Механизм функционирования региональной инновационной системы, основанной на приоритетных отраслях региона
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (34), Октябрь 2009
Цитировать:
Масалов Е.И., Борисоглебская Л.Н. Механизм функционирования региональной инновационной системы, основанной на приоритетных отраслях региона // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 94-101.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038156
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Для создания национальной инновационной системы РФ необходимо решить ряд задач, одна из которых сводится к разработке региональных инновационных систем, позволяющих достичь перехода к новой обновленной инновационной экономике. В работе рассмотрена региональная инновационная система, основанная на приоритетных отраслях, определены задачи всех участников инновационного процесса и предложен механизм ее реализации.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, региональная инновационная система, научный потенциал
В современных условиях, характеризующихся становлением новой экономики, основанной на знаниях, неуклонно возрастает роль инновационной деятельности. При переходе Российской Федерации на инновационной путь развития регионы должны стать полноправными участниками разработки и реализации национальной инновационной системы. Сегодня на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности и имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций. [5]
Основным документом, в котором рассматривается национальная инновационная система, является проект «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу». В посланиях Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации неоднократно отмечалось о необходимости создания региональных инновационных систем [2].
В последнее время для развития малого инновационного бизнеса и коммерциализации научного потенциала вузов принят Федеральный Закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Основным положением данного документа является то, что научным учреждениям и вузам предоставлено право создавать хозяйственные общества для практического применения результатов интеллектуальной деятельности.
Эффективность инновационной экономики в России во многом определяется региональными инновационными системами (РИС), которые предопределяют темпы развития экономики и рост благосостояния населения. В настоящее время, хотя и существуют отдельные положительные результаты функционирования, эффективность РИС в целом очень низка, что обусловлено рядом причин [3]:
Кроме того, руководители предприятий нередко покупают и реализуют зарубежные разработки, ссылаясь на экономическую целесообразность и их лучшее качество [4].
Региональная инновационная система – комплексная система обеспечения условий для генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новые продукты, технологии и услуги во всех сферах жизни общества, обладающая набором свойств, способствующих созданию и коммерциализации инноваций, а именно:
Основным элементом в данной системе является исполнительная власть региона, которое взаимодействует со всеми участниками инновационного процесса. Органы государственной власти контролируют изменения на предприятиях региона и регулируют их инновационную деятельность посредством [1]:
Перед инвесторами правительство региона выступает гарантом возвратности кредитов по глобальным и наиболее значимым инновационным проектам. Основными задачами инвестиционной деятельности региональных властей являются [3]:
Взаимосвязь с наукой у инвестиционной составляющей РИС существует, но в основном, она проявляется в финансировании из федеральных и региональных бюджетов [5].
В предлагаемом механизме функционирования региональной инновационной системы финансовая поддержка по приоритетным направлениям науки и техники происходит под гарантией государства, а по другим проектам осуществляется непосредственно предприятиями, которые выступают гарантом необходимости такой разработки и возвратности полученных денег от инвестора.
В России около 70% инвестиций в средний и малый бизнес осуществляются непосредственно банковским сектором под залог имущества. Здесь в основном речь идет о привлечении краткосрочных кредитов для пополнения оборотных средств или для модернизации производства [2].
Важным звеном системной интеграции всех аспектов и участников инновационных процессов РИС является научная составляющая. Стимулировать научную деятельность в приоритетных отраслях, можно с помощью:
Рис. 1. Механизм взаимодействия основных элементов региональной инновационной системы
Данный механизм взаимодействия основных элементов региональной инновационной системы состоит из 6 этапов.
Первый этап.
На основе изменения потребительского спроса на внешних и внутренних рынках предприятиями региона формируются заявки на необходимые исследования, которые направляются в администрацию региона для рассмотрения возможности их реализации на базе научных учреждений в области и получения качественного результата.
Второй этап.
В администрации региона рассматриваются все заявки предприятий, формируются региональные гранты, и объявляется конкурс для научных организаций. В случае, если рассматриваемая заявка не актуальна, оформляется мотивированный отказ.
Третий этап.
Научные учреждения на основании выигранных грантов проводят исследования, разрабатывают новую продукцию и передают ее предприятиям.
Четвертый этап.
На основании полученных результатов разрабатываются инновационные проекты, пишется их бизнес-планы и технико-экономические обоснования, которые подаются инвесторам и в правительство региона для привлечения финансовых средств на реализацию инновационного проекта. Инвесторы рассматривают целесообразность вложения финансовых средств в предлагаемый проект и возможность его реализации на предприятиях. Грамотно разработанная техническая часть проекта научными учреждениями и технико-экономическое обоснование его реализации предприятием увеличивают шансы получения кредита [4].
Пятый этап.
После привлечения финансовых средств на предприятиях начинается реализация инновационного проекта и вывод инновационной продукции на внешние и внутренние рынки.
Шестой этап.
Для реализации инновационного проекта крупные предприятия заказывают отдельные работы малым инновационным предприятиям на базе вузов и среднему бизнесу региона.
С учетом социально-экономического развития регионов, предложенный механизм выполняет функции стабилизации и подъема экономики, достижения условий для эффективного и рационального использования бюджета за счет таких важнейших составляющих этого процесса, как сохранение научно-технического, промышленного потенциала и создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности [1].
Таким образом, предложенная модель должна способствовать:
Источники:
2. Михайлов А.Н., Зубарев А.С., Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н. Формирование стратегических приоритетов региона на основе сценариев развития в долгосрочной перспективе. – М. : Изд. «Высшая школа», 2008. – С. 1223-138.
3. Аниконов Н.Б., Бабков А.Г. Инновации в системе экономического развития // Инновации. – 2004. – № 5. – С. 10-20.
4. Иванов В.В. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики постиндустриального общества // Инновации. – 2004. – № 5. – С. 3-7.
5. Яковец Ю.В., Кузык Б.Н., Кушлин В.И. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 г. с учетом мировых тенденций // Инновации. – 2005. – № 1-2. – С. 44-54, 19-29.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:14:03