Тенденции развития новых соревновательных дисциплин в современной спортивной индустрии России

Беликова Е.В.1, Перфильева И.В.1, Чернявская Е.Ю.2
1 Волгоградская государственная академия физической культуры
2 Волгоградский институт бизнеса, Россия, Волгоград

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 10 (Октябрь 2021)

Цитировать:
Беликова Е.В., Перфильева И.В., Чернявская Е.Ю. Тенденции развития новых соревновательных дисциплин в современной спортивной индустрии России // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 10. – С. 3879-3892. – doi: 10.18334/ce.15.10.113591.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47167115
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
В статье приведено исследование основных тенденций развития новых соревновательных дисциплин в спортивной индустрии России. Выделены проблемы требующие решения для стабильного развития индустрии спорта. Также отмечены стремительно развивающиеся направления в индустрии спорта. Результаты проведенного исследования говорят о различные рода перспективах развития современной индустрии спорта. Кроме этого, выяснено, что основным быстрорастущим источником доходов в спортивной индустрии становится спонсорство. Оно прогрессирует как во всем мире, так и в отдельных странах, в том числе и в России. Выделены некоторые сегменты рынка спортивной индустрии. В рамках данной работы было выявлено, что в настоящее время развиваются новые технологии, которые проникают во все сферы жизнедеятельности человека. С развитием техники стала эволюционировать и игровая индустрия и, стало очевидно, что «Игровой мир» будет соревноваться за право стать спортивной дисциплиной и получить шанс стать олимпийским видом спорта. В рамках исследуемой темы был сделан вывод, что развитие информационных, компьютерных технологий, способствует открытию новой соревновательной дисциплины в спорте. Кроме этого, рынок компьютерных технологий имеет огромный потенциал, чтобы внести вклад в экономику России

Ключевые слова: индустрия спорта, соревновательные дисциплины, киберспорт, профессиональный спорт, спортивный менеджмент, спортивные федерации, финансирование спорта, спонсорство, экосистема спортивных соревнований

JEL-классификация: Z20, Z21, Z29



Введение

Современное положение в мире создало новые предпосылки к занятиям физической культурой и спортом. При помощи тренеров, преподавателей и других специалистов в отрасли физической культуры и спорта реализуется стремление к самосовершенствованию. Здоровье – главный фактор, который определяет гармоничное развитие человека, а именно личностных качеств, успехов в профессиональном виде деятельности. В связи с этим многие люди осознают психологическую необходимость заниматься физической культурой и спортом, различными видами активного отдыха и т.п.

Для стабильного развития индустрии спорта специалистам необходимо постоянно анализировать и выявлять трудности, которые можно было бы своевременно решить:

1. По данным Федеральной службы государственной статистики России, население на 2020 год составило 146,7 млн человек, это на 100 тысяч меньше, чем в 2019 году.

2. Снижение процента появления талантов на спортивной арене напрямую зависит от количества семей, в которых есть ребенок.

3. Соотношение заработной платы населения и повышения цен на спортивную атрибутику и индивидуальные занятия с тренером.

4. Появление широкого спектра конкурентных информационно-телекоммуникационных технологий, включая игры, социальные сети.

5. Растущая тенденция подготовки низкоквалифицированных кадров в области физической культуры и спорта, что приводит к снижению социально-экономического уровня развития страны в целом [1, 13, 14].

Несмотря на возникшие проблемы, сегодня можно выделить следующие стремительно развивающиеся направления в индустрии спорта:

1. Различными спортивными школами представлена коммерческая розничная торговля спортивными товарами.

2. Современная мода такова, что физическая культура и спорт становятся неотъемлемой частью современной жизни человека. Именно поэтому стремительно развивается рынок спортивных товаров, инвентаря, одежды и т.п.

3. Медиапрограммы и трансляции в сети Интернет.

4. Спонсорство и реклама в отрасли спортивной индустрии.

5. Киберспорт как активно развивающаяся спортивная дисциплина [13, 14].

Результаты проведенного исследования говорят о различного рода перспективах развития современной индустрии спорта. Кроме этого, выяснено, что основным быстрорастущим источником доходов в спортивной индустрии становится спонсорство. Оно прогрессирует как во всем мире, так и в отдельных странах, в том числе и в России. Следует отметить, что в 2019 году совокупные темпы годового роста российской индустрии спорта составили 4,6% [1]. Автомобильные, финансовые компании, возобновление спонсорской деятельности, восстановление объемов телевизионной рекламы и т.п. повлекли за собой повышение доходов всей мировой спортивной индустрии.

Объект исследования: индустрия спорта в Российской Федерации.

Предмет исследования: проблемы современной отрасли спортивной индустрии в Российской Федерации.

Цель исследования: проанализировать новые тенденции развития спортивной индустрии в РФ.

Теоретико-методологической базой исследования являются: научные работы отечественных ученых по вопросам оценки эффективности управления и развития индустрии спорта в России, а также по проблеме развития и управления индустрией спорта, учитывались аспекты, нашедшие свое отражение в научных трудах Паршиковой Н.В. [2] (Parshikova, Izaak, Kovalenko, 2017), Рубчинского А.А. [4] (Rubchinskiy, 2019), Братановского С.Н., Вулах М.Г. [3] (Bratanovskiy, Vulakh, 2015), Тебекина А.В. [5] (Tebekin, 2019).

Основная часть

Рынок спортивной индустрии, обладая современными и доступными по цене объектами, оборудованием, товарами и услугами, индустрия здравоохранения играют важную роль в развитии физического воспитания и массового спорта [6, с. 310] (Belikova, Shakhramanova, Beznebeeva, 2020, р. 310).

Поскольку спортивная индустрия работает в рыночной среде, реклама, ориентированная на спорт и массовые виды спорта, не единственный вид рекламы, который оказывает ожидаемое воздействие. В настоящее время с развитием информационных технологий у современного человека заметно снизилась физическая активность. Именно поэтому он все чаще обращается к фитнес-центрам, спортивным кружкам, занимается массовым спортом и т.п. Сегодня спортивное движение вошло в моду как некое новое явление, которое способно в корне поменять общественное сознание.

На долгое время спорт стал международным культурным явлением, олицетворяющим социальные ценности, патриотизм, успех и известность. Это серьезная отрасль, которая с каждым годом приобретает новые масштабы. Сегодня миллионы людей во всем мире заняты в спортивной индустрии, тратя миллиарды долларов, чтобы заработать деньги.

Большинство экспертов считают, что телеканалы спонсируются и имеют электронные договоры о продаже авторских прав и вещании. Мировой рынок спортивной индустрии составляет 200 миллиардов долларов США. Конечно, есть также спортивные мероприятия, такие как «Центр вселенной», «Вращающееся солнце», спортивные соревнования различного характера и т.п.

Очки появились у людей очень давно, возможно, в то же время, что и сам Homo Sapiens. В самых крайних случаях у наших предков очень популярны охота, борьба, защита от опасных и чисто преднамеренных нападений (подготовка племенных защитников), примитивные виды спорта. Они участвовали в Олимпийских играх, когда древние греки поняли, что игра – необыкновенное зрелище для людей.

И теперь, когда прошло много лет, мы становимся свидетелями знаменательного события – спорт как общественное явление стали использовать все чаще. Для огромной части населения некоторые соревнования в спорте гораздо ярче, чем различные голливудские фильмы.

Из всех (спортивных) программ, пожалуй, наиболее удобными являются миллионы телеканалов, допущенных к трансляции (до 70% организаторов игр). Эксперты считают, что этот вид маркетинговых коммуникаций – один из самых эффективных. За последние несколько десятилетий рынок спортивного спонсорства вырос в геометрической прогрессии и в 2020 году достиг 4 млрд долларов США.

За самые важные события и роли в спорте идет ожесточенная конкуренция. В то же время, например, детский спорт, как и детский спорт, продолжает привлекать серьезных спонсоров.

Как и другие достопримечательности, спорт может приносить героев. Спортсмены не так известны, как популярные киноактеры и эстрадные певцы. На его долю приходится самая большая доля в Соединенных Штатах – около 70 миллиардов долларов США. В 2020 году объем западноевропейского рынка достиг 40 миллиардов долларов США [7, с. 1877] (Ashcheulov, Megovoryan, 2020, р. 1877). Это пример прошлогодних продаж спортивного инвентаря. В целом это структура спортивной индустрии. Консультант по покупкам, магазины спорттоваров, фитнес-центры. Он готов заплатить цену за участие в эпическом спорте нашего времени.

Рынок современной спортивной индустрии обычно делится на несколько частей. Первый предоставляет наиболее динамичным и надежным покупателям богатые финансовые ресурсы с широким ассортиментом современных спортивных товаров, спортивной одежды и обуви 70–80% розничного рынка спорттоваров.

Эти лидеры рынка используют франчайзинговые магазины, чтобы формировать потребительскую культуру на рынке спортивной одежды и приносить богатым людям западные бренды. Учитывая текущее состояние отечественной спортивной индустрии, российские ритейлеры занимают очень небольшую долю на полках спортивных супермаркетов.

Вторая категория потребителей спортивных товаров – это любители спорта и потребители, которые хотят заниматься спортом при определенных условиях, но из-за своего богатства производители не могут приобретать товары за плату от рекламных брендов. В то же время о покупке брюк и кроссовок все меньше и меньше говорят

В первую очередь такие граждане занимаются спортом, потому что покупают или используют качественные спортивные товары (коньки, сноуборды, велосипеды, роликовые коньки и т. д.). И посещают спортивные сооружения (катки) является. Бассейн, тренажерный зал и так далее. Частично этот вопрос можно решить, подписав договор аренды. Нужна господдержка, особенно в строительстве и эксплуатации комфортных детских площадок и других спортивных сооружений. Система занимает большую площадь и подключена к сети отопления и электроснабжения, что делает ее непригодной для использования на предприятии. В результате мы предлагаем глобальный опыт в области грантов, поддержки и поддержки, а также организаций, которые играют социально важную роль в привлечении бедных в спорт.

Третья сфера рынка спортивной индустрии – это корпоративный банкинг, представленный государственными и негосударственными организациями, включая общеобразовательные и спортивные школы, общеобразовательные команды и спортивные школы, представляющие профессиональные и развлекательные виды спорта для семейных групп. Городское правительство решило, что большая часть средств на приобретение спортивных товаров и оборудования для этих групп будет выплачиваться по государственному заказу.

Современная глобальная мировая индустрия – это институт рыночной экономики. Развитие спортивной индустрии включает потенциал трудоспособного населения.

В современном обществе развиваются экономические отношения спортивной индустрии. В прошлом развитие профессионального спорта к спортивным соревнованиям привлекало внимание всего мира, но в условиях текущих рыночных изменений и эпидемиологической ситуации профессиональный спорт стал главным приоритетом проведения досуга населения стран. Однако современная эпидемиологическая ситуация в стране сильно ухудшила положение дел для занятий физической культурой и спортом. Сегодня спортсмены действуют как независимый маркетинговый отдел. Внешние признаки рыночных изменений в спортивном секторе включают четкое различие между соревновательными видами спорта и видами спорта для отдыха.

Ключевая особенность рыночной трансформации – результат радикальной экономической системы бывшего Советского Союза.

1. Управлять собственностью различных форм спортивных организаций.

2. Спортивные организации, принадлежащие к спортивной индустрии, имеют разные источники и структуры (смешанное использование нескольких моделей финансирования).

3. Повышение привлекательности долгосрочных инвестиций компании в спортивную индустрию.

4. Развивать клубный бизнес в сфере спортивно-спортивного досуга.

5. Преимущества отечественных и зарубежных компаний в хозяйственном механизме спортивных организаций (клубов, федераций, федераций).

6. Стратегическая и операционная конкуренция среди участников спортивной индустрии как площадка для делового взаимодействия.

7. Коммерческое и социальное партнерство между спортивными организациями и коммерческими учреждениями меняет рыночные отношения в спортивной индустрии [8, с. 57] (Belikova, Zubarev, Perfileva, 2020, р. 57).

В связи с изменениями в российской экономике традиционная и зрелая часть сферы услуг существенно изменила свои границы и формы. В России быстрорастущая, прогрессивная и устойчивая промышленность может рассматриваться как новый бизнес-сектор со всеми характеристиками всего экономического сектора. Спортивная индустрия – это рыночный сектор на глобальном и внутреннем экономическом уровнях. Он стремительно развивается независимо ситуации в мире. Между основными игроками отрасли налажены экономические отношения. В отличие от физического воспитания, которое сосредоточено на физическом развитии, укреплении здоровья и повышении физической активности (так называемые развлечения и досуг), основной отраслью является конкурентоспособная спортивная индустрия. Поскольку спортивная индустрия развивает производственную и экономическую деятельность и использует специальные технические процессы, многие конкретные виды спортивных товаров производятся в виде товаров и услуг.

В настоящее время развиваются новые технологии, которые проникают во все сферы жизнедеятельности человека. С развитием техники стала эволюционировать и игровая индустрия, и стало очевидно, что «игровой мир» будет соревноваться за право стать спортивной дисциплиной и получить шанс стать олимпийским видом спорта.

И уже сегодня киберспорт пользуется огромной популярностью среди молодежи и спонсоров. Киберспорт оправдывает ожидания многих инвесторов в плане монетизации, помимо этого различные спортивные симуляторы уже сейчас становятся привлекательным продуктом для массовой аудитории.

При правильном подходе киберспорт поспособствует привлечению новой аудитории, новых категорий спонсоров и поиску новых возможностей среди обучения.

Во время пандемии COVID-19, когда многие соревнования были отменены или перенесены, спортивные организации направили усилия на киберспорт, чтобы поддерживать контакт со своей аудиторией, и неудивительно, что в разгар кризиса жанр спортивных симуляторов показал беспрецедентный рост.

По мере развития киберспорта – спортивные федерации будут все чаще признавать виртуальные версии видов спорта как самостоятельные дисциплины.

В связи с этим очень важно разработать нормативную базу, вовлечь релевантных заинтересованных лиц и сформировать план продвижения для новых видов соревнований.

Признание киберспортивных симуляторов полноценными спортивными дисциплинами позволит им занять свою нишу в общей экосистеме спорта по аналогии с новыми форматами популярных видов спорта – крикет Twenty20, стритбол FIBA 3x3 и хоккей.

Такие инвестиционные фонды, как Monumental Sports & Entertainment и Harris Blitzer Sports &Entertainment, уже добавили киберспортивные организации в свой инвестиционный портфель наряду с традиционными компаниями из индустрии спорта и развлечений. При этом необходимо отличать киберспортивные соревнования по спортивным симуляторам (например, Кубок мира по киберфутболу FIFA eWorld Cup) от гибридной модели спорта, в которой соединяются физические усилия спортсменов и виртуальная графическая среда соревнований [9, с. 1888] (Ivanova, Reshetnikov, 2020, р. 1888).

Развитие виртуальных дисциплин будет способствовать формированию многоуровневой экосистемы, в которой физические виды спорта будут представлены в виртуальной и гибридной модели. Каждая вариация спорта будет выполнять свои функции и приносить определенные выгоды для спортивных организаций.

Мы полагаем, что организации, настроенные на долгосрочный эффект, а не на сиюминутные выгоды, смогут в перспективе больше выиграть от процесса «виртуализации» спорта (рис. 1).

В среднесрочной или долгосрочной перспективе киберспортивные дисциплины на основе спортивных симуляторов станут популярными среди широких масс болельщиков. Новые игровые форматы будут разрабатываться с учетом не только аудитории игроков-любителей, но и киберспортивного потенциала и визуальной картинки для неиграющих зрителей.

ЭКОСИСТЕМА СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Рисунок 1. Экосистема спортивных соревнований

Источник: [10, c. 303] (Perfileva, Belolipetskiy, 2020, р. 303).

Уже сегодня в международном масштабе проводятся киберспортивные турниры по известным компьютерным играм, таким как Dota 2, Counter Strike, League of Legends. Их призовой фонд составляет свыше 1000000$, количество просмотров превышает десятки миллионов. Это говорит о том, что уже сейчас киберспорт охватывает людей по всему миру. Не исключено, что в ближайшем будущем мы увидим киберспортивные турниры в олимпийских видах спорта [11, с. 645] (Belikova, Chernyavskaya, Shamray-Kurbatova, 2021, р. 645).

Несмотря на то, что видеоигры – это большой и активно растущий сегмент рынка, зарабатывать на нем напрямую спортивным организациям непросто, учитывая влияние издателей игр и большие финансовые и технические ресурсы, необходимые для разработки игр-хитов.

Мобильные игры, напротив, имеют достаточно низкий барьер входа – разработка обойдется куда дешевле игр на ПК. С помощью этого инструмента спортивные организации могут получить возможность монетизировать права, создавать новые цифровые активы и расширять аудиторию в digital-пространстве [13, 14].

До сих пор спорт не был особенно активен в части создания мобильных игр, но возможно, это одна из инициатив, на которую стоит обратить внимание, так как рост числа смартфонов, развитие 5G-технологии и появление облачных игровых платформ будут способствовать дальнейшему росту популярности мобильных игр. Мобильные игры могут быть частью стратегии по работе с болельщиками, точкой для сбора данных, рекламной площадкой и даже источником дополнительных доходов с помощью микротранзакций.

Заключение

Таким образом, развитие информационных, компьютерных технологий способствует открытию новой соревновательной дисциплины в спорте. Кроме этого, рынок компьютерных технологий имеет огромный потенциал, чтобы внести вклад в экономику России. Гонка за качественными и лучшими компьютерными комплектующими способна обеспечить рост экономики, если российский производитель оптимизирует производство отечественных процессоров, видеокарт и т.п.

Рынок мобильных игр достаточно насыщен, и шансы создать игру-хит невелики. Одновременное тестирование нескольких концепций и форматов игр может быть эффективным подходом к управлению рисками. В среднесрочной перспективе мы ожидаем развития новых бизнес-моделей в результате сотрудничества между разработчиками мобильных игр и спортивными организациями [11, с. 120] (Belikova, Chernyavskaya, Shamray-Kurbatova, 2021, р. 120).

Помимо компьютерных и мобильных игр стремительно развиваются и VR-технологии. Очки, шлемы виртуальной реальности способны заменить компьютерные технологии в игровой индустрии и стать основной соревновательной дисциплиной в киберспортивных турнирах.


Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2019 № 1188-р «Об утверждении Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.09.2021).
2. Паршикова Н.В., Изаак С.И., Коваленко Г.В. Спорт в международной системе координат: новые вызовы и возможности // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 7. – c. 94-96.
3. Братановский С.Н., Вулах М.Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. – 2015. – № 3. – c. 14-19.
4. Рубчинский А. А. Методы и модели принятия управленческих решений. / учебник и практикум для академического бакалавриата. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 526 c.
5. Тебекин А. В. Методы принятия управленческих решений. / учебник для академического бакалавриата. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 431 c.
6. Беликова Е.В., Шахраманова Н.Г., Безнебеева А.М. Конъюнктура российского рынка фитнес-услуг и общие тенденции рынка фитнес-индустрии // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения: Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (онлайн-формат, 21-22 октября 2020 года). - Том 3 / под общей ред. Горбачевой В.В., Борисенко Е.Г. Волгоград, 2020. – c. 309-313.
7. Ащеулов А.В., Меговорян Е.А. Мероприятия по управлению предпринимательскими рисками в организациях фитнес-индустрии на случай пандемии // Креативная экономика. – 2020. – № 8. – c. 1875-1886. – doi: 10.18334/ce.14.8.110754.
8. Беликова Е.В., Зубарев Ю.А., Перфильева И.В. Влияние коммерциализации спорта на проблемы управления спортивной организацией // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 1 (50). – c. 54–59. – doi: 10.25683/VOLBI.2020.50.140.
9. Иванова Ю.О., Решетников А.М. Экономические и технологические преимущества использования инновационных технологий при строительстве спортивных объектов в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 1085-1094. – doi: 10.18334/epp.10.4.100880.
10. Перфильева И.В., Белолипецкий Д.А. Специфика инновационных проектов в спортивных организациях // Актуальные социально-экономические проблемы развития общества в России и за рубежом: материалы II Всероссийская научно-практическая конференция с международным 23.11.2020 г. Волгоград, 2020. – c. 300-305.
11. Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю., Шамрай-Курбатова Л.В. Региональные особенности социально-экономического развития Волгоградской области в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 643-656. – doi: 10.18334/epp.11.3.111631.
12. Палунин Д.Н. Адаптация лучших зарубежных практик в области риск-менеджмента к условиям деятельности российских промышленных компаний // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 117-130.
13. Официальный сайт Ассоциации операторов фитнес-клубов России. [Электронный ресурс]. URL: https://fitnessassociation.ru/ (дата обращения: 13.08.2021).
14. Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.gov.ru/ (дата обращения: 13.08.2021).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:18:10