Интеграция маркетинговой концепции «green-marketing» в спортивные индустрии

Дивина Т.В.1, Малоземов В.В.1
1 Академия труда и социальных отношений, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать:
Дивина Т.В., Малоземов В.В. Интеграция маркетинговой концепции «green-marketing» в спортивные индустрии // Экономика и управление в спорте. – 2023. – Том 3. – № 2. – С. 87-100. – doi: 10.18334/sport.3.2.119732.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54898397

Аннотация:
В статье авторами раскрыты пути использования маркетинговой концепции «Green-marketing» в спортивной индустрии. В настоящее время вопрос экологии, включая охрану окружающей среды и устойчивое развитие, является актуальной проблемой. Такая повышенная осведомленность людей обусловлена растущим научным пониманием экологических проблем, видимыми последствиями изменения климата и растущим чувством ответственности за экологию. Вопрос обращения с отходами и его воздействия на окружающую среду привлекает внимание мировой общественности, а тема экологии приобретает глобальные масштабы. Осознание вреда, причиняемого неадекватной переработкой отходов и более широкими экологическими проблемами, привело к растущему движению к устойчивому развитию и ответственным экологическим практикам. В результате этого появился зеленый маркетинг, который свидетельствует о растущем рынке устойчивых и социально ответственных продуктов и услуг. Зеленый маркетинг представляет собой бизнес-подход, направленный на удовлетворение потребностей современных потребителей, сводя к минимуму негативное воздействие на окружающую среду и обеспечивая способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Зеленый маркетинг в спортивной индустрии не только соответствует глобальным экологическим проблемам, но также может улучшить имидж спортивных организаций и привлечь экологически сознательных спонсоров и болельщиков.

Ключевые слова: интеграция, «green-marketing», спорт, индустрия, спортивные организации, экология, социальная ответственность

JEL-классификация: L80, L83, M20



Введение

В современном мире можно однозначно сказать, что вопрос экологии в разных индустриях стал привлекать все больше внимания аудитории. По данным Nielsen, 57% опрошенных россиян заявили, что для них факт осуществления компаниями программ по защите окружающей среды является чрезвычайно важным [6]. Российские исследователи с начала 2010-х годов затрагивали вопросы взаимосвязи экологии и спорта [13, 14], в частности, выявлялись наиболее опасные для экологии виды спорта [10], изучалось влияние экологии на спортивное образование [11, 17], рассматривались вопросы экологической безопасности в спортивной отрасли [12, 15], исследовались особенности адаптационных изменений в организме спортсменов под влиянием неблагоприятных экологических факторов [16] и пр. Маркетинговые аспекты деятельности спортивных организаций изучались в работах Аверина А.В. [18] Беликовой Е.В. [19], Лебедевой С.А. и Беляковой М.Ю. [20] и др.

Основная часть

Современный потребитель все больше заинтересован в покупке продуктов и поддержке компаний, которые соответствуют их ценностям и заботе об экологической устойчивости и социальной ответственности. Многие компании используют экологическую и социальную ответственность, чтобы привлечь и удержать клиентов, которые отдают приоритет устойчивому развитию и этическим методам ведения бизнеса. Потребителей все больше беспокоят социальные и этические аспекты производства. Они хотят поддерживать компании, которые демонстрируют приверженность справедливой трудовой практике, правам работников и благополучию общества.

В особенности это касается компаний, занимающихся добычей природных ресурсов: нефти и газа. Соответствующую информацию можно найти в ряде источников, где предоставлены ежегодные рейтинг-отчеты о нефте и газодобывающих компаниях [1].

К сожалению, подробных рейтингов компаний, осуществляющих деятельность в спортивной индустрии или связанной с ней, нет. Это сопряжено в первую очередь с тем, что спортивные организации или клубы не занимаются деятельностью, прямо влияющей на экологическую обстановку отдельно взятых районов. Однако важно говорить о тенденциях и мероприятиях, которые есть в мировом спорте и которые в то же время влияют на экологическую обстановку [2].

Таким образом, можно сказать, что одним из мировых трендов последних лет является зеленый маркетинг. Зеленый маркетинг — это целостный подход, направленный на баланс интересов бизнеса с экологической и социальной ответственностью. Это стало важным аспектом современных маркетинговых стратегий, привлекая растущее число экологически сознательных потребителей.

Зеленый маркетинг предполагает информирование потребителей о воздействии продуктов и услуг на окружающую среду. Это дает потребителям возможность делать осознанный выбор и поддерживать экологически ответственный бизнес. Зеленый маркетинг ориентирован на долгосрочную перспективу и фокусируется на благополучии будущих поколений. Он стремится сбалансировать текущие потребности с сохранением ресурсов и экосистем на благо будущего населения.

Центром проведения любого спортивного мероприятия являются спортивные сооружения. Подобные здания могут приносить большой вред экологии: выбросы парниковых газов, мусор от болельщиков, вырубка деревьев. С каждым годом при планировании новых проектов по постройке спортивных стадионов инженеры стараются внедрять “зеленые” технологии, для того чтобы сокращать негативное влияние на окружающую среду.

В мире существует несколько успешных примеров по интеграции экологических технологий в функционал спортивного сооружения: Амстердам Арена (г. Амстердам, Нидерланды), Эстадио Омнилайф (г. Сапонан, Мексика), Арена Пернамбуко (г. Ресифи, Бразилия), Levi’s Stadium (г. Санта-Клара, США), Lincoln Financial (г. Филадельфия, США), Golden 1 Center (г. Сакраменто, США).

Аместердам Арена – домашний стадион профессионального футбольного клуба “Аякс”. Он вмещает 55 тысяч болельщиков. В функционал стадиона встроены 4200 солнечных панелей и один ветряк. Благодаря данным панелям стадион активно пользуется возобновляемой энергией. Также есть система накопления энергии, которая работает от вторично использованных аккумуляторов электромобилей. Для ухода и полива футбольных газонов предусмотрена система сбора дождевой воды с крыши стадиона.

Эстадион Омнилайф является домашним стадионом профессионального футбольного клуба “Гвадалахара”. Вместимость арена составляет 50 тысяч зрителей. На крыше стадиона также расположены специальные емкости для дождевой воды. Часть воды используют для ухода за газоном, а другую часть отправляют в душевые кабины и туалеты. Благодаря экологическому функционалу арены удалось сократить выбросы СО2 на 50 тонн в год.

Арена Пернамбуко – футбольный стадион, который был построен к чемпионату мира по футболу 2014 года. Он вмещает 46 тысяч человек. Благодаря экологическим инженерным решениям арена обеспечивает себя на 30% возобновляемой солнечной энергией, которая используется в нагреве воды, освещении. Всего в инфраструктуре арены расположено 3500 тысячи солнечных батарей. Когда на стадионе не проводится никаких мероприятий электроэнергию продают городу.

Levi’s Stadium – домашняя арена национальной футбольной лиги США “Сан-Франциско Форти Найнсерс”. Стадион вмещает 70 тысяч человек. Арена получила два международных сертификата LEED. Болельщики в режиме реального времени могут следить за состоянием воздуха и потреблением электроэнергии на панели, которая расположена рядом со стадионом. Спортивный комплекс частично питается от солнечных панелей, которые расположены на крыше. Также руководство арены приняло решение о сокращении логистического пути поставщиков. Все необходимые продукты и товары закупаются по соседству. Сделано это для того, чтобы минимизировать выбросы СО2 и сократить транспортный след.

Lincoln Financial Field – домашняя площадка “Филадельфии Иглз” (команды Национальной футбольной лиги). Арена вмещает около 69 тысяч человек. Благодаря установленным 14 ветряком и 11 тысячам солнечных батарей спортивный комплекс обеспечивает свою потребность в электроэнергии на 30%. Арене получается добывать 4мВт. В сам стадион встроены энергосберегающие люминесцентные лампы, таймеры для кондиционирования. Все покрытия данных установок выполнены из переработанного волокна. Также на арене установлены биогенераторы для компостирования пищевых отходов. В результате сотрудникам арены удаются ежегодно сохранять около 4 тысяч тонн продуктов. В 2018 году стадион наградили международным экосертификатом LEED.

Golden 1 Center – мультифункциональный спортивный комплекс. Арена вмещает 20 тысяч зрителей. Особенность данного стадиона заключается в своей способности обеспечивать себя на 100% за счет солнечной энергии. Арена экономно расходует воду, что привело к сокращению ее потребления на 45%. При очередной реконструкции комплекса почти 99% строительных отходов удалось использовать повторно при специальной переработке.

Таким образом, в результате анализа Северо-Американской индустрии на примере Национальной Хоккейной Лиги, мы можем видеть, что главная хоккейная лига мира стремится выстроить глобальную экологическую систему, которая помогала бы на территории всего континента не только спортивному сообществу, но и ее сторонникам.

За последние 8 лет «NHL-Green» руководила устойчивыми инновациями на всех уровнях хоккея и поощряла спортивную индустрию использовать новейшие лучшие практики, технологии и услуги посредством сбора анализа данных, привлечения сторонников. По мере развития «NHL-Green» лига стала рассматривать экологическую устойчивость как важный принцип своих социальных целей. Проекты, которые были запущены данной маркетинговой стратегией оказывают огромное влияние на весь социум, они нацелены на правильное воспитание ценностей и на защиту будущих поколений от экологических катастроф.

«Также НХЛ продолжает изучать новые технологии в области возобновляемой энергии и создании энергии на месте. Благодаря регулярным социологическим опросам хоккейного социума, Национальная Хоккейная Лига получает своевременный фидбек о результате программы “NHL-Green”. Данная лига служит отличным примером коллаборации успешной выстроенной системы КСО и сетевого маркетинга, которая максимально эффективно сказывается на окружающей среде» [3].

Вышеизложенное подчеркивает необходимость детального анализа отечественной спортивной индустрии по вопросу внедрения экологических процессов.

Отечественная спортивная индустрия, на текущий момент, находится только в стадии зарождения движения экологии в спорте.

Стоит отметить, что Российской Федерации очень большие перспективы. Руководители лучших лиг страны следят за североамериканскими тенденциями и инновациями, стараясь интегрировать похожие идеи в нашу отрасль.

В данном случае объектами анализа будут выступать две крупнейшие лиги по хоккею и баскетболу в России: Чемпионат Мира 2018 года; Проект #ЭкоСпорт; Континентальная Хоккейная Лига – основана в 2008 году. Объединяет команды из России, Казахстана, Китая; Единая Лига ВТБ – создана также в 2008 году.

Чемпионат Мира 2018 года был одним из самых значимых международных соревнований в истории спортивной индустрии Российской Федерации. По международным стандартам FIFA на каждом Чемпионате Мира начиная с 2014 года должны быть распространены экологичные сборы отходов. Чемпионат Мира в России не стал исключением. Основной концепцией данного правила являлся сбор отходов по фракциям: органика, стекло, макулатура и пластик.

В ходе организации Чемпионата Мира одной из главных целей стала минимизация генерации отходов. Необходимо было максимально отказаться от неперерабатываемых видов отходов. Данную систему тестировали предварительно на Кубке Конфедераций в 2017 году. Одним из решений стало использование многоразовых памятных стаканов с символикой турнира. Более 95% болельщиков захотели оставить данный сувенир на память.

Раздельный сбор мусора был организован на 12 стадионах в 11 городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Саранск, Калининград, Волгоград, Екатеринбург, Самара, Сочи, Ростов-на-Дону). Однако по окончанию Чемпионата Мира данный опыт не прижился в спортивной индустрии Российской Федерации. Основными сложностями стали невольно перемешанные отходы, из-за которых специализированные фирмы не принимали мусор в дальнейшую переработку. Компостирующее направление в России слабо развито. Существует дефицит фабрик, заводов, где могли бы сделать качественную переработку товарно-бытовых отходов.

С каждым годом спортивная индустрия Российской Федерации старается все больше интегрировать концепции зеленого маркетинга и зеленого менеджмента в отрасль. Одним из примеров подобного движения является экологический проект столицы #ЭкоПроект.

#ЭкоСпорт – проект социальной направленности. Он реализовывается при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных не коммерческих организаций (НКО) Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы с 11 января 2023 года по 30 июня 2023 года. Основной целевой аудиторией данного проекта является спортивная молодежь. Количество молодых москвичей, которые занимаются спортом растет ежегодно. Данной категории населения в большой степени чем другим людям присущи такие качества как желание добиться результата, энергичность, работоспособность, обучаемость, концентрация, сила воли и психологическая устойчивость.

В связи с этим молодые спортсмены часто становятся неформальными лидерами в подростковой и юношеской среде, помогают окружающим формировать определенные паттерны поведения. Молодежь города Москвы, сформировав привычку осознанного раздельного сбора мусора, могут стать амбассадорами экологических движений среди молодежи и студентов столицы.

Рисунок 1- Концепция экологического проекта «#ЭкоСпорт»

Источник: Разработано автором на основании источника [5]

Ключевой целью проекта является просвещение активных молодых граждан о важности правильной сортировки товарно-бытовых отходов, его рабочем цикле и дальнейшем применение второсортного сырья. Проект реализовывается по средствам активностей: лекционно-практические мероприятия; мастер-классы; открытые мероприятия.

Одной из основных тематик проведения мероприятий является социальный проект “Футбол за экологию” при поддержке грантов Мэра Москвы. В ходе проведения активностей юным спортсменам демонстрирует правильное распределение и сортировку перерабатываемого вторсырья в игровой форме. Данный проект является примером развития и интеграции экологии в спортивную индустрию Российской Федерации.

Данные лиги были катализаторами появления экологического маркетинга в спортивной индустрии в Российской Федерации.

КХЛ 15 февраля 2019 года запустила проект “БуллитБотл”. БуллитБотл - экологически ориентированный проект, целью которого является повышение осведомленности и содействие ответственной переработке отходов. Подобные инициативы играют решающую роль в решении глобальных проблем управления отходами и охраны окружающей среды.

Пластик является перерабатываемым материалом, и его переработка может принести ряд экологических преимуществ. Однако важно уточнить, что не все пластики подлежат вторичной переработке на 100%, и эффективность переработки пластика может варьироваться в зависимости от типа пластика, инфраструктуры переработки и поведения потребителей.

Для данного проекта был разработан специальный сетчатый контейнер с верхом, в виде хоккейный ворот. В подобном интерактиве могут принимать участие абсолютно все болельщики, для этого всего лишь нужна пластиковая бутылка и клюшка, которая предоставляется командой организаторов от хоккейного клуба.

«Целью данного проекта является развитие культуры по раздельному сбору отходов всем, кто любит хоккей и поддерживает любимые команды на стадионе. Хоккейные арены – это идеальное место для того, чтобы выработать этот навык. Так как во время матча все напитки продаются в пластиковой упаковке, то использованной тары всегда много. Сам процесс раздельного сбора должен быть простым и понятным, поэтому идея в том, чтобы превратить это в веселое состязание на меткость» [3].

«Предприятия по переработке пластика есть практически в каждом крупном российском городе. Пластиковые бутылки, отправленные во вторичную переработку, могут послужить сырьем для изготовления спортивной формы, строительных материалов и игрушек». [9]

В мире производится больше отходов, чем когда-либо прежде, включая пластмассы, электронные отходы и другие небиоразлагаемые материалы. Неправильная утилизация и управление этими отходами привели к загрязнению, разрушению среды обитания и угрозе для здоровья. Загрязнение пластиком, в частности, привлекло значительное внимание из-за его широкого и постоянного присутствия в окружающей среде, от океанов до городских территорий. Вредное воздействие одноразового пластика на экосистемы и дикую природу привело к призывам сократить потребление пластика и улучшить усилия по переработке. [4]

Стоит отметить, что предприятия по переработке товарно-бытовых отходов также заинтересованы в получении сырья. Таким образом здесь возникает Win-Win ситуация.

В результате данного проекта была разработан следующий эквивалент переработки бутылок, который представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Эквивалент переработанных пластиковых бутылок и нового продукта

Первые тестирования данного проекта были проведены в 18-20 февраля 2019 года. Первым хоккейным клубом, кто решил сразу поддержать этот проект был ХК “Динамо”, и начиная уже с первого игрового эко-викенда, были получены впечатляющие результаты:

· Было собрано более 90 килограммов пластиковых бутылок;

· Проект был подхвачен другими популярными командами лиги (ЦСКА, Локомотив, Авангард, Торпедо, Салават Юлаев);

По итогу к началу нового сезона 2019/2020 к данному проекту присоединилось еще несколько команд, и число сторонников возросло до 18. Дальнейшей целью является полный охват лиги проектом “БуллитБотл”.

Однако стартовой платформой экологических проектов в нашей стране стала Единая Лига ВТБ. Именно ее проект “БаскетБотл” стал основой проекта “ БуллитБотл”. Стоит отметить, что КХЛ и Единая Лига ВТБ ведут тесное сотрудничество абсолютно в разнообразных направлениях.

“БаскетБотл” бы основан в 2017 году. Единая Лига ВТБ при поддержке Минприроды России и компании СИБУР заявила о новой экологической инициативе по ответственному отношению к отходам пищевого пластика. Начиная с мая 2017 года лига ввела условие проведения всем матчей регулярного чемпионата и play-off. [8]

Данное обязательство заключалось в передаче перерабатывающем компаниям все использованные пластиковые бутылки. Данный проект был сразу же одобрен и поддержан всеми клубами. В ходе этого проекта рассматривается переход на полное обмундирования спортсменов из переработанного сырья. Через несколько месяцев лига представила иллюстрацию о потенциале данного проекта, которая представлена на рисунке 3.

Изображение выглядит как диаграмма

Автоматически созданное описание

Рисунок 3 - Потенциальные продукты, которые можно получить из переработанного пластика

Источник: [7]

В 2018 году Единая Лига ВТБ сделала еще один большой шаг в экологическом маркетинге спортивной индустрии. При помощи переработанного материала они смогли произвести первый истории баскетбольный мяч, который сделан из переработанного пластика. Он был продемонстрирован на матче всех звезд “Единой Лиги ВТБ 2018”. Это был первый случай в истории, когда баскетбольный матч был сыгран с помощью такого мяча. В дальнейшем Лига получила лицензию от Международной Баскетбольной Ассоциации на проведение всех матчей с помощью ЭкоМяча.

Также на территории Российской Федерации в мае 2017 года была основана некоммерческая организация «ЭкоСпорт», которая является автором проектов «БуллитБотл» и «БаскетБотл». Данная организация преследовала цели повышения экологического воспитания у граждан, занимающихся физической культурой и спортом. Данная организация начинала работать с хоккеем и баскетболом. При помощи стратегии диверсификации расширяла свои проекты и на другие виды спорта. «ЭйсБол» в теннисе и «ГандБотл» в гандболе.

“ЭкоСпорт” тесно сотрудничал с:

· Сколково – здесь разрабатывают новые интерактивные автоматы для установки на спортивные стадионы. Подобный автоматы носят игровой характер, а также помогают людям запоминать, какие бытовые отходы необходимо сортировать;

· Сибур – одна из главных компаний, которая ведет активную поддержку всех экологический проектов “ЭкоСпорт”;

· Единая Лига ВТБ;

· КХЛ;

· Многими спортивными клубами (“БК ПАРМА”, “ГК Спартак”, “ХК ЦСКА”, “ХК Динамо”, “ХК Витязь”).

На текущий момент некоммерческая организация «ЭкоСпорт» перестала вести какие-либо маркетинговые активности. Деятельность проекта приостановилась в 2020 году.

Заключение

Таким образом, на основе проведенного анализа green-маркетинга в спортивной индустрии Российской Федерации мы можем сделать вывод, что в регулярные отечественные чемпионаты крупнейших лиг интегрируются экологические проекты, которые также относятся к КСО. Была организована специальная некоммерческая организация, которая занималась продвижением и популяризацией экологии в спорте. Успешными результатами можно назвать внедрения проектов БуллитБотл, БаскетБотл, ЭкоМяч, в профессиональные лиги. Они вошли в повседневную жизнь регулярных чемпионатов по баскетболу и хоккею. Однако на сегодняшний день в спортивной индустрии Российской Федерации нет никаких единых действующих систем, которые активно бы продвигали экологическое движение в профессиональном спорте.


Источники:

1. Абаев А.Л., Алексунин В.А. Международный маркетинг. / Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 158 c.
2. Алексеев С.В., Дивина Т.В., Саттаров Н.Г. Маркетинговая среда физкультурно-спортивной организации // Спорт: экономика, право, управление. – 2018. – № 1. – c. 5-7.
3. Дивина Т.В., Малоземов В.В. Интеграция инструментов экомаркетинга и социальной ответственности в деятельность спортивных организаций // Влияние пандемии и ценностей цифрового трансгуманизма на перспективы развития сферы услуг: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань, 2022. – c. 236-239.
4. Яружина Э.С., Дивина Т.В. Современная система управления твердыми бытовыми отходами // Экономические исследования и разработки. – 2021. – № 6. – c. 54-61.
5. Экоспорт. Футболзаэкологию.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://футболзаэкологию.рф/tpost/2oko39s0g1-proekt-ekosport-prodolzhenie-proekta-fut (дата обращения: 25.01.2023).
6. Континентальная Хоккейная Лига. [Электронный ресурс]. URL: https://www.khl.ru/.
7. Единая Лига ВТБ при поддержке Минприроды России и компании СИБУР заявляет о новой экологической инициативе по ответственному отношению к отходам пищевого пластика. Vtb-league.com. [Электронный ресурс]. URL: https://vtb-league.com/ru/pages/basketbottle/.
8. Лига ВТБ при поддержке «Минприроды России» и компании СИБУР заявляет о новой экологической инициативе. Vtb-league.com. [Электронный ресурс]. URL: https://vtb-league.com/ru/news/liga-vtb-pri-podderzhke-minprirody-rossii-i-kompanii-sibur-zayavlyaet-o-novoj-ekologicheskoj-initsiative/.
9. Забей важный буллит: в КХЛ стартует экологический проект. Khl.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.khl.ru/news/2019/02/15/431924.html (дата обращения: 15.02.2020).
10. Юрова В.К. Экологические проблемы спорта // Современные векторы прикладных исследований в сфере физической культуры и спорта: Сборник статей III Международной научно-практической конференции для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. Воронеж, 2022. – c. 449-455.
11. Серпер С.А. Экология и спорт: особенности взаимосвязи в процессе обучения в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – № 2(27). – c. 218-220. – doi: 10.26140/anip-2019-0802-0051 Parse.
12. Дралло И.Л. К вопросу об экологической безопасности в спорте // Московский экономический журнал. – 2021. – № 8. – c. 331-337. – doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10477.
13. Емельянов Б.А., Калинкин Л.А., Левандо В.А. Экология спорта как раздел спортивной науки. Механизм развития эндоэкологических патогенных факторов при спортивной деятельности // Вестник спортивной науки. – 2011. – № 2. – c. 50-54.
14. Цыганенко О.И., Склярова Н.А. Экология физической культуры и спорта как наука и перспективы ее преподавания в вузах физического воспитания и спорта // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 5. – c. 109-114.
15. Цыганенко О., Склярова Н., Путро Л., Оксамытная Л. Научные основы концепции экологической безопасности спортивной деятельности в олимпийских видах спорта // Наука в олимпийском спорте. – 2009. – № 2. – c. 55-61.
16. Захаров Н.Е., Шлапакова С.Н., Кондрашова И.Н., Кондыкова Н.Н. Влияние неблагоприятных экологических факторов на адаптационные изменения в организме спортсменов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. – 2021. – № 4. – c. 34-38. – doi: 10.37882/2223-2966.2021.04.18.
17. Панина О.В., Шишкина Т.Г., Горбунова Ю.В., Тарасов В.А. Экологический фактор физического воспитания // Традиции и инновации воспитательной работы в вузе: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Саратов, 2020. – c. 96-101.
18. Панферов Д.Д., Аверин А.В. Маркетинговые стратегии футбольных клубов // Креативная экономика. – 2020. – № 8. – c. 1847-1862. – doi: 10.18334/ce.14.8.110717.
19. Беликова Е.В., Степанян В.М., Селиванова С.Р., Перфильева И.В. Экономические особенности формирования инструментов маркетинга в некоммерческих спортивных организациях // Креативная экономика. – 2022. – № 12. – c. 5119-5132. – doi: 10.18334/ce.16.12.116755.
20. Лебедева С.А., Харченко Д.Е., Дьяконов А.Д., Белякова М.Ю. Использование технологии NFT (невзаимозаменяемые токены) как инструмента спортивного и туристического маркетинга // Информатизация в цифровой экономике. – 2023. – № 2. – c. 167-182. – doi: 10.18334/ide.4.2.117774.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:18:14