Развитие материально-технической базы Федеральной таможенной службы для реализации задач по обеспечению экономической безопасности России

Кузминова О.А.1, Качанова Л.С.1, Саадулаева Т.А.1
1 Российская таможенная академия, Россия, Люберцы

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Кузминова О.А., Качанова Л.С., Саадулаева Т.А. Развитие материально-технической базы Федеральной таможенной службы для реализации задач по обеспечению экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 4. – С. 1549-1564. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.116331.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49860719
Цитирований: 19 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Приоритет обеспечения экономической безопасности как основное направление в развитии экономики страны не меняется на протяжении ряда лет. Одним из значимых органов в данном направлении развития общества является Федеральная таможенная служба. Задачи обеспечения экономической безопасности проявляются в каждой функции реализуемой службой. Для качественного и своевременного выполнения функций таможенным органам необходима развитая материально-техническая база. Цель исследования предусматривает аргументацию формирования материально-технической базы ФТС на разных уровнях и различными способами, разработку мероприятий по поступательному развитию материально-технического оснащения таможенных органов при обеспечении ими экономической безопасности государства. Полномасштабное материально-техническое обеспечение таможенных органов реализуется централизованным и децентрализованным способами. Методические подходы к развитию материально-технической базы рассмотрены на основе Классификатора продукции, приобретаемой для оснащения таможенных органов Российской Федерации, методических рекомендаций по расчету видового и количественного состава ресурсов, региональных табелей положенности и Сводного табеля положенности. Практическая часть исследования выполнена на примере Московской областной таможни, как одного из лидеров по проходящему товарообороту в рамках ФТС. Рассмотрена динамика формирования материально-технической базы в 2019-2021 годах, приведены данные за 2022 год. Проведенный анализ позволил выявить основные проблемы реализации процесса планирования материально-технической базы, организации государственных закупок. Рекомендации, разработанные для совершенствования материально-технического обеспечения Московской областной таможни, являются универсальными, могут использоваться на региональном и федеральном уровнях функционирования таможенных органов при реализации функций по обеспечению экономической безопасности государства.

Ключевые слова: материально-техническая база, государственные закупки, планирование, бюджетные средства, экономическая безопасность государства

JEL-классификация: F13, F51, F52, H56, H57



Введение. На фоне многочисленных антироссийских санкций недружественных стран и открытого экономического противостояния нашего государства агрессии стран – участниц Организации Североатлантического договора (НАТО) курс руководства России на обеспечение национальной, в том числе экономической безопасности страны, становится актуальнее [13]. Большинство государственных министерств и ведомств придерживаются данного общегосударственного курса поступательного развития. Обеспечение экономической безопасности России в качестве аккумулирующего компонента системы национальной безопасности является компетенцией таможенных органов. Приоритетными задачами обеспечения экономической безопасности государства выступают противостояние экономическим нарушениям и преступным деяниям во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), защита интересов добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, реализация фискальной функции по поступлению средств в доходную часть в бюджет федерального уровня [5] (Karavaeva, Lev, 2021).

Полномасштабная и своевременная реализация таможенными органами поставленных задач предполагает их полное и бесперебойное обеспечение материально-техническими ресурсами. Модернизация материально-технической базы таможенных органов и подведомственных организаций является ответственным процессом, осуществляемым на основе нормативно-правовой базы, регламентирующей соответствующие аспекты. Так, деятельность по материально-техническому обеспечению на уровне законодательства регулируют ФЗ от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказ ФТС от 18.10.2016 № 1985 «О продовольственном обеспечении в таможенных органах Российской Федерации», Распоряжение Правительства от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» и другие [1–3]. Актуальным является исследование проблемы повышения эффективности и результативности «бюджетных расходов на всех уровнях управления» [14] (Karavaeva, Bykovskaya, Bukhvald, Kazantsev, Kolomiets, Lev, Kolpakova, 2021). Повышение эффективности как финансового, так и ресурсного планирования, в которое входят материальные затраты, способствует рационализации и оперативности деятельности таможенных органов.

Целью исследования является обоснование формирования материально-технической базы Федеральной таможенной службы (ФТС) на разных уровнях и различными способами, предложение мероприятий по поступательному развитию материально-технического оснащения таможенных органов при обеспечении ими экономической безопасности государства.

Реализация поставленной задачи предусматривает решение следующих задач исследования:

- проведение анализа формирования материально-технической базы ФТС на разных уровнях и различными способами;

- выявление недостатков в реализации процессов формирования и развития материально-технической базы ФТС;

- разработка мероприятий, нацеленных на развитие материально-технического оснащения таможенных органов в свете реализуемых ими функций по обеспечению и поддержанию экономической безопасности государства.

В качестве объекта в исследовании определены таможенные органы и подотчетные им организации, функционирование которых призвано обеспечить и укрепить экономическую безопасность государства. Предмет проводимого исследования сосредоточен на экономических отношениях, возникающих при формировании и развитии материально-технического обеспечения таможенных органов при обеспечении экономической безопасности государства.

Научная новизна предлагаемого исследования генерируется в направлении оптимизации материально-технической базы государственных таможенных органов на основе развития методологии расчета материально-технического обеспечения органов, внедрения универсальной формы для совершенствования методологии планирования на местах, оптимизации использования бюджетных лимитов, доведенных до ФТС, рационализации и сохранения прозрачности функционирования системы государственных закупок, а также модификации деятельности ЕИС «Закупки».

Материалы и методы исследования. Онтогенез материально-технической базы ФТС трактуется как совокупность поступательных процессов планирования и своевременного обеспечения таможенных органов материальными и техническими ресурсами, предназначенными для реализации функций в части обеспечения экономической безопасности государства.

Формирование материально-технической базы таможенных органов реализуется в рамках двух этапов. На первом выполняется составление сводных заявок, разработка технических заданий, заключение государственных контрактов, их оформление, а также контроль за выполнением условий договоров. Второй этап предусматривает строительство, косметический, капитальный ремонт эксплуатируемых объектов; техническое их оснащение; продовольственное, вещевое, медицинское обеспечение; а также взаимодействие с другими структурными подразделениями.

Полномасштабное материально-техническое обеспечение таможенных органов реализуется централизованным и децентрализованным способами при использовании механизма государственных закупок в свете лимитов бюджетных обязательств и смет расходов и доходов, доведенных до органов таможни.

В Классификаторе продукции, покупаемой в рамках обеспечения таможен Российской Федерации, определен список продуктов, вещей повседневного обихода, технических средств и оборудования, необходимого таможенным органам при выполнении функций по обеспечению экономической безопасности страны. В Классификаторе указывается номенклатурный код продукции, код бюджетной классификации и представляется вид приобретения – централизованно или децентрализованно [4].

Планирование потребности в различного вида продукции и услугах, формирование годовых прогнозов бюджетных расходов является прерогативой Главного управления тылового обеспечения ФТС России (ГУТО ФТС России). В функции Управления тылового обеспечения входит организация размещения заказов, поиск поставщиков продукции, реализация требуемых работ и услуг для таможен разных уровней.

Формирование материально-технической базы в централизованном порядке предусматривает приобретение материально-технических ресурсов: форменное обмундирование, обувь и головные уборы; печатная продукция – оперативные бланки; автотехника: автотранспорт, спецавтотранспорт, подъемно-транспортное оборудование; коммунальная техника; авиационная техника; воздушные суда; вооружение и средства защиты; специальное снаряжение и оборудование. Централизованное оснащение материально-техническими ресурсами осуществляется на основе Планов приобретения продукции для нужд таможен и постов, которые утверждаются ФТС России [4].

В разрезе утвержденных планов приобретения продукции таможенные органы проводят приобретение материально-технических ресурсов самостоятельно в децентрализованном порядке. Децентрализованно приобретаются: печатная продукция – бухгалтерские и кадровые бланки; агрегаты для вертолетов; комплектующие к авиационному оборудованию и радиоэлектронному обеспечению воздушного судна; элементы транспортировки воздушного судна; спасательное авиационное оборудование и имущество; наземное авиационное оборудование; измерительные приборы; оргтехника; программное обеспечение; хозяйственно-бытовые предметы, инвентарь и оборудование, канцелярские товары [4]. Организация приобретения децентрализованно материально-технических средств мотивируется, координируется и предъявляется таможенными органами на основе приказов ФТС России и порядка формирования общей бюджетной заявки, а также формирования сметы расходов и доходов на очередной год. Децентрализованная покупка автотранспортных и технических средств реализуется по согласованию с ГУТО ФТС России, фиксируется в Плане приобретения.

Формирование материально-технической базы ФТС является непрерывным и высокотехнологичным процессом, эффективность реализации которого является предпосылкой для полного выполнения таможнями и их постами функционала обеспечения экономической безопасности государства.

Результаты исследования и их обсуждение. Использование средств бюджета мотивирует таможенные органы эффективно выполнять прогнозирование, планирование потребности в ресурсах, фактические закупки с целью получения намеченных результатов деятельности службы. Нормативный метод планирования является базовым методом планирования затрат таможенных органов на совокупность ресурсов, в том числе материально-технических [6, 12, 15] (Laptev, Rogov, 2019; Shabasheva, 2021; Sandu, Veselovsky, Fedotov, Semyonova, Doshchanova, 2015).

Потребности в разновидностях материально-технического обеспечения рассчитываются при использовании методических рекомендаций по расчету видового и количественного состава ресурсов, предложенных таможенными органами.

Для регионального уровня нормируемая потребность таможен и их постов в материально-технических ресурсах фиксируется в региональных табелях положенности. На федеральном уровне – в Сводном табеле положенности. Таким образом, как интегрированный на всех уровнях документ, Сводный табель положенности включает в себя определенные разделы (рис. 1) [6] (Laptev, Rogov, 2019).

Рисунок 1. Разделы сводного табеля положенности таможенных органов

Источник: [6] (Laptev, Rogov, 2019).

В практической деятельности структурных подразделений ФТС в зависимости от разновидности материально-технических ресурсов трудно обосновать точное количество необходимых ресурсов на финансовый год. Например, при планировании на год вперед трудно спрогнозировать количество требуемых запасных частей для ремонта автотранспортных средств, технических средств, используемых таможенными органами. В данной ситуации возможно рассчитать максимальное число требуемого ресурса условно, отталкиваясь от предусмотренных лимитов бюджетных обязательств и среднерыночных цен за единицу ресурса [9; 10].

Одной из лидирующих по проходящему товарообороту в рамках ФТС России является Московская областная таможня, образованная 5 ноября 2010 г. и реализующая задачи и функции ФТС России в регионе своей деятельности – г. Москве и Московской области. За период 2019–2021 гг. внешнеторговый оборот таможни в стоимостном выражении возрос на 10% (с 5,4 до 5,9 млрд долл. США) (рис. 2), в физическом – на 35,8%, т.е. 2,26 млн тонн, количество оформленных деклараций – на 27% (166 469 шт.) [16; 17] (Savkin, 2018; Troshin, Shapovalov, Pashkov, Sandu, 2020).

Рисунок 2. Товарооборот Московской областной таможни

Источник: [16] (Savkin, 2018).

Материально-техническое обеспечение Московской областной таможни обеспечивает ГУТО ФТС России в рамках централизованного уровня и отделы тылового блока непосредственно таможни в децентрализованном порядке. Отделы тылового блока рассчитывают и обосновывают потребности в каждом виде материально-технического оснащения, ведут учет и распределение движимого имущества, планирование и приобретают материально-технические средства.

В 2021 г. Московской областной таможней осуществлено 52 мероприятия по закупкам на общую сумму – 133 млн руб. (в 2019 г. – 93 закупки на сумму 134,1 млн руб.). В целом в 2021 г. ФТС осуществлено 111 закупочных процедур на общую сумму 6,3 млрд руб. Доля Московской областной таможни составила 46,8% в количественном и 2,1% в стоимостном показателе. Анализ структуры распределения средств на закупку Московской областной таможни в 2021 г. показал следующее. Наибольшими статьями расходов на закупку материально-технического оснащения Московской областной таможни были: топливо (почти 17 млн руб.), услуги уборки (16,5 млн руб.), техническое обслуживание и ремонт зданий, копировально-множительной техники, транспортных средств (16,6; 22,2 и 13,2 млн руб.) и другие статьи. Наименьшие затраты таможни в 2021 году пришлись на письменный перевод (100 тыс. руб.) и аренду спортивных объектов (223,3 тыс. руб.) [16] (Savkin, 2018).

В 2020 г. Московской областной таможней осуществлено 66 процедур закупок на общую сумму 137,4 млн руб. Большая часть расходов на закупку материально-технического снабжения Московской областной таможни пришлась на программное обеспечение – около 57 млн руб. Также в большом объеме были закуплены топливо (11 млн руб.), система интерактивного вещания (6,9 млн руб.), средства печати и копирования (5,5 млн руб.).

В 2019 г. Московской областной таможней было проведено 93 процедуры закупки на общую сумму 134,1 млн руб., большая часть расходов на закупки таможни пришлась на программное обеспечение и серверное оборудование – около 41% (54,7 млн руб.). Также довольно много средств было потрачено на услуги (18,7%, т.е. 25,1 млн руб.), технику (18,25%, т.е. 24,5 млн руб.) и автотранспорт (15,8%, т.е. 21,2 млн руб.). На остальные группы пришлось лишь 6,4% [16] (Savkin, 2018).

Рассмотрим и другие показатели материально-технической укомплектованности Московской областной таможни на 1 января 2022 г.:

1) мебель (столы, шкафы, кресла, бытовая техника и т.д.) – укомплектованность должностных лиц таможни составляет 100%, при этом сохраняется необходимость в их будущей закупке в связи с окончанием сроков эксплуатации;

2) вычислительная техника, серверное оборудование, технические средства – укомплектованность должностных лиц таможни составляет 100% (70 ед. серверного оборудования, 1100 ед. рабочих станций, около 200 печатных устройств, 58 сканирующих устройств). В 2021 г. было списано 338 ед. морально и физически устаревшей техники, поступило – 200 ед. (10 шт. МФУ, 72 шт. принтеров, 51 шт. терминальных рабочих станций, 7 шт. ноутбуков, 60 шт. телефонных аппаратов).

При осуществлении закупок ФТС России использует Единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка» и Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок. Поскольку материально-техническое оснащение Московской областной таможни происходит преимущественно через осуществление государственных закупок, целесообразно провести анализ динамики закупочной деятельности таможни.

Одной из наиболее значимых статей основных фондов Московской областной таможни является автомобильный транспорт. Можно сделать вывод о том, что штатная численность автотранспорта в Московской областной таможне составляет 61 единицу, где на балансе состоят 59 ед. (в 2021 г.) и 2 ед. выведены из эксплуатации для последующей передачи или реализации. Таким образом, укомплектованность таможни автотранспортом составила 93,4% (укомплектованность автобусами и грузовыми автомобилями составляет 100%, специальными и коммунальными автомобилями – лишь 50%, укомплектованность легковыми автомобилями в 2021 г. также составила 100%).

Также отрицательным фактором является факт того, что 58,73% всего автотранспорта старше 7 лет, что говорит о скорой необходимости обновления автопарка таможни и необходимости затрат на ремонт.

Рассматривая динамику объемов закупок материально-технических средств Московской областной таможней, можно сделать следующие выводы:

- за период 2019–2021 гг. наблюдалось незначительное сокращение объемов закупок (на 44% в количественном и на 0,8% в стоимостном выражении), что связано с удорожанием крупных статей – например, закупкой нового ПО или обновлением вычислительной и прочей техники;

- в целом наиболее значимыми для Московской областной таможни являются такие виды снабжения, как программное обеспечение, автотранспорт (в т.ч. и топливо) и техника (вычислительная, копировальная и пр. – ноутбуки, принтеры, телефоны и т.д.);

- в рассматриваемый период структура закупочной деятельности является довольно нестабильной, что обусловлено разными сроками действия материально-технической базы, а также быстрым моральным и физическим устареванием техники;

- меньше всего в силу низкой стоимости приходится на расходные материалы – бумагу, средства личной гигиены, перчатки, маски, календари и др.

В структуре децентрализованного обеспечения таможни преобладают расходы на автотранспорт (приобретение и содержание транспорта), технику (вычислительную, копировальную и др.), а также программное обеспечение, обеспечивающее функционирование всей таможни. В структуре централизованного обеспечения значимая доля приходится на вещевое довольствие. При этом обеспеченность Московской областной таможни практически по всем статьям составляет 100%, что говорит о высоком качестве работы централизованного и децентрализованного блоков тылового обеспечения.

В 2022 г. Московской областной таможней было размещено 15 заявок государственных закупок:

- вывоз и утилизация санкционной продукции (300 тыс. руб.);

- приобретение офисной бумаги (2 720,6 тыс. руб.);

- техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (4 533,3 тыс. руб.);

- ремонт кондиционера (1 912,3 тыс. руб.);

- покупка средств вычислительной техники (350 тыс. руб.);

- приобретение средств печати и копирования (150 тыс. руб.);

- техобслуживание и ремонт комплексной системы безопасности (1 583,4 тыс. руб.);

- текущий ремонт помещений (3 902,5 тыс. руб.);

- техобслуживание и ремонт серверного оборудования (1 800 тыс. руб.);

- техобслуживание ТО ЛВС (1 500 тыс. руб.);

- приобретение средств связи (700 тыс. руб.);

- услуги по письменным переводам (300 тыс. руб.);

- изготовление двух дополнительных сегментов для материального имущества таможни (стол для заседаний) (355,3 тыс. руб.) [16] (Savkin, 2018).

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что процесс обеспечения материально-техническими средствами Московской областной таможни является несовершенным. На это влияет специфика деятельности таможни (преимущественно централизованное планирование, функционирование в рамках лимитов бюджетных обязательств, нормативно-правовая база, регламентирующая государственные закупки и т.д.), а также динамичность экономической среды.

В результате проведенного анализа развития материально-технической базы ФТС выявлен ряд проблем в реализации этого процесса. К ним относятся:

- отсутствие возможности проведения внеплановых закупок из-за наличия лимитов бюджетных обязательств;

- отсутствие систематического обновления и пересмотра количественных показателей ввиду несовершенства при работе с ЕИС «Закупки»;

- несоответствие поставщиков требованиям, предъявляемым в ходе реализации процедуры;

- неравномерное устаревание материально-технического оснащения таможенных органов;

- регулярное наблюдение за конъюнктурой рынка ресурсов для выявления корректной цены.

Также определенные сложности материально-технического обеспечения Московской областной таможни (и других таможенных органов) возникают во время осуществления закупок на основании проведения торгов в форме конкурса в ЕИС «Закупки», в частности сложные критерии отбора и требования к контрагентам, неполнота информации о поставщиках, а также фиксированные максимальные суммы тендеров, вследствие чего возникают трудности в поиске контрагента и в некоторых случаях не удается найти исполнителя «по заданным ценам и критериям» [7] (Lev, 2012).

Поступательное развитие материально-технической базы на всех уровнях ФТС реализуется за счет совершенствования нормативно-правовой базы, вовлечения в процесс планирования ГУТО ФТС России отделов тылового снабжения всех таможенных органов, а также при корректном использовании бюджетных лимитов, доведенных до таможенных органов.

В рамках оптимизации материально-технической базы таможенных органов на уровне таможен и постов, а также на уровне ФТС предлагается реализовать следующее:

- предложить методологию расчета материально-технической базы таможенных органов, а также регламентирования функционирования ЕИС «Закупки» [15] (Sandu, Veselovsky, Fedotov, Semyonova, Doshchanova, 2015);

- внедрить универсальную форму для совершенствования методологии планирования на местах, то есть вовлечение всех таможен, таможенных постов, РТУ и совершенствование их взаимодействия, что позволит учесть особенности региональной деятельности (климатические условия, национальный менталитет), а также регулярно учитывать изменение количественных показателей (соотношение мужчин и женщин, изменение штатного количества);

- оптимизировать использование бюджетных лимитов, доведенных до ФТС, с учетом их последующей корректировки при изменении оперативных потребностей таможенных органов;

- рационализировать и сохранить прозрачность функционирования

системы государственных закупок, в т.ч. и для возможности осуществления срочных закупок ввиду внешних факторов – «неблагоприятной экономической ситуации» и др. [8] (Lev, 2016).

- модифицировать деятельность ЕИС «Закупки» на основе предоставления преференций, льгот для поставщиков, что сделает процесс государственных закупок привлекательным для крупных отечественных компаний, сократится количество отмененных тендеров, повысится скорость выполнения заказов.

На основе предложенных путей совершенствования выявленных проблем материально-технического снабжения таможен и постов Российской Федерации планируется достичь равномерного освоения выделяемого бюджета, исключая всевозможные непредвиденные ситуации, которые могут возникнуть в рамках деятельности таможенных органов, вследствие чего появляются незапланированные расходы бюджета. Также немаловажным результатом, к которому необходимо стремиться, является достижение полной укомплектованности и обеспеченности таможенных органов материально-техническими ресурсами, которые напрямую влияют на показатели результативности не только определенного таможенного поста, таможенного управления, но и в целом деятельности ФТС России. Помимо этого, в рамках вышеперечисленных проблем и рекомендаций таможенные органы должны стремиться к тому, чтобы максимально минимизировать отмененные тендеры в Единой информационной системе «Закупки» по причине несоответствия цен, поставщиков, сроков исполнения и т.д. [11] (Savkin, Solodovnik, 2020).

Заключение. В ходе исследования выявлены ключевые проблемы обеспечения материально-техническими средствами Московской областной таможни, а также рассмотрены пути их совершенствования. Непрерывное совершенствование данного процесса на региональном и федеральном уровнях не только позволит оптимизировать затраты ФТС России и повысить эффективность деятельности таможенных органов, но и выйти на новый уровень предоставления таможенных услуг и взаимодействия с участниками ВЭД по всему миру. Расширение и повышение эффективности деятельности ФТС России способствует использованию новых технологий и методов в обеспечении экономической безопасности государства.


Источники:

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (последняя редакция). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 (дата обращения: 21.03.2021).
2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 №1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557 (дата обращения: 21.03.2022).
3. Приказ ФТС России от 18.10.2016 №1985 «О продовольственном обеспечении в таможенных органах Российской Федерации» (вместе с «Порядком продовольственного обеспечения в таможенных органах Российской Федерации», «Нормами замены одних продуктов другими при организации продовольственного обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации и некоторых других категорий лиц») (Зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2016 №44293). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206989 (дата обращения: 21.03.2022).
4. Государственный Таможенный комитет Российской Федерации Указание от 28.03.1977г. № 01-14/387 «О Классификаторе продукции, приобретаемой для оснащения таможенных органов». Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/9045914 (дата обращения: 21.03.2022).
5. Караваева И.В., Лев М.Ю. Итоги проведения V Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» «Новые вызовы и угрозы экономике и социуму России» // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 853-887. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112368.
6. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 1-1. – c. 77-85.
7. Лев М.Ю. Актуальные проблемы государственного регулирования цен в условиях нестабильной экономики. - Москва: Типография «Ваш Полиграфический Партнер», 2012. – 204 c.
8. Лев М.Ю. Актуальные проблемы установления начальной цены контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как фактор экономической безопасности // Вестник Академии. – 2016. – № 2. – c. 28-35.
9. Отчетность и результаты деятельности. Официальный интернет – портал Федеральной таможенной службы Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 21.03.2022).
10. Общая информация. Официальный интернет – портал Московской областной таможни. [Электронный ресурс]. URL: https://mot.customs.gov.ru (дата обращения: 21.03.2022).
11. Савкин В.И., Солодовник А.И. Управление рисками организаций-экспортеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 2. – c. 60-71.
12. Шабашева Ю.Е. Реализация единой хозяйственной политики таможенных органов в условиях инновационных рисков // Актуальные направления статистических исследований в сфере таможенного дела: Сборник материалов студенческой научно-практической конференции. Москва, 2021. – c. 25-28.
13. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - М.: ИЭ РАН, 2021. – 325 c.
14. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Экспертная оценка проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 11(119). – c. 138-163. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.01.019.
15. Sandu I.S., Veselovsky M.Y., Fedotov A.V., Semyonova E.I., Doshchanova A.I. Methodological aspects of social and economic efficiency of the regional activities // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2015. – № 3. – p. 650-659. – doi: 10.14505/jarle.v6.3(13).19.
16. Savkin V.I. Environmental management: solving the problem of sustainable rural development // Problems of management theory and practice. – 2018. – № 8. – p. 123-127.
17. Troshin A.S., Shapovalov A.A., Pashkov M.V., Sandu I.S. Special Economic Zones of the Border Region as Accelerant of Its Innovative - Investment Development // International scientific conference \"fareastcon\" (iscfec 2020): Proceedings of the International Scientific Conference «FarEastCon» (ISCFEC 2020). Advances in Economics, Business and Management Research. Vladivostok, 2020.– doi: 10.2991/aebmr.k.200312.429.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:28:57