Влияние искусственного интеллекта на сферу труда и политика его регулирования в России
Анфалова А.В.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 3 (Март 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80554976
Аннотация:
В условиях стремительного развития технологий актуальным является вопрос влияния искусственного интеллекта на сферу труда. Автоматизация, цифровизация и внедрение технологий искусственного интеллекта создают как новые возможности, так и серьезные вызовы для ключевых стейкхолдеров. В рамках статьи анализируются изменения в рабочих процессах, требования к квалификации и последствия автоматизации, включая возможное сокращение рабочих мест в рутинных профессиях. Однако, наряду с рисками, искусственный интеллект открывает и новые горизонты, создавая спрос на специалистов с навыками в области новых технологий. В свете происходящих изменений подчеркивается необходимость государственной поддержки в виде программ переподготовки и повышения квалификации работников для минимизации негативных последствий. Результаты показывают важность адаптации бизнеса и государства к изменениям, вызванным развитием искусственного интеллекта, и необходимости формирования технологического суверенитета для обеспечения устойчивого будущего в сфере труда.
Ключевые слова: искусственный интеллект, генеративный искусственный интеллект, рынок труда, цифровизация, технологическая независимость
JEL-классификация: J21, J23, J24, L86
Введение
Последнее десятилетие, отличившееся ростом скорости работы компьютеров, объема данных и вычислений с ними, а также доступной информации, запустило новый виток развития технологий – разработку и распространение искусственного интеллекта (далее – ИИ). В соответствии с Указом Президента РФ от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» искусственный интеллект определяется как «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений» [16].
Возросший доступ к ИИ широкого круга пользователей по всему миру способствовал трансформации всех сфер жизни общества, в том числе трудовой деятельности. По результатам совместного исследования «Яков и партнеры» и «Ромир» 84% респондентов из России знакомы с ИИ (для сравнения: США – 67%, Великобритания – 64%, Германия – 61%), при этом 41% опрошенных сталкивались с ним за последний год, 11% из которых – в рабочих целях (25% - в личных, 5% - в личных и рабочих целях) [13].
В сфере труда же происходит изменение рабочих процессов и мест, требований к квалификации сотрудников, а также появляются новые направления развития как для компаний, так и для будущих и нынешних работников. В мире и в России автоматизация и внедрение интеллектуальных систем создают новые возможности и вызовы для рынка труда. В связи с этим, особенно актуально исследование, анализирующее такие важные вопросы о будущем занятости, необходимости переквалификации и адаптации работников к новым условиям, в контексте российского рынка труда.
Влияние ИИ на рынок труда является предметов исследований в последние годы, однако до сих пор не существует определенности относительно последствий данного процесса. Согласно исследованию Валецкой Т.И. и Плещенко Е.А. [6] существует двойственность воздействия ИИ, где, с одной стороны, автоматизация процессов приводит к потенциальным увольнениям работников, особенно рутинных профессий, но, с другой стороны, происходит создание новых рабочих мест и повышаются требования к квалификации специалистов. К такому же выводу приходят Акьюлов Р.И. и Сковпень А.А. [2], отмечая, в том числе, возможность усиления экономического неравенства, так как высококвалифицированные специалисты получают преимущество перед менее квалифицированными работниками, в наибольшей степени подверженными риску автоматизации их работы. В то же время, Петропулос Г. [23] указывает на необходимость разработки политики, которая будет учитывать как эффекты вытеснения, так и эффекты производительности.
Необходимость «дополнительных инвестиций в цифровые навыки, технологии и повышение компьютерной грамотности для создания более экономически устойчивой рабочей силы» подчеркивает Абдурахманов К.Х. [1]. Автоматизация, требующая от работников освоения новых навыков в области ИТ в целом и ИИ в частности, и возникающие в результате новые условия рынка труда предполагает реформы в системе образования, в том числе в рамках непрерывного обучения. По мнению Моттаевой А.Б. и соавторов [12], разработка современных моделей обучения и переподготовки кадров в совокупности с адаптацией образования к запросам рынка труда могут минимизировать негативные последствия внедрения новых технологий.
Как отмечается в исследовании Лейн М. и Сейнт-Мартин А. [21] работникам потребуется переквалификация, чтобы не просто адаптироваться к реорганизации существующих и появлению новых задач, но и выдержать потенциальную потерю своих рабочих мест и ориентироваться на рынке труда при переходе на новые. Это означает, что необходимо продвигать как приобретение навыков, связанных с ИИ, так и приобретение навыков в областях, в которых ИИ не может работать так же хорошо, как человек, например, креативность, социальный интеллект, навыки рассуждения и умение справляться с неопределенностью. Важность таких навыков – критического и системного мышления, – не доступных для алгоритмов, подтверждают и Су Ж. с соавторами [24]. Плавность перехода к ИИ и степень его воздействия на работников также напрямую зависят не только от них самих, но и от стимулов на уровне компаний по сохранению и переподготовке персонала, а также от институциональных факторов, таких как общая инфраструктура для обучения и поиска работы, доступная в стране, прямое государственное финансирование, налоговые льготы и системы социальных льгот.
Межстрановой анализ, проведенный Гмырек П. и др. [19], показывает, что новые технологии, такие как генеративный ИИ, могут затронуть не только низкоквалифицированные, но и высококвалифицированные профессии в том числе. Как отмечают авторы, важно понимать, что несмотря на угрозу автоматизации, большинство профессий, связанных с умственной деятельностью, лишь частично подвержены риску замещения при возможности повышения производительности за счет дополнения человеческого труда ИИ-технологиями.
Влияние искусственного интеллекта на рынок труда является комплексным и многоаспектным процессом. С одной стороны, ИИ может привести к сокращению рабочих мест и повышению неравенства, с другой — к созданию новых возможностей и повышению квалификации. Для успешной адаптации к этим изменениям необходимы образовательные реформы и разработка стратегий, направленных на поддержку работников в условиях трансформации рынка труда. Необходима направленность государственных и частных инициатив на минимизацию негативных последствий и максимизацию преимуществ, которые предоставляет искусственный интеллект.
Данное исследование дополняет существующие изучением эмпирических сведений о реальных последствиях внедрения ИИ в сферу труда на основе практики российских компаний и опросов граждан. Научная новизна заключается в комплексном подходе к анализу влияния ИИ на рынок труда в России за последние 2 года, который включает как количественные, так и качественные методы, рассматривая отдельно влияние генеративного ИИ и его потенциальные последствия для различных профессий.
Автор предполагает, что внедрение технологий искусственного интеллекта приведет к значительным изменениям на рынке труда, включая как сокращение рабочих мест в рутинных профессиях и изменение требований работодателей к квалификации своих сотрудников, так и одновременное создание новых возможностей для специалистов с навыками в области ИИ. Также предполагается, что государственная политика в контексте формирования технологического суверенитета не обошла стороной вопросы внедрения и использования технология ИИ. Для ответа на поставленные вопросы в исследовании используется комплексный метод, включающий в себя (1) анализ статистических данных, в том числе результатов опросов и исследований, проведенных среди работников и работодателей в России, для выявления ожиданий и реальных изменений на рынке труда, (2) качественный анализ и (3) сравнительный анализ, основанный на сопоставлении результатов по России с данными других стран для выявления общих тенденций и уникальных особенностей.
Влияние ИИ, включая генеративный ИИ, на сферу труда
Влияние технологий, особенно тех, что могут в том числе заменять некоторые функции работников, на данный момент остается неоднозначным из-за новизны феномена. Согласно опросу «Яков и партнеры» и «Ромир» граждане России в контексте влияния искусственного интеллекта ожидают в большей степени «облегчение жизни, минимизацию рутинных задач и т.п.» (69% мужчин, 68% женщин) и «повышение производительности труда, автоматизацию производства» (74% мужчин, 65% женщин) [13]. Мужчины показывают более положительный настрой, ожидая не только изменения в производительности, но и в качестве услуг (54% против 45% женщин) и эффективности бизнеса (40% против 34% женщин) [13].
Помимо возможностей, респонденты отмечают и возможное негативное влияние, где главным риском выступает «сокращение рабочих мест, замещение сотрудников искусственным интеллектом» (72% женщин, 70% мужчин), причем большую обеспокоенность по большинству представленных рисков выражают женщины [13], что может быть отчасти связано с их представленностью в рабочих процессах, подверженных автоматизации и замене технологиями ИИ [17].
Работодатели также видят существенное воздействие ИИ: 63% лидеров российского бизнеса ожидают, что развитие ИИ повлияет на их компании уже на горизонте 1 года [9]. Согласно результатам опроса, проведенного «Яков и партнеры» в 2023 году, всего 10% компаний только начинают задумываться об использовании ИИ, в то время как 17% уже определили для себя развитие и масштабирование ИИ как одну из ключевых стратегических целей [9] (рисунок 1). С точки зрения отраслей-лидеров по внедрению решений ИИ в России 70% потенциала приходятся на (1) транспорт и логистику, (2) банкинг, (3) ритейл, (4) добывающую промышленность, (5) производство потребительских товаров, (6) ИТ-отрасль [9].
Рисунок 1 – Стадии внедрения ИИ в России в 2023 году [1]
Источник: Составлено автором на основе [9]
В 2021 году в рамках выполнения мероприятий федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ разработал Индекс готовности отраслей экономики к внедрению ИИ, измеряемый по шкале от 0 до 10 баллов [8]. На рисунке 2 представлено изменение значения интегрального Индекса по России и его расшифровка по направлениям оценки в 2024 году.
Рисунок 2 – Динамика среднего интегрального значения Индекса готовности к внедрению ИИ и значения индексов по направлениям оценки за 2024 год
Источник: Составлено автором на основе [8]
Оценка по направлению «Кадры и компетенции» составляет 2,8 балла из 10 и «характеризует уровень кадровой обеспеченности сферы деятельности ИИ-специалистами и уровень компетенций в области ИИ сотрудников организаций, применяющих ИИ в своей деятельности» [8]. Исходя из результатов данного опроса, всего 36% организаций, использующих или планирующих использовать ИИ, обеспечены ИИ-специалистами [8], что говорит о дефиците сотрудников, обладающих необходимыми компетенциями.
По данным других исследований относительно барьеров на пути внедрения новых технологий ИИ в рабочие процессы представители компаний так же сходятся в наиболее приоритетном – дефиците квалифицированных в данной области специалистов (рисунки 3-4). По оценкам «Сбера», дефицит кадров в области ИИ составляет 10 тыс. человек [5]. Основываясь на представленной статистике, можно сделать вывод о значительном влиянии новых технологий на рынок труда и возросшем спросе на специалистов с компетенциями в области ИИ.
Рисунок 3 – Топ-5 барьеров использования технологий ИИ, 2024 год
Источник: Составлено автором на основе [8]
Рисунок 4 – Распределение ответов компаний на вопрос «Какие сложности видит компания в использовании искусственного интеллекта?», 2023 год
Источник: Составлено автором на основе [9]
Исследования МОТ показывают, что вдобавок к высокому потенциалу автоматизации низкоквалифицированных, повторяющихся и рутинных работ, о котором эксперты писали до пандемии, сейчас отмечается способность систем машинного обучения и ИИ повышать производительность в нерутинных задачах [17; 19]. ИИ вытеснит часть человеческого труда (эффект вытеснения), но он также может повысить спрос на рабочую силу из-за большей производительности (эффект производительности). Вдобавок технологии могут способствовать формированию новых задач, приводя к созданию новых рабочих мест (эффект восстановления), особенно для работников с навыками, которые являются дополнительными к ИИ [22], что подтверждается приведенными выше опросами по России. Исследование Всемирного экономического форума показывает, что в период с 2023 по 2027 год 83 профессии исчезнут, однако параллельно появятся 69 новых, а 590 останутся стабильными [25].
Согласно исследованию ОЭСР, работники со специфическими навыками ИИ (разработка, обучение и сопровождение систем) получают более высокую заработную плату и пользуются существенными надбавками к заработной плате, даже по сравнению с заметно похожими работниками с другими передовыми навыками (например, программное обеспечение, когнитивные навыки и т. д.) [22]. Самые высокие надбавки к заработной плате ИИ встречаются в управленческих профессиях, что говорит о значительном спросе на работников, которые знают, как ИИ может быть включен в более широкий производственный процесс [22].
Генеративный ИИ. Технологии генеративного искусственного интеллекта (далее – генИИ) сделали прорыв за последние два года, в частности после запуска общедоступного ChatGPT [3]. Основным отличием данного типа ИИ является возможность создавать новый контент, включая умение работать с контекстом и решать креативные задачи. ГенИИ может не только автоматизировать деятельность, требующую относительно простых когнитивных навыков (например, работу операторов контактных центров), но и в той или иной степени заменять программистов, дизайнеров, писателей и представителей других творческих профессий [3].
В России по данным уже упомянутого ранее совместного опроса «Яков и партнеры» и «Ромир» каждый четвертый респондент (24%) использует генеративный искусственный интеллект в личных или рабочих целях (для сравнения этот же показатель равен 45% в Индии, 32% в Бразилии и 18% в Китае) [13].
Российский бизнес также тестирует новые технологии в своих рабочих процессах, однако о повсеместном внедрении говорить еще рано. Опрос «Работы России», проведенный в августе-сентябре 2024 года, показал, что 78% компаний-респондентов не применяют генеративный искусственный интеллект, 15% отметили самостоятельное использование генИИ работниками, а 7% – централизованное внедрение [14]. Исследование «Яков и партнеры» показывает схожий тренд: 56% компаний еще не тестировали на корпоративном уровне, 27% проводят точечные эксперименты, а 12% определили приоритетные функции и сценарии для внедрения [9]. В таблице 1 представлены стадии внедрения генИИ в российских компаниях по направлениям работы и возможные корпоративные функции данной технологии.
Таблица 1 – Внедрение генеративного ИИ и его функции в компаниях России в 2023 году
|
Доля компаний
среди компаний, уже внедряющих ИИ
|
Доля компаний
среди всех опрошенных
|
Внедрение ИИ
в различных корпоративных функциях
|
Маркетинг и
продажи
|
66%
|
24%
|
— Генерация и
локализация креативов для продвижения (баннеры, SEO-тайтлы, посты и др.) в
едином формате и tone-of-voice
— Персонализация контента (текстов рассылок)
|
Клиентский
сервис
|
54%
|
20%
|
— Подсказчик
для сотрудников поддержки: генерация вариантов ответа клиенту в чате с учетом
контекста и стилистики обращения
— Диалоговый ассистент в клиентской поддержке
|
Исследования и
разработки
|
49%
|
18%
|
— Создание
виртуальных дизайнов
— Создание реалистичных виртуальных симуляций процессов в исследовательских и
учебных целях
|
ИТ
|
31%
|
12%
|
— Поиск и
исправление ошибок в коде (автоматическая проверка кода, предложения по
изменениям в коде по текстовым комментариям и др.)
— Генерация черновых версий кода
|
Управление
персоналом
|
11%
|
4%
|
— Генерация описаний
вакансий, должностных инструкций, автоматической коммуникации с кандидатами и
др.
— Разработка тренингов и ассесментов для сотрудников и кандидатов
|
Производство
|
9%
|
3%
|
— Генерация
производственной документации: формирование технологических инструкций и карт
безопасности
|
Отвечая на вопросы о барьерах внедрения и использования генеративного ИИ в опросе «Работы России», компании отмечают преимущественно незнакомство с технологиями и нехватку специалистов (рисунок 5), что соответствуют общей тенденции по внедрению ИИ.
Рисунок 5 – Распределение ответов работодателей на вопрос «Почему вы не применяете? Укажите до трех ключевых барьеров» в 2024 году
Источник: Составлено автором на основе [14]
Как отмечалось выше, генеративный ИИ способен вытеснить часть работников или их время. По оценкам Goldman Sachs, две трети рабочих в США и Европе подвержены в той или иной степени автоматизации благодаря генИИ, способному высвободить время за счет автоматизации процесса и рутинных задач [18]. На вопрос о том, что планируют делать российские компании с сотрудниками после внедрения такого типа ИИ, 37% процентов респондентов отметили переобучение и перераспределение, а 25% – увеличение задач вследствие роста производительности (рисунок 6), что свидетельствует о положительном настрое бизнеса и сохранении рабочих мест, несмотря на риск сокращения, отмеченный гражданами.
Рисунок 6 – Распределение ответов работодателей на вопрос «Как Вы планируете поступить с сотрудниками в результате внедрения генеративного ИИ? (можно выбрать несколько вариантов)» в 2024 году
Источник: Составлено автором на основе [14]
Такие решения компаний по минимизации потерь от внедрения поддерживаются и в исследованиях МОТ: во-первых, для избегания сокращений необходимо поощрять технологические инновации, дополняющие, а не заменяющие человеческий труд; а во-вторых, в краткосрочной перспективе можно перераспределить персонал, подверженный риску технологической безработицы [17]. В случае же потери работы необходимы меры по поддержке, в том числе через программы переподготовки и повышения квалификации, направленные на подготовку к новой карьере в цифровой экономике [17].
Обучение и подготовка кадров в области ИИ
Культура непрерывного обучения, способствующая получению новых навыков и обновлению уже имеющихся, может напрямую сказаться на сохранении рабочих мест сотрудниками компаний, внедряющих технологии ИИ, и повышению конкурентоспособности соискателей [22]. Практика российского бизнеса по корпоративному обучению вследствие внедрения новых технологий в целом отражает рекомендации международных организаций (рисунок 7). ИТ-компании закладывают в бюджет на обучение каждого сотрудника сотни тысяч рублей в год, предоставляя сотрудникам его бесплатно на базе корпоративных центров обучения [11].
Рисунок 7 – Распределение ответов работодателей на вопрос «Проводилось ли обучение сотрудников использованию генеративного ИИ?» в 2024 году
Источник: Составлено автором на основе [14]
В будущем дефицит квалифицированных кадров будет закрыт за счет роста выпускников по ИИ-специальностям [5]. По прогнозам Правительства, к 2030 году ИИ будет внедрен в 95% отраслей экономики и потребность в ИИ-кадрах составит 70 тыс. человек [15], что соответствует ежегодному выпуску в размере 15,5 тыс. специалистов к 2030 году [4].
В России отмечается хороший фундамент для взращивания ИИ-специалистов: исторически сильные математическая и инженерная школы, высокий уровень подготовки действующих ИТ-специалистов, развитое ИИ-сообщество и растущий рынок собственных ИИ-решений (YandexGPT, GigaChat, Kandinsky и др.) и экосистем (МТС, Сбер, Яндекс, VK и т.д.) [9; 10]. Глобальный трекер талантов ИИ, рассчитываемый MacroPolo, показывает значимое место России в подготовке специалистов: 2% исследователей из 20% ведущих – выпускники университетов России (8 место в мире) [26], по Европе этот же показатель уже равен 12% (4 место в Европе) [26]. При этом с 2019 по 2022 год увеличилась доля удержания этих кадров внутри страны с 17% до 37% [26], что является следствием роста возможностей для специалистов в области ИИ, увеличения числа компаний, создающих такие и решения [4].
Политика в области ИИ
Cложившаяся государственная политика в области ИИ также способствует формированию технологической независимости. По оценкам представленного выше Индекса готовности к внедрению ИИ направление «Государственная политика развития и использования ИИ в сфере деятельности» показывает наилучший результат (5,8 баллов из 10), «характеризуя, в том числе наличие и уровень зрелости утвержденной стратегии развития и использования ИИ, планов мероприятий по ее реализации, а также системы управления» [8]. По результатам данного исследования «в 17 из 19 приоритетных сфер деятельности имеется стратегия [2] и/или план мероприятий по развитию и использованию ИИ» [8].
Нормативно-правовая базы регулирования ИТ-отрасли, в том числе ИИ, также отражает комплексный подход на федеральном уровне. В соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года были поставлены цели: «Технологическое лидерство», в рамках которой планируется обеспечение технологической независимости Российской Федерации, и «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы», где среди прочего отмечено достижение «цифровой зрелости» управления и ключевых отраслей экономики [7]. К факторам и инструментам достижения первой цели относится в том числе «развитие отечественных цифровых платформ, программного обеспечения, перспективных разработок и искусственного интеллекта, подготовка квалифицированных кадров для ИТ-отрасли», а второй – «цифровая трансформация ключевых отраслей экономики за счет обеспечения преимущественно отечественного программного обеспечения, цифровизации внутриорганизационных процессов посредством использования типовых облачных решений и цифровых платформ, обучения персонала по использованию цифровых технологий и автоматизации деятельности благодаря использованию в ней искусственного интеллекта» [7]. На основе поставленных целей был принят Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства».
Правительства стран не только работают над регулированием ИИ, но и, как отмечено в национальной цели про цифровую трансформацию [3], стремятся внедрить технологии в государственные услуги. Команда Oxford Insights провела расчет Индекса готовности правительств к внедрению ИИ (от 0 до 100), оценив 193 страны и проранжировав их по 39 показателям, объединенных в три направления: правительственный сектор, технологический сектор, сектор данных и инфраструктуры (таблица 2).
Таблица 2 – Индекс готовности правительств к внедрению искусственного интеллекта в 2023 году по странам БРИКС
Глобальный рейтинг
|
Страна
|
Общий балл
|
Правительственный сектор
|
Технологический сектор
|
Сектор данных и
инфраструктуры
|
1
|
США
|
84,8
|
86,04
|
81,02
|
87,32
|
16
|
Китай
|
70,94
|
77,32
|
60,76
|
74,75
|
32
|
Бразилия
|
63,7
|
72,44
|
45,08
|
73,57
|
38
|
Россия
|
62,92
|
74,13
|
43,38
|
71,26
|
40
|
Индия
|
62,58
|
75,18
|
49,39
|
63,17
|
77
|
ЮАР
|
47,28
|
37,82
|
40,22
|
63,79
|
Как отмечается в исследовании, страны БРИК занимают важное место, являясь лидерами по Количеству ИИ-единорогов и извлекая выгоду из огромного количества потребителей, способных стимулировать стартапы в этих странах [20]. Также Бразилия, Индия, Китай и Россия входят в топ-20 по показателю «Исследовательские работы по искусственному интеллекту», (где Индия впервые в 2023 году обогнала США и заняла 2-е место после Китая) и «Качество инженерно-технологического высшего образования», что свидетельствует о высоком доступе «к качественным образовательным и исследовательским учреждениям и имеет решающее значение для будущего человеческого капитала и эффективности исследований в области ИИ» [20].
Возвращаясь к ключевым документам в области ИИ, принятым в России, необходимо отметить Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. (принята в 2019 и актуализирована в 2024 году) [16], в задачах которой отмечается «повышение уровня компетенций в области искусственного интеллекта и уровня информированности граждан о технологиях искусственного интеллекта», что свидетельствует о внимании государства к вызовам ИИ на рынке труда и попытках воздействовать на данную проблему. Среди показателей, характеризующих достижение поставленных целей, отмечены «численность выпускников образовательных организаций, освоивших образовательные программы высшего образования в области искусственного интеллекта, в 2030 году должна вырасти не менее чем до 15 500 человек в год по сравнению с 3048 выпускниками в 2022 году» и «доля работников, имеющих навыки использования технологий искусственного интеллекта, в общей численности работников в 2030 году должна вырасти не менее чем до 80 процентов по сравнению с 5 процентами в 2022 году» [16].
Заключение
Результаты исследования влияния искусственного интеллекта на рынок труда в России подчеркивают сложность и многогранность этого процесса. Цифровизация и автоматизация, инициируемые ИИ и сопутствующими технологиями, могут привести к значительному сокращению рабочих мест, особенно в низкоквалифицированных и рутинных профессиях, что вызывает обоснованные опасения среди работников. Однако одновременно с этим внедрение ИИ предоставляет новые возможности, создавая рабочие места в сферах разработки и управления ИИ-технологиями, что может компенсировать потери от этих процессов. Со стороны сотрудников технологические изменения порождают необходимость адаптации, в том числе повышения квалификации и переквалификации, что повышает конкурентоспособность работников, обладающих навыками работы с ИИ, и спрос на специалистов в данной области. Кроме того, внедрение ИИ имеет потенциал для увеличения общей производительности труда, позволяя работникам сосредоточиться на более сложных и креативных задачах, в то время как рутинные операции будут автоматизированы.
В связи с этим возникает необходимость государственной поддержки, направленной не только на поддержку переподготовки и повышения квалификации работников, но и на создание и регулирование условий интеграции ИИ в различные сектора экономики, что может способствовать укреплению технологического суверенитета России. Таким образом, влияние технологий искусственного интеллекта в целом и генеративного в частности на рынок труда требует активного участия всех ключевых стейкхолдеров для минимизации рисков и максимального использования потенциала новых технологий для формирования устойчивого будущего сферы труда.
[1] Примечание:
Инициирование: отсутствует стратегия и внутренняя экспертиза, компания только начинает задумываться об использовании ИИ;
Изучение: отсутствует стратегия; технологии ИИ и потенциал их использования в компании обсуждаются с вендорами и внутри; точечно изучаются потенциально интересные решения;
Экспериментирование: в различных функциях появляются собственные POC (proof of concept) и тестируются решения вендоров, нет единых стандартов и массового внедрения ИИ;
Формализация: различные функции компании масштабируют внутри ИИ-решения, формализуют планы и бюджеты, развивают организационные навыки;
Масштабирование: развитие и масштабирование ИИ – стратегическая цель компании, компания внедрила ИИ-решения и получает от них реальный эффект
[2] «Стратегии развития и использования ИИ в сфере деятельности, как правило, представлены как раздел стратегии (стратегического направления) цифровой трансформации сферы деятельности» [8]
[3] «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления и внедрение в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы за счет развития инфраструктуры предоставления госуслуг и сервисов в цифровом виде на основе онлайн-взаимодействия государственных и ведомственных информационных систем, в том числе на основе типовых решений, реализованных на базе единой цифровой платформы» [7]
Источники:
2. Акьюлов Р.И., Сковпень А.А. Роль искусственного интеллекта в трансформации современного рынка труда // Дискуссия. – 2019. – № 3(94). – c. 30-40. – doi: 10.24411/2077-7639-2019-10029.
3. Болотских М., Абанитов Н., Власов Н., Гилязова А. Регулирование генеративного ИИ: правовой анализ и риски для РФ. Яков и партнеры. [Электронный ресурс]. URL: https://yakovpartners.ru/upload/iblock/61f/e7s6tre2rj1ovh6wi7kab8odyeow1evt/Regulirovanie-genII.pdf (дата обращения: 23.01.2025).
4. Болотских М., Дорохова М., Серов И. Генеративный ИИ в странах БРИКС+: тренды и перспективы. Яков и партнеры. [Электронный ресурс]. URL: https://yakovpartners.ru/upload/iblock/cef/py1os9y3tik3dco9v9mkz8fie5rndfsf/210125_generative_AI_BRICS_RUS.pdf (дата обращения: 23.01.2025).
5. В Сбербанке оценили дефицит специалистов в сфере искусственного интеллекта. Риа. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20240605/sberbank-1950543669.html (дата обращения: 23.01.2025).
6. Валецкая Т.И., Плещенко Е.А. Влияние искусственного интеллекта на рынок труда // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2024. – № 1(24). – c. 36-39.
7. Единый план по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/53927/ (дата обращения: 23.01.2025).
8. Индекс готовности приоритетных отраслей экономики Российской Федерации к внедрению искусственного интеллекта. / Аналитический доклад. - М.: Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации, 2024. – 85 c.
9. Искусственный интеллект в России – 2023: тренды и перспективы. Яков и партнеры. [Электронный ресурс]. URL: https://www.yakovpartners.ru/publications/ai-future%20/ (дата обращения: 23.01.2025).
10. Гохберг Л.М., Туровец Ю.В., Вишневский К.О. Искусственный интеллект в России: технологии и рынки. / Монография. - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025. – 148 c.
11. Как компании преодолевают дефицит IT-кадров. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/industries/news/66143d1e9a79470b59f7b537 (дата обращения: 23.01.2025).
12. Моттаева А.Б., Кашинцева В.Л., Покровский О.Ю. Влияние искусственного интеллекта на рынок труда // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2020. – № 4. – c. 82-88. – doi: 10.18384/2310-6646-2020-4-82-88.
13. Новое российское общество: граждане и искусственный интеллект. «Яков и партнеры» и «РОМИР». [Электронный ресурс]. URL: https://yakovpartners.ru/publications/russian-citizens-and-ai/ (дата обращения: 23.01.2025).
14. Опрос компаний по применению генеративного искусственного интеллекта. Работа России. [Электронный ресурс]. URL: https://trudvsem.ru/questionnaire-employer (дата обращения: 23.01.2025).
15. Подцероб М. К 2030 году России понадобится 70 000 ИИ-специалистов. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2023/11/27/1007796-k-2030-godu-rossii-ponadobitsya-70-000-ii-spetsialistov (дата обращения: 23.01.2025).
16. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Гарант. Ру. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72838946/ (дата обращения: 23.01.2025).
17. Berg J. Minimizing the negative effects of AI-induced technological unemployment. Ilo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/resource/article/minimizing-negative-effects-ai-induced-technological-unemployment (дата обращения: 23.01.2025).
18. Generative AI set to affect 300mn jobs across major economies. Financial Times. [Электронный ресурс]. URL: https://arstechnica.com/information-technology/2023/03/generative-ai-set-to-affect-300-million-jobs-across-major-economies/ (дата обращения: 23.01.2025).
19. Gmyrek P., Berg J., Bescond D. Generative AI and Jobs: A global analysis of potential effects on job quantity and quality // ILO Working Paper. – 2023. – № 96. – doi: 10.54394/FHEM8239.
20. Government AI Readiness Index 2023. Oxford Insights. [Электронный ресурс]. URL: https://ai.gov.ru/knowledgebase/infrastruktura-ii/2023_indeks_gotovnosti_pravitelystv_k_vnedreniyu_iskusstvennogo_intellekta_2023_government_ai_readiness_index_2023_oxil/ (дата обращения: 23.01.2025).
21. Lane M., Saint-Martin A. The impact of Artificial Intelligence on the labour market: What do we know so far? // OECD Social, Employment and Migration Working Papers. – 2021. – № 256. – doi: 10.1787/7c895724-en.
22. Employment Outlook 2023: Artificial Intelligence and the Labour Market. - Paris: OECD Publishing, 2023.
23. The impact of artificial intelligence on employment. / Work in the Digital Age: Challenges of the Fourth Industrial Revolution. - London: Rowman & Littlefield International Ltd, 2018. – 119-132 p.
24. Su Z., Togay G., Côté A. Artificial intelligence: a destructive and yet creative force in the skilled labour market // Human Resource Development International. – 2021. – № 3. – p. 341-352. – doi: 10.1080/13678868.2020.1818513.
25. Tech, AI Driving Job Changes for Nearly a Quarter of All Workers. Bloomberg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-04-30/tech-ai-driving-job-changes-for-nearly-a-quarter-of-all-workers?srnd=economics-v2 (дата обращения: 23.01.2025).
26. The Global AI Talent Tracker 2.0. MacroPolo. [Электронный ресурс]. URL: https://macropolo.org/interactive/digital-projects/the-global-ai-talent-tracker/ (дата обращения: 23.01.2025).
Страница обновлена: 06.04.2025 в 18:42:31