Концепция теории социоэкономического пространства
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (6), Июнь 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16535678
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Общественные трансформации, охватившие современные государства и общества связанны с кризисом рыночной доктрины, которая стала недостаточной для теоретического обоснования и практического воплощения в общественную жизнь тех изменений, которые сопутствуют диалектическому развитию человеческой цивилизации. Научное объяснение и обоснование таких изменений, в современных исторических условиях, является важной междисциплинарной задачей.
Сегодня в научной литературе существует достаточно определений категориям «экономическое пространство» и «социальное пространство». При этом следует признать, что еще не выработаны единые концептуальные положения для этих категорий, которые позволили бы интегрировать их в единую концепцию социоэкономического пространства. Одна из причин такого положения, на наш взгляд, заключается в том, что еще не найдены совместимые теоретико-методологические основы, на которых может базироваться эта концепция. Задача обоснования единства теорий экономического и социального пространств в одну — теорию социоэкономического пространства, определила цель данной статьи.
Ключевые слова: социоэкономика, социальные отношения, экономическое пространство, социальная экономика, социальное пространство
Новый ракурс для изучения общественных трансформаций дает концепция социоэкономического пространства, которая разрабатывалась в работах Бурдье П., Поланьи К, Шабановой М.А., Биггарт Н., Заславской Т.И, Сорокина П. и др.
Актуальность данной проблемы в процессе социально-экономического развития независимых государств и в условиях глобальных общественных изменений является бесспорной. При этом отсутствие единого подхода к существующим теориям экономического и социального пространства, как нам кажется, не позволяет приступить к разработкам ряда практических проблем системного функционирования единого экономического пространства на территориях стран СНГ.
Проблема научного изучения и практического воплощения новых моделей хозяйственного развития, которые должны основываться как на принципах рыночной организации, так и на фундаменте социальных отношений, сложившихся исторически и закрепленных традиционно, юридически и культурно, включает в себя и определение взаимосвязи различных подходов к категории пространства. Известно, что физическое, политическое, экономическое, социальное пространство является пространством различных категорий и описывается своими науками по-разному. Концепция социоэкономического пространства должна включать общие методологические свойства, которые совпадают и едины для различных типологических состояний данной категории. Так, еще французский социолог П. Бурдье писал, что «физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей, в то время как социальное пространство — по взаимоисключению (или различению) позиций, которые его образуют, так сказать, как структура рядоположенности социальных позиций» [1, с.36-77].
Важной проблемой, требующей практической реализации, выступает потребность в инструментарии, позволяющем анализировать состояние социоэкономического пространства в плоскости территориально-политических образований как единого целого. Отсюда вытекает необходимость теоретико-методологического определения характеристик социоэкономического пространства для прогнозирования и управления социально-экономическим развитием содружества государств, отдельного государства, региона в контексте формирования единого социально-экономического пространства. Для этой цели следует определить общий набор теоретических инструментов, позволяющий создать единую теорию экономического и социального пространства.
Как писал И. Кант: «Вне себя мы не можем наглядно представить времени, точно так же как пространство нельзя представить находящимся внутри нас» [2]. Как философские категории - пространство и время имеют свои определения. В «Физическом энциклопедическом словаре» сказано: «пространство — это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентацию). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность. Время — совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность» [3, с. 22-35].
В экономической литературе известно множество публикаций на эту тему. В них исследуются различные теории пространства, но при этом каждая из теорий «вычленяет» категорию «пространство» для проведения именно своего исследования, для решения своих узкоспециальных целей.
В рассмотренной нами литературе, часто экономическое пространство рассматривается авторами как категория, тесно совмещенная с так называемой теорией размещения производства. Известно, что впервые в этой теории экономику начали рассматривать как пространственную категорию [4]. Большой вклад в теорию экономического пространства внес Ф. Перрокс, по мнению которого, экономическое пространство является силовым полем, порожденным предприятиями, фирмами и их взаимодействиями. Часто в экономической литературе под экономическим пространством понимают определенные географические рамки, в которых функционирует экономическая система. При этом границами таких рамок, у различных авторов, определяются границы от мирового экономического пространства до региональных экономик.
Исследования работ экономистов, связанных с теорией экономического пространства, дают возможность сделать вывод о том, что при многообразии различных подходов их большинство основано на «территориальном» принципе отношения к категории экономического пространства, т. к. экономическое пространство в этих исследованиях рассматривается с точки зрения географических рамок ведения хозяйствования, осуществления воспроизводственных процессов.
Из практического опыта функционирования фирмы можно сделать вывод, что взаимодействие пространства и времени в воспроизводственных процессах, находит свое отражение в эффективности хозяйственной деятельности фирм, как особого вида движения. Это «движение» можно измерить «отношением освоенного полезного пространства к времени его освоения или затратам на это ресурсов своей жизни». Значит, под экономическим пространством следует понимать то пространство, «в котором ведется хозяйство, идут экономические процессы» [5, с.44-55].
Из этого можно сделать вывод, что экономическое пространство характеризуется экономическими категориями: стоимостью, полезностью, эффективностью; имеет меновую и потребительную стоимость, цену, ценность; выражается через издержки и доходы; определяется инвестициями и прибылью. При этом «параметры и тенденции эволюции экономического пространства отражают логику и динамику воспроизводства его эндогенных компонентов — факторов производства [5, с.58-70]:
Q = F (A, Т, М, Ins, О, Inf) (1)
Все эти факторы относятся к деятельности человека, являются определенными элементами человеческого труда, а значит его бытия, существования, общения, отношений и реального взаимодействия в экономическом пространстве. Следовательно, экономическое пространство можно представить в определенной мере обособленным видом жизнедеятельности, жизненным пространством, которое создается особой системой отношений между людьми «в трансформациях и трансакциях факторов».
Следует отметить и другие контексты данной категории. Так политический контекст категории «экономическое пространство», его как «единое экономическое пространство», т.е. экономическую зону, образованную несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В социально-юридическом контексте единое экономическое пространство отражает единую социально-правовую базу, выравнивание темпов развития отдельных регионов и даже государств [6, с.11-22].
Известно, что физическая пространственная модель дополняется равноправным временным измерением. Нам в нашей работе также понадобится дать определение времени, как экономической и социальной категории. Время в философском смысле — это «особая форма существования развивающейся материи». В астрономическом смысле — «это время, измеренное на основе наблюдений вращения Земли вокруг оси относительно звезд и Солнца» [3].
В экономике время — это «время реакции конкретных активов на изменение общей экономической ситуации» [6]. Под реакцией следует понимать такое изменение факторов производства, которое ведет к изменению объемов производства и, следовательно, объемов предложения. Изменение общей экономической ситуации означает изменение потребностей, которое ведет к изменению платежеспособного спроса и изменению производственных технологий. Время реакции — это длительность адаптации экономических процессов, в том числе активов фирмы к происходящим изменениям внешних условий.
Социальное пространство — термин, введенный П. Бурдьё в работе «Физическое и социальное пространство» для обозначения абстрактного пространства, конституированного ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала. Рассматривая категорию «социальное пространство» следует сказать о том, как эта категория определена в соответствующей литературе. Один из первых социологов, говоривших о социальном пространстве и времени — Г. Зиммель сводил общество к взаимодействию индивидов, а это взаимодействие к пространству и времени как чистым «социальным формам» кантианского толка. М. Кастельс утверждал, что «социальное пространство не есть отражение, фотокопия общества, оно и есть общество» [7, с.44]. П. Сорокин различал социальное и геометрическое пространство. Он сводил социальное пространство к «народонаселению Земли, к системе социальных отношений индивидов, групп, популяций, составляющих его координаты» [8, с. 111-120]. И. Валлерстайн в своих исследованиях отмечает, что «традиционная культура социологии Дюркгейма, Маркса и Вебера не знала проблемы социального времени. Эта культура признавала, с одной стороны, вечное время, а с другой, — эпизодическое». Но ни вечное, ни эпизодическое время, как мы сегодня знаем, не является социальным временем, т.е. временем, которое построено и определяется существованием человеческого общества [9, с. 58-60]. П. Бурдье в своей работе «Социология политики» рассматривает общество как «многомерное пространство, а социологию как социальную топологию, где социальный мир можно изобразить в форме многомерного пространства». По его мнению «структуру социального пространства составляет ансамбль четырех полей практик: экономической, социальной, культурной, политической, определяющих его многомерность и связанных между собой». При этом борьба за социальное пространство и власть над ним сосредотачивается вокруг соответствующих ресурсов: экономического — капитала; социального, культурного, политического, называемого им «символическими». Структура социального пространства, по его мнению, определяется «структурой распределения капитала и прибыли, специфических для каждого отдельного поля» [10, с. 154-159]. Социальное пространство — это один из видов пространства, наравне с физическим, экономическим, политическим, образовательным, экологическим, символическим и иными; совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой. Обобщая рассмотренные подходы к определению социального пространства, следует сказать, что данная категория, как правило, определяется совместно с категорией «время» в совокупности, давая возможности оценки социальных общественных отношений в динамике.
Социальное пространство-время — это ряд параметров, таких, как физическое место, последовательность событий в вечном времени, социальные факты, параметры, измерения, компоненты общества, соединяющие это общество в целом и дополняющие физическое пространство-время [10, с. 48-55].
Далее для более полного понимания рассматриваемого предмета следует дать определение понятию «социальное время». Социальное время — время, в которое человеческая активность создает общество. Характеризуется возможностью ускорения или замедления в зависимости от частоты событий. Понятие социального времени, которое отлично от астрономического, предложили социологи П.А. Сорокин и Р. Мертон, связав его со временем выполнения общественных функций [11, с. 48]. Э. Жак охарактеризовал социальное время как время «намерений», в отличие от астрономического времени «последования» [12, с. 47-48]. Это время намерений и есть «проживаемое время интенций». Т. Хагерстранд описывает социальное время как время, воплощенное в событиях, вещах, условиях [14, с. 28-29].
Активные взаимные воздействия и отношения, возникающие в экономических и социальных процессах и протекающие в пространственно-временном континууме, определили актуальность развития междисциплинарного научного направления — социоэкономики, задача которого состоит в раскрытии социальной функции и объяснении хозяйственной деятельности в социальном контексте. Социальный контекст включает духовные, нравственные ценности, социальные приоритеты, предпочтения, которые оказывают влияние на хозяйственную, экономическую деятельность на макро и микро уровнях.
В рамках концепции социоэкономического пространства проведем анализ категорий: экономическое пространство, экономическое время, социальное пространство, социальное время и определим теоретические основы концепции социоэкономического пространства.
Физическое место экономических отношений, факторов, параметров, измерений, компонентов производственных процессов, происходящих между экономическими агентами, по поводу процессов воспроизводства, и основанных на финансово-технологических инструментах и механизмах, определяют экономическое пространство, дополняющее физическое пространство, как его составная часть.
Социальное пространство — это ряд параметров, таких, как: физическое место, социальные факты, параметры, измерения, компоненты общества, соединяющие это общество в целом и дополняющие физическое пространство, а также совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой.
Обоим категориям свойственно отношение с категорией физического пространства как составных частей одного целого — общего пространства.
Экономика как хозяйственная деятельность определяет экономическое пространство, как физическое — географическое место для осуществления хозяйственной деятельности.
Социология, как наука об обществе, цель которой анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия, определяет социальное пространство как физическое, географическое место осуществления различных и многообразных социальных отношений и взаимодействий, в том числе и экономических.
Концепция социоэкономического пространства, по нашему мнению, может включать физическое пространство как элемент сложной структуры неравновесной системы, объединяющей многообразие различных социальных отношений и взаимодействий, с целью осуществления экономической деятельности, в процессе общественного воспроизводства.
Источники:
2. Кант И. К критике чистого разума. — М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Физический энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001. – (Библиотека словарей).
4. И. Г. фон Тюнен. Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии.
5. Иншаков О.В., Фролов Д.П. Экономическое пространство и пространственная экономика. – ЭНСР. - № 4 (31). – 2005.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
7. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. – 385 с.
8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. С. 298-302.
9. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / пер с англ. П. М. Кудюкина ; под общей ред. Б. Ю. Кагарлицкого. — СПб. — 2001. — 416 с.
10. Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 36-77.
11. Sorokin P., Merton R.K. Social Time: A Methodological and Functional Analysis // American Journal of Sociology. 1937. V.42. №5. P. 615-629.
12. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время в поисках утраченного. М., 1997.
13. Матвеев М.М. Роль рыночного механизма в развитии современного общества // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 1. — c. 3-7.
14. Зарубин А.Г. Социальное время и особенности изменения его свойств в периоды общественно-политических кризисов // Вестник Ростовский гос. экономической академии. 2000. № 2 (12).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:08:30