Образ жизни и мировоззрение как сущностные стороны предпринимательской культуры

Добрыднев С.И.1
1 Алтайский государственный институт культуры, Россия, Барнаул

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 6 (Июнь 2021)

Цитировать:
Добрыднев С.И. Образ жизни и мировоззрение как сущностные стороны предпринимательской культуры // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 6. – С. 2335-2346. – doi: 10.18334/ce.15.6.112197.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46324005
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается понятие предпринимательской культуры в контексте методологического единства с понятием культуры в целом. Отмечено, что основными методологическими недостатками существующих определений являются их отрыв от общего определения культуры, а также сведение предпринимательской культуры к субъективным идеальным представлениям и способностям. Предложены собственные определения культуры и предпринимательской культуры в единстве материальной и идеальной сторон образа жизни и мировоззрения. Обоснована логика их диалектического взаимодействия и основные факторы формирования предпринимательской культуры. Показано, что на формирование предпринимательской культуры оказывает влияние следующая триада: общая культура - среда предпринимательства - индивидуальное предпринимательское сознание. Однако, для получения устойчивого эффекта необходимо, чтобы изменение данных факторов происходило в тесной взаимосвязи , для чего требуются время, условия и ресурсы

Ключевые слова: предпринимательская культура, культура предпринимательства, образ жизни предпринимателя, определение культуры, экономика и культура

JEL-классификация: L26, M21, M14

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Актуальной проблемой в развитии современного российского предпринимательства является формирование предпринимательской культуры. Данной проблеме посвящено большое количество практических исследований и теоретических работ, уделяется значительное внимание со стороны государства и общественных институтов, ее развитие финансируется через многочисленные программы. Однако проблема ее развития, приспособления к новым рынкам, процессам цифровизации экономики и другим требованиям современности остается актуальной. И как показывает опыт, предпринимаемые в этой области усилия не приносят ожидаемого результата, несмотря на обширную теоретическую базу и богатый накопленный практический опыт развития предпринимательства в отечественных условиях. Причины такой ситуации не относятся к простым. Среди них важной, по нашему мнению, является проблема теоретико-методологического характера, связанная с недостаточной определенностью понятий предпринимательской культуры и самой культуры в целом.

Целью настоящего исследования является обоснование нового подхода к определению сущности предпринимательской культуры как единству объективного образа жизнедеятельности предпринимателя и его экономического мировоззрения, диалектическое взаимодействие которых определяет многообразие ее форм.

Предпринимательская культура. Подходы и определения

Из многочисленных определений предпринимательской культуры приведем достаточно типичные и часто употребляемые. Так, Е. Кузьмина определяет культуру как совокупность ценностей, идей и отношений, присущих однородной группе людей и передаваемых из поколения в поколение [8] (Kuzmina, 2018). Развернутое определение дает В. Макеева: культура предпринимательства — это совокупность образцов поведения, ценностей системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъектов на те или иные формы экономической активности в сфере предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени [11] (Makeeva, 2002). По мнению Р. Рюттингера, культура предпринимательства – это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют понять, что является важным для предприятия, а убеждения – как должно функционировать предприятие [13] (Ryuttinger, 1992). Терминологическая неопределенность при формулировке понятия «культура предпринимательства» рассмотрена в статье С.В. Кузовковой [9] (Kuzovkova, 2017). В качестве предпринимательских способностей обычно указываются набор качеств, умений и способностей человека, позволяющих организовать самостоятельный бизнес, находить и использовать лучшее сочетание ресурсов, принимать нестандартные хозяйственные решения, позволяющие получить максимальную прибыль [12] (Ponomarev, 2019).

Близкими по содержанию являются определения понятий деловой, организационной и корпоративной культуры.

Можно отметить, что практически все характеристики предпринимательской культуры связаны с сознательным и духовным в поведении человека – убеждениями, представлениями, ценностями и т.п. Поэтому возникает представление о том, что она может быть сформирована либо изменена методами воздействия на сознание – воспитанием, убеждением, созданием соответствующего материального и духовного окружения и др. Но практика показывает, что поведение предпринимателя является устойчивым, консервативным, а вводимые изменения воспринимаются зачастую негативно и встречают сопротивление (проблема формирования корпоративной культуры). И задача останется неразрешимой, если подходить к культуре как к совокупности ценностей, идей, отношений и прочих компонентов только лишь сознания, в отрыве от объективных условий деятельности предпринимателя.

Поэтому проблемой методологического плана является эмпиричность понятия предпринимательской культуры и отсутствие связи с другими категориями. Даже с такой ближайшей категорией высшего порядка как «культура» в целом. Указания на то, что предпринимательская культура является частью общей культуры, являются недостаточными, поскольку как раз и требуется выяснить, каким образом выделяется предпринимательская часть из общей культуры и как она связана с целым.

Общее определение культуры

Прежде всего, необходимо установить соотношение понятия предпринимательской культуры с общим понятием культуры. Но и понятие культуры в целом не является строго определенным и имеет много разнообразных трактовок.

В такой ситуации необходимо выбрать рабочее определение, которое будет использоваться в дальнейшем. В Большой российской энциклопедии приводится следующее определение. «КУЛЬТУ́РА (лат. cultura – об­ра­бот­ка, куль­ти­ва­ция, об­ла­го­ра­жи­ва­ние, вос­пи­та­ние), ис­то­ри­че­ски сло­жив­ший­ся об­раз жиз­ни лю­дей, вклю­чаю­щий в се­бя цен­но­сти и нор­мы, ве­ро­ва­ния и об­ря­ды, зна­ния и уме­ния, обы­чаи и ус­та­нов­ле­ния, тех­ни­ку и тех­но­ло­гии, спо­со­бы мыш­ле­ния, дея­тель­но­сти, взаи­мо­дей­ст­вия и ком­му­ни­ка­ции и т. д.». [1] (Большая российская энциклопедия, 2019).

Недостатком данного определения является то, что здесь «культура» подводится под понятие «образ жизни». При этом образ жизни по содержанию понятия трактуется чрезмерно широко, включая и среду деятельности, и мышление, и общественные взаимодействия и т.д., становясь тем самым понятием более высокого уровня абстрагирования по отношению к понятию культуры.

Не углубляясь в методологическую и философскую проблематику определений данных категорий, полагаем, что к пониманию культуры в целом необходимо подходить как к явлению, имеющему двойственную диалектическую природу, объединяющую в себе объективную сторону материального образа жизни человека и идеальную сторону его мировоззрения. Первая сторона протекает в материальном мире, природной и техногенной среде, производстве, потреблении и физическом существовании человека. Вторая же существует в сознании, в процессах рационального и духовного отражения реальности, сложившейся картины мира, способах мышления, представлениях о ценностях, способах действий и коммуникации и др.

Понятие образа жизни целесообразно сузить до материальной стороны и понимать как материальный образ жизни (деятельность в объективно существующем физическом мире и обществе), оставив за ним термин «образ жизни». Для идеальной стороны жизни подобрать обобщающие понятие и термин сложнее. Примем в качестве рабочего понятие «мировоззрение».

Исходя из данных соображений, мы представляем культуру как понятие, характеризующее качественную определенность образа жизни людей (материального) и их мировоззрения (идеального). Оно представляет собой совокупность качественных характеристик материального образа жизни и идеального мировоззрения. Поскольку в реальности (не в теоретической абстракции) характеристики неотделимы от объекта, культуру можно понимать как качественно определенное единство образа жизни и мировоззрения людей.

Применяя эти теоретические соображения к предпринимательской культуре, можно сформулировать следующие положения.

Определение предпринимательской культуры

1. Предпринимательская культура представляет собой качественное своеобразие жизнедеятельности человека в функции предпринимателя. Другие его функции и ипостаси будут описываться соответствующими видами культуры – бытовой, духовной, общечеловеческой, политической и т.п.

2. Предпринимательская культура является единством материального образа жизни предпринимателя и его мировоззрения. Содержание этих двух сторон нуждается в отдельном исследовании. С методологической точки зрения продуктивно их рассматривать как диалектическую пару, т.е. в единстве и противоположности, взаимовлиянии.

Категория образа жизни недооценивается в исследованиях культуры в целом и предпринимательской культуры в частности. Так, в одной из последних работ, посвященных исследованию концепции социального предпринимательства, образ жизни предпринимателя не выделяется ни как элемент, ни как фактор предпринимательской культуры [15] (Fedorenko, Zmiyak, 2020)

3. В отношении предпринимательской культуры недооценивается фактор внешней объективно существующей по отношению к предпринимателю среды, которая формирует его образ жизнедеятельности как предпринимателя. Эта среда зависит от развитости материальных условий (уровня техники и технологии), объективно существующих условий деятельности и т.п. Она жестко подчиняет себе предпринимателя и в конечном итоге формирует некоторые стереотипы, формы и нормы поведения. Они далеко не всегда могут быть наиболее эффективны экономически, но вписываются в общую систему действий экономических субъектов. Таковое поведение и будет образом жизни предпринимателя.

4. Мировоззрение предпринимателя включает образцы поведения, ценности, социальные нормы, принципы и другие элементы, приводимые в определениях предпринимательской культуры и относящиеся к сознательной и духовной областям деятельности человека. Оно не может быть независимым от духовной сферы общества, имеет общечеловеческую часть, но более самостоятельно по сравнению с объективно обусловленным образом его экономической жизни. Эта сторона может быть гибкой, и на ее развитие направлены, по сути, «дух предпринимательства», деловая культура, организационная культура и пр. Она будет действовать, пока человек находится в данной среде экономического мировоззрения (в среде корпоративной культуры). И изменится, если человек попадет в другую среду. Мировоззренческая сторона предпринимательской культуры и понимается обычно как собственно предпринимательская культура, что и отражено в приведенных выше определениях.

Таким образом, на основании предложенного подхода к общему понятию культуры определение предпринимательской культуры сформулируем следующим образом.

Предпринимательская культура – это характеристика человека-предпринимателя (либо другого субъекта экономической деятельности, которым может быть и организация), заключающаяся в единстве его объективного образа экономической жизни (деятельности) как предпринимателя и мировоззрении как экономического субъекта.

Поэтому нельзя согласиться, например, со следующим определением, которое акцентирует внимание только на субъективной стороне: «Культура предпринимательства – это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране правовыми нормами, обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса» [10] (Lapusta, 2008). Или когда экономическая культура отечественного предпринимательства рассматривается как характер экономической «психологии» предпринимателя, обусловленный и воплощаемый конкретными особенностями системы ценностей его экономической деятельности [6] (Korolev, Evgrafova, 2018).

Предпринимательская культура тесно связана с общей культурой и представляет собой такую ее часть, которая порождается специфической деятельностью предпринимателя и самостоятельна в той степени, в которой экономическая деятельность и обслуживающее ее мировоззрение независимы от его прочей жизнедеятельности. Связь природных, материальных и общественных условий жизни людей и культуры известна и рассматривается с точки зрения различных подходов, в том числе диалектического и системного [5] (Kagan, 2003). Однако без понимания именно материального образа жизни как базисного ее компонента она остается абстрактным теоретическим инструментом. Образ же жизни, который может быть выделен, описан и частично измерен для каждого социокультурного объекта – от общества в целом до малой группы и отдельного человека, позволяет исследовать эту связь в практическом плане. И в упрощенном, но обязательном виде, связь культуры и условий жизни людей будет выглядеть так, что для изменения культуры требуется изменение материального объективно существующего образа жизни. Понятно, что мировоззрение отнюдь не играет пассивной роли, но его активная роль будет заключаться, прежде всего, в сознательном целенаправленном изменении образа жизни.

Внутренняя диалектика предпринимательской культуры

Попытаемся в тезисной форме определить основные моменты диалектики формирования и развития предпринимательской культуры. Исходными пунктами являются исторически сложившиеся состояния производительных сил и общественного сознания, которые определяют ее следующие компоненты.

1. Объективно существующие материальные средства производства, технологии, производительные действия людей (в широком смысле, включая торговлю, транспорт и др.). Способы связи между людьми в производственной и экономической деятельности, способы перемещения товаров, денег и другую деятельность, относимую к предпринимательству.

2. Формируются устойчивые способы производственно-экономических действий экономического субъекта, «образ жизни предпринимателя», специфическое поведение, обусловленное его предпринимательской ролью. Они распространяются на все стороны образа жизни, включая и бытовую. Представители разного рода занятий и профессий ведут соответствующий профессиональный образ жизни, без которого их специальная деятельность часто бывает невозможна.

3. Образуются субъективно существующие в сознании предпринимателя системы представлений, ценностей и т.п., являющиеся частью его общего мировоззрения, которые обслуживают его деятельность в качестве предпринимателя, т.е. «предпринимательское мировоззрение».

В конечном итоге образ жизни определяет мировоззрение, что подтверждают многие авторы, в частности В. Серкин: «… индивидуальные образы мира детерминируются не условиями жизни и деятельности, а структурой индивидуальной активности, то есть совокупностью реализуемых в этих условиях деятельностей – образами жизни» [14] (Serkin, 2009).

Исходным пунктом является противоречие между развитием технической базы и действующим предпринимательским мировоззрением. Давно известно то обстоятельство, что передовая техника движет развитие производственной культуры, а вместе с ней и предпринимательской культуры. И наоборот, бессмысленно требовать высокой культуры на отсталом производстве. Но что является движущей, а что тормозящей силой? Представляется, что роли меняются.

Если технический прогресс и экономический образ жизни меняются медленно, то духовное (предпринимательское мировоззрение) тянет вперед (протестантский реформизм по М. Веберу) и играет активную роль. Такая ситуация характеризуется фактическим объективном отсутствием динамики экономической среды. И требуются серьезные изменения в психологии и мировоззрении для ее подталкивания.

При быстром же техническом развитии, как в последнее время, наоборот, устаревшее духовное тянет назад. Это наша современная проблема недостатка культуры инновационности. И предприниматель должен обладать гибким мировоззрением, для этого он в необходимой мере должен быть оторван от традиционной форм общей и предпринимательской культуры, для того, чтобы соответствовать прогрессу технологий. В большей степени это достигается в городской среде мегаполиса, а также у людей, ведущих космополитический образ жизни.

Инновационной тип предпринимательской культуры будет складываться тогда, когда не будет устойчивости в экономической среде, и нормальный образ жизни для предпринимателя будет складываться именно как инновационный. К факторам общественной среды такого рода можно отнести на Западе – индивидуальный способ ведения хозяйства, возможности экстенсивного роста, наличие исторически культивируемой конкурентной среды; на Востоке – ситуация «внимания к мелочам», когда возможности улучшения жизни связаны с использованием любых мельчайших возможностей. Можно предположить, что западный тип предпринимательской инновационной культуры по своим истокам – «инновация возможностей», а восточный – «инновация необходимости».

В целом на формирование предпринимательской культуры оказывает влияние следующая триада: общая культура – среда предпринимательства – индивидуальное предпринимательское сознание. Аналогичным образом подходят к проблеме многие авторы, как, например Дюметц Ж., Сизова Ю. [3] (Dyumetts, Sizova, 2017): «Таким образом, источниками формирования и развития предпринимательской культуры являются ценности и нормы национальной культуры, особенности корпоративной организации, а также экономические условия становления и развития предпринимательства в стране». Однако важно понимать, что источники имеют различную, объективную и субъективную природу и связаны диалектически. И само по себе создание, например, самых благоприятных объективных экономических условий недостаточно. Это можно сделать быстро волевым юридическим способом, административными и экономическими мерами. Однако должно пройти время для того, чтобы изменился образ жизни предпринимателя, а затем и его сознание, нормы и ценности которого будут испытывать встречное влияние среды национальной культуры, тормозить либо ускорять объективные процессы.

Данные соображения необходимо учитывать при исследовании различных практических проблем предпринимательства, таких как этническое предпринимательство [20], женское [4] (Besschetnova, Krekova, Arzamasova, 2020), предпринимательская культура молодежи [2] (Grebenkin, Ivanova, 2015), инновационное предпринимательство [7] (Ustinova, 2020), и др. Специфика объекта исследования в этих случаях во многом как раз и определяется особенностями образа жизни и мировоззрения предпринимателя.

Заключение

Предлагаемый подход может быть интересен для лучшего понимания связи экономики и культуры и внутренней диалектики предпринимательской культуры, которая, как и для многих общественных явлений, заключается в противоречии и взаимодействии объективной и субъективной сторон. Объективная сторона в виде образа жизни предпринимателя чрезвычайно устойчива и изменяется медленно – эволюционно. Субъективная более динамична и меняется с изменением сознательных установок предпринимателя. Однако «базис» в виде объективных условий экономической деятельности и сложившихся стереотипов предпринимательского поведения оказывает консервативное тормозящее воздействие. Можно сказать, что предпринимательский базис определяет предпринимательское сознание. И если от сознания требуется сыграть активную роль – изменить предпринимательское поведение, то это возможно, однако не может быть легким и быстрым и потребует изменения объективной предпринимательской среды, условий деятельности и будет зависеть от наличия необходимых ресурсов.


Источники:

1. Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/ (дата обращения: 01.05.2021).
2. Гребенкин А.В., Иванова А.В. Актуальные вопросы оценки предпринимательской культуры студенческой молодежи // Креативная экономика. – 2015. – № 2. – c. 207-216. – doi: 10.18334/ce.9.2.120.
3. Дюметц Ж., Сизова Ю. С. Культура предпринимательства: источники формирования // Российское предпринимательство. – 2017. – № 3. – c. 247-254.
4. Бессчетнова О.В., Крекова М.М., Арзамасова Е.Л. Женское предпринимательство в России: pro et contra? // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3059 – 3074. – doi: 10.18334/epp.10.12.111499.
5. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. - СПб : «Издательство Петрополис», 2003. – 383 c.
6. Королев В. К., Евграфова О. В. Экономическая культура предпринимателя в России: проблемы «формализации» // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2018. – № 1 (197). – c. 141-147.
7. Устинова О. Е. Корпоративное предпринимательство как стратегический ресурс инновационного развития компании // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 993-1006. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100969.
8. Кузьмина Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для бакалавров. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 508 c.
9. Кузовкова С. В. Культура предпринимательства: проблемы терминологической неопределенности // Журнал экономической теории. – 2017. – № 2. – c. 163-169.
10. Лапуста М. Г. Предпринимательство. / Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 608 c.
11. Макеева В.Г. Культура предпринимательства. / Учеб. пособие для вузов по эконом. спец. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 217 c.
12. Пономарев О. Б. К вопросу об условиях эффективности предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2019. – № 4. – c. 847 – 864.
13. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М.: ЭКОМ, 1992. – 282 c.
14. Серкин В.П. Взаимосвязь образа мира и образа жизни // Мир психологии. – 2009. – № 4. – c. 109 - 119.
15. Федоренко Н. В., Змияк С. С. Социальное предпринимательство и некоммерческие организации: современное состояние, проблемы и перспективы развития в меняющемся мире. / Коллективная монография. - М.: Креативная экономика, 2020. – 488 c.
16. Рунова Н. Ю. Этническое предпринимательство: анализ основных определений // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 323-332. – doi: 10.18334/epp.11.2.111589.

Страница обновлена: 07.12.2023 в 18:19:47