Теневая экономика региона: аналитика и оценка масштабов
Чеченова Л.М.1![]()
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Скачать PDF | Загрузок: 47
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80566158
Аннотация:
Анализ исследований по вопросу оценки уровня и масштабов распространения теневой экономики в России показал наличие значительной доли теневого сектора – на уровне от 15 до 86% в зависимости от региональной принадлежности. Значительная дифференциация данного значения обосновывает необходимость наличия методического инструментария оценки теневизации экономики региона, а также возможность его потенциальной применимости наряду с различиями в социальном и хозяйственно-экономическом положении регионов России. Кроме того, по итогам 3 квартала 2024 г. численность населения, занятого в неформальном секторе экономики. достигла порядка 16 млн. человек, с ростом в 112% в сравнении аналогичным показателем прошлого года, что составляет 21% от совокупной численности занятого населения. По данным региональных подразделений ФСГС наибольший рост неформальной занятости установлен в г. Москва - 156% (до 1 млн. человек), г. Санкт-Петербург - 144% (до 300 тыс. человек), и г. Севастополь - 145%. Основной целью настоящего исследования является разработка регламента оценки теневого сектора экономики по отдельным направлениям хозяйственно-экономической деятельности региона. Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности применения методического инструментария для оценки теневизации в целях обеспечения экономической безопасности регионов России.
Ключевые слова: теневая экономика, оценка масштабов, регионы России
JEL-классификация: E26, J46, O17, R11, R12, R13, R58
Введение
Экономика регионов России достаточно дифференцирована по уровню теневой составляющей, что определяется неравномерностью пространственного развития страны, а также неоднородностью факторов формирования, распространения и роста теневой экономики. Наибольший интерес в рамках настоящего исследования представляет Московская область, поскольку является ключевым регионом России с высокой экономической активностью, развитой инфраструктурой, промышленным потенциалом и выгодным экономическим положением, что делает его экономику значимой для страны. Однако наличие значительных объемов неформальной хозяйственной деятельности порождает риски и нестабильность в экономике региона, что требует разработки методических подходов к оценке масштабов теневизации экономики в целях обеспечения его экономической безопасности.
Литературный обзор в рамках исследования
Рассмотрению отдельных положений развития теории экономической безопасности и методологии анализа и оценки теневого сектора региональной и национальной экономик посвящено большое количество научно-практических работ. В своем исследования мы опирались на опыт ряда исследователей. Авторы [3] уделяют особое внимание мониторингу факторов, способствующих формированию и распространению теневизации экономического сектора экономики через призму рисков и угроз экономической безопасности региональной и национальной экономик. Заслуживает отдельного внимания систематизированные рекомендации организаций мирового сообщества [1] в части методологического базиса к структуризации показателей, позволяющих проанализировать и оценить теневую деятельность в разрезе отраслей национальной экономики. Кроме того, представляют интерес результаты, полученные в ходе рассмотрения методических подходов к оценке теневого сектора экономики [14, 11, 2, 12], масштабов его распространения в регионах России и способов сокращения в стране и регионах, что значительно расширяет архитектуру настоящего исследования. Подходы к решению проблем теневой экономики на основе оценки угроз экономической безопасности региона раскрыты в [13]. Разработанная авторами методика оценки ущерба, наносимого теневой экономики, позволяет концептуализировать факторы, минимизующие негативное влияние теневизации на экономику региона.
Значительное количество исследований посвящено вопросам анализа и оценки масштабов теневого сектора экономики, что подтверждает актуальность тематики настоящей работы.
Цель исследования: разработка регламента оценки теневого сектора экономики по отдельным направлениям хозяйственно-экономической деятельности региона.
Авторская гипотеза исследования: ключевыми факторами, оказывающими влияние на масштабы распространения теневого сектора экономики на мезоуровне, являются производственная структура и социально-экономической развитие региона, что дает основание оценивать масштабы распространения по социальным и хозяйственно-экономическим показателям.
Методология и информационная основа исследования.
Информационная основа исследования формируется по официальным данным, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы по Московской области, Федеральной таможенной службы РФ, информационным ресурсам порталов «СПАРК-Интерфакс» и «Экспорт и импорт России по товарам и странам», прочих экспертных и аналитических организаций.
Теоретико-методологической основой исследования выступают теория экономической безопасности, методические подходы к оценке по ключевым индикаторам региональной экономики - валовый региональный продукт, уровень безработицы, объемы инвестиций и пр. Объектом исследования являются показатели экономической деятельности Московской области.
Результаты
Результатом настоящего исследования является оценки уровня теневой экономики региона по отдельным направлениям хозяйственно-экономической деятельности в следующей последовательности:
1. Оценка производится с применением налогового метода, информационной базой являются статистические данные за анализируемый период, опубликованные на официальных порталах Федеральной службы государственной статистики, Правительства Московской области. Порядок и результаты расчета сведены в таблице Таблица 1.
Таблица 1
Расчет доли теневой экономики налоговым методом
|
Показатели
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
|
Валовый
региональный продукт (ВРП), млрд. руб.
|
5
406
|
6
809
|
7
720
|
|
Доходы,
млрд. руб.
|
805
|
927
|
868
|
|
Поступления
налоговых платежей, млрд. руб.
|
97
|
107
|
116
|
|
Доля
теневой экономики в ВРП, %
|
58
|
46
|
53
|
Доля теневой экономики в ВРП, за 2020-2022 гг. снизилась на 5%. Однако доля теневой экономики показывает высокие значения на протяжении всего рассматриваемого периода.
2. Оценка по методике соотнесения реальной величины ВРП и примерной величины ВРП учитывает значение численности занятых и безработных, как ключевого показателя, обеспечивающего стабильность социально-экономического развития региона с учетом того, что в регионе наблюдается постоянное изменение темпов экономической активности.
Таблица 2
Оценка примерной величины ВРП
|
Показатели
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
|
Официально
зарегистрированная численность занятых
|
850,09
|
863,79
|
842,88
|
|
Производительность
труда
|
3422
|
3488
|
5467
|
|
Общее число
отработанных одним занятым за год
|
0,25
|
0,25
|
0,15
|
|
Примерная
величина ВРП (ПРВРП)
|
722649
|
746133
|
710439
|
Высокая отрицательная разница между реальным ВРП и ПРВРП указывает на то, что трудовые ресурсы (численность занятых и их производительность) вносят значительную, но не полную часть в формирование ВРП.
3. Оценка методом расхождения численности
официально занятого и безработного населения допускает [15],
что состав основной рабочей силы теневой экономики формируется за счет
численности населения, официально незарегистрированных в качестве безработных.
При
этом в расчете учитываются данные служб занятости (ЧЭАНсз) по
совокупной численности экономически активного населения (ЧЭАН),
количеству официально зарегистрированных безработных (ЧОЗБ) и
численности безработных (ЧБ). Базовый показатель (
), исчисляемый как
отношение разности по численности безработного населения по данным служб
занятости и разности по численности официально зарегистрированного безработного
населения, определяется в следующем порядке:
,
Исходные данные для расчета
за период с 2020 по 2022 гг. и
полученные результаты представлены в таблице Таблица 3.
Таблица 3
Характеристика занятости населения
|
Показатели
занятости, тыс. чел.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
|
Исходные
данные для расчета
| |||
|
Численность
занятого населения
|
3422
|
3488
|
5467
|
|
Численность
безработного населения
|
149
|
124
|
131
|
|
Численность
безработного населения, официально зарегистрированного и состоящего на учете
в службе занятости
|
114
|
71,5
|
29,1
|
|
Численность
экономически активного населения
|
3571
|
3612
|
5598
|
|
Результаты
расчета
| |||
|
|
35
|
52,5
|
101,9
|
|
|
3457
|
3540,5
|
5568,78
|
|
|
0,010
|
0,015
|
0,018
|
Индикатор
демонстрирует рост с 0,010 в 2020 г.
до 0,018 в 2022 г., что свидетельствует о разнице между численностью официально
зарегистрированных безработных и безработных, зафиксированных в результате
опроса службы занятости. Рост индикатора указывает на повышенную степень
неофициальной безработицы.
4. Оценка методом, учитывающим объемы теневой занятости населения, актуальна, поскольку Московская область – это регион с высоким уровнем официально занятого населения и разнообразной экономической структурой, что создает благоприятные условия для развития неформального рынка труда. Исходные данные и результаты расчета представлены в таблице Таблица 4.
Таблица 4
Исходные данные для расчета уровня теневой занятости
|
Показатели
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
|
Исходные
данные для расчета
| |||
|
Численность
населения, не входящего в состав рабочей силы, по полу и возрастным группам,
в возрасте 15-64 лет, тыс. чел.
|
2153
|
2233
|
2316
|
|
Численность
безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы
занятости населения, тыс. чел.
|
114
|
71,5
|
29,1
|
|
Численность
родившихся за год, тыс. чел.
|
73
|
68
|
73
|
|
Численность
женщин в декретном отпуске, тыс. чел.
|
31,8
|
31,1
|
29,7
|
|
Численность
работающих инвалидов, состоящих на учете в системе обязательного пенсионного
страхования, тыс. чел.
|
20
|
22
|
24
|
|
Численность
пенсионеров, получающих пенсии в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях», не
достигших общеустановленного пенсионного возраста (неработающих), тыс. чел.
|
35
|
36
|
37
|
|
Численность
неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными
гражданами, тыс. чел.
|
10
|
10
|
11
|
|
Объем валового
регионального продукта, млрд. руб.
|
5406
|
6809
|
7720
|
|
Выручка (нетто)
от продажи товаров, продукции, работ, услуг (млрд. руб.) за минусом НДС,
акцизов и иных аналогичных обязательных платежей).
|
85423
|
85910
|
92368
|
|
Фонд начисленной
заработной платы работников по полному кругу организаций, млрд. руб.
|
71774
|
67564
|
73019
|
|
Величина
прожиточного минимума на одного жителя (по оценке за год), тыс. руб.
|
13649
|
18346
|
19349
|
|
НДФЛ и налог на
совокупный доход, млрд. руб.
|
1320
|
1400
|
1500
|
|
Результаты
расчета
| |||
|
Оценка
потенциальной численности занятых в теневом секторе, тыс. чел.
|
-6,8
|
11,4
|
61,2
|
|
Оценка
«теневого» фонда оплаты труда, млрд. руб.
|
31,8
|
31,1
|
29,7
|
|
Оценка
«теневого» оборота - выручки, млрд. руб.
|
-2448
|
4240,8
|
23941,44
|
|
Оценка теневого
валового регионального продукта, млрд. руб.
|
-149291
|
280802
|
1385411
|
|
Оценка
потенциального объема неполученных налоговых отчислений, млрд. руб.
|
-10587
|
21698
|
129626
|
Общие тенденции показывают рост теневой экономики, что выражается в увеличении числа занятых в теневом секторе, выручки и валового регионального продукта, а также недополученных налоговых отчислений.
5. Методика, позволяющая соотнести данные по численности населения, занятого в теневом секторе экономики региона, и социально-экономическими показателями региона, требует построения корреляционно-регрессионной модели, исходная выборка факторов которой представлена в таблице Таблица 5.
Таблица 5
Выборка факторов корреляционно-регрессионной модели
|
Наименование факторов модели
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
|
X1 -
Численность населения, не входящего в состав рабочей силы, по полу и
возрастным группам, в возрасте 15-64 лет, тыс. чел.
|
2153
|
2233
|
2316
|
|
X2 -
Численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных
учреждениях службы занятости населения, тыс. чел.
|
114
|
71,5
|
29,1
|
|
X3 -
Оценка численности женщин в декретном отпуске, тыс. чел.
|
31,8
|
31,1
|
29,7
|
|
X4 -
Численность работающих инвалидов, состоящих на учете в системе обязательного
пенсионного страхования, тыс. чел.
|
20
|
22
|
24
|
|
X5 -
Численность пенсионеров, получающих пенсии в соответствии с Федеральным
законом «О страховых пенсиях», не достигших общеустановленного пенсионного
возраста (неработающих), тыс. чел.
|
35
|
36
|
37
|
|
X6 -
Численность неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за
нетрудоспособными гражданами, тыс. чел.
|
10
|
10
|
11
|
|
Y -
Оценка потенциальной численности занятых в теневом секторе, тыс. чел.
|
-6,8
|
11,4
|
61,2
|
Далее формируется матрица корреляции на основе статистических данных за период в 10 лет (в целях получения максимально достоверного результата), фрагмент которой представлен в Таблица 6.
Таблица 6
Фрагмент матрицы корреляции
|
|
X1
|
X2
|
X3
|
X4
|
X5
|
X6
|
Y
|
|
X1
|
1,00
|
-1,00
|
-0,98
|
1,00
|
1,00
|
0,87
|
0,97
|
|
X2
|
-1,00
|
1,00
|
0,98
|
-1,00
|
-1,00
|
-0,87
|
-0,97
|
|
X3
|
-0,98
|
0,98
|
1,00
|
-0,98
|
-0,98
|
-0,94
|
-1,00
|
|
X4
|
1,00
|
-1,00
|
-0,98
|
1,00
|
1,00
|
0,87
|
0,97
|
|
X5
|
1,00
|
-1,00
|
-0,98
|
1,00
|
1,00
|
0,87
|
0,97
|
|
X6
|
0,87
|
-0,87
|
-0,94
|
0,87
|
0,87
|
1,00
|
0,97
|
|
Y
|
0,97
|
-0,97
|
-1,00
|
0,97
|
0,97
|
0,97
|
1,00
|
В результате, наибольшее влияние на состояние численности занятых в теневом секторе оказывают такие факторы как численность населения, не входящего в состав рабочей силы, по полу и возрастной группе (15-64 лет), численность работающих инвалидов, состоящих на учете в системе обязательного пенсионного страхования и численность неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами.
Заключение
Проведенное исследование позволило сформулировать следующий основной его вывод: в совокупности результатов, полученных путем расчета и анализа показателей, можно отметить достаточно высокий уровень теневизации экономики исследуемого региона за анализируемый период, что подтверждается увеличением числа занятых в теневом секторе, ростом выручки и валового регионального продукта, а также увеличением неполученных налоговых отчислений.
Источники:
2. Беркович М.И., Шурыгин А.А. Теневая экономика в России: экономико-статистическая оценка масштаба и меры по его сокращению в стране и регионах // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции прогноз. – 2021. – № 5. – c. 70-84. – doi: 10.15838/esc.2021.5.77.4.
3. Богомолова И.П., Хорев А.И., Королев М.И., Василенко И.Н., Шайкин Д.В. Исследование особенностей формирования теневой экономики, как фактора риска и угрозы экономической безопасности России // Теневая экономика. – 2023. – № 2. – c. 145-160. – doi: 10.18334/tek.7.2.117599.
4. Ria.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20230608/yugra-1877096232.html (дата обращения: 16.12.2024).
5. Данные статистического портала «Экспорт и импорт России по товарам и странам». Ru-stat.su. [Электронный ресурс]. URL: https://ru-stat.su/date-Y2020-2022/RU71100/import/world (дата обращения: 16.12.2024).
6. Информационные ресурсы Управления Федеральной службы государственной статистики по Московской области. [Электронный ресурс]. URL: https://72.rosstat.gov.ru/.
7. Информационные ресурсы Федеральной службы государственной статистики. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 16.12.2024).
8. Информационные ресурсы Федеральной налоговой службы по Московской области. Nalog.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn86/ (дата обращения: 16.12.2024).
9. Информационные ресурсы портала «СПАРК-Интерфакс». Spark-interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://spark-interfax.ru/ (дата обращения: 16.12.2024).
10. Информационные ресурсы Федеральной таможенной службы РФ. Customs.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/folder/527 (дата обращения: 16.12.2024).
11. Колесникова О.С. Оценка масштабов распространения теневой экономики в регионах России // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2022. – № 4(72). – url: https://eee-region.ru/article/7218/.
12. Костин А.В. Методы оценки теневой экономики на региональном уровне // Регион: Экономика и Социология. – 2018. – № 3(99). – c. 21-37. – doi: 10.15372/REG20180302.
13. Куклин А.А., Агарков Г.А. Теневая экономика региона: особенности проявления и методы диагностики // Экономика региона. – 2005. – № 1(1). – c. 39-53.
14. Меньшиков А.С. Методы оценки количественной составляющей теневой экономики Российской Федерации // Теневая экономика. – 2020. – № 3. – c. 111-126. – doi: 10.18334/tek.4.3.110873.
15. Федорова М.А. К вопросу о методах оценки уровня теневой экономики национального хозяйства // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 8. – c. 114-119.
Страница обновлена: 12.09.2025 в 14:21:11
Download PDF | Downloads: 47
The region's shadow economy: analytics and scale assessment
Chechenova L.M.Journal paper
Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 4 (October-December 2024)
Abstract:
An analysis of studies on the issue of estimating the level and volume of the shadow economy in Russia has revealed the presence of a significant share of the shadow sector: from 15 to 86%, depending on the regional affiliation. The significant differentiation of this value justifies the need for a methodological tool for assessing the shadow economy of a region, as well as the possibility of its potential applicability along with the differences in the social and economic situation of the regions of Russia. In addition, according to the results of the 3rd quarter of 2024, the number of people employed in the informal sector of the economy reached about 16 million, with an increase of 112% compared to the same indicator last year, which is 21% of the total employed population. According to the regional departments of the Federal State Statistics Service, the largest growth of informal employment was recorded in Moscow - 156% (up to 1 million people), St. Petersburg - 144% (up to 300 thousand people) and Sevastopol - 145%. The research purpose was to develop regulations for the assessment of the shadow economy in certain areas of economic activity in the region. The scientific and practical significance of the study lies in the possibility of applying methodological tools to assess shadowing in order to ensure the economic security of Russia's regions.
Keywords: shadow economy, scale assessment, Russian region
JEL-classification: E26, J46, O17, R11, R12, R13, R58
