Подготовка кадров в системе многоуровневого профессионального образования в гражданской авиации

Иванова М.О.1, Банников С.А.2
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Россия, Санкт-Петербург
2 Государственная корпорация по организации воздушного движения РФ

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 12 (Декабрь 2021)

Цитировать:
Иванова М.О., Банников С.А. Подготовка кадров в системе многоуровневого профессионального образования в гражданской авиации // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 12. – С. 2903-2914. – doi: 10.18334/epp.11.12.113945.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47943157
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
В статье раскрываются проблемы подготовки кадров в высших образовательных учреждениях гражданской авиации; анализируется контингент обучающихся на основе статистических данных отраслевых вузов, выявляются общие тенденции подготовки кадров по различным уровням профессиональной подготовки и источникам финансирования. Отдельно раскрывается проблема профильной направленности программ, реализуемых в вертикально-интегрированных учебных комплексах гражданской авиации, делается вывод о достаточной подготовке специалистов для отрасли по профильным программам и о возможности расширения спектра образовательных услуг для покрытия потребности в специалистах «непрофильных» направлений, труд которых задействован в гражданской авиации и количественно существенно превышает совокупность человеческих ресурсов по всем категориям авиационного персонала.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, гражданская авиация, контингент обучающихся, многоуровневая подготовка

JEL-классификация: I25, I26, L93, M53

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Подготовка персонала для гражданской авиации осуществляется в отраслевых учебных заведениях, к которым относятся три вертикально интегрированных учебных комплекса − высшие учебные заведения с входящими в их состав филиалами, колледжами и училищами: Московский государственный технический университет гражданской авиации, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. В отраслевых вузах страны в последние годы значительно расширен список реализуемых образовательных программ, что произошло в связи с переходом на многоуровневую подготовку в рамках высшего образования. Успешно реализуются программы профессиональной подготовки, что позволяет обеспечить отрасль квалифицированными специалистами. Однако для оценки маркетинговых аспектов авиационного образования и для анализа влияния отраслевых вузов на обеспеченность кадрами специалистов такой технологически сложной отрасли, как гражданская авиация, необходимо выявить общие тенденции в структуре подготовки в образовательных организациях, подведомственных Росавиации, и оценить возможности и перспективы использования авиационных учебных заведений для покрытия потребностей в персонале на будущие периоды. В связи с чем авторами сформулирована цель исследования − на основе материалов трех вертикально интегрированных учебных комплексов и отчетов, доступных в сети Интернет, проанализировать контингент обучающихся по уровням профессиональной подготовки, условиям финансирования и профильной принадлежности для выявления общих тенденций структуры подготовки и оценки перспектив расширения влияния отраслевых учебных заведений на обеспечение организаций воздушного транспорта кадрами специалистов.

Материалы и методы

В качестве исходного материала исследования использованы информационно-аналитические материалы образовательных организаций гражданской авиации, представленные в Росавиацию по поручению Минтранса России от 09.12.2019 № ИА-407-пр; отчеты о результатах самообследования всех трех авиационных вузов страны; доклад Федерального агентства воздушного транспорта об итогах работы в 2020 году, основных задачах на 2021 год и среднесрочную перспективу; научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории и методологии многоуровнего профессионального образования.

Основу исследования составили положения системного подхода. Применялись такие методы, как метод сравнения и аналогии, научной интерпретации и обобщений, структуризации.

Результаты и их обсуждение

В гражданской авиации используется труд специалистов различной профессиональной направленности, как относящихся к категории авиационного персонала, так и относящихся к сопутствующим (но не менее важным для функционирования отрасли) профессиям. Источником пополнения кадров специалистов для организаций воздушного транспорта в значительной степени являются отраслевые вузы, в свете чего для оценки обеспеченности отрасли подготовленными специалистами необходимо провести анализ контингента обучающихся.

Так, в динамике за 2017−2020 гг. наблюдалось незначительное увеличение количества обучающихся в образовательных организациях гражданской авиации (рис. 1).

Рисунок 1. Общее количество обучающихся в образовательных организациях гражданской авиации

Источник: составлено авторами на основе [1, 4].

В 2017 году общий контингент составил 25 294 чел., в 2018 г. – 26 276 чел. (прирост оставил около одной тысячи чел.), в 2019 г. также наблюдалось незначительное увеличение контингента, однако в 2020 г. тенденция на увеличение численности и рост общего контингента прекратилась.

Доля каждого из авиационных вузов в подготовке специалистов для отрасли (в динамике за 3 года) представлена на рисунке 2. Традиционно МГТУ ГА занимает лидирующее положение по количеству обучающихся (и соответственно, выпускников), в СПбГУ ГА данные показатели несколько ниже на протяжении всего периода, взятого для анализа, в УИ ГА – общее количество обучающихся не превышает шести тысяч человек.

Рисунок 2. Общий контингент обучающихся в трех высших образовательных организациях, подведомственных Росавиации, чел.

Источник: составлено авторами на основе [4, 6–8].

Однако каждый из авиационных вузов оказывает особое влияние на обеспечение отрасли специалистами, поскольку ведет подготовку не по идентичным программам. Общее количество программ подготовки в вузах существенно отличается и имеет разную профильную направленность и разные уровни подготовки.

В настоящее время система непрерывного профессионального образования в гражданской авиации в части профессиональной подготовки в высших учебных заведениях включает пять уровней подготовки, к которым относятся программы среднего профессионального образования (СПО), программы высшего образования (ВО) − программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Обучение ведется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет договорных обязательств. Соотношение обучающихся на данных программах существенно отличается (табл. 1).

Таблица 1

Контингент обучающихся в образовательных организациях гражданской авиации по уровням подготовки и источнику финансирования

Контингент обучающихся в образовательных организациях ГА в 2019 г., чел.

МГТУ ГА
СПбГУ ГА
УИ ГА
1
2
3
4
всего:
11242
9922
5686
за счет средств федерального бюджета
7754
5671
4465
за счет средств от приносящей доход деятельности
3488
4251
1221
в том числе:



по программам аспирантуры
85
95
22
за счет средств федерального бюджета
77
68
8
за счет средств от приносящей доход деятельности
8
27
14
по программам специалитета
1208
2465
1752
за счет средств федерального бюджета
978
1832
1440
за счет средств от приносящей доход деятельности
230
633
312
по программам магистратуры
267
336
110
за счет средств федерального бюджета
232
152
40
за счет средств от приносящей доход деятельности
35
184
70
по программам бакалавриата
4111
3008
1545
за счет средств федерального бюджета
2 971
1306
995
за счет средств от приносящей доход деятельности
1140
1702
550
по программам среднего профессионального образования
5571
4018
2257
за счет средств федерального бюджета
3496
2313
1982
за счет средств от приносящей доход деятельности
2075
1705
275
в том числе:



по специальностям среднего профессионального образования
5571
4018
2257
за счет средств федерального бюджета
3496
2313
1982
за счет средств от приносящей доход деятельности
2075
1705
275
Источник: [4].

В ходе анализа представленных данных выявлено, что значительную долю составляют обучающиеся по программам среднего профессионального образования; это отражает потребности отрасли. Отдельно следует отметить, что в образовательных организациях гражданской авиации представлены программы СПО по специальностям, а программы СПО по профессиям − не реализуются. В гражданской авиации в настоящее время не наблюдается «массовизации» высшего образования, характерной для многих отраслей народного хозяйства и подвергающейся критике со стороны общественности в контексте «вымирания» рабочих профессий. Тем не менее с введением профессиональных стандартов (которые, к сожалению, на настоящий момент приняты далеко не по всем профессиям специалистов, задействованных в гражданской авиации) возникает необходимость широкого применениях многоуровневого подхода к получению профессионального образования. Отраслевые вузы способны удовлетворить данную потребность, предлагая образовательные услуги по реализации программ любого уровня. Среди программ высшего образования наибольший контингент имеют программы бакалавриата, что закономерно, учитывая, что это первый (массовый) уровень высшего образования и имеет значительно большее количество направлений подготовки, чем сохранено на уровне специалитета. Отдельно следует отметить, что по ряду профессий в системе высшего образования в гражданской авиации сохранен специалитет, это объясняет, что вторым по количеству обучающихся является данный уровень подготовки. Магистратура не является массовым уровнем высшего образования и ориентирована на подготовку управленческих кадров для отрасли по профильным программам и составляет, как правило, менее 10% от числа лиц, обучающихся по программам бакалавриата. Подготовка в аспирантуре носит единичный характер и направлена на пополнение преподавательского состава в отраслевых вузах, а также частично для подготовки кадров в наукоемких областях авиационной направленности. Тем не менее стоит отметить, что данные программы реализуются в каждом учебном заведении гражданской авиации, обеспечивая отрасль кадрами высшей квалификации.

Для анализа и оценки профильности подготовки в отраслевых учебных заведениях есть необходимость привести контингент обучающихся по профильным укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (УГСН). Поскольку, как было указано выше, в образовательных организациях гражданской авиации осуществляется подготовка как специалистов авиационного персонала, так и специалистов других профессий − инженерно-технических, управленческих, то следует выделять контингент обучающихся по профильным укрупненным группам специальностей и направлений (УГСН). Для образовательных организаций гражданской авиации к профильным УГСН можно отнести следующие: 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» и 25.00.00 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники». Следует отметить, что УИ ГА относит к профильным УГСН в рамках своей организации также 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» (данное направление не реализуется в других авиационных вузах). В таблице 2 представлен контингент обучающихся по профильным УГСН в образовательных организациях гражданской авиации по состоянию на 01.10.2019. Данные приведены по всем уровням образования и источникам финансирования.

Таблица 2

Контингент обучающихся по профильным УГСН в образовательных организациях гражданской авиации

Контингент обучающихся по профильным УГСН в образовательных организациях, чел.
23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
25.00.00 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники»;
26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта»

МГТУ ГА
СПбГУ ГА
УИ ГА
всего:
9450
8416
5152
за счет средств федерального бюджета
6333
5207
4141
за счет средств от приносящей доход деятельности
3117
3209
1011
в том числе:



по программам аспирантуры
59
84
22
за счет средств федерального бюджета
55
60
8
за счет средств от приносящей доход деятельности
4
24
14
по программам специалитета
973
2465
1752
за счет средств федерального бюджета
759
1832
1440
за счет средств от приносящей доход деятельности
214
633
312
по программам магистратуры
267
336
110
за счет средств федерального бюджета
232
152
40
за счет средств от приносящей доход деятельности
35
184
70
по программам бакалавриата
3769
2320
1332
за счет средств федерального бюджета
2663
1217
821
за счет средств от приносящей доход деятельности
1106
1103
511
по программам среднего профессионального образования
4382
3211
1936
за счет средств федерального бюджета
2624
1946
1832
за счет средств от приносящей доход деятельности
1758
1265
104
в том числе:



по специальностям среднего профессионального образования
4382
3211
1936
за счет средств федерального бюджета
2624
1946
1832
за счет средств от приносящей доход деятельности
1758
1265
104
Источник: [4].

Таким образом, по данным, приведенным в таблице 2, можно сделать вывод, что в образовательных организациях гражданской авиации широко распространены именно профильные программы, что, безусловно, является закономерным явлением, связанным с необходимостью подготовки узко-специализированных кадров «эксплуатанционщиков» [2] (Eliseev, 2015).

На основе проведенного анализа можно выявить соотношение контингента обучающихся по профильным и непрофильным (сопутствующим) УГСН в вузах гражданской авиации (рис. 3).

Рисунок 3. Соотношение контингента обучающихся в образовательных организациях гражданской авиации по профильным и непрофильным УГСН

Источник: составлено авторами на основе [4, 6–8].

Как видно из приведенного графика, в общей совокупности контингента, обучающиеся по непрофильным УГСН занимают незначительное количество, то есть наглядно продемонстрирована ориентация отраслевых учебных заведений на подготовку по профильным УГСН. В свою очередь, незначительное количество обучающихся по непрофильным УГСН можно оценить двояко, с одной стороны, при смещении акцента в подготовке кадров специалистов на профильные УГСН не в полной мере используются возможности по расширению направлений подготовки и привлечению абитуриентов на непрофильные УГСН, что могло бы дать дополнительные конкурентные преимущества отраслевым вузам и отразилось бы в маркетинговом аспекте авиационного образования. С другой стороны, подготовка специалистов в рамках непрофильных УГСН позволяет выпустить на рынок труда уникальные кадры, обладающие как компетенциями в рамках своей профессиональной области, так и знаниями специфики организаций воздушного транспорта и изначально ориентированными именно на работу в отрасли с ее явным акцентом на обеспечении безопасности. Дуализм подхода к подготовке персонала дает специалистам неоспоримое преимущество при трудоустройстве в организации гражданской авиации после завершения обучения в одном из отраслевых учебных заведений. При формировании и реализации образовательных программ разработчики (образовательные организации гражданской авиации) учитывают несколько важных факторов: соответствие программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (любого из реализуемого уровня) и влияние представителей работодателей, которое проявляется как в формировании перечня профессиональных компетенций (на основании профессиональных стандартов, других отраслевых документов и мнений экспертов со стороны профессионального сообщества), так и в формировании программы воспитания, являющейся в настоящее время составным элементом образовательной программы [11] (Ivanova, Ivanova, Merzlikin, 2021). Таким образом, авиационные учебные заведения имеют значительный потенциал как при подготовке по программам профильных УГСН (что успешно реализуется в настоящее время), так и по программам непрофильных направлений подготовки, реализация которых в отраслевых вузах осуществляется, но не в полной мере удовлетворяет потребности отрасли. Основанием для таких выводов является тот факт, что подавляющее большинство управленческого (административного) персонала, а также значительное количество инженерно-технических работников не имеют авиационного образования в качестве базового. Отраслевые вузы имеют возможности по подготовке специалистов для широкого спектра профилей. Особенно это актуально для ряда управленческих направлений подготовки, федеральные государственные образовательные стандарты которых не содержат жестких ограничений ни по материально-техническому, ни по кадровому обеспечению. Выполнение данных стандартов отраслевыми вузами не представляет организационных или управленческих проблем. Управленческие направления подготовки в настоящее время продолжают оставаться популярными среди абитуриентов, однако перечень образовательных организаций, реализующих данные программы, весьма значителен, в связи с чем необходимо определение конкурентных преимуществ отраслевого образования и проведение профориентационной работы с молодежью. Также следует отметить, что реализация образовательных программ по дополнительным, «непрофильным» профилям возможна на условиях договорных обязательств, что позволит привлечь в авиационные вузы дополнительные средства. На настоящий момент требуется систематизация имеющихся маркетинговых позиций в данной области для повышения эффективности обеспечения кадрами специалистов организаций воздушного транспорта и устойчивости финансового состояния авиационных образовательных учреждений.

Заключение

Таким образом, в системе многоуровневого профессионального образования в гражданской авиации прослеживается тенденция на подготовку специалистов в рамках профильных УГСН как по программам СПО, так и по программам ВО различного уровня. Потенциал образовательных организаций по подготовке специалистов сопутствующих профессий используется недостаточно полно. С учетом того, что по данным [5] (Miroshnichenko, 2018) в отрасли в общей совокупности человеческих ресурсов к категориям авиационного персонала относится только порядка 15%, то потребности по обеспечению отрасли специалистами непрофильных направлений покрываются за счет выпускников других учебных заведений, не имеющих принадлежности к Росавиации. Подход к подготовке таких специалистов должен быть изменен, поскольку авиационное образование ориентировано на формирование кадров специалистов, соответствующих потребностям отрасли как в профессиональном аспекте, так и в аспекте, ориентированном на развитие личности и тех ее качеств, которые позволяют добиваться конгруэнтности ценностей как сотрудника, так и организации и, что важно, сформированности ответственного отношения к вопросам безопасности, которые при формировании специалиста для отрасли выходят на первый план как в учебной, так и в воспитательной работе.


Источники:

1. Доклад «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2020 году, основных задачах на 2021 год и среднесрочную перспективу». Favt.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://favt.gov.ru/public/materials/1/7/0/9/7/170970c75541832932338f8f6d4c2f59.pdf (дата обращения: 12.11.2021).
2. Елисеев Б.П. Актуальные проблемы подготовки специалистов для нужд гражданской авиации в контексте реформирования образовательной системы // Авиатранс-2015: Гражданская авиация: прошлое, настоящее и будущее: Международная научно-практическая конференция. Ростов-на-Дону, 2015. – c. 16-22.
3. Иванова М.О., Пяткова Н.В. Непрерывный характер системы подготовки авиационного персонала // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. – 2021. – № 2(31). – c. 45-55.
4. Информационно-аналитические материалы образовательных организаций гражданской авиации, представленные в Росавиацию по поручению Минтранса России от 09.12.2019 № ИА-407-пр
5. Мирошниченко А.А. Человеческий капитал в цифровую эпоху: стратегические подходы к проблеме повышения производительности труда. Доклад на XVI международном авиационном форуме «Крылья будущего». Docplayer.com. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.com/131974815-Chelovecheskiy-kapital-v-cifrovuyu-epohu-strategicheskie-podhody-k-probleme-povysheniya-proizvoditelnosti-truda.html (дата обращения: 10.10.2020).
6. Отчет о результатах проведения федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» самообледования. Spbguga.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://spbguga.ru/files/Samoobsled/Chast_1/SPbGUGA_Otchet.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
7. Отчет о результатах проведения федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации». Spbguga.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://spbguga.ru/files/Samoobsled/Chast_1/SPbGUGA_Otchet.pdf (дата обращения: 12.11.2021).
8. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева». Uvauga.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uvauga.ru/docs/UchOtdel/otchet/Samoobsled_2019.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
9. Отчет о самообследовании федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА). - 2020
10. Отчет о самообследовании федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА). Mstuca.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mstuca.ru/upload/iblock/7cf/7cf44961a35e7fedd626a3608d39b08f.pdf (дата обращения: 12.11.2021).
11. Ivanova M., Ivanova V., Merzlikin I. Features of the formation of the concept of educational work in an educational institution of civil aviation // 2021 ural environmental science forum on sustainable development of industrial region. Chelyabinsk, 2021.– doi: 10.1051/e3sconf/202125810024 .

Страница обновлена: 20.03.2024 в 08:51:29