Становление национальной системы квалификаций в России
Брагина З.В.1
, Никерина Е.В.2, Кабанова Л.В.3
1 Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
2 Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области
3 Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)
Скачать PDF | Загрузок: 41
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2018)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36366087
Аннотация:
Цель статьи: показать необходимость и возможность организации непрерывной и согласованной деятельности организаций, участвующих в формирования квалификации специалиста.
В статье рассмотрен мировой опыт национальных квалификационных структур. Показано, что национальные системы квалификаций дают возможность всем категориям заинтересованных сторон, включая студентов, их родителей, работодателей, работников, кандидатов на обучение из числа взрослого населения, определить свои предпочтения в отношении способов освоения квалификаций и получить признание освоенной квалификации. Представлено становление национальной системы квалификаций (НСК) в России дан анализ барьеров этого процесса и пути их преодоления.
Приведены практические результаты выполнения государственных решений о становлении НСК в одном из депрессивных регионов - Костромской области. Анализ опыта создания региональной системы независимой оценки квалификаций позволил выделить четыре обособленных, но взаимосвязанных блока: выстроена организационная структура региональной НСК; созданы организации, непосредственно осуществляющие оценку квалификаций; задействована эффективная технология управления процессом – программное управление; разработана и действует система контроля и анализа хода выполнения государственных решений по развитию НСК в регионе. В каждом блоке представлен механизм его функционирования
В анализе проблемы авторы используют системный подход, что привело к выводу необходимости переосмысления ценности формального и неформального обучения, значения профессионального опыта, как активных технологий формирования квалификаций, а так же, признание того, что и сама «квалификация» подвергается интенсивной корректировке, на которую адекватно может ответить только непрерывная и согласованная деятельность организаций, участвующих в её формирования.
Ключевые слова: непрерывное образование, постиндустриальная экономика, квалификация, система образования, Национальная система квалификаций, рынок труда компетенции, компетентностная парадигма образования, профессиональный опыт, центры оценки квалификаций
JEL-классификация: J24, I29, J20, I20
Источники:
Путин В.В. Совещание по вопросу разработки профстандартов 9 декабря 2013 года. Портал Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19812.
Совещание с членами Правительства. 14 июля 2016 года. Портал Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/52510.
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: http://socdep.adm44.ru/dep/z_people/index.aspx.
Портал ТПП Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: https://kostroma.tpprf.ru/ru/mobile/news/248958.
Портал центра оценки квалификаций ЖКХ Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.xn---44-vddscy4dd.xn--p1ai/about/o-nas.html.
Портал департамента АПК Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.apkkostroma.ru/news/9018a24c-40bc-42d2-8164-2c17d9de7dcf.aspx.
Ведомственная целевая программа «Развитие профессионального образования Костромской области на 2017-2019 годы». Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/446255178.
Указ Президента РФ от 16.04.2014 N 249 (ред. от 18.12.2016) «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161826.
Песков Д. Вузы больше не являются основным поставщиком кадров для национальной экономики. Портал Агентства Стратегических инициатив. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/6113.
Доклад академика В.А. Садовничего на заседании НСПК 28 июня 2016 г. (презентация). Портал Ассоциации классических университетов России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.acur.msu.ru/ru/nsk_main.php#matters_nspk.
Национальная система квалификаций: смыслы, достижения,. Портал Центра экономического развития и сертификации - ЦЭРС ИНЭС Р. [Электронный ресурс]. URL: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=5485#ixzz5KBo2MZoE .
13. Андрух О.Н., Чандунели М.К. Оценка удовлетворенности потребителей услуг в сфере профессионального образования // Известия института инженерной физики. – 2014. – № 31. – С. 94-97.
14. Кононенко Т.Е., Бондаренко О.В Особенности рынка образовательных услуг и проблема взаимодействия вузов с работодателями // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С. 53-55.
Портал Cовета по профессиональным квалификациям в области информационных технологий. [Электронный ресурс]. URL: http://spk-it.ru/news/?ELEMENT_ID=2317.
Страница обновлена: 17.09.2025 в 00:45:18
Download PDF | Downloads: 41
Formation of the national qualifications system in Russia
Bragina Z.V., Nikerina E.V., Kabanova L.V.Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 3 (July-September 2018)
Abstract:
The goal of the article is to show the necessity and possibility of the organization of continuous and coordinated activities of organizations involved in the formation of professional qualifications.
The article considers the world experience of national qualification structures. The authors have shown that national qualification systems enable all categories of stakeholders, including students, their parents, employers, employees, candidates for training from among the adult population, to determine their preferences in terms of ways of mastering qualifications and to gain recognition of the acquired qualification. The article presents the formation of the national system of qualifications (NSC) in Russia, the analysis of barriers to this process and ways to overcome them.
The practical results of the implementation of state decisions on the formation of NSC in one of the depressed regions - Kostroma region. Analysis of the experience of creating a regional system of independent assessment of qualifications allowed us to identify four separate, but interrelated blocks: the organizational structure of the regional NSC is built; organizations that directly assess qualifications are created; effective process management technology is involved-program management; a system of monitoring and analysis of the implementation of state decisions on the development of NSC in the region has been developed and is in operation. Each block presents the mechanism of its functioning.
In the analysis of the problem the authors use a systematic approach which led to the conclusion that it is necessary to rethink the value of formal and non-formal education, the value of professional experience as active technologies for the formation of qualifications, as well as the recognition that the "qualification" itself is subjected to intensive adjustment, which can be adequately answered only by continuous and coordinated activities of organizations involved in its formation.
Keywords: post-industrial economy, education system, qualifications, continuing education, national qualifications system, labor market competencies, competence paradigm of education, professional experience, qualification assessment centers
JEL-classification: J24, I29, J20, I20
