Влияние реализации национального проекта «Цифровая экономика» на ИТ-сегмент рынка труда
Пшеничников Н.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 1 (Январь-март 2024)
Цитировать:
Пшеничников Н.В. Влияние реализации национального проекта «Цифровая экономика» на ИТ-сегмент рынка труда // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 1. – С. 177-188. – doi: 10.18334/lim.11.1.120508.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63891774
Аннотация:
Статья посвящена вопросам цифровизации экономики и ее влияния на рынок труда в области информационных технологий (далее ИТ). В данной статье рассматриваются основные тренды, которые влияют рынок труда ИТ.Автор статьи рассматривает перспективы и вызовы, связанные с процессом цифровизации экономики, а также рассматривает одного из направлений национального проекта «Цифровая экономика». Одной из ключевых проблем, отражаемых в статье, является развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли с учетом влияния национального проекта «Цифровая экономика». В статье рассмотрены основные показатели, которые в свою очередь отражают текущую ситуацию, которая складывается на рынке труда ИТ в нашей стране.В статье отмечается, что цифровизация экономики приводит к трансформации рынка труда ИТ, в том числе к росту спроса на специалистов в области искусственного интеллекта, машинного обучения, больших данных, кибербезопасности и других передовых технологий. В результате цифровизации экономики может возникнуть нехватка квалифицированных кадров в ИТ-отрасли. Для решения этой проблемы необходимо развивать систему подготовки и переподготовки кадров в области ИТ. Цифровизация экономики открывает новые возможности для работников ИТ-отрасли, в том числе для работы в удаленном формате, для развития предпринимательства и для повышения квалификации
Ключевые слова: Цифровизация экономики, инновации, цифровая экономика, трудоустройство, информационные технологии, рынок труда, ИТ компании, информационное сообщество, технологический прогресс, стартап, цифровые навыки, искусственный интеллект
JEL-классификация: O31 O32 O 33
Введение
В контексте современных глобальных процессов, процесс цифровизации экономики становится определяющим факторов для формирования новых реалий бизнеса и трудоустройства. Информационные технологии, которые когда-то рассматривались как узкая технологическая область, сегодня тесно вплетаются во все сферы жизни общества. В этом контексте, цифровая экономика открывает широкие перспективы для специалистов в области информационных технологий, предоставляя новые возможности и вызовы.
С одной стороны, цифровизация экономики создает множество новых возможностей для специалистов в области ИТ, с другой стороны, новые технологические проекты требуют высокой экспертизы, что в свою очередь отражается в необходимости подготовки высококвалифицированного персонала, который сможет успешно помогать развиваться ИТ сектору экономики страны.
В частности, цифровизация экономики приводит к следующим изменениям в сфере ИТ:
· Расширение спектра востребованных ИТ-специальностей;
· Повышение требований к уровню квалификации ИТ-специалистов;
· Увеличение спроса на ИТ-специалистов.
На текущий момент направление подготовки ИТ специалистов крайне актуально, что в свою очередь отражается на рынке труда ИТ. Нехватка квалицированных кадров, «утечка мозгов», неравномерное распределение рынка труда, неэффективная система образования и еще множество других проблем, с которыми сейчас сталкивается сектор ИТ очень сильно за последние два года повлияли на развитие рынка труда ИТ страны.
Все эти проблемы в совокупности оказывают негативное воздействие на развитие российской ИТ-отрасли и требуют комплексных решений как на уровне государственной политики, так и на уровне образовательных институтов и бизнес-сообществ.
В рамках данной статьи исследуются работы различных российских и зарубежных авторов, а именно:
Цель данного исследования, найти возможные пути решения тех проблем, которые уже существуют на рынке труда ИТ, а также по возможности предвосхитить будущие проблемы, с которыми только придётся столкнуться.
Для ее достижения были поставлены следующие локальные задачи:
· Проанализировать федеральные проекты, которые входят в состав Национальной программы «Цифровая экономика»;
· Анализ основных показатель портала hh.ru сектора рынка труда ИТ;
· Предложить вариант совершенствования системы непрерывного образования в области ИТ, которая будет охватывать как школьников и студентов, так и работающих специалистов.
Цифровизация экономики является мощным фактором, который оказывает существенное влияние на развитие рынка труда и экономики в целом. Для того чтобы обеспечить устойчивое развитие ИТ-отрасли в стране, необходимо принимать комплексные меры, направленные на повышение квалификации ИТ-специалистов, развитие системы образования, поддержку отечественных ИТ-компаний и т.д.
Основная часть
Национальный проект «Цифровая экономика» — это одна из крупнейших государственных программ развития цифровых технологий в России [1]. Проект был разработан в рамках реализации указа президента РФ №204 от 7 мая 2018 года [2].
Данный проект имеет 9 приоритетных направлений, они же выступают федеральными проектами в составе Национальной программы (см. рис. 1).
Рисунок 1. Федеральные проекты входящие в состав Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Источник: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Деятельность. Направления деятельности. «Цифровая экономика» [14]
В рамках проводимого исследования, направления, которые необходимо более пристально рассмотреть, это «Кадры для цифровой экономики» и «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли».
Каждое из этих направлений призвано реализовать такие инициативы:
· Совершенствование системы образования (на всех уровнях, от школы до университетов);
· Создание гибкой системы правового регулирования цифровой экономики.
На текущий момент, в рамках данной программы, уже есть ряд реализованных проектов, которые относятся к рассматриваемым нами направлениям (ранее об этих направлениях было упомянуто в статье «Современные тренды российского рынка труда в сфере информационных технологий» [6]), а именно:
· Проект «Цифровые профессии» [13];
· Проект «Готов к цифре» [15];
· Проект «CDO» [16].
Согласно статистике проекта (данные на 6 февраля 2023 года), в 2022 году свыше 117 000 человек успешно поступили на бюджетные места в вузы, обучающие по профилю ИТ специальностей. Сегодня более 800 вузов, включая их филиалы, реализуют программы обучения по ИТ-специальностям, что составляет более 60% от общего числа российских вузов. Нацеленность на развитие образования в ИТ-сфере продолжается, и к 2024 году планируется принять не менее 500 000 студентов на обучение по данным программам [17].
Также согласно целевым показателям программы, которые планируется достичь к началу 2024 года – подготовка в совокупности накопительным итогом 1 млн специалистов по различным направлениям.
Такие показатели, с одной стороны, могут вызвать смешанные чувства, так как на рынок почти одномоментно выходит почти 1 млн специалистов, которые должны будут интегрироваться в секторе ИТ. С другой стороны, если обратиться к открытой статистике портала hh.ru, мы можем наблюдать интересную статистику относительно сектора ИТ. На конец ноября 2023 года динамика индекса портала, который показывает соотношение количества резюме к количеству вакансий на рынке в выбранной профобласти, составляет 6.2 пункта, где результаты от 4.0-7.9 пункта – умеренный уровень конкуренции за рабочие места и считается здоровым соотношением между работодателями и соискателями. Необходимо также обратиться к статистике прошлого 2022 года, когда в период с июля по декабрь этот же индекс составлял в среднем 7,78 пункта и этот показатель считается высоким уровнем конкуренции соискателей за рабочие места, по сути, это ситуация «Рынка работодателя» (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика индекса рынка труда ИТ портала hh.ru за период январь 2022 – ноябрь 2023 года
Источник: HH индекс «Статистика рынка труда России» [18]
Необходимо отметить и тот факт, что большое количество специалистов других секторов экономики приняло решение изменить область интересов и перейти в ИТ направление, так согласно данным портала Skillbox на конец 3-его квартала 2023 года более 98,5 тысячи человек создали новые резюме или поменяли профобласть в уже существующих профилях для поиска работы в сфере ИТ.
Это в свою очередь создает опасную ситуацию, которая вызвана массовым высвобождением специалистов на рынок труда [3]. Компании на текущий момент зачастую не заинтересованы в молодых специалистах, даже если компания и планирует найм в штат молодых специалистов, они в 80% процентах случаев будут отдавать предпочтение выпускникам профильных вузов, нежели сотрудникам, которые прошли переобучение на различных курсах. В свою очередь это подтверждается данными портала Хабр Карьера, где приводятся показатель активности найма в разрезе квалификации за май 2023 года (см. рис. 3).
Рисунок 3. Квалификации, которые искали чаще всего на Хабр Карьере в мае 2023 года.
Источник: Активность найма на IT-рынке [19]
Компании до сих пор придерживаются политики умеренного найма, и не готовы вкладывать свои ресурсы в молодых специалистов, так как это банально дорого и проще прибегнуть к «хедхантингу» [7].
Отсюда вытекает первая проблема, которую необходимо стараться решать, а именно совершенствование платных курсов, которые могут изучать люди. Одновременно с этим, необходимо увеличивать количество мест в профильных организациях (университетах, колледжах), которые могут обучать комплексно специалистов по различным направлениям подготовки.
Прежде всего по данным исследования компании «Нетология» за 2022 год 57,5% респондентов проходили обучение в онлайн школах, на онлайн курсах у блогеров/экспертов учились чуть менее трети респондетов 29,4%. Однако в данном исследовании отсутствуют данные, какое количество респондентов прошли ранее обучение в профильных технических вузах. Качество подготовки специалистов таких курсов зачастую оставляет желать лучшего. Что опять же подтверждается исследованием компании SkillFactory и сервиса «Зарплата.ру».
Одним из таких примеров выступает группа компаний iFellow, которая не нанимает специалистов после онлайн-курсов, потому что клиенты компании требуют профессионального подхода к созданию программного обеспечения. Следовательно сотрудники должны иметь коммерческий опыт работы в компаниях хотя бы 1-2 года [20].
Также среди основных причин, почему различные IT компании не готовы трудоустраивать выпускников и студентов курсов, назывались завышенные зарплатные ожидания кандидатов и личное недоверие руководителя к онлайн-образованию.
Еще один важный показатель, из-за которого онлайн курсы могут быть неэффективными, и их необходимого совершенствовать, коэффициент «закрепляемости» до конца обучения. По данным отчета компании «Нетология» всего лишь 35,6% обучающихся дошли до конца обучения.
На текущий момент государство только в рамках инициатив выступает за создание нормативного механизма, который заставит частные образовательные онлайн-платформы сертифицировать свои курсы, что в свою очередь позволит сократить большое количество потенциальных компаний, которые созданы ради зарабатывания денег, а не предоставления качественной образовательной услуги [10].
Еще одним возможным механизмом, который позволит регулировать данную отрасль это предоставление дополнительных льгот IT компаниям за счет их инвестиций в различные профильные образовательные организации (в инфраструктуру или обучение) [4]. Это в свою очередь позволит производить более качественную подготовку специалистов по требуемым экономике направлениям.
Положительной тенденцией также является то, что в 2023 году российские вузы должны были зачислить на бюджетные места 626 тыс. первокурсников, из которых почти 30% мест Правительством отдано на подготовку кадров для цифровой экономики. На таких направлениях как: «Информатика и вычислительная техника», «Управление в технических системах» и «Машиностроение» на бесплатной основе будут учиться на 7,5 тыс. больше студентов.
Второй проблемой, которую можно выделить, это неэффективная система подготовки специалистов в вузах [5]. Необходимо также реализовывать передовые практики, увеличивать долю практического обучения и самое главное усиливать связи с работодателями.
Большинство образовательных программ не всегда успевают адаптироваться к новым технологическим тенденциям [8]. Это приводит к тому, что выпускники не обладают необходимыми для рынка труда навыками и знаниями. Такие диссонансы между тем, что преподают в университете студентам, и тем, что требуется в компаниях, усиливают дефицит квалифицированных кадров.
В некоторых случаях образовательные программы сосредотачиваются в большей степени на теоретической базе и недостаточно уделяют внимания практической подготовке [9,12]. Это делает выпускников менее подготовленными к реальным задачам, с которыми они сталкиваются на рабочем месте.
Отсутствие тесного взаимодействия между учебными заведениями и компаниями означает, что университеты могут быть плохо информированы о том, какие навыки и знания реально требуются на рынке труда. Это также ограничивает возможности студентов для стажировок и получения практического опыта.
Решение данной проблемы отчасти может быть в создании профильных кафедр на базе университетов [11]. Такие компании как: Росатом, Ростел, Ростелеком, Роскомсом, Сбербанк, Яндекс, VK, Samsung, Astra уже создали свои кафедры на базе вузов по всей стране. Все чаще встречается история с партнерством, о чем было упомянуто ранее, многие IT компании страны постепенно приходят к мысли о том, что кадры должны быть качественно подготовленными и только тогда будет возможно развиваться гармонично без перегрева рынка труда.
Дополнительно отечественные компании в последнее время также начали развивать свое направление для обучения различным специальностям в сфере ИТ.
Такими примерами являются проекты компании: «СБЕР», «Альфа Банк», «Тинькофф», «Лаборатория Касперского».
Каждая из компаний фокусируются на определённых предметных областях, что в свою очередь позволяет подготовить более качественные кадры, которые дополнительно получают актуальные знания, подкрепленные реальными бизнес-задачами.
Также можно рассмотреть зарубежную практику данного взаимодействия. Такие зарубежные компании Google, Apple, IBM, Amazon, Cisco и другие крупные ИТ корпорации, реализовали собственные образовательные программы, которые имплементируются в образовательные программы различных вузов по всему миру. В свою очередь, такая модель взаимодействия, где компания выступает разработчиком образовательной программы позволяет бизнесу с большей эффективностью вести подготовку потенциальных сотрудников. В зарубежных странах ed-tech (пер. технологии образования) сектор не так сильно развит, так как компании по сути являются монополистами в области разработки образовательных инициатив в области ИТ.
Получаемые знания специалистов по программам, которые реализуют зарубежные компании, считаются наиболее релевантными на отечественном рынке труда ИТ и аналогов данным программ, к сожалению, на текущий момент в нашей стране нет. Ярким примером такой программы является Cisco Network Academy – образовательная программа, предоставляемая компанией Cisco Systems. Она была запущена в 1997 году и с тех пор стала одной из крупнейших мировых программ в области обучения сетевым технологиям и информационным технологиям. Цель программы – предоставить студентам и профессионалам возможность освоения навыков в области сетевых технологий, а также подготовить их к сертификационным экзаменам Cisco.
Программа предлагает разнообразные курсы, которые предоставляются в формате онлайн обучения. Студенты курса имеют доступы к виртуальным лабораториям, которые позволяют им проводить практические упражнения и эксперименты с сетевыми технологиями, не выходя из дома. Получаемые сертификаты являются признанными в индустрии ИТ и могут сильно улучшить шансы на трудоустройство сотрудников, что нельзя сказать про современные курсы ИТ от различных отечественных коммерческих организаций, которые предоставляют возможность онлайн обучения по направлению ИТ.
Образовательные программы, разработанные компаниями, часто включают практические компоненты, такие как лабораторные работы, проекты и кейс-стади. Это позволяет студентам получить реальный опыт работы и непосредственно применять свои знания. Когда компания сама разрабатывает образовательные программы, у неё есть возможность напрямую взаимодействовать с учебными заведениями и студентами. Это может привести к созданию программ стажировок, менторинга и перспектив для трудоустройства внутри компании.
В целом, компании, разрабатывающие свои образовательные инициативы, имеют уникальную возможность создать обучающие программы, точно соответствующие своим потребностям и целям, что обеспечивает более глубокое и качественное обучение для участников.
Заключение
Текущее развитие цифровой экономики требует большого количества профессионально подготовленных специалистов в различных областях. При существующей системе сложилась ситуация, когда в какой-то момент рынок труда будет перегрет начинающими специалистами, которые приняли решение для себя перейти из других областей экономики в сектор ИТ.
Необходимо четко понимать, что количество не равняется качеству, искусственно создавать специалистов в рамках учебы в различных платных образовательных ресурсах не будет покрывать потребности компаний, так как компании зачастую будут отдавать свое предпочтение выпускникам профильных вузов. Что в свою очередь доказывает необходимость сокращения различных платных образовательных организаций, которые обещают получить квалификацию востребованного ИТ специалиста за 3-6 месяцев учебы.
Создание дополнительных мест в профильных вузах, а также совершенствование учебных программ в партнёрском сотрудничестве с ведущими ИТ организациями страны в свою очередь может принести положительные плоды в перспективе ближайших 3-5 лет.
Однако не стоит забывать о том, что государство в свою очередь должно быть готовым поддерживать данные инициативы компаний и быть с ними в диалоге для решения текущих проблем, которые стали уже очевидными за прошедшие 2-3 года.
Национальные программы — это прекрасная инициатива, которую необходимо далее продолжить поддерживать, совершенствовать с учетом возникающих вызовов и проблем.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правительство РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 10.11.2023).
3. Конягина М. Н. Основы цифровой экономики : учебник и практикум для вузов. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 235 c.
4. Сергеев Л. И., Сергеев Д.Л., Юданова А.Л. Цифровая экономика. / учебник для вузов/ 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 437 c.
5. Бауэр В.П., Морковкин Д.Е., Москвитина Е.И. Промышленная политика в эпоху цифровой трансформации экономики. / монография / под ред. С. А. Толкачева. - Москва : КноРус, 2018. – 202 c.
6. Новикова Е.В., Пшеничников Н.В. Современные тренды российского рынка труда в сфере информационных технологий // Экономика труда. – 2022. – № 6. – c. 1019-1030. – doi: 10.18334/et.9.6.114934.
7. Жигарь О.В. Особенности хедхантинга: содержание и технологии // Общество, экономика, управление. – 2020. – № 3.
8. Курчеева Г. И., Томилов И.Н. Информационные технологии в цифровой экономике. / учебное пособие. - Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2019. – 79 c.
9. Шендо М.В., Свиридова Е.В. Технологии цифровой экономики как инструменты повышения качества жизни, эффективности бизнеса и государственного управления // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 4. – p. 29-36.
10. Капранова Л.Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 2. – c. 58-69.
11. Любавина Т.В., Мустафина Г.Г., Любавин А.Ю., Чугунова А.А. Цифровая экономика: проблемы и перспективы // Вэпс. – 2022. – № 4.
12. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. – 2018. – № 10. – c. 46-63.
13. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Деятельность. Направления деятельности. «Цифровая экономика». [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858 (дата обращения: 10.11.2023).
14. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Деятельность. Направления деятельности. Проект «Цифровые профессии». [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/41515/ (дата обращения: 10.11.2023).
15. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Деятельность. Направления деятельности. Проект «Готов к цифре». [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/41195/ (дата обращения: 10.11.2023).
16. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Деятельность. Направления деятельности. Проект «CDO». [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/appeals/faq/462/ (дата обращения: 10.11.2023).
17. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Деятельность. Направления деятельности. Проект «Кадры для цифровой экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/#section-departments (дата обращения: 10.11.2023).
18. Статистика рынка труда России. HH индекс. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.hh.ru/?hhIndexProfArea=information_technology (дата обращения: 10.11.2023).
19. Активность найма на IT-рынке. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/companies/habr_career/articles/740676/ (дата обращения: 10.11.2023).
20. Работодатели – о выпускниках онлайн курсов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5899043 (дата обращения: 10.11.2023).
Страница обновлена: 24.07.2024 в 13:15:16