Мониторинг экономической безопасности старопромышленных регионов

Сорокина Н.Ю.

Статья в журнале

Экономическая безопасность
Том 1, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2018)

Цитировать:
Сорокина Н.Ю. Мониторинг экономической безопасности старопромышленных регионов // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 4. – С. 283-289. – doi: 10.18334/ecsec.1.4.100526.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42691376



В условиях сложной, трудно предсказуемой внешней среды мониторинговые процедуры призваны сформировать предпосылки достоверной оценки результативности управления экономикой и социальной сферой регионов; своевременного выявления угроз экономической безопасности, характерных для конкретной территории; принятия адекватных управленческих решений, направленных на минимизацию, вплоть до устранения выявленных вызовов и угроз устойчивому функционированию региональной социально-экономической системы.

Содержание мониторинга экономической безопасности региона, на наш взгляд, заключается в обеспечении органов управления качественной информацией для принятия эффективных управленческих решений, направленных на достижение высокого уровня экономической безопасности и социально-экономического развития территории в соответствии с приоритетами региональной стратегии, в направлении наиболее полной реализации ее целей и задач. Предложенный подход позволяет исследовать проблемы экономической безопасности региона, во-первых, в контексте обеспечения условий для его устойчивого долгосрочного социально-экономического развития, во-вторых, с учетом специфики функционирования региона конкретного типа, обусловленной особенностями регионального потенциала и эффективностью его вовлечения в региональные воспроизводственные процессы (рис. 1).

Рис. 1. Схема мониторинга экономической безопасности региона на основе его устойчивого развития

Предложенная схема мониторинга является универсальной и может быть реализована в целях диагностики угроз экономической безопасности регионов различных типов. Однако при проведении мониторинговых процедур в отношении конкретного региона (индустриального, аграрного, сервисного и т.д.) содержание основных этапов мониторинга должно быть конкретизировано с учетом специфики функционирования территории и стратегических приоритетов ее развития, определенных региональным сообществом.

«В основу мониторинга целесообразно положить систему показателей состояния экономической безопасности, определенных Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [1] а именно, те из них, которые, «согласно действующей в России методологии статистического наблюдения, имеют аналоги на региональном уровне» [6]. Речь идет о следующих показателях: индекс физического объема ВРП; доля инвестиций в основной капитал в ВРП; индекс производительности труда; доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВРП; доля организаций, осуществляющих технологические инновации; доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения, %; доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации; самообеспеченность консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации; децильный коэффициент фондов; уровень преступности в сфере экономики.

«В отношении старопромышленных регионов – территорий, основу региональной экономики которых формируют отрасли промышленности «третьего» и «четвертого» технологических укладов, состав вышеперечисленных показателей должен быть расширен путем включения показателей, отражающих специфику проблем обеспечения экономической безопасности в регионах данного типа» [2].

«Исследование пространственного аспекта дифференциации процессов индустриализации в Российской Федерации показало, что источниками угроз экономически безопасному развитию старопромышленных регионов являются прежде всего высокий уровень износа основных фондов и экологические проблемы» [7]. Поэтому в состав показателей состояния экономической безопасности старопромышленного региона целесообразно дополнительно включить следующие показатели и индикаторы:

- «индекс чистой добавленной стоимости промышленности на душу населения региона» [5];

- индекс производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» региона;

- «доля инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал, направленных на реконструкцию и модернизацию, региона» [3, с. 38];

- индекс выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников региона; 

- индекс сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты региона;

- индекс размещения отходов производства и потребления на территории региона.

«В соответствии с индикативным подходом, положенным в основу мониторинга экономической безопасности в Российской Федерации» [4], в отношении указанных показателей должны быть установлены целевые и предельно-допустимые (критические) значения. Предельно допустимые (критические) значения – это предельные значения показателей, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию базовых элементов региональной экономики, приводит к формированию негативных тенденций в сфере экономической безопасности. Их установление является важным инструментом стратегического анализа, прогнозирования и планирования, позволяющим диагностировать соответствие (несоответствие) тенденций в социально-экономическом развитии региона стратегическим приоритетам его развития. Целевое значения показателя – это эталонное значение, к которому необходимо стремиться для достижения устойчивого, долгосрочного социально-экономического развития региона как условия минимизации угроз его экономической безопасности. В практике регионального управления в качестве целевых часто используются плановые и прогнозные значения показателей, установленные в программных документах стратегического планирования.

Сформированная, таким образом, система показателей мониторинга состояния экономической безопасности старопромышленного региона, включающая общие и специфические показатели и индикаторы, на наш взгляд, будет способствовать более четкому выявлению количественных изменений в уровне экономической безопасности территории данного типа и, на этой основе, разработке адекватных и своевременных мер по обеспечению безопасного, устойчивого развития региональной социально-экономической системы.


Страница обновлена: 11.10.2021 в 07:12:36