Анализ конкурентоспособности современной судостроительной отрасли Китайской Народной Республики
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Цитировать:
Костин К.Б., Мамедова Л.Э., Ленская В.А. Анализ конкурентоспособности современной судостроительной отрасли Китайской Народной Республики // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 12. – doi: 10.18334/epp.14.12.122194.
Введение
Современное судостроение в КНР представляет собой мощную и динамично развивающуюся отрасль, активно интегрированную в глобальную экономику. Китайские верфи продолжают совершенствовать свои технологии, инвестировать в научные исследования и развивать сотрудничество с зарубежными партнерами. Основное влияние китайских судостроительных предприятий проявляется через их способность производить суда быстро и по конкурентоспособным ценам. Значительные инвестиции в инфраструктуру и передовые технологии позволили КНР стать одним из лидеров в массовом производстве больших судов, таких как контейнеровозы, нефтеналивные танкеры и балкеры [1]. Это положило начало изменениям в глобальных цепочках поставок и перевозках, которые в настоящее время зависят от огромных объемов, предоставляемых Китаем, что способствует укреплению позиций КНР на мировом рынке и дальнейшему развитию судостроительной отрасли. В глобальном контексте Китай не только укрепляет своё лидерство, но и расширяет сферу своего влияния, активно развивая сотрудничество с другими странами. Китайские судостроительные компании заключают договора с международными партнерами, открывают совместные предприятия и активно участвуют в реализации крупных инфраструктурных проектов по всему миру.
С.н.с., к.п.н. Семенова Н.К., в работе [5] исследует стадии эволюции портов Китайской Народной Республики, текущую структуру портовой системы страны, а также современные тенденции и перспективы развития, охватывающие как материковые, так и зарубежные порты Китая. По результатам проведенных исследований автор приходит к обоснованному заключению, что китайские предприятия по судостроению и судоремонту, а также портовая индустрия, в настоящее время занимают передовые позиции на мировой арене [5].
Исследование китайского судостроения в 2024 году проводилось также несколькими ключевыми организациями, каждая из которых внесла ценный вклад в анализ и интерпретацию соответствующих данных [13]. Значительную роль сыграла Китайская судостроительная ассоциация (China Association of the National Shipbuilding Industry) [40], которая опубликовала отраслевые отчеты и аналитику, описывающую соответствующие технологические и рыночные тенденций развития судостроительной отрасли. Не менее важными представляются исследования Китайского института водного транспорта (China Institute of Marine Transportation) [35], посвященные логистическим маршрутам и оценке эксплуатационных характеристик судов. Результаты комплексного анализа экономического влияния судостроительной отрасли на национальную и глобальную экономику опубликованы китайским центром международного экономического обмена (China Center for International Economic Exchanges [33]), что также послужило основой для настоящей работы авторов.
В работе [3] ряда авторов данной монографии представлены результаты сравнительного анализа судостроительной отрасли КНР и Южной Кореи, на основе которого авторы приходят к выводам, что Китай можно объективно считать наиболее развитым регионом в сфере морских перевозок среди Азиатских стран [3].
В научной работе к.т.н. Сергеевой К.И. определены факторы, влияющие на поступательное развитие судостроительной отрасли в стране; рассматриваются также особенности внешнеэкономической деятельности Китая и роль судостроения в экономике [6]. Вышеуказанный автор выдвигает тезис о том, что программа «Сделано в Китае 2025» должна повысить уровень развития судостроительной отрасли и сохранить стране количественное преимущество на рынке [6].
Актуальность темы работы обусловлена тем, что судостроение в КНР продолжает динамично развиваться, играя важную роль в глобальной экономике и способствуя укреплению позиций Китая на мировой арене.
Цель работы заключается в выявлении ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность судостроительной отрасли Китайской Народной Республики.
Научная новизна работы состоит в определении факторов, направленных на повышение конкурентоспособности судостроительной отрасли на основе авторского исследования конкурентоспособности судостроительной отрасли Китая и результатах соответствующего анализа, проведенного авторами.
Гипотеза исследования заключается в том, что объем государственного финансирования, качество инновационных технологий, размер инвестиций в НИОКР, и масштаб внедрения цифровых технологий определяют страны лидеры в области современного судостроения.
Обзор и экономический анализ судостроительная отрасли КНР
Основные судостроительные мощности Китайской Народной Республики имеют важное значение в мировой экономике и геополитике. На протяжении последних десятилетий Китай сделал ряд значимых шагов к тому, чтобы стать ведущей державой в области судостроения [16]. Это стало возможным благодаря комплексной государственной поддержке и стратегическому планированию [10]. Как уже было отмечено, КНР является одним из мировых лидеров в судостроительной отрасли, и на его территории расположено множество судостроительных предприятий [51].
Залогом успешного функционирования китайских судостроительных предприятий в первую очередь является их географическое расположение, которое априори усиливает их конкурентоспособность и эффективность. Стратегически судостроительные предприятия КНР расположены вблизи основных портов и морских путей. Такие локации, как Шанхай и Шаньдун играют ключевую роль благодаря своему доступу к международным морским маршрутам и развитой логистической инфраструктуре. Близость к морю обеспечивает удобство доставки материалов и соответствующих компонентов, а также облегчает экспорт готовых судов. Кроме того, важным фактором является наличие индустриальных зон, которые формируют соответствующую инфраструктуру вокруг себя, и, как следствие, эффективную цепочку поставок необходимых материалов и технологий. Например, в Шанхае и его окрестностях создан мощный индустриальный кластер, где сосредоточены предприятия, занимающиеся производством и поставкой металлургической, электротехнической и прочей продукции, которая необходима для судостроительства. Кроме того, в Шанхае также расположен технопарк Shanghai Zizhu National High-tech Industrial Development Park [25]. Основанный в 1992 году, он стал важным центром инноваций в Китае. В технопарке компании и исследовательские институты занимаются разработкой и внедрением новейших технологий в различные сектора производства. Такой подход, по мнению авторов, способствует сокращению затрат на транспортировку и увеличению эффективности производственных процессов.
Китайские судостроительные предприятия часто располагаются в районах с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями. Близость к университетам и исследовательским центрам обеспечивает постоянный поток квалифицированных кадров и доступ к передовым технологиям. В частности, по состоянию на 2023 год в одной из крупнейших судостроительных корпораций CSIC (Китайская корпорация судостроительной промышленности), расположенной в Шанхае, было занято около 30 483 человек [50]. Многие промышленные рабочие на ежедневной основе приезжают в Шанхай из близлежащих городов, таких как Чанчжоу, Цзясин, Ханчжоу, Шаосин и Нинбо [23].
Основная продукция судостроительных предприятий КНР включает в себя разнообразные типы судов и морской техники, которые играют ключевую роль как в национальной экономике страны, так и на глобальном рынке. Судостроительные предприятия Китая производят следующие классы судов, которые систематизированы авторами в таблице 1.
Таблица 1. Виды производимых судов в КНР. Составлено авторами по [15].
Классы
судов
|
Типы судов
|
Коммерческие
суда
|
балкеры; контейнеровозы; суда для
перевозки сверхтяжелых грузов; газовозы; танкеры; ролкеры; лесовозы
|
Военные
суда
|
ракетоносцы;
многоцелевые лодки; эсминцы; миноносцы; корветы; авианосцы
|
Исследовательские
суда
|
океанографические исследовательские
суда; плавучие высокотехнологичные лаборатории; батискафы
|
Служебно-вспомогательные суда
|
суда для обслуживания буровых платформ; суда-трубоукладчики;
суда-рефрижераторы
|
Китайские верфи строят грузовые суда, такие как контейнеровозы, балкеры, танкеры и многофункциональные суда, предназначенные для перевозки различных видов грузов.
Основные показатели и статистика, отражающие развитие отрасли, свидетельствуют о высоком уровне технологий и производственных мощностей, достигнутом в стране [27]. В период с 2019 по 2020 годы китайский судостроительный сектор значительно расширился, особенно в области круизных лайнеров и судов для перевозки сжиженного природного газа. Также наблюдался существенный рост в сегментах контейнеровозов, нефтевозов и сухогрузов за последние два года [15]. В 2020 году Китай стал лидером по количеству спущенных на воду новых судов, обеспечив 43,1% мирового объема. Кроме того, страна получила 48,8% всех новых заказов на производство судов. Китай владел 44,7% от всех имеющихся мировых заказов [17]. В 2023 году, по информации Министерства промышленности и информатизации Китая, в стране было завершено строительство кораблей с общим дедвейтом в 42,32 млн тонн [21]. Это на 11,8% больше по сравнению с предыдущим годом и составляет 50,2% от общего мирового объема построенных судов [21]. К концу июня 2024 года китайские верфи исполняли заказы на 171,55 млн дедвейт-тонн, что на 38,6% больше, чем в аналогичный период прошлого года. На Китай пришлось 58,9% от глобального объема заказов [12].
Таким образом, импорт и экспорт судов играет важную роль в экономике Китая. В 2023 году экспорт товаров группы «Суда, лодки и плавучие конструкции» из Китая достиг 31 млрд долларов [7]. Если сравнивать с 2022 годом, стоимость поставок продукции этой группы выросла на 20%, что составляет дополнительные 5,45 млрд долларов (в 2022 году экспорт составил 26 млрд долларов) [7]. «Суда, лодки и плавучие конструкции» занимала 0,943% от общего экспорта Китая в 2023 году (общий экспорт Китая в 2023 году составил 3,37 трлн долларов). В сравнении с 2022 годом, доля товаров данной группы в совокупном экспорте Китая увеличилась на 0,207 процентных пункта (в 2022 году она составляла 0,735%, при общем экспорте в 3,59 трлн долларов) [7].
Судостроительные предприятия КНР за последние десятилетия достигли невероятного прогресса, став мировыми гигантами в этой отрасли. Лидеров в судостроении можно разделить, по мнению авторов, на государственные и частные предприятия. Крупнейшие представители государственных и частных судостроительных производств КНР представлены на рисунке 1.
Рассмотрим особенности работы государственного судостроительного предприятия CSSC и частного судостроительного предприятия Yangzijiang Shipbuilding Group. Выбор данных предприятий обусловлен тем, что CSSC является крупнейшей государственной судостроительной корпорацией, а Yangzijiang Shipbuilding Group является крупнейшей группой частных судостроительных предприятий в Китае. В CSSC объединяет множество верфей и дочерних компаний по всей стране – такие мощности, по мнению авторов, обеспечивают корпорации возможность одновременно вести строительство множества проектов [11], а Yangzijiang Shipbuilding Group расположенная на территории более 2,5 миллионов квадратных метров, является одной из крупнейших судостроительных верфей не только в Китае, но и в мире [48].
Рисунок 1. Крупнейшие представители судостроительных предприятий КНР. Составлено авторами по [49].
Китайская государственная судостроительная корпорация (CSSC), как уже было отмечено ранее, это крупнейшее в мире судостроительное предприятие [11]. Образованное в результате слияния нескольких влиятельных компаний, это китайское государственное предприятие концентрирует в себе передовые технологии и многолетний опыт проектирования, постройки и оснащения судов различных типов и назначений. С момента своего основания, корпорация продемонстрировала стремительный рост и достигла заслуженного международного признания. Репутация корпорации основана на высоких стандартах качества и инновационных решениях, обеспечивающих востребованность ее продукции на мировом рынке [37]. Ассортимент продукции варьируется от гражданских судов, таких как контейнеровозы и круизные лайнеры, до военных кораблей, включая современные фрегаты и эсминцы. Головной офис компании расположен в Шанхае, одном из крупнейших экономических и технологических центров Китая. Однако география деятельности компании охватывает как внутренние, так и зарубежные рынки, что позволяет ей оставаться конкурентоспособной на фоне растущих мировых вызовов [46]. Растущая глобализация и всевозрастающая требовательность заказчиков, по мнению авторов, стимулируют корпорацию к внедрению инновационных технологий, таких как автоматизация и цифровизация производственных процессов. Основные экономические показатели Китайской государственной судостроительной корпорации (CSSC) за 2023 год представлены в таблице 2.
Таблица 2. Основные экономические показатели Китайской государственной судостроительной корпорации (CSSC) за 2023 год [24], [38].
Показатель
|
2023
год
|
2022
год
|
Выручка
|
46,36 млрд. CNY
(или
6, 396, 428, 280 $)
|
43,80 млрд. CNY
(или 6, 043, 217, 400 $)
|
Чистая
прибыль
|
-781,86 млн. CNY
(или
-107, 875, 569 $)
|
-2,21 млрд. CNY
(или -304, 920, 330 $)
|
Рентабельность
чистой прибыли
|
-1,69%
|
-5,05%
|
Дивиденды
на акцию
|
0,01 CNY (или
0,00138 $)
|
0,00 CNY (или
0,00 $)
|
Дивидендная
доходность
|
0,24%
|
0,00%
|
Задолженность
|
32,82 млрд. CNY
(или
4, 528, 273, 860 $)
|
34,35 млрд. CNY
(или
4, 739, 372, 550
$)
|
Рентабельность
по EBITDA
|
-4,77%
|
-7,94%
|
Стоимость
компании
|
51,29 млрд. CNY
(или
7, 076, 635, 170
$)
|
39,51 млрд. CNY
(или
5, 451, 313, 230
$)
|
Выручка у корпорации увеличилась в 2023 году на 353,2 млн. $, в сравнении с 2022 годом. Увеличилась чистая прибыль на 197 млн. $., но все также имеет отрицательное значение (-107, 875, 569 $). Авторы предполагают, что это связано с погашением имеющихся у корпорации задолженностей. Рентабельность чистой прибыли выросла на 3,36%, но все также имеет отрицательное значение (-1,69%). Отрицательная рентабельность чистой прибыли связана с отрицательной чистой прибылью. Дивиденды на акцию выросли на 0,01 $, соответственно, и дивидендная доходность выросла на 0,01%. У компании уменьшилась задолженность на 211,15 тыс. $. В 2023 году рентабельность по EBITDA у CSSC увеличилась на 3,17%, но все также имеет отрицательное значение (-4,77%). Авторы статьи видят причину отрицательного значения в высоком уровне капитальных затрат, необходимых для судостроения. Судостроительная отрасль требует значительных вложений в производственные мощности, материалы и технологии. Такие расходы могут оказать существенное влияние на EBITDA, особенно в случае длительных сроков строительства. Стоимость компании увеличилась на 2,45 млрд. $.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что снижение большинства важных экономических показателей требует от руководства China State Shipbuilding Corporation внимательной оценки текущей ситуации и разработки стратегий для восстановления и укрепления финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. Но, несмотря на отрицательные экономические показатели, CSSC продолжает оставаться крупнейшей судостроительной корпорацией в мире, имея в своей структуре 60 промышленных предприятий и НИИ. Имея финансовые трудности, CSSC демонстрирует стойкость и надежность, продолжая эффективно функционировать и развиваться в сфере судостроения.
Далее рассмотрим частную судостроительную компанию Yangzijiang Shipbuilding Group. Основанная в 1956 году на берегах реки Янцзы, компания начинала свою деятельность как небольшое судостроительное предприятие, посвятившее себя созданию высококачественных морских судов, которые могли бы выдержать сложные условия мореплавания [43]. Поворотный момент в истории компании наступил в 2007 году, когда она вышла на Сингапурскую фондовую биржу, что позволило начать международную экспансию [47]. Также компания стала первой китайской судостроительной компанией, зарегистрированной в Сингапуре [47]. В это время внимание уделялось инновациям и технологиям, что позволило Yangzijiang Shipbuilding построить множество современных контейнеровозов, балкеров и газовозов. Китайская компания объявила о рекордной прибыли в 2023 финансовом году, составившей 4,1 млрд юаней, что на 57% больше по сравнению с 2022 годом [14]. За 2023 год выручка увеличилась на 16,5% и достигла 24,1 млрд юаней, а валовая прибыль выросла на 22,4%, в то время как годом ранее этот показатель составлял 15,4%. На конец 2023 года общий портфель заказов включал 182 судна стоимостью $14,5 млрд [14]. В течение 2023 года компания получила 97 новых заказов на сумму $7,1 млрд, что обеспечит доходы верфи до 2027 года [52]. Основные экономические Yangzijiang Shipbuilding Group за 2023 год представлены в таблице 3.
Таблица 3. Основные экономические показатели Yangzijiang Shipbuilding Group за 2023 год [54].
Показатель
|
2023
год
|
2022
год
|
Выручка
|
3,46 млрд. $
|
3,16 млрд. $
|
Чистая
прибыль
|
588,92 млн. $
|
428,45 млн. $
|
Рентабельность
чистой прибыли
|
17,01%
|
12,62%
|
Дивиденды
на акцию
|
0,05 $
|
0,04 $
|
Дивидендная
доходность
|
4,36%
|
3,68%
|
Задолженность
|
788,12 млн. $
|
656,69 млн. $
|
Рентабельность
по EBITDA
|
25,21%
|
15,28%
|
Стоимость
компании
|
2,94 млрд. $
|
2,88 млрд. $
|
Выручка у компании увеличилась в 2023 году на 30 млн. $, в сравнении с 2022 годом. Также увеличилась чистая прибыль на 160,47 млн. $. Рентабельность чистой прибыли выросла на 4,39%. Дивиденды на акцию выросли на 0,01 $, соответственно, и дивидендная доходность выросла на 0,68%. У компании увеличилась задолженность на 131,43 млн. $. Авторы данной статьи предполагают, что увеличение задолженности связано с инновациями и необходимостью соответствия новым стандартам безопасности и экологичности. Данные факторы требуют постоянного финансирования, что может увеличивать долг компании, если собственных средств не хватает для необходимых затрат. В 2023 году рентабельность по EBITDA у Yangzijiang Shipbuilding Group увеличилась на 9,93%, а стоимость компании увеличилась на 0,06 млрд. $.
Таким образом, исходя из вышеприведенного анализа соответствующих показателей компании, можно сделать вывод, что Jiangsu New Yangzi Shipbuilding Co. является финансово-устойчивой частной судостроительной компанией КНР.
Проанализировав географию расположения судостроительных предприятий КНР, основную выпускаемую ими продукцию, показатели в прибыли, выручке и рентабельности, – сравним теперь Китай с главным конкурентом в области судостроения – Южной Кореей. Исходя из данных, представленных в данной работе, Южная Корея занимает 2 место в мире в отрасли судостроения, поэтому сравнительный анализ позволит определить ключевые показатели, определяющие поступательное развитие мировых судостроительных предприятий. Соответствующие критерии и показатели по КНР и Республике Корея представлены в таблице 4.
Таблица 4. Сравнение ключевых показателей судостроительной отрасли КНР и Республики Корея. Составлено авторами по [18], [19], [24], [27], [28], [32], [41].
Критерии
сравнения
|
Китай
|
Южная
Корея
|
Количество
заказов за 2023 год
|
24,46 млн брутто-тонн
(CGT) в новых заказах, 59% от общемирового объема
|
10,01 млн
брутто-тонн (CGT) новых заказов, 24% от общемирового объема
|
Доход от
экспорта судов за 2023 год
|
31,627
млрд. $
|
17,33
млрд. $
|
Доход от
импорта судов за 2023 год
|
527
млн. $
|
2,296
млрд. $
|
Мощность грузовых судов за 2023 год
|
38 млн. дедвейт
|
42.32
млн. дедвейт
|
Выручка судостроительной отрасли за 2023 год
|
87 млрд. $
|
25,38
млрд.
$ (Samsung Heavy Industries
– 4,98 млрд. $, Hanwha Ocean Co Ltd – 5,26 млрд. $, HD Hyundai Co. Ltd –
15,14 млрд. $)
|
На основании анализа соответствующих данных, представленных в таблице 4, можно сделать выводы о том, что Китай превосходит показатели Южной Кореи по таким критериям, как количество заказов и доходы от экспорта, мощность грузовых судов, выручка, но уступает в доходе от импорта судостроительной продукции. По мнению авторов, судостроительная отрасль в Китае превосходит судостроительную отрасль Южной Кореи благодаря таким факторам как государственная поддержка и доступ к обширным ресурсам, в том числе трудовым. Южная Корея, несмотря на высокий уровень технологий и качество продукции, сталкивается с вопросами высокой стоимости производства и ограниченности ресурсов.
Превосходство КНР над Южной Кореей в области судостроения является результатом многолетней работы и стратегического планирования, направленного на укрепление позиций Китая на мировой арене. Судостроительная отрасль Китая демонстрирует передовые инновации и поступательное развитие опережающее конкурентов темпами, что позволяют стране оставаться лидером в этой сфере. В совместном исследовании, проведенном Bloomberg, Lloyd’s Register of Shipping, компанией Qinetiq и Университетом Стратклайда, прогнозируется, что к 2030 году Китай будет обеспечивать 55% всех новых судостроительных заказов, а Республика Корея займёт долю в 27% [22].
В следующем разделе рассмотрим факторы, определяющие конкурентоспособность КНР в области судостроения.
Анализ конкурентоспособности китайских судостроительных компаний
Как уже было отмечено, современное судостроение в Китайской Народной Республике (КНР) является одним из самых значимых и быстроразвивающихся секторов мировой промышленности. Китай за последние десятилетия трансформировался из регионального игрока в глобального лидера в области судостроения. Рассмотрим ключевые особенности, которые способствовали развитию судостроительного производства в КНР:
1) Масштабное государственное финансирование. Государственные программы поддержки включают техническую модернизацию верфей, субсидии, налоговые льготы и льготные кредиты. В рамках государственных программ, крупнейшие банки страны (Китайский банк развития, Экспортно-импортный банк Китая) предоставляют долгосрочные кредиты и льготное финансирование для судостроительных предприятий [26]. Эти кредиты позволяют компаниям инвестировать в оптимизацию производственных процессов и разработку новых видов судов. По данным Foreign Policy, государство оплачивает от 13 до 20% стоимости коммерческих судов, спускаемых на воду китайскими компаниями [45]. Кроме того, государственное финансирование направлено на поддержку экспорта китайских судостроительных компаний. Программы экспортного субсидирования и кредитования позволяют китайским производителям укреплять свои позиции на мировом рынке и конкурировать с зарубежными судостроительными компаниями [2]. Так, например, в 2023 году компания China Shipbuilding Industry Company Limited, зарегистрированная на Шанхайской бирже и также известная как CSICL, в предоставленных биржевых отчетах сообщила о получении государственных субсидий на сумму примерно в 28 миллионов долларов США [39];
2) Внедрение инновационных технологий и автоматизация процессов. Китайские судостроительные компании активно вкладывают ресурсы в разработку и внедрение передовых технологий, таких как роботизация и использование интеллектуальных систем управления производственными процессами. Одним из примеров таких инноваций является использование аддитивных технологий, таких как 3D-печать, для создания сложных компонентов судов. Это позволяет повышать производительность, снижать затраты и повышать качество конечного продукта [4];
3) Экологические инициативы. Одна из основных инициатив заключается в разработке и внедрении современных технологий, направленных на сокращение выбросов углекислого газа и других вредных веществ в атмосферу. Китайские инженеры работают над созданием судов, использующих альтернативные источники энергии [20]: сжиженный природный газ (СПГ), водородные топливные элементы. Эти инновации позволяют значительно уменьшить углеродный след мирового флота и способствуют улучшению качества воздуха в прибрежных регионах. Особое внимание КНР уделяет также защите морских экосистем. В результате строгого соблюдения экологических норм и стандартов при строительстве и эксплуатации судов, китайские судостроительные предприятия активно предотвращают загрязнение морской среды, уменьшая утечки нефти и контроль за сбросом химических веществ и сточных вод [9]. Китайское правительство намерено ускорить создание новых судов, работающих на топливе с низким или нулевым выбросом углерода, с целью занять более половины рынка судостроения, ориентированного на экологические стандарты, к 2025 году. К 2030 году план предполагает полную перестройку отраслевых практик и технологий, чтобы обеспечить лидирующую позицию Китая в мировом рейтинге экологически чистых судоходных отраслей [36]. Также, согласно статистике, представленной Министерством промышленности и информационных технологий Китая, в первые девять месяцев 2024 года Китай получил более 70% мировых заказов на экологически чистые суда [34].
Рассмотрев особенности судостроения в КНР, рассмотрим теперь и инновационные аспекты судостроительного производства. Китайская Народная Республика (КНР) занимает лидирующие позиции в мировом судостроении, демонстрируя стремительное развитие в этой отрасли за последние десятилетия. Залогом успеха является внедрение передовых технологий, развитие инфраструктуры и наращивание производственных мощностей. В комплексной оценке инновационных аспектов судостроительных производств КНР можно выделить несколько ключевых направлений, представленных в таблице 5.
Таблица 5. Инновационные аспекты судостроительных производств КНР. Составлено авторами по [29].
Цифровизация и информационные технологии
|
Современное судостроение в Китае активно
использует достижения цифровых технологий. Применение средств автоматизации
позволяет значительно повысить точность проектирования судов, снизить сроки
сдачи судов в эксплуатацию и затраты на производство. Суда и их компоненты
проектируются с применением компьютерного моделирования, что минимизирует
человеческие ошибки и оптимизирует все стадии производства.
|
Инновации на производстве
|
Китайские судостроительные компании активно
разрабатывают и внедряют новые материалы (композитные материалы, легкие
алюминиевые сплавы, высокопрочные стали). Это позволяет создавать суда с
улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной прочностью, а
также снижать их вес, что благоприятно сказывается на энергоэффективности.
|
Автоматизация производственных процессов
|
Современные производственные линии на китайских
судоверфях оснащены робототехникой и автоматизированными системами
управления, что значительно повышает производительность труда и качество
продукции. Роботы выполняют многие работы, что обеспечивает высокую точность
и качество исполнения операций при минимизации участия человеческого труда.
|
Экологическая устойчивость и энергосбережение
|
КНР придает большое значение развитию экологически
чистого судостроения. Внедрение инновационных технологий позволяет снизить
выбросы вредных веществ в атмосферу и водную среду. Кроме того, китайские судостроители
активно работают над созданием судов с альтернативными источниками энергии
|
Инвестиции в научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы (НИОКР)
|
Значительная часть успеха китайского судостроения
во многом объясняется объемом финансирования НИОКР. Государственная поддержка
научных исследований и создание высокотехнологичных кластеров позволяют
разрабатывать инновационные решения, которые впоследствии находят применение
в серийном производстве судов.
|
Рассмотрим ключевые примеры таких инноваций в КНР. Одним из ярких примеров является строительство контейнеровоза COSCO Shipping Universe [44], который в момент своего спуска на воду стал самым большим судном такого типа в мире. Судно было построено на верфях компании China State Shipbuilding Corporation (CSSC) и воплотило в себе самые современные технологические достижения [44]. Контейнеровоз оснащен системой управления энергией нового поколения, что позволяет значительно уменьшить потребление топлива и негативное воздействие на экологию.
Другим ярким примером инноваций является проектирование и строительство автономных судов. В 2017 году Китай впервые спустил на воду безэкипажный автономный корабль MASS (Maritime Autonomous Surface Ship) [30]. Этот проект стал результатом многолетних исследований и разработок в области искусственного интеллекта и автоматизации. Использование автономных судов позволит значительно повысить уровень безопасности морских перевозок и уменьшить соответствующие затраты на эксплуатацию.
Несмотря на технический прогресс и большую долю на мировом рынке в судостроительной отрасли, у КНР имеются проблемы, которые требуют дополнительного внимания и стратегического подхода. Одна из основных проблем связана с зависимостью от импорта высокотехнологичных компонентов и оборудования [42]. Несмотря на значительные инвестиции в исследования и разработки, Китай всё ещё нуждается в критически важных технологиях из-за рубежа. Это делает отрасль уязвимой к международным торговым конфликтам и политическим изменениям. Кроме того, существует проблема недостаточной квалификации рабочей силы. Хотя Китай активно работает над модернизацией образовательных программ и повышением профессионального уровня инженеров и технических специалистов, дефицит высококвалифицированных кадров продолжает оказывать негативное влияние на возможности отрасли [8]. Экологическая ситуация также требует особого внимания. Стремительный рост производства сопровождается увеличением выбросов и загрязнением окружающей среды. Усиливающийся международный контроль и экологическое законодательство вынуждают компании адаптироваться к новым стандартам, что требует дополнительных финансовых вложений и изменения существующих технологий производства [31].
Но, несмотря на эти вызовы, Китай демонстрирует свою способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Комплексный подход, включающий цифровизацию, применение новых материалов и экологических стандартов, по мнению авторов, способствует созданию высококачественных судов, соответствующих международным требованиям и стандартам. Введение новых программ поддержки, привлечение иностранных инвестиций и ставка на устойчивое развитие могут стать решением существующих проблем и обеспечить дальнейший поступательный рост судостроительной отрасли КНР в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Заключение
Таким образом, можно заключить, что судостроительная промышленность Китая является одной из ведущих и ключевых отраслей в его экономике. При этом китайское судостроение демонстрирует впечатляющие темпы роста и технологического развития на протяжении последних десятилетий. Сложно переоценить влияние, которое эта отрасль оказывает как на внутренний рынок Китая, так и на мировую экономику в целом. Технологическое развитие играет ключевую роль в успехе китайской судостроительной отрасли. КНР уделяет значительное внимание инновациям и внедрению передовых технологий, что позволяет производить современные и экологически чистые суда. Многие китайские верфи активно сотрудничают с международными исследовательскими центрами и ведущими инженерными компаниями для разработки новых решений и повышения уровня безопасности и эффективности судов.
Кроме технологического прогресса, важным аспектом является и экономическая составляющая. Китайские судостроительные компании предлагают конкурентоспособные цены на свои продукцию, что привлекает клиентов со всего мира. Возможность сочетать высокое качество и оптимальные цены делает китайские судостроительные предприятия одними из самых востребованных на международной арене. Рабочая гипотеза, сформулированная авторами в начале своего исследования, получила свое подтверждение.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:24:47