Методологические подходы к управлению интеллектуально-креативным потенциалом личности как основным экономическим активом организации

Мельников О.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (6), Июнь 2007

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12896982
Цитирований: 15 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Интеллектуальный капитал личности (с позиций прошлого) – всегда есть результат экономических затрат семьи, региона и страны в целом и для экономики, как совокупности хозяйственных процессов, до тех пор пока человек не начнет этот капитал творчески использовать, ничего не значит. При этом следует помнить о том, что на правах собственности этот капитал всегда принадлежит только человеку. Чтобы очертить границу между интеллектуальным капиталом личности и созидательными (творческими), практически значимыми действиями, необходимо рассмотреть диалектическое единство человека (как биосоциального и экономического объекта) с окружающей его природной средой. Или другими словами – с системой его обитания.

Ключевые слова: творческая энергия, интеллектуальный капитал, творчество, интеллектуально-креативные ресурсы, созидательная деятельность



Интеллектуальный капитал личности (с позиций прошлого) – всегда есть результат экономических затрат семьи, региона и страны в целом и для экономики, как совокупности хозяйственных процессов, до тех пор пока человек не начнет этот капитал творчески использовать, ничего не значит. При этом следует помнить о том, что на правах собственности этот капитал всегда принадлежит только человеку. Чтобы очертить границу между интеллектуальным капиталом личности и созидательными (творческими), практически значимыми действиями, необходимо рассмотреть диалектическое единство человека (как биосоциального и экономического объекта) с окружающей его природной средой. Или другими словами ‑ с системой его обитания.

Известно, что на Земле сохранилось ничтожно малое число биологических видов живой природы, которые выстояли в борьбе за выживание и продолжают свой род не одно тысячелетие. Среди них оказался и человек. Казалось бы, по сравнению с другими биовидами, заведомо «обделенный» физической силой, он победил в тяжелейших условиях естественного отбора.

Встает вопрос: «Что же помогло человеку выжить?». Для получения ответа на этот вопрос нами впервые была определена интеграционная (объединяющая) роль интеллектуальных и креативных способностей человека (как основного связующего звена между биоэнергией человека и энергиями «неживой» природы окружающего мира), которые проявляются (или отражаются) в продуктах социальных и экономических отношений, формируемых благодаря его созидательной деятельности.

Рассмотрим принципиальную модель, показывающую место и роль созидательной (креативной) деятельности человека как основного и единственного инструмента практического и, самое главное, экономически значимого проявления его интеллекта, обеспечивающего его энергетическую связь (диалектическое единство) с окружающим миром (Рис. 1) [1].

Суть модели. Жизнеспособность человека зависит от непрерывно происходящих в его организме сложнейших биохимических реакций, являющихся генератором биоэнергии, необходимой для обеспечения существования человека как биовида. Он ее получает в виде пищи из окружающей природы (уровень 1). Однако биохимические реакции в его организме могут происходить только при определенных биофизических условиях, прежде всего, биологически заданной температуре и давлении (уровень 2) .

Так как человек в отличие от других представителей животного мира миллионы лет назад потерял природные защитные биомеханизмы (волосяной покров в виде шкуры, особой жировой прослойкой и т.п.), обеспечивавшими ранее его жизнестойкость при прямом контакте с окружающей природой (уровень 5), она наделила его способностью преобразовывать окружающий мир в предметный (уровень 4). Это происходит благодаря тому, что человек обладает природными созидательными способностями, которые в итоге формируют социальные и экономические отношения в обществе.

Представленная модель не противоречит принципам закона сохранения энергий Ломоносова-Лавуазье. Однако, возникает вопрос о связи различных видов биохимической энергии, которые вырабатывает человек для обеспечения своей жизнеспособности, с многообразием энергий окружающего его мира. Это дает возможность сделать следующее научное утверждение: такое единство стало возможным только благодаря тому, что человек вырабатывает еще один (особый) вид биоэнергии, который следует классифицировать как творческую, или созидательную энергию (уровень 3), имеющую не только материальную, но нематериальную (духовную, социальную) природу своего существования.

Аналитическая модель места и роли созидательных действий (творческой энергии) личности в формировании социально-экономических отношений

1 – биохимическая энергия человека; 2 ‑ биофизическая энергия человека; 3 – энергия созидательной деятельности личности; 3а – эволюция созидательной деятельности человека; 4 – предметный мир как аккумулятор энергии окружающего мира, управляемой созидательной энергией человека; 5 – природа как генератор энергии окружающего мира, управляемой созидательной энергией человека;

предметы как результаты использования творческой энергии;

природные материалы и энергоресурсы

Рис. 1. Аналитическая модель места и роли созидательных действий (творческой энергии) личности в формировании социально-экономических отношений.
Эта энергия является тем недостающим звеном, которое связывает в единую цепь все виды энергий, которыми пользуется человек для обеспечения своей жизнеспособности. Поэтому ее следует рассматривать как фактор совершения созидательных действий, имеющих своей целью достижение как экономических, так и социальных целей. Причем это проявление интеллекта, переходя через созидательные действия человека в предметный мир, делает его все более наукоемким и высокотехнологичным (3а).

Отсюда следует, что наблюдающаяся сегодня интеллектуализация экономики является объективным процессом расширения зоны использования творческой (созидательной, или духовной) энергии, технологически «вытесняющей» применение материально затратных и экологически опасных видов природной энергии, необходимых при производстве товаров и услуг. То есть развитие научно-технического прогресса объективно идет по пути к использованию таких ее видов, которые будут наносить минимальный вред природе, то есть экологии окружающего нас мира. А это возможно только при дальнейшем совершенствования технологий, получивших классификацию «высоких», являющихся, прежде всего, продуктами научных, производственных и социальных достижений.

«Творчество часто рассматривают, как способность создавать новые и оригинальные изменения», ‑ пишет П. Рассел [2]. Поэтому только творческая энергия позволяет человеку использовать другие виды энергии окружающего мира для создания искусственной, или предметной среды своего обитания с целью создания условий сохранения своего существования, как биологического вида живой природы. Чем выше творческая энергия каждого из субъектов, тем в более мощные потоки других видов энергии она может быть преобразована, тем полнее будет удовлетворяться нужда в восполнении человеком его биологической энергии, обеспечивающей его жизнестойкость.

С развитием цивилизации создаваемый предметный мир все больше и больше «вытесняет» мир естественной природы, являясь не только продуктом труда, но и концентратором затрат его творческой энергии, которая в конечном итоге является объектом экономических, в том числе рыночных (обменных), и социальных отношений.

То есть формирование экономических, или хозяйственных отношений можно представить в виде некоторого векторного пространства, суммарный вектор которого направлен от биоэнергетического уровня обеспечения жизни человека в сторону объективно существующих энергий окружающего мира, определяемый через количество преобразованной корпоративной творческой энергии участников любого вида деятельности в другие виды энергий.

Поскольку существование человека характеризуется процессом постоянного расходования его биоэнергии в борьбе за выживание как биологического вида, эти преобразования бесконечны и служат для поддержания и восстановления жизнеобеспечивающего биоэнергетического баланса каждого человека на протяжении всей его жизни.

Чрезвычайно важной деталью данной модели является то, что, если созидательные (креативные) действия приводят к экономическим изменениям на предприятии и в обществе в целом, то на уровень или степень проявления творческой энергии решающее влияние оказывают сложившиеся в конкретный момент времени социальные отношения как в коллективах предприятий, так и на региональном и государственном уровнях (двойная штрихпунктирная линия).

Таким образом, стремление каждого человека к развитию своей творческой энергии является не просто объективной реальностью, но и объективной необходимостью сохранения каждого человека и человечества в целом как биовида земной цивилизации, а рынок – есть объективно необходимый инструмент обмена творческими энергиями в духовной и материальной сферах.

Поэтому любое искусственное сдерживание жизнеобеспечивающего социального процесса формирования нормальных экономических отношений приводит к тому, что человек начинает с этим бороться социальными (не экономическими) средствами, так как это напрямую связано с угрозой сохранения его жизнеспособности и жизнестойкости.

Таким образом, роль «барьера» экономического развития играют социальные отношения как на государственном, так и на корпоративном уровнях. От того, как будут построены эти отношения, зависит то, куда будет направлена творческая энергия каждого человека или сообщества людей: на развитие экономических отношений, которые приводят к процветанию и совершенствованию жизни, либо на борьбу за выживание. То есть ‑ на преодоление социальных барьеров, выстраиваемых искусственно государственной властью, руководством фирмы или семьей, как социальной ячейкой общества, и т.д.

Часто это является причиной возникновения стрессовых ситуаций. Поэтому стресс можно считать одной из отрицательных составляющих творческой энергии человека и одновременно его защитной реакцией на изменения энергетических характеристик окружающей действительности. Чем большей творческой энергией обладает человек, тем рациональнее он решает все вопросы, а точнее тем эффективнее происходит процесс преобразования его творческой энергии в другие виды энергий.

Изложенная концепция потребовала разработки методологического подхода к управлению интеллектуально-креативными ресурсами компании, а также четкого определения такого понятия как творческая энергия.

Созидательные действия, или творческая энергия – это, как уже было сказано, практическое проявление интеллектуальных способностей (капитала) человека, направленных на целевое изменение материальных или нематериальных объектов. Схематично структуру творческой энергии можно представить в виде триады объективных показателей, присущих любому человеку (рис. 2) [3].

Триада показателей творческой энергии человека

Рис. 2. Триада показателей творческой энергии человека.

Для того, чтобы осуществить необходимые инновационные изменения следует использовать (затратить) тот или иной вид энергии, существующий в природе. Однако это может произойти только в результате совершения созидательных действий со стороны человека, то есть как последствие затрат его творческой энергии. Рожденные в результате такого воздействия и зафиксированные изменения (ΔN = Nнов – Nстар), являются объектом для совершения всех последующих коммерческих и иных операций с экономическими продуктами. Подчеркнем, что именно этот показатель отражает удовлетворение потребностей всех субъектов рынка.

Автором впервые предложено работу интеллекта человека, проявляемую им через генерирование своих созидательных действий, оценивать с помощью коэффициента творческой энергии Кэ , экономическая суть которого выражается в динамике изменений (ΔN), вносимых работником в производимые им продукты в конкурентоспособное время Δtкон:

Кэ1 = ΔN / Δtкон , (1)

где ΔN = Nнов ‑ Nстар отражает изменения в новом (Nнов) состоянии объекта, на который направлено созидательное действие человека по сравнению с его старым состоянием (Nстар)

Δtкон ‑ конкурентоспособное время, которое тратит человек на осуществление инновационных изменений ΔN.

Однако экономический показатель творческой энергии Кэ1 зависит как от биосоциального показателя творческих возможностей человека Кэ2 , так и от показателя рациональности выбора области проявления его творческой энергии, т.е. правильности выбранного места приложения созидательный действий ‑ Кэ3 , т.е.

Кэ1 = f (Кэ2 , Кэ3 ) (2)

Биосоциальный показатель творческой энергии человека может быть представлен в виде суммы векторов, которая зависит от степени совпадения биологической (генной) и социальной составляющих творческой энергии, оцениваемых в одних относительных единицах, т.е.

Кэ2 = К ген + К соц , (3)

где Кген ‑ вектор генной (биологической) составляющей коэффициента творческой энергии личности, определенный ему природой (можно использовать общепринятую классификацию ‑ «механик», «химик», «музыкант» и т.п.);

Ксоц ‑ вектор социальной составляющей коэффициента творческой энергии личности, определяемый направлением и уровнем полученного образования, навыков и выполняемой работы («механик», «химик», «музыкант» и т.п.).

Другим важным показателем указанной триады является показатель, который определяет преобладание у человека одного из векторов – либо вектора способностей к работе в духовной (Кд), либо в материальной (Км), либо в организационно-управленческой (Ку) сферах деятельности, также оцениваемых в одних относительных единицах:

Кэ3 = Кд + Км + Ку , (4)

Однако степень экономического проявления творческой энергии каждым человеком зависит также и от многочисленных ежедневно меняющихся внешних и внутренних факторов, способных низвести ее до минимума или возвысить до максимума. Это можно, например, учесть следующим образом:

Кэ = (Кэ1 + Кэ2 + Кэ3 + Кэ4 + Кэ5 + Кэ6 + Кэ7 +… + Кэn) / n , (5)

где Кэ4 ‑ коэффициент трудоспособности (здоровья) человека в данный момент времени;

Кэ5 ‑ коэффициент социально-психологического состояния человека в данный момент времени;

Кэ6 ‑ коэффициент, зависящий от психологического типа личности;

Кэ7 ‑ коэффициент, учитывающий организационно-структурное обеспечение деятельности человека на данном предприятии и т.д.

В условиях современного промышленного производства, характеризующегося групповым (корпоративным) творчеством, участие человека в обмене творческой энергией проявляется в коллективе, который, в свою очередь, работает по технологии, присущей тому или иному виду деятельности. Поэтому от затрат персональной творческой энергии каждого человека зависит окончательный результат практической деятельности коллектива.

Творческая энергия человека, в соответствии с законом сохранения энергии, не исчезает, а лишь передается и преобразуется из творческой энергии одного вида деятельности в творческую энергию другого вида деятельности. Можно сказать, что она имеет наследственный характер и может развиваться или подавляться исполнителями в процессе выполнения ими своих прямых трудовых обязанностей.

Отсюда следует, что величина творческой энергии является относительной и может быть как положительной, так и отрицательной по отношению к энергии предшествующих и последующих исполнителей конкретных работ, представляющих собой самостоятельные звенья в технологической цепи выполнения, например, заданного бизнес-проекта. То есть от того, как будет передаваться и развиваться творческая энергия каждого исполнителя, зависит, каким уровнем творческой энергии будет обладать товар или услуга как конечный приемник этой энергии. Определяющим же результатом любого бизнес-проекта является доказательность необходимости в потреблении этой энергии пользователем, что выражается в принятии им решения о приобретении товара (или услуги), несущего данную энергию, которой ему недостает в данный момент времени для обеспечения своей жизнедеятельности.


Источники:

1. Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка. – М.: МЕЛАП, 2000. – 170 с
2. Рассел П. ТМ техника // Высшее сознание: Сборник / Пер. с англ. – Москва: REFL-book; Киев: Ваклер, 1995. - 384 с.
3. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Машиностроение, 2004. – 400 с.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 19:53:10