Сравнение систем социального страхования по безработице в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия
Палешева Н.В.1, Савельева Н.К.1, Созинова А.А.1, Холкин А.В.1, Братухина Е.А.1, Ильина Е.Н.1
1 Вятский государственный университет, Россия, Киров
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 2 (Февраль 2022)
Цитировать:
Палешева Н.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Холкин А.В., Братухина Е.А., Ильина Е.Н. Сравнение систем социального страхования по безработице в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 2. – С. 349-362. – doi: 10.18334/et.9.2.114259.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48159525
Цитирований: 2 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
Пандемия COVID-19 и ограничительные меры вскрыли проблемы в действующей системе социального страхования по безработице в РФ. Данная статья посвящена сравнению систем социального страхования по безработице в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия. Научная новизна исследования заключается в сопоставлении систем социального страхования по безработице в ФРГ и РФ, а также оценке возможности применения опыта ФРГ в условиях РФ. Практическая значимость отражается в возможности использования полученных результатов для нужд развития системы социального страхования от безработицы в России. Исследовано законодательство ФРГ в части осуществления страховых взносов по безработице и производства выплат пособий безработным. В результате сравнения систем страхования выявлены сходства и различия. Дана оценка возможности применения опыта, накопленного в Федеративной Республике Германия, в условиях Российской Федерации.
Ключевые слова: экономика, социальное страхование по безработице, Федеративная Республика Германия, сравнение
JEL-классификация: J64, J65, J68
Введение
Пандемия коронавирусной инфекции и предпринимаемые ограничительные меры выявили одну из проблем существующей системы социального страхования по безработице в РФ, а именно зависимость системы от источников бюджетных средств, поскольку данная система полностью финансируется в Российской Федерации за счет средств бюджетов. В этой связи актуальность приобретает исследование зарубежного опыта создания систем социального страхования, созданных в иностранных государствах, и проведение сравнения с существующей в РФ системой. Это позволит, с одной стороны, выявить сильные стороны каждой из систем и оценить возможность применения зарубежного опыта в условиях Российской Федерации.
Готовность работодателей к переходу на страховые принципы построения системы финансирования системы вспомоществования безработным была исследована в том числе и авторами данной публикации в своих трудах [1] (Ganebnyh, Saveleva, Sozinova, Fokina, Burtseva, Bespyatyh, 2021).
Тематика развития системы социального страхования от безработицы, в том числе на основе использования зарубежного опыта, раскрыта в трудах таких авторов, как Дудина О.М., Арсельгова М.А. [2] (Dudina, Arselgova, 2019), Лушников А.М. [3] (Lushnikov, 2020), Мирзабалаева Ф.И., Пашкова С.Е. [4, 5] (Mirzabalaeva, Pashkova, Antonova, 2021; Pashkova, Mirzabalaeva, 2021), Антонова Г.В. [4] (Mirzabalaeva, Pashkova, Antonova, 2021), Полякова И.А., Бондаренко Г.А. [6] (Polyakova, Bondarenko, 2020), Родимушкина О.В. [7] (Rodimushkina, 2021), Хайнс Э. [8] (Khayns, 2019), Эфендиева Д.С., Ибрагимов Г.А., Джамалова Д.Д. [9] (Efendieva, Ibragimov, Dzhamalova, 2019), Яковлева А.В., Коннова Д.Н. [10] (Yakovleva, Konnova, 2019), Янченко Е.В. [11] (Yanchenko, 2020).
В этой связи значимым видится сравнение системы, созданной в РФ, и системы, созданной в ФРГ. Данная страна принята в качестве объекта сравнения, поскольку экономика Германии занимает ведущее место по сравнению с экономиками других стран – участниц ЕС, а также потому, что существующая правовая система в ФРГ, относимая к преимущественно кодифицированному праву, имеет много общих черт с системой, созданной в РФ, что допускает проводить такое сравнение.
Исходя из этого, цель проведенного исследования – на основе изучения нормативных актов, положенных в основу организации системы социального страхования по безработице в ФРГ, провести сравнение систем социального страхования по безработице в РФ и ФРГ, выявить сходства и различия и определить возможность применения немецкого опыта в условиях РФ.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1) исследование нормативных актов, положенных в основу организации системы социального страхования по безработице;
2) проведение сравнения систем социального страхования в РФ и ФРГ для выявления сходств и различий;
3) оценка возможности применения опыта ФРГ в условиях РФ.
Решение данных задач основано на применении следующих методов: анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, сравнение, догматического метода, сравнительно-правового метода.
Научная новизна проведенного исследования заключается в сравнении систем социального страхования по безработице в ФРГ и РФ и оценке возможности применения опыта ФРГ в условиях РФ.
Научная значимость исследования заключается в сопоставлении систем социального страхования в РФ и ФРГ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для нужд развития системы социального страхования от безработицы в РФ.
Объектом исследования являются существующие отношения в системе социального страхования от безработицы. Предметом исследования являются системы социального страхования от безработицы, сформированные в различных странах.
Материалами для исследования послужили нормативные акты. регламентирующие деятельность систем социального страхования от безработицы в РФ и в ФРГ.
В частности, в составе нормативных актов Российской Федерации был исследован, прежде всего, Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» [12], а также изданные в развитии его нормативные акты.
В составе нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального страхования от безработицы в Федеративной Республике Германия, были исследованы:
1) Sozialgesetzbuch (SGB) Zweites Buch (II) – Grundsicherung für Arbeitsuchende (Вторая книга (том) Социального кодекса (SGB) (II) – Базовые гарантии для лиц, ищущих работу) [13];
2) Sozialgesetzbuch (SGB) Drittes Buch (III) – Arbeitsförderung (Третья книга (том) Социального Кодекса) [14];
3) Regelbedarfsermittlungsgesetz (Закон об определении стандартных требований – RBEG) [15].
При исследовании наибольшее внимание уделялось следующим параметрам, которые имеют большое значение для сравнения:
- способ финансирования системы страхования безработных;
- условия выплаты пособий;
- дата начала начисления пособий;
- периодичность выплаты;
- размер пособий.
Данные параметры уже использовались авторами в своих трудах, посвященных сравнению систем социального страхования от безработицы в РФ и Швейцарии [16] (Bespyatyh, Gamulinskaya, Palesheva, Saveleva et al., 2022).
Потребность в проведении такого сравнительного анализа обусловлена необходимостью поиска источника финансирования системы вспомоществования безработным, гарантирующего независимость от бюджетных средств, а также была обоснована авторами ранее в своей публикации [17] (Bespyatyh, Palesheva, Saveleva, Sozinova et al., 2022).
В качестве способа финансирования системы страхования по безработице понимается либо финансирование за счет средств бюджета, либо за счет специальных отчислений в некий фонд, осуществляемых участниками трудовых отношений (либо работодателем, либо работником, либо солидарно и работодателем и работником).
В ходе исследований было установлено, что финансирование системы в ФРГ осуществляется на солидарных началах, тогда как в РФ финансирование осуществляется за счет средств бюджетов.
Поскольку финансирование выплат осуществляется в ФРГ за счет специально уплачиваемых взносов, то необходимо указать размер (ставку) данных взносов. Ставка данного взноса составляет 2,6%. С 1 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г. в связи с пандемией применяется пониженная ставка отчислений в размере 2,4%. Половину из данных взносов уплачивает работодатель, а другую половину – работник.
При рассмотрении условий выплаты пособия большое значение имеет рассмотрение вопроса о признании лица в качестве безработного, то есть получение им статуса безработного, который дает право на получение пособий и иных форм поддержки.
Как следует из раздела 16 SGB III, безработным в ФРГ может быть признан любой гражданин или иностранец, имеющий разрешение на работу, если он потерял рабочее место (или вскоре потеряет), прилагает усилия для поиска работы или если его занятость составляет менее 15 часов в неделю.
Также проведение сравнительного анализа требует рассмотрения вопроса о видах пособий, выплачиваемых безработным.
Как установлено на основе изучения нормативных актов, основными видами пособий для безработных в ФРГ являются:
1) ArbeitslosengeldI (ALG-I) (перевод с немецкого: пособие по безработице);
2) ArbeitslosengeldII (ALG-II).
Arbeitslosengeld I (ALG-I) является основным видом пособия, на которое может претендовать большинство работающего населения в случае потери работы. Данная выплата исчисляется и выплачивается исходя из конкретной суммы, которую работник заработал во время трудовой деятельности за счет своих взносов и взносов работодателя.
Выплата указанного пособия осуществляется за счет страхового фонда, который администрируется Федеральным агентством по трудоустройству (BundesagenturfürArbeit – ВА). Назначение и выплата данного пособия производится независимо от наличия у безработного сбережений и источников существования и особенностей его материального положения.
Право на получение этого пособия имеет лицо, в отношении которого соблюдаются следующие условия:
- лицо имеет статус безработного;
- регистрация лица в качестве безработного в BA;
- соблюдение требований о квалификационном периоде, то есть периоде, в котором лицо было официально трудоустроено и уплачивало страховые взносы не менее 12 месяцев на протяжении последних двух лет.
Также для исследования имеет значение вопрос определения размера пособия либо выявление факторов, влияющих на его величину.
Величина пособия, как следует из анализа нормативных актов, определяется тремя ключевыми факторами:
1) размер среднего заработка за последний год, предшествующий получению статуса безработного;
2) наличие детей;
3) налоговый класс, к которому относится безработный.
Базовая величина пособия, посредством корректировки которой определяется сумма, подлежащая выплате конкретному лицу, составляет 60% от средней зарплаты.
При наличии хотя бы одного ребенка (или супруг безработного имеет ребенка, совместно проживающего с безработным, и получает на него пособие), базовая величина пособия вырастает до 67%. Но данная величина не является конечной, поскольку на размер пособия влияет налоговый класс лица, признанного безработным.
Также значение для сравнения имеет период выплаты пособия. Период выплаты пособия зависит от возраста работника и стажа его работы до постановки на учет в качестве безработного и может составлять от 6 до 24 месяцев. Зависимость периода выплаты пособия от стажа и возраста приведена в таблице 1.
Таблица 1
Зависимость периода выплаты пособия от возраста и периода работы в ФРГ
Время
работы до постановки на учет в качестве безработного (в месяцах)
|
Возраст
безработного
|
Продолжительность
получения ALG-I (в месяцах)
|
12
|
любой
|
6
|
16
|
любой
|
8
|
20
|
любой
|
10
|
24
|
любой
|
12
|
30
|
50
лет и старше
|
15
|
36
|
55
лет и старше
|
18
|
48
|
58
лет и старше
|
24
|
В отношении каждого конкретного случая назначения пособия определение размера пособия производится на основании индивидуального расчета, осуществляемого Федеральным агентством по трудоустройству.
Значение для исследования вопросов социального страхования по безработице имеет вопрос об основаниях прекращения выплаты пособий.
В частности, Федеральное агентство по трудоустройству вправе прекратить выплату пособия, если безработный:
- постоянно отказывается от предложенных в агентстве вакансий;
- не принимает участие в рекомендованных мероприятиях по трудоустройству;
- не может доказать, что ищет новую работу;
- не сообщил в агентство о факте трудоустройства.
Другим видом пособия, на которое может претендовать безработный в ФРГ, является ArbeitslosengeldII (ALG-II).
На основании исследования положений нормативных актов можно утверждать, что ALG-II является классическим примером социальной помощи – пособия, которое выплачивается для покрытия минимальных потребностей (прожиточного минимума) неработающих лиц. Данный прожиточный минимум покрывает потребности в питании, одежде, средствах гигиены, обеспечении быта и проживания, оплату коммунальных услуг, а также нормальное участие в социально-культурной жизни общества.
Право на получение данного пособия имеют следующие группы лиц:
1) безработные, которые не имеют необходимого трудового стажа для получения ALG-I;
2) безработные, которые получают ALG-I, но данное пособие меньше величины, необходимой для покрытия минимальных бытовых потребностей;
3) работающие граждане и иностранцы, чей трудовой доход ниже прожиточного минимума.
Любой из получателей такой помощи должен быть в возрасте от 15 лет и до 60–67 лет (столько составляет пенсионный возраст в ФРГ), проживать на территории ФРГ и быть трудоспособным (работать как минимум 3 часа в день).
Правом на получение ALG-II обладают в том числе:
- иностранцы, имеющие вид на жительство в ФРГ (за исключением лиц, пребывающих в ФРГ, исключительно для поиска работы);
- беженцы;
- просители убежища;
- бездомные;
- прочие незащищенные слои общества, если они не относятся к какой-либо другой льготной категории (пенсионеры, инвалиды и прочие нетрудоспособные категории, которые получают другие пособия).
Для получения ALG-II и проведения всех связанных с этим формальностей заявителю необходимо обратиться в ближайший к нему центр занятости.
Общий размер ALG-II устанавливается по нескольким критериям, в том числе исходя из возраста получателя, его семейного положения, а также наличия неких особых потребностей, зависящих от конкретного лица. В соответствии с параграфом 8 Закона об определении стандартных потребностей стандартный размер пособия по безработице ALG-II приведен в таблице 2.
Таблица 2
Стандартный размер пособия по безработице ALG-II
Категория
получателей
|
Размер
пособия
|
Взрослый
без детей
|
466
евро
|
Взрослый,
состоящий в браке или гражданском партнерстве
|
401
евро
|
Взрослый
человек (инвалид), находящегося на лечении в стационаре или одинокий человек
от 18 до 24 лет
|
357
евро
|
Молодой
человек от 15 до 18 лет
|
373
евро
|
Ребенок
от 7 до 14 лет
|
309
евро
|
Ребенка
от 0 до 6 лет
|
283
евро
|
Помимо указанных сумм лицу могут выделяться средства на оплату аренды жилья и отопления. Размер таких выплат устанавливается в зависимости от региона проживания, исходя из утвержденных в конкретном регионе нормативов.
Кроме того, лицо может получать от государства дополнительную помощь, например дополнительные выплаты на лечение, покупку специального детского питания, выплаты, связанные с родами или получением образования детьми.
В отличие от ALG-I, при расчете суммы ALG-II учитываются имеющиеся у безработного накопления, наличие в собственности лица объектов недвижимости и дорогостоящего движимого имущества, ценных бумаг, а также возможная финансовая помощь со стороны родственников.
ALG-II может назначаться и на неограниченный срок. В первый раз данное пособие назначается на срок в 12 месяцев. По истечении указанного срока получателю нужно повторно обратиться в центр занятости, в котором производится проверка наличия обстоятельств, дающих право на назначение пособия, по завершении которой принимается соответствующее решение. Срок, на который продлевается выплата пособия, составляет, как правило, 12 месяцев. Пособие выплачивается на месяц вперед.
Помимо вышеуказанных пособий по безработице неработающие или частично занятые лица могут претендовать на ряд других дотаций от государства (табл. 3), что также установлено по результатам исследования законодательства.
Таблица 3
Дотации от государства безработным в Германии
Вид
дотации
|
Основание
назначения
|
Размер
дотации
|
Срок
|
Einstiegsgeld
|
Назначается
получателям ALG-II, желающим заниматься предпринимательством или
восстанавливающим трудовую деятельность
|
50% от ALG-II
|
До
2 лет
|
Gründungszuschuss
|
Назначается
получателям ALG-I, желающим заниматься предпринимательством
|
300 евро как до,
так и после окончания выплаты ALG-II
|
15
месяцев
|
Kurzarbeitergeld
|
Назначается
лицам, работающим по временной или неполной занятости
|
До 60% разницы
между полной и неполной зарплатой
|
До
2 лет
|
Bildungsgutschein
|
Назначается
лицам, проходящим обучение, в том числе по переквалификации
|
В размере
расходов на обучение
|
|
Указанные в таблице 3 пособия, а также пособия по безработице не назначаются получателям помощи для беженцев, для инвалидов и пенсионеров, а также прочих категорий населения, имеющих право на получение пособий и других видов социальной помощи.
Но исследуя размер пособий и сопоставив его со средней заработной платой, можно сделать вывод о том, что оба вида пособий, как ALG-I, так и ALG-II, не могут полностью возместить утраченный трудовой доход.
В силу того, что размер ALG-I, как правило, больше, то можно сделать вывод о том, что данное пособие в большей мере обеспечивает покрытие потребностей индивида на пропитание и оплату коммунальных услуг. Однако, данное пособие не позволяет накопить какие-либо значительные суммы или оплатить крупные траты. Все это, а также то, что размер и срок выплаты пособия ограничен, как считается, стимулирует безработных к скорейшему поиску работы.
Получатели ALG-II, размер которого меньше, могут только покрыть свои потребности на пропитание, коммунальные услуги и одежду.
Подытоживая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что все безработные в ФРГ, включая иностранцев, имеют право на получение пособий, но для этого они должны быть зарегистрированы в местном центре занятости и соблюдать ряд других условий, установленных законодательством. При этом, если безработный ранее работал и платил страховые взносы, то он может претендовать на получение пособия ALG-I, которое составляет обычно 60% от заработка. Если же сумма ALG-I меньше прожиточного минимума либо безработный не имел работы, безработный имеет право на пособие ALG-II, размер которого меньше и которое позволяет удовлетворить только базовые жизненные потребности.
Для того чтобы подытожить и в сжатом и понятном виде привести все основные условия и сроки выплаты пособия по безработице в Германии, составлена таблица 4.
Таблица 4
Элементы пособий по безработице в Германии
Элемент
порядка
|
Описание
|
Получатель
пособия
|
ALG-I:
зарегистрированному в качестве безработного в ВА;
завершился квалификационный период (т.е. период в котором безработный был официально трудоустроен и уплачивал страховые взносы не менее 12 месяцев на протяжении последних двух лет). ALG-II: безработные, не имеющие необходимого трудового стажа для получения ALG-I; безработные, которые получают ALG-I, но пособие меньше величины, необходимой для покрытия минимальных бытовых потребностей; работающие граждане и иностранцы, чей трудовой доход ниже прожиточного минимума |
Дата начала
начисления пособия
|
С первого дня
признания безработными
|
Период выплаты
пособия
|
ALG-I – от 6 до
12 месяцев в зависимости от стажа и возраста работника;
ALG-II – неограниченный период времени |
Периодичность
выплаты
|
Один
раз в месяц
|
Заключение
В рамках исследования было проведено сравнение финансирования страхования по безработице в РФ и ФРГ по указанным выше параметрам, по результатам которого были выявлены сходства и различия, которые приведены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты сравнения систем страхования по безработице в РФ и Германии
Элемент
сравнения
|
Сходства
|
Различия
| ||
Россия
|
Германия
|
Россия
|
Германия
| |
Финансирование
системы страхования безработных
|
не
выявлено
|
государство
|
солидарное
финансирование: работник + работодатель
| |
Условия выплат
пособий
|
не
выявлено
|
наличие
оплачиваемой работы на условиях полных рабочих дней не менее 26 календарных
недель в период 12 месяцев до признания безработным
|
регистрация
в качестве безработного в ВА; завершился квалификационный период
| |
Дата
начала начисления пособия
|
с
первого дня признания безработными
|
не
выявлено
| ||
Период
выплаты пособия
|
не
более 24 мес.
|
не
выявлено
| ||
Периодичность
выплаты
|
ежемесячно
|
не
выявлено
| ||
Размер
пособий
|
наличие
ограничения максимального и максимального размера пособия. Зависимость
размера пособия от среднего заработка работника. Практически одинаковая
величина пособия
|
не
выявлено
| ||
Как видно из приведенной таблицы, в системах социального страхования по безработице в РФ и ФРГ есть как сходства, так и различия. Основное отличие заключается в том, что в ФРГ социальное страхование осуществляется за счет взносов работодателей и работников, а в РФ – за счет бюджетных средств. Остальные расхождения можно считать несущественными и не влияющими на ключевые параметры системы социального страхования по безработице. Выявленные сходства также нельзя назвать существенными, особенно учитывая, что размер пособия в ФРГ несопоставим с размером пособия в РФ при пересчете пособия в рубли по курсу ЦБ РФ. Несопоставим также набор материальных и иных благ, приобретение которых возможно за данное пособие.
В целом же наибольшее значение для внедрения в рамках РФ имеет применяемый в ФРГ способ финансирования социального страхования выплат по безработице, предусматривающий равнозначное участие сторон трудовых отношений в финансировании выплат по безработице, что способствует реализации принципа социального партнерства в финансировании системы вспомоществования безработным и обеспечения занятости. С другой стороны, подобный целевой взнос гарантирует системе некую независимость от государственного финансирования и устанавливает невозможность направления средств на вспомоществование безработным на другие цели существования государства. С другой стороны, при возникновении и нарастании кризисных явлений, а именно роста числа безработных, сокращении доходов граждан, система лишена источника мобилизации, необходимого для осуществления выплат пособий средств, в качестве которых могут выступать средства государственного бюджета. В этом случае вся надежда на достижение стабильности может возлагаться на остатки неиспользованных средств либо на создание неких резервов, что может привести к необходимости повышения тарифа.
Источники:
2. Дудина О.М., Арсельгова М.А. Социальные и экономические последствия безработицы // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 923-940. – doi: 10.18334/et.6.2.40810.
3. Лушников А.М. Проблемы социального страхования: опыт междисциплинарного подхода // Российское право: образование, практика, наука. – 2020. – № 4(118). – c. 48-62. – doi: 10.34076/2410-2709-2020-4-48-62.
4. Мирзабалаева Ф.И., Пашкова С.Е., Антонова Г.В. К вопросу о страховых принципах защиты от безработицы на российском рынке труда // Экономика труда. – 2021. – № 9. – c. 1019-1038. – doi: 10.18334/et.8.9.113433.
5. Пашкова С.Е., Мирзабалаева Ф.И. Практика развития систем страхования на случай безработицы в зарубежных странах // Экономика труда. – 2021. – № 11. – c. 1357-1378. – doi: 10.18334/et.8.11.113790.
6. Полякова И.А., Бондаренко Г.А. Оценки ущерба от безработицы в условиях мировых глобальных вызовов и направления социального предпринимательства // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – № 1. – c. 41-52. – doi: 10.18334/social.1.1.110948.
7. Родимушкина О.В. Правовое регулирование пособия по безработице: международно-правовые основы и опыт Российской Федерации // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – № 2(35). – c. 359-362. – doi: 10.26140/bgz3-2021-1002-0094.
8. Хайнс Э. Как подготовиться к «безработному» будущему // Форсайт. – 2019. – № 1. – c. 19-30. – doi: 10.17323/2500-2597.2019.1.19.30.
9. Эфендиева Д.С., Ибрагимов Г.А., Джамалова Д.Д. Зарубежный опыт повышения эффективности занятости населения // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2019. – № 11(109). – c. 283-290. – doi: 10.26726/1812-7096-2019-11-283-290.
10. Яковлева А.В., Коннова Д.Н. Страхование от безработицы в США (правовой аспект) // Вопросы российского и международного права. – 2019. – № 2-1. – c. 97-108. – doi: 10.25799/AR.2019.83.2.013.
11. Янченко Е.В. Риски безработицы в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. – 2020. – № 8. – c. 677-692. – doi: 10.18334/et.7.8.110729.
12. Закон РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60 (дата обращения: 01.02.2022).
13. Sozialgesetzbuch (SGB) Zweites Buch (II) – Grundsicherung für Arbeitsuchende - (Artikel 1 des Gesetzes vom 24. Dezember 2003, BGBl. I S. 2954). Gesetze-im-internet.de. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/sgb_2/BJNR295500003.html#BJNR295500003BJNG000101308 (дата обращения: 01.02.2022).
14. Sozialgesetzbuch (SGB) Drittes Buch (III) - Arbeitsförderung - (Artikel 1 des Gesetzes vom 24. März 1997, BGBl. I S. 594). Gesetze-im-internet.de. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/sgb_3 (дата обращения: 01.02.2022).
15. Gesetz zur Ermittlung der Regelbedarfe nach § 28 des Zwölften Buches Sozialgesetzbuch ab dem Jahr 2021. Gesetze-im-internet.de. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/rbeg_202.
16. Беспятых А.В., Гамулинская Н.В., Палешева Н.В., Савельева Н.К. и др. Экономические модели систем социального страхования в Швейцарии и России: сравнительная характеристика // Креативная экономика. – 2022. – № 1. – doi: 10.18334/ce.16.1.114126.
17. Беспятых А.В., Палешева Н.В., Савельева Н.К., Созинова А.А. и др. Ретроспективный анализ экономических моделей системы социального страхования по безработице в Российской Федерации // Креативная экономика. – 2022. – № 2. – doi: 10.18334/ce.16.2.114156.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:29:55