Анализ конкурентоспособности современной судостроительной отрасли Китайской Народной Республики

Костин К.Б.1, Мамедова Л.Э.1, Ленская В.А.
1 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В работе проведено исследование конкурентоспособности судостроительной отрасли Китайской Народной Республики, и выявлены факторы, способствующие ее повышению. Определены и исследованы ключевые направления, определяющие поступательное развитие судостроительной отрасли в КНР, такие как цифровизация и информационные технологии, инновации на производстве, автоматизация производственных процессов, экологическая устойчивость и энергосбережение, инвестиции в НИОКР. Представлены результаты анализа и оценки конкурентоспособности судостроительной отрасли Китая. Представлены результаты сравнительного экономического анализа крупнейшего в мире китайского государственного судостроительного предприятия CSSC и крупнейшей группы частных судостроительных предприятий в Китае Yangzijiang Shipbuilding Group и дана соответствующая авторская оценка их деятельности. На базе проведенных исследований сформированы авторские рекомендации, направленные на поступательное развитие отечественной судостроительной отрасли.

Ключевые слова: судостроение, КНР, конкурентоспособность, промышленность, производственная отрасль, кораблестроение

JEL-классификация: O31, O32, O33, M11, M21



Введение

Современное судостроение в КНР представляет собой мощную и динамично развивающуюся отрасль, активно интегрированную в глобальную экономику. Китайские верфи продолжают совершенствовать свои технологии, инвестировать в научные исследования и развивать сотрудничество с зарубежными партнерами. Основное влияние китайских судостроительных предприятий проявляется через их способность производить суда быстро и по конкурентоспособным ценам. Значительные инвестиции в инфраструктуру и передовые технологии позволили КНР стать одним из лидеров в массовом производстве больших судов, таких как контейнеровозы, нефтеналивные танкеры и балкеры [1]. Это положило начало изменениям в глобальных цепочках поставок и перевозках, которые в настоящее время зависят от огромных объемов, предоставляемых Китаем, что способствует укреплению позиций КНР на мировом рынке и дальнейшему развитию судостроительной отрасли. В глобальном контексте Китай не только укрепляет своё лидерство, но и расширяет сферу своего влияния, активно развивая сотрудничество с другими странами. Китайские судостроительные компании заключают договора с международными партнерами, открывают совместные предприятия и активно участвуют в реализации крупных инфраструктурных проектов по всему миру.

С.н.с., к.п.н. Семенова Н.К., в работе [5] исследует стадии эволюции портов Китайской Народной Республики, текущую структуру портовой системы страны, а также современные тенденции и перспективы развития, охватывающие как материковые, так и зарубежные порты Китая. По результатам проведенных исследований автор приходит к обоснованному заключению, что китайские предприятия по судостроению и судоремонту, а также портовая индустрия, в настоящее время занимают передовые позиции на мировой арене [5].

Исследование китайского судостроения в 2024 году проводилось также несколькими ключевыми организациями, каждая из которых внесла ценный вклад в анализ и интерпретацию соответствующих данных [13]. Значительную роль сыграла Китайская судостроительная ассоциация (China Association of the National Shipbuilding Industry) [40], которая опубликовала отраслевые отчеты и аналитику, описывающую соответствующие технологические и рыночные тенденций развития судостроительной отрасли. Не менее важными представляются исследования Китайского института водного транспорта (China Institute of Marine Transportation) [35], посвященные логистическим маршрутам и оценке эксплуатационных характеристик судов. Результаты комплексного анализа экономического влияния судостроительной отрасли на национальную и глобальную экономику опубликованы китайским центром международного экономического обмена (China Center for International Economic Exchanges [33]), что также послужило основой для настоящей работы авторов.

В работе [3] ряда авторов данной монографии представлены результаты сравнительного анализа судостроительной отрасли КНР и Южной Кореи, на основе которого авторы приходят к выводам, что Китай можно объективно считать наиболее развитым регионом в сфере морских перевозок среди Азиатских стран [3].

В научной работе к.т.н. Сергеевой К.И. определены факторы, влияющие на поступательное развитие судостроительной отрасли в стране; рассматриваются также особенности внешнеэкономической деятельности Китая и роль судостроения в экономике [6]. Вышеуказанный автор выдвигает тезис о том, что программа «Сделано в Китае 2025» должна повысить уровень развития судостроительной отрасли и сохранить стране количественное преимущество на рынке [6].

Актуальность темы работы обусловлена тем, что судостроение в КНР продолжает динамично развиваться, играя важную роль в глобальной экономике и способствуя укреплению позиций Китая на мировой арене.

Цель работы заключается в выявлении ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность судостроительной отрасли Китайской Народной Республики.

Научная новизна работы состоит в определении факторов, направленных на повышение конкурентоспособности судостроительной отрасли на основе авторского исследования конкурентоспособности судостроительной отрасли Китая и результатах соответствующего анализа, проведенного авторами.

Гипотеза исследования заключается в том, что объем государственного финансирования, качество инновационных технологий, размер инвестиций в НИОКР, и масштаб внедрения цифровых технологий определяют страны лидеры в области современного судостроения.

Обзор и экономический анализ судостроительная отрасли КНР

Основные судостроительные мощности Китайской Народной Республики имеют важное значение в мировой экономике и геополитике. На протяжении последних десятилетий Китай сделал ряд значимых шагов к тому, чтобы стать ведущей державой в области судостроения [16]. Это стало возможным благодаря комплексной государственной поддержке и стратегическому планированию [10]. Как уже было отмечено, КНР является одним из мировых лидеров в судостроительной отрасли, и на его территории расположено множество судостроительных предприятий [51].

Залогом успешного функционирования китайских судостроительных предприятий в первую очередь является их географическое расположение, которое априори усиливает их конкурентоспособность и эффективность. Стратегически судостроительные предприятия КНР расположены вблизи основных портов и морских путей. Такие локации, как Шанхай и Шаньдун играют ключевую роль благодаря своему доступу к международным морским маршрутам и развитой логистической инфраструктуре. Близость к морю обеспечивает удобство доставки материалов и соответствующих компонентов, а также облегчает экспорт готовых судов. Кроме того, важным фактором является наличие индустриальных зон, которые формируют соответствующую инфраструктуру вокруг себя, и, как следствие, эффективную цепочку поставок необходимых материалов и технологий. Например, в Шанхае и его окрестностях создан мощный индустриальный кластер, где сосредоточены предприятия, занимающиеся производством и поставкой металлургической, электротехнической и прочей продукции, которая необходима для судостроительства. Кроме того, в Шанхае также расположен технопарк Shanghai Zizhu National High-tech Industrial Development Park [25]. Основанный в 1992 году, он стал важным центром инноваций в Китае. В технопарке компании и исследовательские институты занимаются разработкой и внедрением новейших технологий в различные сектора производства. Такой подход, по мнению авторов, способствует сокращению затрат на транспортировку и увеличению эффективности производственных процессов.

Китайские судостроительные предприятия часто располагаются в районах с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями. Близость к университетам и исследовательским центрам обеспечивает постоянный поток квалифицированных кадров и доступ к передовым технологиям. В частности, по состоянию на 2023 год в одной из крупнейших судостроительных корпораций CSIC (Китайская корпорация судостроительной промышленности), расположенной в Шанхае, было занято около 30 483 человек [50]. Многие промышленные рабочие на ежедневной основе приезжают в Шанхай из близлежащих городов, таких как Чанчжоу, Цзясин, Ханчжоу, Шаосин и Нинбо [23].

Основная продукция судостроительных предприятий КНР включает в себя разнообразные типы судов и морской техники, которые играют ключевую роль как в национальной экономике страны, так и на глобальном рынке. Судостроительные предприятия Китая производят следующие классы судов, которые систематизированы авторами в таблице 1.

Таблица 1. Виды производимых судов в КНР. Составлено авторами по [15].

Классы судов
Типы судов
Коммерческие суда
балкеры; контейнеровозы; суда для перевозки сверхтяжелых грузов; газовозы; танкеры; ролкеры; лесовозы
Военные суда
ракетоносцы; многоцелевые лодки; эсминцы; миноносцы; корветы; авианосцы
Исследовательские суда
океанографические исследовательские суда; плавучие высокотехнологичные лаборатории; батискафы
Служебно-вспомогательные суда
суда для обслуживания буровых платформ; суда-трубоукладчики; суда-рефрижераторы

Китайские верфи строят грузовые суда, такие как контейнеровозы, балкеры, танкеры и многофункциональные суда, предназначенные для перевозки различных видов грузов.

Основные показатели и статистика, отражающие развитие отрасли, свидетельствуют о высоком уровне технологий и производственных мощностей, достигнутом в стране [27]. В период с 2019 по 2020 годы китайский судостроительный сектор значительно расширился, особенно в области круизных лайнеров и судов для перевозки сжиженного природного газа. Также наблюдался существенный рост в сегментах контейнеровозов, нефтевозов и сухогрузов за последние два года [15]. В 2020 году Китай стал лидером по количеству спущенных на воду новых судов, обеспечив 43,1% мирового объема. Кроме того, страна получила 48,8% всех новых заказов на производство судов. Китай владел 44,7% от всех имеющихся мировых заказов [17]. В 2023 году, по информации Министерства промышленности и информатизации Китая, в стране было завершено строительство кораблей с общим дедвейтом в 42,32 млн тонн [21]. Это на 11,8% больше по сравнению с предыдущим годом и составляет 50,2% от общего мирового объема построенных судов [21]. К концу июня 2024 года китайские верфи исполняли заказы на 171,55 млн дедвейт-тонн, что на 38,6% больше, чем в аналогичный период прошлого года. На Китай пришлось 58,9% от глобального объема заказов [12].

Таким образом, импорт и экспорт судов играет важную роль в экономике Китая. В 2023 году экспорт товаров группы «Суда, лодки и плавучие конструкции» из Китая достиг 31 млрд долларов [7]. Если сравнивать с 2022 годом, стоимость поставок продукции этой группы выросла на 20%, что составляет дополнительные 5,45 млрд долларов (в 2022 году экспорт составил 26 млрд долларов) [7]. «Суда, лодки и плавучие конструкции» занимала 0,943% от общего экспорта Китая в 2023 году (общий экспорт Китая в 2023 году составил 3,37 трлн долларов). В сравнении с 2022 годом, доля товаров данной группы в совокупном экспорте Китая увеличилась на 0,207 процентных пункта (в 2022 году она составляла 0,735%, при общем экспорте в 3,59 трлн долларов) [7].

Судостроительные предприятия КНР за последние десятилетия достигли невероятного прогресса, став мировыми гигантами в этой отрасли. Лидеров в судостроении можно разделить, по мнению авторов, на государственные и частные предприятия. Крупнейшие представители государственных и частных судостроительных производств КНР представлены на рисунке 1.

Рассмотрим особенности работы государственного судостроительного предприятия CSSC и частного судостроительного предприятия Yangzijiang Shipbuilding Group. Выбор данных предприятий обусловлен тем, что CSSC является крупнейшей государственной судостроительной корпорацией, а Yangzijiang Shipbuilding Group является крупнейшей группой частных судостроительных предприятий в Китае. В CSSC объединяет множество верфей и дочерних компаний по всей стране – такие мощности, по мнению авторов, обеспечивают корпорации возможность одновременно вести строительство множества проектов [11], а Yangzijiang Shipbuilding Group расположенная на территории более 2,5 миллионов квадратных метров, является одной из крупнейших судостроительных верфей не только в Китае, но и в мире [48].

Рисунок 1. Крупнейшие представители судостроительных предприятий КНР. Составлено авторами по [49].

Китайская государственная судостроительная корпорация (CSSC), как уже было отмечено ранее, это крупнейшее в мире судостроительное предприятие [11]. Образованное в результате слияния нескольких влиятельных компаний, это китайское государственное предприятие концентрирует в себе передовые технологии и многолетний опыт проектирования, постройки и оснащения судов различных типов и назначений. С момента своего основания, корпорация продемонстрировала стремительный рост и достигла заслуженного международного признания. Репутация корпорации основана на высоких стандартах качества и инновационных решениях, обеспечивающих востребованность ее продукции на мировом рынке [37]. Ассортимент продукции варьируется от гражданских судов, таких как контейнеровозы и круизные лайнеры, до военных кораблей, включая современные фрегаты и эсминцы. Головной офис компании расположен в Шанхае, одном из крупнейших экономических и технологических центров Китая. Однако география деятельности компании охватывает как внутренние, так и зарубежные рынки, что позволяет ей оставаться конкурентоспособной на фоне растущих мировых вызовов [46]. Растущая глобализация и всевозрастающая требовательность заказчиков, по мнению авторов, стимулируют корпорацию к внедрению инновационных технологий, таких как автоматизация и цифровизация производственных процессов. Основные экономические показатели Китайской государственной судостроительной корпорации (CSSC) за 2023 год представлены в таблице 2.

Таблица 2. Основные экономические показатели Китайской государственной судостроительной корпорации (CSSC) за 2023 год [24], [38].

Показатель
2023 год
2022 год
Выручка
46,36 млрд. CNY (или 6, 396, 428, 280 $)
43,80 млрд. CNY (или 6, 043, 217, 400 $)
Чистая прибыль
-781,86 млн. CNY (или -107, 875, 569 $)
-2,21 млрд. CNY (или -304, 920, 330 $)
Рентабельность чистой прибыли
-1,69%
-5,05%
Дивиденды на акцию
0,01 CNY (или 0,00138 $)
0,00 CNY (или 0,00 $)
Дивидендная доходность
0,24%
0,00%
Задолженность
32,82 млрд. CNY (или 4, 528, 273, 860 $)
34,35 млрд. CNY (или 4, 739, 372, 550 $)
Рентабельность по EBITDA
-4,77%
-7,94%
Стоимость компании
51,29 млрд. CNY (или 7, 076, 635, 170 $)
39,51 млрд. CNY (или 5, 451, 313, 230 $)

Выручка у корпорации увеличилась в 2023 году на 353,2 млн. $, в сравнении с 2022 годом. Увеличилась чистая прибыль на 197 млн. $., но все также имеет отрицательное значение (-107, 875, 569 $). Авторы предполагают, что это связано с погашением имеющихся у корпорации задолженностей. Рентабельность чистой прибыли выросла на 3,36%, но все также имеет отрицательное значение (-1,69%). Отрицательная рентабельность чистой прибыли связана с отрицательной чистой прибылью. Дивиденды на акцию выросли на 0,01 $, соответственно, и дивидендная доходность выросла на 0,01%. У компании уменьшилась задолженность на 211,15 тыс. $. В 2023 году рентабельность по EBITDA у CSSC увеличилась на 3,17%, но все также имеет отрицательное значение (-4,77%). Авторы статьи видят причину отрицательного значения в высоком уровне капитальных затрат, необходимых для судостроения. Судостроительная отрасль требует значительных вложений в производственные мощности, материалы и технологии. Такие расходы могут оказать существенное влияние на EBITDA, особенно в случае длительных сроков строительства. Стоимость компании увеличилась на 2,45 млрд. $.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что снижение большинства важных экономических показателей требует от руководства China State Shipbuilding Corporation внимательной оценки текущей ситуации и разработки стратегий для восстановления и укрепления финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. Но, несмотря на отрицательные экономические показатели, CSSC продолжает оставаться крупнейшей судостроительной корпорацией в мире, имея в своей структуре 60 промышленных предприятий и НИИ. Имея финансовые трудности, CSSC демонстрирует стойкость и надежность, продолжая эффективно функционировать и развиваться в сфере судостроения.

Далее рассмотрим частную судостроительную компанию Yangzijiang Shipbuilding Group. Основанная в 1956 году на берегах реки Янцзы, компания начинала свою деятельность как небольшое судостроительное предприятие, посвятившее себя созданию высококачественных морских судов, которые могли бы выдержать сложные условия мореплавания [43]. Поворотный момент в истории компании наступил в 2007 году, когда она вышла на Сингапурскую фондовую биржу, что позволило начать международную экспансию [47]. Также компания стала первой китайской судостроительной компанией, зарегистрированной в Сингапуре [47]. В это время внимание уделялось инновациям и технологиям, что позволило Yangzijiang Shipbuilding построить множество современных контейнеровозов, балкеров и газовозов. Китайская компания объявила о рекордной прибыли в 2023 финансовом году, составившей 4,1 млрд юаней, что на 57% больше по сравнению с 2022 годом [14]. За 2023 год выручка увеличилась на 16,5% и достигла 24,1 млрд юаней, а валовая прибыль выросла на 22,4%, в то время как годом ранее этот показатель составлял 15,4%. На конец 2023 года общий портфель заказов включал 182 судна стоимостью $14,5 млрд [14]. В течение 2023 года компания получила 97 новых заказов на сумму $7,1 млрд, что обеспечит доходы верфи до 2027 года [52]. Основные экономические Yangzijiang Shipbuilding Group за 2023 год представлены в таблице 3.

Таблица 3. Основные экономические показатели Yangzijiang Shipbuilding Group за 2023 год [54].

Показатель
2023 год
2022 год
Выручка
3,46 млрд. $
3,16 млрд. $
Чистая прибыль
588,92 млн. $
428,45 млн. $
Рентабельность чистой прибыли
17,01%
12,62%
Дивиденды на акцию
0,05 $
0,04 $
Дивидендная доходность
4,36%
3,68%
Задолженность
788,12 млн. $
656,69 млн. $
Рентабельность по EBITDA
25,21%
15,28%
Стоимость компании
2,94 млрд. $
2,88 млрд. $

Выручка у компании увеличилась в 2023 году на 30 млн. $, в сравнении с 2022 годом. Также увеличилась чистая прибыль на 160,47 млн. $. Рентабельность чистой прибыли выросла на 4,39%. Дивиденды на акцию выросли на 0,01 $, соответственно, и дивидендная доходность выросла на 0,68%. У компании увеличилась задолженность на 131,43 млн. $. Авторы данной статьи предполагают, что увеличение задолженности связано с инновациями и необходимостью соответствия новым стандартам безопасности и экологичности. Данные факторы требуют постоянного финансирования, что может увеличивать долг компании, если собственных средств не хватает для необходимых затрат. В 2023 году рентабельность по EBITDA у Yangzijiang Shipbuilding Group увеличилась на 9,93%, а стоимость компании увеличилась на 0,06 млрд. $.

Таким образом, исходя из вышеприведенного анализа соответствующих показателей компании, можно сделать вывод, что Jiangsu New Yangzi Shipbuilding Co. является финансово-устойчивой частной судостроительной компанией КНР.

Проанализировав географию расположения судостроительных предприятий КНР, основную выпускаемую ими продукцию, показатели в прибыли, выручке и рентабельности, сравним теперь Китай с главным конкурентом в области судостроения – Южной Кореей. Исходя из данных, представленных в данной работе, Южная Корея занимает 2 место в мире в отрасли судостроения, поэтому сравнительный анализ позволит определить ключевые показатели, определяющие поступательное развитие мировых судостроительных предприятий. Соответствующие критерии и показатели по КНР и Республике Корея представлены в таблице 4.

Таблица 4. Сравнение ключевых показателей судостроительной отрасли КНР и Республики Корея. Составлено авторами по [18], [19], [24], [27], [28], [32], [41].

Критерии сравнения
Китай
Южная Корея
Количество заказов за 2023 год
24,46 млн брутто-тонн (CGT) в новых заказах, 59% от общемирового объема
10,01 млн брутто-тонн (CGT) новых заказов, 24% от общемирового объема
Доход от экспорта судов за 2023 год
31,627 млрд. $
17,33 млрд. $
Доход от импорта судов за 2023 год
527 млн. $
2,296 млрд. $
Мощность грузовых судов за 2023 год
38 млн. дедвейт
42.32 млн. дедвейт
Выручка судостроительной отрасли за 2023 год
87 млрд. $
25,38 млрд. $ (Samsung Heavy Industries – 4,98 млрд. $, Hanwha Ocean Co Ltd – 5,26 млрд. $, HD Hyundai Co. Ltd – 15,14 млрд. $)

На основании анализа соответствующих данных, представленных в таблице 4, можно сделать выводы о том, что Китай превосходит показатели Южной Кореи по таким критериям, как количество заказов и доходы от экспорта, мощность грузовых судов, выручка, но уступает в доходе от импорта судостроительной продукции. По мнению авторов, судостроительная отрасль в Китае превосходит судостроительную отрасль Южной Кореи благодаря таким факторам как государственная поддержка и доступ к обширным ресурсам, в том числе трудовым. Южная Корея, несмотря на высокий уровень технологий и качество продукции, сталкивается с вопросами высокой стоимости производства и ограниченности ресурсов.

Превосходство КНР над Южной Кореей в области судостроения является результатом многолетней работы и стратегического планирования, направленного на укрепление позиций Китая на мировой арене. Судостроительная отрасль Китая демонстрирует передовые инновации и поступательное развитие опережающее конкурентов темпами, что позволяют стране оставаться лидером в этой сфере. В совместном исследовании, проведенном Bloomberg, Lloyd’s Register of Shipping, компанией Qinetiq и Университетом Стратклайда, прогнозируется, что к 2030 году Китай будет обеспечивать 55% всех новых судостроительных заказов, а Республика Корея займёт долю в 27% [22].

В следующем разделе рассмотрим факторы, определяющие конкурентоспособность КНР в области судостроения.

Анализ конкурентоспособности китайских судостроительных компаний

Как уже было отмечено, современное судостроение в Китайской Народной Республике (КНР) является одним из самых значимых и быстроразвивающихся секторов мировой промышленности. Китай за последние десятилетия трансформировался из регионального игрока в глобального лидера в области судостроения. Рассмотрим ключевые особенности, которые способствовали развитию судостроительного производства в КНР:

1) Масштабное государственное финансирование. Государственные программы поддержки включают техническую модернизацию верфей, субсидии, налоговые льготы и льготные кредиты. В рамках государственных программ, крупнейшие банки страны (Китайский банк развития, Экспортно-импортный банк Китая) предоставляют долгосрочные кредиты и льготное финансирование для судостроительных предприятий [26]. Эти кредиты позволяют компаниям инвестировать в оптимизацию производственных процессов и разработку новых видов судов. По данным Foreign Policy, государство оплачивает от 13 до 20% стоимости коммерческих судов, спускаемых на воду китайскими компаниями [45]. Кроме того, государственное финансирование направлено на поддержку экспорта китайских судостроительных компаний. Программы экспортного субсидирования и кредитования позволяют китайским производителям укреплять свои позиции на мировом рынке и конкурировать с зарубежными судостроительными компаниями [2]. Так, например, в 2023 году компания China Shipbuilding Industry Company Limited, зарегистрированная на Шанхайской бирже и также известная как CSICL, в предоставленных биржевых отчетах сообщила о получении государственных субсидий на сумму примерно в 28 миллионов долларов США [39];

2) Внедрение инновационных технологий и автоматизация процессов. Китайские судостроительные компании активно вкладывают ресурсы в разработку и внедрение передовых технологий, таких как роботизация и использование интеллектуальных систем управления производственными процессами. Одним из примеров таких инноваций является использование аддитивных технологий, таких как 3D-печать, для создания сложных компонентов судов. Это позволяет повышать производительность, снижать затраты и повышать качество конечного продукта [4];

3) Экологические инициативы. Одна из основных инициатив заключается в разработке и внедрении современных технологий, направленных на сокращение выбросов углекислого газа и других вредных веществ в атмосферу. Китайские инженеры работают над созданием судов, использующих альтернативные источники энергии [20]: сжиженный природный газ (СПГ), водородные топливные элементы. Эти инновации позволяют значительно уменьшить углеродный след мирового флота и способствуют улучшению качества воздуха в прибрежных регионах. Особое внимание КНР уделяет также защите морских экосистем. В результате строгого соблюдения экологических норм и стандартов при строительстве и эксплуатации судов, китайские судостроительные предприятия активно предотвращают загрязнение морской среды, уменьшая утечки нефти и контроль за сбросом химических веществ и сточных вод [9]. Китайское правительство намерено ускорить создание новых судов, работающих на топливе с низким или нулевым выбросом углерода, с целью занять более половины рынка судостроения, ориентированного на экологические стандарты, к 2025 году. К 2030 году план предполагает полную перестройку отраслевых практик и технологий, чтобы обеспечить лидирующую позицию Китая в мировом рейтинге экологически чистых судоходных отраслей [36]. Также, согласно статистике, представленной Министерством промышленности и информационных технологий Китая, в первые девять месяцев 2024 года Китай получил более 70% мировых заказов на экологически чистые суда [34].

Рассмотрев особенности судостроения в КНР, рассмотрим теперь и инновационные аспекты судостроительного производства. Китайская Народная Республика (КНР) занимает лидирующие позиции в мировом судостроении, демонстрируя стремительное развитие в этой отрасли за последние десятилетия. Залогом успеха является внедрение передовых технологий, развитие инфраструктуры и наращивание производственных мощностей. В комплексной оценке инновационных аспектов судостроительных производств КНР можно выделить несколько ключевых направлений, представленных в таблице 5.

Таблица 5. Инновационные аспекты судостроительных производств КНР. Составлено авторами по [29].

Цифровизация и информационные технологии
Современное судостроение в Китае активно использует достижения цифровых технологий. Применение средств автоматизации позволяет значительно повысить точность проектирования судов, снизить сроки сдачи судов в эксплуатацию и затраты на производство. Суда и их компоненты проектируются с применением компьютерного моделирования, что минимизирует человеческие ошибки и оптимизирует все стадии производства.
Инновации на производстве
Китайские судостроительные компании активно разрабатывают и внедряют новые материалы (композитные материалы, легкие алюминиевые сплавы, высокопрочные стали). Это позволяет создавать суда с улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной прочностью, а также снижать их вес, что благоприятно сказывается на энергоэффективности.
Автоматизация производственных процессов
Современные производственные линии на китайских судоверфях оснащены робототехникой и автоматизированными системами управления, что значительно повышает производительность труда и качество продукции. Роботы выполняют многие работы, что обеспечивает высокую точность и качество исполнения операций при минимизации участия человеческого труда.
Экологическая устойчивость и энергосбережение
КНР придает большое значение развитию экологически чистого судостроения. Внедрение инновационных технологий позволяет снизить выбросы вредных веществ в атмосферу и водную среду. Кроме того, китайские судостроители активно работают над созданием судов с альтернативными источниками энергии
Инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)
Значительная часть успеха китайского судостроения во многом объясняется объемом финансирования НИОКР. Государственная поддержка научных исследований и создание высокотехнологичных кластеров позволяют разрабатывать инновационные решения, которые впоследствии находят применение в серийном производстве судов.

Рассмотрим ключевые примеры таких инноваций в КНР. Одним из ярких примеров является строительство контейнеровоза COSCO Shipping Universe [44], который в момент своего спуска на воду стал самым большим судном такого типа в мире. Судно было построено на верфях компании China State Shipbuilding Corporation (CSSC) и воплотило в себе самые современные технологические достижения [44]. Контейнеровоз оснащен системой управления энергией нового поколения, что позволяет значительно уменьшить потребление топлива и негативное воздействие на экологию.

Другим ярким примером инноваций является проектирование и строительство автономных судов. В 2017 году Китай впервые спустил на воду безэкипажный автономный корабль MASS (Maritime Autonomous Surface Ship) [30]. Этот проект стал результатом многолетних исследований и разработок в области искусственного интеллекта и автоматизации. Использование автономных судов позволит значительно повысить уровень безопасности морских перевозок и уменьшить соответствующие затраты на эксплуатацию.

Несмотря на технический прогресс и большую долю на мировом рынке в судостроительной отрасли, у КНР имеются проблемы, которые требуют дополнительного внимания и стратегического подхода. Одна из основных проблем связана с зависимостью от импорта высокотехнологичных компонентов и оборудования [42]. Несмотря на значительные инвестиции в исследования и разработки, Китай всё ещё нуждается в критически важных технологиях из-за рубежа. Это делает отрасль уязвимой к международным торговым конфликтам и политическим изменениям. Кроме того, существует проблема недостаточной квалификации рабочей силы. Хотя Китай активно работает над модернизацией образовательных программ и повышением профессионального уровня инженеров и технических специалистов, дефицит высококвалифицированных кадров продолжает оказывать негативное влияние на возможности отрасли [8]. Экологическая ситуация также требует особого внимания. Стремительный рост производства сопровождается увеличением выбросов и загрязнением окружающей среды. Усиливающийся международный контроль и экологическое законодательство вынуждают компании адаптироваться к новым стандартам, что требует дополнительных финансовых вложений и изменения существующих технологий производства [31].

Но, несмотря на эти вызовы, Китай демонстрирует свою способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Комплексный подход, включающий цифровизацию, применение новых материалов и экологических стандартов, по мнению авторов, способствует созданию высококачественных судов, соответствующих международным требованиям и стандартам. Введение новых программ поддержки, привлечение иностранных инвестиций и ставка на устойчивое развитие могут стать решением существующих проблем и обеспечить дальнейший поступательный рост судостроительной отрасли КНР в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что судостроительная промышленность Китая является одной из ведущих и ключевых отраслей в его экономике. При этом китайское судостроение демонстрирует впечатляющие темпы роста и технологического развития на протяжении последних десятилетий. Сложно переоценить влияние, которое эта отрасль оказывает как на внутренний рынок Китая, так и на мировую экономику в целом. Технологическое развитие играет ключевую роль в успехе китайской судостроительной отрасли. КНР уделяет значительное внимание инновациям и внедрению передовых технологий, что позволяет производить современные и экологически чистые суда. Многие китайские верфи активно сотрудничают с международными исследовательскими центрами и ведущими инженерными компаниями для разработки новых решений и повышения уровня безопасности и эффективности судов.

Кроме технологического прогресса, важным аспектом является и экономическая составляющая. Китайские судостроительные компании предлагают конкурентоспособные цены на свои продукцию, что привлекает клиентов со всего мира. Возможность сочетать высокое качество и оптимальные цены делает китайские судостроительные предприятия одними из самых востребованных на международной арене. Рабочая гипотеза, сформулированная авторами в начале своего исследования, получила свое подтверждение.


Источники:

1. Александрова М.В., Мустафаева Э.Д. Становление кнр как крупнейшей судостроительной державы мира (1949-2019 гг.) // Восточная Азия: факты и аналитика. – 2024. – № 3. – c. 65-79. – doi: 10.24412/2686-7702-2024-3-65-79.
2. Осипов В.А., Жилина Л.Н., Астафурова И.С. Практика государственной поддержки судостроения в странах зарубежья // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2016. – № 1(77). – c. 77-86. – doi: 10.5281/zenodo.54930.
3. Костин К.Б., Мамедова Л.Э., Золотов А.С. Исследование инновационных технологий производства на примере южнокорейских судостроительных предприятий «Большой тройки» // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6649-6664. – doi: 10.18334/epp.13.12.120213.
4. Кузьмина А.В. Судостроительная промышленность Республики Корея и Китайской Народной Республики: сравнительный анализ конкурентных преимуществ. / ВКР по основной образовательной программе ВМ.5560 «Исследования Тихоокеанского региона». - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2020. – 101 c.
5. Семенова Н.К. Современная структура портовой системы КНР: регионализация, маршруты, судостроение // Восточная Азия: факты и аналитика. – 2024. – № 1. – c. 52-68. – doi: 10.24412/2686-7702-2024-1-52-68.
6. Сергеева К.И., Коншина К.В. Проблемы и перспективы развития судостроения в Китае // Вектор экономики. – 2024. – № 3(93).
7. Китай | Импорт и Экспорт | Весь мир | Суда, лодки и плавучие конструкции | Стоимость (долл. США) и Изменение стоимости, г/г (%) | 2012 – 2023. TrendEconomy Ltd. [Электронный ресурс]. URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/China/89 (дата обращения: 22.09.2024).
8. Китай намерен активизировать подготовку высококвалифицированных кадров. Xinhua News Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.news.cn/20240127/6a73c125b9bf4ef4ab54b0d515205269/c.html (дата обращения: 03.09.2024).
9. Китай намерен построить более половины экологически чистых судов в мире. Корабел.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/kitay_nameren_postroit_bolee_poloviny_ekologicheski_chistyh_sudov_v_mire.html (дата обращения: 25.09.2024).
10. Китай объединил государственные судостроительные активы. Информационно-аналитическое агентство SeaNews/SeaNews Information and Consulting. [Электронный ресурс]. URL: https://seanews.ru/2019/11/27/ru-kitaj-obedinil-gosudarstvennye-sudostroitelnye-aktivy/ (дата обращения: 28.09.2024).
11. Китай создал крупнейшую в мире судостроительную корпорацию. Корабел.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/kitay_sozdal_krupneyshuyu_v_mire_sudostroitelnuyu_korporaciyu.html (дата обращения: 01.10.2024).
12. Китай укрепляет лидерство на мировом рынке судостроения. Корабел.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/kitay_ukreplyaet_liderstvo_na_mirovom_rynke_sudostroeniya.html (дата обращения: 01.10.2024).
13. Китай укрепляет свои позиции в мировом судостроении, страны Запада выражают недовольство. Корабел.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/kitay_ukreplyaet_svoi_pozicii_v_mirovom_sudostroenii_strany_zapada_vyrazhayut_nedovolstvo.html (дата обращения: 30.09.2024).
14. Китайская верфь Yangzijiang Shipbuilding сообщила о рекордной прибыли в 4 млрд юаней. Медиа Палуба. [Электронный ресурс]. URL: https://paluba.media/news/72050 (дата обращения: 27.09.2024).
15. Китай создал крупнейшую в мире судостроительную корпорацию. Корабел.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/kitay_sozdal_krupneyshuyu_v_mire_sudostroitelnuyu_korporaciyu.html (дата обращения: 01.10.2024).
16. Китайское судостроение вчера и сегодня. Корабел.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/kitayskoe_sudostroenie_vchera_i_segodnya.html (дата обращения: 01.10.2024).
17. КНР стала мировым лидером судостроительной отрасли, обогнав Южную Корею. Корабел.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/knr_stala_mirovym_liderom_sudostroitelnoy_otrasli_obognav_yuzhnuyu_koreyu.html (дата обращения: 24.09.2024).
18. Куда Китай экспортирует Суда, лодки и плавучие конструкции?. TrendEconomy. [Электронный ресурс]. URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/China/89 (дата обращения: 28.09.2024).
19. Куда Южная Корея экспортирует суда, лодки и плавучие конструкции?. TrendEconomy. [Электронный ресурс]. URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/Korea/89 (дата обращения: 28.09.2024).
20. Океан вместо газа. Китай стал инновационным полигоном по развитию океанской энергетики. Клерк. ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.klerk.ru/boss/articles/373760/ (дата обращения: 27.09.2024).
21. Половина построенных в 2023 году судов создана на китайских верфях. Корабел.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/polovina_postroennyh_v_2023_godu_sudov_sozdana_na_kitayskih_verfyah.html (дата обращения: 01.10.2024).
22. Строительство судов и производство судостроительной стали в Китае. UGL Corporation. [Электронный ресурс]. URL: https://uglc.ru/china-dir/strojmaterialy-iz-knr/stroitelstvo-sudov-i-proizvodstvo-sudostroitelnoj-stali-v-kitae (дата обращения: 27.09.2024).
23. Судостроение Китая: реформы и рекорды. Корабел.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/sudostroenie_kitaya_reformy_i_rekordy.html (дата обращения: 27.09.2024).
24. Судостроительные предприятия Китая увеличили выручку на 132%. Корабел.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://paluba.media/news/70335 (дата обращения: 02.10.2024).
25. Технопарк Shanghai Zizhu National High-tech Industrial Development Park в Шанхае, Китай. InChina.Tours. [Электронный ресурс]. URL: https://inchina.tours/technopark/shanghai-zizhu-national-high-tech-industrial-development-park (дата обращения: 20.09.2024).
26. Увеличение национальной силы и улучшение жизни народа - Государственный банк развития Китая. Belt and Road State Information Big Data Technologies Co., Ltd. [Электронный ресурс]. URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/z/240428-2/index.shtml (дата обращения: 25.09.2024).
27. Успехи и достижения китайской судостроительной промышленности. China ВЭД. [Электронный ресурс]. URL: https://chinaved.com/kitay-zanimaet-lidiruyushchie-pozicii-v-sfere-sudostroeniya (дата обращения: 23.09.2024).
28. Южнокорейские судостроители третий год подряд - на втором месте в мире по числу заказов. Корабел.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/yuzhnokoreyskie_sudostroiteli_tretiy_god_podryad_-_na_vtorom_meste_v_mire_po_chislu_zakazov.html (дата обращения: 02.10.2024).
29. Xiao S., Feng Li. Innovation ecosystem innovation coordination management of Chinese shipbuilding enterprises // SHS Web of Conferences. – 2023. – p. 03018. – doi: 10.1051/shsconf/202315403018.
30. Olu Saloni, Victor, Oluwaseun Ayeni The Development of Maritime Autonomous Surface Ships: Regulatory Challenges and the Way Forward. ResearchGate. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/363481105_The_Development_of_Maritime_Autonomous_Surface_Ships_Regulatory_Challenges_and_the_Way_Forward (дата обращения: 26.09.2024).
31. A study on green technology efficiency of China’s marine ship industry chain based on meta-frontier framework and three-stage EBM model // Front. Mar. Sci. – 2022. – doi: 10.3389/fmars.2022.996919.
32. Capacity of flagged cargo ships in South Korea from 2014 to 2023(in million DWT). Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1480784/south-korea-flagged-cargo-ship-capacity/ (дата обращения: 25.09.2024).
33. China Center for International Economic Exchanges (CCIEE). Belt and Road Studies Network. [Электронный ресурс]. URL: https://www.brsn.net/jgcy-Institutions/zhiku_en/detail/20190423/1005000000046181570696524938921373_1.html (дата обращения: 26.09.2024).
34. China gets most orders for green ships. China Daily Information Co (CDIC). [Электронный ресурс]. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202410/11/WS67087825a310f1265a1c6ff8.html (дата обращения: 25.09.2024).
35. China Maritime Studies Institute. Lines of Effort. China Maritime Studies Institute (CMSI). [Электронный ресурс]. URL: https://usnwc.edu/Research-and-Wargaming/Research-Centers/China-Maritime-Studies-Institute (дата обращения: 23.09.2024).
36. China sets out strategy to dominate green shipbuilding. Kuehne-nagel company. [Электронный ресурс]. URL: https://mykn.kuehne-nagel.com/news/article/china-sets-out-strategy-to-dominate-green-shi-05-Jan-2024 (дата обращения: 27.09.2024).
37. China Shipbuilding Group is now the World’s Largest Shipbuilder. Naval News. [Электронный ресурс]. URL: https://www.navalnews.com/naval-news/2019/11/china-shipbuilding-group-is-now-the-worlds-largest-shipbuilder/ (дата обращения: 02.10.2024).
38. China Shipbuilding Industry Company Limited. Trading view. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.tradingview.com/symbols/SSE-601989/ (дата обращения: 26.09.2024).
39. China: Government subsidies for listed company China Shipbuilding Industry Company Limited in year 2023. Global Trade Alert. [Электронный ресурс]. URL: https://www.globaltradealert.org/intervention/137144/financial-grant/china-government-subsidies-for-listed-company-china-shipbuilding-industry-company-limited-in-year-2023 (дата обращения: 03.09.2024).
40. China's shipbuilding industry cruising to bigger success. China Council for the Promotion of International Trade (CCPIT). [Электронный ресурс]. URL: https://en.ccpit.org/infoById/e8c7257253ad11eeab3f0242ac1a0702/4 (дата обращения: 22.09.2024).
41. China's Shipyards Rake in $87B in Revenue - With Slim Margins. The Maritime Executive, LLC. [Электронный ресурс]. URL: https://maritime-executive.com/article/china-s-shipyards-rake-in-87b-in-revenue-with-slim-margins (дата обращения: 29.09.2024).
42. Chinese Shipbuilding: Growing Fast, But How Good Is It?. Naval Institute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.usni.org/magazines/proceedings/2008/march/chinese-shipbuilding-growing-fast-how-good-it (дата обращения: 03.09.2024).
43. Company. Group profile. Yangzijiang Shipbuilding Group. [Электронный ресурс]. URL: https://www.yzjship.com/en/about.html (дата обращения: 27.10.2024).
44. Container Ship COSCO SHIPPING UNIVERSE. Marinetraffic.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marinetraffic.com/en/ais/details/ships/shipid:5554510/mmsi:477157400/imo:9795610/vessel:COSCO_SHIPPING_UNIVERSE (дата обращения: 27.09.2024).
45. Forget About Chips—China Is Coming for Ships. Foreign Policy. [Электронный ресурс]. URL: https://foreignpolicy.com/2024/04/19/china-ships-shipbuilding-shipping-shipyards-unfair-competition/ (дата обращения: 27.09.2024).
46. Hidden Harbors: China’s State-backed Shipping Industry. Center for Strategic & International Studies. [Электронный ресурс]. URL: https://www.csis.org/analysis/hidden-harbors-chinas-state-backed-shipping-industry (дата обращения: 02.10.2024).
47. Is It Too Late To Consider Buying Yangzijiang Shipbuilding (Holdings) Ltd. (SGX:BS6). Yahoo finance. [Электронный ресурс]. URL: https://finance.yahoo.com/news/too-consider-buying-yangzijiang-shipbuilding-063418635.html (дата обращения: 02.10.2024).
48. New Yangzi Shipbuilding. Trusted docks. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trusteddocks.com/shipyards/5312-new-yangzi-shipbuilding (дата обращения: 02.10.2024).
49. Report on China’s shipbuilding industry and policies affecting it. OECD Science, Technology and Industry Policy Papers. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/en/publications/report-on-china-s-shipbuilding-industry-and-policies-affecting-it_bb222c73-en.html (дата обращения: 23.09.2024).
50. Shanghai Economy: Agriculture, Industries with Development. TravelChinaGuide.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.travelchinaguide.com/cityguides/shanghai/economy.htm (дата обращения: 20.09.2024).
51. Top 10 Shipyard Companies in China in 2023. OrbitsHub - global partner for maritime consultation. [Электронный ресурс]. URL: https://seanews.ru/2019/11/27/ru-kitaj-obedinil-gosudarstvennye-sudostroitelnye-aktivy/ (дата обращения: 01.10.2024).
52. Yangzijiang Shipbuilding books $7.1 billion of newbuilds in 2023. Sea trade maritime. [Электронный ресурс]. URL: https://www.seatrade-maritime.com/shipyards/yangzijiang-shipbuilding-books-7-1-billion-of-newbuilds-in-2023 (дата обращения: 02.10.2024).
53. Yangzijiang Shipbuilding Group Ltd. China Shipbuilding. [Электронный ресурс]. URL: http://chinashipbuilding.cn/shipyard.aspx?pklujyukkpp4JgSsFanmkhTk8Pl4E (дата обращения: 23.09.2024).
54. Yangzijiang Shipbuilding Holdings, Ltd. Trading view. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.tradingview.com/symbols/OTC-YSHLF/financials-statistics-and-ratios/ (дата обращения: 25.09.2024).

Страница обновлена: 29.01.2025 в 01:15:52