Судостроение России на инновационном пути развития: проблемы и перспективы

Полосков С.С.1
1 Московский государственный областной университет, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2018)

Цитировать:
Полосков С.С. Судостроение России на инновационном пути развития: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 3. – С. 465-478. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39404.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36388240
Цитирований: 18 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Судостроение, осуществляющее на специализированных предприятиях и верфях постройку судов различного назначения, является стратегической, важной для национальной экономики отраслью. Однако длительность циклов разработки, постройки и эксплуатации судов, их низкая серийность и высокая капиталоемкость создают определенные проблемы, которые могут быть решены только с переходом отрасли на инновационный путь развития с технологической модернизацией предприятий. Предложен механизм управления формированием и развитием инновационной деятельности в судостроении с преимущественным применением экономических, организационных и информационных инструментов. Так как теория и методология решения данных проблем пока недостаточно развита, то предложены пути интенсификации инновационной деятельности, в том числе формирования и развития инновационного потенциала как предприятий, так и всей судостроительной отрасли в целом.

Ключевые слова: инновации, экономический рост, инновационный потенциал, судостроение, интегрированные компании

JEL-классификация: O31, O40, O33, O32



Введение

Cреди отраслей машиностроения судостроение, осуществляющее на специализированных предприятиях и верфях постройку судов различного назначения, занимает особое место, поскольку Россия является одной из ведущих морских держав со значительной протяженностью морских границ и развитой сетью речных магистралей. От эффективности работы отрасли зависит функционирование водного транспорта, охрана границ, реализация внешнеэкономических связей, обеспечение экономической и продовольственной безопасности регионов, а, следовательно, решение оборонных и социально-экономических задач страны.

Вместе с тем, в судостроительной отрасли накопился целый ряд проблем, для решения которых необходим системный, комплексный подход по ее реформированию, созданию благоприятного инвестиционного климата, повышению заинтересованности хозяйствующих субъектов в модернизации и практической реализации инновационного пути развития. С учетом значимости, проблемы и перспективы судостроительной отрасли России, пути ее инновационного развития представляют определенный интерес.

Характерные особенности судостроительной отрасли

Судостроительная отрасль, обладая значительным научно-техническим и производственным потенциалом, играет не последнюю роль в обеспечении наациональной безопасности. Увеличение числа конфликтов в приграничных территориях, имеющих выход к морю, развертывание систем вооружений морского базировния, требуют увеличения выпуска военно-морской техники. Поэтому на нее приходится порядка 70% общего объема производства, тогда как гражданской продукции уделяется значительно меньшее внимание [1] (Лысенко, 2013). Следует отметить, что судостроение как высокотехнологичная наукоемкая отрасль обладает рядом характерных особенностей: высокой технологической сложностью продукции, длительностью циклов разработки, постройки и эксплуатации, низкой серийностью; высокой капиталоемкостью продукциии, необходимостью закупки части комплектующих за рубежом, зависимостью от технологий [2] (Игнатьева, 2016). При этом зачастую уже на стадии изготовления судов в документацию вносятся многочисленные изменения из-за уточнения технико-тактических требований к продукции.

Проблемы адаптации к рыночным условиям и дальнейшего развития

К сожалению, из-за перечисленных характерных особенностей, судостроение является одной из тех отраслей машиностроения, которые трудно адаптируются к рыночным реалиям [3] (Левкина и др., 2017). После отказа от централизованного планирования у отечественных судостроительных предприятий возникли совершенно новые проблемы. Это - необходимость маркетинговых исследований, готовность строить именно востребованные суда и в оговоренные сроки, конкурентоспособность продукции по техническим и экономическим параметрам. Другой проблемой стало финансовое выживание предприятий при организации строительства судов.

Российскому судостроению присущ и ряд других проблем. Во-первых, проблемы, обеспечения дальнейшего развития судостроения, обусловленные морально устаревшей инфраструктурой производственных мощностей, технологиями и оборудованием, и, как следствие, издержками в их использовании; неудовлетворительными темпами выпуска продукции; дефицитом финансовых ресурсов из-за низкой кредитной и инвестиционной привлекательности проектов; темпами роста смежных отраслей, а зачастую и спадом их производства; неэффективной кооперацией предприятий из-за нарушения технологических связей; дефицитом высококвалифицированных специалистов. Во-вторых, проблемы улучшения мореходных качеств судов и снижение эксплуатационных ограничений, а, следовательно, повышения рентабельности их эксплуатации. Необходимо также учитывать неблагоприятную макроэкономическую конъюнктуру и агрессивную ценовую политику крупных транснациональных компаний [4] (Логачев и др., 2013). Отдельную проблему составляют вопросы импортозамещения и взаимоотношения с поставщиками.

Для решения этих проблем и стимулирования развития смежных отраслей большая часть отечественного судостроительного комплекса консолидирована в Объединенную судостроительную корпорацию, крупнейшую судостроительную компанию России. Схожие по объемам производства компании есть и за рубежом, где, как и в России есть свои ключевые игроки в данном секторе промышленности. Учитывая опыт их успешного функционирования, многие проблемы, связанные с обеспечением дальнейшего развития судостроения, должны решаться путем объединения и других предприятий отрасли в мощные интегрированные компании, поэтому планы создания объединенных по территориальному либо функциональному принципу компаний следует рассматривать как один из эффективных инструментов развития отрасли.

Государственная поддержка и перспективы дальнейшего развития

Последние 20 лет меры государственной поддержки судостроения были в основном направлены на развитие военно-морского потенциала Российской Федерации. Однако с целью повышения конкурентоспособности судостроительной отрасли и удовлетворения потребностей государства в современной гражданской продукции рассмотрена и одобрена Государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы» [5] (Программа, 2014). Планируется, что в результате ее выполнения будут полностью удовлетворены потребности государства и бизнеса в современной конкурентоспособной продукции судостроения. Можно констатировать, что сегодня государство в значительной мере управляет экономическими условиями функционирования и приоритетами развития отечественной судостроительной промышленности.

Однако такая массированная поддержка имеет и ряд отрицательных сторон, так как государственный заказ может быть резко сокращена под действием макроэкономических, политических и даже субъективных факторов. Помимо этого, такой подход консервирует неэффективные производства, а, следовательно, приводит к снижению конкурентоспособности продукции и стагнации негативных явлений. Следует также отметить, что компании со значительным государственным участием зачастую имеют более высокую себестоимость продукции, отличаются меньшей доходностью и темпами роста. Поэтому более эффективным инструментом государственной политики могло бы стать применение налоговых стимулов и перференций [6] (Гохберг и др., 2014). Однако такой инструмент пока находит крайне ограниченное применение.

В виду всех этих обстоятельств, предпринимаемых мер пока недостаточно для устойчивого развития отрасли, о чем свидетельствуют статистические данные и сравнение с судостроением целого ряда зарубежных стран. Изменить такое положение дел может только реализация национальных приоритетов, связанных с модернизацией экономики и переходом ее на инновационный путь развития [7] (Зайцев, 2011).

Инновации как основная тенденция решения имеюшихся проблем

Известно [8] (Абрамов и др., 2016), что инновации в виде новой высокотехнологичной и наукоемкой продукции, новых технологий и услуг становятся не только важнейшим средством конкурентной борьбы, но и фактором устойчивого развития. Однако специфика сложившейся в России инновационной системы характеризуется комплексом структурных и институциональных проблем [9] (Гохберг и др., 2010), поэтому результаты ее реализации пока крайне скромны. По этой причине, несмотря на то, что машиностроительный комплекс России обладает огромными резервами и должен стать одним из главных источников инновационных инициатив, его текущее состояние характеризуется неудовлетворительной работой инновационно-инвестиционного механизма и снижением доли наукоемкой продукции [10] (Авдонин и др., 2010). В полной мере это относится и к судостроению, где помимо самого производства в крупных корпорациях и холдингах, значимую долю инновационной продукции должны создавать многочисленные меньшие по размерам предприятия. Это позволило бы малым и средним предприятиям внести свой вклад в инновационное развитие крупных объединений и самим почерпнуть недостающие интеллектуальные ресурсы путем диффузии инноваций и знаний [11] (Rodgers, 2003). Поэтому интенсификация инновационной активности как малых и средних предприятий, так крупных корпораций и холдингов, поддержка высокотехнологичного наукоемкого бизнеса, в том числе и в рамках частно-государственного партнерства крайне необходима.

При переходе отечественного судостроения к работе в новых условиях стало очевидно, что постоянно возрастающая сложность объектов, рост требований к качеству, необходимость снижения сроков строительства требует для увеличения объемов производства активизации инновационной деятельности, которая должна заканчиваться не исследованиями, а коммерциализацией и выходом на рынок продукции, имеющей потребительский спрос. Для этого в практическом плане должна быть выстроена последовательность взаимосвязанных действий по созданию инновационной продукции, в том числе получение новых исходных знаний или использование существующих для построения концепции инновационного проекта, проведения прикладных исследований с разработкой технологий, проектирования и производства конечной продукции, ее коммерциализации с принятием мер по обеспечению рынков сбыта [12] (Пашин, 2011), оценке результатов инновационной деятельности [13] (Сизова и др., 2017). По мнению аналитиков [14] (Дехтярук и др., 2014), инновационные прорывы в судостроении возможны в следующих тематических областях: экология и защита окружающей среды; двигатели и механизмы; конструкции судов; новые материалы и технологии их обработки; информационные технологии и автоматизированные системы; навигация, телекоммуникации и связь; энергетика и энергосбережение; безопасность и защита судов; управление и контроль; технологии жизненного цикла судов; технологии производства. При этом следует также учитывать, что «...все новые достижения имеют одну общую особенность: они эффективно используют всепроникающую силу цифровых и информационных технологий...» [15] (Шваб, 2017). Именно в этих областях должна наиболее ярко проявляться государственная политика по влиянию на режим функционирования предпринимательской среды, ориентацию и мотивацию научно-исследовательской деятельности. Не случайно автор работы [16] (Гейтц, 2007) полагает, что «...успеха в ближайшие десятилетия добьются только те компании, которые сумеют реорганизовать свою работу с помощью электронного инструментария...».

Вместе с тем надо отметить, что наблюдается низкая инновационная активность целых отраслей промышленности, отставание в области разработки, распространения и внедрения новейших перспективных технологий, недостаточный уровень компетенций специалистов. А отрасли, где наблюдаются наиболее высокие показатели инновационной активности занимают относительно небольшое место в общих объемах промышленного производства. Такое положение дел создает угрозы устойчивому развитию России, поэтому для его изменения, в настоящее время при активном участии государства происходит интенсификация инновационных процессов, проведение организационных и структурных преобразований предприятий отрасли с консолидацией активов, объединения и слияния предприятий в крупные интегрированные структуры с развитием их инфраструктуры в едином экономическом пространстве, характеризуемом определенной инновационностью и конкурентоспособностью.

Пути интенсификации инновационных процессов

Очевидно, что в ближайшие годы значительные усилия будут сконцентрированы на интенсификации инновационных процессов именно в судостроительной отрасли с решением целого ряда проблем препятствующих ее инновационному развитию.

Так, до сих пор не проанализированы факторы и условия, определяющие инновационное развитие предприятий отрасли, не сформулированы определения понятия и сущности инновационного потенциала не только вертикально интегрированных крупных и особокрупных компаний, но даже малых и средних предприятий судостроительной отрасли. Различные по сути определения инновации, инновационной деятельности, высокотехнологичных продуктов и услуг, критерии статуса предприятий и их инновационного потенциала, других характерных компонентов не позволяют однозначно описать процедуры, необходимые для эффективной деятельности предприятий судостроения в сфере инноваций. Отсутствуют рекомендации по выбору инструментов для формирования, управления и развития инновационного потенциала. Нуждаются в совершенствовании и инструменты для оценки инновационного потенциала предприятий судостроительной отрасли, особенно с учетом их ранжирования в конкурентной среде.

Перечисленные вопросы и проблемы требуют более подробной разработки теоретической базы и методологии инновационного развития как предприятий, так и всей судостроительной отрасли в целом.

Заключение

Проведенный анализ путей развития судостроительной отрасли показал, что государство по-прежнему должно обеспечивать как прямое, так и косвенное влияние на развитие отрасли в виде законодательных преференций по снижению налогового бремени, недорогих кредитов, возведения законодательных барьеров для импортеров и т.д. Одновременно большая работа будет осуществляться по интенсификации инновационной активности в отрасли, в том числе по решению организационно-управленческих вопросов определения статуса предприятий как инновационных, оценке и мониторингу их инновационного потенциала. Так как теория и методология данных исследований пока недостаточно развита, то будут также уточнены многие аспекты формирования перспективных планов функционирования и развития судостроительной отрасли, которые пока недостаточно полно отражены в литературе. Особую актуальность приобретет и научно-методическое осмысление эффективного управления инновационными процессами.

Однако можно уверенно утверждать, что выявленные проблемы развития судостроения как составной части машиностроительного комплекса России, формирования и развития инновационного потенциала в ближайшее время будут решены, что позволит отрасли успешно позиционировать себя в конкурентной среде.


Источники:

1. Лысенко П.В. Современные приоритеты развития гражданского и военного судостроения в Российской Федерации // Вестник южно-российского государственного технического университета (новочеркасского политехнического института). серия: социально-экономические науки. – 2013. – № 5. – С. 106-112.
2. Игнатьева Н.А. Современное состояние и перспективы развития судостроения в Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-6. – С. 1159-1162.
3. Левкина Е.В., Попова Е.Г. Проблемы и перспективы развития судостроительной отрасли в России // Карельский научный журнал. – 2017. – № 2. – С. 126-130.
Иванов А.Г., Юлдашева О.У. Маркетинг взаимоотношений и управление потенциалом покупателя на рынках В2В. / Монография. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. – 139 с.
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы". (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 304 (в редакции от 31 марта 2017 г. N 374). Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm ( дата обращения: 09.12.2017 ).
6. Абрамов А.В., Александров В.Л., Горелик Б.А. и др. Конкурентоспособность и инновационный потенциал судостроительной промышленности // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2016. – № 5(67). – С. 14-22.
7. Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е. Новая инновационная политика в контексте модернизации экономики // Журнал новой экономической ассоциации. – 2010. – № 7. – С. 141-143.
Авдонин Б.Н., Хрусталев Е.Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. / Монография. - М.: Наука, 2010. – 368 с.
9. Пашин В.М. Инновации и перспективы создания морской техники // Инновации. – 2011. – № 7. – С. 3-10.
10. Dedahanov A., Rhee C, Yoon J. Organizational structure and innovation performance // Career Development International. – 2017. – № 4. – С. 334-350.
Маковеев В.Н., Губанова Е.С. Управление инновационной деятельностью в обрабатывающей промышленности: региональный аспект. / Монография. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. – 166 с.
Rodgers E.M. Diffusion of Innovations. 5th Edn. - New York: Simon and Schuster, 2003. - 576 p
13. Дехтярук Ю, Карышев И, Кораблева М и др. Форсайт гражданского судостроения – 2030 // Форсайт. – 2014. – № 2. – С. 30-45.
Шваб К. Четвертая промышленная революция. / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2017. – 208 с.
15. Левенцов В.А., Радаев, А.Е., Николаевский Н.Н. Аспекты концепции «Индустрия 4.0» в части проектирования производственных процессов // Научно-технические ведомости санкт-петербургского государственного политехнического университета. экономические науки. – 2017. – № 1. – С. 19-31. – doi: 10.18721/JE.10102 .

Страница обновлена: 12.01.2024 в 10:39:52