Проблемы и перспективы развития внешнеторговой деятельности российского оборонно-промышленного комплекса в условиях кризиса современной модели глобализации

Добровольский Л.В.1
1 Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Добровольский Л.В. Проблемы и перспективы развития внешнеторговой деятельности российского оборонно-промышленного комплекса в условиях кризиса современной модели глобализации // Экономические отношения. – 2024. – Том 14. – № 3. – С. 519-536. – doi: 10.18334/eo.14.3.121757.

Аннотация:
В статье представлены основные результаты исследования относительно проблем и перспектив развития внешнеторговой деятельности оборонно-промышленного комплекса России на современном этапе его развития в соответствии с авторской периодизацией становления и развития данного сектора. Автором обозначены внешние и внутренние проблемы функционирования внешнеторговой деятельности оборонно-промышленного комплекса России. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей внешнеторгового сотрудничества, а также перспектив взаимодействия России в сфере оборонно-промышленного комплекса с рядом стран, включая Китай, Индию, Алжир, Египет, Иран, Сирию, Венесуэлу, Казахстан и Белоруссию. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по решению обозначенных в статье проблем в сфере оборонно-промышленного комплекса, а также рекомендаций по совершенствованию функционирования экспортного сектора оборонно-промышленного комплекса России в отраслевом аспекте, которые базируются на опыте реализации государственных программ импортозамещения и внедрения инновационных технологий в военно-промышленные производства. Предлагаемые автором меры позволят в перспективе диверсифицировать портфель заказов российского оборонно-промышленного комплекса как в географическом, так и в товарном отношениях. Статья может быть интересна научным сотрудникам и специалистам в области мировой экономики, участникам внешнеэкономической деятельности, а также государственным деятелям.

Ключевые слова: Россия, оборонно-промышленный комплекс, внешнеторговая деятельность, импортозамещение, военная авиация, военное судостроение, санкции

JEL-классификация: F19, F52, O14, O38, O53



Введение

Актуальность. В настоящее время санкционные ограничения против России, введенные США и их союзниками после начала Специальной военной операции (СВО), не оказали заметного воздействия на функционирование российских предприятий военной промышленности и на внешнеторговую деятельность оборонно-промышленного комплекса (ОПК.) Вместе с тем, санкционное давление, созданное в условиях кризиса современной модели глобализации, обусловило более тесное и всестороннее сотрудничество с теми странами, которые в той или иной степени оказались затронутыми западными санкциями (Китай, Иран, Венесуэла и др.), что позволило значительно увеличить объемы выпускаемой военной техники и вооружения. В этой связи своевременным и релевантным является изучение вопросов дальнейшего развития внешнеторговой деятельности ОПК России, как одной из наиболее конкурентных отраслей национальной экономики. Особенно это актуально в условиях ведения боевых действий. Россия занимала и будет занимать устойчивые позиции на мировом рынке ВВТ, а опыт, полученный в ходе проведения СВО на Украине, позволит ей создавать оружие, аналогов которого в мире в настоящее время не существует.

Литературный обзор. Бурбо Я. Д. [4], Гилькова О.Н. [6], Гункин Е.М. [7, c. 94–102], Гэлбрейт Дж. К. [8, c. 52–54], Домот О.Н. [10], Кислова А.К., Фролов А.В. [13, c.241–248], Кохно П. [14, c. 82–103], Леонович А.Н. [15], Лосик А.В., Мезенцев А.Ф., Минаев П.П., Щерба А.Н. [17], Неволин И.В. [19, c.4–21], Осипенкова О.Ю. [22, c. 48–53], Симонцев И. Н. [25], Смирнов, С. А. [26, c. 99–103], Старожук Е.А., Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. [27, c. 40–56], Харламов А. В. [32], Цветков В.А. [33].

Научный пробел. Результаты анализа и обобщения основных положений в работах вышеуказанных и других авторов показывают, что вопросы внешнеторговой деятельности российского ОПК в современных условиях в полной мере не раскрыты. В связи с вышеуказанным обстоятельством тема научной статьи представляется своевременной и актуальной.

Цель исследования. Цель - выявить внешние и внутренние проблемы на современном этапе развития ОПК России в соответствии с авторской периодизацией, а также обосновать перспективы развития внешнеторгового сектора ОПК России на основе проведенного анализа.

Научная новизна. Научная новизна исследования заключается в разработке авторских практических рекомендаций по решению обозначенных в статье проблем в сфере ОПК России, а также практических предложений по совершенствованию функционирования экспортного сектора ОПК России в отраслевом аспекте, которые базируются на опыте реализации государственных программ импортозамещения и внедрения инновационных технологий в военно-промышленные производства.

Авторская гипотеза. Экспортный потенциал России на рынке вооружений и военной техники растет, несмотря на санкционное давление, оказываемое со стороны стран Запада, а также внешние и внутренние проблемы развития ОПК России.

Методология. Методология исследования базируется на системном подходе с использованием общенаучных методов анализа и синтеза, сравнения и обобщения, структурно-логического и динамического моделирования, в совокупности обеспечивающих целостное, взаимосвязанное рассмотрение состояния и динамики внешнеторговых операций продукции военного назначения. В статье изложены основные результаты исследования с учетом подходов и рекомендаций российских, а также зарубежных исследователей по вопросам функционирования мирового рынка вооружений и участия в нем экспортного сектора российского ОПК.

Основная часть

В настоящее время внешнеторговая деятельность оборонно-промышленного комплекса России столкнулась с рядом внешних и внутренних проблем. Согласно авторской периодизации становления и развития отечественного оборонно-промышленного сектора, первый этап 1993–2000 гг., второй 2000–2014 гг., третий этап – начиная с 2014 г. по настоящее время. О последнем этапе идет речь в данной статье.

Внешние проблемы обусловлены кризисом современной модели глобализации, разрушением монополярной системы мироустройства во главе с США, усилением военно-политической напряженности в различных регионах мира, проведением Россией специальной военной операции на Украине и связанными с ней санкционными ограничениями.

Внутренние проблемы определяются высокой, но не критичной, степенью импортозависимости в ведущих отраслях российской экономики, в том числе и в ОПК, недостатком инвестиций и низкой финансовой дисциплиной, нехваткой квалифицированных кадров, снижением уровня научно-технического потенциала страны. Чрезмерная импортная зависимость от поставок вооружений и военной техники сыграла негативную роль в развитии внешнеторговой деятельности ОПК не только на ранних этапах авторской периодизации становления и развития ОПК России, но и в современных условиях. Еще одной значимой проблемой отечественного ОПК в настоящее время является импортозависимость в микроэлектронике, поскольку многие оборонные предприятия до начала СВО ориентировались в основном на импортные поставки микросхем. Экспортные поставки за рубеж вооружения и военной техники снизились с 2022 г., но это обусловлено объективными обстоятельствами, поскольку оружие направляется в первую очередь в зону СВО для обеспечения потребностей воинских подразделений.

Что касается перспектив развития внешнеторговой деятельности ОПК в рамках географического охвата, то следует отметить, что на основании проведенного исследования автор пришел к определенным выводам. В списке исследуемых стран находятся крупные державы – Китай и Индия. Также автором проанализированы перспективы расширения внешнеторгового сотрудничества в сфере ОПК с некоторыми африканскими странами, а также Вьетнамом, Ираном, Сирией, государствами постсоветского пространства (Казахстан, Белоруссия) и Венесуэлой - наиболее ярким представителем в Латинской Америке. Обратимся к опыту и перспективам сотрудничества с каждой из вышеуказанных стран.

Индия. В мировом военно-промышленном производстве набирает динамику тенденция реализации совместных военных проектов, и поэтому готовность российской стороны наладить производство вооружения и военной техники (ВВТ) в странах-партнерах является весьма привлекательной для Индии (таблица 1). В индийском оборонном бюллетене цитируются тезисы директора Федеральной службы РФ по военно-техническому сотрудничеству Д. Шугаева: «Одним из наиболее известных примеров такого сотрудничества является Индия, где реализован проект BrahMos, лицензионное производство танков Т-90С, самолетов Су-30МКИ, авиационных двигателей и танковых снарядов Mango, а на индийских верфях строятся фрегаты проекта 11356». [13] Необходимо подчеркнуть, что проект совместного производства штурмовых винтовок АК-203 уже завершен, и в начале 2023 г. в Индии запущено их массовое производство.

По данным Рособоронэкспорта, в настоящее время реализуется также долгосрочный проект с индийской компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) по лицензированию производства самого популярного самолета ВВС Индии Су-30МКИ, и Россия готова также наладить совместный выпуск легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т и переносных зенитных комплексов «Игла-С». Что касается других конкретных проектов, то одним из главных достижений двустороннего сотрудничества, по мнению генерального диктора Рособронэкспорта А.А. Михеева, является контракт на поставку Индии ЗРК С-400, заключенный во время российско-индийского саммита в Нью-Дели в 2018 г. Данный контракт стал крупнейшим проектом за весь период военно-технического сотрудничества между Россией и Индией. [39]

Таблица 1. Основные страны-импортеры российского вооружения и военной техники [35]

Table 1. The main importing countries of Russian weapons and military equipment


Страна
Доля в общем объеме российского экспорта вооружений, 2013-2022 гг.
Доля российского импорта в общем объеме импорта вооружений 2013-2022 гг.
Военные расходы, 2022 г., (млрд долл. США, % от ВВП)
Крупнейшие страны-поставщики

Индия

32,84 %

54,9 %

81,36 (2,43)
Россия, Франция, США

Китай

16,3 %

72,2 %

291,96 (1,60)
Россия, Франция, Украина

Алжир

10,21 %

65,5 %

9,15 (4,78)
Россия, Китай, Германия

Вьетнам

7,10 %

74,1 %

5,50 (23,28)
Россия, Израиль, Белоруссия

Египет

6,42 %

27,6 %

4,65 (1,06)
Франция, Россия, США

Таким образом, кроме поставок готовых вооружения и военной техники (ВВТ), Россия также продает лицензии с полной технической документацией для открытия полномасштабного производства необходимого Индии оружия. Вместе с тем следует отметить, что по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ), доля России в импорте вооружений Индией упала с 69 % в 2012-2017 гг. до 46 % в 2017-2021 гг. Аналитики этого института объясняют данный факт тем, что с 2012-2016 гг. по 2017-2021 гг. импорт оружия Индией сократился на 21 %. Несмотря на указанное снижение, Индия по-прежнему оставалась крупнейшим в мире покупателем основных видов вооружений. Так, в 2017-2021 гг. на ее долю приходилось 11 % от общего объема мирового импорта вооружений за указанный период. [41]

Согласно существующим прогнозам, Россия и в 2022-2025 гг. сохранит за собой первое место на рынке ВВТ Индии с объемом предполагаемого экспорта 20,607 млрд. долл. против 14,068 млрд. долл. в 2018-2021 гг. и 9,520 млрд. долл. в 2014-2017 гг. Прогнозируется, что долевой показатель России на рынке вооружений Индии повысится с 41,25% в 2014-2021 гг. до 43,52% в 2022-2025 гг. [5]

Постепенное снижение доли России на рынке вооружений Индии остановил многомиллиардный контракт на поставку системы ПВО С-400. В то же время следует учитывать, что Индия приступила к реализации масштабных программ по закупке вооружений, и Россия не может конкурировать с другими поставщиками во всех сегментах рынка. Нью-Дели активно проводит политику диверсификации поставщиков вооружений, а в политическом аспекте наметилась некоторая тенденция в сторону Вашингтона. Таким образом, «что касается положения России на период с 2025 года и далее, то здесь все будет зависеть от эффективности работы российской стороны на индийском рынке вооружений в условиях жесткой конкурентной борьбы со своими основными соперниками». [37]

Китай. С середины 2000-х гг. поставки ВВТ из России в КНР начали сокращаться по причине насыщения китайского рынка и развития военно-промышленного производства в самом Китае. В 2010-х гг. военно-техническое сотрудничество России и Китая начало возрастать, но его резкий рывок произошел в 2014 г. после государственного переворота на Украине и введения западными странами антироссийских санкций. Китаю в 2017-2018 гг. были проданы такие современные военные системы, как комплексы ПВО С-400 и истребители Су-35. И, хотя военно-техническое сотрудничество не играет заметной роли в торговле двух стран, поскольку на него приходится не более 5 % (3 млрд долл. в год) товарооборота, Китай по-прежнему остается одним из главных покупателей российского оружия. Кроме того, торговля оружием закрепляет достигнутые договоренности о стратегическом партнерстве двух стран.

Для Пекина военное сотрудничество с Москвой имеет важное значение, поскольку российский ОПК по-прежнему имеет серьезные преимущества перед КНР в средствах противовоздушной обороны (ПВО), авиационном двигателестроении, подводном кораблестроении и т. п. Однако, например, в производстве БПЛА Китай значительно опережает Россию. Украинский кризис и западные санкции в отношении российского ОПК усилили интерес Москвы к импорту китайских технологий и оборудования военного назначения, и, хотя имеются отдельные примеры их закупки для нужд вооруженных сил России, это явление не стало массовым. [6]

Значимость российских поставок ВВТ для КНР иллюстрируется статистическими данными. По оценкам СИПРИ, с 2016 по 2020 гг. 77 % общего объема импорта оружия Китаем поставляла Россия. За этот же период на Китай приходилось 18 % от общего объема российского экспорта ВВТ, что делает страну вторым по величине получателем основных видов вооружений из России после Индии. Большую часть китайского импорта из России на протяжении всей истории их партнерства составляли системы ПВО и боевые самолеты. [25] Так, в соответствии с контрактом 2011 г. Россия наладила производство турбореактивных двигателей для современного китайского палубного истребителя J-15. Кроме того, в условиях усиления конфронтации с коллективным Западом обеих стран Москва и Пекин в перспективе могут начать совместную разработку высокотехнологичного оружия для достижения баланса с Соединенными Штатами. [42]

Африканские страны. Россия в последнее время основательно усилила свои позиции в Африке, в том числе на ее рынке ВВТ, что вызывает обоснованное беспокойство у европейских военно-промышленных корпораций. Так, Алжир занял третье место (после Китая и Индии) по объему импорта ВВТ из России за последние 10 лет. Объем товарооборота между двумя странами в 2021 г. достиг 3 млрд долл., из которых 1,7 млрд (57 %) составила продукция военного назначения (ПВН). По данным немецкой исследовательской компаний Statista, доля России в алжирском импорте вооружений с 2017 по 2021 г. достигла 81 %. В целом, по оценкам СИПРИ, за последние пять лет доля России возросла до 40 % от общих поставок вооружений на континент. [31]

Египет. Хотя эта страна в прошлом была одним из главных союзников Советского Союза в Северной Африке, в настоящее время она, скорее всего, будет пытаться диверсифицировать поставки оружия, закупая его в США и Китае. Однако конкурентоспособность России по-прежнему высока в сфере ПВО и военно-воздушных сил (ВВС). [17]

Алжир. В 2023 г. президент этой страны А. Теббун, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, заявил, что Алжир всегда поддерживал Россию, а она, в свою очередь, всегда помогала Алжиру, и поэтому давление со стороны некоторых иностранных государств не может оказать влияние на эти отношения. Вместе с тем эта страна, как Индия и Египет, будет стремиться диверсифицировать оружейный импорт, в первую очередь, за счет увеличения поставок ВВТ из КНР. Подписание крупных оборонных контрактов между Китаем и Алжиром состоится, возможно, уже в 2024 г. [1] Вместе с тем, очевидно, что в перспективе позиции российского ОПК в Алжире будут сохраняться.

Вьетнам планирует модернизировать свои вооруженные силы, производя закрытые закупки российских ВВТ через совместное российско-вьетнамскую нефтяную компанию (СК «РУСВЬЕТПЕТРО»), созданную в 2008 г. Вьетнам ведет с Россией переговоры по вопросу о заключении сделки на поставки вооружений, которая позволит укрепить стратегическое доверие между сторонами в условиях антироссийских западных санкций. По этому поводу американский ученый И. Стори заметил, что в США в полной мере не понимают, насколько непростыми являются отношения Вьетнама с Китаем и насколько позитивны его отношения с Россией. [38]

Анализируя перспективы внешнеторговой деятельности российского ОПК, следует заметить, что три страны мира – Иран, Сирия и Белоруссия – импортируют почти все свое оружие из России (94 %, 95,7 %, 99,0%). Другими странами, зависящими от поставок российского оружия, являются Казахстан (85,0%) и Венесуэла (64,5 %).

Далее обратимся к авторским выводам о перспективах отраслевого развития ОПК России, а также практическим рекомендациям по совершенствованию экспортного сектора ОПК России в целях дальнейшего развития его внешнеторговой деятельности.

Необходимо отметить, что перспективы развития внешнеторговой деятельности российского ОПК в условиях санкционных ограничений и возрастания глобальных рисков при общем усилении роли государственного регулирования данной сферой будут определяться, в первую очередь, результатами СВО России на территории Украины. Важное значение будут иметь показатели инновационного развития системообразующих высокотехнологичных отраслей ОПК, традиционно специализирующимся на производстве не только ПВН, но широкого ассортимента товаров гражданского и двойного назначения.

В ракетно-космической отрасли одной из актуальнейших и неотложных проблем является реализация новейших российских космических программ, связанных с интенсивным наращиванием численности орбитальной группировки спутников многофункционального предназначения. Они способны решать широкий спектр задач не только боевого обеспечения деятельности российских войск в СВО (наблюдение, разведка, целеуказание, наведение, связь и т.д.), но и обеспечивать деятельность гражданских секторов экономики (ледовая разведка, наблюдение за пожарной безопасностью территорий лесных и степных пространств, доставка почтовых отправлений, обработка посевных площадей и др.). Генеральным директором госкорпорации Роскосмос Ю.И. Борисовым в феврале 2024 г. отмечено, что возрастание спроса на космические данные обусловливает необходимость создания и развития орбитальных многоспутниковых группировок. В этой связи основные усилия в решении данной проблемы должны быть направлены на налаживание серийного производства спутников с выпуском к 2026 г. не менее 250 единиц небольшой размерности (до 500 кг и меньше), составляющих в настоящее время основу самых востребованных низкоорбитальных группировок. Наряду с реализацией данной программы, необходимо наладить производство сверхлегких космических носителей к 2028−2029 гг., что позволит восстановить позиции России на мировом рынке пусковых космических услуг. Для этой цели запланировано в ближайшее время строительство стартового комплекса для многоразовых метановых ракет «Амур-СПГ» на космодроме Восточный [2].

Существенное негативное воздействие на перспективы внешнеторговой деятельности российского ОПК оказывает ситуация в станкостроительной отрасли, не обеспечивающей выпуска отечественного высокотехнологичного станочного оборудования для замены его импортных аналогов. Это обусловливает необходимость осуществления экстренных мер и действий по решению указанной проблемы, которые должны включать дополнительное государственное финансирование, внедрение современных технологий, промышленную кооперацию с производителями комплектующих и т.д.

Не меньше вопросов вызывает положение в сфере цифровизации, которая также самым непосредственным образом будет отражаться на перспективах внешнеторговой деятельности российского ОПК в условиях кризиса современной модели глобализации. Особенно явственно это проявляется в ситуации, сложившейся вокруг Тайваня, который КНР на законных основаниях считает неотъемлемой частью своей территории. Так, запрет в июне 2022 г. экспорта чипов и оборудования для их производства из этого островного государства в Россию и Белоруссию вызвал резкий протест со стороны КНР, вполне обоснованно обвинившей тайваньское правительство в нарушении действующих международно-правовых норм.

Тайваньская корпорация TSMC, которая занимает более половины мирового рынка полупроводников и поставляет продукцию крупнейшим американским ИКТ-корпорациям (Apple, Intel, Qualcomm, AMD и Nvidia), производит до 92 % высокотехнологичных чипов в мире [36]. При этом даже США, которые традиционно опасаются экспортной зависимости от передовых технологий, в настоящее время не могут перенести их выпуск на свою территорию, так как это может привести к падению качества микросхем из-за сложной системы их производства. Таким образом, данная проблема носит не локальный, а глобальный характер. По этой причине Правительством России принято решение об увеличении к 2030 г. объемов импортозамещения в сфере микроэлектроники до 70 %. Государственные инвестиции на эти цели в 2023 г. составили 147 млрд руб., а в 2024 г. планируется их увеличение до 210 млрд руб. [19].

Что касается отечественной авиастроительной отрасли, то перспективы продвижения продукции военного самолетостроения на мировом рынке ВВТ довольно оптимистичные, поскольку она традиционно имеет высокую репутацию. Однако общий рейтинг российского ОПК в мировом авиастроительном сообществе и на мировом рынке авиационной продукции во многом будет определяться и ситуаций в гражданском авиастроении, так как главной проблемой отечественной авиастроительной отрасли является значительное отставание от мировых лидеров в гражданском авиастроении. Доля поставок на мировой рынок российских гражданских воздушных судов различных классов не превышает 1%, а доля вертолетов в мировом производстве составляет 19 %. К 2019 г. объем выпуска отечественных самолетов сократился почти на 40%, а их доля в парке крупнейших российских авиаперевозчиков снизилась до 9% (в 2018 г. – 13%). В настоящее время выпускаемый судовой состав авиационной отрасли составляет практически единственный тип самолета «Сухой Суперджет 100», а также находящийся в стадии испытаний самолет МС-21 [34, 10].

Учитывая тот факт, что, по данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), объем мирового экспорта военной авиационной техники в 2024 г. составит 39,180 млрд долл. (35,64 % продаж ВВТ), в 2025 г. – 41,209 млрд долл. (34,96 %), в 2026 г. – 46,775 млрд (32,4 8%), то перспективы поставок пользующейся высоким спросом российской военной авиации и другой продукции отечественного военного авиапрома внушают оптимизм. Так, по данным Рособоронэкспорта, спрос зарубежных стран только на российский тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А в настоящее время оценивается в 50 машин [30].

Основными проблемами российского судостроения, негативно влияющими на внешнеторговую деятельность ОПК РФ, являются утрата после распада СССР украинского судостроительного кластера (Николаевский, Одесский, Херсонский центры судостроения и др.) и связанный с этим острейший дефицит судостроительных производственных фондов для осуществления серийной постройки большеразмерных кораблей и судов. В частности, из общего числа судостроительных организаций, функционирующих на территории нашей страны, в настоящее время только некоторые способны выполнять постройку гражданских судов длиной 170 и более метров [25]. Кроме того, наблюдается прогрессирующая нехватка на внутреннем рынке судов различных классов, оборудования и техники для осуществления морской деятельности России. При этом судостроительные мощности используются не более чем на 40% от их реальных возможностей. К тому же высокая степень импортозависимости и, как следствие, недостаток необходимого оборудования и его устаревание (свыше 65 % находятся в эксплуатации более 10 лет), физический износ и моральное устаревание основных производственных фондов требуют принятия неотложных мер по решению указанных проблем [22,29,3,34,24].

Иная ситуация сложилась в секторе военного кораблестроения. В 2024 г. в состав ВМФ России планируется ввод 12-ти надводных кораблей и 4-х подводных лодок. За последние 10 лет флот получил 40 надводных кораблей и 24 подводные лодки, тогда как десятилетием ранее в его состав из постройки было передано только 3 подводные лодки, что говорит об увеличении темпов в восемь раз. Так, в феврале 2024 г. импортозамещение при строительстве кораблей для ВМФ достигло 100 %. В настоящее время никакие санкции не могут повлиять на строительство и своевременную передачу флоту военных кораблей [12]. Безусловно, это положительно отражается на экспортных возможностях российской Объединенной судостроительной корпорации.

Что касается мирового рынка боевых кораблей, то, по данным ЦАМТО, с 2019 по 2022 гг. в мире было поставлено на экспорт или произведено по лицензии не менее 52 новых боевых надводных кораблей на сумму 17,475 млрд долл. Как предполагается, Россия в период с 2019 по 2026 гг. займет 9-е место в мире по их поставкам (8 кораблей на сумму 2,630 млрд). В 2019–2022 гг. на экспорт было передано 3 корабля стоимостью 750,0 млн, но в 2023–2026 гг. объем продаж может составить 5 ед. на сумму 1,880 млрд долл. [32]. В отношении атомных подводных лодок и ядерного оружия необходимо уточнить, что их продажа третьим странам запрещена Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Но Индия стала единственной страной, которой Россия в 2011 г. передала в лизинг на 10 лет атомную подводную лодку 971 проекта, на борт которой, вопреки договору, были допущены представители ВМС США. Это происшествие индийские военные эксперты объясняют наличием мощного антироссийского лобби в правящей элите страны [43]. В настоящее время эта подводная лодка возвращена в Россию, и, скорее всего, будет утилизирована.

Подводя итоги анализа экспортных возможностей ОПК РФ на мировом рынке ПВН следует отметить, что с большой степенью вероятности Россия не только сохранит, но и усилит свои позиции на нем благодаря развитию высокотехнологичных военно-промышленных производств. Безусловно, внешнеторговая деятельность ОПК РФ в средне и долгосрочной перспективе будет определяться глобальной и региональной геополитической ситуацией. Как указал Президент РФ В.В. Путин в 2020 г. «Мы впервые создали такие системы ударного наступательного оружия, которых нет в мире… Прежде всего я имею в виду, конечно, гиперзвуковые ударные комплексы, в том числе межконтинентальной дальности» [21].

Современная конъюнктура мирового оружейного рынка свидетельствуют о перспективах дальнейшего укрепления позиций российского ОПК в военно-техническом сотрудничестве со странами Глобального Юга, в первую очередь, африканского континента, при сохранении своих позиций в странах ЕАЭС, БРИКС и ШОС.

Реализация целей и задач инновационного развития российского ОПК, предусмотренных стратегиями национальной безопасности и технико-технологического развития РФ, а также пакетом государственных и федеральных целевых программ способствует повышению научно-производственного потенциала его отраслей и организаций. В свою очередь, это позитивно отражается на положении России на мировом рынке ВВТ.

Заключение

Для решения указанных в статье проблем, существующих в сфере ОПК России, а также для дальнейшего развития его экспортного сектора автором внесены конкретные предложения. Во-первых, расширить грантовую поддержку НИОКР для предприятий ОПК, производящих продукцию на экспорт, а также малых и средних предприятий, работающих на гособоронзаказ. Во-вторых, для предприятий ОПК в целях развития внешнеторговой деятельности, распространить применение налоговых преференций, которые действуют в настоящее время для предприятий радиоэлектроники: снижение ставки по налогу на прибыль, понижение тарифов страховых взносов. В-третьих, применить действующий опыт льготного кредитования в сфере черной металлургии на другие отрасли промышленности для оборонных целей. В-четвертых, обеспечить качественную подготовку и целевое обучение в средних специальных учебных заведениях специалистов внешнеторговой деятельности для предприятий ОПК, а в высших учебных заведениях повысить уровень подготовки офицеров запаса через военные кафедры. В-пятых, для решения проблемы импортозависимости оборонных предприятий от поставок микроэлектроники необходимо увеличить подготовку числа кадров в высших учебных заведениях по указанному направлению, а также устранить препятствия для масштабной выработки отечественных микросхем. В-шестых, увеличить численность привлекаемых малых и средних предприятий в разработку инновационных программ развития военно-промышленных производств по наиболее востребованным видам военной техники, в частности, БПЛА, с использованием апробированных финансовых механизмов государственно-частного партнерства для их последующей реализации на экспорт.

Опыт проведения СВО обусловливает объективную потребность в ускорении инновационного развития отечественного ОПК. Оно должно предусматривать повышение эффективности научно-производственной деятельности его отраслей и организаций, обеспечивающей разработку и освоение ими в кратчайшие сроки серийного выпуска современных и перспективных видов ВВТ, в первую очередь, систем искусственного интеллекта (ИИ), космических аппаратов, ракет, боевых кораблей и самолетов.


Источники:

1. Балмасов С. Алжир больше не хочет российского оружия?. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sovsekretno.ru/articles/v-mire/alzhir-bolshe-ne-khochet-rossiyskogo-oruzhiya/?ysclid=lt06gv3it713977585 (дата обращения: 1.09.2024).
2. Борисов заявил о трансформации ракетно-космической отрасли: Хватит ходить в отстающих. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ZdMsrUEoZCqPzXBF (дата обращения: 12.09.2024).
3. Бочуров А.А., Курбанов А.Х. Перспективы и проблемы развития отечественного оборонно-промышленного комплекса в современных условиях // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2017. – № 3(33). – c. 5-9.
4. Бурбо Я. Д. Международный рынок вооружения и военной техники: тенденции и перспективы развития. - Минск, 2022. – 83 c.
5. ВТС России и Индии имеет характер стратегического партнерства. [Электронный ресурс]. URL: https://oborona.ru/product/centr-analiza-mirovoj-torgovli-oruzhiem/vts-rossii-i-indii-imeet-harakter-strategicheskogo-partnerstva-41707.shtml (дата обращения: 2.09.2024).
6. Габуев А., Кашин В. Вооруженная дружба: как Россия и Китай торгуют оружием. [Электронный ресурс]. URL: https://carnegiemoscow.org/2017/11/02/ru-pub-74601 (дата обращения: 2.09.2024).
7. Гилькова О.Н. Милитаризация мировой экономики: сущность, причины и факторы развития. / автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», 2022. – 55 c.
8. Гункин Е.М. Современное состояние оборонно-промышленного комплекса и особенности его функционирования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2018. – № 2-1. – c. 94–102.
9. Гэлбрейт Дж. К. Экономика невинного обмана: правда нашего времени. - М.: Издательство «Европа», 2009. – 52–54 c.
10. Гражданское авиастроение: советское и постсоветское. [Электронный ресурс]. URL: https://topwar.ru/169354-kogda-ja-vizhu-slomannye-krylja-aviastroenie-sovetskoe-i-postsovetskoe.html (дата обращения: 10.09.2024).
11. Домот О. Н. Международный рынок военной продукции: отличительные черты // Московский экономический журнал. – 2019. – № 1. – c. 39. – doi: 10.24411/2413-046X-2019-11039.
12. Захаров М. По кораблю в месяц. Реальны ли планы строительства ВМФ России на 2024 год. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/article/3864235 (дата обращения: 10.09.2024).
13. Индийско-российское сотрудничество в области обороны. [Электронный ресурс]. URL: https://indianembassy-moscow.gov.in/ru/india-russia-defence-cooperation.php (дата обращения: 10.09.2024).
14. Кислова А.К., Фролов А.В. Россия и международный рынок оружия. Идеология и практика. - М.: ООО Альфа-Браво, 2008. – 241–248 c.
15. Кохно П., Кохно А. Проблемы импортозамещения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Общество и экономика. – 2022. – № 4. – c. 82–103. – doi: 10.31857/S020736760019574-0.
16. Леонович А.Н. Мировой рынок вооружения и военной техники: факторы и тенденции развития. / автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Минск: БГЭУ, 2016. – 31 c.
17. Лешин А.Г. Интересы Египта и России в сфере военно-технического сотрудничества. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iimes.ru/?p=80467&ysclid=lt064r9hzz182545646 (дата обращения: 10.09.2024).
18. Лосик А.В., Мезенцев А.Ф., Минаев П.П., Щерба А.Н. Отечественный военно-промышленный комплекс в ХХ – начале XXI века (историография проблемы). / В 3 кн. / Под общей редакцией А.В. Лосика. - Тамбов: ЮЛИС, 2008.
19. Микроэлектроника в России 2024: что ждет отрасль в новом году. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/u/673791-zum-smd/979377-mikroelektronika-v-rossii-2024-chto-zhdet-otrasl-v-novom-godu?ysclid=lsxjboj8c0868533374 (дата обращения: 7.09.2024).
20. Неволин И.В. Диверсификация оборонной промышленности: состояние исследований // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2022. – № 1. – c. 4–21. – doi: 10.24891/ni.18.1.4.
21. Об армии и гонке вооружений (интервью ТАСС). 02.03.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62917 (дата обращения: 12.09.2024).
22. Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация»: указ Президента Российской Федерации от 21.03.2007 г. № 394
23. Осипенкова О.Ю. Современные проблемы диверсификации оборонно-промышленного комплекса России // Вестник Екатерининского института. – 2019. – № 2. – c. 48–53.
24. Развитие судостроительной отрасли в РФ в 2023 году: спрос превышает предложение. [Электронный ресурс]. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/razvitie-sudostroitelnoy-otrasli-v-rf-v-2023-godu-spros-prevyshaet-predlozhenie/ (дата обращения: 7.09.2024).
25. Ракеты, истребители и танки: какое оружие продает Россия и кто покупает его на миллиарды долларов?. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2022/11/11/arms_trade/ (дата обращения: 7.09.2024).
26. Симонцев И. Н. Разработка и реализация стратегии диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса в интересах инновационного развития национальной экономики. / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2022. – 188 c.
27. Смирнов С.А., Галий Е.А. Импортозамещение как стимул развития оборонно-промышленного комплекса // Молодой ученый. – 2022. – № 49. – c. 99–103.
28. Старожук Е.А., Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Диверсификация и импортозамещение – ключевая проблема оборонно-промышленного комплекса: пути комплексного решения // Военная мысль. – 2020. – № 7. – c. 40–56.
29. Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.10.2019 г. № 2553-р
30. Структура мировых поставок военно-транспортных самолетов. [Электронный ресурс]. URL: https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/1117/121076450/detail.shtml (дата обращения: 11.09.2024).
31. Тодоровски Д. Как Алжир становится важнейшим партнером России. [Электронный ресурс]. URL: https://afrinz.ru/2023/10/kak-alzhir-stanovitsya-vazhnejshim-partnerom-rossii (дата обращения: 11.09.2024).
32. Франция является мировым лидером по экспорту боевых надводных кораблей основного класса. [Электронный ресурс]. URL: https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/0905/103075096/detail.shtml (дата обращения: 3.09.2024).
33. Харламов А. В. Военная экономика как фактор роста национального хозяйства. / диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, специальность 08.00.01. - СПб: СПбГУЭиФ, 1999. – 310 c.
34. Цветков В.А. Оборонно-промышленный комплекс России: проблемы и перспективы развития. Краткая версия доклада на Второй конференции «Экономический потенциал промышленности на службе оборонно-промышленного комплекса», 9-10 ноября 2016 г., Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipr-ras.ru/old_site/appearances/tsvetkov-opcconf-2016.pdf (дата обращения: 4.09.2024).
35. Angelo Young Countries Buying the Most Weapons From Russia. [Электронный ресурс]. URL: https://247wallst.com/special-report/2023/07/18/countries-buying-the-most-weapons-from-russia/ (дата обращения: 14.09.2024).
36. Chris Miller The Impact of Semiconductor Sanctions on Russia. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aei.org/research-products/report/the-impact-of-semiconductor-sanctions-on-russia/ (дата обращения: 7.09.2024).
37. Defexpo India-2022. XII Международная выставка сухопутных и военно-морских вооружений. Гандинагар, Индия. 18-22 октября 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://armstrade.org/files/analytics/451.pdf?ysclid=lt00b8b5xu210379713 (дата обращения: 8.09.2024).
38. Hannah Beech Vietnam Chases Secret Russian Arms Deal, Even as It Deepens U.S. Ties. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2023/09/09/world/asia/vietnam-russia-arms-deal.html (дата обращения: 8.09.2024).
39. India-Russia Military-Technical Cooperation: A Blueprint For Sustainable Defence Growth. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iadb.in/2023/05/30/india-russia-military-technical-cooperation-a-blueprint-for-sustainable-defence-growth/ (дата обращения: 5.09.2024).
40. Maryann Xue China’s arms trade: which countries does it buy from and sell to?. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/news/china/military/article/3139603/how-china-grew-buyer-major-arms-trade-player (дата обращения: 5.09.2024).
41. Russia's share of arms import to India fell from 69% in 2012-17 to 46% in 2017-21. [Электронный ресурс]. URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/russias-share-of-arms-import-to-india-fell-from-69-in-2012-17-to-46-in-2017-21-report/articleshow/90218483.cms (дата обращения: 6.09.2024).
42. Shi Jiangtao China-Russia relations: Xi and Putin show united front in message to Biden. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3139206/china-russia-relations-xi-and-putin-show-united-front-message (дата обращения: 6.09.2024).
43. Skandal um geleastes Atom-U-Boot. [Электронный ресурс]. URL: https://www.handelsblatt.com/politik/international/ (дата обращения: 4.09.2024).

Страница обновлена: 25.09.2024 в 19:39:31