Конкурентная среда высших учебных заведений гражданской авиации
Иванов Е.Д.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Цитировать:
Иванов Е.Д. Конкурентная среда высших учебных заведений гражданской авиации // Лидерство и менеджмент. – 2023. – Том 10. – № 4. – С. 1485-1498. – doi: 10.18334/lim.10.4.119471.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55946205
Аннотация:
В статье на основе данных приемных кампаний 2023 года трех вертикально-интегрированных учебных комплексов гражданской авиации представлен актуальный перечень специальностей, направлений подготовки и профилей, по которому осуществлялся прием абитуриентов на программы высшего образования. Обосновано применение трех уровней конкуренции для анализа конкурентного положения отраслевых вузов: в системе непрерывного профессионального образования, между организациями одного уровня и одного статуса и между различными образовательными программами. Сделан вывод о необходимости четкого определения конкурентных преимуществ «непрофильных» образовательных программ и целенаправленной работы вуза по их продвижению на рынок образовательных услуг.
Ключевые слова: конкуренция, образовательные программы, профили подготовки, авиационное образование
JEL-классификация: I23, I25, I26, L93
Введение:
В современных рыночных условиях деятельность образовательных организаций, в том числе высших учебных заведений, осуществляется на основе конкуренции, что влечет за собой необходимость удовлетворения требований потребителей образовательных услуг (как обучающихся, так и профессиональное сообщество, работодателей). Конкурентная среда влияет на качество подготовки, стандарты которого непрерывно изменяются, а требования к условиям реализации образовательных программ повышаются. Образовательным организациям становится жизненно необходимо отслеживать изменения в социально-экономической обстановке, востребованность образования, и оперативно на них реагировать, изменяя перечень предлагаемых образовательных программ под запросы потребителей. Особенно актуально это для отраслевых учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для узкого круга предприятий отраслевой направленности.
Теоретической основой исследования послужили труды российских авторов, посвященные вопросам конкуренции в системе высшего образования, Ивановой М.О. [1], Рубина Ю.Б. [10, с. 17 - 30], Колчиной Н.О. [2, с. 119 - 131], Леоненко Е.А. [2, с. 119 - 131], Латышевой А.С. [3], Похолковой Ю.П. [3], Червач М.Ю. [3], Щадской А.Н. [3, с. 6 - 16], Савенковой Ю.С. и Советкиной А.А. [11, с. 182 - 199].
Так, М.О. Иванова в своей диссертации «Управление системой непрерывного профессионального образования в гражданской авиации» [1], рассматривая вопросы конкуренции авиационных вузов, предлагает выделять два уровня конкуренции. Акцент в работе сделан на концепцию непрерывного профессионального образования.
Ю.Б. Рубин в своей работе «Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии» анализирует общенациональный и региональный уровни конкурентной среды в образовании, а также описывает структуру конкурентных групп в российском высшем образовании [10].
Ю.С. Савенкова и А.А. Советкина в статье «Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях» систематизировали факторы, влияющие на конкурентоспособность вуза, исследовали ожидания потребителей образовательных услуг, а также предложили модель конкурентоспособности вуза на основе методов маркетингового управления [11].
В статье «Многоаспектность категории «конкурентоспособность вуза», подходы и методы управления конкурентоспособностью вуза» Н.О. Колчина и Е.А. Леоненко на основе анализа научных источников выделили три основных подхода к определению понятия «конкурентоспособность вуза»: во-первых, это соперничество на рынке; во-вторых, конкурентоспособность продукции (услуги), в-третьих, свойство объекта, проявляющееся в степени удовлетворенности потребителя на рынке. Н.О. Колчина и Е.А. Леоненко выявили ключевые особенности конкурентоспособности вуза, методологические подходы к определению сущности конкурентоспособности вуза, а также обосновали ключевые аспекты и механизмы управления конкурентоспособностью вуза на основе концепции устойчивого развития [2]. Однако среди предложенных параметров оценки и аспектов управления данными авторами не уделено достаточного внимание трудовому потенциалу профессорско-преподавательского состава, как одному из ключевых конкурентных преимуществ вуза.
В статье коллектива авторов А.С. Латышева, Ю.П. Похолкова, М.Ю. Червач, А.Н. Щадской «Управление конкурентоспособностью современного российского университета: состояние, вызовы и ответы», представленной по результатам исследования конкурентоспособности отечественных вузов, обосновывается, что человеческие ресурсы (научно-педагогические работники) являются наиболее важными и в то же время дефицитными ресурсами университетов, требующими грамотного управления и особого внимания к построению корпоративной культуры [3].
Однако, в исследованиях, посвященных конкурентоспособности вузов, в том числе отраслевых, не рассматриваются вопросы конкурентоспособности отдельных образовательных программ и выбор образовательной организацией тех программ, которые являются предпочтительными к реализации.
Целью настоящего исследования явилась оценка конкурентного положения трех вертикально-интегрированных учебных комплексов гражданской авиации в части открытых к реализации образовательных программ и выявление закономерностей в перечнях профилей подготовки.
Научная новизна исследования заключается в обосновании применения для анализа конкурентного положения отраслевых вузов трех уровней конкуренции − в системе непрерывного профессионального образования, между организациями одного уровня и одного статуса и между различными образовательными программами.
Материалы и методы:
В качестве исходного материала исследования использованы данные Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), в частности, информация по авиационному образованию в трех вертикально-интегрированных учебных комплексах гражданской авиации [15]; данные приемных кампаний 2023 года авиационных вузов, полученные из открытых источников - официальных сайтов [12; 13; 14], данные отчетов по самообледованию вузов [4; 5; 6], а также научные труды отечественных ученых, посвященные конкурентоспособности вуза.
Методологической основой работы послужили научные подходы к проведению исследования, такие как системный подход, статистический анализ, методы сравнения, аналогии, научной интерпретации, структурирования и группировки.
Результаты и их обсуждение:
Подготовка кадров для гражданской авиации осуществляется в трех учебных заведениях, подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации):
1) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (далее - МГТУ ГА);
2) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова» (далее - СПбГУ ГА);
3) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (далее - УИ ГА).
Следуем отметить, что данные учебные заведения являются вертикально-интегрированными учебными комплексами гражданской авиации и включают в свою структуру не только вузы, осуществляющие подготовку по программам высшего образования, и их филиалы, но и колледжи и училища, в которых ведется подготовка по программам среднего профессионального образования. Структура учебных заведений гражданской авиации России представлена на рис. 1.
Рисунок 1 − Вертикально-интегрированные учебные комплексы гражданской авиации Источник: [15]
В работе М.О. Ивановой [1] обосновано, что конкуренцию в сфере образования можно рассматривать на двух уровнях: в конкурентной среде непрерывного профессионального образования и между образовательными организациями одного профиля и статуса, что особенно актуально для отраслевых учебных заведений. Второй уровень конкуренции предлагается рассматривать как традиционную борьбу за потребителя [1]. Однако при подготовке персонала для гражданской авиации, в среде образовательных организаций, на наш взгляд, можно выделить конкуренцию третьего уровня − между отдельными образовательными программами, включая программы различных уровней подготовки.
Список специальностей, направлений подготовки, а также образовательных программ авиационных вузов не является постоянным: часть образовательных программ закрываются, другие приходят им на смену. Актуальные данные по всем реализуемым направлениям подготовки в авиационных вузах представлены сайте ФАВТ [15]. Тем не менее, даже в рамках одной специальности или одного направления подготовки могут реализовываться несколько образовательных программ, поэтому данные о реализуемых направлениях подготовки не достаточно информативны. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что на официальном сайте ФАВТ представлена информация о всех реализуемых в авиационных вузах образовательных программах, когда как по некоторым из них прием в текущем году (или за несколько предшествующих лет) может не осуществляться, а контингент обучающихся присутствует только на старших курсах.
Для анализа конкурентного положения авиационных вузов (конкуренции второго уровня) и их образовательных программ (конкуренции третьего уровня) рассмотрим результаты приемной кампании 2023 года.
В 2023 году был открыт прием на места за счет бюджетный ассигнований и по договорам об организации платных образовательных услуг в авиационные вузы и проведена приемная кампания по направлениям подготовки и специальностям, представленным в таблице 1.
Таблица 1 − Реализуемые специальности / направления подготовки / программы приема 2023 года
Код
направления подготовки/ специальности
|
Наименование
направления подготовки /
специальности
|
Наименование программы
|
МГТУГА
ОФ/ ЗФО |
СПбГУГА
ОФ/ ЗФО |
УИГА
ОФ/ ЗФО |
Программы бакалавриата
| |||||
09.03.01
|
Информатика и
вычислительная техника
|
Интеллектуальные системы
обработки и анализа данных
|
+/-
|
-
|
-
|
20.03.01
|
Техносферная безопасность
|
Безопасность
технологических процессов и производств
|
-
|
-
|
+/+
|
23.03.01
|
Технология транспортных
процессов
|
Организация перевозок и
управление на воздушном транспорте
|
+/+
|
+/+
|
-
|
Транспортная логистика (ТЛ)
|
-
|
+/+
|
-
| ||
25.03.01
|
Техническая эксплуатация
летательных аппаратов и двигателей
|
Поддержание летной годности
воздушных судов
|
+/+
|
-
|
-
|
Обеспечение полетов
воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными
жидкостями
|
+/+
|
-
|
-
| ||
Безопасность полетов
воздушных судов
|
+/-
|
-
|
-
| ||
Интеллектуальные системы
сопровождения технической эксплуатации авиационной техники
|
+/-
|
-
|
-
| ||
25.03.02
|
Техническая эксплуатация
авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов
|
Техническое обслуживание и
ремонт авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов
|
+/+
|
-
|
-
|
25.03.03
|
Аэронавигация
|
Управление воздушным
движением
|
+/-
|
-
|
-
|
Организация
бизнес-процессов на воздушном транспорте
|
+/-
|
+/-
|
-
| ||
Эксплуатация беспилотных
авиационных систем
|
+/-
|
+/-
|
-
| ||
Летная эксплуатация
гражданских воздушных судов (ЛЭГВС)
|
-
|
+/+
|
+/+
| ||
Обеспечение авиационной
безопасности (ОАБ)
|
-
|
+/+
|
+/+
| ||
Техническая эксплуатация
автоматизированных систем управления воздушным движением (АСУВД)
|
-
|
+/-
|
-
| ||
Поисковое и
аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов
|
-
|
-
|
+/-
| ||
Организация, обеспечение и
обслуживание полетов беспилотных авиационных систем
|
-
|
-
|
+/-
| ||
25.03.04
|
Эксплуатация аэропортов и
обеспечение полетов воздушных судов
|
Организация аэропортовой деятельности
(ОрАД)
|
-
|
+/+
|
-
|
27.03.02
|
Управление качеством
|
Управление
качеством в авиатранспортных системах
|
-
|
-
|
+/+
|
38.03.01
|
Экономика
|
Экономика
предприятия и организации воздушного транспорта (ЭПОВТ)
|
-
|
+/+*
|
-
|
38.03.02
|
Менеджмент
|
Менеджмент
на воздушном транспорте (МВТ)
|
-
|
+/-
|
-
|
38.03.03
|
Управление персоналом
|
Управление
персоналом организаций воздушного транспорта (УПОВТ)
|
-
|
+/+*
|
-
|
40.03.01
|
Юриспруденция
|
Правовое
обеспечение деятельности системы воздушного транспорта (ПрОСВТ)
|
-
|
+/-
|
-
|
42.03.01
|
Реклама и связи с
общественностью
|
Реклама
и связи с общественностью в авиабизнесе (РЕК)
|
-
|
+/-
|
-
|
43.03.01
|
Сервис
|
Сервис
в сфере транспорта (СНТ)
|
-
|
+/+
|
-
|
Программы специалитета
| |||||
10.05.02
|
Информационная безопасность
телекоммуникационных систем
|
профиль
«Эксплуатация защищенных телекоммуникационных систем», специализация
«Информационная безопасность мультисервисных телекоммуникационных сетей и
систем на транспорте» (БИС)
|
+/-
|
-
|
-
|
25.05.03
|
Техническая эксплуатация
транспортного радиооборудования
|
профиль «Техническое обслуживание
и ремонт радиоэлектронного оборудования, аэропортов и воздушных трасс»,
специализация «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования
аэропортов и воздушных трасс» (РС)
|
+/+
|
-
|
-
|
25.05.05
|
Эксплуатация
воздушных судов и организация воздушного движения
|
профиль
«Техническая эксплуатация воздушных судов», специализация «Организация
технического обслуживания и ремонта воздушных судов» (МС)
|
+/-
|
-
|
-
|
профиль
«Техническая эксплуатация авиационного и радиоэлектронного оборудования
воздушных судов», специализация «Организация технического обслуживания
авиационного и радиоэлектронного оборудования воздушных судов» (АКС)
|
+/-
|
-
|
-
| ||
профиль
«Обеспечение авиационной безопасности на объектах ГА», специализация
«Организация авиационной безопасности» (АБС)
|
+/-
|
-
|
-
| ||
Организация
летной работы (ОЛР)
|
-
|
+/+
|
+/-
| ||
Организация
воздушного движения (ОрВД)
|
-
|
+/+
|
+/+
| ||
Организация
аэронавигационного обеспечения полетов воздушных судов (ОрАНО)
|
-
|
+/+
|
-
| ||
Организация
радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов (ОРТОП)
|
-
|
+/+
|
-
| ||
Организация
технического обслуживания и ремонта воздушных судов (ОрТОР)
|
-
|
+/+
|
-
| ||
Программы магистратуры
| |||||
25.04.01
|
Техническая эксплуатация
летательных аппаратов и двигателей
|
Управление
техническими и технологическими процессами эксплуатации воздушных судов
|
+/+
|
-
|
-
|
Управление
технологическими процессами авиатопливообеспечения воздушных судов
|
+/+
|
-
|
-
| ||
25.04.02
|
Техническая эксплуатация
авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов
|
Управление
процессами технической эксплуатации бортового оборудования воздушных судов
|
+/-
|
-
|
-
|
25.04.03
|
Аэронавигация
|
Государственное
регулирование использования воздушного пространства
|
-
|
-/+
|
-
|
Управление
летной работой
|
-
|
-/+
|
-
| ||
Управление
производственно-финансовой деятельностью организаций воздушного транспорта
|
-
|
+/+
|
-
| ||
Управление
кадровой и социальной политикой на воздушном транспорте
|
-
|
+/+
|
-
| ||
Управление
бизнес − проектами на воздушном транспорте
|
-
|
+/+
|
-
| ||
Управление
авиационной безопасностью
|
-
|
-
|
+/+
| ||
Управление
поиском и спасанием
|
-
|
-
|
+/+
| ||
25.04.04
|
Эксплуатация аэропортов и
обеспечение полетов воздушных судов
|
Управление
аэропортовой деятельностью
|
-
|
+/+
|
-
|
Источник: составлено автором по информации приемных кампаний 2023 года с официальных сайтов авиационных вузов [12; 13; 14].
Как видно из данных, приведенных в табл. 1, по профильным направлениям подготовки, относящимся к 25 укрупненной группе направлений (специальностей) подготовки (УГН(С), реализуется по несколько различных программ на каждом уровне высшего образования. Как правило «непрофильные» УГН(С) представлены одной программой, в то время как профильные изобилуют разнообразными программами, совпадение которых между вузами минимально. Так, в СПбГУ ГА и УИ ГА совпадают только профили «Летная эксплуатация гражданский воздушных судов» и «Обеспечение авиационной безопасности» по программам бакалавриата, а также «Организация летной работы» и «Организация воздушного движения» по программам специалитета. В МГТУ ГА и СПбГУ ГА только один одноименный профиль бакалавриата: «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте». Остальные профили трех авиационных вузов, даже если они открыты в рамках одного направления подготовки, отличаются, и направлены на подготовку разных специалистов с особым компетентностным портретом выпускника.
Также данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют, что программ по заочной форме обучения значительно меньше, чем по очной. Это объясняется тем фактом, что по ряду программ для получения качественного образования необходимо широкое использование материально-технической базы вуза (тренажеров, лабораторий и т.п.), а также детального текущего и промежуточного контроля освоения знаний и умений обучающимися. Кроме того, по ряду программ (38 УГН(С) федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [8] предусматривают использование заочной формы обучения только для лиц, имеющих высшее образование. В таком случае возникает конкуренция между программами бакалавриата и магистратуры, ведь лица, имеющие диплом о высшем образовании, вправе поступать на программы магистратуры, где есть возможность освоить схожую по профильной направленности программу (хоть и в рамках другого направления подготовки − 25.04.03 «Аэронавигация»).
На основе проведенного анализа приемной кампании 2023 года [12; 13; 14] и отчетов по самообследованию авиационных вузов за предыдущие периоды [4; 5; 6] можно сделать вывод, что за несколько последних лет сократилось количество образовательных программ магистратуры по профильным направлениям. Это можно объяснить тем фактом, что вузы оставляют наиболее востребованные в профессиональном сообществе программы, а также те программы, которые традиционно пользуются популярностью у абитуриентов. Также следует отметить появление новых профилей по подготовке операторов беспилотных летательных аппаратов.
Выбор абитуриентов между программами является, как правило, несистемным: могут подаваться документы на программы разного уровня образования и разных направлений подготовки. Например, подготовку пилотов гражданской авиации осуществляют как по программам высшего образования - программам специалитета и программам бакалавриата, так и по программам среднего профессионального образования, в связи с чем, абитуриенты имеют возможность выбирать не только среди вузов одного профиля (СПбГУ ГА и УИ ГА), но и среди нескольких образовательных программ (конкуренция третьего уровня). При этом ключевой аспект выбора - возможность участия в конкурсе и поступления на бюджетной основе. Кроме того, в качестве более низких приоритетов для поступления указываются другие программы учебного заведения по одной или нескольким специальностям или направлениям подготовки. Таким образом, конкурентное положение отдельных программ возрастает, поскольку увеличивается количество абитуриентов, участвующих в конкурсе и готовых к поступлению на более низкий приоритет, но на места за счет бюджетных ассигнований.
Более сложная конкурентная ситуация складывается для тех программ, где не предусмотрены бюджетные места (как правило, это программы управленческого профиля) и которые не связаны с подготовкой авиационного персонала. Здесь наблюдается высокая конкуренция на всех трех конкурентных уровнях. В системе непрерывного профессионального образования количество вузов, осуществляющих подготовку управленческого персонала, составляет несколько сотен и расположены они во всех регионах страны. Абитуриенты могут руководствоваться в своем выборе рейтингом учебного заведения, его направленностью, территориальным размещением и многими другими факторами. На втором уровне конкуренция определяется уже среди вузов одного статуса (или профиля), однако для управленческих направлений (экономика, менеджмент, управление персоналом, право и т.п.) перечень данных вузов остается также весьма представительным, поскольку подготовка данных специалистов широко развита на протяжении последних тридцати лет и количество учебных заведений, реализующих данные программы, остается весьма значительным. Так, по данным портала для абитуриентов «Вузопедия.ру» [7] был проведен анализ «непрофильных» направлений подготовки, реализуемых в авиационных вузах (в частности, в СПбГУ ГА) в условиях насыщенной конкурентной среды, и были получены следующие результаты (табл. 2)
Таблица 2 − Реализуемые направления подготовки в конкурентной среде
Код
|
Направление подготовки
|
Вузы, ед.
|
Города, ед.
|
В т.ч. вузы в СПб, ед.
|
38.03.01
|
Экономика
|
621
|
170
|
31
|
38.03.02
|
Менеджмент
|
569
|
137
|
33
|
38.03.03
|
Управление персоналом
|
153
|
59
|
9
|
40.03.03
|
Юриспруденция
|
438
|
125
|
23
|
42.03.01
|
Реклама
и связи с общественностью
|
203
|
73
|
18
|
43.03.01
|
Сервис
и туризм
|
122
|
61
|
8
|
Таким образом, данные, приведенные в табл. 2, свидетельствуют о высокой конкуренции среди «непрофильных» направлений подготовки и программ, присутствующей как на первом, так и на втором уровне. Однако, нельзя исключать и конкуренцию третьего уровня между отдельными образовательными программами в случае, когда абитуриенты выбирают определенный вуз, но гибки в выборе между различными направлениями подготовки и близкими образовательными программами (например, между экономикой или менеджментом, управлением персоналом или сервисом и т.п.). Здесь для принятия правильного решения нужна разъяснительная работа с абитуриентами как в рамках профориентационной деятельности (чтобы выбор был сделан на основе объективных и достоверных сведений о качестве подготовки и компетентностной модели выпускника, а также по перспективам трудоустройства), так и подробная информация на официальных сайтах вузов по каждой образовательной программе. Возможности выбора образовательной программы в рамках третьего уровня конкуренции должен быть обеспечен образовательной организацией: представителями ответственных за реализацию образовательных программ структурных подразделений.
При формировании и реализации «непрофильных» программ подготовки изначально делается акцент на отраслевую специфику, это можно назвать одним из основных конкурентных преимуществ, поскольку для авиации важны не только профессиональные знания в области экономики, менеджмента, управления персоналом, права, но важны именно знания специфики отрасли, ее ориентации на обеспечение безопасности полетов, авиационной и транспортной безопасности [1] и основных показателях эффективности деятельности организаций воздушного транспорта, а также особенностей работы со специалистами авиационного персонала. Но данного преимущества недостаточно для успешного соперничества на рынке образовательных услуг, поскольку организации воздушного транспорта свободно принимают на работу выпускников других учебных заведений, которые осваивают особенности отрасли уже в процессе работы. Насколько этот подход целесообразен и оправдан − область отдельного исследования, однако при выборе конкурентных преимуществ необходимо учитывать данное обстоятельство.
Выводы:
Таким образом, перечень программ и их диапазон в вузах, подведомственных Росавиации, достаточно широк и это позволяет обеспечить гражданскую авиацию не только специалистами авиационного персонала (обновленный перечень которых утвержден Приказом Министерства транспорта РФ № 419 от 19 октября 2022 года [9]), подготовка которых является профильной, но и специалистов других сопутствующих профессий, чья деятельность оказывает немаловажное значение на функционирование организаций воздушного транспорта [1].
Изменение профилей, по которым ведется прием, с одной стороны, свидетельствует об оперативном реагировании вуза на условия рынка труда, а с другой стороны, удовлетворяются потребности гражданской авиации по подготовке квалифицированных специалистов с учетом научно-технического прогресса и появления новых профессий.
В авиационном образовании присутствуют три уровня конкуренции, которые прослеживаются для всех образовательных программ, реализуемых в вертикально-интегрированных учебных комплексах гражданской авиации, однако наиболее сложная ситуация наблюдается в области «непрофильной» подготовки. Возникает необходимость четкого определения конкурентных преимуществ данных программ и активной работы вуза по их продвижению на рынок образовательных услуг.
Источники:
2. Колчина Н.О., Леоненко Е.А. Многоаспектность категории «конкурентоспособность вуза», подходы и методы управления конкурентоспособностью вуза // Вопросы управления. – 2018. – № 4(53). – c. 119-131.
3. Латышев А.С., Похолков Ю.П., Червач М.Ю., Шадская А.Н. Управление конкурентоспособностью современного российского университета: состояние, вызовы и ответы // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 5(111). – c. 6-16.
4. Отчет о результатах проведения самообследования федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова». Spbguga.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://spbguga.ru/files/Samoobsled/Chast_1/SPbGUGA_Otchet.pdf (дата обращения: 01.09.2023).
5. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева». Uvauga.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uvauga.ru/docs/UchOtdel/otchet/Samoobsled_2021.pdf (дата обращения: 01.09.2023).
6. Отчет о самообледовании федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА). Mstuca.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mstuca.ru/upload/iblock/7cf/7cf44961a35e7fedd626a3608d39b08f.pdf (дата обращения: 12.09.2023).
7. Портал для абитуриентов «Вузопедия.ру». [Электронный ресурс]. URL: https://www.vuzopedia.ru (дата обращения: 12.09.2023).
8. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/ (дата обращения: 28.09.2023).
9. Приказ Министерства транспорта РФ № 419 от 19 октября 2022 года «Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации»
10. Рубин Ю.Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 5(111). – c. 17-30.
11. Савенкова Ю.С., Советкина А.А. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях // Вопросы образования. – 2009. – № 4. – c. 182-199.
12. ФГБОУ ВО МГТУ ГА: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mstuca.ru/about_the_university/documents (дата обращения: 01.10.2023).
13. ФГБОУ ВО СПбГУ ГА имени Главного маршала авиации А.А. Новикова: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://spbguga.ru/root/main/rezultat-provedeniya-samoobsledovaniya/ (дата обращения: 01.10.2023).
14. ФГБОУ ВО УИ ГА имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uvauga.ru/about/samoobsledovanie (дата обращения: 01.10.2023).
15. Федеральное агентство воздушного транспорта: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://favt.gov.ru/ (дата обращения: 19.09.2023).
Страница обновлена: 29.07.2024 в 20:14:21