|
575114
|
571867
|
Доля
населения трудоспособного возраста в общей численности населения
|
%
|
57,24
|
56,74
|
56,43
|
Данные таблицы показывают, что на фоне сокращения общей численности населения на 0,26%, произошло сокращение трудоспособного населения на 2,66%, а его доли на 2,40% за период 2020-2022 гг.
Показатель «Социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» рассмотрим в таблице 6.
Таблица 6 - Социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
Показатели
|
Ед.
измерения
|
2020
|
2021
|
2022
|
Темп
прироста 2022 к 2020,%
|
Число
семей, получивших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
|
единица
|
21309
|
21801
|
22238
|
0,08
|
Численность
граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и
коммунальных услуг
|
единица
|
192959
|
183533
|
179107
|
-9,16
|
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, сократилось на 9,16%, что связано с сокращением общей численности населения.
Таблица 7 - Розничная торговля и общественное питание
Показатели
|
Ед.
измерения
|
2020
|
2021
|
2022
|
Оборот розничной торговли (без
субъектов малого предпринимательства) (по ОКВЭД2)
|
тысяча рублей
|
116188543.2
|
122720037
|
130888219.9
|
Как видно из таблицы и рисунка, оборот розничной торговли увеличился на 5,62% в 2021 году и на 6,66% в 2022 году. Дополнительные показатели, характеризующие благосостояние населения представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Дополнительные показатели, характеризующие благосостояние населения (г. Волгоград)
Показатели
|
Ед. измерения
|
2020
|
2021
|
2022
|
Доля населения, получившего жилые
помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году
|
процент
|
4
|
1.9
|
|
Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата работников
|
рубль
|
33758.5
|
36882.7
|
38956.7
|
Удельная величина потребления
электрической энергии в многоквартирных домах на одного проживающего
|
кВт.час
|
844.5
|
870
|
-
|
Удельный вес убыточных организаций в
общем числе организаций (с 2020 года)
|
процент
|
22
|
28
|
28.4
|
Доля налоговых и неналоговых доходов
местного бюджета
|
процент
|
54
|
58.3
|
54.2
|
На основе проведенных расчетов отметим ухудшение показателей в динамике к 2021 году на фоне роста в 2020 году. Так произошло сокращение валового продукта на 3%, снижение доли инвестиций с 14 до 8%. Сокращение производительности труда происходило на фоне сокращение численности работников и общей численности населения в целом.
Результаты исследования
Таким образом, проведя анализ основных методик оценки факторов экономической безопасности региона показал, что данные методики:
- обеспечивают наличие показателей социальной защищенности экономической подсистемы региона, при этом упор делается на социально-экономическое состояние субъекта;
- для каждого фактора оценки территории региона разработана линейка пороговых значений, которые более дифференцированно в сравнении с остальными методиками показывают уровень социальной защищенности региона.
Таким образом, подводя итоги, следует сказать, что проблемы благосостояния являются актуальными в любой развитой или развивающейся стране в мире. Данная проблема будет актуальна постоянно, пока существует общество в целом. Человечество на всём этапе своего существования претерпевала разного рода кризисы. В основном раньше эти кризисы были вязанные с войнами, а сегодня это локальные военные конфликты, которые также выгодны для некоторых стран. Как уже выше упоминалось, проблемы безопасности необходимо решать в комплексе и проводить постоянный мониторинг, анализировать и прогнозировать все возможные проблемы и предотвращать их, пока они не перешли в активную фазу.
Учитывая всё выше изложенное, можно сделать вывод, что в последние годы проблемы реализации региональной социальной политики как института повышения благосостояния становится все более актуальными. Данному вопросу уделяли большое внимание ученые – экономисты. Большая часть научных работ была посвящена решению проблем обеспечения уровня благосостояния граждан на уровне хозяйствующих субъектов [3,4,5.6,7,8,9,10,12].
К субъектам социального благосостояния можно отнести: органы власти, граждане, организации, которые путем разработки и осуществления конкретных действий обеспечивают состояние экономики. Финансовая политика региона является важным условием развития всех уровней социально-экономической системы на данной территории. Это заключается в обеспечении данной системы в границах рассматриваемых показателей рассматриваются показатели уровня жизни населения. Поэтому система финансовых показателей должна быть включена в систему управления субъектами.
Источники:
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc (дата обращения: 12.08.2023).
3. Раевский С.В. Оценка социально-экономической безопасности муниципальных образований // Региональная экономика: теория и практика. – 2022. – № 6(429). – c. 143-161.
4. Волошенко К.Ю., Дрок Т.Е., Фарафонова Ю.Ю. Экономическая сложность на субнациональном уровне - инновационная парадигма регионального развития // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 735-752. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40822.
5. Смулько А.Ю. Современные проблемы обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономико-правового развития России и регионов: Сборник научных трудов Межвузовской научно-практической конференции. Оренбург, 2019. – c. 119-123.
6. Лысенко А.Н. Система социально-экономической безопасности региона: сущность, структура, угрозы, механизм управления // Управление устойчивым развитием. – 2022. – № 2(21). – c. 32-39.
7. Сперанский С.Н., Бобков А.А. Экономическая безопасность региона в теории и практике // Экономика регионов россии: современное состояние и прогнозные перспективы: Сборник статей по материалам молодежной конференции Ивановского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова. Экономический Форум 2019. Иваново, 2019. – c. 142-144.
8. Верников В.А. Повышение эффективности политики занятости на рынке труда в современных условиях транзитивной экономики // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – № 2(24). – c. 231-247. – doi: 10.18334/ecsoc.9.2.40867.
9. Глазьев С.Ю. Стратегическое планирование как интегративный элемент в системе управления развитием // Экономическое возрождение России. – 2021. – № 3(69). – c. 14-19. – doi: 10.37930/1990-9780-2021-3-69-14-19.
10. Лебедева В.Д. Влияние факторов на экономический рост и развитие государства // Проблемы и перспективы экономики и управления: Материалы II Международной научной конференции. СПб., 2022. – c. 22-24.
11. БД ПМО Волгоградской области. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst18 (дата обращения: 27.08.2023).
12. Юрьева А.А. Развитие региональной социально-экономической политики в контексте формирования конкурентоспособных межрегиональных кластеров // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – № 1. – c. 38-50. – doi: 10.18334/ecsoc.9.1.40536.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:33