Санкции: удар по уязвимым зонам экономики и общества

Казанцев С.В.1
1 Институт экономики Российской академии наук

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
24 февраля 2022 г. президент Российской Федерации В.В. Путин объявил о начале специальной военной операции на Украине. К третьей годовщине специальной военной операции 24 февраля 2025 г. Европейский Союз и Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии приняли очередные масштабные пакеты санкций в отношении России и хозяйствующих субъектов других государств, способствующих об-ходу антироссийских санкций. Чуть ранее, 13 января 2025 г. новые санкции широкого диапазона действия ввели Соединённые Штаты Америки. Целью данной статьи являет-ся рассмотрение ключевых элементов политики ослабления экономики и дестабилизации общества, заложенных в этих пакетах санкций. Для реализации поставленной цели реша-лись следующие задачи: определение основных зон санкционного воздействия на РФ; показ их реализации в санкционных пакетах; характеристика не афишируемых (скрытых) каналов негативного воздействия на российскую экономику и социум. Исследование про-ведено на основе официальных документов стран-санкционеров, открытых публикаций и данных Федеральной службы государственной статистики РФ.

Ключевые слова: Российская Федерация, санкции, экономика, финансы, производство, логистика, инвестиции, эмиграция кадров

Финансирование:
Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН на 2025 г., проект «Методы и модели обоснования стратегии развития экономики России в условиях меняющейся макроэкономической реальности». Проект № 5.6.6.4. (0260–2021–0008).

JEL-классификация: F51, F52, O11



Введение. Стремясь разрушить экономику противника, нападающая сторона старается лишить неприятеля ресурсов развития, возможности реализации и приобретения продуктов, услуг, технологий, знаний и информации, расстроить и подорвать его финансовую систему, ввести хозяйство страны в состояние хаоса. Удары наносятся преимущественно по уязвимым зонам страны, хозяйствующих субъектов, физических лиц: наиболее значимым товарам экспорта и импорта, инвестициям, кредитам и страхованию товаров и услуг, поставкам критически важных средств производства (техники, технологий, приборов, инструментов, средств связи, транспортных средств, информации и т.д.), кредитно-финансовым учреждениям и каналам проведения платежей.

Широкое распространение получили экономические и торговые санкции [18, с. 483‑484; 19; 42]. К экономическим относятся: арест имущества, блокирование банковских счетов и валютных резервов, запрет на оказание финансовых услуг, на предоставление кредитов, на инвестирование и страхование, на экспорт банкнот и ценных бумаг, отключение от международных систем передачи финансовой информации и проведения платежей, на покупку иностранных ценных бумаг, блокировка платежей для держателей банковских карт и др.

Торговые санкции включают тарифы и нетарифные ограничения, запреты (эмбарго) на экспорт и импорт товаров и технологий, на оказание услуг, технико-технологической помощи, на перевозки и т.д.

Используют и другие инструменты воздействия: административные, политические, информационные, уголовно-правовые и даже диверсии. Вот несколько примеров.

В целях дестабилизации финансовой системы и нарушения функционирования экономики в войнах с Российской империей в XVI в. Польша и Швеция использовали изготовленные ими фальшивые русские монеты. В 1812 г. «в числе двигавшихся к Москве по знаменитой Смоленской дороге обозов наполеоновской армии находились и 34 фургона фальшивых российских денег, отпечатанных в Дрездене и Варшаве, которыми французские интенданты расплачивались за фураж для лошадей» [23].

Авторы из США: Thomas C. Reed [51], Ричард Кларк и Роберт Нейк [21] написали об участии ЦРУ во взрыве газопровода Уренгой-Сургут-Челябинск в 1982 г. В российских СМИ эта версия подвергается сомнению.

В октябре 1983 г. в порту Пуэрто-Сандино в Никарагуа боевые пловцы ЦРУ подорвали подводный трубопровод [26]. В 1984 г. с января по март в водах у самых крупных портов Никарагуа (Коринто, Эль-Блафф и Пуэрто-Сандино) США установили 75 мин. Подорвались 11 судов, в том числе российский танкер «Луганск» Новороссийского пароходства [28; 40].

В Венесуэле в 2019 г. в штате Ансоатеги был взорван трубопровод, а в 2022 г. в штате Монагас на востоке страны подорван подводный трубопровод государственной нефтегазовой компании Petroleos de Venezuela S.A (PDVSA) [24].

Для силового воздействия на субъект (введения тарифов, запретов, ограничений, санкций, замораживания активов, конфискации имущества и т.д.) надо быть сильнее этого субъекта (экономически, технологически, политически, информационно, в военной сфере и т.д.), и самому нести от осуществляемых действий приемлемые потери. Для увеличения своей силы нападающий (агрессор, санкционер) старается действовать не в одиночку, а вместе с союзниками и зависящими от него субъектами.

Для нанесения большего ущерба атакующие воздействуют одновременно на несколько болевых точек атакуемого. Так, 24 февраля 2022 г. Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (The U.S. Department of the Treasury’s Office of Foreign Assets Control (OFAC)) совместно с ЕС за признание Донецкой и Луганской Республик к России, за «Специальную военную операцию» (СВО) на Украине [54]:

1) заморозили счета, ввели запрет на операции и управление резервами ЦБ РФ, ведущих банков РФ (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Совкомбанк, Новикомбанк, банк «Открытие» и Альфа-банк) и почти 90 зарубежных филиалов этих финансовых институтов. Это удар по финансовой системе РФ;

2) наложили санкции на 13 российских фирм. Это сдерживание экономического развития;

3) включили в санкционный список лиц из ближайшего окружения В.В. Путина (шесть человек) и лиц из «финансовой элиты» (три человека). Это воздействие на лиц, принимающих решения, на управляющие кадры;

4) запретили полёты российской авиации, продажу, лизинг и обслуживание имеющихся у РФ иностранных самолётов. Заблокировали поставки и лизинг авиатехники и запчастей для неё. Это ограничение в логистике и создание неудобств для граждан с целью вызвать социальную нестабильность в стране;

5) установили лицензирование поставок в Российскую Федерацию микроэлектроники, телекоммуникационного оборудования, сенсоров, навигационного оборудования, авионики, морского и авиационного оборудования. Это сдерживание технологического развития.

Осуществляемые агрессивные действия преследуют военные, политические и экономические цели [16]. В число экономических целей, в частности, входят ослабление (и/или разрушение) социально-экономической системы противника (конкурента, соперника) путём устранения такового с товарных рыков, нарушения функционирования его финансовой системы, недопущения научно-технологического развития.

Изоляция от товарных рынков. «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как «огромное скопление товаров» [25, с. 43]. Товары [1] производят на продажу, их надо реализовать. Для этого нужны рынки сбыта продукции. Лишение доступа к товарным рынкам не позволяет не только получать прибыль, но и возмещать понесённые издержки производства товаров. Инструментами изоляция от рынков выступают запреты и ограничения на: а) поставки продукции и услуг; б) проведение платежей; в) предоставление кредитов; г) страхование товаров и средств их доставки, а также затруднение и нарушение логистики, введение сборов и пошлин.

Запреты на проведение платежей представляются наиболее болезненными для товаропроизводителя. Он потратил силы и средства на производство продуктов и доставку их на рынок, но не может их возместить.

Дальше по цепочке идут разного рода ограничения и затруднения изготовления продуктов и оказания услуг. Нет производства – нет прибыли, нет прибыли – нет производства. В финансовой сфере такие ограничения и проблемы включают трудность и (или) невозможность получения необходимых для производства инвестиций, в том числе кредитов; в сфере производства – приобретение необходимых производственных ресурсов и найма работников. Санкционеры так же затрудняют жизнь собственников производства, накладывая на них и родственников всевозможные санкции.

В сфере логистики ограничивают, затрудняют и запрещают покупку, обслуживание и страхование средств доставки, их передвижение через территорию, в водном и воздушном пространстве страны-санкционера. В отношении собственников средств доставки, организаций и лиц, занимающихся логистикой, также вводят санкции.

В этой системе элементов и связей в производстве товаров (рис. 1) у производителей есть свои наиболее чувствительные и слабо защищенные (уязвимые) зоны. У Российской Федерации это экспортно-ориентированная ресурсная экономика и широкое использование в ряде сфер производства иностранной техники, технологий, исходных ингредиентов, предметов и орудий труда. И у всех стран, кроме США, – зависимость от прохождения платежей за внешнеторговые операции от финансовых организаций Соединённых Штатов Америки и курса национальной валюты от доллара США.

Рисунок 1. Макроэлементы и связи в товарном производстве

Источник: составлено автором.

Нарушение логистики. Затруднить доступ противника к товарным рынкам можно лишив его транспортных средств; закрыв для них континентальное, морское и воздушное пространство, воздушные и морские порты; прекратив страхование транспортных средств и транспортировки грузов; перестав обслуживать транспортные средств и поставлять для них запасные части и необходимое оборудование. Так порты для российских судов закрыли США, Норвегия, Новая Зеландия, Исландия, Великобритания. При этом Новая Зеландия закрыла и свои территориальные воды. Агентство по авиационной безопасности ЕС (European Union Aviation Safety Agency – EASA) лишило российские авиакомпании сертификатов на полеты в небе стран ЕС. Российский морской регистр судоходства (РМРС) исключен из Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО, International Association of Classification Societies, IACS).

Великобритания запретила услуги, позволяющие транспортировать российскую нефть [7].

В 2020 г. Литва, Латвия, Польша и Украина выступали против строительства газопровода Сереный поток – 2, а США в 2021 г. ввели против него широкий спектр санкции [53].

В январе 2025 г. OFAC Минфина США наложили санкции на ПАО «Современный коммерческий флот» (ПАО «Совкомфлот») и на его суда, на ПАО «Газпромнефть», его подразделения и филиалы (в т. ч. зарубежные) и суда, на суда «Совкомфлота», на АО «Роснефтефлот», принадлежащие «Роснефтефлоту» суда. В блокирующий список SDN [2] включены операторы морских портов ООО «МТП Лавна» и ООО «Морской порт Суходол», компания ООО «Арго танкер групп» [50].

Удары по финансовой сфере. Современное товарное производство невозможно без развитой финансовой сферы. Меры, используемые ЕС для ослабления финансовой активности в Российской Федерации, «включают запрет:

– любой формы кредитования российского правительства и некоторых российских банков (включая Центральный банк) и покупки выпущенных ими ценных бумаг;

– любых сделок с некоторыми российскими государственными предприятиями в разных отраслях, то есть с военно-промышленным комплексом Кремля;

– экспорта банкнот и продажи ценных бумаг на предъявителя во всех официальных валютах ЕС;

– на присвоение рейтингов России и российским компаниям кредитно-рейтинговыми агентствами ЕС и предоставление услуг рейтингования российским клиентам;

– на предоставление услуг относительно высокоценных криптоактивов и всех криптокошельков, независимо от суммы;

– бизнес-услуг, прямо или косвенно, таких как бухгалтерский учет, аудит, аудит уставного капитала, бухгалтерский и налоговый консалтинг, ИТ-консалтинг, юридические консультации, архитектурные и инжиниринговые услуги, управленческие консультации, связи с общественностью, маркетинговые исследования и опрос общественного мнения, техническое тестирование и анализ, реклама, рейтинговые услуги;

– на предоставление консультаций состоятельным россиянам по вопросам финансового планирования и трастов, а также ограничение на осуществление крупных депозитов в банках ЕС;

– российским гражданам занимать должности в руководящих органах критической инфраструктуры государств-членов» [50].

А также исключения ключевых российских банков из системы SWIFT; запрета на инвестирование в проекты, в финансировании которых участвует Российский фонд прямых инвестиций, и запрета банкам ЕС вне России использовать систему передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) [50].

С 2014 г. под санкциями США оказались Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, ВЭБ, Газпромбанк, Ланта Банка, Металлинвестбанк, Московский кредитный банк, МТС Банк, СДМ-банк, Уральский банк реконструкции и развития, банки «Левобережный», «Приморье», «Санкт-Петербург», «Уралсиб», «Зенит», а также дочерние структуры этих банков.

С марта 2022 г. Евросоюз отключил российские банки: ВТБ, «Россия», «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и ВЭБ РФ от системы SWIFT [7; 27; 38].

«21 ноября 2024 г. китайские банки ввели ограничения по черным спискам юридических адресов. … 20 апреля 2022 г. Новая Зеландия инициировала санкции против 18 российских финорганизаций и Фонда национального благосостояния [7].

США «после начала СВО заморозили около 52% золотовалютных резервов России, – на сумму почти в 316 млрд долл.» [13].

По данным РИА Новости 07.03.2024 г., «страны G7, ЕС и Австралия из-за спецоперации на Украине заморозили активы Центробанка России на сумму около 260 млрд евро. Большая часть этих сбережений – 191 млрд хранится в центральном депозитарии ценных бумаг Euroclear, расположенном в Бельгии» [11]. Эти цифры в декабре 2023 г. опубликовала Financial Times (табл. 1).

Таблица 1. Объём замороженных активов ЦБ РФ в G7 и ЕС на декабрь 2023 г.

(по данным Financial Times)

Страна
Объём замороженных активов
G7 и ЕС всего
€260 млрд
В том числе

Международная площадка Euroclear в Бельгии
€191 млрд ($208 млрд)
Франция
около €19 млрд (около $21 млрд),
Германия
примерно €210 млн
Швейцария
7,7 млрд швейцарских франков ($8,8 млрд)
Великобритания
£13,7 млрд ($15,6 млрд)
Источник: [41].

Разрушение производства. Ограничение доступа к рынкам сбыта продукции и нарушение логистики отрицательно влияют на масштабы производства. А чем меньше объём выпуска, тем, как известно, больше удельные издержки производства и меньше прибыль. В результате создание товаров может стать невыгодным и прекращено.

Другой рычаг негативного воздействия на производство – создание более выгодных условий хозяйствования в другой стране. К таким условиям относятся нормативно-законодательная база, льготное налогообложение, дешёвая рабочая сила, близость к товарным рынкам, высокий платёжеспособный спрос и др.

Но самое сильное и долгосрочное воздействие на ослабление экономики оказывают технологическая отсталость и зависимость от технологий. Зная это, в 1949 г. государства-члены Координационного комитета по экспортному контролю (КОКОМ [3]) разработали и применили стратегию «контролируемого технологического отставания». Она разрешала «передавать Советскому Союзу и другим социалистическим странам передовые технологии не ранее чем через четыре года после их серийного освоения на Западе» [16, с. 25].

Указы президентов США Р. Рейгана (Ronald Wilson Reagan, 1911–2004 гг.), Б. Обамы II (Barack Hussein Obama II, президент США с 20.01.2009 г. по 20.01.2017 г.) и Д. Трампа (Donald John Trump) во время его первого президентского срока (с 20.01.2017 г. по 20.01.2021 г.) установили запреты на поставки в СССР и Российскую Федерацию, используемых для научно-технологического развития и укрепления обороноспособности разных видов материально-технических, информационных, и ряда других ресурсов. На долгие годы они закреплены принятым Конгрессом США и подписанным президентом Д.Д. Трампом Законом №°115–44 от 2.08.2017 г. «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act – CAATSA [49]).

Инвестиции, технологии и профессиональные кадры – это основные ресурсы развития товаропроизводителей. Поэтому логично, что, стремясь остановить производство, санкционеры стараются лишить его инвестиций. И 21 февраля 2022 г. США запретили своим гражданам инвестировать в Донецкую и Луганскую Народные Республики (ДНР и ЛНР). 25 февраля 2022 г. во втором пакете санкций ЕС ввёл запрет на инвестиции в РФ. 6 апреля 2022 г. 46-й (2021–2025), президент США Д.Р. Байден-младший (Joseph Robinette Biden Jr.) своим указом установил «полный запрет новых инвестиции в экономику России (в том числе покупку акций и облигаций на вторичном рынке). Американским гражданам и компаниям запрещено инвестировать в российские активы, даже если эта инвестиция будет сделана не с территории США» [37].

Результатом таких мер закономерно стало сокращение притока иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и падение объёмов инвестиций из-за рубежа в основной капитал страны (рис. 2).

Рисунок 2. Среднегодовые объёмы инвестиций из-за рубежа в основной капитал РФ,

млрд руб.

Источник: составлено автором по данным статистических ежегодников [32-35].

При этом значима не только общая величина инвестиций, но и сферы деятельности, объекты в которые они направлены.

Все названные выше меры истощения России можно назвать гибридным силовым воздействие. Оно может осуществляться как скрытно (например, так называемый секретный план президента Р. Рейгана), так и показательно открыто, как, например, подписанный 2 августа 2017 г. президентом США Д. Трампом Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» [47].

Представляется: наиболее опасным выступает скрытое, замаскированное под благие намерения «мягкое» воздействие. Особенно пагубным и трудно преодолимым является введение объекта воздействия в научно-технологическую, продуктовую, информационную зависимость.

Ключевым инструментом, способствующим технологическому отставанию становится рекрутинг за рубеж учёных, изобретателей, высококвалифицированных кадров, востребованных специалистов. Этот процесс известен как «утечка умов».

Статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата) за 2014‑2023 гг. показывают, что «утечка умов», отмеченная российскими авторами после ликвидации Советского Союза [20; 44], сменилась «притоком умов» (рис. 3).

Рисунок 3. Среднегодовая численность международной миграции РФ

докторов и кандидатов наук, чел.

Источник: составлено автором по данным Росстата [15].

Наибольший урон экономике и социуму может, как представляется, нанести не большое количество покидающих страну, а малое число эмигрирующих гениев, талантов, изобретателей и кумиров (поэтов, писателей, спортсменов, певцов, музыкантов). Примеры некоторых эмигрировавших из СССР и РФ первооткрывателей даны в таблице 2.

Таблица 2. Талантливые и известные люди, покинувшие СССР и РФ

Личность
Область деятельность
Год
эмиграции
И.И. Сикорский
(1889‑1972)
Авиаконструктор, изобретатель первого в России гидросамолёта
1918
Ф. Г. Добржанский
(1900–1975).
Один из основателей синтетической теории эволюции
1920
В.В. Леонтьев
(1905‑1999)
Разработчик межотраслевого баланса, будущий лауреат Нобелевской премии по экономике
1925
Е. Д. Домашевицкий (Евсей Домар)
(1914‑1997)
Создатель макроэкономических моделей, соавтор модели Харрода-Домара
1936
В. Н. Вапник
(1936‑)
Создатель теории статистического машинного обучения, которая стала важным шагом в разработке нейросетей
1990
А. К. Гейм
(1958‑ )
Физик лауреат Нобелевской премии по физике 2010 г. за открытие материала графена
1990
Я. Б. Кум
(1976‑ )
Програмист, разработчик мессенджера WhatsApp
1992
М. Л. Концевич
(1964‑ )
Математик, лауреат премии Пуанкаре (1997 г.), Филдсовской премии (1998 г.)
1993
К.С. Новосёлов
(1974‑ )
Физик лауреат Нобелевской премии по физике 2010 г. за открытие материала графена
1999
П.В. Дуров
(1984‑ )
Основатель кроссплатформенного мессенджера Telegram
2014
Д.Б. Зимин
(1933‑2021)
Основатель фонда «Династия», д.т.н.,
программист, специалист в области информационных технологий, создатель компании «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка ‑ «Билайн»)
2015

Источник: составлено автором по данным [45].

Представляется: не менее опасна и более масштабна утечка знаний, открытий, идей. Если во времена Советского Союза Агентство национальной безопасности США (National Security Agency) в поисках полезной для оборонно-промышленного комплекса, для научно-технологического прорыва информации тщательным образом изучало издаваемые в СССР книги, журналы и газеты, составляло многоуровневое досье на советских учёных, исследователей, изобретателей, то после распада СССР специальные службы США сделали так, что российские учёные и сотрудники вузов не только сами стали публиковать в зарубежных англоязычных журналах часть интересующих иностранные спецслужбы данных, но ещё и платить за опубликование частным информационным базам WoS и Scopus.

Таким добровольным, открытым (Правительством РФ) каналом утечки новых идей, данных, фактов и знаний стала введенная в ноябре 2016 г. Федеральным агентством по науке и образованию (ФАНО России) и РАН обязательная оценка деятельности научных работников институтов РАН на основе публикаций в журналах, входящих в реферативную базу данных Scopus и международную платформу WoS.

Пункт 1 подпункт г) Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставил перед Правительством РФ задачу обеспечить «увеличение к 2015 г. доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), до 2,44%» [1].

В ноябре 2016 г. ФАНО России с Российской Академией наук в письме от 14.11.2016 г. № 007-18.2-10/МК-1181 рекомендовало руководителям научных организаций совместно с профильными и региональными отделениями РАН «провести внутренний анализ эффективности работы научных сотрудников и подразделений» [29]. При оценке результатов научно-исследовательской деятельности сотрудников в учреждениях РАН и других вузах за публикации в журналах, входящих в международные индексы цитирования Web of Science (WoS) и «Scopus», присваивалось больше баллов, чем за статьи в российских изданиях.

Заместитель президента РАН, член-корреспондент РАН, д.э.н., к.т.н Иванов В.В. отметил, что «министерство ставит задачу публиковать все наши фундаментальные исследования в иностранных журналах. То есть, самим отдавать свои результаты, по которым могли бы иметь явное преимущество, за границу. При этом все понимают, что западный технологический уровень гораздо выше нашего, а значит, там есть возможность всё это быстрее претворить в жизнь» [9].

Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2021‑ 2030 гг.)» установило, что «доля научных публикаций российских исследователей, индексируемых в международных системах научного цитирования, размещенных через национальные журналы (системы) и реализующих государственную программу РФ «Научно-технологическое развитие РФ» в 2021‑2030 гг.» должна составлять 75% [2, Приложение 4, п. 9]. Более того, «доля статей в соавторстве с иностранными учеными в общем числе публикаций российских авторов, индексируемых в международных системах научного цитирования и реализующих государственную программу РФ «Научно-технологическое развитие РФ» в 2021‑2030 гг. также должна составлять 75% [2, п. 8]

При этом уже в 2022 г. международные организации начали приостанавливать сотрудничество с научно-исследовательскими организациями РФ:

– «26 февраля 2022 г. Федеральное министерство образования и науки ФРГ сообщило о прекращении сотрудничества с Россией в области научных исследований и профессиональной подготовки кадров» [14];

– с 4 марта 2022 г. Общеевропейская федерация академий наук (European Federation of Academies of Sciences and Humanities – ALLEA) приостановила членство России [6];

– «7 марта 2022 г. Ассоциация университетов Европы (European University Association – EUA) приостановила членство в своих рядах 14 российских университетов» [14];

– с 17 марта 2022 г. Европейское космическое агентство (European Space Agency – ESA) приостановило сотрудничество с Роскосмосом по миссии марсохода «ЭкзоМарс» с запуском в 2022 г. [12];

– с 30 марта 2022 г. Международный совет по исследованию морей (International Council for the Exploration of the SeaICES) временно приостановил участие России в деятельности ICES [46];

– 8 апреля 2022 г. «Европейская комиссия, Государственное агентство исследований и инноваций Великобритании (UK Research and Innovation) приостановили выплаты российским учреждениям, участвующих в финансируемых исследовательских и инновационных проектах. Кроме того, заморозили новые проекты сотрудничества с российскими университетами, научно-исследовательскими институтами и компаниями» [30; 52];

– 11 апреля 2022 г. решением органов управления Организации экономического сотрудничества и развитии (Organisation for Economic Cooperation and Development – OECD/ОЭСР) было приостановлено членство России в Агентстве по ядерной энергии при ОЭСР. Приостановка вступила в силу 11 мая 2022 г. [31];

– 13 апреля 2022 г. Европейское космическое агентство (ESA) объявило о прекращении сотрудничества с Россией по российским миссиям «Луна-25», «Луна-26» и «Луна-27» [48];

– 10 июня 2022 г. Международный совет по исследованию морей (ICES) приостановил участие России [52].

После начала Россией Специальной военной операции (СВО) в 2022 г. ЕС, Великобритания, США и Канада стали вводить запреты на сотрудничество с российскими научными и образовательными организациями, реализовывать санкции на НИИ и вузы РФ.

В марте 2022 г. правительство РФ ввело мораторий на учет публикаций в зарубежных журналах до конца 2022 г., затем продлило его до конца 2023 года [8]. В мае 2024 г. Указом Президент РФ утверждены «Основы государственной политики РФ в области исторического просвещения». Одной из задач, направленных на развитие научной базы в этой области, стало «создание отечественной системы мониторинга публикаций в сфере социально-гуманитарных наук, основой которой должны стать независимые от зарубежных рейтингов отечественные показатели» [4, п. 11, подпункт в)].

В ноябре 2024 г. – январе 2025 г. Распоряжением правительства РФ от 6 ноября 2024 г. № 3140-р и Письмом Министерства науки и высшего образования РФ (Минобрнауки) от 13.01.2025 г. № МН 13/9 было принято решение заменить международные наукометрические показатели (Web of Science и Scopus) на национальные критерии (Белый список) при оценке эффективности работы научных сотрудников РАН и преподавателей российских вузов [3; 5]. Этими документами стимулирование к передаче неприятелю научных знаний было прекращено, и в методику расчета комплексного балла публикационной активности сотрудников внесены изменения.

Однако вызывает удивление аргументация Минобрнауки: отказ от стимуляции сотрудников российских вузов и НИИ к публикации результатов исследований в журналах Web of Science и Scopus не обусловлен тем, что это препятствует научно-технологическому развитию России и способствует интересам её противников, а также не связан с тем, что недружественные страны по отношению к России установили разного рода запреты на сотрудничество и связи с российскими вузами/НИИ и ввели санкции против некоторых их сотрудников. Причиной такого решения стало «прекращение доступа РФ к наукометрическим базам Web of Science и Scopus» [5].

Такая формулировка указывает на возможность, при сохранении и даже расширении вышеназванных санкций в отношении российской науки, вернуться к установкам публиковать результаты исследований в Web of Science и Scopus, то есть вновь передавать новейшую научную и технологическую информацию потенциальному противнику. Это не может не удивлять и не разочаровывать.

Тем не менее, пока данный канал утечки информации об открытиях, изобретениях и новых знаниях за рубеж закрыт. Теперь необходимо внимательно отслеживать поступление в Россию научной, технологической, исторической, политической и другой дезинформации, ориентированной на выбор неверных направлений, путей и методов научно-технологического, экономического и социального развития РФ. Ранее США и их союзники уже прибегали к дезинформации в период существования Советского Союза [27].

Заключение

Санкции – это меры принуждения подсанкционного лица путём ограничения и (или) лишения его возможностей свободы действий к выполнению требований санкционера. Чтобы принуждать надо быть сильнее принуждаемого. Поэтому сила санкционера (экономическая, технологическая, политическая, информационная, идеологическая и т.д.) – материальная основа для введения санкций. РФ пока не самое сильное государство, и как всякий субъект она имеет свои уязвимые зоны [15]. По ним, в первую очередь, и стараются нанести удар враги России.

Уязвимой зоной России является научно-технологическая зависимость части секторов экономики, науки и образования [4]. Такая зависимость сложилась исторически и имеет объективные причины. Во-первых, это высокий научно-технологический уровень некоторых секторов экономики группы европейских стран, США, Канады, Австралии и др. Широкое распространение в мире (в том числе в дореволюционной России, СССР и РФ) получили разработанные на Западе философские, экономические, социальные теории, научные открытия, культурные ценности.

Во-вторых, осуществляемые европейскими государствами (прежде всего Великобританией и США) открытые и скрытные действия, направленные на сдерживание научно-технологического развития СССР и РФ (например, названные запреты КОКОМ и «секретный план президента Р. Рейгана»), на ориентацию научных исследований на тупиковые направления, путём распространения ложной информации (например, подбрасывание Комитету государственной безопасности СССР ложных планов технологии Steals и космической обороны, программного обеспечения со встроенными в него вредоносными программами – «троянскими конями» [43]; на предоставление врагам России новых идей и разработок (тому пример публикации в Web of Science в SCOPUS).

После 2000 г. случаи обмана стали нередкими в сфере дипломатии. Например, во время встречи с военными корреспондентами в июне 2023 г. Президент РФ упомянул о трёх случаях обмана [10]: о договорённости с Западом по Украине – «наши так называемые партнёры нас просто надули, как в народе говорят: кинули просто. И, оказывается, не собирались выполнять свои обязательства»; об обещании не расширять НАТО – «обманули всех, утверждая, что НАТО не будет двигаться на восток»; и о зерновой сделке (поставке зерна в бедные страны) – «к сожалению, нас в очередной раз обманули». Доверчивость россиян способствовала тому, что они верили информации, поступающей из высокоразвитых стран, о чем позже им приходилось сожалеть.

В-третьих, многовековая вера россиян в то, что сделанное за границей лучше отечественного (для это тоже есть материальные основания). После распада СССР к предпочтению иностранной продукции перед отечественной добавился коммерческий аспект – зарубежные товары зачастую дешевле, а их применение в производстве сулит большую прибыль.

В-четвёртых, переманивание талантливых специалистов из России в другие страны обусловлено более высоким уровнем жизни и лучшими условиями труда в этих странах

И, наконец, восхищение (преклонение перед) заграничным. Ещё литературный критик, публицист и философ Н.Н. Страхов отмечал: «молодой русский, как только пересекал границу, испытывал острое идолопоклонство. Он впадал в экстаз перед всеми людьми и всеми вещами, перед швейцарами и философией Гегеля, перед картинами Берлинского музея, перед Штраусом-богословом и Штраусом-музыкантом. Шишка почтения росла всё больше и больше до самого Парижа» [36, с. 53]. И у этого почитание также есть объективная основа.

Всё это закономерно порождало желание дружить со странами запада [5]. События после 24 марта 2022 г. охладили такой соблазн. Чтобы избежать подобного преклонения по отношению к странам Востока или Юга, необходимо проявлять прагматизм и действовать в своих интересах. Россия должна стать более состоятельной и могущественной по сравнению с другими странами (или, по крайней мере, с большинством из них).

Товарное производство – есть форма общественного производства, при которой «для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке» [22, с. 87]. Трудности с выходом товаров на внешние рынки осложняют жизнь производителей, сокращают доходы от внешней торговли в бюджетах и препятствуют развитию товарного производства [6]. Антироссийские санкционеры не только устанавливают ограничения и запреты на экспорт российских товаров и импорт в Россию, но также вводят так называемые вторичные санкции против стран, которые не следуют этим ограничениям.

Ещё одним способом недопущения российских экспортёров и импортёров на зарубежные рынки выступает нарушение логистики, перекрытие каналов движения товаров из, и в РФ. Это закрытие морских портов и воздушных гаваней, запрет на страхования и обслуживание транспортных средств, перевозящих товары из России, и в Россию, запреты на проведение платежей, отключение от международных систем расчётов и т.д.

Россия – не первая и не последняя страна, где с помощью ограничений, запретов и санкций пытаются разрушить экономику, обострить социальную напряжённость, дестабилизировать политическую систему, сменить власть, изменить политический курс и, в конечном итоге, подчинить своему влиянию. На протяжении многих лет подобные меры применяются к Корейской Народно-Демократической Республике, Исламской Республике Иран, а в периоды президентства Д.Д. Трампа (2017–2021 гг.), Д.Р. Байдена-младшего (2021‑2025 гг.) и снова Д.Д. Трампа (2025 гг. – по настоящее время) к Китайской Народной республике.

История показывает, что даже самые жесткие и масштабные санкции не всегда приводят к ожидаемым результатам для тех, кто их вводит. И чтобы санкции не только не срабатывали, но и их остерегались вводить, надо быть сильным – в военном отношении, в экономике, в образовании, науке, технике и технологиях, в политике, на информационном поле, иметь сплочённое общество и прочную идеологическую основу, а также желательно – и надёжных союзников.

[1] В данной работе понятие «товар» включает в себя и услуги.

[2] SDN List – Список SDN, список особо обозначенных граждан и заблокированных лиц (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List).

[3] Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, CoCom.

[4] «Экономическое и технологическое отставание – главная угроза российскому суверенитету сегодня» [39, c. 29].

[5] Президент РФ отметил: «мы же всё предложили, мы считали, что мы свои, буржуинские, мы хотим быть в этой семье так называемых цивилизованных народов» [10].

[6] При этом оно бьёт и по зарубежным потребителям подсанкционных товаров [17].


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599. Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35263 (дата обращения: 06.02.2025).
2. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2021 2030 гг.)». СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400070256/ (дата обращения: 09.02.2025).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2024 г. № 3140-р. Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/156034/ (дата обращения: 03.02.2025).
4. Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314. Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50534 (дата обращения: 06.02.2025).
5. Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации руководителям образовательных организаций высшего образования и руководителям научных организаций от 13.01.2025 г. № МН 13/9. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/method/Ps_MON_13_9_13012025.pdfС (дата обращения: 12.02.2025).
6. Общеевропейская федерация академий наук (ALLEA) приостановила членство России. Антироссийские санкции. [Электронный ресурс]. URL: https://anti-russian-sanctions.ru/search/index.php?tags=ALLEA (дата обращения: 13.02.2025).
7. Архив. Санкции и ограничения против России. СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/57750634/#friends (дата обращения: 22.02.2025).
8. Введен мораторий на показатели наличия публикаций, индексируемых в международных базах данных. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/48669/ (дата обращения: 03.02.2025).
9. Веденеева Н. «Главное засекретим»: ученые приветствовали отмену обязательных публикаций в иностранных журналах. АO «Редакция газеты «Московский Комсомолец». [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/science/2022/03/10/glavnoe-zasekretim-uchenye-privetstvovali-otmenu-obyazatelnykh-publikaciy-v-inostrannykh-zhurnalakh.html (дата обращения: 06.02.2025).
10. Встреча с военными корреспондентами. Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/71391 (дата обращения: 24.02.2025).
11. Где заморожены активы Центробанка России. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20240307/aktivy_tsb-1927057756.html (дата обращения: 08.02.2025).
12. Европейское космическое агентство прекращает сотрудничество с РФ по лунным программам. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/kosmos/14368433 (дата обращения: 12.02.2025).
13. Егоров В. Переводим деньги тем, с кем воюем. Дугин поразился: Чиновники России продолжают терять миллиарды в банках Запада. Царьград. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Z6YkrGvPGA64tm7W (дата обращения: 08.02.2025).
14. Зенков А.П. Российское образование под натиском международных санкций: какие перемены нас ждут?. Имэмо ран. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imemo.ru/publications/policy-briefs/text/russian-education-under-the-pressure-of-international-sanctions-what-changes-await-us (дата обращения: 11.02.2025).
15. Информационно-аналитические материалы. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13283 (дата обращения: 02.02.2025).
16. Казанцев С.В. Глобальная экономическая агрессия. / Монография. - Новосибирск. ООО «Офсет-ТМ», 2019. – 100 c.
17. Казанцев С.В. Антироссийские санкции: оценка ущерба. / Монография. - Новосибирск. ООО «Офсет-ТМ», 2021. – 21 c.
18. Кайгородцев А.А. Влияние санкций на экономическую безопасность России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 479-496. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117685.
19. Калимулина И. Что такое санкции простыми словами, список санкций против РФ. ПроБанк. [Электронный ресурс]. URL: https://brobank.ru/chto-takoe-sankcii/ (дата обращения: 26.02.2025).
20. Каменский А.Н. Утечка умов и национальная безопасность России // Мировое и национальное хозяйство. – 2007. – № 2. – c. 78-98.
21. Кларк Р., Нейк Р. Третья мировая война: какой она будет?. - Издательство: Питер, 2011. – 336 c.
22. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд. / Изд-во политической литературы. - М., 1967. – Т.1. 694 c.
23. Лившиц Б. Первый выстрел Наполеона по России был сделан фальшивыми деньгами. АO «Редакция газеты «Московский Комсомолец». [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/economics/700let/2016/12/10/pervyy-vystrel-napoleona-po-rossii-byl-sdelan-falshivymi-dengami.html (дата обращения: 15.02.2025).
24. Лидер венесуэльских социалистов обвинил США в диверсиях. Известия. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1366846/2022-07-19/lider-venesuelskikh-sotcialistov-obvinil-ssha-v-diversiiakh (дата обращения: 06.02.2025).
25. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Государственное издательство политической литературы. - Москва, 1960. – Т. 23. 907 c.
26. Медведев напомнил о подрыве США нефтехранилищ и трубопровода в Никарагуа. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/03/10/2022/633b26159a794765a9882e35 (дата обращения: 03.02.2025).
27. Механизмы уничтожения СССР и «принцип домино». Ч. 1. Km.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.km.ru/spetsproekty/2011/11/25/publitsistika/mekhanizmy-unichtozheniya-sssr-i-printsip-domino-ch1 (дата обращения: 10.02.2025).
28. Новик М. Подрывы трубопроводов, госперевороты, организованные США, «услуги» ЦРУ, «Северный поток» + взрывы. Life.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://life.ru/p/1529468 (дата обращения: 03.02.2025).
29. О совместном письме РАН и ФАНО России. Российская академия наук. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ras.ru/FStorage/Download.aspx?id=bbd9236b-fd31-4108-8302-0c8db74700ec (дата обращения: 06.02.2024).
30. Общеевропейская федерация академий наук (ALLEA) приостановила членство России. Антироссийские санкции. [Электронный ресурс]. URL: https://anti-russian-sanctions.ru/news/mezhdunarodnoe_sotrudnichestvo/obshcheevropeyskaya_federatsiya_akademiy_nauk_allea_priostanovila_chlenstvo_rossii/ (дата обращения: 12.02.2025).
31. ОЭСР приостановлено членство России в Агентстве по ядерной энергии. Антироссийские санкции. [Электронный ресурс]. URL: https://anti-russian-sanctions.ru/news/mezhdunarodnoe_sotrudnichestvo/oesr_priostanovleno_chlenstvo_rossii_v_agentstve_po_yadernoy_energii/ (дата обращения: 12.02.2025).
32. Российский статистический ежегодник. 2024: Стат.сб./Росстат. - М., 2024. – 630 c.
33. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат.сб./Росстат. - М., 2020. – 700 c.
34. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат.сб./Росстат. - М., 2018. – 694 c.
35. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. - М., 2016. – 725 c.
36. Страхов Н.Н. Борьба с Западом в нашей литературе Текст: исторические и критические очерки / кн. 1.Герцен. Милль. Парижская коммуна. Ренан. Штраус. Санкт-Петербург: Тип. С. Добродеева. , 1882. – 362 c.
37. США запретили инвестиции в Россию. Антироссийские санкции. [Электронный ресурс]. URL: https://anti-russian-sanctions.ru/news/gosudarstvennyy_dolg_i_investitsii/ssha_zapretili_investitsii_v_rossiyu/ (дата обращения: 26.02.2025).
38. Тимофеев И. Россия - США - DASKAA: в режиме драконовских санкций. 22 августа 2018. Российский совет по международным делам (РСМД). [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-ssha-daskaa-v-rezhime-drakonovskikh-sanktsiy/ (дата обращения: 03.09.2025).
39. Тимофеев И.Н. Санкции против России: направления эскалации и политика противодействия. - Доклад №38/2018, 2018. – 32 c.
40. Трубопроводы - похожая ситуация с подрывами в Никарагуа. Российский Житель. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/YznFW4DiEULu_8Bp (дата обращения: 03.02.2025).
41. Что известно о замороженных активах России на Западе. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/20305319 (дата обращения: 08.02.2025).
42. Что такое санкции? Виды, причины и последствия введения ограничений. Т-Банк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tbank.ru/invest/social/profile/1RO/4a7a1973-0d87-4871-adc2-ddc612ea4eda/?author=profile (дата обращения: 26.02.2025).
43. ЦРУ продавало СССР поддельные компьютерные чипы. Kp.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/online/news/8706/ (дата обращения: 24.02.2025).
44. Юревич А.В., Цапенко И.П. Нужны ли России ученые?. / Монография. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 200 c.
45. 7 эмигрантов из СССР и России, изменивших технологический мир. Узнай Всё. [Электронный ресурс]. URL: https://uznayvse.ru/interesting-facts/7-emigrantov-iz-sssr-i-rossii-izmenivshih-tehnologicheskiy-mir.html (дата обращения: 23.02.2025).
46. ICES временно приостановил участие России. Антироссийские санкции. [Электронный ресурс]. URL: https://anti-russian-sanc-tions.ru/news/mezhdunarodnoe_sotrudnichestvo/ices_vremenno_priostanovil_uchastie_rossii_/ (дата обращения: 13.02.2025).
47. Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, HR 3364. Wh.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/legislation/hr-3364-countering-americas-adversaries-through-sanctions-act (дата обращения: 24.02.2025).
48. ESA - Redirecting ESA programmes in response to geopolitical crisis. Esa.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.esa.int/Newsroom/Press_Releases/Redirecting_ESA_programmes_in_response_to_geopolitical_crisis (дата обращения: 23.02.2025).
49. Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act. - Public Law -115-44-AUG. 2, 2017. – 71 p.
50. Russia-related Designations; Ukraine-related Designation Update; Russia-related Designations Removals; Issuance of Russia-related General License. Office of Foreign Assets Control. [Электронный ресурс]. URL: https://ofac.treasury.gov/recent-actions/20230720 (дата обращения: 24.02.2025).
51. Thomas C. Reed At the Abyss: An Insider\'s History of the Cold War. , 2007. – 384 p.
52. UK Research and Innovation приостановила выплаты в Россию. Антироссийские санкции. [Электронный ресурс]. URL: https://anti-russian-sanctions.ru/news/mezhdunarodnoe_sotrudnichestvo/uk_research_and_innovation_priostanovila_vyplaty_v_rossiyu/ (дата обращения: 23.02.2025).
53. US announces new Nord Stream 2 sanctions on Russian-linked entity and a vessel. Cable News Network. [Электронный ресурс]. URL: https://edition.cnn.com/2021/11/22/politics/nord-stream-2-sanctions/index.html (дата обращения: 23.02.2025).
54. U.S. Treasury Announces Unprecedented & Expansive Sanctions Against Russia, Imposing Swift and Severe Economic Costs. U.S. Department of the Treasury. [Электронный ресурс]. URL: https://home.treasury.gov/news/press-releases/jy0608 (дата обращения: 28.02.2025).

Страница обновлена: 28.03.2025 в 23:58:23