Приоритеты, цели и задачи совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации
Бывшев В.И.1
1 Сибирский федеральный университет Российской Федерации
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 8 (Август 2025)
Аннотация:
В статье рассмотрены приоритеты, цели, задачи совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации и процесс их разработки. На основе сопоставления данных рейтингов инновационного развития, численности населения и уровня ВРП определены закономерности, влияющие на состояние инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в регионах. В результате на основе выявленных закономерностей осуществлена дифференциация регионов с учетом групп показателей, характеризующих состояние инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации. На основе осуществленной дифференциации представлены приоритеты, цели, задачи совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации, которые индивидуализированы для различных групп регионов.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, сфера услуг, организации сферы услуг, цифровая трансформация
JEL-классификация: L52, O25, O38, O43
Введение
Инновационная инфраструктура развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации в регионах Российской Федерации в настоящее время находится в стадии формирования [1,2,5,18]. Данный процесс подтверждается изменением количества элементов инновационной инфраструктуры в регионах России, отсутствием элементов инновационной инфраструктуры в некоторых субъектах Российской Федерации, появлением новых элементов инновационной инфраструктуры, а также новых типов элементов, например таких как социоинкубаторы [6,11,12,19,21]. В тоже время несмотря на обозначенные изменения, в целом состояние инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг находится в стабильном положении, что свидетельствует о том, что в настоящее время благоприятный период для совершенствования формирования такой инфраструктуры. Учитывая высокую разнородность субъектов Российской Федерации в части социально-экономического развития, а также в части состояния инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации, видится оптимальным при совершенствовании ее формирования учитывать данные особенности пространственного развития России [4,10,]. Таким образом, для разработки приоритетов, целей и задач совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации необходима дифференциация регионов и разработка приоритетов, целей и задач в разрезе групп регионов.
Разработка приоритетов, целей и задач
Для осуществления дифференциации регионов России необходимо сформировать группы показателей на основе, которых будет осуществляться предложенная дифференциация. Формирование инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации характеризуется рядом закономерностей.
Первая выявленная закономерность, обозначает зависимость между уровнем развития человеческого капитала в регионах и состоянием инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг. Она прослеживается через сопоставление регионов-лидеров научно-технологических и инновационных рейтингов и численности населения данных регионов (таблица 1).
Таблица 1
Сопоставление регионов-лидеров научно-технологических и инновационных рейтингов и численности населения регионов. (Составлено автором по данным Росстата, ВШЭ, РИА, Минобрнауки [7,8,14,15,16,22])
Рейтинг НТР Минобр за 2023 г.
|
РИА-Рейтинг НТР за 2023 г.
|
Рейтинг ВШЭ ИР за 2023 г.
|
Численность населения в 2023 г. по данным Росстата
|
Москва
|
Москва
|
Москва
|
Москва
|
Санкт-Петербург
|
Санкт-Петербург
|
Санкт-Петербург
|
Московская область
|
Татарстан
|
Татарстан
|
Татарстан
|
Краснодарский край
|
Томская область
|
Нижегородская область
|
Нижегородская область
|
Санкт-Петербург
|
Новосибирская область
|
Московская область
|
Новосибирская область
|
Свердловская область
|
Нижегородская область
|
Самарская область
|
Московская область
|
Ростовская область
|
Московская область
|
Пермский край
|
Томская область
|
Башкортостан
|
Башкортостан
|
Тульская область
|
Ульяновская область
|
Татарстан
|
Свердловская область
|
Ульяновская область
|
Башкортостан
|
Челябинская область
|
Самарская область
|
Свердловская область
|
Тульская область
|
Нижегородская область
|
В ряде работ Д. Коулмена, В.А. Ионцева, А.Г. Магомедова, П. Демени отмечается зависимость между численностью населения и уровнем развития человеческого капитала. Чем больше численность населения, тем более высокий уровень развития человеческого капитала. Таким образом, сформируем вывод о зависимости между состоянием инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг и уровнем развития человеческого капитала в регионе [9,13,20,23,24,25].
Вторая зависимость, которая проявляется при анализе инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг – это связь между показателем ВРП и состоянием инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг. Ее можно определить через сопоставление первых десяти регионов рассмотренных ранее рейтингов и первых десяти регионов по уровню ВРП.
Таблица 2
Сопоставление регионов-лидеров научно-технологических и инновационных рейтингов и ВРП регионов. (Составлено автором по данным Росстата, ВШЭ, РИА, Минобрнауки [7,8,14,15,16,22])
Рейтинг НТР Минобр за 2023 г.
|
РИА-Рейтинг НТР за 2023 г.
|
Рейтинг ВШЭ ИР за 2023 г.
|
ВРП 2022 г. по данным Росстата
|
Москва
|
Москва
|
Москва
|
Москва
|
Санкт-Петербург
|
Санкт-Петербург
|
Санкт-Петербург
|
Санкт-Петербург
|
Татарстан
|
Татарстан
|
Татарстан
|
Московская область
|
Томская область
|
Нижегородская область
|
Нижегородская область
|
Югра
|
Новосибирская область
|
Московская область
|
Новосибирская область
|
Ямало-Ненецкий АО
|
Нижегородская область
|
Самарская область
|
Московская область
|
Татарстан
|
Московская область
|
Пермский край
|
Томская область
|
Краснодарский край
|
Башкортостан
|
Тульская область
|
Ульяновская область
|
Свердловская область
|
Свердловская область
|
Ульяновская область
|
Башкортостан
|
Красноярский край
|
Самарская область
|
Свердловская область
|
Тульская область
|
Башкортостан
|
Чтобы дифференцировать регионы и разработать приоритеты цели и задачи учитывая состояние формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации была использована методика оценки состояния инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации [3,17], включающая в себя несколько групп показателей и в результате позволяющая распределить регионы по квартилям. Для распределения регионов по группам были рассмотрены показатели численности населения, ВРП и показатели входящие в группы показателей, определенные в методике за период 2017-2023 гг. и была составлена матрица динамики в разрезе регионов, показателей и групп показателей, характеризующих состояние формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации, численность населения и уровень ВРП (таблица 3). В предложенной матрице отмечены три варианта тренда в динамике показателей восходящий (восх.) если показатель растет, нисходящий (нисх.) если показатель снижается и стационарный (стац.) если изменение показателя в динамике семилетнего периода не значительно.
Таблица 3
Матрица динамики в разрезе регионов, показателей и групп показателей, характеризующих состояние формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации (составлено автором)
I квартиль I группа
|
Регион
|
Численность
населения
|
ВРП
|
Группа
показателей 1
|
Группа
показателей 2
|
Группа
показателей 3
|
Группа
показателей 4
| ||||
г. Санкт-Петербург
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Стац.
|
Нисх.
| |||||
г.
Москва
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Восх.
|
Нисх.
| |||||
р.
Татарстан
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Стац.
|
Стац.
| |||||
Московская
область
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Стац.
|
Стац.
| |||||
р.
Башкортостан
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
| |||||
Новосибирская
область
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Стац.
|
Стац.
| |||||
I
квартиль IIгруппа
|
Ростовская
область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
| ||||
Челябинская
область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Пермский
край
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Самарская
область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Свердловская
область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Нижегородская
область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Стац.
|
Стац.
| |||||
II квартиль I группа
|
Красноярский край
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Стац.
|
Нисх.
| ||||
Воронежская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Тульская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Восх.
|
Восх.
| |||||
Белгородская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Восх.
|
Восх.
| |||||
Томская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Восх.
|
Восх.
| |||||
Ярославская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Ленинградская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
| |||||
Иркутская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Владимирская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Хабаровский край
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Стац.
| |||||
Саратовская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Кемеровская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Омская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Приморский край
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Стац.
| |||||
Ульяновская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Удмуртская Республика
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Волгоградская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Восх.
|
Восх.
| |||||
Алтайский край
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Стац.
|
Стац.
| |||||
Оренбургская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Пензенская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Стац.
|
Нисх.
| |||||
II к II г
|
Тюменская область
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
| ||||
Краснодарский край
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Восх.
|
Восх.
| |||||
Калужская область
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Восх.
|
Нисх.
| |||||
Ставропольский край
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Стац.
| |||||
Югра
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
| |||||
III квартиль I группа
|
Мурманская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Стац.
|
Стац.
| ||||
Липецкая область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Тверская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Чувашская Республика
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Вологодская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Рязанская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Кировская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Тамбовская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Стац.
|
Стац.
| |||||
Республика Мордовия
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Архангельская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Стац.
| |||||
Сахалинская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Астраханская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Смоленская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Нисх.
| |||||
Курская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Ивановская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Республика Коми
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Новгородская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Республика Карелия
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Стац.
|
Нисх.
| |||||
Брянская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Забайкальский край
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Республика Бурятия
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
III к II г
|
Республика Крым
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Нисх.
|
Восх.
| ||||
Калининградская область
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Республика Саха
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Восх.
|
Восх.
| |||||
IV квартиль I группа
|
Орловская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Нисх.
|
Восх.
| ||||
Камчатский край
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Нисх.
| |||||
Амурская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Чукотский автономный округ
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Псковская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Курганская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Магаданская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
| |||||
Костромская область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Республика Марий Эл
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Ненецкий автономный округ
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Нисх.
|
Нисх.
| |||||
Республика Хакасия
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Республика Северная Осетия - Алания
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Восх.
|
Восх.
| |||||
Еврейская автономная область
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Нисх.
|
Стац.
| |||||
Республика Алтай
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Стац.
|
Нисх.
| |||||
Республика Калмыкия
|
Нисх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
IV
квартиль II группа
|
Республика Дагестан
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Нисх.
|
Нисх.
|
Восх.
| ||||
Город Севастополь
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Нисх.
|
Восх.
| |||||
Кабардино-Балкарская Республика
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Восх.
|
Нисх.
| |||||
Чеченская Республика
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
| |||||
Республика Ингушетия
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Нисх.
|
Нисх.
| |||||
Республика Адыгея
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Восх.
|
Восх.
| |||||
Республика Тыва
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Восх.
|
Восх.
| |||||
Карачаево-Черкесская Республика
|
Восх.
|
Восх.
|
Стац.
|
Восх.
|
Восх.
|
Восх.
| |||||
Учитывая, что основой формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации является человеческий капитал, то ключевым приоритетом во всех сформировавшихся группах будет развитие человеческого капитала при помощи различных имеющихся инструментов работы с ним. Отталкиваясь от развития или повышения уровня человеческого капитала, будут формироваться и другие приоритеты, цели и задачи для обоих групп регионов-лидеров, которые представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Приоритеты, цели и задачи первой группы квартиля регионов-лидеров (составлено автором)
Приоритеты
|
Цели
|
Задачи
|
Повышение
численности населения и уровня человеческого капитала
|
Переход
от миграционного прироста населения к стабильному естественному приросту
населения для сохранения человеческого капитала и кадрового потенциала;
Переход к привлечению ведущих мировых специалистов в области инноваций, сферы услуг и цифровой трансформации; Достижение компетентностного лидерства на международном уровне в инновационном развитии организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации; |
Развитие
региональных программ стимулирования рождаемости;
Развитие международного сотрудничества между кадровыми элементами инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг; Привлечение передовых зарубежных специалистов в области инноваций, цифровой трансформации и сферы услуг; |
Современное
нормативно-правовое обеспечение инновационной инфраструктуры развития
организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации для реализации
человеческого капитала
|
Обновление
нормативно-правовой базы для регулирования новых технологий и цифровых
бизнес-моделей;
Создание гибких правовых режимов для пилотирования предоставления инновационных услуг; |
Упрощение
регуляторных процедур для инновационного развития и цифровой трансформации
организаций сферы услуг;
Разработка законов о цифровых услугах и данных; Создание стандартов для использования искусственного интеллекта в сфере услуг (например, этические нормы, прозрачность алгоритмов); Создание «регуляторных песочниц» для тестирования новых услуг без полного соблюдения стандартных норм; Налоговые льготы для компаний, инвестирующих в R&D; Внедрение «живого законодательства» с возможностью оперативных корректировок; Регулирование форматов ГЧП (государственно-частного партнерства) в инновационных проектах; Создание институтов для анализа воздействия законов на инновационную активность; Обмен опытом между регионами |
Улучшение
элементов инновационной инфраструктуры для развития человеческого капитала
|
Создание
новых типов элементов инновационной инфраструктуры;
Создания новых форматов деятельности элементов инновационной инфраструктуры; Расширение целевой аудитории пользователей элементами инновационной инфраструктуры; Развитие международного сотрудничества между элементами инновационной инфраструктуры; |
Формирования
межрегиональной инновационной инфраструктуры развития организаций сферы
услуг;
Стимулирование коллаборации между научными центрами и малым бизнесом; Проектирование индивидуальных мер поддержки под конкретные случаи для повышения их эффективности; Создание межтиповых элементов инновационной инфраструктуры; Создание консорциумов элементов инновационной инфраструктуры между регионами- лидерами; Поддержка стартапов через новые форматы грантов и хакатонов; |
Развитие
среды для организаций сферы услуг
|
Экологизация
сферы услуг;
Повышение добавленной стоимости в сфере услуг; Развитие технологических услуг; Социализация услуг; Развитие сервисов для удалённых работников (коворкинги, цифровые няни, онлайн-медицина); |
Масштабирование
цифровых решений для бизнес-услуг, финансового сектора и электронной
коммерции;
Внедрение «зелёных» стандартов в сфере услуг (энергоэффективность, сокращение отходов); Упрощение процедур регистрации бизнеса и снижение административных барьеров; |
Повсеместная
цифровая трансформация
|
Разработка
и внедрение передовых цифровых технологий и расширение их охвата, позволяющего
сохранить лидерство на российском уровне в цифровой трансформации и перейти к
международному лидерству, преломление нисходящего тренда;
Получение технологического лидерства в цифровой трансформации инновационной инфраструктуры и организаций сферы услуг; Цифровая трансформация социальных процессов и услуг; Принятие культуры цифровой трансформации; |
Развитие
региональных цифровых платформ для сферы услуг;
Развитие облачных сервисов и кибербезопасности; Разработка стандартов цифровой трансформации для малого и среднего бизнеса в сфере услуг; Увеличение доли онлайн-услуг в ВРП регионов; Сокращение издержек бизнеса за счёт автоматизации; Совместные программы ВУЗов и организаций сферы услуг для подготовки специалистов по цифровой трансформации организаций сферы услуг; |
Таблица 5 – Приоритеты, цели и задачи второй группы квартиля регионов-лидеров (составлено автором)
Приоритеты
|
Цели
|
Задачи
|
Повышение
численности населения и уровня человеческого капитала
|
Преломление
тренда на снижение численности населения регионов;
Снижение оттока населения в столичные регионы; Возвращение населения после обучения в столичных ВУЗах для работы в родном регионе; |
Привлечение
высококлассных лекторов и специалистов по направлению для проведения
образовательных мероприятий для специалистов сферы регионов;
|
Аналогично распределению первого квартиля на две группы распределились регионы в квартиле развитых регионов в соответствии с трендом по показателю численности населения. Однако если в первом квартиле группы были равноценные по шесть регионов в каждой, то среди развитых регионов видна явная диспропорция. Рассмотрим приоритеты, цели и задачи развитых регионов в части совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации (таблица 6).
Таблица 6 – Приоритеты, цели и задачи первой группы квартиля развитых регионов (составлено автором)
Приоритеты
|
Цели
|
Задачи
|
Повышение
численности населения и уровня человеческого капитала
|
Создание
миграционного прироста населения;
Увеличение рождаемости с выходом на переход к естественному приросту населения; Снижение эмиграции из региона; Реэмиграция уроженцев региона; Коллаборации с передовыми ВУЗами; |
Разработка
привлекательного бренда территорий;
Формирование благоприятной среды для проживания в регионе; Разработка программ адаптации для привлекаемых из других регионов специалистов; Разработка программ по возвращению обучающихся в столичных ВУЗах обратно в регион с гарантированным трудоустройством и периодом адаптации; Разработка программ по возвращению специалистов и обучающихся из-за границы; Разработка программ по приземлению обучающихся из других регионов и стран; Формирование зеркальных образовательных программ с российскими и зарубежными лидерами направления; |
Современное
нормативно-правовое обеспечение инновационной инфраструктуры развития
организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации для реализации
человеческого капитала
|
Повторение
передовых проверенных законодательных практик регионов-лидеров;
Улучшение и адаптация передовых законодательных практик регионов лидеров; |
Обмен
опытом с регионами лидерами;
Анализ сформированного в регионах лидерах нормативно-правового инструментария и его реализации; Анализ эффектов от действия нормативно правового инструментария в регионах лидерах; |
Улучшение
элементов инновационной инфраструктуры для развития человеческого капитала
|
Формирование
системы взаимосвязанных элементов инновационной инфраструктуры;
Разработка новых видов услуг элементов инновационной инфраструктуры; Расширение целевой аудитории пользователей элементами инновационной инфраструктуры; Развитие межрегионального сотрудничества между элементами инновационной инфраструктуры; Коллаборации с регионами лидерами; |
Разработать
единую цифровую платформу для взаимодействия элементов инфраструктуры
(стартапы, инвесторы, наука);
Унифицировать стандарты работы бизнес-инкубаторов и технопарков; Внедрить услуги по патентованию и коммерциализации разработок на базе технопарков; |
Развитие
среды для организаций сферы услуг
|
Реализация
лучших практик регионов лидеров и адаптация их для своих условий;
Совершенствование имеющихся практик для развития среды для организаций сферы услуг; |
Бенчмаркинг
собственных практик в сравнении с практиками регионов лидеров;
Синхронизация с федеральными программами Привлечение федеральных инструментов развития организаций сферы услуг; |
Повсеместная
цифровая трансформация
|
Реализация
лучших практик регионов лидеров и их успешное внедрение, и адаптация;
Совершенствование собственных практик и практик регионов лидеров; Разработка новых собственных передовых практик цифровой трансформации |
Развитие
региональных цифровых платформ для сферы услуг;
Развитие облачных сервисов и кибербезопасности; Разработка стандартов цифровой трансформации для малого и среднего бизнеса в сфере услуг; |
Таблица 7 – Приоритеты, цели и задачи второй группы квартиля развитых регионов (составлено автором)
Приоритеты
|
Цели
|
Задачи
|
Повышение
численности населения и уровня человеческого капитала
|
Переход
от миграционного прироста населения к стабильному естественному приросту
населения для сохранения человеческого капитала и кадрового потенциала;
Переход к привлечению ведущих российских специалистов в области инноваций, сферы услуг и цифровой трансформации; |
Развитие
региональных программ стимулирования рождаемости;
Развитие всероссийского сотрудничества между кадровыми элементами инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг; Постоянное обновление образовательных программ; Создание общероссийских центров обмена лучшими практиками; Создание программ по адаптации привлекаемых ведущих специалистов отрасли; |
Рассмотрим квартиль догоняющих регионов в таблице 8
Таблица 8 – Приоритеты, цели и задачи первой группы квартиля догоняющих регионов (составлено автором)
Приоритеты
|
Цели
|
Задачи
|
Повышение
численности населения и уровня человеческого капитала
|
Увеличение
рождаемости с выходом на переход к естественному приросту населения;
Снижение эмиграции из региона; Реэмиграция уроженцев региона; Коллаборации организаций сферы услуг региона; |
Разработка
привлекательного бренда территорий;
Формирование благоприятной среды для проживания в регионе; Разработка программ по возвращению обучающихся в ВУЗах других регионов обратно в регион с гарантированным трудоустройством и периодом адаптации; Формирование зеркальных образовательных программ с российскими лидерами направления; |
Современное
нормативно-правовое обеспечение инновационной инфраструктуры развития
организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации для реализации
человеческого капитала
|
Повторение
успешных передовых проверенных законодательных практик регионов-лидеров;
Повторение практик по адаптации реализованных развитыми регионами; |
Обмен
опытом с регионами лидерами и развитыми регионами;
Анализ сформированного в регионах лидерах и развитых регионах нормативно-правового инструментария и его реализации; Анализ эффектов от действия нормативно правового инструментария в регионах лидерах и развитых регионах; |
Улучшение
элементов инновационной инфраструктуры для развития человеческого капитала
|
Коллаборации
с регионами лидерами и развитыми регионами;
Доформирование необходимых базовых элементов инновационной инфраструктуры; Аутсорсинг функционала отдельных элементов инновационной инфраструктуры; |
Модернизация
действующих инструментов, реализующихся на базе инновационной инфраструктуры
региона;
Определение потенциальных соседних регионов для сотрудничества между однотипными элементами инновационной инфраструктуры; Развитие имеющихся базисных компетенций в части формирования инновационной инфраструктуры; |
Развитие
среды для организаций сферы услуг
|
Реализация
лучших практик регионов лидеров и развитых регионов адаптация их для своих
условий;
Реализация лучших практик по адаптации лучших практик регионов лидеров; Совершенствование имеющихся практик для развития среды для организаций сферы услуг; |
Определение
среди регионов лидеров и развитых регионов наиболее близких по структуре
экономики и социально-экономическим показателям субъектов Российской
Федерации для рассмотрения их опыта;
Бенчмаркинг собственных практик в сравнении с практиками регионов лидеров и развитых регионов; Привлечение на территорию регионов федеральных инструментов развития среды для сферы услуг; Синхронизация с федеральными целями и приоритетами; Привлечение федеральных инструментов развития организаций сферы услуг; Запуск образовательных программ по цифровым навыкам для предпринимателей; Усиление роли научно-образовательных услуг; Привлечение инвесторов из других регионов; Ручная организация кооперации между элементами инновационной инфраструктуры и организациями сферы услуг; |
Повсеместная
цифровая трансформация
|
Реализация
лучших практик регионов лидеров и развитых регионов их успешное внедрение, и
адаптация;
Совершенствование собственных практик на основе опыта регионов лидеров и развитых регионов; Разработка новых собственных передовых практик цифровой трансформации |
Взаимодействие
с регионами лидерами и развитыми регионами для совместной эксплуатации
цифровых платформ и решений для сферы услуг;
Совместная эксплуатация и развитие облачных сервисов и кибербезопасности; Совместные программы ВУЗов и организаций сферы услуг для подготовки специалистов по цифровой трансформации организаций сферы услуг; |
Рассмотрим третий квартиль в таблице 9.
Таблица 9 – Приоритеты, цели и задачи второй группы квартиля догоняющих регионов (составлено автором)
Приоритеты
|
Цели
|
Задачи
|
Повышение
численности населения и уровня человеческого капитала
|
Переход
к пропорционально стабильному приросту населения естественным путем и
миграцией высококвалифицированных специалистов;
Привлечение в регионы ведущих российских специалистов в области инноваций, сферы услуг и цифровой трансформации; Повышение качества образования в регионах; |
Развитие
региональных программ стимулирования рождаемости;
Развитие всероссийского сотрудничества между кадровыми элементами инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг; Создание программ по адаптации привлекаемых ведущих специалистов отрасли; Реализации программ обмена кадрами и долгосрочных стажировок молодых специалистов; |
Стоит обратить внимание, что в отстающих регионах преобладают в целом восходящие тренды по показателям. Рассмотрим их в таблице 10.
Таблица 10 – Приоритеты, цели и задачи совершенствования первой группы квартиля отстающих регионов (составлено автором)
Приоритеты
|
Цели
|
Задачи
|
Повышение
численности населения и уровня человеческого капитала
|
Развитие
человеческого капитала на основе имеющихся в регионе кадров;
Организация сотрудничества с регионами-лидерами и развитыми регионами для трансфера опыта; |
Разработка
программ стажировок в регионах лидерах;
Формирование благоприятной среды для проживания в регионе; Разработка программ по возвращению обучающихся в ВУЗах других регионов обратно в регион с гарантированным трудоустройством и периодом адаптации; Формирование зеркальных образовательных программ с российскими лидерами направления; |
Современное
нормативно-правовое обеспечение инновационной инфраструктуры развития
организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации для реализации
человеческого капитала
|
Повторение
успешных передовых проверенных законодательных практик регионов-лидеров;
Повторение практик по адаптации, реализованных развитыми регионами; Синхронизация нормативно-правового обеспечения с федеральным уровнем; Участие в пилотных программах по разработке нормативно-правового обеспечения и экспериментальных режимов; |
Обмен
опытом с регионами лидерами и развитыми регионами;
Анализ сформированного в регионах лидерах и развитых регионах нормативно-правового инструментария и его реализации; Анализ эффектов от действия нормативно правового инструментария в регионах лидерах и развитых регионах; |
Улучшение
элементов инновационной инфраструктуры для развития человеческого капитала
|
Коллаборации
с регионами лидерами и развитыми регионами;
Доформирование необходимых базовых элементов инновационной инфраструктуры или формирование инновационной инфраструктуры в регионах где она отсутствует; Аутсорсинг функционала отдельных элементов инновационной инфраструктуры; Инициация организации ассоциаций и кластеров инновационной инфраструктуры на уровне федеральных округов с целью обмена опытом |
Модернизация
действующих инструментов, реализующихся на базе инновационной инфраструктуры
региона;
Определение потенциальных соседних регионов для сотрудничества между однотипными элементами инновационной инфраструктуры; Отладка процессов взаимодействия между элементами инновационной инфраструктуры; Дополнение новым функционалом существующие элементы инновационной инфраструктуры; |
Развитие
среды для организаций сферы услуг
|
Реализация
лучших практик регионов лидеров, развитых регионов и догоняющих регионов
адаптация их для своих условий;
Реализация лучших практик по адаптации лучших практик регионов лидеров; Совершенствование имеющихся практик для развития среды для организаций сферы услуг; |
Определение
среди регионов лидеров и развитых регионов наиболее близких по структуре
экономики и социально-экономическим показателям субъектов Российской
Федерации для рассмотрения их опыта;
Бенчмаркинг собственных практик в сравнении с практиками регионов лидеров и развитых регионов; Привлечение на территорию регионов федеральных инструментов развития среды для сферы услуг; Синхронизация с федеральными целями и приоритетами; Ручная организация кооперации между элементами инновационной инфраструктуры и организациями сферы услуг; |
Повсеместная
цифровая трансформация
|
Реализация
лучших практик регионов лидеров и развитых регионов их успешное внедрение, и
адаптация;
Совершенствование собственных практик на основе опыта регионов лидеров и развитых регионов; Разработка новых собственных передовых практик цифровой трансформации |
Взаимодействие
с регионами лидерами и развитыми регионами для совместной эксплуатации
цифровых платформ и решений для сферы услуг;
Совместная эксплуатация и развитие облачных сервисов и кибербезопасности; |
Таблица 11 – Приоритеты, цели и задачи второй группы квартиля отстающих регионов (составлено автором)
Приоритеты
|
Цели
|
Задачи
|
Повышение
численности населения и уровня человеческого капитала
|
Переход
к пропорционально стабильному приросту населения естественным путем и
миграцией высококвалифицированных специалистов
Привлечение в регионы ведущих российских специалистов в области инноваций, сферы услуг и цифровой трансформации; Повышение качества образования в регионах; |
Развитие
региональных программ стимулирования рождаемости;
Развитие всероссийского сотрудничества между кадровыми элементами инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг; Создание программ по адаптации привлекаемых ведущих специалистов отрасли; Реализации программ обмена кадрами и долгосрочных стажировок молодых специалистов; |
Заключение
Если охарактеризовать в общем тренды динамики показателей регионов Российской Федерации по приоритетам совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации, то стоит отметить, что во всех регионах стабильно восходящий тренд по состоянию ВРП, стабильно стационарный тренд по нормативно-правовому обеспечению. В большинстве регионов нисходящий тренд по численности населения, что говорит о необходимости работы в данном направлении с целью повышения численности населения и следовательно, развитию человеческого капитала, что безусловно будет способствовать совершенствованию формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации. Тренды по остальным группам показателей разные и не поддаются систематизации в зависимости от квартиля. В результате по каждому приоритету в разрезе групп показателей у регионов будут свои индивидуальные цели, направленные на закрепление восходящего тренда, преломление нисходящего и переход от стационарного к восходящему. При этом в каждом субъекте РФ для этого могут быть поставлены индивидуальные задачи и найдены индивидуальные инструменты по решению таких задач, которые в перспективе могут быть масштабированы на другие регионы схожие по социально-экономическому и географическому положению и структуре экономики.
Источники:
2. Бакшт Д. А., Демин В. Г. Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными: промежуточные итоги и перспективы (Красноярский край) // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. – 2018. – № 3. – c. 60-65.
3. Бывшев В. И. Разработка методики оценки деятельности инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации // Вестник Омского университета. – 2025. – № 2. – c. 16-25.
4. Бывшев В. И., Пантелеева И. А., Писарев И. В. Дифференциация субъектов Российской Федерации для реализации региональной научно-технологической и инновационной политики // Экономика региона. – 2024. – № 3. – c. 702–717.
5. Герасимов К. Б., Васильчиков А. В., Смирнова Е. А. Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития // Московский экономический журнал. – 2021. – № 10. – c. 27.
6. Ефременко В. Ф., Пащенко Ф. Ф. Место и роль инновационной инфраструктуры в формировании региональной системы инноваций // Эко. – 2009. – № 4. – c. 93-106.
7. Власова В. В., Гохберг Л. М., Грачева Г. А. Индикаторы инновационной деятельности: 2024: статистический сборник. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2024.
8. Инновации в России. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir (дата обращения: 17.06.2025).
9. Ионцев В. А., Магомедова А. Г. Демографические аспекты развития человеческого капитала в России и ее регионах // Экономика региона. – 2015. – № 3. – c. 89-102.
10. Катанаева М. А., Бывшев В. И. Роль статистических методов в принятии решений на основе фактов на примере деятельности российских вузов // Стандарты и качество. – 2012. – № 3. – c. 78-82.
11. Катанаева М. А., Шушерина О. А. Управление качеством образовательных услуг на основе статистических методов контроля. - Москва : Проблемы науки, 2015. – 110 c.
12. Ленчук Е. Формирование инновационной инфраструктуры в российских регионах // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2013. – № 5. – c. 76-91.
13. Ломоносов М. В. О сохранении и размножении российского народа. / Избранные произведения: в 2-х т. Т. 2. - М.: Наука, 1986. – 495 c.
14. О развитии системы высшего образования в России. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/93149/ (дата обращения: 17.06.2025).
15. Российские города по качеству жизни — 2024. РИА Рейтинг. – 2024. – 10 июня. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20240610/630264277.html (дата обращения: 08.06.2025).
16. Рейтинговое агентство РИА Рейтинг (РИА Рейтинг). [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/ (дата обращения: 17.06.2025).
17. Руйга И. Р., Бывшев В. И., Пантелеева И. А. Оценка эффективности функционирования региональной инновационной инфраструктуры: формирование методических принципов и оценочных индикаторов // Инновационное развитие экономики. – 2019. – № 2. – c. 62-71.
18. Санатов Д.В. Повестка развития инновационной инфраструктуры в Российской Федерации // Инновации. – 2015. – № 9. – c. 26-33.
19. Седых И. О., Лапшина Е. Н., Яшин С. Н. Управление созданием инновационной инфраструктуры в современных условиях // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 1-1. – c. 85-91.
20. Саградов А. А. Человеческий капитал и экономико-демографическое развитие. - М., МАКС-Пресс, 2022. – 96 c.
21. Шинкевич М. В. Инновационное развитие сферы услуг в области производственной инфраструктуры // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 24. – c. 245-248.
22. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 17.06.2025).
23. Becker G. A. A Treatise on the Familly. - Oxf., 1983. – 304 p.
24. Coleman D. Europe at the Cross-roads. Must Europe\'s Population and Workforce Depend on New Theories and Concepts// International Migration: ten years after Cairo. Scientific Series «International Migration of Population: Russia and the Contemporary World»/ Edited by Vladimir Iontsev. — M.: MAX Press, 2004. — Vol. 12. — p. 19-33
25. Demeny P. Geopolitical Aspects of Population in the Twenty-First Century // International Migration of Population Demographic Development. Scientific Serios «International Migration of Population: Russia and the Contemporary World» / Edited by V. Iontsev. — Moscow: Prospekt, 2014. — Vol. 28. — 112 p
Страница обновлена: 18.07.2025 в 12:39:37