Тенденции и предпочтения современной молодежи в выборе сосисок (на примере Омской области)
Леушкина В.В.1, Аракчеева А.П1
, Молибога Е.А.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 7 (Июль 2025)
Аннотация:
Колбасные изделия составляют относительно большую долю в потреблении переработанного мяса в России, что существенно влияет на здоровье и, в свою очередь, на государственный бюджет, поэтому важно отслеживать изменения в рационе населения, а особенно молодежной группы, чтобы можно было давать рекомендации по здоровому питанию и принимать соответствующие меры в его регулировании.
В статье рассматривается текущие потребительские предпочтения Омской молодежи разной социально-демографической группы к колбасным изделиям и оценка ценовых барьеров на пути к улучшению их рациона; а также способов, с помощью которых маркетинг может влиять на выбор продуктов.
В рамках исследования авторами использованы методы маркетингового анализа. Информационной базой явились результаты маркетингового опроса молодежной категории потребителей колбасных изделий, проживающих на территории Омской области.
Поскольку на территории Омской области преобладают сети супермаркетов, данные об их продажах, в том числе о покупках различных продуктов молодежной группой населения, очень полезны для отслеживания предпочтений потребителей.
Ключевые слова: колбасные изделия, сосиски, Омская область, потребительский спрос, молодёжная аудитория, маркетинговый анализ потребителей
JEL-классификация: E20, E21, L80, L89
Введение.
В трудах отечественных ученых проблема потребления колбасных изделий освещена с разных точек зрения и остается актуальной, поскольку не сформировано единого мнения потребителей в рамках меняющихся предпочтений и условий жизни т.к. современный рынок данной продукции на прямую зависит от индивидуальных потребительских предпочтений.
Так в исследованиях Николаева А. Р. проводилось краткое исследование мнения потребителей колбасной продукции через онлайн-опрос и определялся оптимальный продукт с целью выявления их мнения относительно предпочтений о покупках [11].
Бондаренко В. А., Миргородская О. Н., Сагоян А. С., Михайлова Л.В., Шмакова Л.Н. проводя опрос респондентов, потребляемых колбасные изделия выявили, что большинство опрошенных относятся к категории «ленивых покупателей» предпочитают покупать продукты по пути с работы или на работу. Пассивное отношение потребительской аудитории демонстрируется практически полным отсутствием реакции на получение информации о некачественной продукции, что свидетельствует о недостаточной активности населения и безразличии к праву на качественное продовольствие [5,13].
Анализ потребительских предпочтений варенных колбасных изделий на территории г. Челябинка проводился О. В. Зининой, В. И. Боган, И. В. Тарасовой, А. Н. Нургазезовой, на основании, которого авторы выявили, что основными потребителями колбасы являются мужчины, потребляя ее более 2 раз в неделю. Целевая аудиторная сконцентрирована на покупке колбасы из свинины и говядины, при выборе руководствуясь ценой и товарной маркой. Опрошенные предпочитают покупать вареные колбасы в супермаркетах и специализированных магазинах [8].
В исследованиях Филенковой М.В. и др. авторов, представлен анализ маркетингового исследования потребления вареной колбасы, на основании которого, было выявлено, что, несмотря на низкую информированность населения о полезности употребления в пищу вареных колбас с натуральными биологически активными добавками, большинство респондентов считает целесообразным их использования в своем рационе питания [9].
Зимняков В.М. и Курочкин А.А. в своих исследования указываю на превалирование в потребительском спросе сосисок по сравнению с другими категориями колбасных изделий. Частота покупок их превышает более чем 50 %, т.к. они практически ежедневно потребляются в пищу [2].
Кросс-модальное исследование потребительских предпочтений при выборе колбасных изделий с использованием инструментов нейромаркетинга было проведено Кальковой Н.Н. [10].
Проводя анализ работ отечественный ученных было выявлено, что в последнее время мало проводится маркетинговых анализов целевых региональных аудиторий и потребительских предпочтений колбасных изделий разной социально-демографической группы. В настоящее время данное направление исследований сконцентрировано в коммерческих целях в руках аналитических агентств [14].
Цель исследования: проанализировать различия в потреблении сосисок с разным составом питательных веществ у различных социально-демографических групп молодежи и оценить возможность улучшить качество рациона, не влияя на расходы домохозяйств.
Авторская гипотеза. Тенденции и предпочтения современной молодежи в выборе сосисок не сконцентрированы на их питательную ценность и улучшение рациона.
Исследования основывались на данных онлай-опросов респондентов, срок проведения исследований – январь-апрель 2025 года, выборка проживающих на территории Омской области, относящихся к молодежной аудитории разной социально-демографической группы составила 321 чел, репрезентативность исследований составляет, допустимая прогрешность составляет 5%, уровень надежности 95%.
Методологический подход к исследованию был основан на принципах маркетингового анализа, причинности, сравнения и обобщения полученных результатов.
Основной часть.
В настоящее время колбасные изделия относятся к так называемым «самым дешёвым продуктам на витрине». Эта категория занимает больше всего места на полках, поскольку большинство потребителей хотят покупать основные продукты питания по низкой цене [4]. Снижение содержания жира в колбасах может значительно уменьшить количество калорий, насыщенных жиров и холестерина, которые повышают риск ожирения и сердечных заболеваний. Продукты с низким содержанием натрия помогают снизить его уровень в организме человека, улучшая работу сердечно-сосудистой системы. Содержание витамина С укрепляя иммунитет, предупреждает преждевременное старение, ускоряет регенерацию поврежденных тканей и улучшает состояние кожи, влияет на обмен веществ и вывод токсинов, регулирует процессы кроветворения, блокирует биосинтез холестерина, снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний (риск инсульта, коронарного синдрома). Однако переход на продукты с низким содержанием жира, соли и содержанием витаминов не так прост, поскольку, помимо аспектов питания и здоровья, изменения также влияют на вкусовые качества, технологические возможности, стоимостные факторы [6,15].
В целом, более качественное питание связано с более высоким доходом, социально-экономическим статусом и уровнем образования. Высококалорийное (бедное питательными веществами) питание характерно для социально-экономических групп с низким уровнем дохода. Таким образом, личный располагаемый доход является основным фактором, используемым для прогнозирования потребления продуктов, богатых питательными веществами, поскольку он определяет способность и готовность потребителей приобретать более дорогие и ценные продукты и переносить любое повышение цен [12]. Красное мясо — яркий пример таких продуктов. Последние тенденции указывают на то, что потребители сокращают расходы на более дорогие сорта мяса и мясные продукты и ищут более дешёвые варианты, чтобы контролировать семейный бюджет.
Хотя социально-экономические различия в потреблении пищи мало известны, об их причинах известно относительно немного. Среди причин таких различий могут быть разница в стоимости продуктов с высокой энергетической ценностью и продуктов с высоким содержанием питательных веществ, физический доступ к здоровой пище (эффект соседства), приобретенный вкус (сенсорные предпочтения) и пищевые привычки и традиции. Сенсорные предпочтения и знакомство с продуктом также являются важными факторами, которые, вероятно, повлияют на решение о повторной покупке. В ходе тестирования вкусовых качеств и предпочтений потребителям могут понравиться колбасы с содержанием витамина С при условии, что их сенсорные характеристики достаточно близки к характеристикам продуктов со стандартным рецептом [1,2,3].
Выбор сосисок для анализа был обусловлен двумя причинами: во-первых, они являются важным компонентом покупок среди молодежи; во-вторых, сосиски сильно различаются по содержанию питательных веществ. Таким образом, различия в составе покупок, совершаемых разными подгруппами молодого населения, могут быть важны с точки зрения здоровья. Выбор молодежной аудитории для проведения опросов был основан на рекомендации врачей, которые указывают на то, что потребление колбасных изделий целесообразно в возрасте с 15 до 30 лет.
В последнее время ассортимент сосисок стал очень разнообразным. Производители сконцентрировали свое внимание на сосисках с добавлением витамина С, который является сильнейший иммуностимулятор и природный антиоксидант. Человеческий организм не вырабатывает и не накапливает данный витамин, поэтому становится необходимым, что бы он поступал из вне. Для этого очень важно включать в свой ежедневный рацион продукты питания, содержащие витамин С.
В Омской области основными сконцентрированными сетями возле дома являются магазины: «Ярче», «Пятерочка», «Магнит», а также сеть магазинов: «Победа», «Ошан», «Лента», «Eurospar». В связи, с чем был проанализирован ассортимент сосисок данных торговых компаний. На основании анализа было выявлено, что сосиски с содержанием витамина С, в данных сетях представлены пяти торговыми марками: ООО «ТД Черкизово», Великолукский мясокомбинат, ООО «КУМК», SPAR NATURAL, Деревня Чернышиха. Средняя стоимость сосисок составляет 86,23 руб. за 100 г., что указывает на средний ценовой сегмент. Медиана составила 75,72 руб. Она показывает, что половина продуктов стоит меньше этой суммы, а половина — больше данной суммы.
Размах цен демонстрирует значительное разнообразие в ценовом диапазоне, что позволяет потребителям выбирать продукты в зависимости от бюджета. Наивысшая стоимость отмечается у сосисок SPAR NATURAL – 349 руб. за 180 гр. Самые дешевые — сосиски КУМК 440 гр., которые представлены в сети магазинов: «Ярче», «Лента». Цены на сосиски варьируют в зависимости от состава, бренда и торговой сети. Для экономных покупателей подойдут продукты среднего ценового сегмента с добавлением витамина С. Более дорогие продукты, такие как «SPAR NATURAL», ориентированы на потребителей, готовых платить за более высокое качество.
Таблица 1 - Стоимость мясного гастронома сосисок с содержание витамина С на территории Омской области (на июнь 2025 г.) (данные представлены на основе самостоятельного анализа авторами торговых ситей Омской области)
Изделие
|
Торговая сеть
|
Изготовитель
|
Стоимость продукта в торговой сети, руб.
|
Средняя стоимость за 100 гр. продукта, руб.
|
Сосиски
Черкизово Витаминки варенные с витаминами и минералами 336 гр. (с добавлением
витаминов А, В1, С, D3 и E)
|
Пятерочка
|
ООО
«ТД Черкизово»
|
289
|
86,01
|
Магнит
|
269
|
80,06
| ||
Ярче
|
273
|
81,25
| ||
Сосиски
детские «Великолукский мясокомбинат» с кроликом, 330 гр. (с добавлением
витаминов А, В1, В2, С )
|
Ошан
|
«Великолукский
мясокомбинат»
|
250
|
75,75
|
Победа
|
299
|
90,60
| ||
Ярче
|
239
|
72,42
| ||
Сосиски
КУМК 440 гр. Мусульманские варенные. Халяль. (с добавлением витамина С)
|
Ярче
|
ООО
«КУМК»
|
263
|
59,77
|
Лента
|
289
|
65,68
| ||
Сосиски
SPAR NATURAL
Куринные натуральные из мяса птицы 180 гр. (с добавлением витамина С) |
Eurospar
|
SPAR NATURAL
|
349
|
193,88
|
Шпикачки
Москворецкие Деревня Чернышиха ГОСТ 1 кг.
(с добавлением витамина С) |
Eurospar
|
Деревня
Чернышиха
|
569
|
56,90
|
Для оценки потребительского спроса мясной продукции было опрошено на территории Омской области 321 респондена. В возрастную градацию была включена молодежь 3 – х социально-демографических групп: 1 группа c 16 до 18 лет; 2 группа с 19 до 25 лет; 3 группа с 26 до 35 лет.
Составлена авторами на основе опроса потребителей
Рисунок 1 - Возрастная группа респондентов
Наибольшую долю опрошенных составили респонденты в возрасте с 19 до 25 лет – 61%, что указывает на заинтересованность данной целевой аудитори на сконцентрированный потребительский выбор колбасных изделий.
По гендерному принципу, среди респондентов доминировали женщины – 61,2 % лишь 38,8% - составили мужчины (рис. 2).
Составлена авторами на основе опроса потребителей
Рисунок 2 – Пол опрашиваемых респондентов
Молодежная потребительская аудитория отдает предпочтение 72,7% - вареной колбасе и 65,3% сосискам. Меньше всего молодежь предпочитает сырокопчёную и сыровяленую колбасу (рис.3).
Составлена авторами на основе опроса потребителей
Рисунок 3. Вопрос: Какие колбасные изделия Вы предпочитаете покупать?
Среди респондентов 79,3% при выборе сосисок обращают внимание на состав, более 62% человек основным фактором при покупке отмечают срок годности и стоимость продукции. Меньше всего молодежная аудитория потребителей обращают внимание на упаковку и дизайн продукции (рис. 4).
Рисунок 4. Наиболее важные факторы при выборе сосисок
Следует отметить, что наибольшая часть опрошенных более 70% не обращают внимание на наличие витаминных добавок в колбасных изделиях, хотя 79,3% молодежной аудитории указывают на то, что при выборе сосисок смотрят на состав продукции, это указывает на то, что данные респонденты не внимательно оценивают состав продукции (и)или не осведомлены о значимости витамина С в их рационе (рис.5).
Рисунок 5. Вопрос: При выборе сосисок обращаете ли Вы внимание на наличие витаминных добавок?
Для молодежной аудитории важным является учет расходов, поскольку продвижение дорогостоящих продуктов среди потребителей с низким доходом без учёта стоимости продуктов вряд ли будет успешным.
Рисунок 6. Вопрос: Уровень дохода респондентов
У 20,7% опрошенных нет дохода, к данной категории относятся возрастная группа от 16 до 18 лет. Наибольшая часть респондентов имеют низкий (26,4%) или средний уровень дохода (35,5%) (рис.6).
Рисунок 7. Частота покупки сосисок
Несколько раз в неделю покупают сосиски лишь 21,5% опрошенной молодежи, а 39,7% сконцентрированы на покупку данной продукции только раз в неделю, что указывает на низкий потребительский спрос Омской молодежной аудитории (рис.7).
Рисунок 8. Средняя сумма потребления сосисок в неделю.
Средняя потребительская сумма на сосиски в неделю варьирует от 100 до 300 р. у 33,1 % опрошенных и от 300 до 500 руб. у 42,1% респондентов. Важно так же учесть, что нынешняя сложная экономическая ситуация могла привести к снижению потребления колбасных изделий среди молодежи, как основного заменителя мяса. В связи, с чем молодые потребители стали больше контролировать свои расходы и изменили своё покупательское поведение (рис.8).
Рисунок 9. Вопрос: Хотели бы Вы попробовать сосиски с витамином С.
При опросе респондентов о заинтересованности попробовать сосиски с витамином С, выявилось, что более 50% опрошенных возможно готовы попробовать такую продукции, а 33,1 % однозначно хотели бы попробовать.
Так как молодежная аудитория имеет низкий или средний уровень дохода то готовность платить за 200 грамм сосисок с витамином С для них считается приемлемей в пределах от 200 до 300 рублей (58,7%) (рис. 10).
Рисунок 10. Вопрос: Какая цена за упаковку 200 грамм сосисок с витамином С была бы для вас приемлемой?
На основе проведенного маркетингового исследования был составлен портрет потребителя сосисок проживающего на территории Омской области (табл.2).
Таблица 2 – Портрет молодежной аудитории потребителя сосисок с содержанием витамина С проживающих на территории Омской области
Признак
|
Портрет
потребителя №1
|
Демографическая
характеристика
|
Женщины в
возрасте от 19 до 25 лет
|
Социально-экономическая
характеристика
|
Семейный уровень
дохода средний или низкий (20-60 тыс. руб. в месяц), готовые покупать сосиски
с витамином С один - два раз в неделю по цене за 200 гр. от 200 до 300 руб.
не превышая сумму недельной покупки 500 рублей
|
Психографическая
характеристика
|
Предпочитают
делать выбор на основе состава, уровня цены и срока годности. Не обращают
практически внимание на упаковку. Практически не знают о значимости витамина
С в рационе питания.
|
В рамках исследования было выявлено, что:
- в Омских торговых сетях сосиски с витамином С имеются на товарных полках в магазинах: «Ярче», «Пятерочка», «Магнит», «Победа», «Ошан», «Лента», «Eurospar»;
- ассортиментная группа сосисок с витаминами добавками в Омских торговых сетях представлена ограниченными товарными марками: ООО «ТД Черкизово», Великолукский мясокомбинат, ООО «КУМК», SPAR NATURAL, Деревня Чернышиха. Средняя стоимость данного продукта составляет 86,23 руб. за 100 г. при варьировании цены от 56,90 до 193,88 руб./100 гр на период - июнь 2025 года;
- целевая молодёжная аудитория Омской области при проведении опроса указывает на готовность покупать сосиски с витамином С при этом только раз в неделю при этом тратив не более 300-500 рублей. Основными потребителями данной продукции являются женщины в возрасте от 19 до 25 лет.
- уровень доходности основной целевой аудитории низкий или средний, при выборе сосисок данные потребители сконцентрированы на срок годности и цену. Не обращают практически внимание на упаковку и не знают о значимости витамина С в рационе питания.
В результате проведенного исследования производителям колбасных изделий рекомендуется расширить популяризую и значимость в рационе молодежи витамизированных сосисок, сбалансировать уровень цены для граждан с низким и средним уровнем дохода, для увеличения количества покупок, не влияя на расходы домохозяйств
Источники:
2. Шароглазова Л.П., Чижмотря Н.В., Мамаризаев А., Тюхтина А.Н., Семибабнова Ю.К. Анализ потребительских предпочтений вареных колбасных изделий среди студентов красноярского ГАУ // Актуальные вопросы переработки и формирование качества продукции АПК: Материалы международной научной конференции. Красноярск, 2021. – c. 197-200.
3. Маркова М.А., Котоменкова О.Г. Анализ потребительских предпочтений на рынке колбасных изделий // Молодежь и наука: Сборник научных статей ХIII Международного форума молодых ученых, посвященного 60-летию университета. Гомель, 2024. – c. 271-273.
4. Ахмедова М.Б., Сухорукова С.С. Особенности потребительского поведения // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2020. – № 13. – c. 90-93.
5. Бондаренко В.А., Миргородская О.Н., Сагоян А.С. Проявившиеся тенденции и предпочтения современных потребителей в выборе колбасных изделий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – c. 321-325. – url: http://e-koncept.ru/2016/46078.htm.
6. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Максимова К.А., Уракова М.Н. Потребительское поведение как социальный феномен // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – № 6(48). – c. 110-114. – doi: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/5.48.018.
7. Зимняков В.М., Курочкин А.А. Состояние колбасного производства в России // Инновационная техника и технология. – 2021. – № 3. – c. 50-55.
8. Зинина О.В., Боган В.И., Тарасова И.В., Нургазезова А.Н. Потребительские предпочтения вареных колбасных изделий // Вопросы экономики и управления. – 2015. – № 1(1). – c. 28-32. – url: https://moluch.ru/th/5/archive/10/226/.
9. Исследование критериев, предъявляемых потребителями при выборе варёных колбасных изделий. Users. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/79533/Downloads/issledovanie-kriteriev-predyavlyaemyh-potrebitelyami-pri-vybore-varyonyh-kolbasnyh-izdeliy.pdf (дата обращения: 04.06.2025).
10. Калькова Н.Н. Кросс-модальное исследование потребительских предпочтений при выборе колбасных изделий с использованием инструментов нейромаркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2023. – № 4. – c. 292-305. – doi: 10.36627/2074-5095-2023-4-4-292-305.
11. Николаев А.Р. Маркетинговое исследование предпочтений потребителей в приобретении колбасной продукции на современном этапе // Молодой ученый. – 2023. – № 47(494). – c. 138-141. – url: https://moluch.ru/archive/494/108222/.
12. Леушкина В.В. Открытость регионального агропродовольственного рынка сельскохозяйственной продукции в сибирском федеральном округе // Экономика и социум: современные модели развития. – 2024. – № 4. – c. 375-388. – doi: 10.18334/ecsoc.14.4.122160.
13. Михайлова Л.В., Шмакова Л.Н. Потребительские предпочтения колбасных изделий на региональном рынке // Товароведение, технология и экспертиза: инновационные решения и перспективы развития: Материалы III национальной научно-практической конференции. Москва, 2022. – c. 195-200.
14. Рынок колбасных изделий в России. Foodsuppliers.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://foodsuppliers.ru/article/rynok-kolbasnyh-izdeliy-v-rossii (дата обращения: 06.06.2025).
15. Осянин Д.Н., Дружкова И.В., Смоворжецкая А.С. Трансформация российского рынка мясопродуктов: рост спроса на охлажденные полуфабрикаты и нарезку // Мясная индустрия. – 2025. – № 4. – c. 28-31. – doi: 10.37861/2618-8252-2025-04-28-31.
Страница обновлена: 17.07.2025 в 11:13:16