Бизнес-модели этнического предпринимательства

Рунова Н.Ю.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80406935

Аннотация:
Этническое предпринимательство является важным фактором развития экономики страны и условием социальной стабильности. Этнические предприниматели в силу своего положения в обществе и особенностей мотивации к предпринимательской деятельности сталкиваются с проблемами, выходящими за рамки стандартной парадигмы предпринимательства, что делает их более уязвимыми. Предлагаемые в статье бизнес-модели этнического предпринимательства способствуют повышению осознанности принимаемых этническими предпринимателями управленческих решений, а также структурируют направления и виды государственной поддержки этнического предпринимательства. Матрица бизнес-моделей этнического предпринимательства построена на основе мотивации к предпринимательству (вынужденное или добровольное), ориентации бизнеса (на этнический продукт или этническое сообщество) и выбора места реализации предпринимательской деятельности (внутри этнического сообщества или в иноэтнической среде).

Ключевые слова: этническое предпринимательство, управленческие решения, добровольное и вынужденное предпринимательство, бизнес-модели предпринимательства, этнический продукт, этническое сообщество, конкурентное преимущество

JEL-классификация: J15, M21, L26



Введение

Сегодня тема этнического предпринимательства особенно актуальна в контексте принятой стратегии государственной национальной политики, в которой говорится о вопросах этнокультурного развития народов России, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, взаимодействия с национально-культурными автономиями [11].

Этническое предпринимательство – это форма осуществления предпринимательской деятельности, свойственная мигрантам или этническому меньшинству и осуществляемая в рамках этнического сообщества (диаспоры) или в экономике в целом с целью выживания или сохранения национальной идентичности в иноэтнической среде [2].

Этнические предприниматели разнообразны по своему составу. Они включают мигрантов в первом поколении, испытывающих трудности в трудоустройстве из-за слабого знания языка принимающей страны, недостаточного уровня квалификации и слабой социальной интеграции. Мигранты во втором и последующих поколений, преодолевшие эти проблемы, сохраняют прочные связи со своим этническим сообществом и часто выбирают виды деятельности, ориентированные на него. Представители этнических меньшинств и малых народностей в своих странах традиционно проживают в небольших городах и поселениях, откуда молодежь стремится уехать в поисках работы, а в конкурентной борьбе за высокооплачиваемые и, требующие высокой квалификации рабочие места, могут проигрывать из-за недостаточного уровня образования и низкой социальной мобильности за счет закрытости этнических сообществ [7]. Невозможность или нежелание покидать традиционное место проживания, при финансовой нестабильности, приводит их к предпринимательской деятельности, а прочные связи с этническим сообществом мотивирует поддерживать традиционные ремесла и промыслы. С другой стороны, представители крупных и компактно проживающих этносов, не ограниченные перечисленными выше обстоятельствами, часто ориентируются на интересы и предпочтения своего этнического сообщества при выборе профессиональной деятельности.

Этнический бизнес и этнические продукты могут приобретать популярность и пользуются спросом не только у представителей этнического сообщества. Кошерные и халяльные продукты популярны у последователей здорового питания, блюда японской кухни и услуги традиционной китайской медицины известны во всем мире, этнические украшения стали модным трендом.

В основе успешного управления бизнесом лежат управленческие решения относительно выбора целевой аудитории и создания для нее ценностного предложения. Правильно подобранная бизнес-модель помогает владельцам бизнеса грамотно выстраивать бизнес-процессы компании, а также эффективно принимать управленческие решения [1].

Целью статьи является обоснование возможных бизнес-моделей этнического предпринимательства с целью повышения конкурентоспособности этнических предпринимателей, что в целом будет иметь положительное влияние на экономику страны. Методологическую основу статьи составляют научные публикации, исследования открытых источников по теме этнического предпринимательства в России, а также экспертные опросы этнических предпринимателей, проводимые автором в 2022 году [4], что позволило сформировать матрицу бизнес-моделей этнического предпринимательства на основе критериев вынужденности/добровольности предпринимательства, ориентации на этнический продукт/этническое сообщество и реализации предпринимательской деятельности в рамках этнического сообщества/иноэтнической среды.

Бизнес-модель «Этнический продукт»

Основным мотивом при выборе деятельности, ориентированной на производство и продажу этнического продукта, является удовлетворение потребностей своей же этнической группы. При этом предприниматели, выбирающие эту ориентацию бизнеса, максимально ассоциируют себя со своим этносом. Этнический продукт отвечает потребностям этнического сообщества, но может использоваться как внутри этого сообщества представителями данного этноса, так и за пределами сообщества потребителями, привлеченными этнокультурными особенностями продукта [3,6]. Среди этнических продуктов - «культурные товары» — газеты, книги, журналы, украшения, пошив и продажа народных костюмов, одежды с национальной символикой [9]. Сферами этнических продуктов часто являются производство и продажа продуктов питания.

В 2022 году автором проводился опрос этнических предпринимателей. В исследовании приняло участие 50 предпринимателей, из которых 26 были представителями малых народностей, а 24 респондента были представителями мигрантского предпринимательства. География исследования включала в себя следующие регионы РФ: Бурятия, Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан, г.Москва. Интервью проводились посредством телефонных опросов, личных встреч или онлайн конференций. Опрос этнических предпринимателей показал, что в целом они чаще всего сталкиваются с проблемой востребованности своих товаров и услуг, а также со сложностью развития своего бизнеса. Это связано с тем, что этническое предпринимательство является достаточно нишевым, при этом многие товары и услуги представлены в достаточно конкурентных отраслях экономики [4].

Бизнес-модель «этнический продукт» следует разделить на два подтипа – этнический продукт внутри и вне этнического сообщества. Оба типа могут носить как добровольный, так и вынужденный характер предпринимательской деятельности. При производстве и продаже этнического продукта внутри этнической группы важным фактором успеха является аутентичность этого продукта, соответствие его потребностям этнической группы. Этнические предприниматели часто работают в регионах компактного проживания этнических групп, где национальные меньшинства составляют значительную часть населения. Понимание национальных традиций и местных условий и потребностей помогает им успешно вести бизнес, а поддержка местной диаспоры может обеспечить необходимые предпринимателю ресурсы и контакты.

Опрос предпринимателей показал, что при добровольной форме этнического предпринимательства и ориентации на этнический продукт в рамках своей этнической группы предприниматели сталкиваются с конкуренцией с другими этническими предпринимателями и конкуренцией с неэтническими товарами за счет более масштабной рекламы более крупных общенациональных производителей, а также снижением спроса на этнические продукты со стороны молодёжи, предпочитающей модные инновационные новинки. Выходом является создание конкурентного преимущества за счет внедрения инноваций при сохранении аутентичности продукта. Инновационность этнического продукта и следование модным трендам способствует созданию конкурентных преимуществ этнических продуктов и для иноэтнических потребителей, поскольку такие продукты этнических предпринимателей гарантируют их аутентичность.

Этническое предпринимательство, ориентированное на этнический продукт, может носить и вынужденный характер. При данной форме мотив удовлетворения потребностей своей же этнической группы является хоть и важным, но всё же уступает цели выживания и обеспечения необходимого предпринимателю дохода. Характеристики этнических продуктов здесь во многом совпадают с добровольным предпринимательством, однако выбор продукта для производства скорее опирается на собственные навыки и умения этнического предпринимателя. Экспертные интервью показали, что именно вынужденные предприниматели в большей степени заняты традиционными промыслами и ремеслами. Вынужденные предприниматели чаше проживают в менее экономически-развитых регионах и больше сталкиваются с проблемой трудоустройства. Рассматриваемая категория предпринимателей в ещё большей степени зависит от поддержки своего этнического сообщества. Однако, в связи с отсутствием накопленного/собственного капитала, а также проблемой получения кредита в связи с низкой востребованностью этнических товаров такие предприниматели ориентируются только на поддержку своей семьи и диаспоры. Им важна государственная поддержка как финансовая, так и нефинансовая.

Основным методом конкурентной борьбы такие предприниматели называют снижение цены на свои товары. Внутри своей этнической группы они могут производить аутентичный этнический продукт, предлагая его по более низкой цене. Реализация этнического продукта в иноэтнической среде вынужденными предпринимателями зависит от уникального образа и аутентичности этого продукта.

Вынужденные этнические предприниматели больше, чем добровольные зависят как от государственных или региональных инициатив по поддержке и/или популяризации этнических товаров, от программ по поддержке беженцев или мигрантов. При отсутствии собственных средств и маленького внутреннего рынка сбыта они остаются зависимыми от своей диаспоры, помогающей им популяризировать этнические продукты.

Бизнес-модель, основанная на ориентации на этнический продукт, представлена в таблице. 1.

Таблица 1

Бизнес-модель «Этнический продукт»

Управленческие решения ориентированы на
Тип предпринимательства

Ориентация на этнический продукт
Внутри этнического сообщества/ диаспоры
В иноэтнической среде
Добровольное предпринимательство
Инновации продукта
Соответствие ценностям этнической группы
Аутентичность продукта
Поддержка диаспоры
Аутентичность продукта
Соответствие моде, трендам и т.п.
Конкурентное преимущество основано на
Инновациях
Формирование уникальности
Вынужденное предпринимательство
Стандартный продукт достойного качества по более низкой цене
Соответствие ценностям этнической группы
Поддержка диаспоры, семьи, государственная поддержка
Аутентичность продукта
Зависимость от сформированного имиджа
Поддержка диаспоры
Поиски программ поддержки беженцев, мигрантов и т.п.
Конкурентное преимущество основано на
Сходной цене
Формирование уникальности
Источник: составлено автором

Бизнес-модель «Ориентации на этническое сообщество»

Этническое предпринимательство не всегда ориентировано только на этнический продукт. В случае, например, мигрантов бОльшая часть предпринимательской деятельности связана с обслуживанием потребностей этнического сообщества, как внутри принимающей страны, так и вне ее.

Приезжая в новую страну проживания, мигранты сталкиваются с различными проблемами и стремятся найти хотя бы временную работу [8]. В этнических сообществах, сформировавшихся в принимающих странах, возникает потребность в создании собственной инфраструктуры жизнеобеспечения, нацеленной на оказание помощи соотечественникам в разных сферах жизни и предложении им как этнических, так и стандартных продуктов и услуг. Для этнических сообществ есть свои точки общепита, различные бытовые услуги, помощь в поиске жилья и трудоустройства, СМИ на национальном языке. Чем крупнее этническое сообщество, тем больше сфер жизни покрывают этнические предприниматели. Таким образом на рынке появляются услуги по консультированию, компании, предоставляющие мигрантам микрозаймы и юридическую помощь. Опрошенные предприниматели-мигранты отмечают, что популярность таких услуг в первую очередь зависит от того, что мигрантам, особенно плохо знающим местный язык, важно общение на родном языке. А сохранение традиций, как культурных (например, занятия народными танцами), так и ведения бизнеса (например, исламские микрозаймы) повышает уровень доверия к землякам, имеющим больший опыт проживания в новой стране.

Этническое предпринимательство, ориентированное на удовлетворение потребности этнической группы, в основном направлено на продукты и услуги, пользующиеся спросом данной этнической группы. Национальные меньшинства, изначально проживающие на территории одной страны, не испытывают языковых барьеров и уже интегрированы в общество своей страны. Однако, у малых народностей существуют свои культурные и религиозные традиции. В связи с этим формируется спрос на отдельные виды этнических товаров и услуг. К наиболее популярным услугам внутри такого этнического сообщества относятся обучение национальному языку, национальным танцам, а в последнее время растет спрос на так называемые этнические финансы (т.е. финансовые услуги, оказываемые представителями той же этнической группы). Здесь крайне важна поддержка местных властей, популяризирующих сохранение этнической культуры и этнических товаров.

Для потребителей этнических товаров и услуг важным остается соответствие ценностям этнической группы, востребованность этнического продукта зависит от поддержки диаспоры или местных властей, основную конкуренцию этническим предпринимателям составляют неэтнические компании, что заставляет предпринимателей в качестве конкурентного преимущества выбирать аутентичность продукта, традиционность методов его производства.

Несмотря на то, что этническое предпринимательство, ориентированное на удовлетворение потребностей своего этнического сообщества, чаще всего носит добровольный характер, при отсутствии работы или в менее экономически развитых регионах это решение может быть и вынужденным. Спектр товаров и услуг, характерный для этой ситуации, будет несколько отличаться от добровольного предпринимательства. Так в мигрантской среде, по мнению экспертов и предпринимателей, преобладает микро-бизнес и самозанятость на уровне внутримигрантских связей, не требующих больших вложений, например частные мастера в сфере красоты, ремонта и пошива одежды, переводческие услуги, сопровождение или репетиторство и присмотр за детьми. Вынужденные предприниматели, также, как и в случае с ориентацией на этнический продукт, чаще проживают в менее экономически-развитых регионах и больше сталкиваются с проблемой трудоустройства. Рассматриваемая категория предпринимателей в ещё большей степени зависит от поддержки своего этнического сообщества.

Проводя сравнение с вынужденным предпринимательством в модели «этнический продукт», можно сделать вывод, что основным методом конкурентной борьбы такие предприниматели называют предоставление качественных услуг по более низкой цене, при этом сохраняя максимальную ориентацию на этнические, культурные и языковые ценности своего сообщества.

Этническая предпринимательская деятельность распространяется не только на рынок внутри этнического сообщества в стране проживания. Более успешные этнические предприниматели все больше начинают составлять конкуренцию местным компаниям на внутреннем рынке страны в целом, а в некоторых отраслях экономики доля мигрантских предприятий даже выше, чем у немигрантских. Например, в крупных городах России в таких направлениях как ремонт обуви или торговля ювелирными изделиями преобладают представители армянской диаспоры, а сфере общественного питания проявляет активность азербайджанская и грузинская диаспоры.

В последнее время всё больше этнических предпринимателей предпринимают попытки создания бизнеса для неэтнического сообщества. Это можно наблюдать на рынке услуг частного строительства, в сфере уборки помещений или заботе о пожилых. Однако, для успешного развития такого бизнеса уже недостаточно поддержки этнической диаспоры, необходима государственные меры поддержки и благоприятное отношение общества. Примером такой поддержки может служить набирающее популярность направление этнического туризма. В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [10] в последнее время стали появляться этно-деревни, где туристы могут познакомиться с культурой и обычаями разных народностей.

Исследование отношения населения к этническому предпринимательству [5] показало в целом толерантность населения России к этническим предпринимателям. Товары и услуги таких предпринимателей более дешевы, хотя по качеству не уступают продуктам других компаний, а этнический характер продукции выгодно их отличают от стандартных товаров.

Несмотря на то, что у вынужденных предпринимателей важной конкурентной стратегией остается снижение цен, основным фактором успеха является адаптация под рыночные условия, выражающиеся в поиске ниш, набирающих популярность, но при этом не занятых обычными предпринимателями.

Бизнес-модель ориентации на этническое сообщество представлена в таблице 2.

Таблица 2

Управленческие решения ориентированы на
Бизнес-модель «Ориентация на этническое сообщество»

Тип предпринимательства

Ориентация на потребности этнической группы
Внутри этнического сообщества/диаспоры
В иноэтнической среде
Добровольное предпринимательство
· Традиционные ремесла, сохранение традиций
· Соответствие ценностям этнической группы
· Аутентичность продукта
· Поддержка диаспоры
· Аутентичность продукта
· Адаптация к вкусам и потребностям рынка
· Соответствие моде, стилю и т.п.
Конкурентное преимущество основано на
Сохранении традиций
Адаптации
Вынужденное предпринимательство
· Стандартный продукт достойного качества по более низкой цене
· Соответствие ценностям этнической группы
· Поддержка диаспоры, семьи, государственная поддержка
· Ориентация на популярные, пользующиеся спросом товары
· Поиски программ поддержки беженцев, мигрантов и т.п.
Конкурентное преимущество основано на
Сходной цене
Адаптации
Источник: составлено автором

Сравнение двух бизнес-моделей позволяет составить матрицу моделей этнического предпринимательства (таблица. 3).

Таблица 3

Матрица бизнес-моделей этнического предпринимательства


Ориентация на этнический продукт
Ориентация на потребности этнической группы
Внутри этнического сообщества/ диаспоры
В иноэтнической среде
Внутри этнического сообщества/ диаспоры
В иноэтнической среде
Добровольное предпринимательство
Инновации продукта
Соответствие ценностям этнической группы
Аутентичность продукта
Поддержка диаспоры
Аутентичность продукта
Соответствие моде, стилю и т.п.
Традиционные ремесла, сохранение традиций
Соответствие ценностям этнической группы
Аутентичность продукта
Поддержка диаспоры
Аутентичность продукта
Адаптация к вкусам и потребностям рынка
Соответствие моде, стилю и т.п.
Конкурентное преимущество основано на
Инновациях
Формирование уникальности
Сохранении традиций
Адаптации
Вынужденное предпринимательство
Стандартный продукт достойного качества по более низкой цене
Соответствие ценностям этнической группы
Поддержка диаспоры, семьи, государственная поддержка
Аутентичность продукта
Зависимость от сформированного имиджа
Поддержка диаспоры
Поиски программ поддержки беженцев, мигрантов и т.п.
Стандартный продукт достойного качества по более низкой цене
Соответствие ценностям этнической группы
Поддержка диаспоры, семьи, государственная поддержка
Ориентация на популярные, пользующиеся спросом товары
Зависимость от сформированного имиджа
Поиски программ поддержки беженцев, мигрантов и т.п.
Конкурентное преимущество основано на
Сходной цене
Формирование уникальности
Сходной цене
Адаптации
Источник: Составлено автором

Выделенные курсивом, подчеркиванием и жирным шрифтом особенности разных ситуаций этнического предпринимательства показывают, что управленческие решения в квадрате добровольное предпринимательство с ориентацией на продукт в рамках этнической группы схожи с решениями при ориентации на потребности этнической группы внутри своей диаспоры, а решения добровольного предпринимательства при ориентации на продукт в иноэтнической среде – с решениями при ориентации на общие потребности в стране проживания. Те же корреляции можно увидеть и в случае вынужденного предпринимательства. Исходя из представленной матрицы бизнес-моделей можно разработать стандартные шаблоны наиболее часто встречающихся управленческих решений, который помогут этническим предпринимателям выбирать наиболее правильные модели поведения, исходя из их мотивации к предпринимательству, отношению к этническому продукту и этническому сообществу и месту реализации управленческой деятельности

Заключение

Этническое предпринимательство можно выделить как отдельный вид предпринимательской деятельности, связанный с производством этнического продукта, который, происходя из особенностей культуры конкретной этнической группы, может удовлетворять потребности и быть привлекательным как для потребителей из этой группы, так и для более широких групп населения. Для понимания факторов успешности этнического предпринимательства необходимо понять, от чего зависят основные решения предпринимателя. Предложенные в статье бизнес-модели этнического предпринимательства рассматривают предпринимательскую деятельность по трем направлениям: ориентации (на этнический продукт или этническое сообщество), месту реализации (в рамках этнического сообщества или в иноэтнической среде) и мотивации (добровольное или вынужденное предпринимательство).

Рынки, занимаемые этническими предпринимателями, обычно характеризуются низкими барьерами с точки зрения капитальных затрат и образовательных квалификаций, мелкотоварным производством и высокой трудоемкостью. Чтобы оставаться конкурентоспособными в таких условиях, предприниматели должны выпускать продукты, наиболее полно удовлетворяющие потребности своей целевой аудитории. Этой аудиторией могут быть представители этнической общины, для которых предприниматель предлагает привычные и традиционные продукты, или представители более широкой группы потребителей, которых интересуют определенные этнические продукты.

Матричный подход в формировании бизнес-моделей позволил увидеть общие характерные черты предпринимательской деятельности у этнических предпринимателей, выделяющие их из стандартной парадигмы, а также сформировать 4 возможных подхода к формированию конкурентного преимущества этнического предпринимательства:

1. Инновационный/аутентичный продукт для своих

2. Аутентичный/ адаптированный продукт для широкой аудитории

3. Аутентичный продукт по сходной цене для своих

4. Аутентичный адаптированный продукт по сходной цене для широкой аудитории

Разработанные бизнес-модели этнического предпринимательства служат основой для решений о выборе направления предпринимательской деятельности, целевой аудитории и формировании конкурентного преимущества. Представленные бизнес-модели также являются ориентиром для направлений и форм поддержки этнического предпринимательства как на государственном, так и на локальном уровнях.


Источники:

1. Костин К.Б., Евдокимова Х.В. Выбор оптимальных бизнес-моделей для развития отечественного предпринимательства в условиях санкционных ограничений // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 2611-2632. – doi: 10.18334/epp.13.8.117879.
2. Рунова Н. Ю. Этническое предпринимательство: анализ основных определений // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 323-332. – doi: 10.18334/epp.11.2.111589.
3. Рунова Н.Ю. Значение этнического предпринимательства в Российской Федерации: итоги исследования // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 3. – c. 1093-1106. – doi: 10.18334/epp.12.3.114311.
4. Рунова Н.Ю. Проблемы этнического предпринимательства в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 4. – c. 1187-1198. – doi: 10.18334/epp.13.4.117487.
5. Рунова Н.Ю. Этнический продукт в формировании этнического предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 185-194. – doi: 10.18334/epp.10.2.100441.
6. Тюхтенева С.П. Этническое предпринимательство без миграции (на примерах из Тувы и Калмыкии) // Новые исследования Тувы. – 2018. – № 2. – c. 8. – doi: 10.25178/nit.2018.2.8.
7. Хахалкина И.В. Проблемы и особенности занятости коренных малочисленных народов // Актуальные вопросы экономических наук. – 2009. – № 4-2. – c. 14-17. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-osobennosti-zanyatosti-korennyh-malochislennyh-narodov.
8. Южанин М.А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу // Социологические исследования. – 2007. – № 5(777). – c. 70-77. – url: http://ecsocman.hse.ru/data/780/634/1219/Uzhanin.
9. Dannecker P., Alev C. Female Migrant Entrepreneurs in Vienna: Mobility and Its Embeddedness // Osterreichische Zeitschrift fur Soziologie. – 2016. – № 1. – p. 97-113. – doi: 10.1007/s11614-016-0193-y.
10. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/nacionalnyy_proekt_turizm_i_industriya_gostepriimstva/ (дата обращения: 02.01.2025).
11. УКАЗ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ff30f91360f2917b325d507685fd90353895d2bd/ (дата обращения: 23.01.2025).

Страница обновлена: 07.03.2025 в 16:58:33