Механизм организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде: экосистемный подход
Сафонов В.В.1,2
1 ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи», Россия, Симферополь
2 ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Россия, Симферополь
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 7 (Июль 2021)
Цитировать:
Сафонов В.В. Механизм организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде: экосистемный подход // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 7. – С. 2873-2884. – doi: 10.18334/ce.15.7.112367.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46398179
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена разработке научно-методических положений формирования механизма организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде на основе экосистемного подхода. Актуальность темы обусловлена важностью обеспечения эффективной организации процесса предоставления медицинских услуг в цифровой среде. Раскрыта роль и значимость экосистемного подхода к внедрению цифровых технологий и платформенных решений в сфере медицинских услуг. На основе анализа динамики базовых социально-экономических показателей, характеризующих развитие системы здравоохранения, выявлена динамика роста расходов на здравоохранение в России в период пандемии, несмотря на общую тенденцию снижения ВВП страны за 2020 год. Представлен механизм организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде на основе экосистемного подхода, отражающий авторское концептуальное видение на повышение эффективности взаимодействия медицинских организаций в обеспечении доступности высококачественных медицинских услуг гражданами через систему электронных услуг и сервисов.
Ключевые слова: экономика сферы услуг, медицинская услуга, цифровая среда, экосистемный подход
JEL-классификация: I11, I15, I19, O31
Введение
Развитие цифровой медицины в постковидном периоде неотъемлемым образом связано с применением инновационных медицинских технологий на этапе профилактики, ранней диагностики, лечения, реабилитации, дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов. С позиции экономической интерпретации процессов цифровизации предоставления медицинских услуг не менее важным является вопрос обеспечения эффективной организации процесса оказания медицинских услуг.
В условиях платформизации развития сферы медицинских услуг актуальным является формирование цифровой экосистемы как системного интегратора развития системы здравоохранения. В научных публикациях экосистема рассматривается преимущественно в таких направлениях: экосистема как совокупность платформ [3, 16, 19] (Kulikova, Suvorova, 2021; Simchenko, Berkovich, 2021; Adner, 2016); экосистема как бизнес-модель [22, 23] (Lee, Shin, 2018; McIntyre, Srinivasan, 2017); экосистема как структура на основе открытых инноваций [22] (Lee, Shin, 2018).
Наиболее распространенным подходом к раскрытию сущности экосистем является платформенный подход. В Докладе Банка России за 2021 год «Экосистемы: подходы к регулированию» экосистема определена как система, которая «состоит из совокупности нескольких платформ, на которых клиенту предоставляются различные продукты и услуги» [18]. Ученые Е.В. Шкарупета, О.В. Дударева, Н.Н. Нетяга отмечают, что «большинство национальных лидеров формируют свои экосистемы на основе платформенной концепции, когда экосистема включает в себя несколько платформ, а также присутствует ряд дополнительных, менее масштабных платформ, удовлетворяющих спрос за пределами экосистемы и бросающих вызов экосистемам-лидерам» [17, с. 424] (Shkarupeta, Dudareva, Netyaga, 2021, р. 424).
Основы экосистемного подхода заложены в работах зарубежных и отечественных ученых, таких как: Д. Айзенберг [20] (Isenberg, 2014), А. Гауэр, М. Джекобайдз [21] (Jacobides, Cennamo, Gawer, 2015), О.В. Дударева [17] (Shkarupeta, Dudareva, Netyaga, 2021), Ч. Весснер [25] (Wessner, 2005), В.А. Карпинская [1] (Karpinskaya, 2018), Г.Б. Клейнер [2] (Kleyner, 2019), И. Ли, Й. Шин [22] (Lee, Shin, 2018), Д. МакИнтер, А. Сринивасан [23] (McIntyre, Srinivasan, 2017), Н.Н. Нетяга, Е.В. Шкарупет [17] (Shkarupeta, Dudareva, Netyaga, 2021), Г. Паркер [24] (Parker, Van Alstyne, Jiang, 2016), Р. Эднер [19] (Adner, 2016) и др. Как отмечается в работах [17, 21] (Shkarupeta, Dudareva, Netyaga, 2021; (Jacobides, Cennamo, Gawer, 2015), важнейшим направлением современных исследований является апробация методологии платформенной концепции бизнес-экосистем.
Целью статьи является разработка научно-методических положений формирования механизма организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде на основе экосистемного подхода.
Развитие сферы медицинских услуг на основе развития платформенного взаимодействия является приоритетом в реализации Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) [15]. Анализ динамики базовых социально-экономических показателей, характеризующих развитие системы здравоохранения (табл. 1), показывает рост расходов на здравоохранение в период пандемии, несмотря на общую тенденцию снижения ВВП России на 3,1% за 2020 год. Для анализа показателей ВРП, численности населения, расходов на здравоохранение, продолжительности жизни, среднедушевых денежных доходов населения были выбраны субъекты, входящие в состав Южного федерального округа.
Таблица 1
Динамика базовых социально-экономических показателей, характеризующих развитие системы здравоохранения
Показатели
|
2015
г.
|
2016
г.
|
2017
г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
ВВП РФ, млрд руб.
|
83 087,4
|
85 616,1
|
91 843,2
|
103 861,7
|
109 241,5
|
106 967,5
|
Население,
чел.
| ||||||
Российская
Федерация
|
146 267 288
|
146 544 710
|
146 804 372
|
146 880 432
|
146 780 720
|
146 748 590
|
Южный
федеральный округ:
| ||||||
Краснодарский
край, чел.
|
5 453 329
|
5 513 804
|
5 570 945
|
5 603 420
|
5 648 235
|
5 683 947
|
Ростовская
область, млн чел.
|
4 242 080
|
4 236 000
|
4 231 355
|
4 220 452
|
4 202 320
|
4 181 486
|
Республика
Адыгея, чел.
|
449 171
|
451 480
|
453 366
|
453 376
|
454 744
|
463 167
|
Республика
Калмыкия, чел.
|
280 564
|
278 733
|
277 803
|
275 413
|
272 647
|
269 984
|
Волгоградская
область, чел.
|
2 557 397
|
2 545 937
|
2 535 202
|
2 521 276
|
2 507 509
|
2 476 100
|
Астраханская
область, чел.
|
1 021 287
|
1 018 626
|
1 018 866
|
1 017 514
|
1 014 065
|
997 778
|
Республика Крым,
чел.
|
1 895 915
|
1 907 106
|
1 912 168
|
1 913 731
|
1 911 818
|
1 901 578
|
г. Севастополь.
чел.
|
398 973
|
416 263
|
428 753
|
436 670
|
443 212
|
509 992
|
Расходы на
здравоохранение млн руб.
| ||||||
Российская
Федерация
|
2 780
000
|
2 852 700
|
3 035 400
|
3 316 000
|
3 657 000
|
3 961 000
|
Южный
федеральный округ:
| ||||||
Краснодарский
край, млн руб.
|
60 377, 100
|
65 022,732
|
64 967, 917
|
77 925, 424
|
86 288, 089
|
92 855,448
|
Ростовская
область, млн руб.
|
42 002,3
|
42 300
|
45 187,761
|
54 463,485
|
57 932, 488
|
66 252,900
|
Республика
Адыгея, млн руб.
|
нет данных
|
нет данных
|
4 526, 716
|
5 469,120
|
5 922,204
|
6 829,829
|
Республика
Калмыкия, млн руб.
|
4 291,200
|
нет данных
|
3 576,373
|
3 871, 189
|
4 273, 091
|
4 504, 699
|
Волгоградская
область, млн руб.
|
29 400,900
|
29 013,283
|
30 872,302
|
35 602,585
|
37 700,747
|
40 512,303
|
Астраханская
область, млн руб.
|
11 008,400
|
10 823,417
|
11 238,949
|
14 407,214
|
15 935,624
|
17 337,556
|
Республика Крым,
млн руб.
|
21 889
|
22 643,6
|
22 997,817
|
26 433,350
|
28 223,203
|
30 303,024
|
Продолжительность
жизни, лет
| ||||||
Российская
Федерация
|
71,39
|
71,87
|
72,7
|
72,9
|
73,34
|
71,5
|
Южный
федеральный округ:
| ||||||
Краснодарский
край
|
72,53
|
72,83
|
73,42
|
74,3
|
73,91
|
72,2
|
Ростовская
область
|
71,9
|
72,2
|
73,03
|
73,21
|
73,69
|
72
|
Республика Адыгея
|
72,22
|
72,59
|
73,25
|
73,48
|
73,85
|
73,3
|
Республика
Калмыкия
|
72,15
|
73,35
|
73,54
|
73,84
|
74,84
|
72,9
|
Волгоградская
область
|
71,98
|
72,49
|
73,54
|
73,43
|
74,07
|
72
|
Астраханская
область
|
71,36
|
72,2
|
73,35
|
73,48
|
73,86
|
72
|
Республика Крым
|
70,52
|
70,74
|
72
|
72,23
|
72,71
|
71,2
|
г. Севастополь
|
70,67
|
71,64
|
73,37
|
73,63
|
73,53
|
73,6
|
Среднедушевые
денежные доходы населения, тыс. руб.
| ||||||
Российская
Федерация
|
30 254
|
30 865
|
31 897
|
33 266
|
35 338
|
35 676
|
Южный
федеральный округ:
| ||||||
Краснодарский
край, тыс. руб.
|
31 304
|
32 857
|
33 403
|
34 372
|
35 673
|
36 165
|
Ростовская
область, тыс. руб.
|
25 825
|
26 655
|
27 741
|
29 095
|
30 752
|
31 331
|
Республика
Адыгея, тыс. руб.
|
23 028
|
25 081
|
26 478
|
27 553
|
29 115
|
29 871
|
Республика
Калмыкия, тыс. руб.
|
15 276
|
15 696
|
16 261
|
17 082
|
18 508
|
19 759
|
Волгоградская
область, тыс. руб.
|
22 103
|
21 419
|
22 037
|
22 813
|
24 158
|
25 268
|
Астраханская
область, тыс. руб.
|
23 832
|
22 841
|
22 884
|
23 670
|
24 971
|
25 150
|
Республика Крым,
тыс. руб.
|
15 664
|
17 825
|
19 818
|
21 524
|
22 364
|
22 768
|
г. Севастополь, тыс.
руб.
|
17 774
|
26 239
|
28 130
|
28 834
|
30 261
|
29 331
|
На фоне незначительного роста среднедушевых денежных доходов населения по России в целом и субъектам Южного федерального округа явно выраженной является тенденция уменьшения продолжительности жизни граждан за 2020 г. Так, если в период 2015–2019 гг. в стране сформировалась положительная тенденция в данном направлении: Краснодарский край – 73,91 года в 2019 г. против 72,53 года в 2015 г.; Волгоградская область – 74,07 года в 2019 г. против 71,98 года в 2015 г., то за 2020 год ситуация изменилась в негативном направлении, что связано в значительной степени с развитием пандемии COVID-19.
Выявленные тенденции указывают на первоочередную необходимость реализации мер по ускорению внедрения цифровых сервисов в обеспечении создания эффективных механизмов взаимодействия медицинских организаций в Единой государственной информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ), внедрения инновационно-цифровых медицинских технологий, таких как: технологии телемедицины; электронные медицинские карты; технологии искусственного интеллекта (AI); технологии больших данных (Big Data); технологии вовлечения пациентов в мониторинг своего здоровья и др.
На основе проведенных теоретических и прикладных исследований нами разработан механизм организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде на основе экосистемного подхода (рис. 1). В основу предложенного механизма положено авторское представление об экосистеме цифрового здравоохранения как совокупности платформ и инструментов регулирования цифрового взаимодействия медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов РФ в единой государственной информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ).
Основополагающая роль в данном механизме отводится инструментам внедрения медицинских информационных систем, которые направлены на повышение эффективности организации предоставления медицинских услуг.
Заключение. На основе проведенных исследований выявлены организационно-экономические проблемы развития сферы медицинских услуг в настоящее время, которые можно охарактеризовать следующим образом. На фоне незначительного роста среднедушевых денежных доходов населения по России в целом и субъектам Южного федерального округа явно выраженной является тенденция уменьшения продолжительности жизни граждан за 2020 г. Наряду с этим развитие системы здравоохранения характеризуется слабым уровнем проведения цифровых трансформаций. В статье представлено авторское видение относительно решения указанных проблем в части разработки механизма организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде на основе экосистемного подхода. Предложенный механизм направлен на повышение эффективности взаимодействия медицинских организаций в обеспечении доступности высококачественных медицинских услуг гражданам через систему электронных услуг и сервисов. Отметим, что предложенные в механизме инструменты внедрения цифровых технологий и платформенных решений направлены на рост ВРП регионов за счет улучшения состояния здоровья граждан и повышения уровня их трудоспособности. В качестве направлений дальнейших исследований следует выделить оценку влияния внедрения цифровых технологий на уровень организации предоставления медицинских услуг.
Источники:
2. Клейнер Г. Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 1 (59). – c. 40-45.
3. Куликова О.М., Суворова С.Д. Экосистема: новый формат современного бизнеса // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 1 (42). – c. 200-205.
4. Мажитова С.К., Джазыкбаева Б.К., Денисов И.В., Положишникова М.А., Петренко Е.С. Менеджмент предпринимательской деятельности: «экосистема» как новое представление экономических отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 601-614.
5. Официальные данные Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 07.07.2021).
6. Официальные данные Росинфостата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/chislennost-naseleniya/ (дата обращения: 07.07.2021).
7. Официальные данные Министерства здравоохранения Краснодарского края. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minzdravkk.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
8. Официальные данные Министерства здравоохранения Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://minzdrav.donland.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
9. Официальные данные Министерства здравоохранения Республики Адыгея. [Электронный ресурс]. URL: http://mzra.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
10. Официальные данные Министерства здравоохранения Республики Калмыкия. [Электронный ресурс]. URL: http://minzdrav.kalmregion.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
11. Официальные данные комитета здравоохранения Волгоградской области. [Электронный ресурс]. URL: http://volgazdrav.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
12. Официальные данные Министерства здравоохранения Астраханской области. [Электронный ресурс]. URL: https://minzdravao.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
13. Официальные данные Министерства здравоохранения Республики Крым. [Электронный ресурс]. URL: https://mzdrav.rk.gov.ru/ https://dzs.sev.gov.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
14. Официальные данные Департамента здравоохранения г Севастополя. [Электронный ресурс]. URL: https://dzs.sev.gov.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
15. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам) (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). [Электронный ресурс]. URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie (дата обращения: 05.04.2021).
16. Симченко Н.А., Беркович М.Л. Проектирование экосистемы развития университетов в цифровой среде // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 1(49). – c. 491-505. – doi: 10.32744/pse.2021.1.34.
17. Шкарупета Е.В., Дударева О.В., Нетяга Н.Н. Развитие экосистем на основе платформенной концепции. / В книге: Стратегическое управление развитием цифровой экономики на основе умных технологий. под ред. А. В. Бабкина. - Санкт-Петербург, 2021. – 424-442 c.
18. Экосистемы: подходы к регулированию. Доклад для общественных консультаций Банка России. 2021. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultation_Paper_02042021.pdf (дата обращения: 04.07.2021).
19. Adner R. Ecosystem as Structure: An Actionable Construct for Strategy // Journal of Management. – 2016. – № 43 (1). – p. 39-58.
20. Isenberg D. What an Entrepreneurship Ecosystem actually is // Harvard Business Review. – 2014. – № 5. – p. 1-7.
21. Jacobides M. G., Cennamo C., Gawer A. Platforms, ecosystems, architectures: Rethinking the aggregate?. Working paper. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/smj.2904 (дата обращения: 14.05.2021).
22. Lee I., Shin Y. Fintech: Ecosystem, Business Models, Investment Decisions and Challenges // Business Horizons. – 2018. – № 61. – p. 35–46.
23. McIntyre D. P., Srinivasan A. Networks, platforms, and strategy: Emerging views and next steps // Strategic Management Journal. – 2017. – № 1. – p. 141-160.
24. Parker G., Van Alstyne M. W., Jiang X. Platform ecosystems: How developers invert the firm. / Paper No 2861574. - Boston University Questrom School of Business Research Paper, 2016.
25. Wessner C. W. Entrepreneurship and the innovation ecosystem policy lessons from the United States. / Local Heroes in the Global Village. - Springer, Boston, MA, 2005. – 67-89 p.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:12:11