Концепция развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России
Батурина Е.В.1
1 Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 6 (Июнь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82899986
Аннотация:
В данной работе представлена концепция развития теории и методологии мониторинга процессов теневизации экономики, основанного на моделировании закономерностей формирования макроэкономической системы деструктивных экономических и управленческих отношений, складывающихся в сфере регулирования антитеневой политики, в результате которых извлекается нелегальная экономическая выгода и создаются теневые денежные потоки, влияющие на показатели оценки состояния экономической безопасности России. Предметом исследования являются теоретико-методологические вопросы моделирования и исследования в условиях развития цифровых технологий, а также институциональные аспекты мониторинга интересующих процессов, формируемых в результате распространения теневой экономики, мошенничеств, коррупции, финансирования криминальной деятельности и отмывания доходов, полученных преступным путем. В рамках исследования определены цель, основные направления концепции мониторинга теневизации экономики, дополнившие существующую национальную систему мониторинга состояния экономической безопасности России в отношении фактов теневизации через конкретизацию понятий, трансверсальное применение риск-ориентированных (в части проведения экономической экспертизы по вопросам параметризации нелегальной экономической выгоды), эконометрических (в части последующего информационно-аналитического исследования искомых данных по параметризации) и институциональных (в части создания института мониторинга фактов теневизации) теоретико-методологических положений, с последующей их интеграцией в структуру информационного обеспечения системы государственной статистики, что позволяет оценить эффективность механизма реализации проводимой государственной антитеневой политики и повысить качество принятия решений по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий и профилактике фактов теневизации
Ключевые слова: теневая экономика, теневой денежный поток, теневизация, институт, мониторинг
JEL-классификация: O10, O16, O17, O18
Введение
Существующая объективная потребность общества в устойчивом повышении эффективности государственного управления, прогнозирования и планирования в сфере экономики неразрывно связана с потребностью в совершенствовании механизма обеспечения безопасности экономической деятельности и развитии национальной финансовой системы [8].
В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 №208 [1], в условиях постоянных изменений внутри- и внешнеполитического характера и их влияния на социально-экономическую ситуацию в страны проводимая государственная политика должна способствовать решению:
- как стратегической задачи: совершенствование мониторинга и оценки состояния экономической безопасности России [11];
- так и тактических задач [16]:
борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой;
противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений;
профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере;
предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности и др.
Решение обозначенных задач с учётом цели настоящего исследования видится [7]:
во-первых, в уточнении перечня показателей состояния экономической безопасности;
во-вторых, в расширении параметров оценки теневизации экономики по результатам деятельности профильных государственных ведомств и служб [4];
в-третьих, в автоматизации мониторинга фактов теневизации.
В настоящий момент отдельные вопросы мониторинга интересующих данных частично решены, и по результатам работы органов исполнительной власти при взаимодействии с Росстатом формируется необходимая для анализа исходная статистическая информация [10]. Например, согласно Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [2], в отношении банковских операций осуществляется финансовый мониторинг с учётом целей и задач деятельности Росфинмониторинга. Согласно Концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга [3], при использовании специализированных программных продуктов (информационных систем и технологий) обеспечивается реализация контрольно-надзорной функции ФНС России. Сюда же можно отнести Концепцию системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в РФ [4] в части деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в рамках их компетенций в указанной сфере деятельности, и др.
На основании вышеизложенного, для научного обоснования предлагаемых решений и развития теории экономической безопасности в контексте трансверсального применения риск-ориентированных, эконометрических и институциональных теоретико-методологических положений, разработана авторская концепция развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России.
Авторская концепция
Основные положения авторской концепции как системной методологии применения автоматизированного подхода к мониторингу теневизации экономики на основании существующих исходных данных [1, 6, 14, 23], следующие:
I. Общие положения
1. Концепция развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России (далее – Концепция мониторинга теневизации экономики) определяет главную цель, основные направления и ожидаемые результаты от создания института мониторинга фактов теневизации и оценки ситуации в сфере противодействия экономическим и управленческим отношениям, при которых извлекается нелегальная экономическая выгода и формируется теневой денежный поток.
Концепция мониторинга теневизации экономики направлена на улучшение качества оценки эффективности механизма обеспечения экономической безопасности РФ на основе высокотехнологичных решений, упрощение и облегчение информационно-аналитического сопровождения и повышение прозрачности сферы противодействия теневой экономике.
2. Правовую основу Концепции мониторинга теневизации экономики составляют Конституция РФ [5], федеральные законы, Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года [6], указы Президента РФ, иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в рамках их компетенций в сфере противодействия теневой экономике (далее органы власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики).
Концепция мониторинга теневизации экономики разработана с учетом положений Федерального закона «О бухгалтерском учете» [7], Налогового кодекса РФ [8], Уголовного кодекса РФ [9] и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, в части регулирования экономических и управленческих отношений, в результате которых извлекается экономическая выгода и формируется денежный поток.
3. Для целей Концепции мониторинга теневизации экономики используются следующие понятия и определения:
теневизация экономики в оценке состояния экономической безопасности России – угроза экономической безопасности РФ, представляющая собой становление системы экономических отношений и управленческих отношений криминального характера в сфере регулирования антитеневой политики, связанных с извлечением нелегальной экономической выгоды и/или формированием теневых денежных потоков при условии идентификации и верификации фактов теневизации, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в сфере экономики;
экономические отношения, связанные с извлечением нелегальной экономической выгоды и/или формированием теневых денежных потоков – уголовно-наказуемые преступления в сфере экономики, для квалификации которых требуется установление денежного (стоимостного) экономического показателя, характеризующего наносимый материальный ущерб (убытки) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны;
управленческие отношений криминального характера, связанные с извлечением нелегальной экономической выгоды и/или формированием теневых денежных потоков – уголовно-наказуемые преступления, за исключением сферы экономики, для квалификации которых требуется установление денежного (стоимостного) экономического показателя, характеризующего наносимый материальный ущерб (убытки) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны;
нелегальная экономическая выгода – денежный (стоимостной) экономический показатель, характеризующий наносимый материальный ущерб (убытки) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны в результате совершения уголовно-наказуемых преступлений;
теневой денежный поток – совокупность денежных операций за определенный период, в которых плательщиками и/или получателями выступают участники экономических отношений и/или управленческих отношений криминального характера в сфере регулирования антитеневой политики, при которых формируется вероятность извлечения нелегальной экономической выгоды;
вероятность извлечения нелегальной экономической выгоды – риск возможного нанесения материального ущерба (убытков) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны в связи с реализацией факта теневизации;
участники экономических отношений и/или управленческих отношений криминального характера в сфере регулирования антитеневой политики, при которых формируется вероятность извлечения нелегальной экономической выгоды – лицо или организация, которые могут воздействовать на возможность извлечения нелегальной экономической выгоды, или на которых могут воздействовать или влияет какое-либо решение иных лиц при формировании последними возможности извлечения нелегальной экономической выгоды;
факт теневизации – любые сделки, события, операции, в результате которых формируется нелегальная экономическая выгода или возникает реальная возможность ее извлечения в обозримом будущем;
идентификация факта теневизации – процесс обнаружения, распознавания и описания интересующего факта по совокупности идентификационных признаков;
верификация факта теневизации – процесс проверки интересующего идентифицированного факта на соответствие действующим составам уголовно-наказуемых преступлений, для квалификации которых требуется установление денежного (стоимостного) экономического показателя, характеризующего наносимый материальный ущерб (убытки) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны;
идентификация нелегальной экономической выгоды – процесс обнаружения, распознавания и описания денежного (стоимостного) экономического показателя, характеризующего наносимый материальный ущерб (убытки) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны в результате совершения уголовно-наказуемого преступления по интересующему верифицированному факту теневизации;
параметризация нелегальной экономической выгоды – процесс математического определения расчетной величины идентифицированной нелегальной экономической выгоды по результатам проведения экономической экспертизы интересующего верифицированного факта теневизации;
экономическая экспертиза фактов теневизации – проведение лицом, обладающим специальными экономическими познаниями, научно-прикладного исследования по вопросам, требующим специальных знаний в области экономической науки в части математического определения расчетной величины идентифицированной нелегальной экономической выгоды, основанное на применении методики риск-ориентированного исследования;
методика риск-ориентированного исследования – совокупность общепринятых научных приемов и способов документального исследования интересующих верифицированных фактов теневизации, в отношении которых поставлена экспертная задача по вопросу математического определения расчетной величины идентифицированной нелегальной экономической выгоды;
мониторинг фактов теневизации – наблюдение за результатами процессов идентификации и верификации фактов теневизации, определение проблем при идентификации и параметризации нелегальной экономической выгоды и их анализ, прогнозирование и подготовка предложений по решению проблем, предупреждению и устранению их негативных последствий, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в сфере экономики;
информационно-аналитическая система параметризации нелегальной экономической выгоды – комплекс информационных ресурсов (специализированных программных продуктов и технологических решений) и методик, которые используются для обеспечения автоматизации аналитических процедур при идентификации и верификации фактов теневизации, идентификации и параметризации нелегальной экономической выгоды для осуществления последующего мониторинга фактов теневизации;
институт мониторинга фактов теневизации – совокупность принципов, правил и процедур организационно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований в области мониторинга фактов теневизации, администрирования информационно-аналитической системы параметризации нелегальной экономической выгоды, анализа результатов мониторинга и оценки эффективности деятельности органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики;
национальная система мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России – система управления рисками возможного нанесения материального ущерба (убытков) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны в связи с реализацией фактов теневизации, направленная на:
а) выявление и оценку существующих и потенциальных фактов теневизации;
б) оценку ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения фактов теневизации;
в) выработку, контроль за реализацией и оценку эффективности мер по противодействию теневой экономике,
представляющая собой иерархически структурированный комплекс официального статистического наблюдения, анализа и прогнозирования уровня преступности в сфере экономики, осуществляемый органами власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики, а также принятие политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в РФ, направленных на противодействие теневой экономике и защиту национальных интересов России в экономической сфере, с учетом экспертной оценки вызовов и угроз экономической безопасности с использованием ресурсов федеральной информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности РФ и информационных ресурсов органов власти в соответствии с их компетенцией.
II. Предпосылки развития
4. Основными предпосылками развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России являются [2, 5, 9, 12, 15, 17-19]:
а) необходимость формирования расширенных достоверных, допустимых и относимых данных о теневизации экономики в целях совершенствования мониторинга и оценки состояния экономической безопасности России;
б) необходимость улучшения информационного взаимодействия и контроля за результативностью деятельности органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики, на основе использования современных высокотехнологичных решений;
в) необходимость своевременного выявления и анализа проблем и рисков возможного нанесения материального ущерба (убытков) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны в связи с реализацией фактов теневизации, с целью повышения профилактического эффекта и предупреждения нарушений законодательства РФ в экономической сфере.
Необходимость развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России также обосновывается:
- национальными интересами и высокой степенью негативного влияния фактов теневизации на состояние экономической безопасности России;
- стратегическими целями, задачами и приоритетами государственной политики в сфере противодействия теневой экономике;
- решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- быстрым ростом источников данных и объемов сложной для обработки информации, находящейся в государственных информационных системах, а также ускоренным развитием цифровых технологий.
5. Существующее состояние отдельных элементов института мониторинга фактов теневизации рассматривается как начальная фаза его развития, которая обладает значительным потенциалом для улучшения и характеризуется рядом следующих нерешенных проблем:
ü не разработаны единая методология, методическое и нормативно-правовое обеспечение проведения мониторинга фактов теневизации;
ü отсутствует единая система сбора и обмена информацией, имеющаяся государственная статистика, данные ведомственной отчетности и экспертные оценки не позволяют вести полноценный и достоверный мониторинг;
ü отсутствует общий подход к измерению и оценке эффективности деятельности органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики, обеспечивающий сопоставимость и измеримость результатов, в том числе по различным направлениям их деятельности;
ü не сформировано единое информационно-функциональное пространство, мониторинг ситуации осуществляется не систематизировано;
ü отмечается недостаточность научного, кадрового, информационного и программно-технического обеспечения для решения задач института мониторинга фактов теневизации;
ü проявляются существенные недостатки межведомственного, межуровневого и международного взаимодействия.
III. Принципы реализации национальной системы мониторинга
6. Создание и развитие национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России основывается на следующих принципах:
· мониторинг фактов теневизации помогает защищать экономические интересы России, благосостояние и права граждан, способствует достижению целей и повышению эффективности деятельности по противодействию теневой экономике, предотвращает и снижает негативные социальные-экономические последствия;
· мониторинг фактов теневизации является неотъемлемой частью государственной системы управления рисками в сфере противодействия теневой экономике;
· мониторинг фактов теневизации создает основу для принятия управленческих решений в сфере противодействия теневой экономике, формирует возможность делать обоснованный выбор, проводить различия между альтернативными направлениями действий и определять их приоритетность;
· мониторинг фактов теневизации проводится в виде систематического, структурированного и своевременного процесса сбора, обработки и анализа исходной и искомой информации;
· мониторинг фактов теневизации обеспечивает объективность получаемой информации, которая отражает реальное состояние дел в сфере противодействия теневой экономике;
· методы и средства сбора, обработки и анализа информации выбираются в соответствии с целями и задачами института мониторинга фактов теневизации;
· получаемые в рамках мониторинга фактов теневизации данные позволяют прогнозировать и оценивать будущее состояние сферы противодействия теневой экономике;
· мониторинг фактов теневизации является прозрачным, динамичным, отслеживающим изменения внутренней и внешней ситуации и оперативно реагирующим на них;
· мониторинга фактов теневизации ориентирован на стремление к совершенству в управлении рисками в рассматриваемой сфере.
IV. Цель, основные направления и тенденции
7. Главная цель Концепции мониторинга теневизации экономики – определение путей и способов цифровизации мониторинга фактов теневизации на основе результатов применения: риск-ориентированного подхода, в части проведения экономической экспертизы по вопросам параметризации нелегальной экономической выгоды; эконометрического подхода, в части последующего информационно-аналитического исследования искомых данных по параметризации; институционального подхода, в части создания института мониторинга фактов теневизации – с последующей интеграцией в структуру информационного обеспечения системы государственной статистики, что позволит оценить эффективность механизма реализации проводимой государственной антитеневой политики и повысить качество принятия решений по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий и профилактике фактов теневизации. Указанные решения должны приниматься в интересах развития экономики и укрепления экономической безопасности с учетом текущих и перспективных проблем, вызовов и угроз [3, 13, 20-22, 24].
Для достижения главной цели Концепцией предусматривается формирование нормативно-правовой базы, организационных, методических, информационных и иных условий, необходимых для создания и развития института мониторинга фактов теневизации по следующим взаимосвязанным видам (компонентам) мониторинга:
- отраслевой мониторинг производства и сферы услуг, включающий внешнеторговый оборот;
- региональный мониторинг;
- мониторинг правоприменительной практики в сфере противодействия фактам теневизации;
- мониторинг лучших практик и методик экономической экспертизы фактов теневизации;
- мониторинг условий, существенно влияющих на параметры оценки фактов теневизации (внутренних и внешних факторов, возможностей и угроз, причин и условий их возникновения).
8. Концепцией определяются следующие основные направления развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России:
а) создание системы обязательных требований к методологическому обеспечению мониторинга фактов теневизации в рамках развития риск-ориентированного подхода на основе единого понятийно-категориального аппарата и методик риск-ориентированного исследования экономической экспертизы фактов теневизации;
б) разработка интерактивных сервисов, открытых программных интерфейсов и аналитических инструментов, обеспечивающих автоматизацию мониторинга фактов теневизации и формирование данных информационно-аналитической системы параметризации нелегальной экономической выгоды для ее последующего эконометрического исследования;
в) создание условий для повышения уровня доверия к институту мониторинга фактов теневизации и статистике результатов деятельности органов власти, в полномочия которых входит оценка рисков нанесения материального ущерба (убытков) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны;
г) дальнейшее развитие и совершенствование механизма формирования информационно-аналитической базы данных о фактах теневизации с целью повышения уровня прогнозируемости результатов деятельности органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики.
9. Основными тенденциями развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России являются:
а) сочетание децентрализованного и централизованного подхода к обработке данных о фактах теневизации, в том числе с учетом стандартов обработки массивов больших данных;
Централизация обработки данных должна осуществляться на уровне информационных потоков, влияющих на полноту, достоверность и неизменность обрабатываемых данных. Децентрализованная обработка данных, в том числе необходимых для идентификации и верификации фактов теневизации, должна осуществляться в информационных системах органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики;
б) расширенное информационное взаимодействие на основе организации доступа органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики, к децентрализованным государственным информационным ресурсам и системам в режиме запроса.
При организации расширенного информационного взаимодействия должны учитываться ограничения, в том числе установленные Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О государственной тайне» [10], Федеральным законом «О коммерческой тайне» [11], Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [12], Федеральным законом «О персональных данных» [13];
в) документы (информация) должны формироваться в информационных системах и представляться по запросу по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота с использованием криптографической защиты информации.
Уполномоченный орган в сфере противодействия теневой экономике должен осуществлять контроль за полнотой и достоверностью документов (информации), а также своевременностью их представления.
В децентрализованных информационных системах, к которым предоставляется доступ в режиме запроса, в том числе должны осуществляться следующие процедуры:
- контроль достоверности исходной информации о фактах теневизации, установленных по данным бухгалтерского (налогового) учетов, расчетов, отчетов, заключений и других документов, достоверность сведений в которых подтверждена;
- контроль наличия ссылок на источники исходной информации о фактах теневизации, достоверность которой подтверждена, с возможностью просмотра (визуализации) подтверждающих электронных документов и (или) электронных копий документов;
- использование механизмов криптографической защиты информации и других стандартов и методов контроля и подтверждения достоверности данных в информационных системах для целей контроля подлинности, неизменности, полноты, уникальности, корректности, актуальности, ссылочной целостности и хронологической последовательности хранимых и обрабатываемых данных в информационных системах.
В централизованной информационной системе должны осуществляться процедуры ее интеграции в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», и публикация расширенной информации о результатах проведения мониторинга фактов теневизации.
V. Обеспечение мероприятий, предусмотренных Концепцией
10. Организационно-методологическое обеспечение мероприятий, предусмотренных Концепцией мониторинга теневизации экономики, обусловливает в том числе:
а) проведение научно-исследовательских работ и работ нормативно-методологического характера в области развития и совершенствования мониторинга фактов теневизации на основе применения риск-ориентированного подхода;
б) участие в работе по изучению опыта и лучших практик применения риск-ориентированного подхода при проведении экономических экспертиз фактов теневизации;
в) изучение и оценку возможности внедрения подходов по использованию при проведении мониторинга фактов теневизации результатов независимой оценки и (или) подтверждение соответствия информационных систем установленным требованиям на основе международных стандартов и руководств;
г) разработку методологии мониторинга фактов теневизации с использованием эконометрического подхода, в том числе разработку и внедрение единой методологии статистических и аналитических методов анализа соответствующих совокупных показателей, коэффициентов и индикаторов;
д) взаимодействие с заинтересованными органами власти при разработке и внедрении новых методик, регламентирующих документов и информационных ресурсов, обеспечивающих проведение мониторинга фактов теневизации.
11. Информационно-аналитическое обеспечение предусматривает создание и внедрение автоматизированной информационно-аналитической системы параметризации нелегальной экономической выгоды, в том числе разработку прикладного программного обеспечения, реализующего функции проведения и оценки качества экономической экспертизы фактов теневизации, в том числе:
а) создание и ведение консолидированного перечня (реестра) оснований проведения экономической экспертизы;
б) формирование риск-профиля по каждому факту теневизации или их совокупности;
в) создание, хранение и анализ результатов экономической экспертизы фактов теневизации;
г) построение произвольной аналитической отчетности по результатам экономической экспертизы фактов теневизации для мониторинга и оценки формируемых показателей;
12. Кадровое обеспечение предусматривает в том числе:
а) разработку, внедрение и реализацию программ повышения квалификации сотрудников органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики, в том числе по направлению: общепринятые методики риск-ориентированного исследования экономической экспертизы фактов теневизации и их применение;
б) укрепление кадрового состава органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики, за счет выстраивания системы карьерного роста для квалифицированных сотрудников с опытом проведения экономических экспертиз.
13. Финансовое обеспечение мероприятий по развитию национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на цели противодействия теневой экономике.
VI. Институт мониторинга фактов теневизации
14. Достижение цели создания и развития института мониторинга фактов теневизации предусматривается обеспечить посредством комплекса мероприятий по созданию, совершенствованию и развитию механизмов, средств, форм и методов противодействия теневой экономике, реализуемых в рамках следующих основных направлений:
1) наблюдение ситуации – в рамках направления осуществляются сбор, систематизация и обобщение информации в сфере противодействия теневой экономике, устанавливаются и описываются результаты деятельности института мониторинга;
2) определение проблем – в рамках направления выявляются, регистрируются, стандартизируются и накапливаются в базе данных проблемные эпизоды в рассматриваемой сфере, симптомы проблем (как серии проблемных эпизодов) локализуются на картографированной сети процессов рассматриваемой предметной области, распознаются и квалифицируются проблемы, формируется перечень новых проблем в сфере противодействия теневой экономике;
3) анализ проблем и прогнозирование их развития – в рамках направления определяются причины новых проблем, выявляются их связи с уже известными проблемами, осуществляется прогнозирование динамики нарастания новых проблем на ближайшую и среднесрочную перспективу, определяется масштаб и глубина новых проблем;
4) установление основных сторон, заинтересованных в решении проблем, – в рамках направления осуществляются определение заинтересованных органов власти, причастных к решению новых проблем по существу дела, сфере полномочий и ответственности, установление их целей и интересов (выявление конфликтов интересов), оценка их возможностей и степени участия в решении каждой новой проблемы, определение и ранжирование по эффективности методов и направлений воздействия на новые проблемы;
5) подготовка предложений по решению проблем, предупреждению и устранению их негативных последствий – в рамках направления осуществляются разработка сценария обстановки на период решения каждой новой проблемы, определение критерия измерения успешности хода ее решения, систематизация методов решения подобных проблем, а также нормы, правила и ограничения на предстоящий процесс решения новой проблемы, оценивание ресурсов, необходимых для решения каждой новой проблемы, определение этапов и сроков решения основных задач, составление плана более детального исследования проблемы, разработка структуры («дерева») целей и задач деятельности по решению проблемы, определение дефектных элементов, ограничивающих получение необходимого результата (заданного выхода), оценка степени их влияния на определяемые критерием выходы соответствующей системы, формирование предвидимых сбоев и отказов в ходе решения проблемы и накапливание наборов запасных (резервных) альтернативных сценариев для оперативного уклонения от сбоев и обхода отказов, формирование структуры наборов альтернативных сценариев и построение конкретного набора альтернативных сценариев, оценка альтернативных сценариев, разработка предложений по принятию решений проблем (выбору альтернативных сценариев), предупреждению и устранению их негативных последствий;
6) нормативно-правовое и организационное обеспечение – в рамках направления осуществляются формирование стратегии осуществления мониторинга, разработка нормативных правовых документов по проведению мониторинга, организация проведения мониторинга;
7) научно-исследовательская и инновационная деятельность – в рамках направления осуществляются научно-исследовательская и инновационная деятельность в сфере противодействия теневой экономике, ведение базы знаний в рассматриваемой сфере и разработка методического инструментария;
8) коммуникации – в рамках направления осуществляются обмен информацией о противодействии теневой экономике с внутренними и внешними заинтересованными сторонами;
9) кадровое обеспечение – в рамках направления осуществляются информирование и консультирование по вопросам проведения мониторинга, развитие проблемно-ориентированного мышления и общей культуры системного решения проблем в сфере противодействия теневой экономике;
10) ресурсное обеспечение – в рамках направления осуществляются материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение и отчетность, автоматизация процесса управления мониторингом, финансовое обеспечение;
11) интеграция – в рамках направления осуществляются создание, поддержание функционирования и развитие специализированных систем мониторинга в отдельных сферах деятельности, обеспечиваются объединение специализированных систем мониторинга и иной деятельности в интегрированную систему управления мониторингом, согласованность системы управления мониторингом с другими системами государственного управления;
12) модернизация – в рамках направления осуществляются мониторинг функционирования института мониторинга, оценка его качества и эффективности, совершенствование и развитие.
15. Для достижения цели создания и развития института мониторинга фактов теневизации требуется обеспечение следующих условий:
ü применение проблемно-ориентированного подхода к управлению развитием института мониторинга;
ü ориентация участвующих в мониторинге органов власти на постоянное улучшение института мониторинга;
ü поддержание высокой мотивации должностных лиц, задействованных в проведении мониторинга, на достижение его цели и решение задач;
ü проведение научных исследований и внедрение инновационных технологий, обеспечивающих реализацию наиболее эффективных решений;
ü обеспечение согласованности и взаимоувязки развития института мониторинга с развитием других систем государственного управления;
ü эффективное применение современных информационных технологий;
ü обеспечение информационного сопровождения мероприятий по реализации Концепции мониторинга теневизации экономики;
ü обеспечение стабильного и достаточного финансирования реализации мероприятий Концепции мониторинга теневизации экономики;
ü комплексное управление развитием института мониторинга.
16. Предполагается, что существенные риски достижения цели создания и развития института мониторинга фактов теневизации обусловлены возможным негативным влиянием социальных, экономических, технологических и иных факторов.
При разработке Концепции мониторинга теневизации экономики особое внимание уделено следующим рискам:
- риск непонимания и неприятия проводимых мероприятий Концепции;
- риск несогласованности реализации мероприятий Концепции между ее участниками;
- риск заформализованной реализации мероприятий Концепции;
- риск возникновения конфликта интересов при реализации мероприятий Концепции;
- риск неэффективного использования ресурсов на реализацию Концепции;
- риск негибкости и замедленного реагирования на появление новых возможностей и угроз в реализации Концепции;
- риск неэффективности коммуникаций;
- риск недостаточного уровня автоматизации деятельности по реализации Концепции.
В случае воздействия рисков предусматривается оперативная оценка масштабов их влияния на реализацию Концепции и принятие на этой основе эффективных решений по их снижению и преодолению негативных последствий.
17. Для обеспечения реализации Концепции мониторинга теневизации экономики, достижения цели создания и развития института мониторинга фактов теневизации формируется соответствующий механизм контроля, включающий следующие элементы:
· закрепление ответственности за каждым участником (ответственным исполнителем) мероприятий по реализации Концепции;
· создание и обеспечение функционирования системы планирования и контроля реализации Концепции, предусматривающего в том числе оценку ее эффективности;
· ежегодное рассмотрение результатов реализации Концепции на заседаниях государственной комиссии.
Государственная комиссия осуществляет координацию деятельности привлекаемых органов власти, рассматривает отчетность о результатах реализации мероприятий Концепции, принимает решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности по реализации Концепции.
Органы власти участвуют в реализации мероприятий Концепции, готовят предложения по повышению эффективности реализации Концепции.
Результаты мониторинга реализации мероприятий Концепции отражаются в ежегодных докладах о ситуации в сфере противодействия теневой экономике, представляемых в Правительство РФ.
VII. Ожидаемые результаты и их значимость
18. Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией мониторинга теневизации экономики, позволит обеспечить:
а) расширение перечня показателей экономической безопасности за счет параметризации нелегальной экономической выгоды;
б) повышение доли автоматических и автоматизированных процедур, выполняемых при экономической экспертизе и мониторинге фактов теневизации в рамках деятельности органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики;
в) снижение уровня неопределенности в отношении системы показателей, характеризующего теневую экономику в оценке состояния экономической безопасности России.
19. Реализация Концепции позволит достичь следующих основных результатов:
· оперативное выявление на систематической основе актуальных проблем, вызовов и угроз в сфере противодействия теневой экономике, а также резервов для повышения эффективности использования ограниченных временных, финансовых, материальных и человеческих ресурсов;
· обеспечение лиц, принимающих управленческие решения, объективной и полной информацией о проблемах, вызовах и угрозах в сфере противодействия теневой экономике;
· улучшение качества и повышение эффективности осуществления мониторинга и управления противодействием теневой экономике;
· повышение эффективности межведомственного, межуровневого и международного взаимодействия в рассматриваемой сфере;
· повышение потребительской грамотности населения и укрепление общественного контроля;
· обеспечение успешной реализации целей и выполнения задач Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, в условиях, требующих получения объективной, транспарентной, целостной картины текущей и прогнозной ситуации для принятия обоснованных управленческих решений.
20. Ключевым результатом реализации Концепции мониторинга теневизации экономики должен стать институт мониторинга фактов теневизации:
- позволяющий осуществлять прогнозирование и проработку вариантов возможных управленческих решений по преодолению негативных тенденций и кризисных ситуаций в сфере противодействия теневой экономике;
- учитывающий отраслевую и региональную специфику, лучший международный опыт, стратегические цели и задачи по развитию, требования государственной политики и законодательства в сфере противодействия теневой экономике;
- способный своевременно адаптироваться к динамично изменяющимся требованиям политической, экономической и социальной среды.
21. Концепцию мониторинга теневизации экономики планируется осуществить в 2 этапа.
На первом этапе создается институт мониторинга фактов теневизации. В целях его создания:
1) осуществляется разработка методологии экономической экспертизы фактов теневизации;
2) совершенствуется эконометрический инструментарий мониторинга фактов теневизации;
3) разрабатывается информационная система, в рамках которой автоматизируются процессы сбора и обработки информации о фактах теневизации;
4) оценивается правоприменительная практика органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики, организуется система изучения и распространения лучших российских и международных методик;
5) создается партнерская сеть заинтересованных образовательных, научных, экспертных, общественных и иных организаций;
6) разрабатывается система мотивации граждан к информированию уполномоченных государственных органов о ставших им известными фактах теневизации;
7) развивается международное сотрудничество;
8) осуществляется консультативная и методическая помощь исполнительным органам власти по вопросам проведения мониторинга фактов теневизации.
На втором (на перспективу) этапе обеспечивается развитие института мониторинга фактов теневизации. В целях его развития:
1) внедряются и применяются наилучшие методики и практики борьбы с теневой экономикой, развивается нормативно-правовое и методическое обеспечение;
2) осуществляется консультативная и методическая помощь исполнительным органам власти по вопросам проведения мониторинга фактов теневизации;
3) осуществляется активное содействие развитию общественного контроля в рассматриваемой сфере;
4) расширяется партнерская сеть заинтересованных образовательных, научных, экспертных, общественных и иных организаций;
5) развивается международное сотрудничество;
6) проводится активная пропаганда противодействия теневой экономике в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Выводы
Научная проблема исследования – повышение достоверности результатов мониторинга угроз экономической безопасности России. Научная новизна результатов исследования состоит в решении указанной научной проблемы, основанном на трансверсальности риск-ориентированного, эконометрического и институционального подходов путем совершенствования теории экономической безопасности за счет авторской концепции развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России, включающей создание института мониторинга теневого денежного потока. Успешная реализация авторской концепции должна способствовать эффективному решению стратегических и тактических задач, сформулированных в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 №208. Предложенная национальная система мониторинга теневизации экономики имеет оптимальную институциональную структуру и достаточное ресурсное и нормативно-правовое обеспечение. Достижение главной цели, указанной в Концепции, позволит применять эффективные способы и меры противодействия в отношении фактов теневизации, которые, в свою очередь, будут направлены преимущественно на предупреждение реализации угроз экономической безопасности России. В то же время развитие национальной системы за счет создания единого института мониторинга фактов теневизации позволит России укрепить свои позиции в международных структурах, участвующих в противодействии теневой экономике.
[1] Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 15.05.2017. – №20. – Ст. 2902.
[2] Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Президентом РФ 30.05.2018) // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5310.
[3] Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 №381-р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» // Собрание законодательства РФ. – 09.03.2020. – №10. – Ст. 1357.
[4] Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2021 №551-р «Об утверждении Концепции системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 15.03.2021. – №11. – Ст. 1862.
[5] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальное опубликование правовых актов: №0001202210060013 от 06.10.2022. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202210060013.
[6] Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 15.05.2017. – №20. – Ст. 2902.
[7] Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. – 12.12.2011. – №50. – ст. 7344.
[8] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 03.08.1998. – №31. – ст. 3824.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 07.08.2000. – №32. – ст. 3340.
[9] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – №25. – ст. 2954.
[10] Закон РФ от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. – 13.10.1997. – №41. – стр. 8220-8235.
[11] Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 09.08.2004. – №32. – ст. 3283.
[12] Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. – 31.07.2006. – №31 (1 ч.). – ст. 3448.
[13] Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. – 31.07.2006. – №31 (1 ч.). – ст. 3451.
Источники:
2. Алифанова Е.Н., Евлахова Ю.С., Ильин А.В., Крамарева Е.А. Индикаторы оценки масштабов теневых потоков и рисков отмывания денег в мировой экономике // Финансовые исследования. – 2018. – № 3. – c. 44-54.
3. Банк С.В., Вакуленко В.Ф. Экономическая экспертиза как инструмент противодействия теневой экономике // Вопросы региональной экономики. – 2021. – № 3. – c. 131-136.
4. Барабашев А.Г., Макаров А.А., Макаров И.А. О совершенствовании индикативных оценок качества государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 2. – c. 1-38.
5. Быковская Ю.В. Анализ методов оценки материального ущерба от преступлений экономической направленности // Вестник экономической безопасности. – 2018. – № 1. – c. 294-303.
6. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Теневая экономика как фактор дестабилизации экономической безопасности государства // Теневая экономика. – 2021. – c. 167-182.
7. Головко М.В. Применение методики сбалансированной системы показателей при разработке государственной антитеневой политики // Экономика и управление. – 2019. – № 7. – c. 74-82.
8. Городецкий А.Е., Караваева И.В. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
9. Ермакова Э.Р. Обслуживание теневой экономики: банковская и парабанковская системы // Национальная безопасность / nota bene. – 2020. – № 6. – c. 1-9.
10. Кайгородцев А.А. Влияние санкций на экономическую безопасность России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 479-496.
11. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 905-924.
12. Кащеев Д.В. Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, обусловленное развитием рынка криптовалют // Вестник евразийской науки. – 2022. – № 1. – c. 1-19.
13. Козменкова С.В., Клычова Г.С. Особенности экономической экспертизы денежных средств в условиях цифровизации // Дайджест-финансы. – 2023. – № 3. – c. 255-270.
14. Кунявский С.С. Теоретические аспекты теневой экономики // Форум молодёжной науки. – 2021. – № 2. – c. 55-66.
15. Кучумов А.В., Печерица Е.В. Понятие отмывание (легализация) доходов: сущностные и правовые аспекты // Экономический вестник. – 2022. – № 3. – c. 115-122.
16. Лев М.Ю. Оценка тенденций мониторинга состояния национальной, социально-экономической безопасности в контексте стратегического планирования // Экономическая безопасность. – 2024. – № 1. – c. 27-48.
17. Минеев М.В. Понятие институт, как главное методологическое основание институционального подхода // Социология. – 2020. – № 3. – c. 18-27.
18. Михайлова Н.С. Теневые финансовые потоки // Правоохранительные органы: теория и практика. – 2021. – № 1. – c. 29-32.
19. Никулина О.В., Филипченко А.А. Оценка эффективности развития финансового сектора экономики России в условиях цифровизации // Самоуправление. – 2021. – № 6. – c. 402-405.
20. Пименов Д.М., Демина Т.Ю., Судакова В.А. Методики отслеживания денежных потоков. Установление целевого расходования интересующих поступлений денежных средств // Управленческий учет. – 2021. – № 6. – c. 547-551.
21. Пименова Д.А. Экономическая экспертиза как инструмент противодействия теневой экономике // Управленческий учет. – 2021. – № 7. – c. 565-569.
22. Постников М.Д. Назначение и производство судебно-бухгалтерской экспертизы при расследовании преступлений по легализации (отмывании) денежных средств // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. – 2021. – № 3. – c. 97-101.
23. Привалов К.В. Основные подходы к трактовке содержания теневой экономики: правовой анализ // Закон. Право. Государство. – 2023. – № 2. – c. 82-86.
24. Эриашвили Н.Д., Колесникова Е.Н. Методологические аспекты исследования движения денежных средств в рамках производства судебных налоговых экспертиз // Аудиторские ведомости. – 2021. – № 4. – c. 129-133.
Страница обновлена: 24.09.2025 в 09:30:28
Download PDF | Downloads: 6
The concept of the national shadow economy monitoring system in assessing Russia's economic security
Baturina E.V.Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 6 (June 2025)
Abstract:
The article presents the concept of the theory and methodology of shadow economy monitoring, based on modeling the patterns of the macroeconomic system of destructive economic and managerial relations that develop in anti-shadow policy regulation, as a result of which illegal economic benefits are extracted and shadow cash flows are created.
All this affects the indicators of assessing the state of economic security of Russia.
The subject of the research is theoretical and methodological issues of modeling and research in the context of the development of digital technologies, as well as institutional aspects of monitoring the processes of interest resulting from the spread of the shadow economy, fraud, corruption, financing of criminal activities and money laundering.
The article defines the purpose and main directions of the concept of shadow economy monitoring, which complemented the existing national system for Russia's economic security monitoring in relation to the facts of shadowization through the specification of concepts, the transversal application of risk-oriented (in terms of conducting economic expertise on the parameterization of illegal economic benefits), econometric (in terms of the subsequent information and analytical study of the required data parameterization) and institutional (in terms of creating an institute for monitoring the facts of shadowization) theoretical and methodological provisions, with their subsequent integration into the structure of information support for the system of state statistics, which makes it possible to assess the effectiveness of the mechanism for implementing the ongoing state anti-shadow policy and improve the quality of decision-making on the prevention, detection, suppression, minimization of consequences and prevention of shadowization.
Keywords: shadow economy, shadow cash flow, shadowization, institution, monitoring
JEL-classification: O10, O16, O17, O18
