Маркетинговый анализ спирулиносодержащих нутрицевтиков: региональный аспект

Молибога Е.А., Леушкина В.В., Полякова А.Н.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Молибога Е.А., Леушкина В.В., Полякова А.Н. Маркетинговый анализ спирулиносодержащих нутрицевтиков: региональный аспект // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 10. – doi: 10.18334/epp.14.10.121832.



Введение. Нутрицевтики – это средства, которые активно применяют азиатскими и европейскими жителями с целью поддержания хорошего самочувствия и предотвращения различных проблем со здоровьем. Рост этого рынка объясняется растущими тенденциями в области здоровья и хорошего самочувствия, ростом индустрии пищевых добавок, растущим вегетарианством, воздействием выращивания спирулины на окружающую среду, растущим предпочтением продуктов из спирулины, расширением использования спирулины в аквакультуре и увеличением инвестиций производителей натуральных красителей. Кроме того, появление новых областей применения и растущий спрос на спирулину со стороны биоперерабатывающих заводов (свежую или замороженную спирулину) предоставят значительные возможности для роста этого рынка.

Однако, несмотря на эти факторы роста, рынок протеина спирулины сталкивается с ограничениями, такими как высокая стоимость производства, ограниченная осведомленность потребителей и вкусовые предпочтения. Выращивание спирулины требует контролируемых условий, что делает его дорогостоящим продуктом. Кроме того, некоторые потребители не знают о пользе спирулины или находят ее вкус непривлекательным, что препятствует ее широкому употреблению особенно в условиях Российского рынка, несмотря на ее питательные свойства.

Цели исследования. Изучить потребительские предпочтения Омичей и провести анализ маркетплейса «Озон» и «Яндекс.Маркет» таблетированных и порошковых препаратов с содержанием спирулины.

Научная новизна исследования. Впервые в рамках Омского региона проводится онлайн-опрос респондентов о потреблении продукции с содержанием спирулины для разработок механизма и сценария в продвижении выведенной из озера Солёного цианобактерии– Arthrospira fusiformis.

Методология исследования нацелена на использовании методов маркетингового анализа и триангуляции данных с использованием действующих методологий и инструментов.

Ожидается, что тенденции и технологические достижения рынка в области возможного применения спирулины в региональном аспекте будет развиваться и займет свою производственную нищу.

Исследования спирулисодержащей продукции проводят во всем мире. Так в декабре 2023 года исследование Университета Эксетера, впервые показало, что употребление в пищу широко доступных видов водорослей, таких как спирулина и хлорелла, обеспечивает организм большим количеством микроэлементов и белка, чем любое мясо, помогая восстановить мышечную массу у здоровых молодых людей [3]. Особое внимание направлено на спирулиносодержащую продукцию в научных исследованиях пищевой промышленности таких ученных как: Дробецкая И. В. [8], Баженова О.П., Коновалова О.А., Михайлов В.В., Бойко Т.В. [6], Ефимова А.А. [9], Ефимов А.А., Голованец В.А., Ефимова М.В. [15], В.В. Румянцева, Е.В. Хмелева, Л.А. Жижина [14], Khmeleva E.V., Berezina N.A., Rumyantseva V.V., Osipova G.A. [1], Tkhazeplova F.Kh., Ivanova Z.A. [4], Malik P., Kempanna C., Paul A. [2], Молибога Е.А., Баженова О.П. [13], и др. Анализ нутрицевтиков представлен в работах: Гудвилович И.Н., Боровков А.Б. [7], Коновалова С.А., Коноваловой О.А., Заболотных [10], Митишевой Н. В., Феднина А. С., Макарцева М. Г. Немова Я. М., Митишев А. В. [12], М.В.Леушкина В. В., Молибога Е. А., Полякова А. Н. [11], и др.

Анализ рынка спирулины его тенденции и рос в основном изучается в Северной Америке, Европе, Азиатско-Тихоокеанский регионе, Южной Америке, Ближнем Востоке и Африке. Анализ рынка спирулины в России в основном проводится на основе маркетлейсов, без проведения опросов потребителей. Российские ученные мало обращают внимание на маркетинговые исследования рынка спирулиты особенно в разрезе регионов.

Основная часть

Спирулина - это насыщенная питательными веществами сине-зеленая водоросль, известная высоким содержанием белка и многочисленными полезными свойствами для здоровья, что делает ее популярной в диетологии и функциональных продуктах питания. Развитие биотехнологии значительно улучшило методы выращивания спирулины, повысив как урожайность, так и качество.

Растущие инновации в отрасли в соответствии с растущим спросом потребителей на экологически чистый растительный протеин обеспечивают качественное и устойчивое производство. Более того, внутренние научные исследования выявили преимущества спирулины для здоровья, такие как противовоспалительные свойства и иммуносупрессивные свойства. Эти растущие свидетельства о ее пользе повышают доверие и удовлетворенность потребителей. Поскольку потребители, заботящиеся о здоровье и окружающей среде, определяют рыночные тенденции, постоянные усилия в области исследований и разработок имеют решающее значение для расширения мирового рынка. Экологически чистое выращивание спирулины привлекает потребителей и компании, заботящиеся об окружающей среде, стремящиеся сократить свой углеродный след. В целом, спирулина используется в различных отраслях благодаря своему составу, экологичности и растущей популярности благодаря исследованиям, что делает её ключевым игроком на рынке белка.

Arthrospira platensis, наиболее широко культивируемая спирулина, богата белком, незаменимыми аминокислотами, витаминами и минералами. Основными поставщиками спирулины в мире являются Мексика, США, Япония, Индия, Китай и Таиланд. В данных странах ежегодное производство спирулины составляет 100 т. В России спирулина достаточно популярна, но в основном импортируется из других стран. Производство отечественной спирулины расположено в Москве (Спирулина МГУ), Сочи (Спирулина Сочи), Самаре, Севастополе, Краснодарском крае, Тверской и Новосибирских областях, Волгограде, Перми, Калининграде и Санкт-Петербурге. На территории г. Омска при исследовании мелководного озера Солёного была обнаружена массовая вегетация цианобактерии другого вида – Arthrospira fusiformis [5,13]. В работах омских ученых была отмечена высокая питательная ценность артроспиры и положительное ее влияние на организм экспериментальных животных при включении в рацион в форме фитомассы [16]

На основе международных исследований с учетом каналов распространения, ожидается, что в 2023 году на сегмент бизнес-каналов будет приходиться большая доля рынка спирулины. Большая доля рынка этого сегмента объясняется прямыми закупками спирулины оптом в больших количествах различными производителями, такими как нутрицевтики, продукты питания и напитки, корма для животных и др. Маркетологами ожидается, что в 2023 году наибольшая доля рынка спирулины приходилась на сегмент нутрицевтиков. Большая доля рынка этого сегмента объясняется бурно развивающимся сектором нутрицевтиков, растущими проблемами со здоровьем стареющего населения в различных странах, растущим спросом на натуральные альтернативы традиционным фармацевтическим продуктам и возросшей осведомленностью потребителей о связи между питанием и здоровьем.

Капсулы со спирулиной обеспечивают простой и эффективный способ включить эту богатую питательными веществами водоросль в свой ежедневный рацион и привлекательны для людей, заботящихся о своем здоровье, которые хотят выбрать простой в использовании вариант. По международным исследованиям ежегодный прирост рынка в сегменте капсул составляет 8,9% [3].

В ряде стран рынок спирулины стимулируется государственной поддержкой устойчивого сельского хозяйства и продвижением альтернативных белков. Растущее население среднего класса в регионах с увеличивающимися располагаемыми доходами также способствует повышению осведомлённости о здравоохранении. По мере распространения информации о пользе спирулины рынок особенно Азиатско-Тихоокеанского региона продолжит активно расти.

На основании этого был проведен онлайн опрос жителей города Омска и Омской области по потребительскому предпочтению спирулины в условиях регионального рынка. Количество опрошенных респондентов составило 1000 человек разной половозрастной группы. Превалирующей возрастной группой при проведении опроса (31,4%) явились респонденты в возрасте от 19 до 22 лет, а также 17,5 % опрошенных это люди старшего поколения в возрасте от 51 до 60 лет. Более 70 % опрошенных женщины и лишь 27% - мужчины.

В рамках осведомленности жителей Омской области о продуктах и нутрицевтиков с содержанием спирулины было выявлено, что лишь 46 % респондентов знакомы с такими видами продукции. Так же следует отметить, что из 1000 респондентов практически 80 % не приобретают продукт с содержанием спирулины, что указывает на низкий потребительский спрос данного вида продукции среди целевой аудитории региона. Лишь 200 человек из 1000 опрошенных покупают спирулиносодержащую продукцию, из которых на долю потребителей с концентрированным выбором нутрицевтиков приходится 79 %.

Составлено авторами на основе проведенного маркетингового исследования

Рисунок 1 – Чем руководствуются потребители при выборе продуктов со сприрулиной

При выборе данной продукции целевая аудитория руководствуется ценой и имиджем фирмы на который их нацеливаю продавец консультант или фармацевт. При выборе нутрицевтиков респонденты обращают в основном внимание на состав и производителя, выбирая в основном сертифицированную продукцию (50% опрошенных) (рис. 1).

Составлено авторами на основе проведенного маркетингового исследования

Рисунок 2 – Доля респондентов, выбирающих определенные места покупки продукции с содержанием спирулины

Наибольшая доля респондентов сконцентрированы на покупку спирулиносодержащей продукции в интернет магазине (40%) и лишь 30 % покупают аптеках, а еще 30% нацелены на приобретение данной продукции в супермаркетах или магазинах (рис.2).

Так как по результатам опроса Омские респонденты предпочитают в большей степени покупать спирулину в интернет магазинах и привалирующим видом потребляемой продукции у целевой аудитории являются нутрицевтики нами был проведен, в условиях Российского рынка по текущим ценам сентябрь 2024 года, анализ маркетплейса «Озон» и «Яндекс.Маркет» таблетированных и порошковых препаратов спирулины (таблица 1)

Из выборки были исключены препараты на которых отсутствовала информация по составу (белка, жира и углеводов) и страна производитель. Основными поставщиками нутрицевтиков в исследуем маркетплейсе являются отечественные производители и Китай. С наименьшей долей присутствуют на рынке препараты из США и Африки.

Цена спирулины в ценовом сегменте исследуемого маркетплейса «Озон» и «Яндекс. Маркет» варьирует от 163 до 2600 рублей за 100 грамм (рис.3).

Составлено авторами на основе маркетплейса «Озон» и «Яндекс. Маркет»

Рисунок 3 - Рыночная цена за 100 грамм таблетированных и порошковых препаратов спирулины (по текущим ценам сентябрь 2024 года) на основе анализа маркетплейса «Озон» и «Яндекс. Маркет».

Содержание белка в анализируемых препаратах находится в пределах от 55 до 68 %. Высокобелковыми препаратами являются: TOP-Spirulina в порошке (Россия), Народная Здрава (Россия), Спирулина порошок с высоким содержанием белка 67% (Россия) (табл. 1).

Таблица 1 - Анализ маркетплейса «Озон» и «Яндекс.Маркет» таблетированных и порошковых препаратов спирулины (по текущим ценам сентября 2024 года)

Наименование препарата
Производитель
Содержание в 100 грамм продукта
белков
жиров
углеводов
Народная Здрава
Народная Здрава, Россия
68,06
5,17
17,8
Spirulina суперфуд
ООО «Глобал Хэлфкеа», Россия
60,0
6,0
15,0
Спирулина и хлорелла
Мудрость Народная, Россия
61,0
7,0
21,0
NOW Organic Spirulina (для печени и ЖКТ, здоровые кожа и волосы)
NOW, США
60,0
5-7
-
Spirulinafood для похудения
Spirulinafood, Китай
62,0
6,0
15,0
BioHerb Спирулина для похудения
BioHerb, Китай
57,0
7,0
20,0
Спирулина порошок с высоким содержанием белка 67%
Elite Spirulina, Россия
66,9
5,17
17,8
Spirulinafood порошок для похудения и очистки организма, высокое содержание белка
Spirulinafood, Китай
62,0
6,0
15,0
ACT-Оrganic
ACT-Organic, Африка
60,0
8,0
15,0
«Доброе здоровье»
MikiMarket, Китай
60,8
8,2
15,1
Natiors суперфуд
Natiors, Россия
62,0
6,0
15,0
Спирулина и хлорелла, для иммунитета и похудения
Onlylife, Китай
61,65
0,75
16,5
TOP-Spirulina в порошке
TOP-Spirulina, Россия
68,06
5,17
17,8
Спирулина порошок (порошок для смузи, соки, мороженое и др.)
TOP-Spirulina, Россия
57,47
7,72
20,3
Спирулина + Хлорелла
Blamans, Россия
55,0
4,5
27
Составлено авторами на основе маркетплейса «Озон» и «Яндекс. Маркет»

При перерасчете стоимости препарата на 1 грамм белка наиболее дорогим в данном сегменте является нутрицевтик «NOW Organic Spirulina (для печени и ЖКТ, здоровые кожа и волосы)» – 15,6 рубля, произведенный в США и «Доброе здоровье» (Россия) – 6,1руб. Наименьший уровень цены за 1 грамм белка имеют препараты: «Spirulinafood порошок для похудения и очистки организма, высокое содержание белка» (Китай), «Natiors суперфуд» (Россия), «BioHerb Спирулина для похудения» (Китай) (рис.4).

Составлено авторами на основе маркетплейса «Озон» и «Яндекс. Маркет»

Рисунок 4 – Рыночная стоимость 1 грамма белка таблетированных и порошковых препаратов спирулины (по текущим ценам сентябрь 2024 года) на основе анализ маркетплейса «Озон» и «Яндекс. Маркет».

В сравнении с другими привычными наиболее богатыми белковыми продуктами (мясо, рыба, птица, морепродукты, творог, яйца) содержание белка в спирулине значительно выше, так в 3 граммах спирулины содержится почти 2 грамма белка. В свою очередь в 3 граммах мяса птицы содержится 0,81 гр белка, в говядине – 0,6 гр. белка, рыбе – от 0,2 до 0,7 гр. белка, твороге от 0,4 до 0,6 гр. белка. При этом стоимость 1 грамма белка (по текущим ценам сентября 2024 г.) на привычные высокобелковые продукты составляет от 2,8 рублей (говядина) до 1,6 рублей (творог). Что указывает на то, что в ценовом сегменте стоимость белка спирулины не уступает среднерыночной стоимости 1 грамма белка привычных наиболее богатых белковосодержащих продуктов постоянного рациона. Поэтому сложно говорить, о том, что в условиях регионального рынка России нутрицевтики, как основные заменители белка по карману людям с низким уровнем дохода особенно если учесть вкусовые привычки потребителей.

Выводы

Маркетинговые компании подчеркивают питательные свойства спирулины, ориентируясь на потребителей, заботящихся о своем здоровье и ищущих устойчивый источник белка. В рамках Омского региона процент таких потребителей из 1000 опрошенных составил лишь 20 % в основном с концентрированным выбором нутрицевтиков ориентированных на покупку данных препаратов в интернет магазинах, сконцентрированных при выборе на ценовой сегмент, марку и производителя продукции. Что указывает на то, что Омичи не нацелены на заботу о своем здоровье и не отдают предпочтение заменителям белка на основе сперулины, что сдерживает рынок протеиновых капсул Spirulina.

Следует отметить, так же что в условиях рынка отсутствует закономерность уровня цены от содержания белка в препарате. По содержанию белка нутрицевтики в стоймостном сигменте не уступают привычным высокобелковым продуктом ежегодного спроса. В связи с чем спирульносодержащие нутрицевтики в условиях регионального рынка по уровню стоимости в условиях сложившегося рынка не могут являться альтернативным белком для потребителей с низким уровнем дохода.

В связи с чем в рамках регионального рынка для продвижения выведенной в условиях мелководного озера Солёного цианобактерии Arthropira fusiformis требуется усилить информационную осведомлённость населения в значимости употребления спирулиносодержащих продуктов как основного элемента здорового питания и высокобелкового легкоусвояемого продукта с низкой ценовой стратегией. Для этого Омским промышленникам требуется сконцентрировать целевую аудиторию не только на нутрицевтики, а проработать дешёвые брендовые местного производства спирулиносодержащие продукты питания.

Благодарности

Российскому научному фонду за предоставленную возможность проводить полноценный цикл экспериментальных исследований, направленных на изучение возможности культивирования штамма Limnospira fusiformis O9.13F.


Страница обновлена: 07.10.2024 в 11:06:46