Digital transformation of continuing vocational education: strategies, challenges and prospects for professional retraining amid global labor market changes
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 6 (June 2025)
Abstract:
Digital transformation permeates all spheres, including education. Due to the accelerating pace of technological change and the shortage of qualified professionals, upskilling and reskilling have become critical. This underscores the importance of examining the opportunities and challenges of digital transformation in education. The authors propose a novel approach based on industry-proven methodologies.
In today's world, there is a need for unified terminology and a systemic approach to digital transformation in education, which is inextricably linked to broader global changes.
This study aims to analyze existing digital transformation strategies and identify promising avenues for developing professional education amid rapid shifts in markets, technologies, and processes. The research reviews the continuing education market, the theoretical foundations of digital transformation, and strategies for implementing digital technologies in education. The study identifies major barriers to digital integration in education. Despite the market’s rapid growth, the findings indicate that there is considerable potential to improve participants’ efficiency, and digital transformation is a vital tool for doing so. The study emphasizes the need for robust strategies and suitable metrics while considering regulatory, social, psychological, technological, and financial constraints. These results can inform the design of digital transformation projects in educational institutions and benefit a wide range of stakeholders.
Keywords: digitalization, digital transformation, digital industrial and information technology, professional education, retraining, digital skills development, lifelong learning, higher education policy
Funding:
Работа выполнена без целевого финансирования.
JEL-classification: A23, O32, I25, J24, L64
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что цифровая трансформация (далее – «ЦТ») охватывает практически все сферы жизни, образование, разумеется, не стало исключением. В условиях глобальных изменений рынка труда, связанных с цифровизацией, возникает необходимость пересмотра подходов к высшему образованию. Учитывая все возрастающую скорость развития технологий, ключевую роль начинают играть повышение квалификации и переподготовка, как основные инструменты формирования актуальных компетенций работников предприятий и организаций высокотехнологичных отраслей промышленности. Это определяет актуальность проведения исследования возможностей, инструментов, проблем цифровой трансформации дополнительного профессионального образования (далее – «ДПО») в современных условиях.
Темы цифровизации, цифровых технологий, цифровой трансформации сегодня достаточно часто рассматриваются в научных публикациях. Xхоло Н., Нцаныва T., Гаридзираи Р., и Асалеые А. Й. [56] «подчеркивают ключевую роль цифровизации и образования в развитии экономики и общества в целом» [56]. Кондакова И.Р. [14, с. 36-40] и Чернышева О.В. [43, c. 228 – 231] отмечают важность использования цифровых технологий в образовании в контексте все возрастающей цифровизации жизни, указывая как на преимущества, так и на риски цифровизации образовательного процесса. Авторы делают акцент на цифровых средствах коммуникации между преподавателем и обучающимся. Чернышева О.В. [43, c. 228 – 231] отмечает, что применение цифровых технологий позволяет менять подходы к образовательному процессу, внедрять гибкие индивидуальные образовательные траектории. Однако речь идет именно о цифровизации, а не о цифровой трансформации, которая предполагает значительно более масштабные преобразования. Салвадор А.И., Гонсалвес Н.Н., Реис П.Й. [53] отмечают важность развития «смешанного обучения», которое сформировалось в период пандемии COVID-19, рассматривают влияние такого подхода на организацию учебного процесса и также, как и упомянутые отечественные специалисты, делают акцент на технологиях дистанционного обучения. Ахмад С. и др. [41] как и Салвадор А.И., Гонсалвес Н.Н., Реис П.Й. [53] отмечают влияние пандемии COVID-19 на цифровизацию образования и вводят понятие «Образование 5.0» - новая парадигма, направленная на трансформацию образовательного процесса, формирование среды, ориентированной на обучающегося и построенной на ключевых технологиях «Индустрии 4.0». Шамсутдинова Т.М. [45, с. 13.-21] отмечает, что цифровые технологии открывают новые возможности для персонализации образования и построения аналитики, выделяя технологии «больших данных» как важнейший инструмент. Константинова Л.В., Титова Е.С., Петров А.М. [15, с. 9-28] отмечают важность цифровизации в контексте развития междисциплинарности образования. Азаров А.А., Бродовская Е.В., Лукушин В.А. [2, с. 61-79] подчеркивают важность представленности ВУЗов в онлайн среде и применения цифровых технологий для укрепления бренда университета. Шацкая, И.В. [31,с. 46-51] выделяет геймификацию в качестве одного из ключевых подходов к совершенствованию образовательного процесса в условиях цифровой трансформации. Бочарова М.Н. [5, с. 635 – 640] отмечает корреляцию между применением цифровых технологий и изменением мотивации обучающихся. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И. [33, с. 91 – 114] отмечают важность корректной цифровизации образования выводя на первый план личность преподавателя. Климина А.И., Крежевских О.В. [13, c. 35-52] также подчеркивают важность роли преподавателя и его подготовки к работе в условиях цифровизации образования. Турецкие исследователи Бабацан Х., Арик Е., Билисли Ы., Акгун Х. и Озкара Ы. [40] в качестве основной технологии, трансформирующей как образование, так и профессиональную деятельность, рассматривают «Искусственный интеллект» (далее – «ИИ»). C ними солидарны Хароуд С. И Сакьюри Н. [48], которые указывают, при этом, на важность роли преподавателя, невозможность его заменить технологиями при одновременной необходимости повышения уровня цифровых компетенций педагогов. Необходимость развития цифровых компетенций отмечают и греческие специалисты Антонопоулоу Х., Матзавиноу П., Гианноукоу И. и Халкиопоулос Ц. [39], а также их коллеги из Индонезии Марлиа М.А., Фахмы Р., Лукито Х., Гамес Д. [52]. Большинство исследователей рассматривают либо отдельные технологии, например, особенно популярный сейчас ИИ, либо скорее цифровизацию, чем его цифровую трансформацию. При этом отсутствует единство терминологии и подходов. Авторы исследования предполагают, что подходы к цифровой трансформации промышленных предприятий могут быть эффективно применены в образовании, что также потребует приведения к единому знаменателю терминологического аппарата и основных методологических подходов в рассматриваемой сфере.
Целью исследования является анализ существующих инструментов и стратегий цифровой трансформации, выявление перспективных направлений развития ДПО в контексте стремительных изменений рынка труда, технологий, бизнес- и технологических процессов.
Задачи исследования включают:
- анализ рынка дополнительного образования (далее – «ДО»);
- определение теоретических основ цифровой трансформации в ДПО;
- анализ существующих стратегий и опыта цифровой трансформации;
- выявление проблем интеграции современных цифровых технологий в образовательный процесс.
Методология исследования включает в себя анализ доступной научной литературы, отчетов и публикаций лидеров рынка информационных технологий (далее – «ИТ»), ведущих консалтинговых компаний, статистических данных и информации о современных практиках цифровой трансформации, а также опыте и возможностях их применения к образованию в целом, ДПО и переподготовке в частности.
Анализ рынка ДО
На основе анализа источников [9] – [17] можно сделать следующие основные выводы:
Таблица 1. Основные тенденции рынка ДПО [1,10,17,18,20,23]
№ п/п
|
Тенденция
|
Описание
|
Источники
|
1.
|
Рост
объема рынка ДПО
|
Наблюдается
значительный рост объема рынка ДПО, обусловленный высоким спросом на
повышение квалификации и переподготовку кадров
|
[1]
|
2.
|
Увеличение
доли онлайн-обучения
|
Онлайн-формат
обучения становится все более популярным, что связано с развитием технологий
и потребностью в гибких формах обучения
|
[18]
|
3.
|
Государственная
поддержка ДПО
|
Государство
активно поддерживает развитие ДПО, особенно в сфере подготовки кадров для
государственной и муниципальной службы
|
[10]
|
4.
|
Рост
инвестиций в онлайн-образование
|
Объем
инвестиций в сферу онлайн-образования значительно увеличился, что
свидетельствует о перспективности этой формы организации образовательного
процесса
|
[17]
|
5.
|
Дефицит
квалифицированных кадров
|
Наблюдается
значительный дефицит квалифицированных специалистов в различных отраслях
экономики, что стимулирует развитие программ ДО
|
[20]
|
6.
|
Развитие
корпоративного обучения
|
Компании
все чаще инвестируют в обучение сотрудников, создавая внутренние программы и
даже корпоративные университеты для повышения квалификации персонала
|
[12]
|
7.
|
Появление
новых игроков на рынке
|
Рынок ДО
пополняется новыми участниками, включая образовательные учреждения и частные
компании, предлагающие специализированные программы
|
[23]
|
Рис. 1. Ключевые тенденции рынка ДПО [1].
На основе графика, представленного на Рис. 1. можно сделать вывод о том, что наблюдается устойчивая тенденция роста как числа обучающихся на программах ДО, так и числа организаций, реализующих такие программы.
Рис. 2. Динамика изменения среднего числа обучающихся на одну организацию, реализующую программы ДО [1].
На основе данных Рис. 2. можно сделать вывод о том, что при росте числа обучающихся по программам ДО и количества организаций, реализующих программы, наблюдается тенденция к снижению среднего числа обучающихся по таким программам в расчете на одну организацию, что свидетельствует о росте конкуренции на этом рынке.
Данные по объему рынка ДО РФ, которые представлены в открытом доступе, к сожалению, не обладают полнотой. По данным [1] оборот рынка ДО в 2024 году составил 103,8 млрд. рублей. Таким образом в среднем один обучающийся приносил в 2024 году 12 226,15 рублей. Можно сделать вывод о том, ключевым направлением повышения эффективности деятельности в сфере ДО является увеличение «среднего чека». Обучающиеся уже являются заказчиками образовательных услуг конкретной организации, но средней показатель выручки в расчете на одного обучающегося сравнительно низок. В решении этой задачи, безусловно, должны помочь современные цифровые технологии для совершенствования образовательного процесса и продвижения образовательных услуг.
Теоретические основы цифровой трансформации в дополнительном профессиональном образовании
Необходимо дать определение понятию «Цифровая трансформация».
- В «Википедии» сказано - «Цифровая трансформация — процесс внедрения организацией цифровых технологий, сопровождаемый оптимизацией системы управления основными технологическими процессами» [35].
- Amazon утверждает, что «Цифровая трансформация предполагает внедрение инновационных цифровых технологий для осуществления культурных и операционных изменений, позволяющих организациям лучше адаптироваться к меняющимся требованиям клиентов» [34].
- По мнению McKinsey «Цифровая трансформация - фундаментальное перепроектирование того, как организация функционирует, с целью создания ценности путем непрерывного масштабного внедрения технологий» [55].
- Корпорация IBM определяет ЦТ как «бизнес-стратегическую инициативу, которая включает цифровые технологии во все области организации, оценивая и модернизируя процессы, продукты, операции и технологический стек для обеспечения непрерывных, быстрых, ориентированных на клиента инноваций» [54].
- Accenture ЦТ - «процесс, посредством которого компании внедряют технологии во всех аспектах бизнеса для достижения фундаментальных изменений, что приводит к повышению эффективности, большей гибкости бизнеса и, в конечном итоге, к раскрытию новой ценности для сотрудников, клиентов и акционеров» [54].
- CFO-Russia ЦТ - «процесс использования передовых технологий и цифровых инноваций для улучшения различных аспектов деятельности компаний и общества в целом» [8].
- Whatfix ЦТ - «процесс использования цифровых технологий для преобразования существующих традиционных и нецифровых бизнес-процессов и услуг или создания новых в соответствии с меняющимся рынком и ожиданиями клиентов, тем самым полностью изменяя способ управления бизнесом и то, как ценность доставляется клиентам» [37].
Если объединить указанные выше определения, можно сказать, что ЦТ — это радикальный пересмотр процессов, продуктов и культуры с целью создания принципиально новых ценностей, повышения эффективности, гибкости и конкурентоспособности на основе использования передовых цифровых технологий.
В сфере ДО масштабная ЦТ обеспечивает:
- Гибкость и персонализация обучения: Цифровые технологии формируют гибкие индивидуальные образовательные траектории.
- Внедрение современных образовательных технологий: «Внедрение методов смешанного обучения, онлайн-курсов расширяет доступ к образовательным ресурсам и повышает эффективность образовательного процесса. Это позволяет обучающимся самостоятельно выбирать темп обучения, что особенно важно в современных условиях» [3].
- Развитие цифровых компетенций преподавателей и слушателей: «Цифровая трансформация для всех участников образовательного процесса приводит к необходимости освоения новых инструментов и технологий. Это способствует формированию у слушателей актуальных цифровых компетенций, критического мышления и способности к самообучению» [4].
- Ориентация на потребности рынка труда: «Цифровая трансформация ДПО направлена на оперативное обновление образовательных программ в соответствии с актуальными требованиями работодателей и тенденциями развития ключевых отраслей промышленности. Это позволяет выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда» [6].
В мировой практике выделяют несколько ключевых концепций и подходов к ЦТ:
· Философский подход: рассматривает ЦТ как изменение мышления под влиянием цифровых технологий.
· Культурологический подход: «фокусируется на влиянии цифровых технологий на культуру и социум. Исследуются изменения способов взаимодействия людей, образования, искусства и других сфер под воздействием цифровых инноваций» [32].
· Процессный подход: «Рассматривает цифровую трансформацию как последовательность этапов, включающих оцифровку, цифровизацию и собственно цифровую трансформацию» [22].
· Стратегический подход: «подразумевает разработку и реализацию стратегии цифровой трансформации, направленной на достижение стратегических целей. Включает анализ текущего состояния, определение целевых показателей и планирование мероприятий по внедрению цифровых технологий» [26].
· Технологический подход: сосредоточен на применении конкретных цифровых технологий включая «Искусственный интеллект», «Интернет вещей», облачные вычисления, большие данные и др.
По данным Института образования [27] одним из важных эффектов применения цифровых технологий в образовании является автоматизация оценки знаний. Также Институт образования [27] отмечает, что использование цифровых устройств повышает привлекательность образовательного процесса для молодежи, развивает основы «цифровой грамотности». Как показали результаты исследования [16] успешная карьера невозможна сегодня без формирования и развития актуальных цифровых компетенций, чему способствует интеграция передовых технологий в образовательных процесс, а также реализация таких важных федеральный проектов, как «Цифровые кафедры», активным участником которого является Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет (далее – «СПбГМТУ») (проект реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства Приоритет-2030, участником которой является СПбГМТУ и входит во вторую группу ВУЗов).
Современные технологии позволяют разрабатывать «персонализированные программы обучения, учитывать уровень знаний и потребности учеников, и, как результат, максимально раскрыть потенциал каждого из них» [27]. На важность персонализации и индивидуализации образовательного процесса с формированием индивидуальных образовательных траекторий обращают внимание и участники конференции, проведенной Корнеллским университетом [42].
Коллеги из Сибирского государственного университета геосистем и технологий [28] и авторы исследования, опубликованного Корнеллским университетом [43], подчеркивают важнейшую роль цифровых технологий в повышении доступности образования, что особенно важно для Российской Федерации, территория которой чрезвычайно обширна, а населенные пункты значительно удалены друг от друга. Пандемия COVID-19 дала мощный толчок развитию онлайн-обучения, внедрению современных систем управления образовательным процессом таких как Moodle (российские аналоги: iSpring Learn, Unicraft, Росдистант, Distant Global, ODIN), сделало этот процесс управляемым.
Стратегии цифровой трансформации в системе ДПО
Прежде всего необходимо определить, что же такое «стратегия цифровой трансформации». По данным [46] «Стратегия цифровой трансформации - это план, который описывает, как компания будет использовать цифровые технологии для улучшения своей деятельности и предоставления более высокой ценности своим клиентам. Это дорожная карта, которая помогает компаниям модернизироваться, улучшать эффективность и реагировать на изменяющиеся рыночные требования». Специалисты Amazon представляют стратегию цифровой трансформации как «процесс, который организация применяет для внедрения цифровых технологий во все сферы своего бизнеса, кардинально меняя потенциал своих услуг для клиентов. Компании внедряют инновационные цифровые технологии для осуществления культурных и операционных изменений, которые позволяют лучше адаптироваться к меняющимся требованиям клиентов» [34]. Важно отделить понятия «цифровизация» и «цифровая трансформация». При цифровизации технологии применяются для перевода в цифровую (электронную) форму, автоматизации традиционных «ручных» бизнес и технологических процессов. ЦТ же предполагает значительно более глобальные изменения.
Реализация стратегии цифровой трансформации требует системного подхода, включающего, по мнению экспертов Forbes [44], несколько основных этапов:
1. Первым этапом является определение целей и задач.
2. На следующем шаге эксперты предлагают провести комплексный анализ текущей ситуации.
3. Затем предлагается перейти к разработке детальной «дорожной карты».
4. Следующим важным аспектом является решение задачи подготовки персонала всех уровней к цифровой трансформации посредством развития цифровых компетенций и «цифрового мышления» с использованием ДПО, переподготовки, краткосрочных интенсивов и иных форм обучения.
5. Важно обеспечить постоянный мониторинг хода реализации стратегии цифровой трансформации.
6. Реализация стратегии цифровой трансформации невозможна без внедрения в организации «культуры принятия изменений».
Рассмотрим подробнее ключевые метрики успеха при реализации стратегии цифровой трансформации:
1. Специалисты WatFix [51] и MсKinsey [50] в качестве ключевой метрики определяют возврат инвестиций в цифровые технологии.
2. Другие исследователи [47] на первое место ставят производительность труда.
3. Некоторые специалисты [38] особое внимание уделяют «показателям внедрения и производительности технологий» [38]. В публикации [51] «Активность использования» цифровых технологий также включена в число приоритетных показателей.
4. Также эксперты [38] отмечают важность оценки показателей «клиентского опыта», под которыми понимается уровень удовлетворенности клиентов от взаимодействия с предоставляемыми корпоративными информационными системами цифровыми сервисами.
5. MсKinsey [50] в число приоритетных метрик дополнительно включает «процент готового бюджета на технологическое развитие, направленный на инициативы в области цифровой трансформации» [50].
6. Важно обратить внимание и на временные затраты на разработку и внедрение новых цифровых решений. Оперативность этих процессов определяет возможность адаптации компании к динамически изменяющимся внешним условиям.
7. Авторы исследования [51] ставят в ряд ключевых метрик активность внедрения облачных сервисов.
В образовании широко применяются такие цифровые платформы для организации видеоконференций как Яндекс Телемост, Webinar, МТС Линк, Trueconf, Сферум и другие.
Современные цифровые платформы, например, Яндекс Практикум, SkillSpace позволяют относительно оперативно создавать и размещать интерактивные курсы, которые включают в себя презентации, тесты, лекции, практические задания, видеоматериалы. Такой подход позволяет обучаться в любое удобное время и в любом месте.
Основные проблемы интеграции современных цифровых технологий в образовательный процесс
Рассмотрим основные проблемы интеграции современных цифровых технологий в образовательный процесс.
- Недостаточное развитие информационно-технологической инфраструктуры.
- Недостаточный уровень «цифровой зрелости» преподавателей, обучающихся, сотрудников. Эффективное применение современных цифровых технологий в образовании невозможно без цифровых компетенций, недостаток которых наблюдается в ряде ВУЗов особенно среди преподаватель пожилого возраста, обладающих уникальными знаниями в своей предметной области, но не умеющими применять современные цифровые решения. Неуверенность в своих знаниях и навыках использования цифровых технологий может приводить к повышенной тревожности и стрессу как у преподавателей, так и у обучающихся [4].
- Сопротивление изменениям. Среда ВУЗов консервативна. Некоторые преподаватели и сотрудники не готовы к изменениям, не желают адаптироваться к условиям цифровой экономики [14].
- Сложности решения задачи обеспечения качественных каналов связи, безопасности и защиты информации.
- Важно обратить внимание и на необходимость обеспечения обработки и защиты персональных данных, которые неизбежно появляются в цифровой образовательной среде с соблюдением все ужесточающегося в этой сфере законодательства, чему особое внимания уделяют специалисты Высшей школы экономики в своем исследовании [36].
- Недостаточное понимание педагогических возможностей современных цифровых технологий.
- «Цифровое неравенство» - неравный доступ к технологиям в зависимости от региона, уровня доходов и т.д.
- Еще одна проблема, по мнению авторов исследования [25] «дегуманизация образовательного процесса».
- Также авторы исследования [25] обращают внимание на возможное «профессиональное выгорание» преподавателей вследствие повышенной нагрузки, связанной с необходимостью освоения новых цифровых инструментов и технологий.
Выводы
Рынок ДО интенсивно развивается. Однако этот рост сопровождается усилением конкуренции на рынке образовательных услуг. Необходимо не только привлекать обучающихся, но также и увеличивать экономическую эффективность путем повышения выручки с одного обучающегося. Одним из путей развития ДО является разработка и реализаций стратегий цифровой трансформации на основе лучших практик, проверенных в промышленности, бизнесе, государственном управлении. Тщательная и детальная проработка таких проектов, выбор правильных метрик, учет имеющихся регуляторных, социальных, психологических, технологических, технических, финансовых ограничений позволит значительно повысить эффективность системы ДО, обеспечить подготовку кадров будущего для цифровой экономики РФ.
Авторами исследования показана применимость и перспективность промышленных подходов к цифровой трансформации для решения задачи модернизации образования в современных условиях.
Результаты проведенных исследований будут полезны представителям профильных федеральных органов исполнительной власти, руководителям и сотрудникам образовательных организаций, вовлеченным в проекты цифровой трансформации, преподавателям, обучающимся ВУЗов, работникам кадровых подразделений высокотехнологичных предприятий РФ и дружественных стран.
В качестве перспективных направлений дальнейших исследований могут быть определены следующие:
1. Выработка типовых методических рекомендаций по разработке стратегий цифровой трансформации ВУЗов РФ.
2. Разработка и апробация метрик оценки эффективности реализации стратегий цифровой трансформации ВУЗов РФ.
3. Анализ отечественных цифровых промышленных и информационных технологий на предмет их применимости и эффективности при реализации стратегий цифровой трансформации ВУЗов РФ.
4. Анализ требований к работникам различных отраслей промышленности в контексте реализации стратегий цифровой трансформации.
References:
8 Digital Transformation KPIs to Track Your Enterprise Progress in 2025Kissflow.com. Retrieved April 06, 2025, from https://kissflow.com/digital-transformation/digital-transformation-kpi-metrics/
Digital transformation in education: The role of teacher digital competence (2023). Education Sciences. 13 (3). 275. doi: 10.3390/educsci13030275.
Antonopoulou H., Matzavinou P., Giannoukou I., Halkiopoulos C. (2025). Teachers Digital Leadership and Competencies in Primary Education: A Cross-Sectional Behavioral Study Education Sciences. 15 (2). doi: 10.3390/educsci15020215.
Azarov A.A., Brodovskaya E.V., Lukushin V.A. (2023). Improving the university digital infrastructure management system: practice of social network analysis. Higher education in Russia. 32 (2). 61-79. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-61-79.
Babacan H., Arık E., Bilisli Y., Akgün H., Özkara Y. (2025). Artificial Intelligence and Journalism Education in Higher Education: Digital Transformation in Undergraduate and Graduate Curricula in Türkiye Journalism and Media. 6 (2). doi: 10.3390/journalmedia6020052.
Bernard Marr 9 Vital Steps to Create A Digital Transformation StrategyForbes.com. Retrieved April 06, 2025, from https://www.forbes.com/sites/bernardmarr/2023/08/22/9-vital-steps-to-create-a-digital-transformation-strategy/
Bocharova M.N. (2024). Formation of a new language personality when teaching a foreign language in a non-linguistic university in the context of digitalization: changing motivational triggers. Philological Sciences. Issues of theory and practice. 17 (2). 635-640. doi: 10.30853/phil20240091.
Chernysheva O.V. (2024). The impact of digital technologies on education. Aktualnye voprosy obrazovaniya. (2). 227-231.
Digital transformationAccenture.com. Retrieved April 06, 2025, from https://www.accenture.com/us-en/insights/digital-transformation-index
Guilherme Leme Digital Transformation KPIs: The Ultimate ListPipefy.com. Retrieved April 06, 2025, from https://www.pipefy.com/blog/digital-transformation-kpis/
Haroud S., Saqri N. (2025). Generative AI in Higher Education: Teachers and Students Perspectives on Support, Replacement, and Digital Literacy Education Sciences. 15 (4). 396. doi: 10.3390/educsci15040396.
Kerimbayev N., Abdykarimova S., Akramova A., Kultan J. LMS Moodle: Distance international education in cooperation of higher education institutions of different countriesArxiv.org. Retrieved April 06, 2025, from https://arxiv.org/abs/1604.08693
Klimina A.I., Krezhevskikh O.V. (2024). Preparing future teachers for the digitalization of preschool education. Open Education. 28 (6). 35-52. doi: 10.21686/10.21686/1818-4243-2024-6-35-52.
Kondakova I.V. (2022). Problems and risks of digitalization of the education system. Mir pedagogiki i psikhologii. (11(76)). 36-40.
Konstantinova L.V., Titova E.S., Petrov A.M. (2024). Institutional transformations of higher education: key gaps and new practices. Higher education in Russia. 33 (11). 9-28. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-11-9-28.
Kraychinskaya S.B., Petrov E.E., Romanova S.B. (2022). Personnel training for the vocational education system: federal and regional initiatives: Information bulletin M.: NIU VShE.
Lipis D.A., Panova E.A., Plis K.S., Schislyaeva E.R. (2019). Digital Mobility Of Human Capital In The Context Of Project Management The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. (117). 956-965. doi: 10.15405/epsbs.2019.12.05.117.
Lipis E.A., Kulieva A.M., Lipis D.A. (2023). Relevant competencies in the context of digital transformation of shipbuilding and related industries. Aktualnye problemy ekonomiki i upravleniya. (1(12)). 257-264. doi: 10.52899/978-5-88303-660-5_257.
Marlia M.A., Fahmy R., Lukito H., Games D. (2025). An Exploratory Study on Effective Leadership and Change Management in the Transformation of Indonesian Public Universities Towards World-Class University Status Sustainability. 17 (3). 1300. doi: 10.3390/su17031300.
Matt Fitzpatrick, Kurt Strovink How do you measure success in digital? Five metrics for CEOsMckinsey.com. Retrieved April 06, 2025, from https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/how-do-you-measure-success-in-digital-five-metrics-for-ceos
Priyanka Malik 10 Digital Transformation KPIs and Metrics to TrackWhatfix.com. Retrieved April 06, 2025, from https://whatfix.com/blog/digital-transformation-metrics/
Rudnik P.B., Zinina T.S., Akindinova N.V., Besschetnova E.V., Biryukova S.S., Gasparyan D.E., Dmitrieva N.E., Dranev Yu.Ya., Ibragimov R.S., Karlov I.A. i dr. (2024). Digital transformation: effects and risks in new conditions M.: ISIEZ VShE.
Shabir Ahmad, Sabina Umirzakova, Ghulam Mujtaba, Muhammad Sadiq Amin, Taegkeun Whangbo Education 5.0: Requirements, Enabling Technologies, and Future DirectionsArxiv.org. Retrieved April 06, 2025, from https://arxiv.org/abs/2307.15846
Shamsutdinova T. M. (2024). Digital footprint as a source of big data in education. Open Education. 28 (6). 13-21. doi: 10.21686/10.21686/1818-4243-2024-6-13-21.
Shatskaya I.V. (2024). Approaches to the training of engineering personnel in the context of digital transformation of education. Tsifrovaya transformatsiya. 30 (3). 46-51. doi: 10.35596/1729-7648-2024-30-3-46-51.
Shelepaeva A.Kh. (2022). Digital transformation: basic approaches to defining the notion. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya. 19 (1). 20-28. doi: 10.22363/2312-8631-2022-19-1-20-28.
Shutenko E.N., Shutenko A.I. (2023). Mechanisms for activating the personal potential of students in the context of digitalization of university education. Higher education in Russia. 32 (10). 91-114. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-10-91-114.
Silakova L.V., Andronik A., Kiselev A.D. (2024). The essence of digital transformation: concept and process. Baikal Research Journal. 15 (2). 568-579. doi: 10.17150/2411-6262.2024.15(2).568-579.
Strokov A.A. (2020). Digitalization of education: problems and prospects. Vestnik of Minin University. 8 (2(31)). 15. doi: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-15.
Tarasov I.V. (2019). Approaches to developing a strategic program of company's digital transformation. Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment. 10 (2). 182-191. doi: 10.17747/2618-947X-2019-2-182-190.
What is digital transformation?Ibm.com. Retrieved April 06, 2025, from https://www.ibm.com/think/topics/digital-transformation
What is digital transformation?Mckinsey.com. Retrieved April 06, 2025, from https://www.mckinsey.com/featured-insights/mckinsey-explainers/what-is-digital-transformation
Xholo N., Ncanywa T., Garidzirai R., Asaleye A.J. (2025). Promoting Economic Development Through Digitalisation: Impacts on Human Development, Economic Complexity, and Gross National Income Administrative Sciences. 15 (2). 50. doi: 10.3390/admsci15020050.
Xiang Deng, Zhongfei Zhang Sparsity-Control Ternary Weight NetworksArxiv.org. Retrieved April 06, 2025, from https://arxiv.org/abs/2011.0580
Страница обновлена: 14.06.2025 в 00:32:23