Влияние искусственного интеллекта на сферу труда и политика его регулирования в России

Анфалова А.В.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80554976

Аннотация:
В условиях стремительного развития технологий актуальным является вопрос влияния искусственного интеллекта на сферу труда. Автоматизация, цифровизация и внедрение технологий искусственного интеллекта создают как новые возможности, так и серьезные вызовы для ключевых стейкхолдеров. В рамках статьи анализируются изменения в рабочих процессах, требования к квалификации и последствия автоматизации, включая возможное сокращение рабочих мест в рутинных профессиях. Однако, наряду с рисками, искусственный интеллект открывает и новые горизонты, создавая спрос на специалистов с навыками в области новых технологий. В свете происходящих изменений подчеркивается необходимость государственной поддержки в виде программ переподготовки и повышения квалификации работников для минимизации негативных последствий. Результаты показывают важность адаптации бизнеса и государства к изменениям, вызванным развитием искусственного интеллекта, и необходимости формирования технологического суверенитета для обеспечения устойчивого будущего в сфере труда.

Ключевые слова: искусственный интеллект, генеративный искусственный интеллект, рынок труда, цифровизация, технологическая независимость

JEL-классификация: J21, J23, J24, L86



Введение

Последнее десятилетие, отличившееся ростом скорости работы компьютеров, объема данных и вычислений с ними, а также доступной информации, запустило новый виток развития технологий – разработку и распространение искусственного интеллекта (далее – ИИ). В соответствии с Указом Президента РФ от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» искусственный интеллект определяется как «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений» [16].

Возросший доступ к ИИ широкого круга пользователей по всему миру способствовал трансформации всех сфер жизни общества, в том числе трудовой деятельности. По результатам совместного исследования «Яков и партнеры» и «Ромир» 84% респондентов из России знакомы с ИИ (для сравнения: США – 67%, Великобритания – 64%, Германия – 61%), при этом 41% опрошенных сталкивались с ним за последний год, 11% из которых – в рабочих целях (25% - в личных, 5% - в личных и рабочих целях) [13].

В сфере труда же происходит изменение рабочих процессов и мест, требований к квалификации сотрудников, а также появляются новые направления развития как для компаний, так и для будущих и нынешних работников. В мире и в России автоматизация и внедрение интеллектуальных систем создают новые возможности и вызовы для рынка труда. В связи с этим, особенно актуально исследование, анализирующее такие важные вопросы о будущем занятости, необходимости переквалификации и адаптации работников к новым условиям, в контексте российского рынка труда.

Влияние ИИ на рынок труда является предметов исследований в последние годы, однако до сих пор не существует определенности относительно последствий данного процесса. Согласно исследованию Валецкой Т.И. и Плещенко Е.А. [6] существует двойственность воздействия ИИ, где, с одной стороны, автоматизация процессов приводит к потенциальным увольнениям работников, особенно рутинных профессий, но, с другой стороны, происходит создание новых рабочих мест и повышаются требования к квалификации специалистов. К такому же выводу приходят Акьюлов Р.И. и Сковпень А.А. [2], отмечая, в том числе, возможность усиления экономического неравенства, так как высококвалифицированные специалисты получают преимущество перед менее квалифицированными работниками, в наибольшей степени подверженными риску автоматизации их работы. В то же время, Петропулос Г. [23] указывает на необходимость разработки политики, которая будет учитывать как эффекты вытеснения, так и эффекты производительности.

Необходимость «дополнительных инвестиций в цифровые навыки, технологии и повышение компьютерной грамотности для создания более экономически устойчивой рабочей силы» подчеркивает Абдурахманов К.Х. [1]. Автоматизация, требующая от работников освоения новых навыков в области ИТ в целом и ИИ в частности, и возникающие в результате новые условия рынка труда предполагает реформы в системе образования, в том числе в рамках непрерывного обучения. По мнению Моттаевой А.Б. и соавторов [12], разработка современных моделей обучения и переподготовки кадров в совокупности с адаптацией образования к запросам рынка труда могут минимизировать негативные последствия внедрения новых технологий.

Как отмечается в исследовании Лейн М. и Сейнт-Мартин А. [21] работникам потребуется переквалификация, чтобы не просто адаптироваться к реорганизации существующих и появлению новых задач, но и выдержать потенциальную потерю своих рабочих мест и ориентироваться на рынке труда при переходе на новые. Это означает, что необходимо продвигать как приобретение навыков, связанных с ИИ, так и приобретение навыков в областях, в которых ИИ не может работать так же хорошо, как человек, например, креативность, социальный интеллект, навыки рассуждения и умение справляться с неопределенностью. Важность таких навыков – критического и системного мышления, – не доступных для алгоритмов, подтверждают и Су Ж. с соавторами [24]. Плавность перехода к ИИ и степень его воздействия на работников также напрямую зависят не только от них самих, но и от стимулов на уровне компаний по сохранению и переподготовке персонала, а также от институциональных факторов, таких как общая инфраструктура для обучения и поиска работы, доступная в стране, прямое государственное финансирование, налоговые льготы и системы социальных льгот.

Межстрановой анализ, проведенный Гмырек П. и др. [19], показывает, что новые технологии, такие как генеративный ИИ, могут затронуть не только низкоквалифицированные, но и высококвалифицированные профессии в том числе. Как отмечают авторы, важно понимать, что несмотря на угрозу автоматизации, большинство профессий, связанных с умственной деятельностью, лишь частично подвержены риску замещения при возможности повышения производительности за счет дополнения человеческого труда ИИ-технологиями.

Влияние искусственного интеллекта на рынок труда является комплексным и многоаспектным процессом. С одной стороны, ИИ может привести к сокращению рабочих мест и повышению неравенства, с другой — к созданию новых возможностей и повышению квалификации. Для успешной адаптации к этим изменениям необходимы образовательные реформы и разработка стратегий, направленных на поддержку работников в условиях трансформации рынка труда. Необходима направленность государственных и частных инициатив на минимизацию негативных последствий и максимизацию преимуществ, которые предоставляет искусственный интеллект.

Данное исследование дополняет существующие изучением эмпирических сведений о реальных последствиях внедрения ИИ в сферу труда на основе практики российских компаний и опросов граждан. Научная новизна заключается в комплексном подходе к анализу влияния ИИ на рынок труда в России за последние 2 года, который включает как количественные, так и качественные методы, рассматривая отдельно влияние генеративного ИИ и его потенциальные последствия для различных профессий.

Автор предполагает, что внедрение технологий искусственного интеллекта приведет к значительным изменениям на рынке труда, включая как сокращение рабочих мест в рутинных профессиях и изменение требований работодателей к квалификации своих сотрудников, так и одновременное создание новых возможностей для специалистов с навыками в области ИИ. Также предполагается, что государственная политика в контексте формирования технологического суверенитета не обошла стороной вопросы внедрения и использования технология ИИ. Для ответа на поставленные вопросы в исследовании используется комплексный метод, включающий в себя (1) анализ статистических данных, в том числе результатов опросов и исследований, проведенных среди работников и работодателей в России, для выявления ожиданий и реальных изменений на рынке труда, (2) качественный анализ и (3) сравнительный анализ, основанный на сопоставлении результатов по России с данными других стран для выявления общих тенденций и уникальных особенностей.

Влияние ИИ, включая генеративный ИИ, на сферу труда

Влияние технологий, особенно тех, что могут в том числе заменять некоторые функции работников, на данный момент остается неоднозначным из-за новизны феномена. Согласно опросу «Яков и партнеры» и «Ромир» граждане России в контексте влияния искусственного интеллекта ожидают в большей степени «облегчение жизни, минимизацию рутинных задач и т.п.» (69% мужчин, 68% женщин) и «повышение производительности труда, автоматизацию производства» (74% мужчин, 65% женщин) [13]. Мужчины показывают более положительный настрой, ожидая не только изменения в производительности, но и в качестве услуг (54% против 45% женщин) и эффективности бизнеса (40% против 34% женщин) [13].

Помимо возможностей, респонденты отмечают и возможное негативное влияние, где главным риском выступает «сокращение рабочих мест, замещение сотрудников искусственным интеллектом» (72% женщин, 70% мужчин), причем большую обеспокоенность по большинству представленных рисков выражают женщины [13], что может быть отчасти связано с их представленностью в рабочих процессах, подверженных автоматизации и замене технологиями ИИ [17].

Работодатели также видят существенное воздействие ИИ: 63% лидеров российского бизнеса ожидают, что развитие ИИ повлияет на их компании уже на горизонте 1 года [9]. Согласно результатам опроса, проведенного «Яков и партнеры» в 2023 году, всего 10% компаний только начинают задумываться об использовании ИИ, в то время как 17% уже определили для себя развитие и масштабирование ИИ как одну из ключевых стратегических целей [9] (рисунок 1). С точки зрения отраслей-лидеров по внедрению решений ИИ в России 70% потенциала приходятся на (1) транспорт и логистику, (2) банкинг, (3) ритейл, (4) добывающую промышленность, (5) производство потребительских товаров, (6) ИТ-отрасль [9].

Рисунок 1 – Стадии внедрения ИИ в России в 2023 году [1]

Источник: Составлено автором на основе [9]

В 2021 году в рамках выполнения мероприятий федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ разработал Индекс готовности отраслей экономики к внедрению ИИ, измеряемый по шкале от 0 до 10 баллов [8]. На рисунке 2 представлено изменение значения интегрального Индекса по России и его расшифровка по направлениям оценки в 2024 году.

Рисунок 2 – Динамика среднего интегрального значения Индекса готовности к внедрению ИИ и значения индексов по направлениям оценки за 2024 год

Источник: Составлено автором на основе [8]

Оценка по направлению «Кадры и компетенции» составляет 2,8 балла из 10 и «характеризует уровень кадровой обеспеченности сферы деятельности ИИ-специалистами и уровень компетенций в области ИИ сотрудников организаций, применяющих ИИ в своей деятельности» [8]. Исходя из результатов данного опроса, всего 36% организаций, использующих или планирующих использовать ИИ, обеспечены ИИ-специалистами [8], что говорит о дефиците сотрудников, обладающих необходимыми компетенциями.

По данным других исследований относительно барьеров на пути внедрения новых технологий ИИ в рабочие процессы представители компаний так же сходятся в наиболее приоритетном – дефиците квалифицированных в данной области специалистов (рисунки 3-4). По оценкам «Сбера», дефицит кадров в области ИИ составляет 10 тыс. человек [5]. Основываясь на представленной статистике, можно сделать вывод о значительном влиянии новых технологий на рынок труда и возросшем спросе на специалистов с компетенциями в области ИИ.

Рисунок 3 – Топ-5 барьеров использования технологий ИИ, 2024 год

Источник: Составлено автором на основе [8]

Рисунок 4 – Распределение ответов компаний на вопрос «Какие сложности видит компания в использовании искусственного интеллекта?», 2023 год

Источник: Составлено автором на основе [9]

Исследования МОТ показывают, что вдобавок к высокому потенциалу автоматизации низкоквалифицированных, повторяющихся и рутинных работ, о котором эксперты писали до пандемии, сейчас отмечается способность систем машинного обучения и ИИ повышать производительность в нерутинных задачах [17; 19]. ИИ вытеснит часть человеческого труда (эффект вытеснения), но он также может повысить спрос на рабочую силу из-за большей производительности (эффект производительности). Вдобавок технологии могут способствовать формированию новых задач, приводя к созданию новых рабочих мест (эффект восстановления), особенно для работников с навыками, которые являются дополнительными к ИИ [22], что подтверждается приведенными выше опросами по России. Исследование Всемирного экономического форума показывает, что в период с 2023 по 2027 год 83 профессии исчезнут, однако параллельно появятся 69 новых, а 590 останутся стабильными [25].

Согласно исследованию ОЭСР, работники со специфическими навыками ИИ (разработка, обучение и сопровождение систем) получают более высокую заработную плату и пользуются существенными надбавками к заработной плате, даже по сравнению с заметно похожими работниками с другими передовыми навыками (например, программное обеспечение, когнитивные навыки и т. д.) [22]. Самые высокие надбавки к заработной плате ИИ встречаются в управленческих профессиях, что говорит о значительном спросе на работников, которые знают, как ИИ может быть включен в более широкий производственный процесс [22].

Генеративный ИИ. Технологии генеративного искусственного интеллекта (далее – генИИ) сделали прорыв за последние два года, в частности после запуска общедоступного ChatGPT [3]. Основным отличием данного типа ИИ является возможность создавать новый контент, включая умение работать с контекстом и решать креативные задачи. ГенИИ может не только автоматизировать деятельность, требующую относительно простых когнитивных навыков (например, работу операторов контактных центров), но и в той или иной степени заменять программистов, дизайнеров, писателей и представителей других творческих профессий [3].

В России по данным уже упомянутого ранее совместного опроса «Яков и партнеры» и «Ромир» каждый четвертый респондент (24%) использует генеративный искусственный интеллект в личных или рабочих целях (для сравнения этот же показатель равен 45% в Индии, 32% в Бразилии и 18% в Китае) [13].

Российский бизнес также тестирует новые технологии в своих рабочих процессах, однако о повсеместном внедрении говорить еще рано. Опрос «Работы России», проведенный в августе-сентябре 2024 года, показал, что 78% компаний-респондентов не применяют генеративный искусственный интеллект, 15% отметили самостоятельное использование генИИ работниками, а 7% – централизованное внедрение [14]. Исследование «Яков и партнеры» показывает схожий тренд: 56% компаний еще не тестировали на корпоративном уровне, 27% проводят точечные эксперименты, а 12% определили приоритетные функции и сценарии для внедрения [9]. В таблице 1 представлены стадии внедрения генИИ в российских компаниях по направлениям работы и возможные корпоративные функции данной технологии.

Таблица 1 – Внедрение генеративного ИИ и его функции в компаниях России в 2023 году


Доля компаний среди компаний, уже внедряющих ИИ
Доля компаний среди всех опрошенных
Внедрение ИИ в различных корпоративных функциях
Маркетинг и продажи
66%
24%
— Генерация и локализация креативов для продвижения (баннеры, SEO-тайтлы, посты и др.) в едином формате и tone-of-voice — Персонализация контента (текстов рассылок)
Клиентский сервис
54%
20%
— Подсказчик для сотрудников поддержки: генерация вариантов ответа клиенту в чате с учетом контекста и стилистики обращения — Диалоговый ассистент в клиентской поддержке
Исследования и разработки
49%
18%
— Создание виртуальных дизайнов — Создание реалистичных виртуальных симуляций процессов в исследовательских и учебных целях
ИТ
31%
12%
— Поиск и исправление ошибок в коде (автоматическая проверка кода, предложения по изменениям в коде по текстовым комментариям и др.) — Генерация черновых версий кода
Управление персоналом
11%
4%
— Генерация описаний вакансий, должностных инструкций, автоматической коммуникации с кандидатами и др. — Разработка тренингов и ассесментов для сотрудников и кандидатов
Производство
9%
3%
— Генерация производственной документации: формирование технологических инструкций и карт безопасности
Источник: [9, с. 50-51]

Отвечая на вопросы о барьерах внедрения и использования генеративного ИИ в опросе «Работы России», компании отмечают преимущественно незнакомство с технологиями и нехватку специалистов (рисунок 5), что соответствуют общей тенденции по внедрению ИИ.

Рисунок 5 – Распределение ответов работодателей на вопрос «Почему вы не применяете? Укажите до трех ключевых барьеров» в 2024 году

Источник: Составлено автором на основе [14]

Как отмечалось выше, генеративный ИИ способен вытеснить часть работников или их время. По оценкам Goldman Sachs, две трети рабочих в США и Европе подвержены в той или иной степени автоматизации благодаря генИИ, способному высвободить время за счет автоматизации процесса и рутинных задач [18]. На вопрос о том, что планируют делать российские компании с сотрудниками после внедрения такого типа ИИ, 37% процентов респондентов отметили переобучение и перераспределение, а 25% – увеличение задач вследствие роста производительности (рисунок 6), что свидетельствует о положительном настрое бизнеса и сохранении рабочих мест, несмотря на риск сокращения, отмеченный гражданами.

Рисунок 6 – Распределение ответов работодателей на вопрос «Как Вы планируете поступить с сотрудниками в результате внедрения генеративного ИИ? (можно выбрать несколько вариантов)» в 2024 году

Источник: Составлено автором на основе [14]

Такие решения компаний по минимизации потерь от внедрения поддерживаются и в исследованиях МОТ: во-первых, для избегания сокращений необходимо поощрять технологические инновации, дополняющие, а не заменяющие человеческий труд; а во-вторых, в краткосрочной перспективе можно перераспределить персонал, подверженный риску технологической безработицы [17]. В случае же потери работы необходимы меры по поддержке, в том числе через программы переподготовки и повышения квалификации, направленные на подготовку к новой карьере в цифровой экономике [17].

Обучение и подготовка кадров в области ИИ

Культура непрерывного обучения, способствующая получению новых навыков и обновлению уже имеющихся, может напрямую сказаться на сохранении рабочих мест сотрудниками компаний, внедряющих технологии ИИ, и повышению конкурентоспособности соискателей [22]. Практика российского бизнеса по корпоративному обучению вследствие внедрения новых технологий в целом отражает рекомендации международных организаций (рисунок 7). ИТ-компании закладывают в бюджет на обучение каждого сотрудника сотни тысяч рублей в год, предоставляя сотрудникам его бесплатно на базе корпоративных центров обучения [11].

Рисунок 7 – Распределение ответов работодателей на вопрос «Проводилось ли обучение сотрудников использованию генеративного ИИ?» в 2024 году

Источник: Составлено автором на основе [14]

В будущем дефицит квалифицированных кадров будет закрыт за счет роста выпускников по ИИ-специальностям [5]. По прогнозам Правительства, к 2030 году ИИ будет внедрен в 95% отраслей экономики и потребность в ИИ-кадрах составит 70 тыс. человек [15], что соответствует ежегодному выпуску в размере 15,5 тыс. специалистов к 2030 году [4].

В России отмечается хороший фундамент для взращивания ИИ-специалистов: исторически сильные математическая и инженерная школы, высокий уровень подготовки действующих ИТ-специалистов, развитое ИИ-сообщество и растущий рынок собственных ИИ-решений (YandexGPT, GigaChat, Kandinsky и др.) и экосистем (МТС, Сбер, Яндекс, VK и т.д.) [9; 10]. Глобальный трекер талантов ИИ, рассчитываемый MacroPolo, показывает значимое место России в подготовке специалистов: 2% исследователей из 20% ведущих – выпускники университетов России (8 место в мире) [26], по Европе этот же показатель уже равен 12% (4 место в Европе) [26]. При этом с 2019 по 2022 год увеличилась доля удержания этих кадров внутри страны с 17% до 37% [26], что является следствием роста возможностей для специалистов в области ИИ, увеличения числа компаний, создающих такие и решения [4].

Политика в области ИИ

Cложившаяся государственная политика в области ИИ также способствует формированию технологической независимости. По оценкам представленного выше Индекса готовности к внедрению ИИ направление «Государственная политика развития и использования ИИ в сфере деятельности» показывает наилучший результат (5,8 баллов из 10), «характеризуя, в том числе наличие и уровень зрелости утвержденной стратегии развития и использования ИИ, планов мероприятий по ее реализации, а также системы управления» [8]. По результатам данного исследования «в 17 из 19 приоритетных сфер деятельности имеется стратегия [2] и/или план мероприятий по развитию и использованию ИИ» [8].

Нормативно-правовая базы регулирования ИТ-отрасли, в том числе ИИ, также отражает комплексный подход на федеральном уровне. В соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года были поставлены цели: «Технологическое лидерство», в рамках которой планируется обеспечение технологической независимости Российской Федерации, и «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы», где среди прочего отмечено достижение «цифровой зрелости» управления и ключевых отраслей экономики [7]. К факторам и инструментам достижения первой цели относится в том числе «развитие отечественных цифровых платформ, программного обеспечения, перспективных разработок и искусственного интеллекта, подготовка квалифицированных кадров для ИТ-отрасли», а второй – «цифровая трансформация ключевых отраслей экономики за счет обеспечения преимущественно отечественного программного обеспечения, цифровизации внутриорганизационных процессов посредством использования типовых облачных решений и цифровых платформ, обучения персонала по использованию цифровых технологий и автоматизации деятельности благодаря использованию в ней искусственного интеллекта» [7]. На основе поставленных целей был принят Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства».

Правительства стран не только работают над регулированием ИИ, но и, как отмечено в национальной цели про цифровую трансформацию [3], стремятся внедрить технологии в государственные услуги. Команда Oxford Insights провела расчет Индекса готовности правительств к внедрению ИИ (от 0 до 100), оценив 193 страны и проранжировав их по 39 показателям, объединенных в три направления: правительственный сектор, технологический сектор, сектор данных и инфраструктуры (таблица 2).

Таблица 2 – Индекс готовности правительств к внедрению искусственного интеллекта в 2023 году по странам БРИКС

Глобальный рейтинг
Страна
Общий балл
Правительственный сектор
Технологический сектор
Сектор данных и инфраструктуры
1
США
84,8
86,04
81,02
87,32
16
Китай
70,94
77,32
60,76
74,75
32
Бразилия
63,7
72,44
45,08
73,57
38
Россия
62,92
74,13
43,38
71,26
40
Индия
62,58
75,18
49,39
63,17
77
ЮАР
47,28
37,82
40,22
63,79
Источник: Составлено автором на основе [20]

Как отмечается в исследовании, страны БРИК занимают важное место, являясь лидерами по Количеству ИИ-единорогов и извлекая выгоду из огромного количества потребителей, способных стимулировать стартапы в этих странах [20]. Также Бразилия, Индия, Китай и Россия входят в топ-20 по показателю «Исследовательские работы по искусственному интеллекту», (где Индия впервые в 2023 году обогнала США и заняла 2-е место после Китая) и «Качество инженерно-технологического высшего образования», что свидетельствует о высоком доступе «к качественным образовательным и исследовательским учреждениям и имеет решающее значение для будущего человеческого капитала и эффективности исследований в области ИИ» [20].

Возвращаясь к ключевым документам в области ИИ, принятым в России, необходимо отметить Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. (принята в 2019 и актуализирована в 2024 году) [16], в задачах которой отмечается «повышение уровня компетенций в области искусственного интеллекта и уровня информированности граждан о технологиях искусственного интеллекта», что свидетельствует о внимании государства к вызовам ИИ на рынке труда и попытках воздействовать на данную проблему. Среди показателей, характеризующих достижение поставленных целей, отмечены «численность выпускников образовательных организаций, освоивших образовательные программы высшего образования в области искусственного интеллекта, в 2030 году должна вырасти не менее чем до 15 500 человек в год по сравнению с 3048 выпускниками в 2022 году» и «доля работников, имеющих навыки использования технологий искусственного интеллекта, в общей численности работников в 2030 году должна вырасти не менее чем до 80 процентов по сравнению с 5 процентами в 2022 году» [16].

Заключение

Результаты исследования влияния искусственного интеллекта на рынок труда в России подчеркивают сложность и многогранность этого процесса. Цифровизация и автоматизация, инициируемые ИИ и сопутствующими технологиями, могут привести к значительному сокращению рабочих мест, особенно в низкоквалифицированных и рутинных профессиях, что вызывает обоснованные опасения среди работников. Однако одновременно с этим внедрение ИИ предоставляет новые возможности, создавая рабочие места в сферах разработки и управления ИИ-технологиями, что может компенсировать потери от этих процессов. Со стороны сотрудников технологические изменения порождают необходимость адаптации, в том числе повышения квалификации и переквалификации, что повышает конкурентоспособность работников, обладающих навыками работы с ИИ, и спрос на специалистов в данной области. Кроме того, внедрение ИИ имеет потенциал для увеличения общей производительности труда, позволяя работникам сосредоточиться на более сложных и креативных задачах, в то время как рутинные операции будут автоматизированы.

В связи с этим возникает необходимость государственной поддержки, направленной не только на поддержку переподготовки и повышения квалификации работников, но и на создание и регулирование условий интеграции ИИ в различные сектора экономики, что может способствовать укреплению технологического суверенитета России. Таким образом, влияние технологий искусственного интеллекта в целом и генеративного в частности на рынок труда требует активного участия всех ключевых стейкхолдеров для минимизации рисков и максимального использования потенциала новых технологий для формирования устойчивого будущего сферы труда.

[1] Примечание:

Инициирование: отсутствует стратегия и внутренняя экспертиза, компания только начинает задумываться об использовании ИИ;

Изучение: отсутствует стратегия; технологии ИИ и потенциал их использования в компании обсуждаются с вендорами и внутри; точечно изучаются потенциально интересные решения;

Экспериментирование: в различных функциях появляются собственные POC (proof of concept) и тестируются решения вендоров, нет единых стандартов и массового внедрения ИИ;

Формализация: различные функции компании масштабируют внутри ИИ-решения, формализуют планы и бюджеты, развивают организационные навыки;

Масштабирование: развитие и масштабирование ИИ – стратегическая цель компании, компания внедрила ИИ-решения и получает от них реальный эффект

[2] «Стратегии развития и использования ИИ в сфере деятельности, как правило, представлены как раздел стратегии (стратегического направления) цифровой трансформации сферы деятельности» [8]

[3] «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления и внедрение в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы за счет развития инфраструктуры предоставления госуслуг и сервисов в цифровом виде на основе онлайн-взаимодействия государственных и ведомственных информационных систем, в том числе на основе типовых решений, реализованных на базе единой цифровой платформы» [7]


Источники:

1. Абдурахманов К.Х. Трансформация рынка труда в условиях внедрения искусственного интеллекта // Экономика труда. – 2023. – № 2. – c. 227-246. – doi: 10.18334/et.10.2.117364.
2. Акьюлов Р.И., Сковпень А.А. Роль искусственного интеллекта в трансформации современного рынка труда // Дискуссия. – 2019. – № 3(94). – c. 30-40. – doi: 10.24411/2077-7639-2019-10029.
3. Болотских М., Абанитов Н., Власов Н., Гилязова А. Регулирование генеративного ИИ: правовой анализ и риски для РФ. Яков и партнеры. [Электронный ресурс]. URL: https://yakovpartners.ru/upload/iblock/61f/e7s6tre2rj1ovh6wi7kab8odyeow1evt/Regulirovanie-genII.pdf (дата обращения: 23.01.2025).
4. Болотских М., Дорохова М., Серов И. Генеративный ИИ в странах БРИКС+: тренды и перспективы. Яков и партнеры. [Электронный ресурс]. URL: https://yakovpartners.ru/upload/iblock/cef/py1os9y3tik3dco9v9mkz8fie5rndfsf/210125_generative_AI_BRICS_RUS.pdf (дата обращения: 23.01.2025).
5. В Сбербанке оценили дефицит специалистов в сфере искусственного интеллекта. Риа. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20240605/sberbank-1950543669.html (дата обращения: 23.01.2025).
6. Валецкая Т.И., Плещенко Е.А. Влияние искусственного интеллекта на рынок труда // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2024. – № 1(24). – c. 36-39.
7. Единый план по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/53927/ (дата обращения: 23.01.2025).
8. Индекс готовности приоритетных отраслей экономики Российской Федерации к внедрению искусственного интеллекта. / Аналитический доклад. - М.: Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации, 2024. – 85 c.
9. Искусственный интеллект в России – 2023: тренды и перспективы. Яков и партнеры. [Электронный ресурс]. URL: https://www.yakovpartners.ru/publications/ai-future%20/ (дата обращения: 23.01.2025).
10. Гохберг Л.М., Туровец Ю.В., Вишневский К.О. Искусственный интеллект в России: технологии и рынки. / Монография. - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025. – 148 c.
11. Как компании преодолевают дефицит IT-кадров. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/industries/news/66143d1e9a79470b59f7b537 (дата обращения: 23.01.2025).
12. Моттаева А.Б., Кашинцева В.Л., Покровский О.Ю. Влияние искусственного интеллекта на рынок труда // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2020. – № 4. – c. 82-88. – doi: 10.18384/2310-6646-2020-4-82-88.
13. Новое российское общество: граждане и искусственный интеллект. «Яков и партнеры» и «РОМИР». [Электронный ресурс]. URL: https://yakovpartners.ru/publications/russian-citizens-and-ai/ (дата обращения: 23.01.2025).
14. Опрос компаний по применению генеративного искусственного интеллекта. Работа России. [Электронный ресурс]. URL: https://trudvsem.ru/questionnaire-employer (дата обращения: 23.01.2025).
15. Подцероб М. К 2030 году России понадобится 70 000 ИИ-специалистов. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2023/11/27/1007796-k-2030-godu-rossii-ponadobitsya-70-000-ii-spetsialistov (дата обращения: 23.01.2025).
16. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Гарант. Ру. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72838946/ (дата обращения: 23.01.2025).
17. Berg J. Minimizing the negative effects of AI-induced technological unemployment. Ilo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/resource/article/minimizing-negative-effects-ai-induced-technological-unemployment (дата обращения: 23.01.2025).
18. Generative AI set to affect 300mn jobs across major economies. Financial Times. [Электронный ресурс]. URL: https://arstechnica.com/information-technology/2023/03/generative-ai-set-to-affect-300-million-jobs-across-major-economies/ (дата обращения: 23.01.2025).
19. Gmyrek P., Berg J., Bescond D. Generative AI and Jobs: A global analysis of potential effects on job quantity and quality // ILO Working Paper. – 2023. – № 96. – doi: 10.54394/FHEM8239.
20. Government AI Readiness Index 2023. Oxford Insights. [Электронный ресурс]. URL: https://ai.gov.ru/knowledgebase/infrastruktura-ii/2023_indeks_gotovnosti_pravitelystv_k_vnedreniyu_iskusstvennogo_intellekta_2023_government_ai_readiness_index_2023_oxil/ (дата обращения: 23.01.2025).
21. Lane M., Saint-Martin A. The impact of Artificial Intelligence on the labour market: What do we know so far? // OECD Social, Employment and Migration Working Papers. – 2021. – № 256. – doi: 10.1787/7c895724-en.
22. Employment Outlook 2023: Artificial Intelligence and the Labour Market. - Paris: OECD Publishing, 2023.
23. The impact of artificial intelligence on employment. / Work in the Digital Age: Challenges of the Fourth Industrial Revolution. - London: Rowman & Littlefield International Ltd, 2018. – 119-132 p.
24. Su Z., Togay G., Côté A. Artificial intelligence: a destructive and yet creative force in the skilled labour market // Human Resource Development International. – 2021. – № 3. – p. 341-352. – doi: 10.1080/13678868.2020.1818513.
25. Tech, AI Driving Job Changes for Nearly a Quarter of All Workers. Bloomberg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-04-30/tech-ai-driving-job-changes-for-nearly-a-quarter-of-all-workers?srnd=economics-v2 (дата обращения: 23.01.2025).
26. The Global AI Talent Tracker 2.0. MacroPolo. [Электронный ресурс]. URL: https://macropolo.org/interactive/digital-projects/the-global-ai-talent-tracker/ (дата обращения: 23.01.2025).

Страница обновлена: 06.04.2025 в 18:42:31