Маркетинговый анализ спирулиносодержащих нутрицевтиков: региональный аспект
Молибога Е.А., Леушкина В.В., Полякова А.Н.1
1 Омский государственный технический университет
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75096517
Аннотация:
Актуальность проведения исследований представлена в соответствии с решением проблем продовольственной безопасности как регионов, так и России на основе введения в рацион альтернативных белков. Наиболее распространённым заменителем белка в условиях Российского рынка является спирулина, которая известна Российскому потребителю в основном в виде нутрицевтиков. Изучение целевой аудитории о осведомленности и проведение анализа потребительского спроса позволит в условиях Омского рынка сформировать потребительские предпочтения и развить интерес к спирулиносодержащей продукци, нацелит предпринимательскую среду и органы государственной власти на разработки локальных инструментов в продвижении альтернативной высокобелковой продукции по приемлемой цене в условиях местного региона.
Авторами проведен маркетинговый анализ спирулиносодержащих нутрицевтиков в условиях Омского региона, а также представлен анализ маркетплейса «Озон» и «Яндекс.Маркет» таблетированных и порошковых препаратов с содержанием спирулины. Оценено потребительское предпочтение Омичей, представлена экономическая оценка уровня цены одного грамма спирулины в разрезе таблетированных и порошковых препаратов в сравнении с привычными высокобелковыми продуктами.
В исследованиях использовалась методы интернет-опроса (маркетингового анализа), сбора и анализа информации из первичных и вторичных источников
Ключевые слова: рынок, рыночная доля, спирулиносодержащий продукт, нутрицевтики, маркетинговый анализ, Омская область, респонденты, высокобелковая продукция, привычные высокобелковые продукты, цена, рынок
JEL-классификация: L51, L52, O25
Введение. Нутрицевтики – это средства, которые активно применяют азиатскими и европейскими жителями с целью поддержания хорошего самочувствия и предотвращения различных проблем со здоровьем. Рост этого рынка объясняется растущими тенденциями в области здоровья и хорошего самочувствия, ростом индустрии пищевых добавок, растущим вегетарианством, воздействием выращивания спирулины на окружающую среду, растущим предпочтением продуктов из спирулины, расширением использования спирулины в аквакультуре и увеличением инвестиций производителей натуральных красителей. Кроме того, появление новых областей применения и растущий спрос на спирулину со стороны биоперерабатывающих заводов (свежую или замороженную спирулину) предоставят значительные возможности для роста этого рынка.
Однако, несмотря на эти факторы роста, рынок протеина спирулины сталкивается с ограничениями, такими как высокая стоимость производства, ограниченная осведомленность потребителей и вкусовые предпочтения. Выращивание спирулины требует контролируемых условий, что делает его дорогостоящим продуктом. Кроме того, некоторые потребители не знают о пользе спирулины или находят ее вкус непривлекательным, что препятствует ее широкому употреблению особенно в условиях Российского рынка, несмотря на ее питательные свойства.
Цели исследования. Изучить потребительские предпочтения Омичей и провести анализ маркетплейса «Озон» и «Яндекс.Маркет» таблетированных и порошковых препаратов с содержанием спирулины.
Научная новизна исследования. Впервые в рамках Омского региона проводится онлайн-опрос респондентов о потреблении продукции с содержанием спирулины для разработок механизма и сценария в продвижении выведенной из озера Солёного цианобактерии– Arthrospira fusiformis.
Методология исследования нацелена на использовании методов маркетингового анализа и триангуляции данных с использованием действующих методологий и инструментов.
Ожидается, что тенденции и технологические достижения рынка в области возможного применения спирулины в региональном аспекте будет развиваться и займет свою производственную нищу.
Исследования спирулисодержащей продукции проводят во всем мире. Так в декабре 2023 года исследование Университета Эксетера, впервые показало, что употребление в пищу широко доступных видов водорослей, таких как спирулина и хлорелла, обеспечивает организм большим количеством микроэлементов и белка, чем любое мясо, помогая восстановить мышечную массу у здоровых молодых людей [3]. Особое внимание направлено на спирулиносодержащую продукцию в научных исследованиях пищевой промышленности таких ученных как: Дробецкая И. В. [8], Баженова О.П., Коновалова О.А., Михайлов В.В., Бойко Т.В. [6], Ефимова А.А. [9], Ефимов А.А., Голованец В.А., Ефимова М.В. [15], В.В. Румянцева, Е.В. Хмелева, Л.А. Жижина [14], Khmeleva E.V., Berezina N.A., Rumyantseva V.V., Osipova G.A. [1], Tkhazeplova F.Kh., Ivanova Z.A. [4], Malik P., Kempanna C., Paul A. [2], Молибога Е.А., Баженова О.П. [13], и др. Анализ нутрицевтиков представлен в работах: Гудвилович И.Н., Боровков А.Б. [7], Коновалова С.А., Коноваловой О.А., Заболотных [10], Митишевой Н. В., Феднина А. С., Макарцева М. Г. Немова Я. М., Митишев А. В. [12], М.В.Леушкина В. В., Молибога Е. А., Полякова А. Н. [11], и др.
Анализ рынка спирулины его тенденции и рос в основном изучается в Северной Америке, Европе, Азиатско-Тихоокеанский регионе, Южной Америке, Ближнем Востоке и Африке. Анализ рынка спирулины в России в основном проводится на основе маркетлейсов, без проведения опросов потребителей. Российские ученные мало обращают внимание на маркетинговые исследования рынка спирулиты особенно в разрезе регионов.
Основная часть
Спирулина - это насыщенная питательными веществами сине-зеленая водоросль, известная высоким содержанием белка и многочисленными полезными свойствами для здоровья, что делает ее популярной в диетологии и функциональных продуктах питания. Развитие биотехнологии значительно улучшило методы выращивания спирулины, повысив как урожайность, так и качество.
Растущие инновации в отрасли в соответствии с растущим спросом потребителей на экологически чистый растительный протеин обеспечивают качественное и устойчивое производство. Более того, внутренние научные исследования выявили преимущества спирулины для здоровья, такие как противовоспалительные свойства и иммуносупрессивные свойства. Эти растущие свидетельства о ее пользе повышают доверие и удовлетворенность потребителей. Поскольку потребители, заботящиеся о здоровье и окружающей среде, определяют рыночные тенденции, постоянные усилия в области исследований и разработок имеют решающее значение для расширения мирового рынка. Экологически чистое выращивание спирулины привлекает потребителей и компании, заботящиеся об окружающей среде, стремящиеся сократить свой углеродный след. В целом, спирулина используется в различных отраслях благодаря своему составу, экологичности и растущей популярности благодаря исследованиям, что делает её ключевым игроком на рынке белка.
Arthrospira platensis, наиболее широко культивируемая спирулина, богата белком, незаменимыми аминокислотами, витаминами и минералами. Основными поставщиками спирулины в мире являются Мексика, США, Япония, Индия, Китай и Таиланд. В данных странах ежегодное производство спирулины составляет 100 т. В России спирулина достаточно популярна, но в основном импортируется из других стран. Производство отечественной спирулины расположено в Москве (Спирулина МГУ), Сочи (Спирулина Сочи), Самаре, Севастополе, Краснодарском крае, Тверской и Новосибирских областях, Волгограде, Перми, Калининграде и Санкт-Петербурге. На территории г. Омска при исследовании мелководного озера Солёного была обнаружена массовая вегетация цианобактерии другого вида – Arthrospira fusiformis [5,13]. В работах омских ученых была отмечена высокая питательная ценность артроспиры и положительное ее влияние на организм экспериментальных животных при включении в рацион в форме фитомассы [16]
На основе международных исследований с учетом каналов распространения, ожидается, что в 2023 году на сегмент бизнес-каналов будет приходиться большая доля рынка спирулины. Большая доля рынка этого сегмента объясняется прямыми закупками спирулины оптом в больших количествах различными производителями, такими как нутрицевтики, продукты питания и напитки, корма для животных и др. Маркетологами ожидается, что в 2023 году наибольшая доля рынка спирулины приходилась на сегмент нутрицевтиков. Большая доля рынка этого сегмента объясняется бурно развивающимся сектором нутрицевтиков, растущими проблемами со здоровьем стареющего населения в различных странах, растущим спросом на натуральные альтернативы традиционным фармацевтическим продуктам и возросшей осведомленностью потребителей о связи между питанием и здоровьем.
Капсулы со спирулиной обеспечивают простой и эффективный способ включить эту богатую питательными веществами водоросль в свой ежедневный рацион и привлекательны для людей, заботящихся о своем здоровье, которые хотят выбрать простой в использовании вариант. По международным исследованиям ежегодный прирост рынка в сегменте капсул составляет 8,9% [3].
В ряде стран рынок спирулины стимулируется государственной поддержкой устойчивого сельского хозяйства и продвижением альтернативных белков. Растущее население среднего класса в регионах с увеличивающимися располагаемыми доходами также способствует повышению осведомлённости о здравоохранении. По мере распространения информации о пользе спирулины рынок особенно Азиатско-Тихоокеанского региона продолжит активно расти.
На основании этого был проведен онлайн опрос жителей города Омска и Омской области по потребительскому предпочтению спирулины в условиях регионального рынка. Количество опрошенных респондентов составило 1000 человек разной половозрастной группы. Превалирующей возрастной группой при проведении опроса (31,4%) явились респонденты в возрасте от 19 до 22 лет, а также 17,5 % опрошенных это люди старшего поколения в возрасте от 51 до 60 лет. Более 70 % опрошенных женщины и лишь 27% - мужчины.
В рамках осведомленности жителей Омской области о продуктах и нутрицевтиков с содержанием спирулины было выявлено, что лишь 46 % респондентов знакомы с такими видами продукции. Так же следует отметить, что из 1000 респондентов практически 80 % не приобретают продукт с содержанием спирулины, что указывает на низкий потребительский спрос данного вида продукции среди целевой аудитории региона. Лишь 200 человек из 1000 опрошенных покупают спирулиносодержащую продукцию, из которых на долю потребителей с концентрированным выбором нутрицевтиков приходится 79 %.
Составлено авторами на основе проведенного маркетингового исследования
Рисунок 1 – Чем руководствуются потребители при выборе продуктов со сприрулиной
При выборе данной продукции целевая аудитория руководствуется ценой и имиджем фирмы на который их нацеливаю продавец консультант или фармацевт. При выборе нутрицевтиков респонденты обращают в основном внимание на состав и производителя, выбирая в основном сертифицированную продукцию (50% опрошенных) (рис. 1).
Составлено авторами на основе проведенного маркетингового исследования
Рисунок 2 – Доля респондентов, выбирающих определенные места покупки продукции с содержанием спирулины
Наибольшая доля респондентов сконцентрированы на покупку спирулиносодержащей продукции в интернет магазине (40%) и лишь 30 % покупают аптеках, а еще 30% нацелены на приобретение данной продукции в супермаркетах или магазинах (рис.2).
Так как по результатам опроса Омские респонденты предпочитают в большей степени покупать спирулину в интернет магазинах и привалирующим видом потребляемой продукции у целевой аудитории являются нутрицевтики нами был проведен, в условиях Российского рынка по текущим ценам сентябрь 2024 года, анализ маркетплейса «Озон» и «Яндекс.Маркет» таблетированных и порошковых препаратов спирулины (таблица 1)
Из выборки были исключены препараты на которых отсутствовала информация по составу (белка, жира и углеводов) и страна производитель. Основными поставщиками нутрицевтиков в исследуем маркетплейсе являются отечественные производители и Китай. С наименьшей долей присутствуют на рынке препараты из США и Африки.
Цена спирулины в ценовом сегменте исследуемого маркетплейса «Озон» и «Яндекс. Маркет» варьирует от 163 до 2600 рублей за 100 грамм (рис.3).
Составлено авторами на основе маркетплейса «Озон» и «Яндекс. Маркет»
Рисунок 3 - Рыночная цена за 100 грамм таблетированных и порошковых препаратов спирулины (по текущим ценам сентябрь 2024 года) на основе анализа маркетплейса «Озон» и «Яндекс. Маркет».
Содержание белка в анализируемых препаратах находится в пределах от 55 до 68 %. Высокобелковыми препаратами являются: TOP-Spirulina в порошке (Россия), Народная Здрава (Россия), Спирулина порошок с высоким содержанием белка 67% (Россия) (табл. 1).
Таблица 1 - Анализ маркетплейса «Озон» и «Яндекс.Маркет» таблетированных и порошковых препаратов спирулины (по текущим ценам сентября 2024 года)
Наименование препарата
|
Производитель
|
Содержание в 100 грамм продукта
| ||
белков
|
жиров
|
углеводов
| ||
Народная
Здрава
|
Народная
Здрава, Россия
|
68,06
|
5,17
|
17,8
|
Spirulina
суперфуд
|
ООО «Глобал
Хэлфкеа», Россия
|
60,0
|
6,0
|
15,0
|
Спирулина и
хлорелла
|
Мудрость
Народная, Россия
|
61,0
|
7,0
|
21,0
|
NOW Organic
Spirulina (для печени и ЖКТ, здоровые кожа и волосы)
|
NOW, США
|
60,0
|
5-7
|
-
|
Spirulinafood
для похудения
|
Spirulinafood,
Китай
|
62,0
|
6,0
|
15,0
|
BioHerb
Спирулина для похудения
|
BioHerb, Китай
|
57,0
|
7,0
|
20,0
|
Спирулина
порошок с высоким содержанием белка 67%
|
Elite Spirulina,
Россия
|
66,9
|
5,17
|
17,8
|
Spirulinafood
порошок для похудения и очистки организма, высокое содержание белка
|
Spirulinafood,
Китай
|
62,0
|
6,0
|
15,0
|
ACT-Оrganic
|
ACT-Organic,
Африка
|
60,0
|
8,0
|
15,0
|
«Доброе
здоровье»
|
MikiMarket,
Китай
|
60,8
|
8,2
|
15,1
|
Natiors суперфуд
|
Natiors,
Россия
|
62,0
|
6,0
|
15,0
|
Спирулина и
хлорелла, для иммунитета и похудения
|
Onlylife,
Китай
|
61,65
|
0,75
|
16,5
|
TOP-Spirulina
в порошке
|
TOP-Spirulina,
Россия
|
68,06
|
5,17
|
17,8
|
Спирулина
порошок (порошок для смузи, соки, мороженое и др.)
|
TOP-Spirulina,
Россия
|
57,47
|
7,72
|
20,3
|
Спирулина +
Хлорелла
|
Blamans,
Россия
|
55,0
|
4,5
|
27
|
При перерасчете стоимости препарата на 1 грамм белка наиболее дорогим в данном сегменте является нутрицевтик «NOW Organic Spirulina (для печени и ЖКТ, здоровые кожа и волосы)» – 15,6 рубля, произведенный в США и «Доброе здоровье» (Россия) – 6,1руб. Наименьший уровень цены за 1 грамм белка имеют препараты: «Spirulinafood порошок для похудения и очистки организма, высокое содержание белка» (Китай), «Natiors суперфуд» (Россия), «BioHerb Спирулина для похудения» (Китай) (рис.4).
Составлено авторами на основе маркетплейса «Озон» и «Яндекс. Маркет»
Рисунок 4 – Рыночная стоимость 1 грамма белка таблетированных и порошковых препаратов спирулины (по текущим ценам сентябрь 2024 года) на основе анализ маркетплейса «Озон» и «Яндекс. Маркет».
В сравнении с другими привычными наиболее богатыми белковыми продуктами (мясо, рыба, птица, морепродукты, творог, яйца) содержание белка в спирулине значительно выше, так в 3 граммах спирулины содержится почти 2 грамма белка. В свою очередь в 3 граммах мяса птицы содержится 0,81 гр белка, в говядине – 0,6 гр. белка, рыбе – от 0,2 до 0,7 гр. белка, твороге от 0,4 до 0,6 гр. белка. При этом стоимость 1 грамма белка (по текущим ценам сентября 2024 г.) на привычные высокобелковые продукты составляет от 2,8 рублей (говядина) до 1,6 рублей (творог). Что указывает на то, что в ценовом сегменте стоимость белка спирулины не уступает среднерыночной стоимости 1 грамма белка привычных наиболее богатых белковосодержащих продуктов постоянного рациона. Поэтому сложно говорить, о том, что в условиях регионального рынка России нутрицевтики, как основные заменители белка по карману людям с низким уровнем дохода особенно если учесть вкусовые привычки потребителей.
Выводы
Маркетинговые компании подчеркивают питательные свойства спирулины, ориентируясь на потребителей, заботящихся о своем здоровье и ищущих устойчивый источник белка. В рамках Омского региона процент таких потребителей из 1000 опрошенных составил лишь 20 % в основном с концентрированным выбором нутрицевтиков ориентированных на покупку данных препаратов в интернет магазинах, сконцентрированных при выборе на ценовой сегмент, марку и производителя продукции. Что указывает на то, что Омичи не нацелены на заботу о своем здоровье и не отдают предпочтение заменителям белка на основе сперулины, что сдерживает рынок протеиновых капсул Spirulina.
Следует отметить, так же что в условиях рынка отсутствует закономерность уровня цены от содержания белка в препарате. По содержанию белка нутрицевтики в стоймостном сигменте не уступают привычным высокобелковым продуктом ежегодного спроса. В связи с чем спирульносодержащие нутрицевтики в условиях регионального рынка по уровню стоимости в условиях сложившегося рынка не могут являться альтернативным белком для потребителей с низким уровнем дохода.
В связи с чем в рамках регионального рынка для продвижения выведенной в условиях мелководного озера Солёного цианобактерии Arthropira fusiformis требуется усилить информационную осведомлённость населения в значимости употребления спирулиносодержащих продуктов как основного элемента здорового питания и высокобелкового легкоусвояемого продукта с низкой ценовой стратегией. Для этого Омским промышленникам требуется сконцентрировать целевую аудиторию не только на нутрицевтики, а проработать дешёвые брендовые местного производства спирулиносодержащие продукты питания.
Благодарности
Российскому научному фонду за предоставленную возможность проводить полноценный цикл экспериментальных исследований, направленных на изучение возможности культивирования штамма Limnospira fusiformis O9.13F.
Источники:
2. Malik P., Kempanna C., Paul A. Quality characteristics of ice cream enriched with spirulina powder // International Journal of Food and Nutritional Sciences. – 2013. – № 1. – p. 44–50.
3. Spirulina Protein Market Size, Share & Analysis Report, 2032. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gminsights.com/industry-analysis/spirulina-protein-market (дата обращения: 11.09.2024).
4. Tkhazeplova F.Kh., Ivanova Z.A. Vliyanie vneseniya spiruliny na protsess cherstveniya khlebobulochnykh izdelii iz pshenichno-yachmennoi muki [The effect of inclusion of spirulina on the process of staling of bakery products from wheat-barley flour] // Success of modern science and education. – 2016. – № 10. – p. 41–43.
5. Баженова О. П., Коновалова О. А. Фитопланктон озера Соленого (г. Омск) как перспективный источник биоресурсов // Сибирский экологический журнал. – 2012. – № 3. – c. 375–382.
6. Баженова О.П., Коновалова О.А., Михайлов В.В., Бойко Т.В. Экологическое состояние и биоресурсы озера Солёного (г. Омск). / монография. - Омск: Омский ГАУ, 2023. – 108 c.
7. Гудвилович И.Н., Боровков А.Б. Биологическая ценность БАД на основе спирулины // Бюллетень Государственного Никитского ботанического сада. – 2012. – № 105. – c. 130-133.
8. Дробецкая И. В. Влияние условий минерального питания на рост и химический состав Spirulina platensis (Nordst.) Geitl. / Автореф. дисс. … канд. биол. наук / ИнБЮМ НАНУ. - Севастополь, 2005. – 25 c.
9. Ефимов А. А. Обоснование технологии получения фикоцианина из сине-зеленых водорослей как пищевой добавки // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 11. – c. 80–82.
10. Коновалов С.А., Коновалова О.А., Заболотных М.В. К вопросу о использовании биологически активных комплексов на основе микроводоросли спирулины (артроспиры) в производстве продуктов питания специализированного назначения // Перспективы производства продуктов питания нового поколения: мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф.с международным участием, посвященной памяти профессора Сапрыгина Г.П. (13-14 апреля 2017) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Омск: ФГБОУ ВО Омский ГАУ. – 1 электрон. опт. диск. (CD-R). –– Загл. с экрана. 2017. – c. 568.
11. Леушкина В. В., Молибога Е. А., Полякова А. Н. Анализ мировых трендов на рынке инновационной продукции на примере спирулиносодержащих продуктов // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.14.4.121783.
12. Маркетинговый анализ российского рынка альгопрепаратов. [Электронный ресурс]. URL: https://research-journal.org/archive/12-138-2023-december/10.23670/IRJ.2023.138.156 (дата обращения: 11.09.2024).
13. Молибога Е.А., Баженова О.П. Технология культивирования Limnospira fusiformis из озера Соленого (г. Омск) // Техника и технология пищевых производств. – 2023. – № 4. – c. 689–697.
14. Румянцева В.В., Хмелева Е.В., Жижина Л.А. Перспективы использования микроводоросли Spirulina Platensis в технологии леденцовой карамели повышенной пищевой ценности // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Процессы и аппараты пищевых производств». – 2018. – № 3. – c. 20-25.
15. Ефимов А.А., Голованец В.А., Ефимова М.В. Процессы очистки в технологии пищевого красителя фикоцианина из синезеленых водорослей // Вестник Камчатского государственного технического университета. – 2007.
16. Водолага В. С., Бойко Т. В., Баженова О. П., Коновалова О. А. Токсикологическая оценка Arthrospira fusiformis (Cyanoprocaryota) из озера Соленое г. Омска // Биотехнология: состояние и перспективы развития: материалы Международного конгресса. Москва : Гостиный двор. Москва, 2017. – c. 325–326.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 13:48:07