Механизм функционирования региональной инновационной системы, основанной на приоритетных отраслях региона

Масалов Е.И., Борисоглебская Л.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (34), Октябрь 2009

Цитировать:
Масалов Е.И., Борисоглебская Л.Н. Механизм функционирования региональной инновационной системы, основанной на приоритетных отраслях региона // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 94-101.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038156
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Для создания национальной инновационной системы РФ необходимо решить ряд задач, одна из которых сводится к разработке региональных инновационных систем, позволяющих достичь перехода к новой обновленной инновационной экономике. В работе рассмотрена региональная инновационная система, основанная на приоритетных отраслях, определены задачи всех участников инновационного процесса и предложен механизм ее реализации.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, региональная инновационная система, научный потенциал



В современных условиях, характеризующихся становлением новой экономики, основанной на знаниях, неуклонно возрастает роль инновационной деятельности. При переходе Российской Федерации на инновационной путь развития регионы должны стать полноправными участниками разработки и реализации национальной инновационной системы. Сегодня на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности и имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций. [5]

Основным документом, в котором рассматривается национальная инновационная система, является проект «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу». В посланиях Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации неоднократно отмечалось о необходимости создания региональных инновационных систем [2].

В последнее время для развития малого инновационного бизнеса и коммерциализации научного потенциала вузов принят Федеральный Закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Основным положением данного документа является то, что научным учреждениям и вузам предоставлено право создавать хозяйственные общества для практического применения результатов интеллектуальной деятельности.

Эффективность инновационной экономики в России во многом определяется региональными инновационными системами (РИС), которые предопределяют темпы развития экономики и рост благосостояния населения. В настоящее время, хотя и существуют отдельные положительные результаты функционирования, эффективность РИС в целом очень низка, что обусловлено рядом причин [3]:

  • отсутствуют общепринятые правила в законодательстве регионов, регламентирующих взаимоотношения в области инновационной деятельности системы «власть–инвестор–промышленность–вузы»;
  • реализация каждого инновационного проекта зависит от многих факторов: характера проекта, отношений между участниками региональной инновационной системы, особенностей института;
  • недостаточная востребованность и непонимание необходимости инновационного развития со стороны руководства предприятий;
  • 4. нехватка профессионально подготовленных команд, в области реализации инновационных проектов.

    Кроме того, руководители предприятий нередко покупают и реализуют зарубежные разработки, ссылаясь на экономическую целесообразность и их лучшее качество [4].

    Региональная инновационная система – комплексная система обеспечения условий для генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новые продукты, технологии и услуги во всех сферах жизни общества, обладающая набором свойств, способствующих созданию и коммерциализации инноваций, а именно:

  • профессионализмом, базирующимся на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;
  • конструктивностью, обеспечивающейся ориентацией на конечный результат;
  • высоким уровнем научно-технического потенциала;
  • кадровой обеспеченностью, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможностью постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;
  • финансовой обеспеченностью;
  • мощным уровнем инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;
  • гибкостью, обеспечивающей приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.
  • Для усиления конкурентоспособности экономики региона, становления благоприятной социальной среды и создания условий для эффективной реализации человеческого потенциала, улучшения качества жизни населения в работе предлагается модель функционирования РИС, в основе которой лежат приоритетные отрасли экономики.

    Основным элементом в данной системе является исполнительная власть региона, которое взаимодействует со всеми участниками инновационного процесса. Органы государственной власти контролируют изменения на предприятиях региона и регулируют их инновационную деятельность посредством [1]:

  • совершенствования нормативно-правовой базы;
  • выделения на конкурсной основе частичного и полного финансирования на реализацию отдельных инновационных программ и проектов в рамках средств, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год;
  • привлечения инвестиций из федеральных источников для реализации инновационных проектов регионального значения;
  • выдачи рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для предоставления их отечественным и иностранным инвесторам;
  • предоставления льгот по налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет;
  • компенсации части процентной ставки по банковским кредитам за счет средств областного бюджета;
  • оказания помощи в снижении внешних рисков отрасли.
  • Инвестиционный потенциал регионов России состоит как минимум из 3 составляющих: банковского сектора, инвестиционных компаний и федеральных и региональных фондов. На сегодняшний день в России около 80% инновационных проектов реализуются за счет средств федеральных и региональных бюджетов и только около 20% другими инвесторами [2].

    Перед инвесторами правительство региона выступает гарантом возвратности кредитов по глобальным и наиболее значимым инновационным проектам. Основными задачами инвестиционной деятельности региональных властей являются [3]:

  • формирование привлекательного инвестиционного имиджа региона;
  • предоставление коммерческим банкам кредитов под инновационные проекты, разрабатываемые на предприятиях посредством предоставления налоговых льгот, а также стимулирование привилегированной выдачи кредитных ресурсов по пониженным ставкам;
  • анализ инвестиционного портфеля предприятий области с целью выявления недобросовестных кредиторов и исключения их из списка организаций, получающих государственную поддержку;
  • формирование региональных фондов инновационного развития за счет отчисления части прибыли предприятиями.
  • Денежные средства региональных фондов инновационного развития идут не только на поддержание крупных предприятий, входящих в число приоритетных, но и на развитие малого и среднего инновационного бизнеса.

    Взаимосвязь с наукой у инвестиционной составляющей РИС существует, но в основном, она проявляется в финансировании из федеральных и региональных бюджетов [5].

    В предлагаемом механизме функционирования региональной инновационной системы финансовая поддержка по приоритетным направлениям науки и техники происходит под гарантией государства, а по другим проектам осуществляется непосредственно предприятиями, которые выступают гарантом необходимости такой разработки и возвратности полученных денег от инвестора.

    В России около 70% инвестиций в средний и малый бизнес осуществляются непосредственно банковским сектором под залог имущества. Здесь в основном речь идет о привлечении краткосрочных кредитов для пополнения оборотных средств или для модернизации производства [2].

    Важным звеном системной интеграции всех аспектов и участников инновационных процессов РИС является научная составляющая. Стимулировать научную деятельность в приоритетных отраслях, можно с помощью:

  • регулирования научной и научно-технической деятельности органами региональных властей в пределах их полномочий;
  • формирования единства нормативно-правовой базы, режима и методов регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности на всей территории региона;
  • повышения направленности регионального заказа на научную и научно-техническую продукцию, на решение проблем регионального значения;
  • формирования региональных инновационных программ и проектов в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического развития области;
  • открытия региональных грантов по приоритетным направлениям развития;
  • выдачи на конкурсной основе грантов научным работникам и организациям;
  • финансового поощрения наиболее активных научных организаций инновационного процесса в регионе;
  • содействия и долевого участия в покупке дорогостоящего оборудования для проведения НИР и НИОКР;
  • интеграция научных исследований организациями региона в государственные и международные научно-технические программы.
  • Механизм формирования предложенной региональной инновационной системы, основанной на приоритетных отраслях, устанавливает новые, более рациональные связи между всеми его элементами. При этом он включает в себя весь процесс от разработки и принятия инновационных проектов, до вывода инновационной продукции на рынок [3] (рис. 1).

    Рис. 1. Механизм взаимодействия основных элементов региональной инновационной системы

    Данный механизм взаимодействия основных элементов региональной инновационной системы состоит из 6 этапов.

    Первый этап.

    На основе изменения потребительского спроса на внешних и внутренних рынках предприятиями региона формируются заявки на необходимые исследования, которые направляются в администрацию региона для рассмотрения возможности их реализации на базе научных учреждений в области и получения качественного результата.

    Второй этап.

    В администрации региона рассматриваются все заявки предприятий, формируются региональные гранты, и объявляется конкурс для научных организаций. В случае, если рассматриваемая заявка не актуальна, оформляется мотивированный отказ.

    Третий этап.

    Научные учреждения на основании выигранных грантов проводят исследования, разрабатывают новую продукцию и передают ее предприятиям.

    Четвертый этап.

    На основании полученных результатов разрабатываются инновационные проекты, пишется их бизнес-планы и технико-экономические обоснования, которые подаются инвесторам и в правительство региона для привлечения финансовых средств на реализацию инновационного проекта. Инвесторы рассматривают целесообразность вложения финансовых средств в предлагаемый проект и возможность его реализации на предприятиях. Грамотно разработанная техническая часть проекта научными учреждениями и технико-экономическое обоснование его реализации предприятием увеличивают шансы получения кредита [4].

    Пятый этап.

    После привлечения финансовых средств на предприятиях начинается реализация инновационного проекта и вывод инновационной продукции на внешние и внутренние рынки.

    Шестой этап.

    Для реализации инновационного проекта крупные предприятия заказывают отдельные работы малым инновационным предприятиям на базе вузов и среднему бизнесу региона.

    С учетом социально-экономического развития регионов, предложенный механизм выполняет функции стабилизации и подъема экономики, достижения условий для эффективного и рационального использования бюджета за счет таких важнейших составляющих этого процесса, как сохранение научно-технического, промышленного потенциала и создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности [1].

    Таким образом, предложенная модель должна способствовать:

  • повышению уровня одного из главных конкурентных преимуществ региона и страны в целом – «человеческого капитала»;
  • развитию инновационной среды, способствующей расширенному воспроизводству фундаментальных знаний;
  • проведению прикладных исследований в приоритетных отраслях экономики для обеспечения конкурентоспособности предприятий регионов на мировом рынке;
  • дальнейшему формированию инновационной инфраструктуры, способствующей преобразованию знаний в рыночный продукт.

  • Источники:

    1. Голиченко О.Г. Инновационная система России: Модель и перспективы ее развития. Вып. 2. – М. : Изд. РУДН, 2003 – С. 20-45 .
    2. Михайлов А.Н., Зубарев А.С., Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н. Формирование стратегических приоритетов региона на основе сценариев развития в долгосрочной перспективе. – М. : Изд. «Высшая школа», 2008. – С. 1223-138.
    3. Аниконов Н.Б., Бабков А.Г. Инновации в системе экономического развития // Инновации. – 2004. – № 5. – С. 10-20.
    4. Иванов В.В. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики постиндустриального общества // Инновации. – 2004. – № 5. – С. 3-7.
    5. Яковец Ю.В., Кузык Б.Н., Кушлин В.И. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 г. с учетом мировых тенденций // Инновации. – 2005. – № 1-2. – С. 44-54, 19-29.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:14:03