Цифровая трансформация дополнительного профессионального образования: стратегии, вызовы и перспективы профессиональной переподготовки в условиях глобальных изменений рынка труда

Липис Д.А., Липис Е.А.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Цифровая трансформация охватывает все сферы, образование не стало исключением. Учитывая возрастающую скорость развития технологий и дефицит квалифицированных кадров, ключевую роль начинают играть повышение квалификации и переподготовка. Это определяет актуальность исследования возможностей и проблем цифровой трансформации дополнительного образования. Авторами исследования предлагается новый подход к решению этой задачи, основанный на апробированных в промышленности методологиях. Решаемая научная проблема заключается в отсутствии единства терминологии и системного подхода к цифровой трансформации образования сегодня, которая невозможна в отрыве от глобальных преобразований. Цель исследования - анализ существующих стратегий цифровой трансформации и выявление перспективных направлений развития дополнительного профессионального образования в контексте стремительных изменений рынка, технологий, процессов. Проведен анализ рынка дополнительного образования, рассмотрены теоретические основы цифровой трансформации, стратегии и возможности их применения в системе дополнительного профессионального образования, сформулированы основные проблемы интеграции цифровых технологий в образовательный процесс. Получен вывод о том, что, несмотря на интенсивное развитие рынка, существует значительный потенциал повышения эффективности деятельности его участников, одним из важнейших инструментов реализации которого должна стать цифровая трансформация. При этом отмечена важность проработки стратегий, применения корректных метрик, учета имеющихся регуляторных, социальных, психологических, технологических, финансовых ограничений. Результаты проведенных исследований могут быть использованы при подготовке проектов цифровой трансформации образовательных организаций, будут полезны участникам таких проектов и всем интересующимся современными технологиями.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, цифровые промышленные и информационные технологии, профессиональное образование, переподготовка, развитие цифровых компетенций, обучение на протяжении жизни, развитие высшего образования

Финансирование:
Работа выполнена без целевого финансирования.

JEL-классификация: A23, O32, I25, J24, L64



Введение

Актуальность исследования определяется тем, что цифровая трансформация (далее – «ЦТ») охватывает практически все сферы жизни, образование, разумеется, не стало исключением. В условиях глобальных изменений рынка труда, связанных с цифровизацией, возникает необходимость пересмотра подходов к высшему образованию. Учитывая все возрастающую скорость развития технологий, ключевую роль начинают играть повышение квалификации и переподготовка, как основные инструменты формирования актуальных компетенций работников предприятий и организаций высокотехнологичных отраслей промышленности. Это определяет актуальность проведения исследования возможностей, инструментов, проблем цифровой трансформации дополнительного профессионального образования (далее – «ДПО») в современных условиях.

Темы цифровизации, цифровых технологий, цифровой трансформации сегодня достаточно часто рассматриваются в научных публикациях. Xхоло Н., Нцаныва T., Гаридзираи Р., и Асалеые А. Й. [56] «подчеркивают ключевую роль цифровизации и образования в развитии экономики и общества в целом» [56]. Кондакова И.Р. [14, с. 36-40] и Чернышева О.В. [43, c. 228 – 231] отмечают важность использования цифровых технологий в образовании в контексте все возрастающей цифровизации жизни, указывая как на преимущества, так и на риски цифровизации образовательного процесса. Авторы делают акцент на цифровых средствах коммуникации между преподавателем и обучающимся. Чернышева О.В. [43, c. 228 – 231] отмечает, что применение цифровых технологий позволяет менять подходы к образовательному процессу, внедрять гибкие индивидуальные образовательные траектории. Однако речь идет именно о цифровизации, а не о цифровой трансформации, которая предполагает значительно более масштабные преобразования. Салвадор А.И., Гонсалвес Н.Н., Реис П.Й. [53] отмечают важность развития «смешанного обучения», которое сформировалось в период пандемии COVID-19, рассматривают влияние такого подхода на организацию учебного процесса и также, как и упомянутые отечественные специалисты, делают акцент на технологиях дистанционного обучения. Ахмад С. и др. [41] как и Салвадор А.И., Гонсалвес Н.Н., Реис П.Й. [53] отмечают влияние пандемии COVID-19 на цифровизацию образования и вводят понятие «Образование 5.0» - новая парадигма, направленная на трансформацию образовательного процесса, формирование среды, ориентированной на обучающегося и построенной на ключевых технологиях «Индустрии 4.0». Шамсутдинова Т.М. [45, с. 13.-21] отмечает, что цифровые технологии открывают новые возможности для персонализации образования и построения аналитики, выделяя технологии «больших данных» как важнейший инструмент. Константинова Л.В., Титова Е.С., Петров А.М. [15, с. 9-28] отмечают важность цифровизации в контексте развития междисциплинарности образования. Азаров А.А., Бродовская Е.В., Лукушин В.А. [2, с. 61-79] подчеркивают важность представленности ВУЗов в онлайн среде и применения цифровых технологий для укрепления бренда университета. Шацкая, И.В. [31,с. 46-51] выделяет геймификацию в качестве одного из ключевых подходов к совершенствованию образовательного процесса в условиях цифровой трансформации. Бочарова М.Н. [5, с. 635 – 640] отмечает корреляцию между применением цифровых технологий и изменением мотивации обучающихся. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И. [33, с. 91 – 114] отмечают важность корректной цифровизации образования выводя на первый план личность преподавателя. Климина А.И., Крежевских О.В. [13, c. 35-52] также подчеркивают важность роли преподавателя и его подготовки к работе в условиях цифровизации образования. Турецкие исследователи Бабацан Х., Арик Е., Билисли Ы., Акгун Х. и Озкара Ы. [40] в качестве основной технологии, трансформирующей как образование, так и профессиональную деятельность, рассматривают «Искусственный интеллект» (далее – «ИИ»). C ними солидарны Хароуд С. И Сакьюри Н. [48], которые указывают, при этом, на важность роли преподавателя, невозможность его заменить технологиями при одновременной необходимости повышения уровня цифровых компетенций педагогов. Необходимость развития цифровых компетенций отмечают и греческие специалисты Антонопоулоу Х., Матзавиноу П., Гианноукоу И. и Халкиопоулос Ц. [39], а также их коллеги из Индонезии Марлиа М.А., Фахмы Р., Лукито Х., Гамес Д. [52]. Большинство исследователей рассматривают либо отдельные технологии, например, особенно популярный сейчас ИИ, либо скорее цифровизацию, чем его цифровую трансформацию. При этом отсутствует единство терминологии и подходов. Авторы исследования предполагают, что подходы к цифровой трансформации промышленных предприятий могут быть эффективно применены в образовании, что также потребует приведения к единому знаменателю терминологического аппарата и основных методологических подходов в рассматриваемой сфере.

Целью исследования является анализ существующих инструментов и стратегий цифровой трансформации, выявление перспективных направлений развития ДПО в контексте стремительных изменений рынка труда, технологий, бизнес- и технологических процессов.

Задачи исследования включают:

- анализ рынка дополнительного образования (далее – «ДО»);

- определение теоретических основ цифровой трансформации в ДПО;

- анализ существующих стратегий и опыта цифровой трансформации;

- выявление проблем интеграции современных цифровых технологий в образовательный процесс.

Методология исследования включает в себя анализ доступной научной литературы, отчетов и публикаций лидеров рынка информационных технологий (далее – «ИТ»), ведущих консалтинговых компаний, статистических данных и информации о современных практиках цифровой трансформации, а также опыте и возможностях их применения к образованию в целом, ДПО и переподготовке в частности.

Анализ рынка ДО

На основе анализа источников [9] – [17] можно сделать следующие основные выводы:

Таблица 1. Основные тенденции рынка ДПО [1,10,17,18,20,23]

№ п/п
Тенденция
Описание
Источники
1.
Рост объема рынка ДПО
Наблюдается значительный рост объема рынка ДПО, обусловленный высоким спросом на повышение квалификации и переподготовку кадров
[1]
2.
Увеличение доли онлайн-обучения
Онлайн-формат обучения становится все более популярным, что связано с развитием технологий и потребностью в гибких формах обучения
[18]
3.
Государственная поддержка ДПО
Государство активно поддерживает развитие ДПО, особенно в сфере подготовки кадров для государственной и муниципальной службы
[10]
4.
Рост инвестиций в онлайн-образование
Объем инвестиций в сферу онлайн-образования значительно увеличился, что свидетельствует о перспективности этой формы организации образовательного процесса
[17]
5.
Дефицит квалифицированных кадров
Наблюдается значительный дефицит квалифицированных специалистов в различных отраслях экономики, что стимулирует развитие программ ДО
[20]
6.
Развитие корпоративного обучения
Компании все чаще инвестируют в обучение сотрудников, создавая внутренние программы и даже корпоративные университеты для повышения квалификации персонала
[12]
7.
Появление новых игроков на рынке
Рынок ДО пополняется новыми участниками, включая образовательные учреждения и частные компании, предлагающие специализированные программы
[23]
На основе данных [1] можно построить графики, отражающие ключевые тенденции развития рынка ДПО:

Рис. 1. Ключевые тенденции рынка ДПО [1].

На основе графика, представленного на Рис. 1. можно сделать вывод о том, что наблюдается устойчивая тенденция роста как числа обучающихся на программах ДО, так и числа организаций, реализующих такие программы.

Рис. 2. Динамика изменения среднего числа обучающихся на одну организацию, реализующую программы ДО [1].

На основе данных Рис. 2. можно сделать вывод о том, что при росте числа обучающихся по программам ДО и количества организаций, реализующих программы, наблюдается тенденция к снижению среднего числа обучающихся по таким программам в расчете на одну организацию, что свидетельствует о росте конкуренции на этом рынке.

Данные по объему рынка ДО РФ, которые представлены в открытом доступе, к сожалению, не обладают полнотой. По данным [1] оборот рынка ДО в 2024 году составил 103,8 млрд. рублей. Таким образом в среднем один обучающийся приносил в 2024 году 12 226,15 рублей. Можно сделать вывод о том, ключевым направлением повышения эффективности деятельности в сфере ДО является увеличение «среднего чека». Обучающиеся уже являются заказчиками образовательных услуг конкретной организации, но средней показатель выручки в расчете на одного обучающегося сравнительно низок. В решении этой задачи, безусловно, должны помочь современные цифровые технологии для совершенствования образовательного процесса и продвижения образовательных услуг.

Теоретические основы цифровой трансформации в дополнительном профессиональном образовании

Необходимо дать определение понятию «Цифровая трансформация».

- В «Википедии» сказано - «Цифровая трансформация — процесс внедрения организацией цифровых технологий, сопровождаемый оптимизацией системы управления основными технологическими процессами» [35].

- Amazon утверждает, что «Цифровая трансформация предполагает внедрение инновационных цифровых технологий для осуществления культурных и операционных изменений, позволяющих организациям лучше адаптироваться к меняющимся требованиям клиентов» [34].

- По мнению McKinsey «Цифровая трансформация - фундаментальное перепроектирование того, как организация функционирует, с целью создания ценности путем непрерывного масштабного внедрения технологий» [55].

- Корпорация IBM определяет ЦТ как «бизнес-стратегическую инициативу, которая включает цифровые технологии во все области организации, оценивая и модернизируя процессы, продукты, операции и технологический стек для обеспечения непрерывных, быстрых, ориентированных на клиента инноваций» [54].

- Accenture ЦТ - «процесс, посредством которого компании внедряют технологии во всех аспектах бизнеса для достижения фундаментальных изменений, что приводит к повышению эффективности, большей гибкости бизнеса и, в конечном итоге, к раскрытию новой ценности для сотрудников, клиентов и акционеров» [54].

- CFO-Russia ЦТ - «процесс использования передовых технологий и цифровых инноваций для улучшения различных аспектов деятельности компаний и общества в целом» [8].

- Whatfix ЦТ - «процесс использования цифровых технологий для преобразования существующих традиционных и нецифровых бизнес-процессов и услуг или создания новых в соответствии с меняющимся рынком и ожиданиями клиентов, тем самым полностью изменяя способ управления бизнесом и то, как ценность доставляется клиентам» [37].

Если объединить указанные выше определения, можно сказать, что ЦТ — это радикальный пересмотр процессов, продуктов и культуры с целью создания принципиально новых ценностей, повышения эффективности, гибкости и конкурентоспособности на основе использования передовых цифровых технологий.

В сфере ДО масштабная ЦТ обеспечивает:

- Гибкость и персонализация обучения: Цифровые технологии формируют гибкие индивидуальные образовательные траектории.

- Внедрение современных образовательных технологий: «Внедрение методов смешанного обучения, онлайн-курсов расширяет доступ к образовательным ресурсам и повышает эффективность образовательного процесса. Это позволяет обучающимся самостоятельно выбирать темп обучения, что особенно важно в современных условиях» [3].

- Развитие цифровых компетенций преподавателей и слушателей: «Цифровая трансформация для всех участников образовательного процесса приводит к необходимости освоения новых инструментов и технологий. Это способствует формированию у слушателей актуальных цифровых компетенций, критического мышления и способности к самообучению» [4].

- Ориентация на потребности рынка труда: «Цифровая трансформация ДПО направлена на оперативное обновление образовательных программ в соответствии с актуальными требованиями работодателей и тенденциями развития ключевых отраслей промышленности. Это позволяет выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда» [6].

В мировой практике выделяют несколько ключевых концепций и подходов к ЦТ:

· Философский подход: рассматривает ЦТ как изменение мышления под влиянием цифровых технологий.

· Культурологический подход: «фокусируется на влиянии цифровых технологий на культуру и социум. Исследуются изменения способов взаимодействия людей, образования, искусства и других сфер под воздействием цифровых инноваций» [32].

· Процессный подход: «Рассматривает цифровую трансформацию как последовательность этапов, включающих оцифровку, цифровизацию и собственно цифровую трансформацию» [22].

· Стратегический подход: «подразумевает разработку и реализацию стратегии цифровой трансформации, направленной на достижение стратегических целей. Включает анализ текущего состояния, определение целевых показателей и планирование мероприятий по внедрению цифровых технологий» [26].

· Технологический подход: сосредоточен на применении конкретных цифровых технологий включая «Искусственный интеллект», «Интернет вещей», облачные вычисления, большие данные и др.

По данным Института образования [27] одним из важных эффектов применения цифровых технологий в образовании является автоматизация оценки знаний. Также Институт образования [27] отмечает, что использование цифровых устройств повышает привлекательность образовательного процесса для молодежи, развивает основы «цифровой грамотности». Как показали результаты исследования [16] успешная карьера невозможна сегодня без формирования и развития актуальных цифровых компетенций, чему способствует интеграция передовых технологий в образовательных процесс, а также реализация таких важных федеральный проектов, как «Цифровые кафедры», активным участником которого является Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет (далее – «СПбГМТУ») (проект реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства Приоритет-2030, участником которой является СПбГМТУ и входит во вторую группу ВУЗов).

Современные технологии позволяют разрабатывать «персонализированные программы обучения, учитывать уровень знаний и потребности учеников, и, как результат, максимально раскрыть потенциал каждого из них» [27]. На важность персонализации и индивидуализации образовательного процесса с формированием индивидуальных образовательных траекторий обращают внимание и участники конференции, проведенной Корнеллским университетом [42].

Коллеги из Сибирского государственного университета геосистем и технологий [28] и авторы исследования, опубликованного Корнеллским университетом [43], подчеркивают важнейшую роль цифровых технологий в повышении доступности образования, что особенно важно для Российской Федерации, территория которой чрезвычайно обширна, а населенные пункты значительно удалены друг от друга. Пандемия COVID-19 дала мощный толчок развитию онлайн-обучения, внедрению современных систем управления образовательным процессом таких как Moodle (российские аналоги: iSpring Learn, Unicraft, Росдистант, Distant Global, ODIN), сделало этот процесс управляемым.

Стратегии цифровой трансформации в системе ДПО

Прежде всего необходимо определить, что же такое «стратегия цифровой трансформации». По данным [46] «Стратегия цифровой трансформации - это план, который описывает, как компания будет использовать цифровые технологии для улучшения своей деятельности и предоставления более высокой ценности своим клиентам. Это дорожная карта, которая помогает компаниям модернизироваться, улучшать эффективность и реагировать на изменяющиеся рыночные требования». Специалисты Amazon представляют стратегию цифровой трансформации как «процесс, который организация применяет для внедрения цифровых технологий во все сферы своего бизнеса, кардинально меняя потенциал своих услуг для клиентов. Компании внедряют инновационные цифровые технологии для осуществления культурных и операционных изменений, которые позволяют лучше адаптироваться к меняющимся требованиям клиентов» [34]. Важно отделить понятия «цифровизация» и «цифровая трансформация». При цифровизации технологии применяются для перевода в цифровую (электронную) форму, автоматизации традиционных «ручных» бизнес и технологических процессов. ЦТ же предполагает значительно более глобальные изменения.

Реализация стратегии цифровой трансформации требует системного подхода, включающего, по мнению экспертов Forbes [44], несколько основных этапов:

1. Первым этапом является определение целей и задач.

2. На следующем шаге эксперты предлагают провести комплексный анализ текущей ситуации.

3. Затем предлагается перейти к разработке детальной «дорожной карты».

4. Следующим важным аспектом является решение задачи подготовки персонала всех уровней к цифровой трансформации посредством развития цифровых компетенций и «цифрового мышления» с использованием ДПО, переподготовки, краткосрочных интенсивов и иных форм обучения.

5. Важно обеспечить постоянный мониторинг хода реализации стратегии цифровой трансформации.

6. Реализация стратегии цифровой трансформации невозможна без внедрения в организации «культуры принятия изменений».

Рассмотрим подробнее ключевые метрики успеха при реализации стратегии цифровой трансформации:

1. Специалисты WatFix [51] и MсKinsey [50] в качестве ключевой метрики определяют возврат инвестиций в цифровые технологии.

2. Другие исследователи [47] на первое место ставят производительность труда.

3. Некоторые специалисты [38] особое внимание уделяют «показателям внедрения и производительности технологий» [38]. В публикации [51] «Активность использования» цифровых технологий также включена в число приоритетных показателей.

4. Также эксперты [38] отмечают важность оценки показателей «клиентского опыта», под которыми понимается уровень удовлетворенности клиентов от взаимодействия с предоставляемыми корпоративными информационными системами цифровыми сервисами.

5. MсKinsey [50] в число приоритетных метрик дополнительно включает «процент готового бюджета на технологическое развитие, направленный на инициативы в области цифровой трансформации» [50].

6. Важно обратить внимание и на временные затраты на разработку и внедрение новых цифровых решений. Оперативность этих процессов определяет возможность адаптации компании к динамически изменяющимся внешним условиям.

7. Авторы исследования [51] ставят в ряд ключевых метрик активность внедрения облачных сервисов.

В образовании широко применяются такие цифровые платформы для организации видеоконференций как Яндекс Телемост, Webinar, МТС Линк, Trueconf, Сферум и другие.

Современные цифровые платформы, например, Яндекс Практикум, SkillSpace позволяют относительно оперативно создавать и размещать интерактивные курсы, которые включают в себя презентации, тесты, лекции, практические задания, видеоматериалы. Такой подход позволяет обучаться в любое удобное время и в любом месте.

Основные проблемы интеграции современных цифровых технологий в образовательный процесс

Рассмотрим основные проблемы интеграции современных цифровых технологий в образовательный процесс.

- Недостаточное развитие информационно-технологической инфраструктуры.

- Недостаточный уровень «цифровой зрелости» преподавателей, обучающихся, сотрудников. Эффективное применение современных цифровых технологий в образовании невозможно без цифровых компетенций, недостаток которых наблюдается в ряде ВУЗов особенно среди преподаватель пожилого возраста, обладающих уникальными знаниями в своей предметной области, но не умеющими применять современные цифровые решения. Неуверенность в своих знаниях и навыках использования цифровых технологий может приводить к повышенной тревожности и стрессу как у преподавателей, так и у обучающихся [4].

- Сопротивление изменениям. Среда ВУЗов консервативна. Некоторые преподаватели и сотрудники не готовы к изменениям, не желают адаптироваться к условиям цифровой экономики [14].

- Сложности решения задачи обеспечения качественных каналов связи, безопасности и защиты информации.

- Важно обратить внимание и на необходимость обеспечения обработки и защиты персональных данных, которые неизбежно появляются в цифровой образовательной среде с соблюдением все ужесточающегося в этой сфере законодательства, чему особое внимания уделяют специалисты Высшей школы экономики в своем исследовании [36].

- Недостаточное понимание педагогических возможностей современных цифровых технологий.

- «Цифровое неравенство» - неравный доступ к технологиям в зависимости от региона, уровня доходов и т.д.

- Еще одна проблема, по мнению авторов исследования [25] «дегуманизация образовательного процесса».

- Также авторы исследования [25] обращают внимание на возможное «профессиональное выгорание» преподавателей вследствие повышенной нагрузки, связанной с необходимостью освоения новых цифровых инструментов и технологий.

Выводы

Рынок ДО интенсивно развивается. Однако этот рост сопровождается усилением конкуренции на рынке образовательных услуг. Необходимо не только привлекать обучающихся, но также и увеличивать экономическую эффективность путем повышения выручки с одного обучающегося. Одним из путей развития ДО является разработка и реализаций стратегий цифровой трансформации на основе лучших практик, проверенных в промышленности, бизнесе, государственном управлении. Тщательная и детальная проработка таких проектов, выбор правильных метрик, учет имеющихся регуляторных, социальных, психологических, технологических, технических, финансовых ограничений позволит значительно повысить эффективность системы ДО, обеспечить подготовку кадров будущего для цифровой экономики РФ.

Авторами исследования показана применимость и перспективность промышленных подходов к цифровой трансформации для решения задачи модернизации образования в современных условиях.

Результаты проведенных исследований будут полезны представителям профильных федеральных органов исполнительной власти, руководителям и сотрудникам образовательных организаций, вовлеченным в проекты цифровой трансформации, преподавателям, обучающимся ВУЗов, работникам кадровых подразделений высокотехнологичных предприятий РФ и дружественных стран.

В качестве перспективных направлений дальнейших исследований могут быть определены следующие:

1. Выработка типовых методических рекомендаций по разработке стратегий цифровой трансформации ВУЗов РФ.

2. Разработка и апробация метрик оценки эффективности реализации стратегий цифровой трансформации ВУЗов РФ.

3. Анализ отечественных цифровых промышленных и информационных технологий на предмет их применимости и эффективности при реализации стратегий цифровой трансформации ВУЗов РФ.

4. Анализ требований к работникам различных отраслей промышленности в контексте реализации стратегий цифровой трансформации.


Источники:

1. Анализ рынка дополнительного профессионального образования в России в 2020-2024 гг, прогноз на 2025-2029 гг. Агентство БизнесСтат. [Электронный ресурс]. URL: https://businesstat.ru/catalog/id9400/ (дата обращения: 06.04.2025).
2. Азаров А.А., Бродовская Е.В., Лукушин В.А. Совершенствование системы управления цифровой инфраструктурой университета: практика сетевого анализа // Высшее образование в России. – 2023. – № 2. – c. 61-79. – doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-61-79.
3. Беляева И.Б. Особенности цифровой трансформации образования. Informio.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://informio.ru/publications/id7233/Osobennosti-cifrovoi-transformacii-obrazovanija (дата обращения: 06.04.2025).
4. Божович Е.Д. Цифровая трансформация образования: психодидактические и технологические аспекты. Психологическая газета. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/12396/ (дата обращения: 06.04.2025).
5. Бочарова М.Н. Формирование новой языковой личности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе в условиях цифровизации: смена мотивационных триггеров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2024. – № 2. – c. 635-640. – doi: 10.30853/phil20240091.
6. ДПО: цифровизация и новые образовательные решения. Высшая школа экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/edu/dpo/930746260 (дата обращения: 06.04.2025).
7. Анализ рынка профессионального допобразования в России кадры. Gidmark.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gidmark.ru/cat1/analiz-rynka-professionalnogo-dopobrazovaniya-v-rossii-marketingovoe-issledovanie-gidmarket (дата обращения: 06.04.2025).
8. Цифровая трансформация. Cfo-russia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfo-russia.ru/glossariy/242/79495/ (дата обращения: 06.04.2025).
9. Ополнительное профессиональное образование работников в организациях. Бюллетень «Подготовка (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное образование работников организаций в 2020 году». Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13287 (дата обращения: 06.04.2025).
10. Дополнительное профессиональное образование кадров государственной гражданской и муниципальной службы в 2022 году. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13288 (дата обращения: 06.04.2025).
11. Исследование рынка онлайн-образования. Main.talenttech.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://main.talenttech.ru/research/issledovanie-rynka-onlajn-obrazovaniya/ (дата обращения: 06.04.2025).
12. Крайчинская С.Б., Петров Е.Е., Романова С.Б. Подготовка кадров для системы СПО: федеральные и региональные инициативы: информационный бюллетень. / Мониторинг экономики образования 2/19. Информационный бюллетень. - М.: НИУ ВШЭ, 2022.
13. Климина А.И., Крежевских О.В. Подготовка будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников // Открытое образование. – 2024. – № 6. – c. 35-52. – doi: 10.21686/10.21686/1818-4243-2024-6-35-52.
14. Кондакова И.В. Проблемы и риски цифровизации системы образования // Мир педагогики и психологии. – 2022. – № 11(76). – c. 36-40.
15. Константинова Л.В., Титова Е.С., Петров А.М. Институциональные трансформации высшего образования: основные разрывы и новые практики // Высшее образование в России. – 2024. – № 11. – c. 9-28. – doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-11-9-28.
16. Липис Е.А., Кулиева А.М., Липис Д.А. Актуальные компетенции в условиях цифровой трансформации судостроительной и смежных отраслей промышленности // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2023. – № 1(12). – c. 257-264. – doi: 10.52899/978-5-88303-660-5_257.
17. Объем продаж в сфере дополнительного образования вырос на 53%. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/497174-ob-em-prodaz-v-sfere-dopolnitel-nogo-obrazovania-vyros-na-53 (дата обращения: 06.04.2025).
18. Онлайн-образование (рынок России). Tadviser.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9E%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%29 (дата обращения 06.04.2025)
19. Анализ рынка. Poliglotiki.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.poliglotiki.ru/franchajzing-analysis.html (дата обращения: 06.04.2025).
20. Форум «Кадры»: Стратегии преодоления кадрового дефицита в российской экономике. Российский союз промышленников и предпринимателей. [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/events/news/forum-kadry-strategii-preodoleniya-kadrovogo-defitsita-v-rossiyskoy-ekonomike-67b5bb16dd8f1/ (дата обращения: 06.04.2025).
21. Специальный проект. Проекты России. Для развития России готовятся новые кадры. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/04/18/dlia-razvitiia-rossii-gotoviatsia-novye-kadry.html (дата обращения: 06.04.2025).
22. Силакова Л.В., Андроник А., Киселев А.Д. Сущность цифровой трансформации: понятие и процесс // Baikal Research Journal. – 2024. – № 2. – c. 568-579. – doi: 10.17150/2411-6262.2024.15(2).568-579.
23. Дополнительное профессиональное образование в России. Масштабы рынка, основные игроки, позиционирование Сколтеха. Skoltech.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.skoltech.ru/app/data/uploads/2013/12/Analiz-rynka-DPO_1803_zashhishhennyj.pdf (дата обращения: 06.04.2025).
24. Раздел со статистическими данными по общему, среднему профессиональному и дополнительному образованию детей. Edu.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ (дата обращения: 06.04.2025).
25. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. – 2020. – № 2(31). – c. 15. – doi: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-15.
26. Тарасов И.В. Подходы к формированию стратегической программы цифровой трансформации предприятия // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 182-191. – doi: 10.17747/2618-947X-2019-2-182-190.
27. Чиркина Т.А., Осокина П.В. Институт образования. Цифровые технологии в образовании: как современные инструменты помогают учителям. Ioe.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/digitalineducation (дата обращения: 06.04.2025).
28. Чернышева О.В. Влияние цифровых технологий на сферу образов. Sgugit.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sgugit.ru/upload/science-and-innovations/conference-ssga/international-scientific-methodical-conference-actual-problems-of-education/collections-of-materials-nmk-2024/chast-2/227-231.pdf (дата обращения: 06.04.2025).
29. Чернышева О.В. Влияние цифровых технологий на сферу образования // Актуальные вопросы образования. – 2024. – № 2. – c. 227-231.
30. Шамсутдинова Т. М. Цифровой след как источник больших данных (Big Data) в образовании // Открытое образование. – 2024. – № 6. – c. 13-21. – doi: 10.21686/10.21686/1818-4243-2024-6-13-21.
31. Шацкая И.В. Подходы к подготовке инженерных кадров в условиях цифровой трансформации образования // Цифровая трансформация. – 2024. – № 3. – c. 46-51. – doi: 10.35596/1729-7648-2024-30-3-46-51.
32. Шелепаева А.Х. Цифровая трансформация: основные подходы к определению понятия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2022. – № 1. – c. 20-28. – doi: 10.22363/2312-8631-2022-19-1-20-28.
33. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И. Механизмы активизации личностного потенциала студентов в условиях цифровизации вузовского обучения // Высшее образование в России. – 2023. – № 10. – c. 91-114. – doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-10-91-114.
34. Что такое цифровая трансформация?. Aws.amazon.com. [Электронный ресурс]. URL: https://aws.amazon.com/ru/what-is/digital-transformation (дата обращения: 06.04.2025).
35. Цифровая трансформация. Ru.wikipedia.org. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения 06.04.2025)
36. Рудник П.Б., Зинина Т.С., Акиндинова Н.В., Бессчетнова Е.В., Бирюкова С.С., Гаспарян Д.Э., Дмитриева Н.Е., Дранев Ю.Я., Ибрагимов Р.С., Карлов И.А. и др. Цифровая трансформация: эффекты и риски в новых условиях. - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 156 c.
37. Понятие «цифровой трансформации». Mt-r.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mt-r.ru/information/articles/chto-takoe-tsifrovaya-transformatsiya/ (дата обращения: 06.04.2025).
38. 8 Digital Transformation KPIs to Track Your Enterprise Progress in 2025. Kissflow.com. [Электронный ресурс]. URL: https://kissflow.com/digital-transformation/digital-transformation-kpi-metrics/ (дата обращения: 06.04.2025).
39. Antonopoulou H., Matzavinou P., Giannoukou I., Halkiopoulos C. Teachers Digital Leadership and Competencies in Primary Education: A Cross-Sectional Behavioral Study // Education Sciences. – 2025. – № 2. – doi: 10.3390/educsci15020215.
40. Babacan H., Arık E., Bilisli Y., Akgün H., Özkara Y. Artificial Intelligence and Journalism Education in Higher Education: Digital Transformation in Undergraduate and Graduate Curricula in Türkiye // Journalism and Media. – 2025. – № 2. – doi: 10.3390/journalmedia6020052.
41. Shabir Ahmad, Sabina Umirzakova, Ghulam Mujtaba, Muhammad Sadiq Amin, Taegkeun Whangbo Education 5.0: Requirements, Enabling Technologies, and Future Directions. Arxiv.org. [Электронный ресурс]. URL: https://arxiv.org/abs/2307.15846 (дата обращения: 06.04.2025).
42. Xiang Deng, Zhongfei Zhang Sparsity-Control Ternary Weight Networks. Arxiv.org. [Электронный ресурс]. URL: https://arxiv.org/abs/2011.0580 (дата обращения: 06.04.2025).
43. Kerimbayev N., Abdykarimova S., Akramova A., Kultan J. LMS Moodle: Distance international education in cooperation of higher education institutions of different countries. Arxiv.org. [Электронный ресурс]. URL: https://arxiv.org/abs/1604.08693 (дата обращения: 06.04.2025).
44. Bernard Marr 9 Vital Steps to Create A Digital Transformation Strategy. Forbes.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/bernardmarr/2023/08/22/9-vital-steps-to-create-a-digital-transformation-strategy/ (дата обращения: 06.04.2025).
45. Digital transformation. Accenture.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.accenture.com/us-en/insights/digital-transformation-index (дата обращения: 06.04.2025).
46. Стратегия цифровой трансформации: Полное руководство для бизнес-руководителей. Getguru.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.getguru.com/ru/reference/digital-transformation-strategy (дата обращения: 06.04.2025).
47. Guilherme Leme Digital Transformation KPIs: The Ultimate List. Pipefy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pipefy.com/blog/digital-transformation-kpis/ (дата обращения: 06.04.2025).
48. Haroud S., Saqri N. Generative AI in Higher Education: Teachers and Students Perspectives on Support, Replacement, and Digital Literacy // Education Sciences. – 2025. – № 4. – p. 396. – doi: 10.3390/educsci15040396.
49. Lipis D.A., Panova E.A., Plis K.S., Schislyaeva E.R. Digital Mobility Of Human Capital In The Context Of Project Management // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. – 2019. – № 117. – p. 956-965. – doi: 10.15405/epsbs.2019.12.05.117.
50. Matt Fitzpatrick, Kurt Strovink How do you measure success in digital? Five metrics for CEOs. Mckinsey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/how-do-you-measure-success-in-digital-five-metrics-for-ceos (дата обращения: 06.04.2025).
51. Priyanka Malik 10 Digital Transformation KPIs and Metrics to Track. Whatfix.com. [Электронный ресурс]. URL: https://whatfix.com/blog/digital-transformation-metrics/ (дата обращения: 06.04.2025).
52. Marlia M.A., Fahmy R., Lukito H., Games D. An Exploratory Study on Effective Leadership and Change Management in the Transformation of Indonesian Public Universities Towards World-Class University Status // Sustainability. – 2025. – № 3. – p. 1300. – doi: 10.3390/su17031300.
53. Digital transformation in education: The role of teacher digital competence // Education Sciences. – 2023. – № 3. – p. 275. – doi: 10.3390/educsci13030275.
54. What is digital transformation?. Ibm.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibm.com/think/topics/digital-transformation (дата обращения: 06.04.2025).
55. What is digital transformation?. Mckinsey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/mckinsey-explainers/what-is-digital-transformation (дата обращения: 06.04.2025).
56. Xholo N., Ncanywa T., Garidzirai R., Asaleye A.J. Promoting Economic Development Through Digitalisation: Impacts on Human Development, Economic Complexity, and Gross National Income // Administrative Sciences. – 2025. – № 2. – p. 50. – doi: 10.3390/admsci15020050.

Страница обновлена: 14.06.2025 в 00:32:23