Механизм организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде: экосистемный подход

Сафонов В.В.1,2
1 ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи», Россия, Симферополь
2 ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Россия, Симферополь

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 7 (Июль 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46398179
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена разработке научно-методических положений формирования механизма организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде на основе экосистемного подхода. Актуальность темы обусловлена важностью обеспечения эффективной организации процесса предоставления медицинских услуг в цифровой среде. Раскрыта роль и значимость экосистемного подхода к внедрению цифровых технологий и платформенных решений в сфере медицинских услуг. На основе анализа динамики базовых социально-экономических показателей, характеризующих развитие системы здравоохранения, выявлена динамика роста расходов на здравоохранение в России в период пандемии, несмотря на общую тенденцию снижения ВВП страны за 2020 год. Представлен механизм организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде на основе экосистемного подхода, отражающий авторское концептуальное видение на повышение эффективности взаимодействия медицинских организаций в обеспечении доступности высококачественных медицинских услуг гражданами через систему электронных услуг и сервисов.

Ключевые слова: экономика сферы услуг, медицинская услуга, цифровая среда, экосистемный подход

JEL-классификация: I11, I15, I19, O31



Введение

Развитие цифровой медицины в постковидном периоде неотъемлемым образом связано с применением инновационных медицинских технологий на этапе профилактики, ранней диагностики, лечения, реабилитации, дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов. С позиции экономической интерпретации процессов цифровизации предоставления медицинских услуг не менее важным является вопрос обеспечения эффективной организации процесса оказания медицинских услуг.

В условиях платформизации развития сферы медицинских услуг актуальным является формирование цифровой экосистемы как системного интегратора развития системы здравоохранения. В научных публикациях экосистема рассматривается преимущественно в таких направлениях: экосистема как совокупность платформ [3, 16, 19] (Kulikova, Suvorova, 2021; Simchenko, Berkovich, 2021; Adner, 2016); экосистема как бизнес-модель [22, 23] (Lee, Shin, 2018; McIntyre, Srinivasan, 2017); экосистема как структура на основе открытых инноваций [22] (Lee, Shin, 2018).

Наиболее распространенным подходом к раскрытию сущности экосистем является платформенный подход. В Докладе Банка России за 2021 год «Экосистемы: подходы к регулированию» экосистема определена как система, которая «состоит из совокупности нескольких платформ, на которых клиенту предоставляются различные продукты и услуги» [18]. Ученые Е.В. Шкарупета, О.В. Дударева, Н.Н. Нетяга отмечают, что «большинство национальных лидеров формируют свои экосистемы на основе платформенной концепции, когда экосистема включает в себя несколько платформ, а также присутствует ряд дополнительных, менее масштабных платформ, удовлетворяющих спрос за пределами экосистемы и бросающих вызов экосистемам-лидерам» [17, с. 424] (Shkarupeta, Dudareva, Netyaga, 2021, р. 424).

Основы экосистемного подхода заложены в работах зарубежных и отечественных ученых, таких как: Д. Айзенберг [20] (Isenberg, 2014), А. Гауэр, М. Джекобайдз [21] (Jacobides, Cennamo, Gawer, 2015), О.В. Дударева [17] (Shkarupeta, Dudareva, Netyaga, 2021), Ч. Весснер [25] (Wessner, 2005), В.А. Карпинская [1] (Karpinskaya, 2018), Г.Б. Клейнер [2] (Kleyner, 2019), И. Ли, Й. Шин [22] (Lee, Shin, 2018), Д. МакИнтер, А. Сринивасан [23] (McIntyre, Srinivasan, 2017), Н.Н. Нетяга, Е.В. Шкарупет [17] (Shkarupeta, Dudareva, Netyaga, 2021), Г. Паркер [24] (Parker, Van Alstyne, Jiang, 2016), Р. Эднер [19] (Adner, 2016) и др. Как отмечается в работах [17, 21] (Shkarupeta, Dudareva, Netyaga, 2021; (Jacobides, Cennamo, Gawer, 2015), важнейшим направлением современных исследований является апробация методологии платформенной концепции бизнес-экосистем.

Целью статьи является разработка научно-методических положений формирования механизма организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде на основе экосистемного подхода.

Развитие сферы медицинских услуг на основе развития платформенного взаимодействия является приоритетом в реализации Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) [15]. Анализ динамики базовых социально-экономических показателей, характеризующих развитие системы здравоохранения (табл. 1), показывает рост расходов на здравоохранение в период пандемии, несмотря на общую тенденцию снижения ВВП России на 3,1% за 2020 год. Для анализа показателей ВРП, численности населения, расходов на здравоохранение, продолжительности жизни, среднедушевых денежных доходов населения были выбраны субъекты, входящие в состав Южного федерального округа.

Таблица 1

Динамика базовых социально-экономических показателей, характеризующих развитие системы здравоохранения

Показатели
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
ВВП РФ, млрд руб.
83 087,4
85 616,1
91 843,2
103 861,7
109 241,5
106 967,5
Население, чел.
Российская Федерация
146 267 288
146 544 710
146 804 372
146 880 432
146 780 720
146 748 590
Южный федеральный округ:
Краснодарский край, чел.
5 453 329
5 513 804
5 570 945
5 603 420
5 648 235
5 683 947
Ростовская область, млн чел.
4 242 080
4 236 000
4 231 355
4 220 452
4 202 320
4 181 486
Республика Адыгея, чел.
449 171
451 480
453 366
453 376
454 744
463 167
Республика Калмыкия, чел.
280 564
278 733
277 803
275 413
272 647
269 984
Волгоградская область, чел.
2 557 397
2 545 937
2 535 202
2 521 276
2 507 509
2 476 100
Астраханская область, чел.
1 021 287
1 018 626
1 018 866
1 017 514
1 014 065
997 778
Республика Крым, чел.
1 895 915
1 907 106
1 912 168
1 913 731
1 911 818
1 901 578
г. Севастополь. чел.
398 973
416 263
428 753
436 670
443 212
509 992
Расходы на здравоохранение млн руб.
Российская Федерация
2 780 000
2 852 700
3 035 400
3 316 000
3 657 000
3 961 000
Южный федеральный округ:
Краснодарский край, млн руб.
60 377, 100
65 022,732
64 967, 917
77 925, 424
86 288, 089
92 855,448
Ростовская область, млн руб.
42 002,3
42 300
45 187,761
54 463,485
57 932, 488
66 252,900
Республика Адыгея, млн руб.
нет данных
нет данных
4 526, 716
5 469,120
5 922,204
6 829,829
Республика Калмыкия, млн руб.
4 291,200
нет данных
3 576,373
3 871, 189
4 273, 091
4 504, 699
Волгоградская область, млн руб.
29 400,900
29 013,283
30 872,302
35 602,585
37 700,747
40 512,303
Астраханская область, млн руб.
11 008,400
10 823,417
11 238,949
14 407,214
15 935,624
17 337,556
Республика Крым, млн руб.
21 889
22 643,6
22 997,817
26 433,350
28 223,203
30 303,024
Продолжительность жизни, лет
Российская Федерация
71,39
71,87
72,7
72,9
73,34
71,5
Южный федеральный округ:
Краснодарский край
72,53
72,83
73,42
74,3
73,91
72,2
Ростовская область
71,9
72,2
73,03
73,21
73,69
72
Республика Адыгея
72,22
72,59
73,25
73,48
73,85
73,3
Республика Калмыкия
72,15
73,35
73,54
73,84
74,84
72,9
Волгоградская область
71,98
72,49
73,54
73,43
74,07
72
Астраханская область
71,36
72,2
73,35
73,48
73,86
72
Республика Крым
70,52
70,74
72
72,23
72,71
71,2
г. Севастополь
70,67
71,64
73,37
73,63
73,53
73,6
Среднедушевые денежные доходы населения, тыс. руб.
Российская Федерация
30 254
30 865
31 897
33 266
35 338
35 676
Южный федеральный округ:
Краснодарский край, тыс. руб.
31 304
32 857
33 403
34 372
35 673
36 165
Ростовская область, тыс. руб.
25 825
26 655
27 741
29 095
30 752
31 331
Республика Адыгея, тыс. руб.
23 028
25 081
26 478
27 553
29 115
29 871
Республика Калмыкия, тыс. руб.
15 276
15 696
16 261
17 082
18 508
19 759
Волгоградская область, тыс. руб.
22 103
21 419
22 037
22 813
24 158
25 268
Астраханская область, тыс. руб.
23 832
22 841
22 884
23 670
24 971
25 150
Республика Крым, тыс. руб.
15 664
17 825
19 818
21 524
22 364
22 768
г. Севастополь, тыс. руб.
17 774
26 239
28 130
28 834
30 261
29 331
Источник: составлено автором на основе [5–14].

На фоне незначительного роста среднедушевых денежных доходов населения по России в целом и субъектам Южного федерального округа явно выраженной является тенденция уменьшения продолжительности жизни граждан за 2020 г. Так, если в период 2015–2019 гг. в стране сформировалась положительная тенденция в данном направлении: Краснодарский край – 73,91 года в 2019 г. против 72,53 года в 2015 г.; Волгоградская область – 74,07 года в 2019 г. против 71,98 года в 2015 г., то за 2020 год ситуация изменилась в негативном направлении, что связано в значительной степени с развитием пандемии COVID-19.

Выявленные тенденции указывают на первоочередную необходимость реализации мер по ускорению внедрения цифровых сервисов в обеспечении создания эффективных механизмов взаимодействия медицинских организаций в Единой государственной информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ), внедрения инновационно-цифровых медицинских технологий, таких как: технологии телемедицины; электронные медицинские карты; технологии искусственного интеллекта (AI); технологии больших данных (Big Data); технологии вовлечения пациентов в мониторинг своего здоровья и др.

На основе проведенных теоретических и прикладных исследований нами разработан механизм организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде на основе экосистемного подхода (рис. 1). В основу предложенного механизма положено авторское представление об экосистеме цифрового здравоохранения как совокупности платформ и инструментов регулирования цифрового взаимодействия медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов РФ в единой государственной информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ).

Основополагающая роль в данном механизме отводится инструментам внедрения медицинских информационных систем, которые направлены на повышение эффективности организации предоставления медицинских услуг.

Заключение. На основе проведенных исследований выявлены организационно-экономические проблемы развития сферы медицинских услуг в настоящее время, которые можно охарактеризовать следующим образом. На фоне незначительного роста среднедушевых денежных доходов населения по России в целом и субъектам Южного федерального округа явно выраженной является тенденция уменьшения продолжительности жизни граждан за 2020 г. Наряду с этим развитие системы здравоохранения характеризуется слабым уровнем проведения цифровых трансформаций. В статье представлено авторское видение относительно решения указанных проблем в части разработки механизма организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде на основе экосистемного подхода. Предложенный механизм направлен на повышение эффективности взаимодействия медицинских организаций в обеспечении доступности высококачественных медицинских услуг гражданам через систему электронных услуг и сервисов. Отметим, что предложенные в механизме инструменты внедрения цифровых технологий и платформенных решений направлены на рост ВРП регионов за счет улучшения состояния здоровья граждан и повышения уровня их трудоспособности. В качестве направлений дальнейших исследований следует выделить оценку влияния внедрения цифровых технологий на уровень организации предоставления медицинских услуг.


Источники:

1. Карпинская В.А. Экосистема как единица экономического анализа // Системные проблемы отечественной мезоэкономики, микроэкономики, экономики предприятий: материалы Второй конференции Отделения моделирования производственных объектов и комплексов ЦЭМИ РАН, вып. 2. – М.: ЦЭМИ РАН. 2018. – c. 125–141.
2. Клейнер Г. Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 1 (59). – c. 40-45.
3. Куликова О.М., Суворова С.Д. Экосистема: новый формат современного бизнеса // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 1 (42). – c. 200-205.
4. Мажитова С.К., Джазыкбаева Б.К., Денисов И.В., Положишникова М.А., Петренко Е.С. Менеджмент предпринимательской деятельности: «экосистема» как новое представление экономических отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 601-614.
5. Официальные данные Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 07.07.2021).
6. Официальные данные Росинфостата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/chislennost-naseleniya/ (дата обращения: 07.07.2021).
7. Официальные данные Министерства здравоохранения Краснодарского края. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minzdravkk.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
8. Официальные данные Министерства здравоохранения Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://minzdrav.donland.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
9. Официальные данные Министерства здравоохранения Республики Адыгея. [Электронный ресурс]. URL: http://mzra.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
10. Официальные данные Министерства здравоохранения Республики Калмыкия. [Электронный ресурс]. URL: http://minzdrav.kalmregion.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
11. Официальные данные комитета здравоохранения Волгоградской области. [Электронный ресурс]. URL: http://volgazdrav.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
12. Официальные данные Министерства здравоохранения Астраханской области. [Электронный ресурс]. URL: https://minzdravao.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
13. Официальные данные Министерства здравоохранения Республики Крым. [Электронный ресурс]. URL: https://mzdrav.rk.gov.ru/ https://dzs.sev.gov.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
14. Официальные данные Департамента здравоохранения г Севастополя. [Электронный ресурс]. URL: https://dzs.sev.gov.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
15. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам) (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). [Электронный ресурс]. URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie (дата обращения: 05.04.2021).
16. Симченко Н.А., Беркович М.Л. Проектирование экосистемы развития университетов в цифровой среде // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 1(49). – c. 491-505. – doi: 10.32744/pse.2021.1.34.
17. Шкарупета Е.В., Дударева О.В., Нетяга Н.Н. Развитие экосистем на основе платформенной концепции. / В книге: Стратегическое управление развитием цифровой экономики на основе умных технологий. под ред. А. В. Бабкина. - Санкт-Петербург, 2021. – 424-442 c.
18. Экосистемы: подходы к регулированию. Доклад для общественных консультаций Банка России. 2021. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultation_Paper_02042021.pdf (дата обращения: 04.07.2021).
19. Adner R. Ecosystem as Structure: An Actionable Construct for Strategy // Journal of Management. – 2016. – № 43 (1). – p. 39-58.
20. Isenberg D. What an Entrepreneurship Ecosystem actually is // Harvard Business Review. – 2014. – № 5. – p. 1-7.
21. Jacobides M. G., Cennamo C., Gawer A. Platforms, ecosystems, architectures: Rethinking the aggregate?. Working paper. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/smj.2904 (дата обращения: 14.05.2021).
22. Lee I., Shin Y. Fintech: Ecosystem, Business Models, Investment Decisions and Challenges // Business Horizons. – 2018. – № 61. – p. 35–46.
23. McIntyre D. P., Srinivasan A. Networks, platforms, and strategy: Emerging views and next steps // Strategic Management Journal. – 2017. – № 1. – p. 141-160.
24. Parker G., Van Alstyne M. W., Jiang X. Platform ecosystems: How developers invert the firm. / Paper No 2861574. - Boston University Questrom School of Business Research Paper, 2016.
25. Wessner C. W. Entrepreneurship and the innovation ecosystem policy lessons from the United States. / Local Heroes in the Global Village. - Springer, Boston, MA, 2005. – 67-89 p.

Страница обновлена: 01.12.2024 в 18:28:22