Сущность и приоритеты устойчивого развития в спортивной индустрии
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 5 (Май 2025)
Введение
Одним из трендов развития общества в настоящее время является глобализация. Данное явление наблюдается и в сфере спорта, чья глобальная роль выражается не только в распространении его по всему миру, но и в исполнении многих функций: воспитательной и социальной, функции повышения здоровья и благополучия, механизма объединения между различными формами любительской и профессиональной спортивной деятельности, а также объединения различных заинтересованных сторон. Как любое общественное явление, спорт постоянно находится в стадии развития. На спортивных соревнованиях начинают применять все больше технологий, а процесс организации спортивных мероприятий, особенно крупных, также постоянно совершенствуется. Одним из современных направлений развития является повышение «устойчивости» мероприятий, то есть их положительного влияния на социальные, экологические, экономические и другие аспекты.
Спорт несет в себе базовые ценности, и обладает способностью объединять; спорт может и должен играть важную роль в решении глобальных проблем, с которыми сталкивается человечество, особенно в свете геополитической ситуации современности. Спорту отводится двойственная роль: внутреннее регулирование сферы с целью уменьшения негативного влияния на окружающую среду и сохранение и распространение ценностных ориентиров. С течением времени спортивные мероприятия начинают нести все более глобальных характер, особенно это касается «мегасобытий», таких как Олимпийские игры, Чемпионаты мира по футболу и т. д. Увеличение масштабов и развитие «неспортивной», развлекательной, части мероприятий увеличивает влияние спортивных событий на окружающую среду. Подобная комплексность, с одной стороны, усложняет процесс экологического контроля и регулирования, а с другой, позволяет разрабатывать новые практики и распространять их на другие сферы деятельности. Устойчивое развитие, как комплексная философия, стало всеобщим трендом, однако степень разработанности темы взаимодействия устойчивого развития и спортивной сферы довольно низкая. Большая часть информации о практиках, принципах и методах содержится в различных сборниках, отчетах и рекомендациях заинтересованных сторон, таких как Программа ООН по окружающей среде (далее — ЮНЕП), Международный олимпийский комитет, Министерства спорта развитых стран и др. В научных работах рассматриваются отдельные аспекты воздействия спорта на окружающую среду и отдельные практики устойчивого развития. Например, David Parra-Camacho, María Huertas González-Serrano [3] в своей работе указывают на вклад спортивных мероприятий в устойчивое развитие. Многие авторы, такие как Jonathan Casper [4] рассуждают о необходимости вовлечения различных заинтересованных сторон, например болельщиков, в поддержание окружающей среды, то есть экологического аспекта устойчивого развития, а также о важности грамотного стратегического планирования в спортивной сфере. Brian P. McCullough, Timothy B. Kellison [5] в справочнике по спорту и окружающей среде говорят о важности использования спортивной сферы для развития «зеленой» экономики, в том числе в качестве инструмента просвещения, а также о практиках обязательной сертификации и стандартизации экологического развития спорта.
Однако важным представляется выявление возможностей для внедрения экологических практик устойчивого развития в организацию спортивных мероприятий в России на основе анализа экологического регулирования спорта РФ.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что были проанализированы и обозначены основные исторические этапы и существующие модели внедрения принципов устойчивого развития на спортивных мероприятиях, а также обозначены основные экологические проблемы спортивных мероприятий.
Возможности использования полученных в ходе исследования результатов для внедрения наилучших практик устойчивого развития в спортивную сферу на государственном уровне для Российской Федерации представляют интерес как для отдельных организаций отрасли, так и для совершенствования подходов государственного регулирования данной сферы.
Использование разнообразных общенаучных методов и подходов, таких как, сравнительный анализ, синтез и некоторых других, позволяет выявить возможности для внедрения регулярных практик и экологического менеджмента на спортивных мероприятиях, а также развивать концепцию устойчивого развития в свете ценностной роли спорта и его воздействия на широкий круг лиц.
Основная часть
Понимание того, что между защитой окружающей среды, правами человека и развитием, а также экономическим ростом должна быть установлена взаимосвязь, возникло лишь в 20 веке. Данный вывод был сделан из-за увеличения количества экологических катастроф, острых социальных и экономических проблем. Небезосновательными становятся идеи о том, что развитие цивилизации ограничивается исчерпаемым количеством ресурсов и размерами планеты, что в будущем может привести человечество к катастрофе. [6].
Впервые термин «устойчивое развитие» стал употребляться в сфере природопользования в середине ХХ века [7]. Позже понятие стало активно использоваться в экологической сфере, а после доклада «Наше общее будущее», подготовленного в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию Организации объединенных наций (далее — МКОСР ООН), используется повсеместно. Сформулировано следующее определение устойчивого развития: «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [8]. Также существует и другой перевод «sustainable development»– это термин “непрерывно поддерживаемое долговременное развитие” [7], который выступает альтернативной трактовкой понятия. Наиболее полное определение для российского позиционирования термина было предложено ученым, вице-президентом РАН В.А. Коптюгом: «концепция устойчивого развития предполагает достижение разумной сбалансированности социально-экономического развития человечества и сохранение окружающей среды, а также резкое сокращение экономического диспаритета между развитыми и развивающимися странами путем, как технологического процесса, так и рационализации потребления» [9]. Необходимость достижения сбалансированности социального, экономического и экологического факторов развития и обеспечение возможности удовлетворения жизненно важных потребностей будущих поколений неосуществимо без устойчивости развития в глобальном ракурсе, что нашло отражение в современных Целях устойчивого развития ООН (далее — ЦУР) [1]. ЦУР ООН являются глобальными по своему характеру и могут быть адаптированы соответственно проблемам и возможностям отдельных государств, поэтому и задачи, входящие в цели, должны решаться комплексно и повсеместно. Предполагается, что подписавшие резолюцию страны адаптируют цели под свои национальные особенности и внесут добровольный вклад в их достижение. Глобальный договор (далее — ГД ООН) способ эффективного вовлечения мирового бизнес-сообщества в достижение Целей устойчивого развития явился также международной инициативой для бизнеса в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. Компании-участники принимают добровольные обязательства по соблюдению основополагающих принципов ГД. То есть подтверждают свою убежденность в том, что ответственная коммерческая практика содействует большей экономической устойчивости, справедливости и развитию гражданского общества.
Хотя ЦУР носят, скорее, ориентировочный характер, в России на государственном уровне происходит внедрение таких принципов, что находит комплексное отражение в различных стратегиях и национальных концепциях. В документах, как правило, внимание фокусируется на проблемах окружающей среды и переходу к устойчивому социально-экономическому развитию, стабилизирующему экологическую ситуацию. Концепции предполагают создание правовых основ, экономических стимулов, системы показателей норм антропогенного воздействия и программы образования для обеспечения перехода к устойчивому развитию.
Комплексными документами, в которых нашло отражение устойчивое развитие государства стали Стратегии национальной безопасности РФ от 2009, 2015 и 2021 годов. Во всех из них говорится о связи национальной безопасной и устойчивого развития, выстроены долгосрочные приоритеты национального развития, без которых невозможно становление эффективной системы безопасности. Кроме экологии среди приоритетов можно выделить повышение качества жизни, экономический рост за счет использования инновационных технологий и вложений в человеческий капитал, развитие образования, науки и культуры.
В настоящее время важным источником информации о приоритетных направлениях развития в России служит Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". [2] В данном документе выделено 5 основных направлений, которые схожи с ЦУР:
- сохранение населения, здоровье и благополучие людей
- возможности для самореализации и развития талантов
- комфортная и безопасная среда для жизни
- достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство
- цифровая трансформация
Стоит также отметить, что в рамках упомянутого документа раскрывается понятие «Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации». Они «определяют ключевые направления государственной политики Российской Федерации по развитию инвестиционной деятельности в Российской Федерации и привлечению внебюджетных средств в проекты, связанные с положительным воздействием на окружающую среду, развитие социальных отношений и иных направлений устойчивого развития, определенных международными договорами Российской Федерации» [10].
С точки зрения ответственности бизнеса четкие принципы впервые были сформулированы генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в 2004 году в докладе «Неравнодушные побеждают» [11]. Именно тогда впервые появилась аббревиатура ESG, которая в настоящее время используется повсеместно, подразумевая экологические, социальные и управленческие факторы, которые финансовые организации должны регулярно интегрировать в инвестиционные процессы, а также раскрывать информацию и выпускать нефинансовую отчетность в стандартизированном формате. Основные направления, охватываемые ESG, приведены на рисунке 1
Рисунок 1. Основные направления ESG
Источник: составлено авторами на основе научного доклада «ESG: три буквы, которые меняют мир» [12]
В рамках концепции ESG перечисленные направления взаимосвязаны и являются полноценной частью основной деятельности компании.
Внедрение принципов ESG предполагает:
- публикацию открытой информации об устойчивой деятельности компании, а также ее конкретизацию количественными параметрами для сравнения потребителями и экспертами запланированных и фактических показателей, а также использовать данные для составления достоверных ESG-рейтингов.
- обязательное исполнение экологических, социальных и корпоративных обязательств.
В настоящее время особый интерес представляет взаимодействие спортивной сферы и вопросов защиты окружающей среды, как важного компонента обязательств ESG.
Проблемы взаимодействия современного спорта с окружающей средой, озвученные в 90-е годы прошлого века в рамках сотрудничества Программы ООН по окружающей среде (далее — ЮНЕП) и Международного Олимпийского комитета (далее — МОК) предполагают вовлеченность представителей Олимпийского движения в защиту окружающей среды и внедрение подходов устойчивого развития. Несмотря на сложную современную геополитическую обстановку набор идей по решению гуманистических и социальных задач с помощью спорта и олимпийского движения востребован, хотя внедрения каких-либо инноваций и стандартов чрезвычайно затруднено, как и координация взаимодействия международных спортивных организаций.
Экологические аспекты нашли отражение в 13 цели МОК: “следить за тем, чтобы Олимпийские игры и другие, относящиеся к его компетенции, соревнования проводились в условиях соблюдения правил охраны окружающей среды, поддерживать олимпийское движение в его стремлении и заботе о ее сохранении, принимать меры к тому, чтобы отразить эти положения в своей деятельности, вести просветительскую работу среди людей, объединенных олимпийским движением, по вопросам расширения совместной деятельности в этой области” [13].
Кроме того, Олимпийская Хартия 1996 года предполагает: «МОК предусматривает, что Олимпийские игры проводятся в условиях, которые демонстрируют ответственное отношение к экологическим проблемам, содействует демонстрации ответственного отношения к проблемам окружающей среды в рамках Олимпийского движения, принимает меры для отражения подобного поведения в своей деятельности и просвещает всех, кто связан с Олимпийским движением, важности устойчивого развития.» [13] Позже, в 1999 году МОК закрепляет обязательное применение принципов устойчивого развития во время организации и проведения Олимпийских игр в Повестке 21.
Если говорить о юридической силе Повестки 21, то она носит рекомендательный характер, а описанные нормы можно считать частью lex sportiva, или мягкого спортивного права. Специфика норм «мягкого права» состоит в том, что они, с одной стороны, не содержат юридически обязательных правил поведения, с другой стороны, они могут стать руководством к действию для субъектов, согласившихся действовать в соответствии с определенной рекомендацией. Исходя из этого, нельзя сказать, что в сфере спорта действуют строго закрепленные правила в отношении экологической повестки. Однако при добровольном намерении управляющих органов взять на себя ответственность по содействию ЦУР, для организаций существуют определенные рекомендации и инструкции, разработанные экспертами. Повестка 21 олимпийского движения, по мнению председателя Комиссии МОК по спорту и окружающей среде П. Шмитта, «….предлагает руководящим органам спортивного движения варианты возможного включения устойчивого развития в их политическую стратегию и описывает действия, позволяющие каждому индивиду активно участвовать в продвижении устойчивого развития, в частности, но не только, по отношению к спортивной деятельности». [14].
Программа, предложенная в Повестке, была построена вокруг следующих основных целей:
- улучшение социально-экономической ситуации
- сохранение ресурсов и управление ими для достижения ЦУР
- усиление роли основных групп, входящих в олимпийское движение (в том числе, молодежи, женщин, коренных народов и т.д.)
МОК является частью международного спортивного движения, но не может быть единственным инициатором по внедрению устойчивого развития в спортивную сферу, так как в спортивной индустрии отсутствует иерархия. Особенно это можно наблюдать сегодня, когда геополитическая ситуация повлияла на смещение акцентов во взаимоотношениях между спортивными организациями. Сегодня Международные спортивные федерации, союзы, ассоциации, как в профессиональном, так и в любительском спорте, а также различные исследовательские организации, Всемирное антидопинговое агентство и другие вынуждены принимать решения в контексте политической повестки.
Несмотря на противоречия, общемировые тренды постепенно распространяются как на уровне отдельных организаций, так и на уровне спортивной сферы в целом, а внедрение различных практик, как правило, происходит через добровольное сотрудничество авторитетных организаций. Создаются возможности для использования опыта и лучших устойчивых практиках в сфере спорта на международной арене. Примером служит платформа Sustainability.sport. [18] Она создана для того, чтобы повысить осведомлённость целевых аудиторий об инициативах в области устойчивого развития в спорте, чтобы содействовать обмену опытом и аккумулировать информацию о наилучших практиках устойчивого развития в спортивной сфере. Платформа ориентирована на широкое спортивное сообщество, включая международные спортивные федерации, клубы, средства массовой информации, спортсменов, организаторов мероприятий, города и за их пределами и позволяет проанализировать вовлеченность различных спортивных организаций в вопросы устойчивого развития. Данные позволяют сделать вывод о наличии стратегий и отчетов устойчивого развития у международных федераций, союзов и других организаций (например, ФИФА и Формула 1). Кроме того, существует возможность изучить лучшие практики в сфере устойчивости спортивных сооружений, спортивных мероприятий, также практики по организации устойчивой работы внутри спортивных организаций и т.д.
В 2021 году также был внедрен Индекс устойчивого развития спорта (SSI). SSI стремится собирать данные от команд и мест проведения мероприятий для агрегирования и анализа данных на предмет тенденций, лучших практик и общих проблем, структура которых приведена на рисунке 2
Рисунок 2. Проблемы, включенные в Индекс устойчивого развития спорта (SSI)
Источник: составлено авторами на основе Sustainable Sport Index Benchmarking Report [15]
Изначально общественное внимание было сосредоточено на экологических проблемах только самых масштабных спортивных мероприятий, таких как Олимпийские игры. В Стратегии устойчивого развития до 2030 года МОК указаны основные приоритеты, такие как: инфраструктура и природные объекты, ресурсы и источники управления, мобильность, рабочая сила и климат [14]. Действия, описанные в данной стратегии, интегрируются во все организационные процессы, события и в текущую работу организации. Сегодня, выбирая город для проведения очередных Олимпийских игр, МОК выдвигает серьезные экологические требования на каждом шаге подготовки и проведения соревнований. Выдвигая подобные стандарты, МОК осуществляет не только пропагандистскую деятельность, затрагивающую экологические проблемы, но и способствует развитию и трансформации городов, принимающих игры.
Проблемы взаимоотношения спортивной индустрии и мероприятий и окружающей среды можно отнести к глобальным и их невозможно урегулировать на локальной уровне или через влияние отдельных организаций. Поэтому ЮНЕП разработал специальную Стратегию «МИЧЕЗО», регулирующую взаимоотношения спортивной сферы и окружающей среды. Программа стратегии преследует 3 основные цели, перечисленные ниже:
- внедрение экологических практик в спортивную деятельность
- использование спорта для продвижения экологичного образа жизни, а также воспитание подрастающего поколения, которому близки спортивные ценности и бережное отношение к природе
- развитие производства экологически безопасных спортивных товаров [16].
Необходимость внедрения экологических привычек и ценностей посредством спорта обусловлена широкой аудиторией влияния. Именно этот факт позволяет не только применять экологические практики в рамках отдельных организаций или при проведении отдельных мероприятий, но и вовлекать болельщиков, спортсменов и другие заинтересованные стороны. Спортивный сектор находится в контакте с молодежью. Он предлагает зрелище, а его освещение в СМИ сопровождается возможностью давать и выполнять обязательства. Спортивные события приносят эмоции, но он также могут пищу размышлений и осознания последствий определенных действий. Также обширность спортивной сферы позволяет работать и с производственными процессами, и с процессом предоставления услуг, позволяет влиять на местные сообщества.
Может показаться, что спортивная сфера не оказывает серьезного влияния на изменение климата, потому что это, по большей части, сфера работ и услуг, а не производства. Несмотря на то, что спортивные организации редко являются крупными корпоративными «загрязнителями», проведение масштабных спортивных мероприятий оказывает влияние на экологическую обстановку. При несоблюдении жестких стандартов может происходить загрязнения почвы, воды и атмосферы. Все это способствует не только разрушению экосистемы в местах проведения соревнований, но и в целом оказывает негативное влияние на состояние планеты.
Например, углеродный след от прибывающих на мероприятие болельщиков вызывает увеличение количества парниковых газов в атмосфере, нагревая поверхность Земли. Также значительно увеличивается потребление невозобновляемых природных ресурсов, энергии. Спортивное мероприятие вызывает и увеличение различных видов отходов. Строительство спортивных объектов зачастую требует изменения природных ландшафтов. Требования, выдвигаемые организаторами крупных спортивных событий, затрагивают различные экологические аспекты, такие как использование альтернативных источников энергии, переработка, использование экологичных материалов и видов транспорта и т.д.
Главная сложность регулирования проблемы заключается в отсутствии одного «субъекта», который бы отвечал за устойчивость спортивного мероприятия, так как в процесс мероприятий вовлечены различные стороны, такие как спортсмены, болельщики, владельцы спортивных сооружений, спортивные организации, государство и т.д. С другой стороны, сложная структура и наличие многих вовлеченных сторон расширяет возможности для использования спортивной сферы в качестве источника экологических практик для различных организаций, а также в качестве инструмента просвещения.
Примерная структура участников индустрии спортивных мероприятий представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Основные участники спортивных мероприятий
Источник: составлено авторами
Важно, что данные категории могут пересекаться. Данный факт подтверждает сложность одномоментного внедрения устойчивого развития при организации спортивных мероприятий.
Также часто недостаточное количество внимания уделяется вопросам наследия крупных спортивных событий, а именно: будут ли востребованы возведенные для мероприятия сооружения, отправится ли использованное оборудование на переработку и т.д.
В дополнение к сказанному, можно выделить еще несколько проблемных моментов, из-за которых сложно оценить средний уровень воздействия спортивных событий на окружающую среду:
- экологическое воздействие сильно отличается в зависимости от вида спорта;
- необходимо отдельно оценивать потенциальное и реальное воздействие;
- необходимо оценивать тип и размер воздействия (оно может зависеть от интенсивности и «чувствительности» окружающей среды)
На рисунке 4 изображены потенциально возможные последствия спортивных мероприятий по отношению к окружающей среде.
Рисунок 4. Потенциальное экологическое воздействие спортивных мероприятий
Источник: составлено авторами на основе источника [17]
В Российской Федерации отсутствуют каких-либо отдельные экологические стандарты или требования к проведению спортивных мероприятий (по итогам проведенных мега событий в России не появилось изменений в законодательстве). Экологичность проявляется только в рамках отдельных инициатив. При рассмотрении мероприятий, проводимых в России можно отметить наличие экологического регулирования на крупнейших международных соревнованиях (Универсиада 2013, Олимпийские игры 2014 и Чемпионат мира по футболу 2018). Анализ стратегии и отчетов по устойчивому развитию ЧМ-2018 показал, что в России существуют возможности для организации и проведения «устойчивого» спортивного мероприятия. Во время проведения ЧМ-2018 все задействованные стадионы соответствовали стандартам «зеленого» строительства, действовала система раздельного сбора мусора, был сделан выбор в пользу ответственных поставщиков и подрядчиков. Тем не менее, подобные действия реализовывались (как и до этого) только непосредственно во время проведения мероприятия. На внутренних российских спортивных мероприятиях нет экологических требований, поэтому нет мотивирующих факторов для развития существующего потенциала. Об этом говорит, например, тот факт, что после окончания действия «зеленой» сертификации, ни один стадион не стал повторно проходит сертификацию. Несмотря на возможности стадионов использовать стандарты, в настоящий момент нет каких-либо инструментов стимулирования их использования, а также развития культуры сохранения устойчивых практик после проведения международных мероприятий.
Анализ уставных документов и новостных лент аккредитованных общероссийских спортивных федераций с точки зрения наличия экологических аспектов в программе развития вида спорта и официальных документах, а также наличия экологических инициатив в деятельности федераций, показывает, что только пятая часть спортивных федераций в программе развития заявляют о содействии реализации государственной спортивной политики путем решения оздоровительных, экологических, экономических и других проблем. Еще меньше доля организаций, освещающих экологическую повестку, проводит просветительские мероприятия о влиянии спорта на окружающую среду. Также большинство подобных практик носит разовый характер и не реализуется на постоянной основе. Чаще всего об экологической повестке задумываются в тех видах спорта, которые непосредственно связаны с природой или несут очевидный отрицательный эффект (например, водно-моторный спорт, мотоциклетный и автомобильный спорт, альпинизм и сноуборд). Это лишний раз подтверждает необходимость повышения заинтересованности государственных учреждений в реализации программ устойчивого развития в спорте.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать выводы, что концепция устойчивого развития постепенно внедряется в международную политику и на национальном уровне. Россия, как страна-участник ООН также обязалась адаптировать устойчивое развитие с учетом национальных особенностей. Данная концепция находит отражение в различных правовых актах. Для бизнеса устойчивое развитие выражается в корпоративной социальной ответственности и ESG. Данные концепции имеют общую цель и схожее содержание, но могут отличаться в уровне формализованности и границах распространения в зависимости от сферы применения.
Спортивная индустрия отличается от других сфер тем, что находится на пересечении интересов различных лиц и организаций: спонсоров, государства, спортсменов, зрителей и т.д. Эту особенность можно рассматривать с точки зрения рисков и возможностей. Риски заключаются в сложности экологического регулирования такой обширной сферы и диверсифицированной ответственности исполнителей, возможности заключаются в использовании спорта в качестве инструмента воздействия на широкий круг лиц. Делать это возможно с помощью различных ценностно-просветительских проектов и с помощью инструмента привлечения инвесторов.
Инициатором и распространителем различных практик зачастую ранее выступал МОК, и в настоящее время большинство крупных международных спортивных мероприятий организуется в соответствии с принципами устойчивого развития. Примерами таких действий может служить использование международных ESG стандартов, а также выдвижение определенных «устойчивых» требований крупнейшими спортивными организациями к проводимым ими мероприятиям.
В нашей стране в настоящий момент отсутствует выстроенная структура экологического менеджмента в спортивной сфере, так как на государственном уровне закрепленных стандартов и регламентов не так много. Возможным отправным документом может стать ГОСТ Р ИСО 20121-2014 «Системы менеджмента устойчивого развития. Требования и практическое руководство по менеджменту устойчивости событий», поскольку, среди частных инвесторов, особенно при взаимодействии с международной ареной прослеживается развивающийся интерес к теме, готовность использовать наилучшие практики и инвестировать в экологическое направление. Сфера спортивных зрелищ — это мощный инструмент влияния на массовое сознание, инструмент «создания» ценностей. Именно поэтому в соответствии со стратегией устойчивого развития России, регулирование экологической составляющей массовых спортивных мероприятий соответствует государственным интересам. Кроме того, представляется важным создать регламентирующие нормы и стандарты и для введения конкретных инструментов и методологий устойчивости объектов, мероприятий, отчетов и т. д., а также для облегчения проведения контрольных мероприятий для обязательных мер.
Кроме регламентирующих норм необходимо вводить и рекомендательные документы, такие как руководства, инструкции и рекомендации, которые позволили ли бы менеджерам на местах начать внедрение определенных практик. Так как совершить полных переход в один момент довольно сложно, органы, принимающие решения должны видеть инструменты, с помощью которых они могут постепенно переходить к устойчивому развитию без кардинальных одномоментных изменений. Также важно, чтобы подобные руководства различались для отдельных видов деятельности внутри сферы, для отдельных уровней соревнований или видов спорта.
Следующим возможным этапом развития представляется создание отчетов о внедренных Российских практик, а также сборников наилучших практик. Данные действия необходимы для отслеживания изменений и для обмена опытом, а также для стимулирования отдельных организаций к принятию каких-либо действий в сфере ESG. Стоит отметить, что на начальных этапах может создаваться только единый отчет, так как практики не могут быть введены одновременно и повсеместно. Однако позже может быть выстроена культура нефинансовой отчетности спортивных организаций, в которой они будут отражать результаты устойчивого развития.
В настоящее время внимание мирового сообщества направлено на решение глобальных проблем, особенно геополитических. Экологическая повестка, важная в свете возрастающего негативного воздействия деятельности человека на окружающую среду, стала менее резонансной, но от этого не потеряла своей актуальности. Представляется, что в подобной ситуации крупнейшие спортивные организации, как «драйверы» развития спортивной сферы, должны демонстрировать действия для снижения негативного воздействия своей деятельности на окружающую среду. Именно поэтому необходимо включение спортивных организаций в повестку устойчивого развития.
Поскольку ЦУР ООН разработаны для глобальных масштабов, их достаточно сложно адаптировать для отдельных организаций, которые также могут внести вклад в их достижение. Нашедшее распространение в корпоративной практике понятие, как ESG — сочетание экологических, социальных и корпоративных практик, направленных на увеличение ответственности организации, может служить способом адаптации концепции устойчивого развития к деятельности отдельных экономических субъектов, в том числе в спортивной сфере.
Страница обновлена: 15.04.2025 в 10:59:18