Вертикальный риск-профиль в судостроении и судоремонте: охрана труда в условиях многоуровневого производственного пространства
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 7 (Июль 2025)
Введение
Судостроительная и судоремонтная отрасль (По ОКВЭД 30.11 – «Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций» охватывает строительство, ремонт и техническое обслуживание судов) играет важнейшую роль в промышленной системе Российской Федерации, обеспечивая функционирование морского, технического, ледокольного, оборонного и исследовательского флота, а также реализацию стратегических программ, связанных с развитием Севморпути, арктической инфраструктуры и экспорта высокотехнологичной продукции. Согласно Стратегии развития судостроительной промышленности до 2036 года в ближайшие годы планируется двукратное увеличение производительности предприятий отрасли, рост загрузки основных фондов до 80 %, а также системное повышение технологической и экологической безопасности производств [1].
В свою очередь рост промышленной активности и расширения производства естественным образом ведет к повышению степени технологической и профессиональной опасности, изначально, в зависимости от высокой сложности технологических процессов и особенностей условий труда присущей судостроительным и судоремонтным предприятиям [1].
Специфика условий труда на судостроительных и судоремонтных производствах во многом определяется одновременным воздействием многочисленных опасных и вредных факторов на работников в процессе его активного, в отличие от других производств, перемещения в процессе выполнения трудовых функций. Этими факторами являются движущиеся машины и крупногабаритные механизмы, движущиеся части производственного оборудования, перемещаемые элементы конструкций. Воздух рабочих зон зачастую характеризуется высокой запыленностью и загазованностью от пескоструйных, сварочных и окрасочных работ, повышенной или пониженной температурой, влажностью и подвижностью. Вместе с этим значительному количеству мест выполнения работ свойственны высокие уровни вибрации и шума, статического, электромагнитного и ионизирующего излучений, высоких напряжений в электрических цепях, а также недостаточный или, напротив, повышенный уровень освещенности.
Такие условия труда при комплексном воздействии на работников различных по природе вредных и (или) опасных производственных факторов предполагают наличие значительного числа рабочих мест с вредными условиями труда. Так, по данным регионального анализа предприятий Приморского края, на судостроительных и судоремонтных предприятиях региона доля рабочих мест с вредными условиями труда превышает 35–40 % при значительном количестве одновременно воздействующих на работника негативных факторов [2].
Это значимо, в сравнении с другими сферами производства, увеличивает опасность производственного травматизма [3]. Обзор открытых источников и сообщений пресс-служб регионов подтверждает, что наиболее «травматичными» отраслями Архангельской области, Приморского края, Ленинградской области, республики Крым и т.д. остаются портовая деятельность, судостроение и судоремонт.
Комплексное воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов в течение рабочей смены негативно влияет и на здоровье работников, ведут к заболеваниям системы кровообращения, органов пищеварения и костно-мышечной системы, и, как результат, приводят к профессиональным заболеваниям, имеющим в настоящее время статистически значимый динамический рост [4].
Вместе с тем следует отметить, что вопросы управления профессиональными рисками в целях обеспечения безопасности и гигиены труда в сфере судостроения и судоремонта в настоящее время изучены недостаточно [1]. Такое положение дел в свете требований Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, где вопросы развития человеческого потенциала и здравоохранения являются приоритетом, диктует необходимость научного подхода в исследованиях вышеозначенных проблем [5].
Анализ производственного травматизма по месту, обстоятельствам и условиям получения травм в сфере судостроения и судоремонта позволяет установить явно выраженную вертикально распределённую структуру рисков, где на каждом уровне производственные опасности (физические, химические, биологические и психофизиологические) имеют свои значения вероятности и частоты проявления, особенности реализации и, соответственно, последствия.
В рамках отечественной системы управления охраной труда (далее – СУОТ), закреплённой в Приказе Минтруда России № 776н [2], такое распределение опасностей по вертикальным уровням, как правило, рассматривается лишь фрагментарно – через допуски к работам на высоте или в ограниченных пространствах (по Приказам № 782н [3] и № 902н [4]). Однако в реальности судно представляет собой многоуровневую производственную среду, где риски имеют распределение по вертикали, требуя иного, пространственно-ориентированного подхода к решению вопросов профилактики производственного травматизма.
На этом фоне актуализируется задача модернизации СУОТ с учётом вертикального риск-профиля, адаптированного под особенности судостроения и судоремонта. Цель настоящей статьи – предложить концептуальную модель оценки и управления рисками в многоуровневом производственном пространстве, обоснованную с точки зрения нормативной базы, эмпирических данных и практик отечественных предприятий.
Многоуровневая структура судна как производственной среды
Производственная среда на предприятиях судостроения и судоремонта представляет собой не только технологически сложную, но и разнесенную по специфике воздействия опасностей структуру, основой которой является объект труда – многоуровневый корпус судна, формирующий качественно иную логику распределения зон производственных рисков. Это существенно отличается от большинства отраслей обрабатывающей промышленности, где рабочее пространство преимущественно ограничено площадью цеха, а безопасные условия труда обеспечиваются использованием «стационарных» средств коллективной защиты.
Работы при строительстве и ремонте судов характеризуются высокой трудоемкостью, использованием большого числа работников различной квалификации и значительным перемещением персонала к объектам (вокруг объектов) выполнения работ [6]. При этом работы выполняются на различных уровнях:
- на (в) вынесенных внешних надстройках и на мачтах;
- на (в) палубных надстройках;
- на палубах;
- внутри корпуса, в машинных отделениях, трюмах, технических отсеках, цистернах;
- на временных сооружениях (инвентарные леса, подвесные платформы, плавучие доки).
Эта специфика формирует вертикально распределённую зону опасностей, где каждая группа работников, выполняя сходные по технологии работы, в то же время функционирует в условиях различной природы риска, подвергаясь комплексному воздействию свойственных практически для всех уровней судна опасностей, но с различной вероятностью реализации и, соответственно, с различными проявлениями и последствиями. Если на нижних уровнях преобладают факторы, связанные с недостатком кислорода в воздушной среде, высокой влажностью, газовой и термической опасностью, то на верхних ярусах преобладают риски падения с высоты, воздействие неблагоприятных погодных факторов, травмы по причине повреждения или разрушения монтажных опор [7].
В совокупности это создаёт многоуровневую модель распределения опасностей, где стандартные подходы к охране труда, ориентированные на линейные или одноуровневые производственные процессы, во многом становятся необъективными. Как отмечается экспертами [8], именно несоответствие моделей безопасности реальной структуре производственной среды является одной из ключевых причин сохраняющейся высокой аварийности и травмирования в судостроении и судоремонте.
Дополнительную сложность представляет тот факт, что работы на заключительных этапах строительства и на всех этапах ремонта судна (в зависимости от вида ремонта) ведутся одновременно на всех уровнях, в том числе - разными подрядными организациями, специалистами с различной квалификацией и, соответственно, уровнем культуры безопасности. Это усиливает перекрёстные риски, связанные с нарушением технологических цепочек, падением инструмента и фрагментов оборудования, утечкой газов и их воспламенением, во много определяемые человеческим фактором. Согласно статистическим данным профсоюзных организаций судостроения и судоремонта, именно многоуровневая рассогласованность между командами становится причиной значительного числа инцидентов, особенно при сжатых сроках ремонта и модернизации судов [9].
Таким образом, целесообразным представляется рассматривать судно и его производственное окружение как многоуровневую зону рисков, в которой выстроенная по вертикали геометрия объекта становится активным фактором формирования профессиональных угроз, диктуя необходимость пересмотра подходов к управлению рисками в целях обеспечения безопасности работ через грамотную организацию СУОТ.
Профессиональные риски в судостроении и судоремонте и возможность их распределения по вертикальным уровням
Анализ профессиональных рисков в отечественном и зарубежном судостроении и судоремонте подтверждает: выявленные опасные факторы в большинстве случаев «привязаны» к разным уровням ведения работ при строительстве и ремонте судов, и только структурный разбор позволяет правильно их идентифицировать и управлять ими [10].
Рисунок 1 – Вертикальная структура производственных работ на судне и сопутствующие трем основным уровням группы рисков
Источник: составлено авторами
Так, анализ информации из открытых источников и статистических данных по судостроительным и судоремонтным предприятиям позволяет определить наиболее присущие данной отрасли опасности и последствия их реализации:
- падения с высоты признаются основной причиной смертельных инцидентов на судах и судозаводах. В материалах, представленных МОТ, подчёркивается, что подобные инциденты по всему миру объясняются совокупностью нарушений: недостаточная организованность работ на высоте и отсутствие необходимого уровня и средств защиты [11].
- механические травмы при работе на палубах; характерным примером является инцидент на «Адмиралтейских верфях», когда падение работника привело к серьёзным травмам и госпитализации, наглядно демонстрируя тонкую грань, отделяющую травмы средней тяжести от тяжёлых и смертельных случаев [12].
- отравления и асфиксия в трюмах/цистернах; в судоремонтном секторе неоднократно фиксировались случаи отравления токсичными парами и гибели из-за наличия в воздухе токсичных веществ, загазованности среды и нехватки кислорода – даже при кратковременном пребывании в ограниченном пространстве [10].
- термические поражения; выброс перегретого пара на военно-морской верфи в Портсмуте: двое работников получили ожоги 25–40 % поверхности тела; расследование выявило отсутствие дистанционного контроля температуры и незащищённость технологической арматуры [13].
- барические травмы (баротравмы); зарубежные исследования по теме профессионального дайвинга, показывают следующее: на 10 000 погружений приходится около 35 баротравм; на ремонтных погружениях ВМС США за 2019–2023 гг. зафиксировано четыре тяжёлых случая баротравмы лёгких и синус-баротравм [14].
Ниже приводится таблица, демонстрирующая распределение опасностей по уровням при выполнении различных видов работ:
Таблица 1 – Распределение опасностей по уровням проведения работ на судах и последствия их реализации
Источник: составлено авторами
Уровень
|
Присущие опасности
|
Последствия
|
Нижний
уровень (трюмы, цистерны, ОЗП)
|
Дефицит
свежего воздуха, токсичные, огнеопасные и взрывоопасные пары
|
Асфиксия,
отравления, баротравмы
|
Средний
уровень (палубы)
|
Шум,
вибрация, механические воздействия, токсичные пары
|
Нарушения
и потеря слуха, механические травмы, ожоги
|
Верхний
уровень (надстройки, мачты)
|
Падения
с высоты, неблагоприятные погодные условия, нестабильные конструкции
|
Ушибы,
переломы, кататравмы
|
Приведенная систематизация рисков по уровням проведения работ показывает целесообразность распределения профессиональных опасностей в судостроении и судоремонте по вертикальному принципу и, в соответствии с этим, изменения подходов к организации СУОТ в судостроении и судоремонте.
Проблематика существующих систем управления охраной труда
Анализ российских и международных исследований, официальных отчётов и результатов инспекций позволяет выделить ряд системных проблем в функционировании существующих моделей СУОТ.
Современные положения СУОТ в судостроении и судоремонте формируются на основе общих и отраслевых правил, таких, как Приказы Минтруда РФ № 886н (морские суда и суда внутреннего водного транспорта), № 782н (работа на высоте) и № 902н (работы в ограниченных и замкнутых пространствах). Тем не менее даже при соблюдении формальных требований нормативной базы уровень аварийности и профессиональных заболеваний на предприятиях судостроительно-судоремонтного комплекса остается стабильно высоким.
Несмотря на чётко выраженную вертикальную структуру производственной среды судна, действующие нормативные документы и типовые программы инструктажей редко учитывают переходы между различными уровнями риска. В большинстве случаев применяются общие допуски «на высоту» или «в замкнутое пространство» без детального учёта специфики предстоящих работ, особенностей и состояния места проведения работ, характеристики смежных зон, например, переходов между палубами и трюмами, которые представляют собой отдельный источник рисков. Таким образом, несоответствие моделей безопасности фактическим производственным условиям судостроительных площадок остаётся одной из ключевых причин высокой аварийности, включая летальные случаи при падениях и газовых отравлениях.
Другой проблемой в области СУОТ является формальный подход к разработке документации по охране труда и проведению контрольных процедур. В России, согласно отчёту Роструда за 2023 год, из более чем 10 тыс. выявленных нарушений в области охраны труда в промышленности, значительная часть относится именно к недостаткам оформления документации и формальному проведению инструктажей. При этом недостаточно внимания уделяется фактической диагностике рисков и условиям реального выполнения работ.
Одним из негативных последствий формального подхода к СУОТ и неэффективности действующих контрольных механизмов являются случаи занижения показателей производственного травматизма и сокрытия несчастных случаев: в 2022 году на российских предприятиях зафиксирован факт сокрытия 626 несчастных случаев [15].
Наряду с этим несоответствие программ профессионального обучения реальным производственным условиям порождает проблему нехватки квалифицированных специалистов по охране труда на судостроительных предприятиях. Как отмечается некоторыми исследователями [16], учебные программы по охране труда и нормированию для специалистов судостроения устаревают быстрее, чем внедряются новые технологии и методы работы. В них отсутствуют необходимые модули по специфическим рискам, таким, как вертикальная градация опасностей или комбинированное воздействие вредных факторов (шум, сварочные аэрозоли, вибрация, микроклиматические нагрузки).
Широкий диапазон видов работ и их технологий в судостроительной и судоремонтной отрасли определяют высокую степень подрядной раздробленности при их организации. Вместе с тем по данным международного профсоюзного объединения IndustriALL, большое количество субподрядчиков и временных коллективов, привлекаемых к проведению всего объема работ в целом, приводит к значительному рассогласованию в выполнении процедур безопасности, а различная квалификация и уровень культуры безопасности работников повышают уровень антропогенных рисков [9]. В результате именно на пересечении зон ответственности различных подрядчиков чаще всего происходят тяжёлые несчастные случаи, от падений с высоты до отравлений в замкнутых пространствах.
Оценка профессиональных рисков, проводимая в рамках специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), зачастую имеет поверхностный, факторный характер. Например, согласно полевому исследованию условий труда на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе, на ряде рабочих мест фиксируется одновременное воздействие до 5–7 вредных факторов (шум, вибрация, сварочный аэрозоль, микроклимат и др.), однако официально эти рабочие места признаются вредными с недостаточной степенью тяжести и не получают адекватного внимания и реагирования в программах профилактики [3].
Выявленные проблемы подтверждают необходимость перехода от формально-факторного подхода к управлению рисками к интегрированной, уровне-ориентированной модели СУОТ, учитывающей специфику вертикального распределения опасностей, характерного для судостроительных и судоремонтных предприятий. Важнейшей задачей является внедрение многоуровневых программ профилактики, которые будут учитывать специфику и комплексность рисков на каждом уровне проведения работ, обеспечивая не только формальное соблюдение требований, но и реальное повышение уровня безопасности работников.
Методологические предложения по учёту вертикального риск-профиля при построении СУОТ
На основе выявленных в предыдущем разделе проблем действующих систем управления охраной труда возникает необходимость внедрения новых подходов, учитывающих вертикальную структуру рисков на судостроительно-судоремонтных предприятиях. Предлагаемая модель должна сочетать зональную дифференциацию рисков, усиление межуровневого контроля и внедрение целевых профилактических мероприятий, учитывающих специфику каждого уровня рабочей зоны судна.
Центральным элементом предлагаемого подхода является зональная модель управления рисками, предполагающая выделение вертикально-ориентированных зон с собственной спецификой рисков.
Нижний уровень (трюмы, цистерны, замкнутые пространства): основной акцент на предотвращение асфиксии, контроль за газовой атмосферой и системой вентиляции.
Средний уровень (палубы и корпусные работы): ключевым является минимизация механических рисков, контроль за тяжелым оборудованием, снижение уровня шума и вибрации.
Верхний уровень (надстройки, мачты, работы на высоте): приоритетом является защита от падений с высоты, усиленный контроль крепления, соблюдение мер страховки и мониторинг погодных условий.
Таблица 2 – Предлагаемые меры по модернизации СУОТ
Источник: составлено авторами
Направление модернизации
|
Предлагаемые мероприятия
|
Прогнозируемый результат
|
Дифференцированный
подход к инструктажу
|
Внедрение
отдельных программ инструктажей и тренировок персонала по каждой вертикальной
зоне с учетом типовых рисков каждого уровня.
|
Снижение
аварийности вследствие лучшего понимания специфики рисков работниками
|
Вертикальная
карта рисков
|
Создание
и внедрение карт вертикальных рисков с указанием специфики опасностей на
каждом уровне и методами их предотвращения.
|
Улучшение
визуализации опасностей, повышение скорости реакции на угрозы
|
Межуровневый
мониторинг и контроль
|
Организация
единой системы видеонаблюдения и централизованного мониторинга рисков по
уровням с выводом данных о загазованности, положении работников и состоянии
оборудования.
|
Сокращение
времени реакции на инциденты и более эффективный контроль зон рисков
|
Модульный
наряд-допуск
|
Внедрение
многоуровневых нарядов-допусков, учитывающих специфику работ в переходных
зонах (с палубы в трюм, с палубы на надстройку).
|
Повышение
осознанности персонала и снижение рисков инцидентов в переходных зонах
|
Обучение
и повышение квалификации специалистов
|
Разработка
специализированных программ для подготовки специалистов по охране труда на
верфях с акцентом на многоуровневость среды и практическое управление
вертикальными рисками.
|
Повышение
эффективности работы специалистов по охране труда, снижение ошибок и
травматизма
|
Организационно-технические рекомендации по внедрению модели
1. Создание межфункциональных групп безопасности, которые будут координировать работу по уровням и обеспечивать непрерывный контроль за соблюдением зональных мер безопасности.
2. Регулярный аудит вертикального риск-профиля с использованием цифровых инструментов для быстрого обновления данных о состоянии рисков и оперативной корректировки программ профилактики.
3. Использование технологий дополненной реальности (VR) для проведения инструктажей и обучения персонала работе в сложных и многоуровневых производственных условиях.
По данным международного профсоюзного объединения IndustriALL, применение зональных моделей управления рисками доказало свою эффективность на крупных верфях Европы и Азии, где благодаря дифференцированному подходу удалось значительно снизить показатели производственного травматизма и аварийности [9].
Для российской практики рекомендуется адаптация указанных подходов с учетом отечественных нормативных требований, а также разработка пилотных проектов по внедрению вертикально-ориентированных моделей СУОТ на крупных отечественных предприятиях судостроения, таких как «Адмиралтейские верфи», Онежский ССРЗ и др.
Практическая значимость и предложения
Предложенная методология вертикально-ориентированного подхода к системе управления охраной труда (СУОТ) на предприятиях судостроения и судоремонта не только позволяет решить текущие проблемы формализма и «плоскостного» характера существующих систем, но и открывает новые возможности для системного улучшения условий труда и повышения безопасности работников.
1. Снижение уровня профессионального травматизма и профзаболеваний. Четкое разграничение и систематизация рисков по вертикальным уровням производства позволяет значительно повысить эффективность превентивных мер и снизить число несчастных случаев, связанных с падениями, газовыми отравлениями и механическими травмами.
2. Повышение эффективности и оперативности управления рисками. Внедрение вертикальной карты рисков и многоуровневого мониторинга обеспечивает руководству и специалистам по охране труда возможность оперативно идентифицировать угрозы, принимая упреждающие меры.
3. Экономия ресурсов на ликвидации последствий аварий. Предотвращение аварийных ситуаций и инцидентов позволяет существенно снизить затраты предприятий на устранение последствий, выплату компенсаций и штрафов, сохраняя производственные мощности и сокращая простои.
Для реализации предлагаемой модели в судостроительно-судоремонтной отрасли рекомендуется следующая последовательность шагов:
Таблица 3 – Практические рекомендации по внедрению
Источник: составлено авторами
Этап внедрения
|
Конкретные мероприятия
|
Ответственные и исполнители
|
1.
Подготовительный
|
Анализ
текущей ситуации на предприятии, формирование межфункциональной рабочей
группы.
|
Отдел
охраны труда, служба безопасности, отдел кадров
|
2.
Организационный
|
Разработка
и утверждение внутренних регламентов и инструкций с учётом зонального
подхода.
|
Служба
ОТ, юридический отдел, руководство предприятия
|
3.
Методический
|
Создание
вертикальной карты рисков, обучение персонала специфике рисков по уровням.
|
Отдел
охраны труда, специалисты по обучению персонала
|
4.
Внедренческий
|
Практическое
внедрение системы мониторинга, проведение тренировок и инструктажей.
|
Руководители
цехов, служба ОТ, подрядные организации
|
5.
Контрольный
|
Проведение
регулярного аудита эффективности и корректировка системы на основе обратной
связи.
|
Служба
безопасности и ОТ, независимые аудиторы
|
Для дальнейшего развития СУОТ рекомендуется использовать перспективные технологии:
- Цифровые системы видеонаблюдения и анализа данных: постоянный мониторинг состояния рабочих зон и оперативное выявление нестандартных или опасных ситуаций (например, повышенная концентрация токсичных газов в трюмах, нарушения страховки на высоте).
- Технологии дополненной реальности (VR): использование VR-технологий при инструктажах позволяет повысить качество и эффективность обучения, демонстрируя работникам конкретные ситуации и способы реагирования на опасности в их реальной рабочей среде.
- Автоматизированные системы контроля доступа и нарядов-допусков: внедрение электронных нарядов-допусков и зонального контроля доступа обеспечивает чёткое соблюдение зональной безопасности и предотвращает доступ персонала, не прошедшего специализированное обучение или инструктаж.
Международные практики, проанализированные в рамках исследования, показывают, что успешность внедрения вертикально-ориентированной СУОТ во многом зависит от общей культуры безопасности предприятия. Для эффективного использования зарубежного опыта предлагается:
- Включение оценки вертикального риск-профиля в обязательные критерии специальной оценки условий труда.
- Разработка типовых решений для предприятий отрасли с последующим внедрением на пилотных объектах (Онежский ССРЗ, Балтийский завод, Адмиралтейские верфи и др.).
- Организация обмена опытом и регулярных конференций по вопросам вертикального управления рисками с участием отечественных и международных экспертов.
Таким образом, реализация предложенных рекомендаций позволит не только значительно повысить уровень производственной безопасности на российских судостроительно-судоремонтных предприятиях, но и сформировать устойчивую культуру безопасности, соответствующую лучшим мировым практикам.
Заключение
Проведённое исследование профессиональных рисков и проблем охраны труда на предприятиях судостроения и судоремонта подтверждает необходимость пересмотра устоявшихся подходов к построению систем управления охраной труда. Традиционные модели, ориентированные на формальное соблюдение нормативных требований и использование «плоской» классификации рисков, демонстрируют низкую адаптивность в условиях пространственно сложной и многоуровневой производственной среды, типичной для отрасли.
В рамках настоящей работы обоснована и предложена концепция вертикально-ориентированного управления профессиональными рисками, основанная на специфике распределения опасностей по рабочим уровням судна. Реализация данной модели на практике позволяет не только повысить уровень безопасности труда и снизить частоту производственного травматизма, но и повысить управляемость рисками в долгосрочной перспективе, что критически важно для стабильности производственного процесса.
Кроме того, внедрение учёта вертикального риск-профиля даёт экономически измеримый эффект: снижение потерь от несчастных случаев, снижение текучести кадров, повышение надёжности процессов. Что, в свою очередь, формирует не только устойчивую культуру безопасности, но и укрепляет конкурентоспособность предприятий, позволяя:
- рационально распределять ресурсы, направляя инвестиции на приоритетные зоны риска и снижая избыточные затраты на малоэффективные меры;
- повышать согласованность внутренних стандартов с лучшими отраслевыми практиками, обеспечивая интеграцию в современные цепочки поставок и партнёрские программы;
- удерживать стабильное качество и бесперебойность производственного процесса, минимизируя вероятность простоев, инцидентов и репутационных потерь, особенно в проектах с высокой степенью ответственности.
Таким образом, переход от формализованных моделей к адаптированной вертикально-ориентированной системе управления рисками представляется не только логичным с точки зрения охраны труда, но и стратегически целесообразным шагом, способствующим модернизации отрасли и сохранению её конкурентных преимуществ в условиях усиливающейся глобальной конкуренции.
[1] Об утверждении Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 года №2553-р // Электронный ресурс. URL: https://docs.cntd.ru/document/563615576 (дата обращения: 22.05.2025).
[2] Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 №776н // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_403335/ (дата обращения: 20.05.2025)
[3] Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте. Приказ Минтруда России от 16.11.2020 №782н // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371453/ (дата обращения: 20.05.2025)
[4] Об утверждении Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах. Приказ Минтруда России от 15.12.2020 №902н // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373156/ (дата обращения: 20.05.2025)
Страница обновлена: 05.06.2025 в 12:25:43