Приоритеты, цели и задачи совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации

Бывшев В.И.1
1 Сибирский федеральный университет Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены приоритеты, цели, задачи совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации и процесс их разработки. На основе сопоставления данных рейтингов инновационного развития, численности населения и уровня ВРП определены закономерности, влияющие на состояние инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в регионах. В результате на основе выявленных закономерностей осуществлена дифференциация регионов с учетом групп показателей, характеризующих состояние инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации. На основе осуществленной дифференциации представлены приоритеты, цели, задачи совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации, которые индивидуализированы для различных групп регионов.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, сфера услуг, организации сферы услуг, цифровая трансформация

JEL-классификация: L52, O25, O38, O43



Введение

Инновационная инфраструктура развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации в регионах Российской Федерации в настоящее время находится в стадии формирования [1,2,5,18]. Данный процесс подтверждается изменением количества элементов инновационной инфраструктуры в регионах России, отсутствием элементов инновационной инфраструктуры в некоторых субъектах Российской Федерации, появлением новых элементов инновационной инфраструктуры, а также новых типов элементов, например таких как социоинкубаторы [6,11,12,19,21]. В тоже время несмотря на обозначенные изменения, в целом состояние инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг находится в стабильном положении, что свидетельствует о том, что в настоящее время благоприятный период для совершенствования формирования такой инфраструктуры. Учитывая высокую разнородность субъектов Российской Федерации в части социально-экономического развития, а также в части состояния инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации, видится оптимальным при совершенствовании ее формирования учитывать данные особенности пространственного развития России [4,10,]. Таким образом, для разработки приоритетов, целей и задач совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации необходима дифференциация регионов и разработка приоритетов, целей и задач в разрезе групп регионов.

Разработка приоритетов, целей и задач

Для осуществления дифференциации регионов России необходимо сформировать группы показателей на основе, которых будет осуществляться предложенная дифференциация. Формирование инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации характеризуется рядом закономерностей.

Первая выявленная закономерность, обозначает зависимость между уровнем развития человеческого капитала в регионах и состоянием инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг. Она прослеживается через сопоставление регионов-лидеров научно-технологических и инновационных рейтингов и численности населения данных регионов (таблица 1).

Таблица 1

Сопоставление регионов-лидеров научно-технологических и инновационных рейтингов и численности населения регионов. (Составлено автором по данным Росстата, ВШЭ, РИА, Минобрнауки [7,8,14,15,16,22])

Рейтинг НТР Минобр за 2023 г.
РИА-Рейтинг НТР за 2023 г.
Рейтинг ВШЭ ИР за 2023 г.
Численность населения в 2023 г. по данным Росстата
Москва
Москва
Москва
Москва
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Московская область
Татарстан
Татарстан
Татарстан
Краснодарский край
Томская область
Нижегородская область
Нижегородская область
Санкт-Петербург
Новосибирская область
Московская область
Новосибирская область
Свердловская область
Нижегородская область
Самарская область
Московская область
Ростовская область
Московская область
Пермский край
Томская область
Башкортостан
Башкортостан
Тульская область
Ульяновская область
Татарстан
Свердловская область
Ульяновская область
Башкортостан
Челябинская область
Самарская область
Свердловская область
Тульская область
Нижегородская область
В каждом из рейтингов 60% лидирующих регионов совпадают с регионами-лидерами по численности населения, а из десяти регионов-лидеров по численности населения только 3 региона не попали в лидеры хотя бы одного из рейтингов. В связи с чем возможно сформировать вывод о высокой зависимости между численностью населения субъектов Российской Федерации и состоянием инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг.

В ряде работ Д. Коулмена, В.А. Ионцева, А.Г. Магомедова, П. Демени отмечается зависимость между численностью населения и уровнем развития человеческого капитала. Чем больше численность населения, тем более высокий уровень развития человеческого капитала. Таким образом, сформируем вывод о зависимости между состоянием инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг и уровнем развития человеческого капитала в регионе [9,13,20,23,24,25].

Вторая зависимость, которая проявляется при анализе инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг – это связь между показателем ВРП и состоянием инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг. Ее можно определить через сопоставление первых десяти регионов рассмотренных ранее рейтингов и первых десяти регионов по уровню ВРП.

Таблица 2

Сопоставление регионов-лидеров научно-технологических и инновационных рейтингов и ВРП регионов. (Составлено автором по данным Росстата, ВШЭ, РИА, Минобрнауки [7,8,14,15,16,22])

Рейтинг НТР Минобр за 2023 г.
РИА-Рейтинг НТР за 2023 г.
Рейтинг ВШЭ ИР за 2023 г.
ВРП 2022 г. по данным Росстата
Москва
Москва
Москва
Москва
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Татарстан
Татарстан
Татарстан
Московская область
Томская область
Нижегородская область
Нижегородская область
Югра
Новосибирская область
Московская область
Новосибирская область
Ямало-Ненецкий АО
Нижегородская область
Самарская область
Московская область
Татарстан
Московская область
Пермский край
Томская область
Краснодарский край
Башкортостан
Тульская область
Ульяновская область
Свердловская область
Свердловская область
Ульяновская область
Башкортостан
Красноярский край
Самарская область
Свердловская область
Тульская область
Башкортостан
Совокупное совпадение регионов лидеров рейтингов и регионов лидеров по ВРП составляет 60%, следовательно прослеживается зависимость между уровнем ВРП и состоянием инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг. При этом данная в настоящее время зависимость носит прямой характер, чем выше ВРП, тем лучше состояние инновационной инфраструктуры.

Чтобы дифференцировать регионы и разработать приоритеты цели и задачи учитывая состояние формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации была использована методика оценки состояния инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации [3,17], включающая в себя несколько групп показателей и в результате позволяющая распределить регионы по квартилям. Для распределения регионов по группам были рассмотрены показатели численности населения, ВРП и показатели входящие в группы показателей, определенные в методике за период 2017-2023 гг. и была составлена матрица динамики в разрезе регионов, показателей и групп показателей, характеризующих состояние формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации, численность населения и уровень ВРП (таблица 3). В предложенной матрице отмечены три варианта тренда в динамике показателей восходящий (восх.) если показатель растет, нисходящий (нисх.) если показатель снижается и стационарный (стац.) если изменение показателя в динамике семилетнего периода не значительно.

Таблица 3

Матрица динамики в разрезе регионов, показателей и групп показателей, характеризующих состояние формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации (составлено автором)

I квартиль I группа
Регион
Численность населения
ВРП
Группа показателей 1
Группа показателей 2
Группа показателей 3
Группа показателей 4
г. Санкт-Петербург
Восх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Стац.
Нисх.
г. Москва
Восх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Восх.
Нисх.
р. Татарстан
Восх.
Восх.
Стац.
Стац.
Стац.
Стац.
Московская область
Восх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Стац.
Стац.
р. Башкортостан
Восх.
Восх.
Стац.
Восх.
Стац.
Нисх.
Новосибирская область
Восх.
Восх.
Стац.
Стац.
Стац.
Стац.
I квартиль IIгруппа
Ростовская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Стац.
Восх.
Челябинская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Стац.
Стац.
Восх.
Пермский край
Нисх.
Восх.
Стац.
Стац.
Стац.
Восх.
Самарская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Нисх.
Восх.
Свердловская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Стац.
Восх.
Нижегородская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Стац.
Стац.
II квартиль I группа
Красноярский край
Нисх.
Восх.
Стац.
Стац.
Стац.
Нисх.
Воронежская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Восх.
Тульская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Восх.
Восх.
Белгородская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Восх.
Восх.
Томская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Восх.
Восх.
Ярославская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Стац.
Восх.
Ленинградская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Стац.
Нисх.
Иркутская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Стац.
Восх.
Владимирская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Стац.
Восх.
Хабаровский край
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Стац.
Саратовская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Стац.
Восх.
Кемеровская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Стац.
Восх.
Омская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Стац.
Стац.
Восх.
Приморский край
Нисх.
Восх.
Стац.
Стац.
Нисх.
Стац.
Ульяновская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Стац.
Нисх.
Восх.
Удмуртская Республика
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Стац.
Восх.
Волгоградская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Стац.
Восх.
Восх.
Алтайский край
Нисх.
Восх.
Стац.
Стац.
Стац.
Стац.
Оренбургская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Стац.
Восх.
Пензенская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Стац.
Стац.
Нисх.
II к II г
Тюменская область
Восх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Восх.
Стац.
Краснодарский край
Восх.
Восх.
Стац.
Стац.
Восх.
Восх.
Калужская область
Восх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Восх.
Нисх.
Ставропольский край
Восх.
Восх.
Стац.
Стац.
Нисх.
Стац.
Югра
Восх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Восх.
Стац.
III квартиль I группа
Мурманская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Стац.
Стац.
Липецкая область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Восх.
Тверская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Восх.
Чувашская Республика
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Стац.
Восх.
Вологодская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Нисх.
Восх.
Рязанская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Восх.
Ямало-Ненецкий автономный округ
Нисх.
Восх.
Стац.
Стац.
Нисх.
Восх.
Кировская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Стац.
Восх.
Тамбовская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Стац.
Стац.
Стац.
Республика Мордовия
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Нисх.
Восх.
Архангельская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Стац.
Сахалинская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Восх.
Астраханская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Стац.
Восх.
Смоленская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Нисх.
Курская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Восх.
Ивановская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Восх.
Республика Коми
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Нисх.
Восх.
Новгородская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Восх.
Республика Карелия
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Стац.
Нисх.
Брянская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Восх.
Забайкальский край
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Восх.
Республика Бурятия
Нисх.
Восх.
Стац.
Стац.
Стац.
Восх.
III к II г
Республика Крым
Восх.
Восх.
Стац.
Восх.
Нисх.
Восх.
Калининградская область
Восх.
Восх.
Стац.
Восх.
Стац.
Восх.
Республика Саха
Восх.
Восх.
Стац.
Восх.
Восх.
Восх.
IV квартиль I группа
Орловская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Нисх.
Восх.
Камчатский край
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Нисх.
Амурская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Восх.
Чукотский автономный округ
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Нисх.
Восх.
Псковская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Нисх.
Восх.
Курганская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Нисх.
Восх.
Магаданская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Костромская область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Стац.
Восх.
Республика Марий Эл
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Нисх.
Восх.
Ненецкий автономный округ
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Нисх.
Нисх.
Республика Хакасия
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Восх.
Республика Северная Осетия - Алания
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Восх.
Восх.
Еврейская автономная область
Нисх.
Восх.
Стац.
Восх.
Нисх.
Стац.
Республика Алтай
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Стац.
Нисх.
Республика Калмыкия
Нисх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Восх.
IV квартиль II группа
Республика Дагестан
Восх.
Восх.
Стац.
Нисх.
Нисх.
Восх.
Город Севастополь
Восх.
Восх.
Стац.
Восх.
Нисх.
Восх.
Кабардино-Балкарская Республика
Восх.
Восх.
Стац.
Восх.
Восх.
Нисх.
Чеченская Республика
Восх.
Восх.
Стац.
Восх.
Стац.
Восх.
Республика Ингушетия
Восх.
Восх.
Стац.
Восх.
Нисх.
Нисх.
Республика Адыгея
Восх.
Восх.
Стац.
Восх.
Восх.
Восх.
Республика Тыва
Восх.
Восх.
Стац.
Восх.
Восх.
Восх.
Карачаево-Черкесская Республика
Восх.
Восх.
Стац.
Восх.
Восх.
Восх.
Рассмотрим сформировавшиеся группы регионов в квартиле регионов-лидеров для определения приоритетов, целей и задач совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации. Стоит отметить, что приоритеты будут едины для всех квартилей и групп регионов внутри квартилей и исходить из показателей численности населения, ВРП и групп показателей разработанной методики характеризующих – нормативно-правовое обеспечение, инновационную инфраструктуру, среду для организаций сферы услуг и цифровую трансформацию. В тоже время цели и задачи для каждого квартиля и групп, сформировавшихся внутри квартилей, будут иметь как схожесть, так и отличие.

Учитывая, что основой формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации является человеческий капитал, то ключевым приоритетом во всех сформировавшихся группах будет развитие человеческого капитала при помощи различных имеющихся инструментов работы с ним. Отталкиваясь от развития или повышения уровня человеческого капитала, будут формироваться и другие приоритеты, цели и задачи для обоих групп регионов-лидеров, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Приоритеты, цели и задачи первой группы квартиля регионов-лидеров (составлено автором)

Приоритеты
Цели
Задачи
Повышение численности населения и уровня человеческого капитала
Переход от миграционного прироста населения к стабильному естественному приросту населения для сохранения человеческого капитала и кадрового потенциала;
Переход к привлечению ведущих мировых специалистов в области инноваций, сферы услуг и цифровой трансформации;
Достижение компетентностного лидерства на международном уровне в инновационном развитии организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации;
Развитие региональных программ стимулирования рождаемости;
Развитие международного сотрудничества между кадровыми элементами инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг;
Привлечение передовых зарубежных специалистов в области инноваций, цифровой трансформации и сферы услуг;
Современное нормативно-правовое обеспечение инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации для реализации человеческого капитала
Обновление нормативно-правовой базы для регулирования новых технологий и цифровых бизнес-моделей;
Создание гибких правовых режимов для пилотирования предоставления инновационных услуг;
Упрощение регуляторных процедур для инновационного развития и цифровой трансформации организаций сферы услуг;
Разработка законов о цифровых услугах и данных;
Создание стандартов для использования искусственного интеллекта в сфере услуг (например, этические нормы, прозрачность алгоритмов);
Создание «регуляторных песочниц» для тестирования новых услуг без полного соблюдения стандартных норм;
Налоговые льготы для компаний, инвестирующих в R&D;
Внедрение «живого законодательства» с возможностью оперативных корректировок;
Регулирование форматов ГЧП (государственно-частного партнерства) в инновационных проектах;
Создание институтов для анализа воздействия законов на инновационную активность;
Обмен опытом между регионами
Улучшение элементов инновационной инфраструктуры для развития человеческого капитала
Создание новых типов элементов инновационной инфраструктуры;
Создания новых форматов деятельности элементов инновационной инфраструктуры;
Расширение целевой аудитории пользователей элементами инновационной инфраструктуры;
Развитие международного сотрудничества между элементами инновационной инфраструктуры;
Формирования межрегиональной инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг;
Стимулирование коллаборации между научными центрами и малым бизнесом;
Проектирование индивидуальных мер поддержки под конкретные случаи для повышения их эффективности;
Создание межтиповых элементов инновационной инфраструктуры;
Создание консорциумов элементов инновационной инфраструктуры между регионами- лидерами;
Поддержка стартапов через новые форматы грантов и хакатонов;
Развитие среды для организаций сферы услуг
Экологизация сферы услуг;
Повышение добавленной стоимости в сфере услуг;
Развитие технологических услуг;
Социализация услуг;
Развитие сервисов для удалённых работников (коворкинги, цифровые няни, онлайн-медицина);
Масштабирование цифровых решений для бизнес-услуг, финансового сектора и электронной коммерции;
Внедрение «зелёных» стандартов в сфере услуг (энергоэффективность, сокращение отходов);
Упрощение процедур регистрации бизнеса и снижение административных барьеров;
Повсеместная цифровая трансформация
Разработка и внедрение передовых цифровых технологий и расширение их охвата, позволяющего сохранить лидерство на российском уровне в цифровой трансформации и перейти к международному лидерству, преломление нисходящего тренда;
Получение технологического лидерства в цифровой трансформации инновационной инфраструктуры и организаций сферы услуг;
Цифровая трансформация социальных процессов и услуг;
Принятие культуры цифровой трансформации;
Развитие региональных цифровых платформ для сферы услуг;
Развитие облачных сервисов и кибербезопасности;
Разработка стандартов цифровой трансформации для малого и среднего бизнеса в сфере услуг;
Увеличение доли онлайн-услуг в ВРП регионов;
Сокращение издержек бизнеса за счёт автоматизации;
Совместные программы ВУЗов и организаций сферы услуг для подготовки специалистов по цифровой трансформации организаций сферы услуг;
Представленные приоритеты, цели и задачи совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации характерны для всех групп регионов сформированных в первом квартиле регионов-лидеров, за исключением приоритета связанного с повышением численности населения и уровня человеческого капитала», по которому тренды в разрезе групп показателей отличаются. Рассмотрим цели и задачи совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации по второй группе регионов первого квартиля (таблица 5), но только по приоритету «повышение численности населения и уровня человеческого капитала», так как по нему существует принципиальное отличие в целях и задачах стоящих перед второй группой регионов. Если первая группа регионов квартиля регионов лидеров не испытывает демографических проблем, то во второй группе с отрицательным приростом населения, такие проблемы существуют, таким образом данные проблемы способствуют оттоку человеческого капитала из регионов второй группы.

Таблица 5 – Приоритеты, цели и задачи второй группы квартиля регионов-лидеров (составлено автором)

Приоритеты
Цели
Задачи
Повышение численности населения и уровня человеческого капитала
Преломление тренда на снижение численности населения регионов;
Снижение оттока населения в столичные регионы;
Возвращение населения после обучения в столичных ВУЗах для работы в родном регионе;
Привлечение высококлассных лекторов и специалистов по направлению для проведения образовательных мероприятий для специалистов сферы регионов;
Обозначенные цели и задачи позволят сместить фокус при совершенствовании формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации на сохранение человеческого капитала и привлечение квалифицированных кадров на территории рассматриваемых регионов, что должно позволить сохранить лидирующие позиции обозначенных регионов в части состояния инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации.

Аналогично распределению первого квартиля на две группы распределились регионы в квартиле развитых регионов в соответствии с трендом по показателю численности населения. Однако если в первом квартиле группы были равноценные по шесть регионов в каждой, то среди развитых регионов видна явная диспропорция. Рассмотрим приоритеты, цели и задачи развитых регионов в части совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации (таблица 6).

Таблица 6 – Приоритеты, цели и задачи первой группы квартиля развитых регионов (составлено автором)

Приоритеты
Цели
Задачи
Повышение численности населения и уровня человеческого капитала
Создание миграционного прироста населения;
Увеличение рождаемости с выходом на переход к естественному приросту населения;
Снижение эмиграции из региона;
Реэмиграция уроженцев региона;
Коллаборации с передовыми ВУЗами;
Разработка привлекательного бренда территорий;
Формирование благоприятной среды для проживания в регионе;
Разработка программ адаптации для привлекаемых из других регионов специалистов;
Разработка программ по возвращению обучающихся в столичных ВУЗах обратно в регион с гарантированным трудоустройством и периодом адаптации;
Разработка программ по возвращению специалистов и обучающихся из-за границы;
Разработка программ по приземлению обучающихся из других регионов и стран;
Формирование зеркальных образовательных программ с российскими и зарубежными лидерами направления;
Современное нормативно-правовое обеспечение инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации для реализации человеческого капитала
Повторение передовых проверенных законодательных практик регионов-лидеров;
Улучшение и адаптация передовых законодательных практик регионов лидеров;
Обмен опытом с регионами лидерами;
Анализ сформированного в регионах лидерах нормативно-правового инструментария и его реализации;
Анализ эффектов от действия нормативно правового инструментария в регионах лидерах;
Улучшение элементов инновационной инфраструктуры для развития человеческого капитала
Формирование системы взаимосвязанных элементов инновационной инфраструктуры;
Разработка новых видов услуг элементов инновационной инфраструктуры;
Расширение целевой аудитории пользователей элементами инновационной инфраструктуры;
Развитие межрегионального сотрудничества между элементами инновационной инфраструктуры;
Коллаборации с регионами лидерами;
Разработать единую цифровую платформу для взаимодействия элементов инфраструктуры (стартапы, инвесторы, наука);
Унифицировать стандарты работы бизнес-инкубаторов и технопарков;
Внедрить услуги по патентованию и коммерциализации разработок на базе технопарков;
Развитие среды для организаций сферы услуг
Реализация лучших практик регионов лидеров и адаптация их для своих условий;
Совершенствование имеющихся практик для развития среды для организаций сферы услуг;
Бенчмаркинг собственных практик в сравнении с практиками регионов лидеров;
Синхронизация с федеральными программами
Привлечение федеральных инструментов развития организаций сферы услуг;
Повсеместная цифровая трансформация
Реализация лучших практик регионов лидеров и их успешное внедрение, и адаптация;
Совершенствование собственных практик и практик регионов лидеров;
Разработка новых собственных передовых практик цифровой трансформации
Развитие региональных цифровых платформ для сферы услуг;
Развитие облачных сервисов и кибербезопасности;
Разработка стандартов цифровой трансформации для малого и среднего бизнеса в сфере услуг;
Цели и задачи в разрезе приоритетов, также как и по регионам первого квартиля характерны для всего второго квартиля за исключением приоритета численности населения и человеческого капитала, однако если в первом квартиле сначала были рассмотрены регионы с положительным приростом населения то во втором квартиле так как большинство регионов имеют отрицательный прирост населения то регионы с положительным приростом населения и их цели и задачи по данному приоритету рассмотрим отдельно в таблице 7.

Таблица 7 – Приоритеты, цели и задачи второй группы квартиля развитых регионов (составлено автором)

Приоритеты
Цели
Задачи
Повышение численности населения и уровня человеческого капитала
Переход от миграционного прироста населения к стабильному естественному приросту населения для сохранения человеческого капитала и кадрового потенциала;
Переход к привлечению ведущих российских специалистов в области инноваций, сферы услуг и цифровой трансформации;
Развитие региональных программ стимулирования рождаемости;
Развитие всероссийского сотрудничества между кадровыми элементами инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг;
Постоянное обновление образовательных программ;
Создание общероссийских центров обмена лучшими практиками;
Создание программ по адаптации привлекаемых ведущих специалистов отрасли;
Представленные цели схожи с целями регионов-лидеров с положительным приростом населения, при этом задачи схожи с развитыми регионами с отрицательным приростом населения. Данный факт объясняется тем, что имея положительный прирост населения развитые регионы должны реализовывать цели в части повышения качества человеческого капитала и повышения численности населения, аналогично регионам лидерам с положительным приростом населения, но через задачи как у развитых регионов с отрицательным приростом населения.

Рассмотрим квартиль догоняющих регионов в таблице 8

Таблица 8 – Приоритеты, цели и задачи первой группы квартиля догоняющих регионов (составлено автором)

Приоритеты
Цели
Задачи
Повышение численности населения и уровня человеческого капитала
Увеличение рождаемости с выходом на переход к естественному приросту населения;
Снижение эмиграции из региона;
Реэмиграция уроженцев региона;
Коллаборации организаций сферы услуг региона;
Разработка привлекательного бренда территорий;
Формирование благоприятной среды для проживания в регионе;
Разработка программ по возвращению обучающихся в ВУЗах других регионов обратно в регион с гарантированным трудоустройством и периодом адаптации;
Формирование зеркальных образовательных программ с российскими лидерами направления;
Современное нормативно-правовое обеспечение инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации для реализации человеческого капитала
Повторение успешных передовых проверенных законодательных практик регионов-лидеров;
Повторение практик по адаптации реализованных развитыми регионами;
Обмен опытом с регионами лидерами и развитыми регионами;
Анализ сформированного в регионах лидерах и развитых регионах нормативно-правового инструментария и его реализации;
Анализ эффектов от действия нормативно правового инструментария в регионах лидерах и развитых регионах;
Улучшение элементов инновационной инфраструктуры для развития человеческого капитала
Коллаборации с регионами лидерами и развитыми регионами;
Доформирование необходимых базовых элементов инновационной инфраструктуры;
Аутсорсинг функционала отдельных элементов инновационной инфраструктуры;
Модернизация действующих инструментов, реализующихся на базе инновационной инфраструктуры региона;
Определение потенциальных соседних регионов для сотрудничества между однотипными элементами инновационной инфраструктуры;
Развитие имеющихся базисных компетенций в части формирования инновационной инфраструктуры;
Развитие среды для организаций сферы услуг
Реализация лучших практик регионов лидеров и развитых регионов адаптация их для своих условий;
Реализация лучших практик по адаптации лучших практик регионов лидеров;
Совершенствование имеющихся практик для развития среды для организаций сферы услуг;
Определение среди регионов лидеров и развитых регионов наиболее близких по структуре экономики и социально-экономическим показателям субъектов Российской Федерации для рассмотрения их опыта;
Бенчмаркинг собственных практик в сравнении с практиками регионов лидеров и развитых регионов;
Привлечение на территорию регионов федеральных инструментов развития среды для сферы услуг;
Синхронизация с федеральными целями и приоритетами;
Привлечение федеральных инструментов развития организаций сферы услуг;
Запуск образовательных программ по цифровым навыкам для предпринимателей;
Усиление роли научно-образовательных услуг;
Привлечение инвесторов из других регионов;
Ручная организация кооперации между элементами инновационной инфраструктуры и организациями сферы услуг;
Повсеместная цифровая трансформация
Реализация лучших практик регионов лидеров и развитых регионов их успешное внедрение, и адаптация;
Совершенствование собственных практик на основе опыта регионов лидеров и развитых регионов;
Разработка новых собственных передовых практик цифровой трансформации
Взаимодействие с регионами лидерами и развитыми регионами для совместной эксплуатации цифровых платформ и решений для сферы услуг;
Совместная эксплуатация и развитие облачных сервисов и кибербезопасности;
Совместные программы ВУЗов и организаций сферы услуг для подготовки специалистов по цифровой трансформации организаций сферы услуг;
Обозначенные цели и задачи в разрезе приоритетов были адаптированы под регионы третьего квартиля, однако сформированы на основе целей и задач регионов первого и второго квартилей. Для регионов третьего квартиля модель реализации совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации должна основываться на стратегии следования за лидером, применяя его передовые практики, адаптируя их и возможно совершенствования, до того момента как сам регион не станет лидером.

Рассмотрим третий квартиль в таблице 9.

Таблица 9 – Приоритеты, цели и задачи второй группы квартиля догоняющих регионов (составлено автором)

Приоритеты
Цели
Задачи
Повышение численности населения и уровня человеческого капитала
Переход к пропорционально стабильному приросту населения естественным путем и миграцией высококвалифицированных специалистов;
Привлечение в регионы ведущих российских специалистов в области инноваций, сферы услуг и цифровой трансформации;
Повышение качества образования в регионах;
Развитие региональных программ стимулирования рождаемости;
Развитие всероссийского сотрудничества между кадровыми элементами инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг;
Создание программ по адаптации привлекаемых ведущих специалистов отрасли;
Реализации программ обмена кадрами и долгосрочных стажировок молодых специалистов;
Основными целями догоняющих регионов с положительным приростом населения по приоритету повышения численности населения и уровня человеческого капитала для совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации будет являться привлечение квалифицированных кадров из регионов лидеров и развитых регионов на территорию региона для передачи опыта, а также участие в программе стажировок для обучения имеющихся специалистов и кадров с целью применения полученного опыта на территории своего региона.

Стоит обратить внимание, что в отстающих регионах преобладают в целом восходящие тренды по показателям. Рассмотрим их в таблице 10.

Таблица 10 – Приоритеты, цели и задачи совершенствования первой группы квартиля отстающих регионов (составлено автором)

Приоритеты
Цели
Задачи
Повышение численности населения и уровня человеческого капитала
Развитие человеческого капитала на основе имеющихся в регионе кадров;
Организация сотрудничества с регионами-лидерами и развитыми регионами для трансфера опыта;
Разработка программ стажировок в регионах лидерах;
Формирование благоприятной среды для проживания в регионе;
Разработка программ по возвращению обучающихся в ВУЗах других регионов обратно в регион с гарантированным трудоустройством и периодом адаптации;
Формирование зеркальных образовательных программ с российскими лидерами направления;
Современное нормативно-правовое обеспечение инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации для реализации человеческого капитала
Повторение успешных передовых проверенных законодательных практик регионов-лидеров;
Повторение практик по адаптации, реализованных развитыми регионами;
Синхронизация нормативно-правового обеспечения с федеральным уровнем;
Участие в пилотных программах по разработке нормативно-правового обеспечения и экспериментальных режимов;
Обмен опытом с регионами лидерами и развитыми регионами;
Анализ сформированного в регионах лидерах и развитых регионах нормативно-правового инструментария и его реализации;
Анализ эффектов от действия нормативно правового инструментария в регионах лидерах и развитых регионах;
Улучшение элементов инновационной инфраструктуры для развития человеческого капитала
Коллаборации с регионами лидерами и развитыми регионами;
Доформирование необходимых базовых элементов инновационной инфраструктуры или формирование инновационной инфраструктуры в регионах где она отсутствует;
Аутсорсинг функционала отдельных элементов инновационной инфраструктуры;
Инициация организации ассоциаций и кластеров инновационной инфраструктуры на уровне федеральных округов с целью обмена опытом
Модернизация действующих инструментов, реализующихся на базе инновационной инфраструктуры региона;
Определение потенциальных соседних регионов для сотрудничества между однотипными элементами инновационной инфраструктуры;
Отладка процессов взаимодействия между элементами инновационной инфраструктуры;
Дополнение новым функционалом существующие элементы инновационной инфраструктуры;
Развитие среды для организаций сферы услуг
Реализация лучших практик регионов лидеров, развитых регионов и догоняющих регионов адаптация их для своих условий;
Реализация лучших практик по адаптации лучших практик регионов лидеров;
Совершенствование имеющихся практик для развития среды для организаций сферы услуг;
Определение среди регионов лидеров и развитых регионов наиболее близких по структуре экономики и социально-экономическим показателям субъектов Российской Федерации для рассмотрения их опыта;
Бенчмаркинг собственных практик в сравнении с практиками регионов лидеров и развитых регионов;
Привлечение на территорию регионов федеральных инструментов развития среды для сферы услуг;
Синхронизация с федеральными целями и приоритетами;
Ручная организация кооперации между элементами инновационной инфраструктуры и организациями сферы услуг;
Повсеместная цифровая трансформация
Реализация лучших практик регионов лидеров и развитых регионов их успешное внедрение, и адаптация;
Совершенствование собственных практик на основе опыта регионов лидеров и развитых регионов;
Разработка новых собственных передовых практик цифровой трансформации
Взаимодействие с регионами лидерами и развитыми регионами для совместной эксплуатации цифровых платформ и решений для сферы услуг;
Совместная эксплуатация и развитие облачных сервисов и кибербезопасности;
Цели и задачи в квартиле отстающих регионов в разрезе приоритетов будут практически повторять в догоняющие регионы. Разница лишь в том, что в регионах четвертого квартиля база формирования инновационной инфраструктуры еще более низкая и процедура совершенствования займет больше времени, однако ее результаты будут видны уже через несколько лет реализации поставленных задач. По аналогии с предыдущими квартилями рассмотрим вторую группу (таблица 11).

Таблица 11 – Приоритеты, цели и задачи второй группы квартиля отстающих регионов (составлено автором)

Приоритеты
Цели
Задачи
Повышение численности населения и уровня человеческого капитала
Переход к пропорционально стабильному приросту населения естественным путем и миграцией высококвалифицированных специалистов
Привлечение в регионы ведущих российских специалистов в области инноваций, сферы услуг и цифровой трансформации;
Повышение качества образования в регионах;
Развитие региональных программ стимулирования рождаемости;
Развитие всероссийского сотрудничества между кадровыми элементами инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг;
Создание программ по адаптации привлекаемых ведущих специалистов отрасли;
Реализации программ обмена кадрами и долгосрочных стажировок молодых специалистов;
Принципиальных отличий для двух замыкающих квартилей регионов не много, однако стоит отметить, что отстающие регионы также могут перенимать опыт и догоняющих регионов. Обмен опытом с регионами лидерами и развитыми регионами для отстающих регионов является ключевой точкой получения информации для последующего совершенствования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации.

Заключение

Если охарактеризовать в общем тренды динамики показателей регионов Российской Федерации по приоритетам совершенствования формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации, то стоит отметить, что во всех регионах стабильно восходящий тренд по состоянию ВРП, стабильно стационарный тренд по нормативно-правовому обеспечению. В большинстве регионов нисходящий тренд по численности населения, что говорит о необходимости работы в данном направлении с целью повышения численности населения и следовательно, развитию человеческого капитала, что безусловно будет способствовать совершенствованию формирования инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации. Тренды по остальным группам показателей разные и не поддаются систематизации в зависимости от квартиля. В результате по каждому приоритету в разрезе групп показателей у регионов будут свои индивидуальные цели, направленные на закрепление восходящего тренда, преломление нисходящего и переход от стационарного к восходящему. При этом в каждом субъекте РФ для этого могут быть поставлены индивидуальные задачи и найдены индивидуальные инструменты по решению таких задач, которые в перспективе могут быть масштабированы на другие регионы схожие по социально-экономическому и географическому положению и структуре экономики.


Источники:

1. Александров Ю. Л. Управление инновационной деятельностью в современных экономических условиях // Вопросы экономических наук. – 2020. – № 5. – c. 9-11.
2. Бакшт Д. А., Демин В. Г. Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными: промежуточные итоги и перспективы (Красноярский край) // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. – 2018. – № 3. – c. 60-65.
3. Бывшев В. И. Разработка методики оценки деятельности инновационной инфраструктуры развития организаций сферы услуг в условиях цифровой трансформации // Вестник Омского университета. – 2025. – № 2. – c. 16-25.
4. Бывшев В. И., Пантелеева И. А., Писарев И. В. Дифференциация субъектов Российской Федерации для реализации региональной научно-технологической и инновационной политики // Экономика региона. – 2024. – № 3. – c. 702–717.
5. Герасимов К. Б., Васильчиков А. В., Смирнова Е. А. Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития // Московский экономический журнал. – 2021. – № 10. – c. 27.
6. Ефременко В. Ф., Пащенко Ф. Ф. Место и роль инновационной инфраструктуры в формировании региональной системы инноваций // Эко. – 2009. – № 4. – c. 93-106.
7. Власова В. В., Гохберг Л. М., Грачева Г. А. Индикаторы инновационной деятельности: 2024: статистический сборник. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2024.
8. Инновации в России. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir (дата обращения: 17.06.2025).
9. Ионцев В. А., Магомедова А. Г. Демографические аспекты развития человеческого капитала в России и ее регионах // Экономика региона. – 2015. – № 3. – c. 89-102.
10. Катанаева М. А., Бывшев В. И. Роль статистических методов в принятии решений на основе фактов на примере деятельности российских вузов // Стандарты и качество. – 2012. – № 3. – c. 78-82.
11. Катанаева М. А., Шушерина О. А. Управление качеством образовательных услуг на основе статистических методов контроля. - Москва : Проблемы науки, 2015. – 110 c.
12. Ленчук Е. Формирование инновационной инфраструктуры в российских регионах // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2013. – № 5. – c. 76-91.
13. Ломоносов М. В. О сохранении и размножении российского народа. / Избранные произведения: в 2-х т. Т. 2. - М.: Наука, 1986. – 495 c.
14. О развитии системы высшего образования в России. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/93149/ (дата обращения: 17.06.2025).
15. Российские города по качеству жизни — 2024. РИА Рейтинг. – 2024. – 10 июня. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20240610/630264277.html (дата обращения: 08.06.2025).
16. Рейтинговое агентство РИА Рейтинг (РИА Рейтинг). [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/ (дата обращения: 17.06.2025).
17. Руйга И. Р., Бывшев В. И., Пантелеева И. А. Оценка эффективности функционирования региональной инновационной инфраструктуры: формирование методических принципов и оценочных индикаторов // Инновационное развитие экономики. – 2019. – № 2. – c. 62-71.
18. Санатов Д.В. Повестка развития инновационной инфраструктуры в Российской Федерации // Инновации. – 2015. – № 9. – c. 26-33.
19. Седых И. О., Лапшина Е. Н., Яшин С. Н. Управление созданием инновационной инфраструктуры в современных условиях // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 1-1. – c. 85-91.
20. Саградов А. А. Человеческий капитал и экономико-демографическое развитие. - М., МАКС-Пресс, 2022. – 96 c.
21. Шинкевич М. В. Инновационное развитие сферы услуг в области производственной инфраструктуры // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 24. – c. 245-248.
22. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 17.06.2025).
23. Becker G. A. A Treatise on the Familly. - Oxf., 1983. – 304 p.
24. Coleman D. Europe at the Cross-roads. Must Europe\'s Population and Workforce Depend on New Theories and Concepts// International Migration: ten years after Cairo. Scientific Series «International Migration of Population: Russia and the Contemporary World»/ Edited by Vladimir Iontsev. — M.: MAX Press, 2004. — Vol. 12. — p. 19-33
25. Demeny P. Geopolitical Aspects of Population in the Twenty-First Century // International Migration of Population Demographic Development. Scientific Serios «International Migration of Population: Russia and the Contemporary World» / Edited by V. Iontsev. — Moscow: Prospekt, 2014. — Vol. 28. — 112 p

Страница обновлена: 18.07.2025 в 12:39:37