Концепция развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 6 (Июнь 2025)
Введение
Существующая объективная потребность общества в устойчивом повышении эффективности государственного управления, прогнозирования и планирования в сфере экономики неразрывно связана с потребностью в совершенствовании механизма обеспечения безопасности экономической деятельности и развитии национальной финансовой системы [8].
В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 №208 [1], в условиях постоянных изменений внутри- и внешнеполитического характера и их влияния на социально-экономическую ситуацию в страны проводимая государственная политика должна способствовать решению:
- как стратегической задачи: совершенствование мониторинга и оценки состояния экономической безопасности России [11];
- так и тактических задач [16]:
борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой;
противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений;
профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере;
предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности и др.
Решение обозначенных задач с учётом цели настоящего исследования видится [7]:
во-первых, в уточнении перечня показателей состояния экономической безопасности;
во-вторых, в расширении параметров оценки теневизации экономики по результатам деятельности профильных государственных ведомств и служб [4];
в-третьих, в автоматизации мониторинга фактов теневизации.
В настоящий момент отдельные вопросы мониторинга интересующих данных частично решены, и по результатам работы органов исполнительной власти при взаимодействии с Росстатом формируется необходимая для анализа исходная статистическая информация [10]. Например, согласно Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [2], в отношении банковских операций осуществляется финансовый мониторинг с учётом целей и задач деятельности Росфинмониторинга. Согласно Концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга [3], при использовании специализированных программных продуктов (информационных систем и технологий) обеспечивается реализация контрольно-надзорной функции ФНС России. Сюда же можно отнести Концепцию системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в РФ [4] в части деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в рамках их компетенций в указанной сфере деятельности, и др.
На основании вышеизложенного, для научного обоснования предлагаемых решений и развития теории экономической безопасности в контексте трансверсального применения риск-ориентированных, эконометрических и институциональных теоретико-методологических положений, разработана авторская концепция развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России.
Авторская концепция
Основные положения авторской концепции как системной методологии применения автоматизированного подхода к мониторингу теневизации экономики на основании существующих исходных данных [1, 6, 14, 23], следующие:
I. Общие положения
1. Концепция развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России (далее – Концепция мониторинга теневизации экономики) определяет главную цель, основные направления и ожидаемые результаты от создания института мониторинга фактов теневизации и оценки ситуации в сфере противодействия экономическим и управленческим отношениям, при которых извлекается нелегальная экономическая выгода и формируется теневой денежный поток.
Концепция мониторинга теневизации экономики направлена на улучшение качества оценки эффективности механизма обеспечения экономической безопасности РФ на основе высокотехнологичных решений, упрощение и облегчение информационно-аналитического сопровождения и повышение прозрачности сферы противодействия теневой экономике.
2. Правовую основу Концепции мониторинга теневизации экономики составляют Конституция РФ [5], федеральные законы, Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года [6], указы Президента РФ, иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в рамках их компетенций в сфере противодействия теневой экономике (далее органы власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики).
Концепция мониторинга теневизации экономики разработана с учетом положений Федерального закона «О бухгалтерском учете» [7], Налогового кодекса РФ [8], Уголовного кодекса РФ [9] и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, в части регулирования экономических и управленческих отношений, в результате которых извлекается экономическая выгода и формируется денежный поток.
3. Для целей Концепции мониторинга теневизации экономики используются следующие понятия и определения:
теневизация экономики в оценке состояния экономической безопасности России – угроза экономической безопасности РФ, представляющая собой становление системы экономических отношений и управленческих отношений криминального характера в сфере регулирования антитеневой политики, связанных с извлечением нелегальной экономической выгоды и/или формированием теневых денежных потоков при условии идентификации и верификации фактов теневизации, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в сфере экономики;
экономические отношения, связанные с извлечением нелегальной экономической выгоды и/или формированием теневых денежных потоков – уголовно-наказуемые преступления в сфере экономики, для квалификации которых требуется установление денежного (стоимостного) экономического показателя, характеризующего наносимый материальный ущерб (убытки) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны;
управленческие отношений криминального характера, связанные с извлечением нелегальной экономической выгоды и/или формированием теневых денежных потоков – уголовно-наказуемые преступления, за исключением сферы экономики, для квалификации которых требуется установление денежного (стоимостного) экономического показателя, характеризующего наносимый материальный ущерб (убытки) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны;
нелегальная экономическая выгода – денежный (стоимостной) экономический показатель, характеризующий наносимый материальный ущерб (убытки) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны в результате совершения уголовно-наказуемых преступлений;
теневой денежный поток – совокупность денежных операций за определенный период, в которых плательщиками и/или получателями выступают участники экономических отношений и/или управленческих отношений криминального характера в сфере регулирования антитеневой политики, при которых формируется вероятность извлечения нелегальной экономической выгоды;
вероятность извлечения нелегальной экономической выгоды – риск возможного нанесения материального ущерба (убытков) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны в связи с реализацией факта теневизации;
участники экономических отношений и/или управленческих отношений криминального характера в сфере регулирования антитеневой политики, при которых формируется вероятность извлечения нелегальной экономической выгоды – лицо или организация, которые могут воздействовать на возможность извлечения нелегальной экономической выгоды, или на которых могут воздействовать или влияет какое-либо решение иных лиц при формировании последними возможности извлечения нелегальной экономической выгоды;
факт теневизации – любые сделки, события, операции, в результате которых формируется нелегальная экономическая выгода или возникает реальная возможность ее извлечения в обозримом будущем;
идентификация факта теневизации – процесс обнаружения, распознавания и описания интересующего факта по совокупности идентификационных признаков;
верификация факта теневизации – процесс проверки интересующего идентифицированного факта на соответствие действующим составам уголовно-наказуемых преступлений, для квалификации которых требуется установление денежного (стоимостного) экономического показателя, характеризующего наносимый материальный ущерб (убытки) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны;
идентификация нелегальной экономической выгоды – процесс обнаружения, распознавания и описания денежного (стоимостного) экономического показателя, характеризующего наносимый материальный ущерб (убытки) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны в результате совершения уголовно-наказуемого преступления по интересующему верифицированному факту теневизации;
параметризация нелегальной экономической выгоды – процесс математического определения расчетной величины идентифицированной нелегальной экономической выгоды по результатам проведения экономической экспертизы интересующего верифицированного факта теневизации;
экономическая экспертиза фактов теневизации – проведение лицом, обладающим специальными экономическими познаниями, научно-прикладного исследования по вопросам, требующим специальных знаний в области экономической науки в части математического определения расчетной величины идентифицированной нелегальной экономической выгоды, основанное на применении методики риск-ориентированного исследования;
методика риск-ориентированного исследования – совокупность общепринятых научных приемов и способов документального исследования интересующих верифицированных фактов теневизации, в отношении которых поставлена экспертная задача по вопросу математического определения расчетной величины идентифицированной нелегальной экономической выгоды;
мониторинг фактов теневизации – наблюдение за результатами процессов идентификации и верификации фактов теневизации, определение проблем при идентификации и параметризации нелегальной экономической выгоды и их анализ, прогнозирование и подготовка предложений по решению проблем, предупреждению и устранению их негативных последствий, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в сфере экономики;
информационно-аналитическая система параметризации нелегальной экономической выгоды – комплекс информационных ресурсов (специализированных программных продуктов и технологических решений) и методик, которые используются для обеспечения автоматизации аналитических процедур при идентификации и верификации фактов теневизации, идентификации и параметризации нелегальной экономической выгоды для осуществления последующего мониторинга фактов теневизации;
институт мониторинга фактов теневизации – совокупность принципов, правил и процедур организационно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований в области мониторинга фактов теневизации, администрирования информационно-аналитической системы параметризации нелегальной экономической выгоды, анализа результатов мониторинга и оценки эффективности деятельности органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики;
национальная система мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России – система управления рисками возможного нанесения материального ущерба (убытков) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны в связи с реализацией фактов теневизации, направленная на:
а) выявление и оценку существующих и потенциальных фактов теневизации;
б) оценку ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения фактов теневизации;
в) выработку, контроль за реализацией и оценку эффективности мер по противодействию теневой экономике,
представляющая собой иерархически структурированный комплекс официального статистического наблюдения, анализа и прогнозирования уровня преступности в сфере экономики, осуществляемый органами власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики, а также принятие политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в РФ, направленных на противодействие теневой экономике и защиту национальных интересов России в экономической сфере, с учетом экспертной оценки вызовов и угроз экономической безопасности с использованием ресурсов федеральной информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности РФ и информационных ресурсов органов власти в соответствии с их компетенцией.
II. Предпосылки развития
4. Основными предпосылками развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России являются [2, 5, 9, 12, 15, 17-19]:
а) необходимость формирования расширенных достоверных, допустимых и относимых данных о теневизации экономики в целях совершенствования мониторинга и оценки состояния экономической безопасности России;
б) необходимость улучшения информационного взаимодействия и контроля за результативностью деятельности органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики, на основе использования современных высокотехнологичных решений;
в) необходимость своевременного выявления и анализа проблем и рисков возможного нанесения материального ущерба (убытков) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны в связи с реализацией фактов теневизации, с целью повышения профилактического эффекта и предупреждения нарушений законодательства РФ в экономической сфере.
Необходимость развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России также обосновывается:
- национальными интересами и высокой степенью негативного влияния фактов теневизации на состояние экономической безопасности России;
- стратегическими целями, задачами и приоритетами государственной политики в сфере противодействия теневой экономике;
- решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- быстрым ростом источников данных и объемов сложной для обработки информации, находящейся в государственных информационных системах, а также ускоренным развитием цифровых технологий.
5. Существующее состояние отдельных элементов института мониторинга фактов теневизации рассматривается как начальная фаза его развития, которая обладает значительным потенциалом для улучшения и характеризуется рядом следующих нерешенных проблем:
ü не разработаны единая методология, методическое и нормативно-правовое обеспечение проведения мониторинга фактов теневизации;
ü отсутствует единая система сбора и обмена информацией, имеющаяся государственная статистика, данные ведомственной отчетности и экспертные оценки не позволяют вести полноценный и достоверный мониторинг;
ü отсутствует общий подход к измерению и оценке эффективности деятельности органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики, обеспечивающий сопоставимость и измеримость результатов, в том числе по различным направлениям их деятельности;
ü не сформировано единое информационно-функциональное пространство, мониторинг ситуации осуществляется не систематизировано;
ü отмечается недостаточность научного, кадрового, информационного и программно-технического обеспечения для решения задач института мониторинга фактов теневизации;
ü проявляются существенные недостатки межведомственного, межуровневого и международного взаимодействия.
III. Принципы реализации национальной системы мониторинга
6. Создание и развитие национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России основывается на следующих принципах:
· мониторинг фактов теневизации помогает защищать экономические интересы России, благосостояние и права граждан, способствует достижению целей и повышению эффективности деятельности по противодействию теневой экономике, предотвращает и снижает негативные социальные-экономические последствия;
· мониторинг фактов теневизации является неотъемлемой частью государственной системы управления рисками в сфере противодействия теневой экономике;
· мониторинг фактов теневизации создает основу для принятия управленческих решений в сфере противодействия теневой экономике, формирует возможность делать обоснованный выбор, проводить различия между альтернативными направлениями действий и определять их приоритетность;
· мониторинг фактов теневизации проводится в виде систематического, структурированного и своевременного процесса сбора, обработки и анализа исходной и искомой информации;
· мониторинг фактов теневизации обеспечивает объективность получаемой информации, которая отражает реальное состояние дел в сфере противодействия теневой экономике;
· методы и средства сбора, обработки и анализа информации выбираются в соответствии с целями и задачами института мониторинга фактов теневизации;
· получаемые в рамках мониторинга фактов теневизации данные позволяют прогнозировать и оценивать будущее состояние сферы противодействия теневой экономике;
· мониторинг фактов теневизации является прозрачным, динамичным, отслеживающим изменения внутренней и внешней ситуации и оперативно реагирующим на них;
· мониторинга фактов теневизации ориентирован на стремление к совершенству в управлении рисками в рассматриваемой сфере.
IV. Цель, основные направления и тенденции
7. Главная цель Концепции мониторинга теневизации экономики – определение путей и способов цифровизации мониторинга фактов теневизации на основе результатов применения: риск-ориентированного подхода, в части проведения экономической экспертизы по вопросам параметризации нелегальной экономической выгоды; эконометрического подхода, в части последующего информационно-аналитического исследования искомых данных по параметризации; институционального подхода, в части создания института мониторинга фактов теневизации – с последующей интеграцией в структуру информационного обеспечения системы государственной статистики, что позволит оценить эффективность механизма реализации проводимой государственной антитеневой политики и повысить качество принятия решений по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий и профилактике фактов теневизации. Указанные решения должны приниматься в интересах развития экономики и укрепления экономической безопасности с учетом текущих и перспективных проблем, вызовов и угроз [3, 13, 20-22, 24].
Для достижения главной цели Концепцией предусматривается формирование нормативно-правовой базы, организационных, методических, информационных и иных условий, необходимых для создания и развития института мониторинга фактов теневизации по следующим взаимосвязанным видам (компонентам) мониторинга:
- отраслевой мониторинг производства и сферы услуг, включающий внешнеторговый оборот;
- региональный мониторинг;
- мониторинг правоприменительной практики в сфере противодействия фактам теневизации;
- мониторинг лучших практик и методик экономической экспертизы фактов теневизации;
- мониторинг условий, существенно влияющих на параметры оценки фактов теневизации (внутренних и внешних факторов, возможностей и угроз, причин и условий их возникновения).
8. Концепцией определяются следующие основные направления развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России:
а) создание системы обязательных требований к методологическому обеспечению мониторинга фактов теневизации в рамках развития риск-ориентированного подхода на основе единого понятийно-категориального аппарата и методик риск-ориентированного исследования экономической экспертизы фактов теневизации;
б) разработка интерактивных сервисов, открытых программных интерфейсов и аналитических инструментов, обеспечивающих автоматизацию мониторинга фактов теневизации и формирование данных информационно-аналитической системы параметризации нелегальной экономической выгоды для ее последующего эконометрического исследования;
в) создание условий для повышения уровня доверия к институту мониторинга фактов теневизации и статистике результатов деятельности органов власти, в полномочия которых входит оценка рисков нанесения материального ущерба (убытков) объективно значимым экономическим потребностям общества и страны;
г) дальнейшее развитие и совершенствование механизма формирования информационно-аналитической базы данных о фактах теневизации с целью повышения уровня прогнозируемости результатов деятельности органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики.
9. Основными тенденциями развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России являются:
а) сочетание децентрализованного и централизованного подхода к обработке данных о фактах теневизации, в том числе с учетом стандартов обработки массивов больших данных;
Централизация обработки данных должна осуществляться на уровне информационных потоков, влияющих на полноту, достоверность и неизменность обрабатываемых данных. Децентрализованная обработка данных, в том числе необходимых для идентификации и верификации фактов теневизации, должна осуществляться в информационных системах органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики;
б) расширенное информационное взаимодействие на основе организации доступа органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики, к децентрализованным государственным информационным ресурсам и системам в режиме запроса.
При организации расширенного информационного взаимодействия должны учитываться ограничения, в том числе установленные Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О государственной тайне» [10], Федеральным законом «О коммерческой тайне» [11], Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [12], Федеральным законом «О персональных данных» [13];
в) документы (информация) должны формироваться в информационных системах и представляться по запросу по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота с использованием криптографической защиты информации.
Уполномоченный орган в сфере противодействия теневой экономике должен осуществлять контроль за полнотой и достоверностью документов (информации), а также своевременностью их представления.
В децентрализованных информационных системах, к которым предоставляется доступ в режиме запроса, в том числе должны осуществляться следующие процедуры:
- контроль достоверности исходной информации о фактах теневизации, установленных по данным бухгалтерского (налогового) учетов, расчетов, отчетов, заключений и других документов, достоверность сведений в которых подтверждена;
- контроль наличия ссылок на источники исходной информации о фактах теневизации, достоверность которой подтверждена, с возможностью просмотра (визуализации) подтверждающих электронных документов и (или) электронных копий документов;
- использование механизмов криптографической защиты информации и других стандартов и методов контроля и подтверждения достоверности данных в информационных системах для целей контроля подлинности, неизменности, полноты, уникальности, корректности, актуальности, ссылочной целостности и хронологической последовательности хранимых и обрабатываемых данных в информационных системах.
В централизованной информационной системе должны осуществляться процедуры ее интеграции в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», и публикация расширенной информации о результатах проведения мониторинга фактов теневизации.
V. Обеспечение мероприятий, предусмотренных Концепцией
10. Организационно-методологическое обеспечение мероприятий, предусмотренных Концепцией мониторинга теневизации экономики, обусловливает в том числе:
а) проведение научно-исследовательских работ и работ нормативно-методологического характера в области развития и совершенствования мониторинга фактов теневизации на основе применения риск-ориентированного подхода;
б) участие в работе по изучению опыта и лучших практик применения риск-ориентированного подхода при проведении экономических экспертиз фактов теневизации;
в) изучение и оценку возможности внедрения подходов по использованию при проведении мониторинга фактов теневизации результатов независимой оценки и (или) подтверждение соответствия информационных систем установленным требованиям на основе международных стандартов и руководств;
г) разработку методологии мониторинга фактов теневизации с использованием эконометрического подхода, в том числе разработку и внедрение единой методологии статистических и аналитических методов анализа соответствующих совокупных показателей, коэффициентов и индикаторов;
д) взаимодействие с заинтересованными органами власти при разработке и внедрении новых методик, регламентирующих документов и информационных ресурсов, обеспечивающих проведение мониторинга фактов теневизации.
11. Информационно-аналитическое обеспечение предусматривает создание и внедрение автоматизированной информационно-аналитической системы параметризации нелегальной экономической выгоды, в том числе разработку прикладного программного обеспечения, реализующего функции проведения и оценки качества экономической экспертизы фактов теневизации, в том числе:
а) создание и ведение консолидированного перечня (реестра) оснований проведения экономической экспертизы;
б) формирование риск-профиля по каждому факту теневизации или их совокупности;
в) создание, хранение и анализ результатов экономической экспертизы фактов теневизации;
г) построение произвольной аналитической отчетности по результатам экономической экспертизы фактов теневизации для мониторинга и оценки формируемых показателей;
12. Кадровое обеспечение предусматривает в том числе:
а) разработку, внедрение и реализацию программ повышения квалификации сотрудников органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики, в том числе по направлению: общепринятые методики риск-ориентированного исследования экономической экспертизы фактов теневизации и их применение;
б) укрепление кадрового состава органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики, за счет выстраивания системы карьерного роста для квалифицированных сотрудников с опытом проведения экономических экспертиз.
13. Финансовое обеспечение мероприятий по развитию национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на цели противодействия теневой экономике.
VI. Институт мониторинга фактов теневизации
14. Достижение цели создания и развития института мониторинга фактов теневизации предусматривается обеспечить посредством комплекса мероприятий по созданию, совершенствованию и развитию механизмов, средств, форм и методов противодействия теневой экономике, реализуемых в рамках следующих основных направлений:
1) наблюдение ситуации – в рамках направления осуществляются сбор, систематизация и обобщение информации в сфере противодействия теневой экономике, устанавливаются и описываются результаты деятельности института мониторинга;
2) определение проблем – в рамках направления выявляются, регистрируются, стандартизируются и накапливаются в базе данных проблемные эпизоды в рассматриваемой сфере, симптомы проблем (как серии проблемных эпизодов) локализуются на картографированной сети процессов рассматриваемой предметной области, распознаются и квалифицируются проблемы, формируется перечень новых проблем в сфере противодействия теневой экономике;
3) анализ проблем и прогнозирование их развития – в рамках направления определяются причины новых проблем, выявляются их связи с уже известными проблемами, осуществляется прогнозирование динамики нарастания новых проблем на ближайшую и среднесрочную перспективу, определяется масштаб и глубина новых проблем;
4) установление основных сторон, заинтересованных в решении проблем, – в рамках направления осуществляются определение заинтересованных органов власти, причастных к решению новых проблем по существу дела, сфере полномочий и ответственности, установление их целей и интересов (выявление конфликтов интересов), оценка их возможностей и степени участия в решении каждой новой проблемы, определение и ранжирование по эффективности методов и направлений воздействия на новые проблемы;
5) подготовка предложений по решению проблем, предупреждению и устранению их негативных последствий – в рамках направления осуществляются разработка сценария обстановки на период решения каждой новой проблемы, определение критерия измерения успешности хода ее решения, систематизация методов решения подобных проблем, а также нормы, правила и ограничения на предстоящий процесс решения новой проблемы, оценивание ресурсов, необходимых для решения каждой новой проблемы, определение этапов и сроков решения основных задач, составление плана более детального исследования проблемы, разработка структуры («дерева») целей и задач деятельности по решению проблемы, определение дефектных элементов, ограничивающих получение необходимого результата (заданного выхода), оценка степени их влияния на определяемые критерием выходы соответствующей системы, формирование предвидимых сбоев и отказов в ходе решения проблемы и накапливание наборов запасных (резервных) альтернативных сценариев для оперативного уклонения от сбоев и обхода отказов, формирование структуры наборов альтернативных сценариев и построение конкретного набора альтернативных сценариев, оценка альтернативных сценариев, разработка предложений по принятию решений проблем (выбору альтернативных сценариев), предупреждению и устранению их негативных последствий;
6) нормативно-правовое и организационное обеспечение – в рамках направления осуществляются формирование стратегии осуществления мониторинга, разработка нормативных правовых документов по проведению мониторинга, организация проведения мониторинга;
7) научно-исследовательская и инновационная деятельность – в рамках направления осуществляются научно-исследовательская и инновационная деятельность в сфере противодействия теневой экономике, ведение базы знаний в рассматриваемой сфере и разработка методического инструментария;
8) коммуникации – в рамках направления осуществляются обмен информацией о противодействии теневой экономике с внутренними и внешними заинтересованными сторонами;
9) кадровое обеспечение – в рамках направления осуществляются информирование и консультирование по вопросам проведения мониторинга, развитие проблемно-ориентированного мышления и общей культуры системного решения проблем в сфере противодействия теневой экономике;
10) ресурсное обеспечение – в рамках направления осуществляются материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение и отчетность, автоматизация процесса управления мониторингом, финансовое обеспечение;
11) интеграция – в рамках направления осуществляются создание, поддержание функционирования и развитие специализированных систем мониторинга в отдельных сферах деятельности, обеспечиваются объединение специализированных систем мониторинга и иной деятельности в интегрированную систему управления мониторингом, согласованность системы управления мониторингом с другими системами государственного управления;
12) модернизация – в рамках направления осуществляются мониторинг функционирования института мониторинга, оценка его качества и эффективности, совершенствование и развитие.
15. Для достижения цели создания и развития института мониторинга фактов теневизации требуется обеспечение следующих условий:
ü применение проблемно-ориентированного подхода к управлению развитием института мониторинга;
ü ориентация участвующих в мониторинге органов власти на постоянное улучшение института мониторинга;
ü поддержание высокой мотивации должностных лиц, задействованных в проведении мониторинга, на достижение его цели и решение задач;
ü проведение научных исследований и внедрение инновационных технологий, обеспечивающих реализацию наиболее эффективных решений;
ü обеспечение согласованности и взаимоувязки развития института мониторинга с развитием других систем государственного управления;
ü эффективное применение современных информационных технологий;
ü обеспечение информационного сопровождения мероприятий по реализации Концепции мониторинга теневизации экономики;
ü обеспечение стабильного и достаточного финансирования реализации мероприятий Концепции мониторинга теневизации экономики;
ü комплексное управление развитием института мониторинга.
16. Предполагается, что существенные риски достижения цели создания и развития института мониторинга фактов теневизации обусловлены возможным негативным влиянием социальных, экономических, технологических и иных факторов.
При разработке Концепции мониторинга теневизации экономики особое внимание уделено следующим рискам:
- риск непонимания и неприятия проводимых мероприятий Концепции;
- риск несогласованности реализации мероприятий Концепции между ее участниками;
- риск заформализованной реализации мероприятий Концепции;
- риск возникновения конфликта интересов при реализации мероприятий Концепции;
- риск неэффективного использования ресурсов на реализацию Концепции;
- риск негибкости и замедленного реагирования на появление новых возможностей и угроз в реализации Концепции;
- риск неэффективности коммуникаций;
- риск недостаточного уровня автоматизации деятельности по реализации Концепции.
В случае воздействия рисков предусматривается оперативная оценка масштабов их влияния на реализацию Концепции и принятие на этой основе эффективных решений по их снижению и преодолению негативных последствий.
17. Для обеспечения реализации Концепции мониторинга теневизации экономики, достижения цели создания и развития института мониторинга фактов теневизации формируется соответствующий механизм контроля, включающий следующие элементы:
· закрепление ответственности за каждым участником (ответственным исполнителем) мероприятий по реализации Концепции;
· создание и обеспечение функционирования системы планирования и контроля реализации Концепции, предусматривающего в том числе оценку ее эффективности;
· ежегодное рассмотрение результатов реализации Концепции на заседаниях государственной комиссии.
Государственная комиссия осуществляет координацию деятельности привлекаемых органов власти, рассматривает отчетность о результатах реализации мероприятий Концепции, принимает решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности по реализации Концепции.
Органы власти участвуют в реализации мероприятий Концепции, готовят предложения по повышению эффективности реализации Концепции.
Результаты мониторинга реализации мероприятий Концепции отражаются в ежегодных докладах о ситуации в сфере противодействия теневой экономике, представляемых в Правительство РФ.
VII. Ожидаемые результаты и их значимость
18. Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией мониторинга теневизации экономики, позволит обеспечить:
а) расширение перечня показателей экономической безопасности за счет параметризации нелегальной экономической выгоды;
б) повышение доли автоматических и автоматизированных процедур, выполняемых при экономической экспертизе и мониторинге фактов теневизации в рамках деятельности органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики;
в) снижение уровня неопределенности в отношении системы показателей, характеризующего теневую экономику в оценке состояния экономической безопасности России.
19. Реализация Концепции позволит достичь следующих основных результатов:
· оперативное выявление на систематической основе актуальных проблем, вызовов и угроз в сфере противодействия теневой экономике, а также резервов для повышения эффективности использования ограниченных временных, финансовых, материальных и человеческих ресурсов;
· обеспечение лиц, принимающих управленческие решения, объективной и полной информацией о проблемах, вызовах и угрозах в сфере противодействия теневой экономике;
· улучшение качества и повышение эффективности осуществления мониторинга и управления противодействием теневой экономике;
· повышение эффективности межведомственного, межуровневого и международного взаимодействия в рассматриваемой сфере;
· повышение потребительской грамотности населения и укрепление общественного контроля;
· обеспечение успешной реализации целей и выполнения задач Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, в условиях, требующих получения объективной, транспарентной, целостной картины текущей и прогнозной ситуации для принятия обоснованных управленческих решений.
20. Ключевым результатом реализации Концепции мониторинга теневизации экономики должен стать институт мониторинга фактов теневизации:
- позволяющий осуществлять прогнозирование и проработку вариантов возможных управленческих решений по преодолению негативных тенденций и кризисных ситуаций в сфере противодействия теневой экономике;
- учитывающий отраслевую и региональную специфику, лучший международный опыт, стратегические цели и задачи по развитию, требования государственной политики и законодательства в сфере противодействия теневой экономике;
- способный своевременно адаптироваться к динамично изменяющимся требованиям политической, экономической и социальной среды.
21. Концепцию мониторинга теневизации экономики планируется осуществить в 2 этапа.
На первом этапе создается институт мониторинга фактов теневизации. В целях его создания:
1) осуществляется разработка методологии экономической экспертизы фактов теневизации;
2) совершенствуется эконометрический инструментарий мониторинга фактов теневизации;
3) разрабатывается информационная система, в рамках которой автоматизируются процессы сбора и обработки информации о фактах теневизации;
4) оценивается правоприменительная практика органов власти, в полномочия которых входит реализация государственной антитеневой политики, организуется система изучения и распространения лучших российских и международных методик;
5) создается партнерская сеть заинтересованных образовательных, научных, экспертных, общественных и иных организаций;
6) разрабатывается система мотивации граждан к информированию уполномоченных государственных органов о ставших им известными фактах теневизации;
7) развивается международное сотрудничество;
8) осуществляется консультативная и методическая помощь исполнительным органам власти по вопросам проведения мониторинга фактов теневизации.
На втором (на перспективу) этапе обеспечивается развитие института мониторинга фактов теневизации. В целях его развития:
1) внедряются и применяются наилучшие методики и практики борьбы с теневой экономикой, развивается нормативно-правовое и методическое обеспечение;
2) осуществляется консультативная и методическая помощь исполнительным органам власти по вопросам проведения мониторинга фактов теневизации;
3) осуществляется активное содействие развитию общественного контроля в рассматриваемой сфере;
4) расширяется партнерская сеть заинтересованных образовательных, научных, экспертных, общественных и иных организаций;
5) развивается международное сотрудничество;
6) проводится активная пропаганда противодействия теневой экономике в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Выводы
Научная проблема исследования – повышение достоверности результатов мониторинга угроз экономической безопасности России. Научная новизна результатов исследования состоит в решении указанной научной проблемы, основанном на трансверсальности риск-ориентированного, эконометрического и институционального подходов путем совершенствования теории экономической безопасности за счет авторской концепции развития национальной системы мониторинга теневизации экономики в оценке состояния экономической безопасности России, включающей создание института мониторинга теневого денежного потока. Успешная реализация авторской концепции должна способствовать эффективному решению стратегических и тактических задач, сформулированных в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 №208. Предложенная национальная система мониторинга теневизации экономики имеет оптимальную институциональную структуру и достаточное ресурсное и нормативно-правовое обеспечение. Достижение главной цели, указанной в Концепции, позволит применять эффективные способы и меры противодействия в отношении фактов теневизации, которые, в свою очередь, будут направлены преимущественно на предупреждение реализации угроз экономической безопасности России. В то же время развитие национальной системы за счет создания единого института мониторинга фактов теневизации позволит России укрепить свои позиции в международных структурах, участвующих в противодействии теневой экономике.
[1] Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 15.05.2017. – №20. – Ст. 2902.
[2] Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Президентом РФ 30.05.2018) // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5310.
[3] Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 №381-р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» // Собрание законодательства РФ. – 09.03.2020. – №10. – Ст. 1357.
[4] Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2021 №551-р «Об утверждении Концепции системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 15.03.2021. – №11. – Ст. 1862.
[5] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальное опубликование правовых актов: №0001202210060013 от 06.10.2022. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202210060013.
[6] Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 15.05.2017. – №20. – Ст. 2902.
[7] Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. – 12.12.2011. – №50. – ст. 7344.
[8] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 03.08.1998. – №31. – ст. 3824.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 07.08.2000. – №32. – ст. 3340.
[9] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – №25. – ст. 2954.
[10] Закон РФ от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. – 13.10.1997. – №41. – стр. 8220-8235.
[11] Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 09.08.2004. – №32. – ст. 3283.
[12] Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. – 31.07.2006. – №31 (1 ч.). – ст. 3448.
[13] Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. – 31.07.2006. – №31 (1 ч.). – ст. 3451.
Страница обновлена: 30.06.2025 в 13:28:32