Сравнение платформенного и экосистемного подходов в целях цифровой трансформации высших учебных заведений

Толмачева Е.А., Фризен С.А., Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С.

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

В современном мире постоянной трансформации и развития информационных технологий, перехода к высоко интеллектуальному труду особую значимость приобретает система высшего образования, как основа для трансформации и развития различных сфер общества. Однако в текущей ситуации высшее образование, имеющее ряд серьезных проблем, не в полной мере реализует свою основную задачу по эффективной подготовке высококвалифицированных специалистов с актуальными навыками и знаниями. В связи с этим особую популярность приобретают платформенный и экосистемный подходы, применение которых предоставляет возможность создания гибкой образовательной среды, отвечающей запросам современного мира. Начиная с 2019 года большее количество исследователей интересуются вопросами изучения экосистемного и платформенного подходов в своих работах, посвященных цифровой трансформации высших учебных заведений. Данные о количестве научных публикаций по темам цифровых платформ и экосистем представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1- График количества научных публикаций по темам за 2019–2023 гг.

Источник: Статистические данные Научной электронной библиотеки elibrary.ru

Целью данной статьи является провести сравнительный анализ экосистемного и платформенного подходов для трансформации высших учебных заведений.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать современные проблемы трансформации системы образования высших учебных заведений;

2. оценить потенциал и возможности применения платформенного подхода в трансформации высших учебных заведений

3. описать возможности и преимущества использования экосистемного подхода для трансформации вузов;

4. провести сравнение использования платформенного и экосистемного подходов в контексте трансформации высшими учебными заведениями.

Гипотеза: применение платформенного и экосистемного подходов в трансформации высших учебных заведений позволит решить существующие проблемы в системе высшего образования и сделать его более гибким и адаптирующимся к изменяющимся условиям внешней среды.

Объект исследования: платформенный и экосистемный подходы.

Научная новизна исследования состоит в формировании сравнительной характеристики платформенного и экосистемного подходов при их комплексном рассмотрении как единой системы трансформации высших учебных заведений

Основой для исследования значимости управленческого аспекта в системе высшего образования стали работы Л.М.Тодис, Т.В. Виноградовой, А.С. Андронычевой [24], Е.А. Паниной [15] и др. В работах ученых Н.С. Пичко, Н.Х. Гафиатулиной, А.А. Васильевой [16] и других исследователей рассматривается современное изменение высшего образования и его влияние на административные механизмы вузов в России. Опыт применения экосистемного подхода в образовании освещен в работе Д. Спенсер-Кейс, П. Лукша, Д. Кубиста, [13] также особенности построения образовательных экосистем в России освещали такие авторы как Исмагилова Г.В,, Лысенко Е.В [10], Прохорова М.П., Петровский [19].

Материалы и методы

Для исследования платформенного и экосистемного подхода в контексте трансформации высшего образования были использовано несколько научных методов. Для описания современных проблем трансформации высшего образования и выявления их причин был применен метод индукции. В ходе выявления особенностей применения экосистемного и платформенного подхода, а также сравнении подходов и оценке эффекта применения в сфере высшего образования были применены следующие методы: анализ, дедукция и сравнение. Для описания отличительных признаков авторами использовался метод абстрагирования.

Основная часть

Современные проблемы трансформации системы образования российских и зарубежных высших учебных заведений

В рамках концепции цифровой трансформации экономики и перехода к Индустрии 4.0. важным элементом является наличие высококвалифицированных кадров, которые способны создавать и поддерживать соответствующие технологии. В связи с этим возрастает актуальность трансформации высших учебных заведений и системы образования в целом, как фундаментального инструмента преобразования экономики.

В данный момент высшее образование в России лишь становиться на путь глобального перехода к Индустрии 4.0, но при этом в системе подготовки высококвалифицированных специалистов имеется ряд проблем, который не позволяет увеличить темпы перехода к цифровой экономике.

Обзор проблем высшего образования в России и в мире у начинается с описания кризиса системы образования в различных странах в связи с быстрыми темпами изменений экономического и социального уклада, появления новых форм обучения и общедоступности информации, что приводит к излишней теоретической направленности высшего образования [2]. Это, в свою очередь, негативно влияет на рынок труда, поскольку выпускники университетов не способны быстро адаптироваться к применению теоретических знаний и их расхождению с практикой российского и зарубежного рынка. Также данная тенденция снижает популярность высшего образования у молодых людей, поскольку они не видят перспектив к получению высокого дохода через высшее образование. Кроме того, это формирует предрассудки о компетентности молодых специалистов у работодателей, поскольку выпускникам вузов, требуется более длительный и затратный период адаптации, сопровождающийся значительным снижением производительности и высокими рисками. Излишняя теоретическая направленность знаний в высших учебных заведениях не только не отвечает требованиям современного рынка труда и экономики в целом, но и снижает престижность российского образования [23]. Возможно, одной из главных причин данной проблемы является отсутствие комплексного подхода к построению системы образования с использованием современных технологий, а также привлечением преподавателей-практиков, которые могут выстраивать образовательные программы с учетом реальных требований рынка.

Еще одной проблемой в системе российского высшего образования является низкий уровень персонализации образовательных программ [25]. Это снижает мотивацию студентов и эффективность образовательного процесса. Индивидуальные особенности студентов, их предрасположенности, а также индивидуальные карьерные предпочтения и имеющийся опыт и знания не учитываются, что особенно актуально для студентов магистратуры и старших курсов бакалавриата. В некоторых передовых университетах России есть возможность для построения индивидуальной образовательной траектории, однако она предполагает выбор комбинаций предметов из общего перечня образовательной программы университета, не учитывая практические занятия с представителями бизнеса, индивидуальных проектных межфакультетских работ с целью расширения базы контактов. Студенты младших курсов часто имеют трудности с составлением индивидуальных образовательных траекторий, поскольку не обладают достаточным количеством информации о содержании курсов и их практическом назначении. Важную роль в данной проблеме играет необходимость карьерной профориентации студентов младших курсов для составления более правильной образовательной траектории, отвечающей их запросам. Решением данной проблемы может служить формирование отдельных подразделений или платформ, сопровождающих процесс построения индивидуальной образовательной программы, а также формирование комплексного подхода к построению самих программ, учитывающих не только образовательные курсы, но и практическую подготовку обучающихся, проектную работу и участие в других образовательных форматах [18]. В целом для реализации данного подхода университет должен иметь сильную базу и представлять собой экосистему с обширными возможностями по выбору образовательных форматов и платформ для формирования необходимых актуальных компетенций [22].

Если рассматривать университет в контексте экономики не только как организацию, занимающуюся образовательной деятельностью, но и как площадку для создания инноваций и формирования стартапов, то возникает проблема, особенно актуальная для российской системы образования, которая заключается в низкой инновационной активности университетов, что негативно влияет на экономику [20]. В целом инновационная активность университетов является важным элементом и в системе образования, поскольку способствует развитию и обучению студентов и педагогов, привлекает дополнительные инвестиции в улучшение материально-технической базы, а также повышает его престиж [11]. Предпосылками данной проблемы можно считать ограниченность университетов во внешнем взаимодействии не только с субъектами предпринимательства, но и с другими высшими учебными заведениями для эффекта синергии. Этот вопрос может быть решен формированием платформы для взаимодействия стейкхолдеров с целью построения комплексного подхода к инновационной деятельности и научных исследований. Кроме того, в контексте данной проблемы важно уделять значительное внимание взаимодействию с субъектами бизнеса для получения заказов на создание инноваций и проведения научных исследований.

Обобщающей проблемой можно считать низкий уровень цифровой трансформации системы высшего образования, повышение которого может стать одним из инструментов решения, представленных выше задач. Особенно актуальным данный вопрос стал в виду пандемии 2020 года, следствием которой можно считать изменение форм образовательного процесса, а также трансформацию высших учебных заведений [5].

Основными барьерами цифровизации высших учебных заведений на данный момент можно считать [6]:

● низкая способность университетов дополнять существующие механизмы работы новыми методами, инструментами и возможностями;

● нехватка навыков у административной команды работы с современными цифровыми инструментами и опыта управления цифровыми проектами;

● низкая цифровая грамотность сотрудников университета, которая обусловлена разнородностью академических и технологических знаний;

● сопротивление культурным изменениям, препятствующее быстрому развитию цифровых компетенций и рациональному использованию новых технологий;

● обеспокоенность по поводу надежности и безопасности цифровых сервисов и облачных технологий;

● трудности университетов в поиске решений конструктивного сочетания задач внедрения цифровых технологий и задач преобразования образовательной среды.

Современная система высшего образования как в России, так и в мире имеет значительное количество проблем, основной причиной которых является высокая изменчивость различных сфер жизни. Это требует значительных изменений в системе высшего образования, адаптации образовательных программ, исследования тенденций и прогнозирования потребностей всех заинтересованных сторон [27].

Формирование системы, способной быстро адаптироваться под изменения рынка, требует использования различных подходов, позволяющих быстро менять неактуальные элементы, а также выстраивать процесс взаимодействия с государством, бизнесом и другими стейкхолдерами высших учебных заведений [3].

Применение платформенного и экосистемного подходов является одним из способов трансформации системы высшего образования, поскольку позволяет не только значительно повысить гибкость системы и улучшить ее адаптивность, но и дает возможность следовать трендам и тенденциям рынка образования, позволяющим получать и развивать не только профессиональные, но и надпрофессиональные навыки [28].

К тому же использование экосистемного и платформенного подходов способствует практикоориентированному развитию образования, повышению спроса на выпускников университета за счет наличия уникальных компетенций, которые соответствуют требованиям работодателей.

Потенциал и возможности платформенного подхода для трансформации высших учебных заведений

В условиях современной мировой экономики цифровые платформы играют главенствующую роль в изменении международной конкуренции и трансформации рынков. Они содействуют появлению новых моделей взаимодействия между потребителями и поставщиками, что приводит к возникновению платформенной экономики - нового экономического образования [1].

Платформенная экономика представляет собой развивающуюся систему, включающую различные рынки и отрасли экономики, а также цифровые платформы и технологии. Она создает благоприятную среду для развития платформ и технологий, обеспечивая их динамичное развитие [21].

Она создает благоприятную среду для развития платформ и технологий, обеспечивая их динамичное развитие.

Формирование платформенной экономики в России стало драйвером экономического и инновационного развития страны, оказало положительное влияние на жизнь граждан и общества в целом [8].

Существует ряд организаций, занимающихся решением сложной задачи определения и измерения влияния цифровых платформ и экосистем. Несмотря на широкую популярность этих систем во всем мире, единый подход к определению цифровой платформы всё еще не существует.

Изучение терминологии и общих характеристик цифровых платформ и экосистем, используемых в исследованиях, позволяет предложить следующее определение:

Цифровая платформа – основанная на совокупности технологий, продуктов и услуг информационная система, обеспечивающая взаимодействие в единой интернет-среде по заданным алгоритмам значимого числа участников, которое приводит к снижению трансакционных издержек и формированию добавленной стоимости для пользователей [17].

Масштабирование технологий и усиление эффектов от использования сопровождают постепенное набирание оборотов внедрения цифровых платформ и экосистем. В 2021 г. в целом по экономике их использовали 15% организаций (без учета МСП и ИП), и число бизнес-пользователей постоянно растет. Наиболее широкое распространение цифровые платформы и экосистемы получили в организациях сферы услуг – финансового сектора (33.2%), высшего образования (31.9%), оптовой и розничной торговли (24.6%), ИТ-отрасли (23.2%), сферы информации и связи (21.3%) [17].

Рисунок 2 - Использование цифровых платформ в организациях по видам экономической деятельности 2021 г., в %

Источник: (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, 2022 г [O1] . [17]

В качестве удачного примера применения цифровой платформы можно привести платформу «Галактика», которая интегрирована в более, чем пятидесяти российских вузах, таких как Российская академия народного хозяйства при Президенте РФ, Финансовый университет при Правительстве РФ, Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Балтийский Федеральный университет имени Иммануила Канта, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, и других вузах России [14].

С использованием данной платформы у вузов есть возможность оптимизировать выполнение множества операций и обеспечить контроль по различным параметрам.

Использование цифровых платформ в вузах может осуществляться по следующим направлениям [12]:

● управление приемной кампанией,

● контроль контингента обучающихся,

● проверка выполнения учебных планов,

● расчет учебной нагрузки,

● составление расписания учебных занятий,

● анализ успеваемости студентов и магистрантов,

● подготовка документов об образовании,

● учет договоров на платные образовательные услуги,

● управление научно-исследовательской работой студентов, магистрантов и профессорско-преподавательского состава,

● осуществление кадрового, финансового и оперативного учета, а также управление имущественным комплексом.

Таким образом, с помощью внедрения цифровых платформ можно решить большое количество задач, стоящих перед высшими учебными заведениями на пути цифровой трансформации. Специфика и возможности платформ позволяют перевести в цифровую среду процессы, связанные с основными подразделениями университетов: образовательным, научно-исследовательским, инновационным и административно-хозяйственным.

Экосистемный подход, как один из способов трансформации системы высшего образования

Ещё одним из способов трансформации высших учебных заведений является применение экосистемного подхода.

В целом понятие экосистемного подхода свойственно естественным наукам и впервые было использовано в начале 20 века. Экосистема с этой точки зрения означает совокупность независимых, но взаимосвязанных живых и не живых сущностей, которые параллельно сосуществуют в течении всего своего жизненного цикла.

При этом каждая экосистема является уникальной, но состоит из схожих групп элементов, формирующих ее сущность. Важными характеристиками экосистемы являются адаптивность, разнообразие, связность, способность распределять и перерабатывать ресурсы.

Образовательные экосистемы можно охарактеризовать как совокупность различных взаимосвязанных субъектов, которые участвуют в образовательном процессе с целью повышения качества получаемого образования и раскрытия потенциала участников экосистемы [13]. Образовательная экосистема является некой совокупность активов и интересов всех стейкхолдеров, к которым относятся профессорско-преподавательский состав, студенты, потенциальные работодатели и общество в целом [4].

Несмотря на довольно длительное существование понятия экосистемы и экосистемного подхода в образовательной среде они стали применяться относительно недавно. Однако ряд признаков, характерных для экосистемных проектов в образовании уже можно проследить [26]:

● разнообразие образовательных программ и траекторий;

● доступность ресурсов для обмена и апробации новых форм и методов обучения в контексте данной экосистемы;

● наличие вспомогательной инфраструктуры, которая служит основой для формирования экосистемы;

● наличие неформального взаимодействия в учебных процессах;

● децентрализованная , отсутствие жесткой иерархии в системе управления образовательным учреждением;

● студентоориентированность (студентоцентричность);

● наличие миссии, направленной на решение глобальных проблем.

Характеристики, перечисленные выше являются обязательным для образовательных экосистем, поскольку составляют условия поддержания гибкости, адаптивности системы, способствуют разнообразию и обмену ресурсами, что заложено в глобальной концепции экосистем и обеспечивает конкурентные преимущества подхода в образовательной среде с учетом текущей ситуации.

Ключевыми особенностями применения данного подхода в образовании является:

● высокая адаптивность и гибкость экосистем, что особенно актуально в контексте проблем высшего образования, описанных в предыдущем разделе, поскольку позволяет быстро адаптироваться образовательный процесс в ответ на постоянно меняющиеся потребности рынка;

● наличие взаимовыгодных отношений и большого количества горизонтальных связей как в отдельных элементах экосистем, так и между ними, что способствует формированию баланса между классическим формами образования, носящими теоретико-ориентированный характер и формированием надпрофессиональных компетенций;

● саморегуляция и самоуправление также являются чертами высокой адаптивности системы, при этом позволяют поддерживать высокий уровень мотивации у студентов и сотрудников;

● эффективное распределение ресурсов, способствующее трансформации экосистем под потребности ее участников, а также стимулирующее к развитию отдельных видов деятельности, наиболее актуальных для экономики [9].

Образовательная экосистема в базовом представлении является совокупностью людей, заинтересованных в получении качественного высшего образования. Именно на этой основе строятся взаимосвязи элементов, принципы управления и распределения ресурсами. При этом общая цель побуждает участников группы к сотрудничеству. Одним из важных методов, формирующих необходимые компетенции и образовательные экосистемы в целом является командная работа, которая позволяет поддерживать экосистему, и не только трансформирует систему образования, имитируя опыт реального взаимодействия, распределения ролей и взаимной ответственности, но и способствует изменению форм мышления обучающихся. В контексте постоянно меняющихся требований к навыкам сотрудников всё это дает выпускникам конкурентное преимущество, позволяя сформировать адаптивное мышление, способствующее социальному взаимодействию и трансформации окружающей среды.

Глобально экосистемный подход в образовании меняет не только процессы взаимодействия участников образовательного процесса, и ведет к изменению образовательных программ, но и трансформирует мышление учащихся и формирует у них надпрофесиональные компетенций, которые составляют основу развития общества и экономики. Данные особенности выделяют выпускников высших учебных заведений, в которых применяется экосистемный подход.

Меняется и структура управления образовательным процессом, характер взаимодействия и мотивация обучающихся и преподавателей. Создание образовательной экосистемы способствует формированию сетевых моделей взаимодействия, подкрепленной положительной мотивацией за счет естественного интереса, порождаемого отсутствием ограничений, характерных для иерархических структур образовательных учреждений [7].

Так образуется ряд отличий образовательных экосистем от линейного высшего образования, которые заключаются в персонализации образовательных программ под предпочтения и особенности студентов, вовлечение в образовательный процесс глобальных и местных сообществ, привлечения бизнеса и ориентация учебных программ на их цели, а не только на программы, разрабатываем государством. Благодаря этому, выпускники приобретают актуальные навыки, соответствующие требованиям экономической ситуации, и практикоориентированый характер образования, основанный на применении проектного и командного обучения и тесного взаимодействия с потенциальными работодателями.

В целом экосистемный подход можно считать одним из наиболее приоритетных способов трансформации системы высшего образования, поскольку он обладает характеристиками, значительно отличающими его от классической системы высшего образования, и позволяет быстро адаптироваться к изменению требований, предъявляемым к высшему образованию и его основному продукту - выпускникам ВУЗов. Экосистема образовательного учреждения позволяет формировать не только актуальные компетенции, но и изменять способы мышления студентов, что в дальнейшем поможет им быстрее приобретать новые знания и навыки актуальные для их сфер реализации.

Сравнительный анализ платформенного и экосистемного подходов в трансформации высших учебных заведений

В контексте текущих глобальных изменений, а также изменения рынка труда как в России, так и по всему миру необходимы новые подходы к обучению и формированию навыков, актуальных текущему состоянию экономики. Выше были рассмотрены платформенный и экосистемный подходы, как одни из главных тенденций в современном высшем образовании, а также их основные понятия и преимущества. Однако несмотря на преимущества и актуальность подходов необходимо исследовать возможность их применения в российских высших учебных заведениях, а также сравнить целесообразность применения в зависимости от специализации университетов и факторов внешней среды. Сравнительный анализ платформенного и экосистемного подходов представлен в Таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ платформенного и экосистемного подходов

Критерий сравнения
Платформенный подход
Экосистемный подход
Способ формирования
Необходимо целенаправленное внедрение для соответствующих задач
Самоорганизация
Цель создания
Снижение издержек при взаимодействии в цифровой среде
Формирование благоприятной среды для сотрудничества и максимальной вовлеченности всех заинтересованных сторон
Сущность
Инструмент для взаимодействия между участниками определенного процесса
Формат и способ взаимодействия
Участники
Одно или несколько подразделений университета
Весь университет и внешние стейкхолдеры
Отличительные признаки
● Разделение на предметные области
● Выводы на основе больших данных и статистики
● Формирование подсистем
● Единая система взаимосвязанных элементов
● Максимальный результат при оптимальном распределении ресурсов
Источник: составлено авторами.

В целом можно говорить о том, что экосистемный подход является более обширным, интегрирует в себе большее количество элементов, необходимых для гармоничного развития личности в рамках высших учебных заведений и имеет большую адаптивность и устойчивость по сравнению с платформенным подходом. При этом платформенный подход, может быть, и чаще всего является частью университетской экосистемы. Он является предпосылкой появления и формирования экосистемного подходов.

Разумно рассматривать платформенный подход как часть экосистемного подхода, обеспечивающего базовую инфраструктуру для трансформации образовательной организации. Он может стать одним из первых этапов к построению экосистемы образовательной организации. Реализация экосистемного подхода в своей сущности более сложная чем реализация платформ, поскольку требует не только разработки и следования стратегии перехода на уровне определенной последовательности действий и создания систем, но и высокого уровня самосознания и мотивации, как создателей экосистемы, так и её участников, что может стать существенной преградой в применении данных подходов в российской системе высшего образования. В таком случае платформы будут инструментом мягкого перехода к экосистемам.

Основными сходствами рассмотренных подходов являются:

● возможность персонализации образовательных программ под особенно и предпочтения каждого студента;

● гибкость и адаптивность систем, способность быстро подстраиваться под изменения требований экономики и общества к выпускникам высших учебных заведений;

● формирование горизонтальных связей, способствующих развитию компетенций студентов и преподавателей за счет взаимного обмена информацией;

● использование новых более эффективных форм и методов построения образовательного процесса.

Перечисленные признаки являются основными преимуществами подходов, необходимыми для цифровой трансформации систем высшего образования и решения сопутствующих проблем, а также перехода к новой модели обучения.

Заключение

Таким образом, экосистемный и платформенный подходы в трансформации высшего учебного заведения имеют ряд сходств и особенностей, которые позволяют трансформировать систему высшего образования под изменения современных условий.

В контексте глобальных преобразований университетов целесообразно рассматривать их как взаимодополняющие подходы, которые могут выступать неким этапом в развитии образовательных организаций, обеспечивающих плавный переход к современной модели образования и позволяющей решить такие проблемы, как: излишняя теоретизировангость образования, низкий уровень инновационной активности, проблема цифровой трансформации высших учебных заведений и персонализация высшего образования, что гипотетически может повысить не только качество образования, но и его актуальность и престиж среди молодых людей.

Приведенное исследование станет основой для дальнейшей работы по формированию модели, включающей в себя симбиоз платформенного и экосистемного подхода с целью нахождения наиболее эффективного способа для цифровой трансформации высших учебных заведений.

[O1]Ссылка на источник.

Страница обновлена: 02.04.2025 в 17:26:55