Дивидендная политика российских публичных компаний и факторы ее определяющие
Кузьмина О.Ю.1, Алиева Г.Э.1
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
Скачать PDF | Загрузок: 24
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 10 (Октябрь 2023)
Цитировать:
Кузьмина О.Ю., Алиева Г.Э. Дивидендная политика российских публичных компаний и факторы ее определяющие // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 10. – С. 3833-3848. – doi: 10.18334/ce.17.10.119306.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773123
Аннотация:
Вопрос распределения прибыли публичных компаний на выплату дивидендов акционерам и реинвестирование в развитие бизнеса не теряет свою актуальность с момента становления и развития рынка акционерного капитала. Формирование дивидендной политики в контексте становления общей финансовой стратегии компании остается слабо разработанной проблемой с научной точки зрения, что требует более пристального внимания к ее изучению. В статье дается характеристика текущей дивидендной политики российских публичных компаний, выявляются факторы, влияющие на процесс ее формирования. С помощью корреляционного анализа устанавливается степень воздействия показателей финансово-хозяйственной деятельности компании нефтегазовой отрасли на ее дивидендную политику. Выводы, полученные в исследовании, могут быть интересны, как эмитентам, формализующим процесс выплаты дивидендов, так и инвесторам, имеющим умеренный риск-профиль на рынке ценных бумаг.
Ключевые слова: дивиденды, дивидендная политика, публичные акционерные общества, доходность, инвестиции
JEL-классификация: G11, G32, G35
Введение
Дивидендная политика является важным аспектом финансовой стратегии любой компании и имеет большое значение для инвесторов. В современных условиях, когда российский фондовый рынок находится под сильным влиянием внешних экономических и политических факторов, актуальность исследования дивидендной политики российских публичных компаний возрастает.
Достижение баланса между прибылью, распределяемой между акционерами, и реинвестируемыми доходами корпорации является одной из ключевых проблем развития публичных компаний. несмотря на столь существенное значение вопросы эффективного распределения прибыли остаются нерешенными. До сих пор не существует единого подхода к формированию и реализации дивидендной политики публичных компаний.
Работ на эту тему написано немало. Среди авторов зарубежной литературы, посвященной вопросам формирования дивидендной политики, можно назвать В. Айвазяна, Ф. Блэка, Дж. Брауна, М. Бренена, Л. Бута, С. Вейбенера, Д. Грулона, Д. Дениса, Ф. Истербрука, Г. Ишикава, С. Клири, Э. Литценбергера, Н. Лэнг, М. Миллера, А. Мишра, Ф. Модильяни, И. Особова, К. Рамасвами, К. Ратти, К. Рока, В. Сваминатхана, М. Шоулза и некоторых других [10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21]. Сущность дивидендной политики и ее ключевые черты описываются и российскими авторами, О.Е. Алехиной, В.В. Барановым, И.А. Дарушиным, И.В. Ивановым, В.В. Ковалевым, И.Я. Лукасевич, Т.В. Репетун, А.В. Якуниной и прочие [1, 3, 4, 6, 8].
Интерес к теме дивидендной политики обусловлен во многом отсутствием единого понимания ее сущности. Разнообразие трактовок заставляет задуматься о ключевых параметрах дивидендной политики, углубиться в вопрос факторов воздействия на процесс ее формирования. Очень мало внимания в экономической литературе уделено оценке современного состояния дивидендной политики национальных компаний.
Целью данной работы является выявление особенностей дивидендной политики российских публичных компаний, а также оценка степени влияния факторов, воздействующих на принятие решений о выплате дивидендов.
К элементам научной новизны исследования можно отнести выводы авторов о том, что процесс формализации дивидендных выплат обусловлен стенью финансовой устойчивости компании. Особого внимания заслуживают предложенные авторами рекомендации по выбору объекта инвестирования с учетом дивидендной политики компании.
Методологической базой исследования явились инструменты формальной логики, а также методы математической статистики, в частности корреляционный анализ, который позволил оценить степень влияния отдельных факторов на дивидендную политику компании.
Основная часть
Дивидендная политика возникла с появлением рынка ценных бумаг и компаний, публикующих свою финансовую отчетность. Развитие капиталистической системы, в которой инвесторы становятся владельцами бизнеса и получают дивиденды от своих инвестиций, а также расширение числа акционеров связаны с появлением рассматриваемой политики.
В Амстердаме, где предприятия изначально не выплачивали дивиденды, а вместо этого инвестировали свою прибыль в развитие бизнеса, первые акции были выпущены в XVII веке. Однако по мере развития рынка ценных бумаг и повышения конкурентоспособности бизнеса начали поступать и первые дивидендные выплаты. В США появление в 1890 году корпорации General Electric, которая выплачивала своим акционерам стабильные дивиденды, положило начало формированию дивидендной политики публичных компаний. Компании стали больше внимания уделять этому вопросу с целью привлечения инвесторов и роста котировок своих акций на фондовом рынке. Со временем возникло и институциональное поле, контролирующее корпоративную политику и защищающее интересы акционеров.
Современные компании прилагают существенные усилия к регулярной выплате дивидендов, стремясь привлечь и удержать инвесторов, но суммы выплат дивидендов колеблются под воздействием множества факторов, таких как текущая прибыль компании, сумма, инвестированная в развитие бизнеса, наличие задолженности и т.д.
Определение размера дивидендных выплат является сложной задачей, которая требует сбалансировать потребность в инвестициях с выплатой дивидендов для привлечения инвесторов. Компании, которые лучше понимают, как достичь этот баланс, рассчитать «идеальный» уровень дивидендов, имеют больше шансов на успех на рынке ценных бумаг.
Из-за экономического кризиса 1998 года многие российские предприятия, проводившие произвольную дивидендную политику, оказались в сложной ситуации. Высокие выплаты дивидендов увеличили долговую нагрузку, вынудив предприятия продавать активы или брать дополнительные кредиты для финансирования текущих обязательств по выплате дивидендов [7].
Этот процесс стал более сложным и непредсказуемым в результате одновременного снижения платежеспособного спроса и трудностей с получением финансирования. Предприятия были вынуждены сократить расходы и реструктурировать свои долги.
В то время компании не могли планировать работу в сложных экономических условиях из-за спонтанного подхода к практической реализации дивидендной политики. Компании, придерживающиеся определенной политики выплаты дивидендов, могли избежать этих проблем и снизить риск банкротства.
Иррациональная финансовая стратегия компании во время экономического спада, может привести к серьезным финансовым проблемам, включая рост уровня задолженности, сокращение финансовых ресурсов, нехватку денег на текущие расходы и снижение доверия инвесторов к бизнесу. Кроме того, такая политика может привести к падению капитализации компании и потере ее конкурентных преимуществ на рынке.
Поэтому компания должна иметь устойчивую стратегическую дивидендную политику, которая четко определена и направлена на стабильность и предсказуемость платежей, чтобы эффективно функционировать в сложные экономические времена.
Формирование дивидендной политики предполагает учет целого ряда факторов, которые влияют на этот процесс, таких как размер прибыли компании, ее инвестиционные потребности и возможности, наличие долговой нагрузки и потребительского спроса на акции компании на рынке [2, 9].
Понимание всех этих аспектов позволяет компании разработать оптимальную дивидендную политику, которая позволит ей максимизировать доходы акционеров и обеспечить финансовую устойчивость компании.
В зависимости от особенностей отрасли, размера фирмы, налогового законодательства и других факторов дивидендная политика российских компаний может значительно отличаться. Некоторые компании могут проводить агрессивную дивидендную политику, выплачивая крупные дивиденды акционерам, ориентируясь на ликвидность своих инструментов, в то время как другие могут придерживаться более осторожной стратегии и отдавать предпочтение сохранению прибыли для будущих инвестиций [5].
Дивидендная политика может меняться в современном мире в силу макроэкономических условий, состояния внешней политики, изменений в конкурентной среде отрасли или стратегии компании и т.д.
В большинстве российских фирм политика выплаты дивидендов формализована и закреплена в уставе компании или в отдельном документе, известном как положение о политике выплаты дивидендов, которое принимается собранием акционеров компании. Для различных категорий акционеров в этом документе излагаются причины, условия и размеры дивидендов, а также требования и процесс приведения решений об их выплате в действие. Дивиденды могут быть выплачены в денежной или в иной форме, например, акциями компании. Правда, стоит признать, что не все компании придерживаются своей дивидендной политики и выплачивают дивиденды, выплаты могут задерживаться по целому ряду причин, включая нехватку финансовых средств, изменение бизнес-модели, приобретение активов или инвестиции в дальнейшее развитие.
Чтобы понять, какие именно факторы воздействуют на дивидендную политику, остановимся на анализе формализованной дивидендной политики компаний нефтегазовой отрасли.
В современном мире инвестирование в нефтегазовый сектор России остается одним из самых перспективных и важных направлений. Эта отрасль представляет собой не только крупнейшую составляющую экономики России, но и выступает одним из главных поставщиков нефти и газа на мировом рынке. Компании этой отрасли стабильны и надежны, что делает их привлекательными для инвесторов, которые ищут высокую доходность при умеренном риске.
Отбор компаний нефтегазовой отрасли проходил в соответствии со следующими критериями: во-первых, организация должна являться публичной и относиться к нефтяному сектору экономики России; во-вторых, капитализация фирмы должна соответствовать пороговому значению в 10 млрд рублей (ориентир Московской биржи); в-третьих, данные о дивидендной политики компании должны быть в открытом доступе.
Под эти критерии на российском рынке подходят пять крупнейших компаний нефтегазового сектора России, среди них ПАО «Газпром нефть», ПАО «Лукойл», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Новатэк» и ПАО «Татнефть».
Параметры дивидендной политики этих компаний отражены в таблице 1.
Таблица 1. Параметры дивидендной политики
Компания
|
Процент
от прибыли
|
Частота
выплат
|
Реинвестирование
прибыли
|
ПАО
«Газпром нефть»
|
50%
чистой прибыли по МСФО
|
ежеквартально
|
Возможное
реинвестирование прибыли в развитие бизнеса или поддержку текущей
деятельности
|
ПАО
«Лукойл»
|
25%
чистой прибыли по МСФО
|
за
9 месяцев и IV квартал
|
Возможное
реинвестирование прибыли в развитие бизнеса или поддержку текущей
деятельности
|
ПАО
«НК «Роснефть»
|
50%
чистой прибыли по МСФО
|
полугодовые
|
Возможное
реинвестирование прибыли в развитие бизнеса или поддержку текущей
деятельности
|
ПАО
«Новатэк»
|
30%
чистой прибыли по МСФО
|
полугодовые
|
Возможное
реинвестирование прибыли в развитие бизнеса или поддержку текущей
деятельности
|
ПАО
«Татнефть»
|
50%
чистой прибыли по МСФО или РСБУ
|
ежеквартально
|
Возможное
реинвестирование прибыли в развитие бизнеса или поддержку текущей
деятельности
|
Минимальный уровень выплат/процент от прибыли — это критерий, который помогает измерить дивидендную политику компании. Это означает, что организация обязуется выплачивать дивиденды в определенный процент от своей прибыли или в минимальном размере. Этот критерий очень важен для инвесторов, так как позволяет оценить, какую долю прибыли компания готова отдавать своим акционерам. Его использование помогает сравнивать дивидендные политики разных компаний и делать выводы о возможных рисках и перспективах для инвесторов. Из таблицы видно, что компании ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Татнефть» выделяют на выплату дивидендов значительно большую долю своей прибыли (не менее 50%), чем остальные компании в представленном списке.
Если же говорить о реинвестировании прибыли, то все пять рассмотренных компаний придерживаются общего принципа: реинвестирования прибыли в развитие бизнеса или поддержку текущей деятельности, что подтверждает преобладание консервативного типа политики дивидендных выплат среди публичных компаний России.
Что касается дивидендной доходности анализируемых компаний, то наиболее высокие значения за рассматриваемый период наблюдаются у ПАО «Татнефть», ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Лукойл». Средние показатели отмечаются у ПАО «НК «Роснефть», а у ПАО «Новатэк» доходность составила менее 3% (табл. 2).
Таблица 2. Дивидендная доходность за 2017–2021 год (в руб.)
Компания
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Среднее значение
|
ПАО
«Газпром нефть»
|
6,1
|
8,7
|
9,0
|
4,7
|
10,3
|
7,76
|
ПАО
«Лукойл»
|
6,4
|
5,0
|
8,8
|
5,0
|
13,4
|
7,72
|
ПАО
«НК «Роснефть»
|
3,6
|
6,0
|
7,4
|
1,6
|
7,0
|
5,12
|
ПАО
«Новатэк»
|
2,2
|
2,3
|
2,6
|
2,8
|
4,2
|
2,82
|
ПАО
«Татнефть»
|
8,3
|
11,5
|
8,5
|
4,3
|
8,5
|
8,22
|
Примечание: В исследовании анализируется пятилетний диапазон, а именно период с 2017 года по 2021 год, по той причине, что в 2022-2023 годах под воздействием внешних факторов, в частности санкционного давления, дивидендная политика рассматриваемых компаний существенным образом изменилась, что затруднило возможности по проведению сравнительного анализа дивидендных политик и факторов, воздействия на них.
Дивидендная политика нефтегазовых компаний характеризуется использованием таких финансовых показателей, как уровень дивидендов на акцию (DPS), соотношение чистой прибыли компании и выплаченных дивидендов (DPR), а также доходностью дивидендов (DY).
При оценке факторов воздействия был осуществлен корреляционный анализ влияния различных финансовых показателей на выше представленные показатели дивидендной политики (DPS, DPR и DY).
Влияние финансовых показателей на DPS
Для данного этапа были взяты следующие финансовые показатели:
1. Чистая прибыль компании - чем выше прибыль, тем выше можно ожидать выплаты дивидендов.
2. Долговая нагрузка компании (отношение долга к общей капитализации) - высокий уровень долга может снизить возможность компании выплачивать дивиденды
3. Рыночная капитализация компании (MPS) - чем выше капитализация, тем больший объем средств компания может выделять на выплату дивидендов.
На рисунке 1 представлены результаты оценки.
Рис.1. Коэффициенты корреляции финансовых показателей компании на DPS
Источник: составлено авторами
Из рисунка 1 видно, что значения коэффициентов корреляции между финансовыми показателями и DPS разнятся в зависимости от компании. Однако, можно сделать следующие общие выводы:
1. Чистая прибыль имеет наибольшее влияние на DPS в компаниях «НК Роснефть», «Новатэк» и «Татнефть», так как в этих компаниях коэффициент корреляции между ними находится в диапазоне 1, что свидетельствует о сильной прямой взаимосвязи. Это свидетельствует о том, что рост чистой прибыли компаний сопровождается увеличением суммы дивидендов.
2. Капитализация имеет положительную корреляцию с DPS у большинства компаний, что говорит о том, что организации с более высокой капитализацией, скорее всего, будут иметь более высокие дивиденды.
3. Долговая нагрузка имеет низкое влияние на DPS в большинстве компаний, причем у компании ПАО «Роснефть» наблюдается сильная обратная связь.
Влияние финансовых показателей на DY
На данном этапе анализа были выбраны следующие ключевые факторы: ROA (доходность активов), DPS (размер дивиденда на акцию) и дивидендные выплаты (ДВ). ROA является показателем, который отражает, какую прибыль компания получает от одного доллара вложенных активов, а DPS указывает на размер дивиденда, который выплачивает компания за каждую свою акцию. Дивидендные выплаты, в свою очередь, представляют общий объем выплаченных дивидендов за определенный период.
Анализ этих ключевых факторов позволит определить, какие факторы влияют на дивидендную доходность компании (рис. 2).
Рис. 2. Коэффициенты корреляции финансовых показателей компании на DY
Источник: составлено авторами
Исходя из данных корреляционного анализа, можно сделать следующие выводы:
1. Уровень рентабельности (ROA) не оказывает значительного влияния на дивидендную доходность (DY), так как коэффициент корреляции близок к нулю в большинстве компаний, кроме ПАО «Газпром» и ПАО «Татнефть».
2. Уровень выплат дивидендов на акцию оказывает высокую положительную корреляцию с дивидендной доходностью (DY) во всех рассмотренных компаниях. Данные показатели корреляции характеризуются значениями максимально приближенными к 1. Это свидетельствует о том, что уровень выплат дивидендов на акцию имеет прямое влияние на рост или падение дивидендной доходности.
4. Коэффициент корреляции между уровнем дивидендных выплат и дивидендной доходностью (DY) аналогично близок к единице, что подтверждает их тесную взаимосвязь.
Влияние финансовых показателей на DPR
Для проведения заключительного этапа корреляционного анализа влияния финансовых показателей на DPR были взяты следующие показатели:
1. Чистая прибыль - чем выше чистая прибыль, тем больше компания может позволить себе выплаты дивидендов.
2. Рентабельность активов - высокая рентабельность активов может повысить доход компании, что, в свою очередь, может увеличить выплаты дивидендов.
3. Объем свободного денежного потока - свободный денежный поток (Free Cash Flow, FCF) представляет собой деньги, которые компания может использовать на свое усмотрение, включая выплату дивидендов. Чем выше FCF компании, тем больше она может позволить себе выплаты дивидендов.
Результаты анализа представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Коэффициенты корреляции финансовых показателей компании на DPR
Источник: составлено авторами
Видно, что:
1. Уровень чистой прибыли (NI) имеет отрицательное влияние на коэффициент дивидендных выплат (DPR) у ПАО «Газпром» и ПАО «Лукойл», а у ПАО «Татнефть» он имеет слабую положительную корреляцию.
2. Уровень рентабельности (ROA) также имеет слабое отрицательное влияние на коэффициент дивидендных выплат (DPR) в большинстве рассмотренных компаний, за исключением ПАО «Татнефть».
3. Уровень свободного денежного потока (FCF) также не имеет однозначного влияния на коэффициент дивидендных выплат (DPR).
Существуют различия в тенденциях и влиянии финансовых показателей на коэффициент дивидендных выплат в разных компаниях. Ни один финансовый показатель не оказывает сильного однозначного влияния на коэффициент дивидендных выплат в каждой из рассмотренных компаний, это может быть обусловлено различиями в стратегии управления компаний. Поэтому инвесторам при выборе инвестиционных объектов следует учитывать не только финансовые показатели, но и общую стратегию компании и ее долгосрочные перспективы.
Выводы
Итак, результаты проведенного анализа показали, что наиболее сильное влияние на выплату дивидендов нефтегазовыми компаниями оказывает финансовый показатель – чистая прибыль. На основании выявленной положительной корреляции между этими показателями можно сделать вывод, что компании с высокой прибыльностью имеют возможность выделять большую сумму на выплату дивидендов своим акционерам. На основании этих выводов можно порекомендовать инвесторам выбирать компании с высоким показателем чистой прибыли при выборе наиболее привлекательной фирмы для инвестирования. Однако не стоит забывать, что компании могут направлять чистую прибыль на реинвестирование.
Во-вторых, размер компании также оказывает значимое влияние на размер выплаты дивиденда на акцию (DPS) нефтегазовыми компаниями. Большие компании, в связи с более масштабной базой акционеров, имеют возможность выплачивать более высокие дивиденды на акцию, чем компании меньшего размера. Безусловно, более крупные компании имеют большую доступность к ресурсам и более широкую клиентскую базу, что дает им возможность выполнять объемные проекты и заниматься масштабным маркетингом. Это в свою очередь может привести к большей прибыли и большей способности выплачивать дивиденды своим акционерам. В связи с этим при выборе компании также необходимо обращать внимание на её капитализацию.
В-третьих, при анализе дивидендной доходности нефтегазовых компаний выявлено, что наибольшее влияние на данный показатель оказывают размеры выплат дивидендов на акцию (DPS) и общий объем дивидендных выплат, которые являются показателями успешной финансовой деятельности компаний.
На основании проведенного исследования стало ясно, что дивидендная политика российских публичных компаний в значительной степени зависит от таких ключевых факторов, как уровень прибыли, размер компании и дивидендная доходность. Эти факторы оказывают значительное влияние на решения по выплате дивидендов компаниями в отношении их размеров и регулярности.
Источники:
2. Балихина Н.В., Косов М.Е. Особенности формирования оптимальной дивидендной политики // Аудиторские ведомости. – 2021. – № 4. – c. 93-97. – doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-93-97.
3. Дарушин И.А. Финансовый инжиниринг: инструменты и технологии. / Монография. - М.: Проспект, 2015. – 291 c.
4. Иванов И.В., Баранов В.В. Финансовый менеджмент: стоимостной подход. / Учебное пособие. - М.: Альпина Паблишер, 2008. – 504 c.
5. Кириченко Т.Т. Финансовый менеджмент. - М.: Дашков и Ко, 2018. – 484 c.
6. Ковалев В.В., Ковалев В.В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели. / Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Проспект, 2015. – 1000 c.
7. Козлова А.С. Формирование дивидендной политики как части финансовой политики российских публичных компаний. / Дисс. … канд. экон. наук: 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит». - Самара, 2017. – 161 c.
8. Лукасевич И.Я. Дивидендная политика: теоретические аспекты и особенности в РФ // Управление корпоративными финансами. – 2007. – № 4. – c. 228-241.
9. Пидяшова О.П., Поляков Ю.Ф. Финансовая политика организации как механизмы управления финансовыми ресурсами // Сфера услуг: инновации и качество. – 2017. – № 30. – c. 10.
10. Aivazian V.,Booth L., Cleary S. Cross-sectional analysis of dividend policy in eight emerging countries // Emerging Markets Review. – 2000. – № 1. – p. 252-270.
11. Black F. The Dividend Puzzle // Journal of Portfolio Management. – 1970. – № 2. – p. 5-8.
12. Black F., Scholes M.S. The effects of dividend yield and dividend policy on common stock prices and returns // Journal of Financial Economics. – 1974. – № 1. – p. 1-22.
13. Brennan M.J. Taxes, market valuation and corporate financial policy // National Tax Journal. – 1970. – № 4. – p. 417-427. – doi: 10.1086/NTJ41792223.
14. Brown J.R., Liang N., Weibenner S. Executive financial incentives and payout policy: firm responses to the 2003 dividend tax cut // Journal of Finance. – 2007. – № 4. – p. 1935-1965.
15. Denis D.J., Osobov I. Why do firms pay dividends? International evidence on the determinants of dividend policy // Journal of Financial Economics. – 2008. – № 1. – p. 68-82. – doi: 10.2139/ssrn.887643.
16. Easterbrook F.H. Two agency costs explanations of dividends // American Economic Review. – 1984. – № 4. – p. 650-659.
17. Grullon G., Michaely R., Swaminathan B. Are dividend changes a sign of firm maturity? // Journal of Business. – 2002. – № 3. – p. 387-424. – doi: 10.1086/339889.
18. Litzenberger R., Ramaswamy K. The effects of dividends on common stock prices: Tax effects or information effects // Journal of Finance. – 1982. – № 2. – p. 429-444. – doi: 10.1111/J.1540-6261.1982.TB03565.X.
19. Miller M.H., Modigliani F. Dividend Policy, Growth and the Valuation of Shares // The Journal of Business. – 1961. – № 4. – p. 411-433. – doi: 10.1086/294442.
20. Miller M.H., Rock K. Dividend Policy Under Asymmetric Information // The Journal of Finance. – 1985. – № 40. – p. 1031-1051. – doi: 10.1111/J.1540-6261.1985.TB02362.X.
21. Mishra A.V., Ratti R.A. Taxation of domestic dividend income and foreign investment holdings // International Review of Economics and Finance. – 2014. – p. 218-231. – doi: 10.1016/j.iref.2014.01.018.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:58:20