Мониторинг экономической безопасности старопромышленных регионов

Сорокина Н.Ю.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2018)

Цитировать:
Сорокина Н.Ю. Мониторинг экономической безопасности старопромышленных регионов // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 4. – С. 283-289. – doi: 10.18334/ecsec.1.4.100526.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42691376
Цитирований: 3 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
В статье исследован процесс мониторинга экономической безопасности старопромышленных регионов. Выводы: необходимо сформировать систему показателей мониторинга состояния экономической безопасности старопромышленного региона, включающую общие и специфические показатели и индикаторы. Данная система будет способствовать более четкому выявлению количественных изменений в уровне экономической безопасности территории данного типа.

Ключевые слова: мониторинг, экономическая безопасность, угрозы, старопромышленные регионы, развитие

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях сложной, трудно предсказуемой внешней среды мониторинговые процедуры призваны сформировать предпосылки достоверной оценки результативности управления экономикой и социальной сферой регионов; своевременного выявления угроз экономической безопасности, характерных для конкретной территории; принятия адекватных управленческих решений, направленных на минимизацию, вплоть до устранения выявленных вызовов и угроз устойчивому функционированию региональной социально-экономической системы.

Содержание мониторинга экономической безопасности региона, на наш взгляд, заключается в обеспечении органов управления качественной информацией для принятия эффективных управленческих решений, направленных на достижение высокого уровня экономической безопасности и социально-экономического развития территории в соответствии с приоритетами региональной стратегии, в направлении наиболее полной реализации ее целей и задач. Предложенный подход позволяет исследовать проблемы экономической безопасности региона, во-первых, в контексте обеспечения условий для его устойчивого долгосрочного социально-экономического развития, во-вторых, с учетом специфики функционирования региона конкретного типа, обусловленной особенностями регионального потенциала и эффективностью его вовлечения в региональные воспроизводственные процессы (рис. 1).

Рис. 1. Схема мониторинга экономической безопасности региона на основе его устойчивого развития

Предложенная схема мониторинга является универсальной и может быть реализована в целях диагностики угроз экономической безопасности регионов различных типов. Однако при проведении мониторинговых процедур в отношении конкретного региона (индустриального, аграрного, сервисного и т.д.) содержание основных этапов мониторинга должно быть конкретизировано с учетом специфики функционирования территории и стратегических приоритетов ее развития, определенных региональным сообществом.

«В основу мониторинга целесообразно положить систему показателей состояния экономической безопасности, определенных Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [1] а именно, те из них, которые, «согласно действующей в России методологии статистического наблюдения, имеют аналоги на региональном уровне» [6]. Речь идет о следующих показателях: индекс физического объема ВРП; доля инвестиций в основной капитал в ВРП; индекс производительности труда; доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВРП; доля организаций, осуществляющих технологические инновации; доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения, %; доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации; самообеспеченность консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации; децильный коэффициент фондов; уровень преступности в сфере экономики.

«В отношении старопромышленных регионов – территорий, основу региональной экономики которых формируют отрасли промышленности «третьего» и «четвертого» технологических укладов, состав вышеперечисленных показателей должен быть расширен путем включения показателей, отражающих специфику проблем обеспечения экономической безопасности в регионах данного типа» [2].

«Исследование пространственного аспекта дифференциации процессов индустриализации в Российской Федерации показало, что источниками угроз экономически безопасному развитию старопромышленных регионов являются прежде всего высокий уровень износа основных фондов и экологические проблемы» [7]. Поэтому в состав показателей состояния экономической безопасности старопромышленного региона целесообразно дополнительно включить следующие показатели и индикаторы:

- «индекс чистой добавленной стоимости промышленности на душу населения региона» [5];

- индекс производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» региона;

- «доля инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал, направленных на реконструкцию и модернизацию, региона» [3, с. 38];

- индекс выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников региона; 

- индекс сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты региона;

- индекс размещения отходов производства и потребления на территории региона.

«В соответствии с индикативным подходом, положенным в основу мониторинга экономической безопасности в Российской Федерации» [4], в отношении указанных показателей должны быть установлены целевые и предельно-допустимые (критические) значения. Предельно допустимые (критические) значения – это предельные значения показателей, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию базовых элементов региональной экономики, приводит к формированию негативных тенденций в сфере экономической безопасности. Их установление является важным инструментом стратегического анализа, прогнозирования и планирования, позволяющим диагностировать соответствие (несоответствие) тенденций в социально-экономическом развитии региона стратегическим приоритетам его развития. Целевое значения показателя – это эталонное значение, к которому необходимо стремиться для достижения устойчивого, долгосрочного социально-экономического развития региона как условия минимизации угроз его экономической безопасности. В практике регионального управления в качестве целевых часто используются плановые и прогнозные значения показателей, установленные в программных документах стратегического планирования.

Сформированная, таким образом, система показателей мониторинга состояния экономической безопасности старопромышленного региона, включающая общие и специфические показатели и индикаторы, на наш взгляд, будет способствовать более четкому выявлению количественных изменений в уровне экономической безопасности территории данного типа и, на этой основе, разработке адекватных и своевременных мер по обеспечению безопасного, устойчивого развития региональной социально-экономической системы.


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации № 208 от 13 мая 2017 г. «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http: // www.garant.ru/hotlaw/federal/1110794/.
2. Ахапкин Н.Ю., Биляк С.А., Бухвальд Е.М., Виленский А.В., Волошин В.И., Гельвановский М.И., Голанд Ю.М., Городецкий А.Е., Губин Б.В., Иванов Е.А., Казанцев С.В., Караваева И.В., Колпакова И.А., Курнова Н.В., Лев М.Ю., Медведев Г.Б., Никифоров Л.В., Обухов О.И., Одинцова А.В., Павленко Ю.Г. и др. Социально-экономические условия перехода к новой модели экономического роста. Москва, 2017. Сер. Научная мысль.
3. Лещенко Ю.Г. Кластеризация экономики как фактор региональной экономической безопасности. Микроэкономика. 2017. № 4. С. 38.
4. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России. М., 2015.
5. Сенчагов В.К., Лев М.Ю., Гельвановский М.И., Рубин Б.В., Иванов Е.А., Караваева И.В., Колпакова И.А., Павлов В.И., Рогова О.Л., Вайвер Ю.М., Казанцев С.В. Оптимизация индикаторов и пороговых уровней в развитии финансово-банковских и ценовых показателей в системе экономической безопасности РФ. Москва, 2017.
6. Смирнова О.О., Беляевская-Плотник АЛ, Сорокина Н.Ю. Научно обоснованная модель укрупнения регионов в целях обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития Российской Федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 4 (32).
7. Сорокина Н.Ю. Социально-экономические проблемы, препятствующие устойчивому развитию регионов РФ // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. Вып. 5. Ч. I. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.

Страница обновлена: 16.12.2022 в 15:48:53