Ключевые диалектические противоречия, определяющие траекторию развития университета

Абрамова Н.М.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 7 (Июль 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются исторические этапы и ключевые противоречия, влияющие на развитие университетов как уникальных социальных институтов. Основное внимание уделено шести основным диалектическим противоречиям: фундаментальность против прагматизма, элитарность против массовости, традиции против инноваций, государственное финансирование против рыночного, централизация против автономии, а также интеграция национального и международного контекста. Анализируя эти противоречия, автор подчеркивает необходимость гармоничного баланса между противоположными началами для устойчивого функционирования и развития университетов. В частности, рассматриваются взаимосвязь фундаментальных и прикладных исследований, соотношение качественного и массового образования, влияние цифровых технологий и международное позиционирование университетов. Выводы основываются на исторических примерах и опыте ведущих университетов мира. Предлагается концепция диалектического подхода к управлению университетом, позволяющая проектировать эффективную стратегию развития в условиях современного многообразия вызовов и возможностей

Ключевые слова: университет, высшее образование, цели университета, диалектические противоречия

JEL-классификация: I21, I23, I28, L38, М10



Введение

Университет как уникальный социальный институт представляет собой сложный организм, который на протяжении более восьми веков своей эволюции непрерывно адаптировался к изменяющимся условиям общественного развития. Эта трансформация носит диалектический характер, проявляясь в постоянном взаимодействии и борьбе противоположных начал.

Исторический анализ показывает, что университет никогда не существовал в статичном состоянии. Начиная с первых средневековых studium generale (Болонья, 1088; Париж, 1150), через эпоху Просвещения и реформаторские модели XIX века, до современных исследовательских центров и "предпринимательских университетов" - его миссия, структура и функции претерпевали кардинальные изменения. При этом каждый исторический этап:

1. Сохранял преемственность с предыдущими формами

2. Одновременно отрицал ограничения прежней модели

3. Формировал качественно новое содержание университетской идеи.

В основе диалектики развития университета лежат несколько ключевых противоречий, которые исторически формировали его облик. Этим ключевым противоречиям и посвящена статья.

Основная часть

Важнейшим противоречием, определяющим траекторию развития университета, является противоречие между фундаментальностью и прагматизмом, которое отражает напряжение между двумя полюсами университетской миссии. Фундаментальность означает ориентацию на базовую науку и теоретические знания, поиск истины и развитие системного понимания мира без непосредственной привязки к практической выгоде. Этот подход исторически связывается с идеалом классического университета, стремящегося к познанию сущности явлений и выработке новых знаний ради самих знаний [13]. Прагматизм, напротив, акцентирует прикладную направленность деятельности университета - ориентацию образования и исследований на решение конкретных социальных и экономических задач, подготовку кадров для рынка труда, создание технологий и инноваций, востребованных обществом [13]. Прагматический подход требует, чтобы университет удовлетворял утилитарные запросы современности - от обеспечения конкурентоспособности выпускников до коммерциализации научных результатов. Данное противоречие носит диалектический характер, поскольку оба начала не только противоположны, но и взаимозависимы. Фундаментальные исследования создают научную базу для прикладных разработок, тогда как насущные практические проблемы стимулируют появление новых научных идей и теорий.

Противоречие между фундаментальностью и прагматизмом прослеживается с самого зарождения университетов. Средневековый университет (studium generale) был сосредоточен на схоластических знаниях - богословии, философии, «семи свободных искусствах» - то есть преимущественно фундаментальном, теоретическом образовании. Практическая подготовка имела место (например, обучение праву или медицине), но престижным считалось именно абстрактное знание. В эпоху Просвещения и особенно в XIX в. сформировался образ классического университета (идеал В. фон Гумбольдта), основанный на единстве обучения и научных исследований. Гумбольдтовская модель настаивала, что университет должен быть «храмом науки», генерировать фундаментальные знания и воспитывать образованных граждан, отстранённых от сиюминутной выгоды. Одновременно XIX в. видел рост специализированных прикладных школ - например, политехнических институтов во Франции и технологических колледжей в США - задачей которых была подготовка инженеров, чиновников и аграриев для нужд промышленной эпохи. Таким образом, уже к концу XIX столетия наметилось расхождение между идеалом университета как сообщества учёных, посвящённых «чистому» знанию, и прагматической моделью вузов, ориентированных на утилитарные цели государства и экономики.

В XX в. противоречие обострилось под влиянием мировых войн, холодной войны и научно-технической революции. Государства вкладывали ресурсы в университеты ради прикладных достижений - технологий, вооружений, медицины - что усилило прагматическую функцию.

В Советском Союзе классические университеты сосуществовали с отраслевыми вузами и академическими институтами: фундаментальные исследования концентрировались в Академии наук, тогда как вузовская наука была более прикладной, подчинённой хозяйственным планам [9]. Тем не менее, даже в СССР главные университеты, такие как МГУ, ЛГУ и др. сохраняли статус центров фундаментальной науки.

Вторую половину XX в. характеризует массовизация высшего образования и проникновение принципов рыночной эффективности в вузы. Университеты массового типа стали уделять больше внимания профессиональным компетенциям и быстрому отклику на запросы рынка труда, иногда в ущерб фундаментальной подготовке, тем самым исторически маятник качался между полюсами: от возвышения чистого знания к требованию непосредственной пользы, и обратно.

В XXI в. ведущие университеты мира демонстрируют различные сочетания фундаментальности и прагматизма. Исследовательские университеты неизменно стремятся поддерживать высокий уровень фундаментальных исследований (публикации, открытия, нобелевские лауреаты) - это важнейший фактор их престижа и позиций в рейтингах. Одновременно они активно внедряют прикладные инициативы: технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий. Яркий пример - Стэнфордский университет, который славится как выдающимися научными достижениями, так и предпринимательской экосистемой. По оценкам, выпускники и сотрудники Стэнфорда с середины прошлого по первое десятилетие XIX в. основали около 39900 компаний; совокупно эти компании создали более 5 млн рабочих мест и генерировали выручку, соизмеримую с 10-й экономикой мира [23]. Такая впечатляющая статистика стала возможной благодаря атмосфере, где фундаментальные исследования (например, в информатике, электронике) тесно связаны с прикладными разработками и стартапами. Похожий баланс наблюдается в Массачусетском технологическом институте (MIT), чей девиз «Mens et Manus» («Разум и рука») символизирует единство теории и практики. MIT одновременно лидирует в базовой науке (физика, биология) и славится изобретениями и патентами, а его выпускники создали множество высокотехнологичных компаний. Европейские университеты также адаптируются: так, Кембриджский университет сохраняет традиции фундаментальных открытий (от ДНК до бозона), при этом формируя кластер из сотен инновационных фирм («Cambridge Science Park»).

Во многом современные вузы можно охарактеризовать понятием «предпринимательский университет» [2, 15]. Это модель, при которой помимо двух классических миссий (образование и наука) университет берет на себя третью миссию – прямое содействие инновационному развитию экономики. Например, многие топ-вузы создают венчурные фонды, чтобы коммерциализировать результаты фундаментальных исследований, не отдавая их на сторону. В то же время сохраняется разделение ролей: одни учреждения более ориентированы на практику (технические и прикладные университеты), другие – на теорию (классические исследовательские университеты). Те, кто умеет эффективно синтезировать обе составляющие, оказываются наиболее конкурентоспособными. Многочисленные исследования показывают, что сейчас большинство академиков совмещают фундаментальные и прикладные исследования, не замыкаясь исключительно в одном типе деятельности [17]. Более того, успешные инновационные кластеры формируются вокруг сильных университетов, которые одновременно генерируют новые знания и переводят их в технологии.

Исторический опыт и современные практики свидетельствуют о том, что одностороннее движение в любую сторону чревато проблемами. Ставка только на фундаментальность - игнорирование требований рынка и утилитарной ценности - может привести к изоляции университета, недостатку финансирования и утечке мозгов: без прикладных успехов труднее доказать обществу и государству свою полезность. С другой стороны, гипертрофированный прагматизм, превращение вуза в «корпорацию по выдаче дипломов» или в исследовательский центр сугубо утилитарных задач, грозит девальвацией качества образования и научных прорывов. Университет, полностью подчинённый конъюнктурным целям (рейтингам, сиюминутным потребностям индустрии), рискует утратить дух новаторства и критического мышления, который питает фундаментальная наука.

Фактором успеха может стать баланс: сохранение мощной школы фундаментальных исследований и образования при одновременном стимулировании прикладных проектов и предпринимательства. Руководство ведущих университетов все чаще формулирует двойную цель - быть генератором знаний и двигателем инноваций. Для этого внедряются интердисциплинарные подходы, когда исследовательские группы включают теоретиков и практиков; поощряется сотрудничество с индустрией без ущерба академической свободе.

В управленческом плане важно создавать условия, при которых учёные не боятся заниматься «бескорыстной» наукой, видя пути применения своих открытий. Важно признавать достижения как в публикациях и фундаментальных наградах, так и в патентах, стартапах, внедрениях. Неудачи же часто связаны с попытками ввести крайности - например, когда реформа высшей школы требует исключительно прикладной «окупаемости» и сокращает базовые исследования, что приводит к оттоку талантливых профессоров и падению уровня образования [13]. Оптимальным видится университет, где среда генерирует знания полного цикла - от фундаментальных идей до их реализации. Такой подход способен одновременно быть носителем академической традиции и мотором социально-экономического развития [2]. Управленческий вывод заключается в том, что развитие университета должно опираться на гармонизацию этих двух начал: фундаментальность обеспечивает долгосрочную перспективу и воспроизводство культуры мышления, а прагматизм - актуальность, инновационность и общественную поддержку. Только сочетание обоих принципов позволяет университету успешно выполнять свою многогранную миссию в современном мире.

Следующее противоречие - это противоречие между элитарностью и массовостью образования. Элитарное образование традиционно ориентировано на подготовку узкой группы высокоодарённых личностей, призванных составить интеллектуальную и управленческую элиту общества. Оно характеризуется строгой селекцией и ограниченной доступностью, возникнув исторически как привилегия аристократии и правящих кругов. Напротив, массовое образование ставит целью широкий доступ к знаниям для всех слоёв населения, обеспечивая рост числа студентов и программ ради удовлетворения социальных потребностей, повышения квалификации граждан и продвижения социальной мобильности. Эти две тенденции находятся в очевидном конфликте: стремление сохранить высокий уровень качества и эксклюзивности сталкивается с требованием демократизации и охвата максимально широкой аудитории. Данное противоречие носит диалектический характер - элитарность и массовость не просто противоположны, но и взаимно дополняют друг друга, определяя стратегические приоритеты университетов [1].

Элитарная модель университетского образования доминировала на протяжении веков. Первые европейские университеты (Болонья, Париж и др.) в XI–XIII в. были небольшими сообществами ученых и студентов, обслуживающими преимущественно потребности церкви и знати. Доступ в эти studium generale был строго ограничен, что соответствовало сословному характеру общества. Высшее образование выступало инструментом воспроизводства узкого круга образованной элиты. Лишь немногие могли его получить, что служило символом особого статуса.

Начиная с эпохи Просвещения и особенно в XIX–XX в., под влиянием идей просвещённого равенства и потребностей индустриального общества, началось постепенное расширение доступа к университетам. Государственные реформы во многих странах заложили основу для увеличения контингента студентов. После Второй мировой войны высшее образование во всем мире пережило массовый рост, превратившись из привилегии немногих в массовое явление: число студентов глобально выросло в десятки раз, а доля охвата молодежи университетским обучением резко возросла. Так, если ранее в университет поступали единицы, то к концу XX в. во многих государствах более половины выпускников школ продолжали обучение в вузах. Одновременно массовизация высшего образования породила новые проблемы: ряд исследований отмечает общее снижение академических стандартов и качества подготовки вследствие взрывного роста контингента студентов [19]. Тем самым, исторически прослеживается динамика: от почти исключительно элитарного университетского уклада к массовому университету эпохи всеобщего образования, что требует постоянного поиска нового баланса между качеством и доступностью.

В современном университетском ландшафте противоречие элитарности и массовости проявляется особенно остро. С одной стороны, ведущие мировые университеты, такие как Гарвард, Оксфорд, остаются весьма селективными. Зачисляется лишь небольшой процент абитуриентов с выдающимися способностями. Эти вузы концентрируют огромные ресурсы на одного студента, обеспечивая элитные условия обучения и активно вовлекая студентов в исследования, результатом чего является высокая концентрация научных достижений и инноваций. Элитарные университеты фактически задают стандарты качества, которые затем могут распространяться по всей системе образования. Например, многие нововведения (от учебных программ до технологий обучения) сначала опробуются в ведущих университетах, а спустя время становятся достоянием массового высшего образования.

В то же время элитарность подразумевает недоступность для большинства - проблема, которую университеты пытаются смягчить через разные механизмы. К примеру, в последние годы массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), запускаемые ведущими вузами, позволили миллионам людей по всему миру бесплатно слушать лекции профессоров Стэнфорда, MIT, Гарварда и других, хотя формальные дипломы при этом остаются привилегией очных студентов.

С другой стороны, большинство национальных систем пережили этап бурной массовой экспансии вузов. Российский опыт 1990-х годов служит показательным случаем: за короткое время были открыты сотни новых вузов и филиалов, что позволило резко увеличить приём молодежи на программы высшего образования. Массовизация стала социальным рычагом - университеты «приняли» избыток молодых людей, устраняя угрозу безработицы и социальной напряжённости. В экспертном сообществе шла дискуссия: что лучше для страны - немногочисленные, но отличные вузы, доступные лишь избранным, или широкая сеть «разнокачественных» университетов? Некоторые полагают, что «плохой университет лучше, чем отсутствие университета», указывая на то, что даже средний по уровню вуз даёт молодёжи шанс получить знания и социальный лифт. Другие предупреждают, что бесконтрольная массовость ведёт к девальвации диплома и недоверию работодателей к качеству подготовки.

Современные исследования указывают и на глобальное расслоение университетского сектора в условиях массовости. Конкуренция в сфере высшего образования, усилившаяся с глобализацией, объективно играет на руку сильнейшим вузам, тогда как более слабые («массовые») учреждения нередко сталкиваются с кризисом и снижением качества. Так, ведущие университеты получают львиную долю финансирования, привлекают лучших профессоров и студентов, в то время как рядовые вузы испытывают отток талантливой молодежи и кадров в пользу лидеров. Все это побуждает правительства искать балансирующие меры. Например, реализуются программы поддержки мировой конкурентоспособности отдельных университетов («Проект 5-100», «Приоритет 2030» в России, инициативы «Excellence» в Европе, программы «985» в Китае), которые концентрируют ресурсы на небольшой группе элитных вузов. Параллельно принимаются меры для поддержания базовых стандартов качества во всем массиве университетов (национальные аккредитации, мониторинг эффективности и пр.).

Анализ показал, что противоречие элитарности и массовости в образовании не существует изолированно - напротив, оно взаимно обусловливает развитие университетов. Массовизация принесла несомненные плюсы: демократизацию образования, рост человеческого капитала, расширение возможностей для личностного роста широких слоёв общества [5]. Однако без элементов элитарности - высоких стандартов, конкурентного отбора, концентрации талантов и ресурсов - университеты рискуют утратить свою научно-исследовательскую и культурно-воспитательную миссию. Фактором успеха может стать гармонизация этих двух начал.

Следующие аспекты видятся важными при решении данного противоречия:

Чёткая миссия и дифференциация. Университетам необходимо определиться с сочетанием этих двух сторон образования: одни подразделения могут фокусироваться на исследовательской элитарности, другие - на массовом обучении. Четкий выбор поможет избежать распыления ресурсов и снижения качества.

Качество при росте численности. Руководству важно внедрять механизмы обеспечения качества: стандарты аккредитации, мониторинг успеваемости, развитие методик обучения в больших аудиториях. Мировой опыт показывает, что рост контингента без инвестиций в инфраструктуру и педагогические инновации приводит к снижению результатов обучения.

Инвестиции и ресурсы. Массовое образование требует значительных финансовых вложений. Критически важно соотнести масштабы приёма с ресурсным обеспечением - численностью квалифицированного профессорско-преподавательского состава, аудиториями, лабораториями. Практика показывает, что недостаток ресурсов ведёт к падению уровня подготовки.

Поддержка талантов и наука. Даже в массовом вузе должны сохраняться элементы элитарности: программы поддержки одарённых студентов, возможности участия в исследованиях, конкурсы грантов и стажировок. Все это позволит выращивать лидеров и новаторов, которые затем станут драйверами развития и для массового сегмента.

Использование технологий. Цифровые технологии могут послужить мостом между массовостью и элитарностью. Онлайн-курсы, адаптивное обучение, электронные библиотеки расширяют охват без географических ограничений, дают доступ к лучшим мировым экспертам, что несомненно повышает качество образования.

Подводя итог, можно отметить, что устойчивое развитие университета требует динамического равновесия между ними. Элитарность обеспечивает ориентир качества и генерацию новых знаний, массовость – масштабный социальный эффект и вовлечение общества в образование. Управленческие решения должны быть направлены на то, чтобы эти начала взаимно обогащали друг друга.

В условиях глобальной конкуренции выигрывают те университеты и системы, которым удаётся предоставить широкие возможности обучения населению, не жертвуя при этом высоким уровнем академических стандартов.

Противоречие между традициями и инновациями отражает один из фундаментальных вызовов, стоящих перед университетами в XXI в. С одной стороны, университет - это хранитель культурных, образовательных и научных традиций, институт с исторической миссией формирования идентичности, норм и устойчивых знаний. С другой - университет вынужден адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, внедрять новые технологии, образовательные форматы и модели управления. Инновации требуют гибкости, разрушения устоявшихся форм и внедрения нестандартных решений. Эти два начала - традиционализм и новаторство - находятся в постоянном диалектическом напряжении. Университет, игнорирующий традиции, рискует потерять свое лицо и доверие; тот, кто игнорирует инновации - свою актуальность и конкурентоспособность [3].

История университетов неразрывно связана с сохранением и трансляцией традиций. Средневековые университеты Европы (Болонья, Париж, Оксфорд) формировались как центры канонического знания, в которых господствовала следующая структура факультетов: богословия, медицины, права, свободных искусств. Передача знания шла через живую лекцию и дискуссию. Эти формы сохранялись веками и вплоть до XX в. оставались основой университетской организации.

В XIX в. на фоне индустриализации начались первые волны образовательных инноваций. Немецкая модель В. фон Гумбольдта предложила соединение обучения и научных исследований, что стало радикальным отходом от схоластической традиции. В XX в. реформы в США (университеты Калифорнии, система комьюнити-колледжей) кардинально меняли содержание и формат образования. Тем не менее, даже нововведения опирались на ценностные основания университетской культуры - автономию, академическую свободу, взаимодействие поколений.

В СССР, несмотря на политическую мобилизацию университетов, сохранялись традиции фундаментального образования, кафедральной структуры, преемственности школ. Традиции одновременно выполняли стабилизирующую функцию и служили барьером для радикальных новаций. Попытки реформ без учета культурного кода вуза часто оказывались неудачными.

В современном мире инновации проникают во все сферы университетской деятельности: цифровизация, онлайн-обучение, гибридные курсы, внедрение искусственного интеллекта в преподавание. При этом ведущие университеты демонстрируют различные модели сочетания инноваций и традиций. Так, Гарвард, MIT и Оксфорд внедряют технологии массовых онлайн курсов, но сохраняют очные форматы, колледжную систему, институт тьюторов, академическую одежду и церемониалы. Это пример того, как инновации инкорпорируются в традиционную форму, не разрушая идентичность.

Российские университеты в 2010-е годы активно развивали электронные платформы, внедряли онлайн-курсы, геймификацию, трековую индивидуализацию. Одно из российских исследований на эту тему показывает, что студенты при этом теряли ощущение университетской среды, слабела социальная ткань и межличностные связи [8]. В такой ситуации университеты начали искать баланс: создаются коворкинги, смешанные форматы, кампусные мероприятия, с целью вернуть традиции университетского уклада.

Критическим примером может служить пандемия COVID-19, когда университеты были вынуждены полностью перейти в онлайн формат. Это радикально усилило инновационный вектор, но одновременно поставило под угрозу традиционные ценности университета: социализацию, этику очного взаимодействия, совместный научный поиск. Многие вузы после пандемии вернулись к гибридной модели, признавая, что традиции обладают устойчивой институциональной ценностью.

Диалектическое противоречие между традициями и инновациями не предполагает одностороннего выбора. Пренебрежение традициями ведёт к потере идентичности, доверия и академической культуры. Игнорирование инноваций грозит утратой актуальности в условиях быстро меняющегося мира. Исторический опыт и современные практики указывают, что наиболее успешные университеты умеют трансформировать инновации в форму, совместимую с традицией.

Факторами успеха могут стать: культурная рефлексия, когда инновации внедряются с осознанием культурного кода вуза, принцип гибридности - сочетание новых форматов (онлайн, гибкие треки) с классическими (очная лекция, семинар), мягкая трансформация, а также участие академического сообщества в инновациях, а не навязывание их сверху.

Подводя итог, можно отметить важность синтеза двух начал: не разрушение традиционных форматов, а дополнения их технологическими решениями. Необходимо институционализировать традиции (публичные ритуалы, наставничество, научные школы) и делать их совместимыми с цифровыми средами.

Противоречие между государственным и рыночным финансированием выражает напряжение между ориентацией на общественные интересы (через бюджетное финансирование, регулируемое государством) и ориентацией на рынок (через гранты, платные услуги, спонсорство и коммерциализацию знаний). Государственное финансирование обеспечивает устойчивость, поддержку фундаментальной науки и общественных миссий университета. Рыночное же финансирование стимулирует эффективность, инновации и конкурентоспособность. Крайности обеих моделей порождают риски: первая - зависимость от политической воли, вторая - потерю академической автономии и коммерциализацию университетской миссии. В управлении университетом необходимо уметь балансировать эти источники, избегая как монополии государства, так и диктата рынка [10].

На ранних этапах своего развития университеты финансировались частично за счёт церкви, муниципалитетов, гильдий или покровителей. С зарождением государств-наций в XIX в. университеты стали ключевыми институтами формирования гражданской идентичности, и поэтому финансировались из госбюджета. Особенно ярко это проявилось в Германии и Франции, где государство определяло образовательные стандарты, научные приоритеты и распределяло ресурсы [16].

В СССР система высшего образования полностью регулировалась государством: вузы были частью плановой экономики и подчинялись идеологическим и хозяйственным задачам. Государственное финансирование было щедрым, особенно в отношении фундаментальных исследований, но сопровождалось жёстким централизованным управлением и идеологическим контролем.

На Западе ситуация была более сбалансированной. В послевоенный период, особенно с докладом В. Буша «Наука - бесконечный фронтир» (1945), США выстроили модель, при которой университеты получали гранты от государственных агентств (NSF, NIH), при этом сохраняя академическую автономию. Это стало основой сочетания госфинансирования и рыночных механизмов (венчурное инвестирование, партнерства с бизнесом) [18].

Начиная с 1980-х годов, во многих странах стала доминировать неолиберальная модель, при которой университеты вынуждены были искать внебюджетные источники: платное образование, контракты с индустрией, реализация интеллектуальной собственности. В университетской политике появляется термин академический капитализм - вовлечение вуза в рынок с целью выживания и роста [22]. Такое положение породило новые вызовы: как сохранить независимость и фундаментальность в условиях давления прибыльности?

В современном мире большинство университетов реализуют смешанные модели финансирования. В США университеты (особенно частные) формируют бюджеты за счёт контрактов, патентов, грантов и пожертвований (endowment). Например, Гарвард владеет эндаументом более $50 млрд, что позволяет ему финансировать стипендии и фундаментальные исследования без оглядки на внешние колебания. Это доступно лишь немногим элитарным университетам.

В странах Европы и Азии сохраняются государственно-доминируемые модели, где университеты получают основные средства через бюджет, однако и здесь нарастает доля внешних источников. В Германии и Франции преподаватели и исследователи подают проекты на гранты, а вузы развивают коммерческое партнёрство (например, ETH Zurich или KU Leuven). При этом государство контролирует гарантии базового финансирования, чтобы университеты не зависели только от рынка.

В России университеты пережили переход от плановой экономики к рыночным отношениям, сопровождавшийся резким сокращением бюджетных средств в 1990-е годы. Это привело к активному росту платных образовательных услуг, сдачи площадей в аренду, продаже НИР для промышленных заказчиков. Позднее государство вернулось к усилению роли вуза через программы поддержки («Проект 5–100», приоритет 2030). На сегодняшний день ключевой вызов для любого университета - сбалансированное сочетание базового государственного финансирования (на преподавание и поддержку науки) с привлечением внешних средств (грантов, инвестиций, платных программ). Задача грамотного управления этим портфелем является одной из приоритетных.

Анализ показывает, что чисто государственная или исключительно рыночная модели финансирования несут в себе существенные риски. Государственная - склонна к бюрократизации, политическим циклам, недостаточной гибкости. Рыночная - к неустойчивости, к утрате академической свободы, характеризуется зависимостью от интересов крупных корпораций и платежеспособности населения.

Факторами успешного баланса могли бы стать диверсификация источников финансирования, поддержка миссии университетов, гибкая система управления, а также прозрачность и подотчетность, особенно в условиях смешанного финансирования. Таким образом, в долгосрочной перспективе наиболее устойчивыми оказываются те вузы, которые умеют превращать финансирование в средство реализации академических целей, а не наоборот.

Диалектика централизации и автономии в управлении университетами - одно из ключевых в определении их стратегического курса. Централизация предполагает наличие унифицированных стандартов, государственного контроля, подотчётности и согласованности образовательной политики. Автономия, напротив, связана с академической свободой, самостоятельным определением целей, структуры и механизмов управления, научной и финансовой независимостью. Это противоречие не является чисто административным - оно затрагивает вопросы миссии, идентичности и устойчивости университета.

В условиях глобализации и усиливающейся конкуренции между вузами необходимость гибкого управления требует расширения автономии, однако риски неравенства, снижения контроля качества и фрагментации образовательного пространства обостряют аргументы в пользу централизации. Важно осознанно управлять этим противоречием, адаптируя степень автономии и централизации к условиям внутренней и внешней среды [6].

Изначально университеты создавались как автономные сообщества ученых, находившиеся под покровительством церкви и не подчинявшиеся светской власти. Средневековая universitas - это гильдия преподавателей и студентов, обладавшая правом самоуправления, избрания ректора, защиты академических привилегий.

С усилением национальных государств (XIX–XX в.) университеты становятся частью государственной политики модернизации. В Пруссии, Франции, России создаются централизованные системы контроля — через министерства образования, стандарты, финансирование. В СССР университетская система была встроена в иерархию плановой экономики: учебные планы утверждались централизованно, наука и идеология находились под государственным надзором [4]. Это обеспечивало согласованность, массовость и социальную роль, но нивелировало различия между вузами и подавляло инициативу.

В то же время западные модели (особенно англосаксонские) настаивали на университетской автономии как гаранте академической свободы. В Великобритании и США вузы управлялись через сенаты, наблюдательные советы, сохраняли право определять свои программы и внутреннюю организацию. Тем не менее, и там присутствовали элементы координации: лицензирование, аккредитация, государственные гранты с условиями отчётности.

Во второй половине XX в. начинается тенденция к децентрализации. В Нидерландах, Финляндии, Австралии и ряде других стран автономия университетов закрепляется законодательно: они получают право формировать бюджеты, выбирать руководителей, заключать контракты. В России аналогичный процесс начался с 1990-х годов: университетам было предоставлено право юридического лица, появились процедуры выбора ректоров, академические советы, однако при этом усилились и механизмы централизованного надзора: через ФГОС, ЕГЭ, мониторинги эффективности и участие в госпрограммах (например, «5–100»).

Сегодня большинство университетских систем мира представляют гибридные модели. В странах Западной Европы и Северной Америки действует принцип институциональной автономии, но под контролем независимых аккредитационных агентств и в рамках законодательных рамок. Так, в Германии университеты имеют значительную самостоятельность в научной и административной деятельности, но стандарты образования устанавливаются землями, а финансирование связано с программами целевой поддержки [20].

В Азии наблюдается интересная динамика. Китай активно инвестирует в вузы, формируя мировые исследовательские центры, но при этом сохраняет жёсткий государственный контроль. Национальные университеты Южной Кореи и Сингапура демонстрируют успешные примеры автономии в операционном управлении, при стратегической поддержке государства.

В России противоречие между централизацией и автономией особенно чувствительно. С одной стороны, вузы обладают формальной самостоятельностью (юридическое лицо, своя структура). С другой стороны, чрезмерное количество нормативов (ФГОС, требования по НИР, мониторинг), участие в нацпроектах, отчётность по десяткам метрик превращают вузы в управляемые элементы образовательного механизма. В ряде исследований указывается на парадокс: университеты несут полную ответственность, но обладают ограниченной свободой действий [14].

Исторический и современный опыт показывает, что автономия является необходимым условием развития любого университета. Только в условиях свободы возможно создание уникальных научных школ, экспериментальных программ, стратегических альянсов. В то же время централизация обеспечивает социальную справедливость, единые стандарты и воспроизводство качества на национальном уровне.

Факторами успеха могут стать:

Баланс уровней управления: автономия должна реализовываться при сохранении механизмов общественного контроля, а не в полной изоляции от системы.

Укрепление стратегической компетенции вузов: автономия без стратегического мышления приводит к хаосу. Университетам нужны профессиональные команды управления и модели стратегического развития.

Ответственная автономия: свобода в управлении должна сопровождаться транспарентностью и результативностью.

Дифференциация регулирования: ведущие исследовательские университеты могут получать больше автономии, тогда как для других необходимо сохранять координацию.

Важна поэтапная децентрализация, когда вместе с ростом институциональной зрелости вузу передаются новые управленческие права. Такой подход создает условия для разнообразия, экспериментов и подлинной конкуренции идей и моделей, не разрушая при этом целостность системы.

Диалектика между национальной системой образования и глобализацией отражает сложное взаимодействие двух тенденций. С одной стороны, университет традиционно выступал как институт воспроизводства национальной культуры, языка, идеологии, формирования гражданской идентичности и подготовки кадров для внутреннего рынка. С другой стороны, в условиях глобализации университет вынужден интегрироваться в мировую образовательную систему, конкурировать на международном уровне, привлекать иностранных студентов и преподавателей, соответствовать международным рейтингам и стандартам. Это порождает диалектическое напряжение между универсализмом глобального знания и локальной укоренённостью в национальном контексте [12]. Университет будущего должен уметь быть одновременно глобальным игроком и хранителем культурной уникальности, что требует осознанного управления этим противоречием.

Исторически университеты возникали в локальном и даже клерикальном контексте, но с претензией на универсализм: средневековые studium generale преподавали латынь, опирались на схоластику и ориентировались на транснациональное знание. С формированием национальных государств в XIX в. университеты становятся инструментами государственно-национального строительства. В Пруссии, Франции, России и других странах вузы выполняли миссию воспитания гражданина, формирования идеологии, стандартизации языка и культуры.

В СССР система высшего образования была глубоко идеологизированной, с ориентацией на «советского человека». Университет служил как канал социализации, так и хранилище советской научной школы. Подобный же курс проводился в Китае, Турции, Японии в периоды индустриализации. В то же время даже в таких странах существовали элементы интернационализма (например, обучение иностранных студентов, совместные научные проекты).

С конца XX в. начался процесс интернационализации высшего образования. Болонский процесс (с 1999 г.), создание Европейского пространства высшего образования, рост англоязычных программ, академическая мобильность Erasmus - все это стимулировало «сближение» университетов, формирование общего рынка знаний. Появились международные рейтинги, требования публикационной активности, стандартизация дипломов. Университет стал рассматриваться как глобальный бренд, ориентированный на экспорт образовательных услуг [24].

Современные университеты демонстрируют разные модели совмещения национальной миссии и глобальной роли. Например, Национальный университет Сингапура (NUS) является лидером по международным рейтингам, обучает студентов со всего мира, активно участвует в англоязычном научном дискурсе. При этом он сохраняет приверженность локальной культуре, включая в программы национальные особенности, работает с государством и региональной экономикой [21].

Университет Токио - один из символов японской научной мощи - активно внедряет международные стандарты, но сохраняет японский язык преподавания, культурные коды и ориентацию на внутренние вызовы. Похожий путь проходит МГИМО, совмещая подготовку элиты внешнеполитического корпуса с участием в международных проектах и англоязычных программах.

В России противоречие проявляется особенно остро. С одной стороны, участие в глобальных инициативах (Болонский процесс, рейтинги, международные конференции) расширяло горизонты вузов. С другой стороны, в условиях геополитических изменений 2020-х годов государственная политика вновь усилила акцент на национальные ценности, русскоязычную среду, традиции и суверенные подходы к содержанию образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 28) подчеркивает роль образования в формировании патриотизма и уважения к культурному наследию [1]

На практике это приводит к двойственности решений: университеты одновременно открывают англоязычные магистратуры и повышают внимание к национальным образовательным стандартам, выходят на мировую арену и создают локальные технопарки, участвуют в международных коллаборациях и декларируют суверенитет научной повестки.

Глобализация и национальная идентичность - не взаимоисключающие, а взаимодополняющие начала. Глобализация предоставляет университетам ресурсы роста: доступ к мировым знаниям, кадрам, технологиям. Национальная идентичность - это культурная устойчивость, доверие общества, воспроизводство исторической памяти. Университет, лишённый культурной укоренённости, теряет поддержку; университет, замкнутый в национальных рамках, теряет перспективу.

Факторами успеха могут стать: использование как международных, так и национальных языков преподавания и исследований, глобальные программы с локальными кейсами и примерами, а также формирование позитивной идентичности через признание локального вклада в мировое развитие.

Важно определить, какие направления ориентированы на глобальный рынок, а какие - на национальные приоритеты, выстроить политику «умной интернационализации», которая интегрирует глобальные подходы, но не разрушает национальные основания, развивать культурную компетентность преподавателей и студентов - способность понимать, транслировать и адаптировать знания с учетом национальных различий [7, 11].

Таким образом, университет становится не просто пространством передачи знаний, но также местом пересечения локального и глобального, формируя гибридную идентичность и способность к навигации между мирами.

Заключение

В данной статье были последовательно проанализированы шесть ключевых диалектических противоречий, определяющих возможную траекторию развития университета: от фундаментальности и прагматизма в научной политике до взаимодействия национальной идентичности и глобальной вовлеченности.

Исторический и сравнительный анализ показал, что каждое из противоречий сопровождает университетскую институцию на протяжении всего её развития, отражая изменения в общественном устройстве, экономике, технологиях и культурной политике. Ни одна из сторон в этих оппозициях не может быть признана универсально предпочтительной: односторонний выбор ведёт к потере адаптивности, подмене миссии, или институциональному истощению.

Предложенный диалектический подход позволяет не просто классифицировать проблемы и вызовы, но и выстраивать стратегической навигацию в условиях парадоксальности. Использование противоречий как конструктивного инструмента управления даёт возможность системно проектировать институциональную архитектуру: от портфеля программ и финансовых механизмов до миссии и культурной политики. В этом смысле университет будущего - это не только место обучения и исследований, но и пространство согласования ценностей, интересов, моделей развития.

[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/


Источники:

1. Аузан А.А. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования. – 2013. – № 3. – c. 266-287. – doi: 10.17323/1814-9545-2013-3-266-286.
2. Виссема Й.Г. Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период. / Науч. ред. В.С.Катькало, А.И.Шаталов. - М.: Олимп-Бизнес, 2019. – 422 c.
3. Головин А.В. Диалектика традиций и инноваций в образовании (сущность и содержание инноваций в системе образования) // Современные научные исследования. – 2012. – № 6. – c. 16.
4. Дежина И.Г. Эволюция университетской автономии и академической свободы в оценках преподавателей университетов // Высшее образование в России. – 2024. – № 5. – c. 48-66. – doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-5-48-66.
5. Альтбах Ф.Дж.,Салми Д. Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов. - М.: Изд. «Весь Мир», 2012.
6. Ендовицкий Д.А., Бубнов Ю.А., Гайдар К.М. Автономия современных российских университетов (взгляд со стороны ректорского корпуса) // Высшее образование в России. – 2020. – № 11. – c. 21-32. – doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-11-21-32.
7. Николаев В.К., Скворцов А.А., Николаев Р.С., Богатенков С.А. Интернационализация российского образования: новые вызовы и новые решения // Высшее образование в России. – 1992. – № 1. – c. 42-62. – doi: 10.31992/0869-3617-2025-34-1-42-62.
8. Колесникова Е.Ю. Три миссии классического университета в пространстве цифровых технологий: проблемы и противоречия реализации // Caucasian Science Bridge. – 2023. – № 4. – c. 94-102. – doi: 10.18522/2658-5820.2023.4.9.
9. Ловаков А.В., Панова А.А. Вклад университетов в производство фундаментального научного знания в России // Вестник Российской академии наук. – 2023. – № 1. – c. 67-76. – doi: 10.31857/S0869587323010036.
10. Мелихов В.Ю. Автономность высшей школы: миф или реальность // Социально-экономические явления и процессы. – 2009. – № 3. – c. 60-66.
11. Никитенко Е.В. Интернационализация высшего образования в России: в поисках путей развития // Высшее образование в России. – 1992. – № 5. – c. 125-137. – doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-125-137.
12. Рысакова П.И. Национальная система образования как агент формирования глобальной идентичности // Философские науки. – 2010. – № 10. – c. 110–127.
13. Стрельченко В.И. Университет: фундаментальные и прикладные исследования // Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 4. – c. 46-47.
14. Худорожков И.В., Бенкс Е.А., Илюхин Б.В. Реализация принципа автономности в образовательных организациях Российской Федерации // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 4. – c. 523-546. – doi: 10.32744/pse.2021.4.35.
15. Юревич М.А. Глобальная трансформация высшего образования: от традиционного к предпринимательскому университету // Journal of Applied Economic Research. – 2021. – № 3. – c. 560-581. – doi: 10.15826/vestnik.2021.20.3.022.
16. Ben-David J. Centers of Learning: Britain, France, Germany, United States. - Transaction Publishers, 1992.
17. Bentley P.J., Gulbrandsen M., Kyvik S. The relationship between basic and applied research in universities // Higher Education. – 2015. – № 4. – p. 689–709. – doi: 10.1007/s10734-015-9861-2.
18. Bush V.Bush V. Science – The Endless Frontier. United States Government Printing Office, 1945. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nsf.gov/od/lpa/nsf50/vbush1945.htm (дата обращения: 25.04.2025).
19. Gilyazova O.S., Zamoshchanskaya A.N. The Retrospect and Prospect of the Modern University Models: Russian Example // Journal of History Culture and Art Research. – 2019. – № 4. – p. 177-185. – doi: 10.7596/taksad.v8i4.2308.
20. Kehm B.M., Teichler U. Autonomy and accountability in German higher education // European Review. – 2012. – № 1. – p. 40-55.
21. Mok K.H. Global Aspirations and Strategizing for World-Class Status: New Form of Institutional Inequality in the Asia Pacific // Higher Education Policy. – 2013. – № 26. – p. 47-63.
22. Slaughter S., Rhoades G. Academic Capitalism and the New Economy: Markets, State, and Higher Education. - Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2004.
23. Alumni survey measures Stanford’s economic impact. 2013. Stanford University School of Engineering. [Электронный ресурс]. URL: https://engineering.stanford.edu/news/alumni-survey-measures-stanfords-economic-impact (дата обращения: 25.04.2025).
24. Teichler U. Internationalisation Trends in Higher Education and the Changing Role of International Student Mobility // Journal of International Mobility. – 2015. – № 1. – p. 177–216.

Страница обновлена: 23.06.2025 в 16:34:31