Анализ потребительских предпочтений экологически чистой сельскохозяйственной продукции в Омской области
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Введение.
Органика – это циркулярная экономика с восстановительным циклом. Органическое производство стало трендовым общемировым производством сельскохозяйственной продукции. В России пристальное внимание данному виду производства стали уделять только последние пять лет, так как данный вид бизнеса основан на коротких маршрутах поставок и более региональных цепочках создания стоимости. Именно ресурсосберегающий экономический подход является для BIO бизнеса экономически выгодным не наносит ущерб биоклиматической системе. Но в направлении регионального развития данный вид бизнеса на территории Российской Федерации имеет сдерживающие тенденции.
Но переживаемые нашим обществом катаклизмы мирового значения и ощутимые последствия антропогенного климатического кризиса, усугубившие социальную и экономическую напряженность во всем мире, требуют перехода на новые условия существования, особенно в условиях выхода из-под контроля стабильных рынков и прерывания мировых торговых путей.
Вернувшись к старым рецептам интенсификации производства сельскохозяйственной продукции, предприниматели еще больше увеличили ущерб эко среде. Именно поэтому наша продовольственная система должна стать более независимой и экологически устойчивой.
Способность предвидеть рыночные тенденции и принимать стратегические решения на основе достоверных данных имеет решающее значение для успеха любого бизнеса. Анализ рынка играет центральную роль в этом процессе, особенно имея представление о поведении и предпочтении целевой аудитории покупать определенную продукцию.
В условиях мирового кризиса основная проблема товаропроизводителя сводится к завоеванию потребителя с низкой и средней платежностью. В современном быстро меняющемся деловом мире способность принимать обоснованные решения имеет решающее значение для успеха бизнеса. Тщательный анализ рынка играет в этом ключевую роль, поскольку позволяет сельскохозяйственным компаниям понимать динамику рынка, выявлять возможности и минимизировать риски. Анализируя рыночные тенденции, потребности клиентов и конкурентную среду, сельскохозяйственные компании могут точно согласовать свои стратегии и получить решающее преимущество. Эти инструменты позволяют им собирать и анализировать большие объемы данных, чтобы делать точные прогнозы будущих изменений на рынке. Это позволяет принимать стратегические решения на основе полученных результатов, но и прогнозируемых тенденций, что значительно увеличивает вероятность успешного исхода компании. Чтобы добиться успеха в сегодняшней быстро меняющейся рыночной среде, необходимо использовать инструменты маркетинговых исследований. Эти инструменты позволяют товаропроизводителям принимать решения на основе данных и соответствующим образом корректировать свои маркетинговые стратегии. Ключевые инструменты включают исследования сегментации рынка, анализ конкурентов и опрос клиентов. Каждый из этих инструментов дает ценную информацию о предпочтениях и поведении целевой аудитории, конкурентной среде, а также потенциальных возможностях и рисках на рынке.
Целью исследования является – анализ рыночных тенденций, потребности и предпочтений потребителей Омской области в БИО инновационной сельскохозяйственной продукции в условиях мирового кризиса
Научная новизна исследования. Оценка потребительских предпочтений экологически чистой сельскохозяйственной продукции на территории Омской области для формирования траекторий развития продуктовых инновационных проектов.
Авторская гипотеза: незначительная целевая потребительская аудитория БИО инновационной сельскохозяйственной продукции сдерживает широкое ее производственное развитие в Омской области.
Методологическая основа теоретико-методологической основой данного исследования послужили зарубежные маркетинговые исследования потребительского спроса BIO инновационной сельскохозяйственной продукции проводимые на территории Германии и Австралии исследовательским отделом Statista, которые дают глубокое представление о потребностях и желаниях целевой аудитории.
Авторами проанализированы современные результаты маркетинговых исследований компаний Германии и Австрии по оценке востребованности у людей покупать экологически чистую сельскохозяйственную продукцию. В рамках данного направления был проведен региональный опрос Омских потребителей в востребованности «эко», «органик» и «био» сельскохозяйственной продукции.В настоящее время вопросу развития органического сельского хозяйства посвящены работы И.А. Волковой (2022) [2], В.В. Леушкиной (2022, 2023, 2024) [2, 5, 6], Е.А. Погребцовой (2022) [2], В.А. Кундиус, Т.В. Стрельцовой (2022) [4], Д.А. Ползикова, Н.Д. Скубачевской, В.В. Алещенко (2023) [8] и др. [9].
Исследование рынка органической продукции нашли отражение в работах И.П. Чупиной, Я.В. Ворониной (2019) [17], А.Л. Вебер, С.А. Леоновой, О.В. Кондратьеваой (2022) [1], Галкина (2022) [3], О.О. Сикачевой (2020) [10], Н.О. Сичко (2020) [11], О.И. Хайруллиной (2023) [14], А.Ф. Чеха (2021) [16] и др. [13].
Прикладной задел по вопросам субсидирования сельскохозяйственных производителей органической продукции и методов их совершенствования представлен в работах Тихомировой (2021) [12], А.В. Цветцых, И.В. Полухина, П.М. Круглякова (2022) [15].
Успешное исследование рынка требует использования конкретных инструментов и методов, которые позволяют компаниям принимать решения на основе полученных данных. Эти инструменты имеют решающее значение для понимания динамики рынка и поддержки принятия стратегических решений в направлении развития инновационного продукта в данном сегменте рынка.
В 2022 году объем оптовой торговли натуральными продуктами питания в Германии составил 2,13 миллиарда евро. Что касается розничной торговли натуральными продуктами, то ее 100-процентный органический ассортимент дает ей доход в размере 3,83 миллиарда долларов. Многие супермаркеты и дисконтные магазины предлагают все более разнообразный ассортимент органической продукции. Опрос потребителей данной страны показывает, что респонденты с радостью обращаются именно к рынку органической продуктов. В сравнительном анализе продаж органических продуктов на душу населения лидируют: Швейцария, Дания и Швеция. Высококачественные продукты питания также становятся все более востребованными потребителями в США [18].
В рамках анализа мотивов покупки органической продукции в 2021 году было опрошено около 2000 австрийских потребителей. Наиболее распространенными спонтанными ассоциациями с термином органический являются «Без химикатов, опрыскивателей или искусственных удобрений» (43%), а также «чистое животноводство» (20%). 18% опрошенных австрийцев заявили, что они спонтанно подумали о здоровом питании при использовании термина «органический». Основными аргументами в пользу покупки органических продуктов питания является забота о своем здоровье 27% опрошенных, чистая экология – 13%. Для 14% австрийцев, опрошенных в апреле 2021 года, вкусовые качества органических продуктов были названы в качестве основного мотива для покупки в остальной процент вошли – люди, заботившие об экологии, климате, социуме и т.д [18].
В 2020 году на органическую продукцию в Австрии было потрачено около 190 евро на домохозяйство. Самыми продаваемыми товарными группами в органическом сегменте являются: молоко ESL (это молоко альтернатива пастеризованному свежему молоку. Аббревиатура ESL означает «увеличенный срок годности», более длительный срок хранения на полке), яйца, сыр. В целом за тот же год австрийцы закупили в продуктовых магазинах органических продуктов на сумму около 716 млн евро. Основными источниками дохода на органическом рынке остаются молоко, йогурт и свежие овощи. В 2023 году наибольшая доля органических продуктов в розничной торговле продуктами питания приходилась на питьевое молоко – около 28,3 %. С другой стороны, в мясе и колбасах доля органических продуктов низкая – 6,9 и 3,3 % соответственно. В целом за два десятилетия доля органических продуктов питания в розничной торговле продуктами питания увеличилась более чем втрое с 2,7 до 11 % в 2023 году. Несмотря на растущий спрос на органически произведенные продукты, доля органических продуктов в сфере общественного питания сравнительно невелика. В среднем австрийцы тратят на органические продукты питания около 274 евро в год [18].
В целях выявления потребительских предпочтений БИО инновационной сельскохозяйственной продукции в Омской области было опрошено более 500 жителей города Омска и Омской области разного возраста (разных возрастных групп). В работе с респондентами применялся метод удаленного опроса, при помощи онлайн тестирования. Количественное содержание вопросов ограничивалось минимальным значением, чтобы устранить утомляемость и раздражительность респондентов, а также спровоцировать заинтересованность и развить познавательный эффект у омичей к «эко», «органик» и «био» продукции.
На рисунке 1 представлены результаты опроса, которые отражают возрастную группу опрошенных респондентов. Преобладающей возрастной группой (47%) в маркетинговых исследованиях явились люди в возрасте от 16 до 21 года, на втором и третьем месте респонденты, относящиеся к возрастным группам от 22 до 30 лет и от 31 до 40 лет, удельный вес которых составляет 21 и 15% соответственно. Что указывает на наибольшую заинтересованность данных возрастных групп принимать участие в опросах инновационного направления, тем самым показывая возможность индивидуального участия в решении определенных социально-значимых задач города и региона.
Рисунок 1 – Распределение респондентов по возрастным группам
Составлен авторами на основе маркетинговых исследований
Первоочередным вопросом в работе с продвижением BIO инновационной сельскохозяйственной продукции являлся вопрос о том: «Отличаете ли Вы друг от друга «эко», «органик» и «био» продукцию?». Ответы были распределены достаточно равномерно: ответ «да» получен от 54,5% респондентов, ответ «нет» - 45,5%. В анализе полученных данных можно констатировать тот факт, что населению Омской области терминологические понятия знакомы и ясны, т.е. больше половины целевой аудитории имеет представление о терминах «эко», «органик» и «био» продукция. Осведомленность населения о данном виде продукции достаточно высокая, что не даст потребительское отторжение от BIO инновационной сельскохозяйственной продукции и может быть отличной предпосылкой для ее продвижения на региональный рынок (рис. 2).
Рисунок 2 – Ответы на вопрос «Отличаете ли Вы друг от друга «эко», «органик» и «био» продукцию», %
Составлен авторами на основе маркетинговых исследований
На вопрос о потреблении «эко», «органик» и «био» продукции были получены достаточно конкретные ответы в результате, который было выявлено, что 72 % или 360 чел. опрошенных – не употребляют продукцию, 18% (или 92 чел.) иногда потребляют и только лишь 48 чел. или 10% являются её постоянными покупателями. Из чего следует, что Омичи знакомы с данными видами продукции, но не решаются её приобретать в связи с отсутствием знаний о его положительном эффекте и широком распространении (рис. 3).
Составлен авторами на основе маркетинговых исследований
Рисунок 3 – Ответы на вопрос «Употребляете ли Вы «эко», «органик» и «био» продукцию», чел.
При проведении точечного анализа по категориям предпочитаемой BIO инновационной сельскохозяйственной продукции (рис. 4) выявлено, то 36% опрошенных приобретают все три вида продукции, 17% предпочитают приобретать «органик», «био» продукцию, 14% «эко» и «органик» продукцию.
Составлен авторами на основе маркетинговых исследований
Рисунок 4 – Ответы на вопрос «Какой из данных видов продукции Вы потребляете»,%
Достаточно привлекательно смотрятся результаты по распределению инновационного компонента среди потребительской продукции ежедневного и массового потребления. В анкете предложены основные виды продукции, которые были определены на основании предварительно проведенного аналитического обзора производимой в России продукции. Более 38% опрошенных предпочитают употреблять молочную продукцию, 28% опрошенных выбрали хлебобулочную продукцию, но без конкретизации на конкретный вид изделия, 14% респондентов заняли нишу «овощная продукция» и 11% яйцо (рис. 5). Как показывают исследования, аналогичная структура сложилась и на рынках органической продукции Австрии и Германии.
Составлен авторами на основе маркетинговых исследований
Рисунок 5 – Ответы на вопрос «Какую продукцию «эко», «органик» и «био» Вы покупаете», %
Достаточно интересным стал вопрос о «Выяснении частоты приобретения «эко», «органик» и «био» продукции». Установлено, что 25 % опрошенных совершают ежедневные покупки, 36% частые покупки, а именно 2-3 раза в неделю, один раз в неделю – 11%; 1-2 раза в месяц – 28%. Как показывают исследования на частоту покупки влияют сроки хранения продукции, а такая продукция, как правило, имеет небольшой период хранения.
Для получения полной картины исследования необходимо произвести взаимосвязь между частотой приобретения данного вида продукции с «Ежемесячным доходом на каждого члена семьи» и затратами на единоразовую покупку «эко», «органик» и «био» продукции.
Составлен авторами на основе маркетинговых исследований
Рисунок 6 – Распределение респондентов по размеру среднемесячного душевого дохода, чел.
Данное позиционирование можно проанализировать достаточно двояко: респонденты имеющие доход «до 10 тыс. руб. на человека» составляют 36 % (или 50 чел.), 27 чел. или 19 % респондентов, имеющих «от 10 до 20 тыс. руб.» на одного члена семьи, 17% респондентов получающих «от 20 до 30 тыс. руб.». Респонденты имеющие доход «40 тыс. руб и выше» составляют лишь 12%, т.е. респонденты с более высоким доходом меньше приобретают данную продукцию, хотя могут себе позволить ее ежедневное приобретение (рис. 6). Более 38% опрошенных тратят «от 1000 до 2000 руб.» при единоразовой покупке, 24% «от 300 до 1000 руб.» и 19% «от 2000 до 3000 руб.» (рис. 7).
Результатом вопроса «Укажите, в каких местах Вы покупаете «эко», «органик» и «био» продукцию» указывают на то, что послековидное время приучило население приобретать необходимые вещи через интернет-магазины (28% опрошенных), т.к. это экономит силы и время на передвижение по магазинам. С одной стороны, это достаточно хороший способ продвижения продукции, но в тоже время можно задуматься о том, что население «просто закидывает продукцию в корзину» не задумываясь о целеполагании данного приобретения.
Составлен авторами на основе маркетинговых исследований
Рисунок 7 – Ответы на вопрос «Сколько денежных средств Вы тратите на единоразовую покупку «эко», «органик» и «био» продукции», %
Респонденты, посещающие специализированные магазины (36%) являются в данном случае более целенаправленными покупателями, которые достаточно четко понимают цель и подход к выбору продукции. Значительная доля опрошенных приобретают продукцию в супермаркетах и сетевых магазинах (рис. 8).
Составлен авторами на основе маркетинговых исследований
Рисунок 8 – Ответы на вопрос «Укажите, в каких местах Вы покупаете «эко», «органик» и «био» продукцию», %
Данный анализ распределения ответов достаточно широко показывает предпочтение населения, основная доля респондентов 50% получают информацию из интернета. 29% опрошенных приобрели продукцию по совету друзей и знакомых, в СМИ нашли информацию около 21%. Можно сделать вывод, что информация СМИ недостаточно хорошо проводит информационно-аналитическую функцию продвижения «эко», «органик» и «био» продукции для населения, или является элементом сумбурного предоставления информации от чего население устает (рис. 9).
Составлен авторами на основе маркетинговых исследований
Рисунок 9 – Ответы на вопрос «Откуда Вы узнали об «эко», «органик» и «био» продукцию», чел.
Достаточно неоднородны ответы на вопрос «По каким причинам Вы не покупаете «эко», «органик» и «био»продукцию»: большинство респондентов, а именно 130 чел. из 360 опрошенных (36%) делают акцент на высокую стоимость продукции (рис. 10).
Составлен авторами на основе маркетинговых исследований
Рисунок 10 – Ответы на вопрос «По каким причинам Вы не покупаете «эко», «органик» и «био»продукцию»
Естественно, это не мало важный фактор, но можно предположить, что скорее всего население руководствуется только ценой, но не задает вопросы о конкурентных преимуществах того или иного товара. Более 19% указывают на удаленное месторасположение магазинов с данным видом продукции от места проживания.
Выводы
В результате исследования выявлено, что закладываемая исследователями тенденция в современных направлениях производства инновационных продуктов питания, является значимой для опрашиваемой целевой аудитории, но отмечается маленький интерес потребительской аудитории Омской области с высоким уровнем дохода в заинтересованности покупать BIO инновационную продукцию.
На начальном этапе исследований было запланировано не только выявление основных пищевых предпочтениях населения, но и возможности внедрения регионального объекта исследований в пищевую систему. Ведь любой регион заинтересован в привлечении инвестиций в свою экономику, однако реализация крупномасштабных инвестиционных проектов в направлении BIO инновационной продукции на территории Омской области может носить для товаропроизводителей сдерживающий экономический характер в связи с социальной незаинтересованности в потреблении BIO инновационную продукции.
В результате основной задачей на территории Омской области для товаропроизводителей данной продукции будет являться проведение рекламной политики значимости и узнаваемости, чтобы положить конец провалу рынка в потреблении экологических товаров. Для продвижения BIO инновационной продукции в Омской области государственные органы должны делать ставку на органическое производство, учитывая в местных программах развития, финансирования, учредительных фондах, налоговых реформах, маркировке пищевых продуктов и, что не менее важно, в закупках: органическое также должно присутствовать на тарелке в каждой столовой.
Страница обновлена: 29.11.2024 в 12:14:13