Относительная оценка чувствительности экономики России к ограничению ее внешней торговли

Казанцев С.В.1
1 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54303003

Аннотация:
При выборе мер нанесения ущерба сопернику, конкуренту, противнику и врагу обычно ищут наиболее слабые места атакуемого субъекта (объекта). Противники Российской Федерации считают, что слабостью российской экономики является сложившаяся после распада СССР экспортно-сырьевая направленность её развития. Поэтому в число мер разрушения хозяйства РФ входят многочисленные антироссийские санкции в сфере внешней торговли. В этой статье представлены результаты исследования автором вопроса: является ли экономика Российской Федерации более уязвимой в сфере внешней торговли, чем экономики её основных противников? Анализ данных Мирового банка даёт основание полагать, что это далеко не так.

Ключевые слова: Российская Федерация, экспорт, импорт, недружественные иностранные государства, антироссийские санкции

Финансирование:
Статья подготовлена по плану НИР ФГБНУ «Института экономики и организации промышленного производства СО РАН», Проект 5.6.6.4. (0260-2021-0008) «Методы и модели обоснования стратегии развития экономики России в условиях меняющейся макроэкономической реальности».

JEL-классификация: F10, F14, O10, O11



Введение. В современном мире, по-видимому, нет страны, полностью изолированной от внешних рынков товаров, услуг, финансов и информации. В основе специализации стран во внешнеэкономической деятельности, одной из сфер которой является торговля, лежат как имеющиеся, так и отсутствующие у них природные и трудовые ресурсы, производственные возможности, научно-технологические и информационные достижения, дающие, или лишающие их сравнительных преимуществ (по Д. Рикардо), выгоды (альтернативных издержек по Г. Хаберлеру), международных ценностей (по Ю. Сиодзаве).

Участвующая в международной торговле страна, прежде всего, развивает свои наиболее конкурентоспособные на внешних рынках сферы деятельности, и расширяет импорт наименее выгодных во внутреннем производстве продуктов, технологий, знаний. Тем самым её экономика и финансовая система закономерно становятся зависимыми от состояния внешней торговли. Чем больше экономика страны зависит от торговли с другими странами, тем болезненнее для неё может оказаться сокращение масштабов внешней торговли и уменьшение поступлений в бюджет от экспорта и импорта. Это обстоятельство используют внешние конкуренты, недружественные и враждебные государства. Вводя разного рода ограничения, запреты, санкции и блокады, они стремятся ослабить своего конкурента, недруга, противника, врага. При прочих равных условиях, это сделать тем дешевле и проще, чем меньше диверсифицированы экспорт и импорт подсанкционного субъекта.

Современным примером служит инициированная англосаксами политика недружественных государств, направленная на международную изоляцию (в том числе в сфере внешней торговли) Российской Федерации, включая политику установления цен на основные товары российского экспорта. «Соединённые Штаты Америки традиционно привлекают как дружественные им, так и зависимые от них государства для борьбы со своими конкурентами» [8], противниками, врагами. Это один из принципов их внешней политики [5]. Поэтому закономерно то, что, обсуждая возможные действия по изматыванию Российской Федерации, специалисты RAND Corporation для реализации каждой предлагаемой ими меры (первой в списке стоит ограничение экспорта из России нефти и газа) рекомендуют привлекать как можно больше других стран [11].

Сравним возможную уязвимость России и некоторых недружественных по отношению к ней иностранных государств в случае нежелательного для них ограничения их внешней торговли. В качестве показателей возможной уязвимости [1] примем доли экспорта и импорта стран в их валовых внутренних продуктах, приводимые в базе данных Мирового банка [14].

Чья доля больше, и кто слабее?

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь

Пословица

В Федеральном законе № 127 недружественными иностранными государствами названы иностранные государства, совершающие недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц [1, ст. 1, ч. 2]. При этом недружественными действиями считаются введение политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, совершение других действий, представляющих угрозу территориальной целостности Российской Федерации или направленных на экономическую и политическую дестабилизацию Российской Федерации [1, ст. 1, ч. 1]. Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, определён Распоряжением правительства РФ № 430-р и дополнен Распоряжением правительства РФ № 3216-р [2; 3].

Сравним долю экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте (ВВП) Российской Федерации с аналогичными долями 11 недружественных иностранных государств (далее – недружественные государства). В число последних вошли США, семь государств, имеющих сухопутную границу с Российской Федерацией (Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Украина, Финляндия, Эстония), и наиболее экономически сильные недружественные государства Европы: Германия, Соединённое Королевство, Франция.

Экспорт. В 2015 г. доходы Российской Федерации от внешней торговли упали на 39,7%. В 2021 г. они были на 1899,8 млрд руб. (34,8%) меньше, чем в 2014 г. [2] Кроме введённых группой государств антироссийских санкций и ответных мер со стороны РФ на это падение повлияли проведение налогового маневра, сместившего налоговую нагрузку с экспортного налогообложения на внутренние налоги, динамика курса доллара, приостановление сроков уплаты таможенных платежей по уведомлениям таможенных органов в случае наличия задолженности и другие факторы [9]. В результате снизилась доля доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации [10] (рис. 1).

Рисунок 1. Среднегодовые значения доли доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005‑2021 гг., %

Источник: рисунок построен автором по данным статсборников «Российский статистический ежегодник» за 2012 г., 2015 г., 2016 г., 2019 г., 2021 г. и 2022 г.

При этом в структуре доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности уменьшилась доля экспортной составляющей: с 65% в 2014 г. [4], до 62,7% в 2021 г. [9, с. 449]. Доля же экспорта в ВВП РФ выросла с 27,1% в 2014 г. до 30,7 в 2021 г. При этом в 1992 г. она была 62,3%, в 1999 г. – 43,2% [14].

Понятно, что чем выше значение этой доли, тем больше страна может пострадать от вводимых другими государствами ограничений на её внешнюю торговлю. В этом отношении Российская Федерация менее уязвима, чем недружественные государства, имеющие с ней сухопутную границу.

Согласно статистике Мирового банка, с 2006 г. доля экспорта товаров и услуг в ВВП РФ меньше минимальной доли у граничащих с Россией по суше недружественных государств. В последующие годы разрыв в значениях рассматриваемых долей значительно вырос в пользу России (табл. 1) [3]. Это указывает на то, что экономика РФ меньше зависит от экспорта, чем этих враждебно настроенных по отношению к ней стран, с 2014 г. вводящих запреты и ограничения на российский экспорт, в том числе запрет на использование их воздушных и морских портов, на страхование российского экспорта, создание трудностей с его оплатой, запрет на транзит грузов по своей территории и др.

Таблица 1. Доля экспорта товаров и услуг в валовом внутреннем продукте РФ и недружественных государств, имеющих сухопутную границу с Россией, в 1995‑2021 гг., %

Страна
1995
2000
2004
2008
2012
2021
РФ
29,3
44,1
34,4
31,3
26,9
30,9
Польша
22,9
27,2
34,2
37,8
44,3
57,9
Финляндия
35,8
42,0
38,6
44,9
38,8
39,4
Украина
47,1
60,3
58,7
43,3
47,4
40,7
Норвегия
37,2
45,7
41,1
45,6
40,7
41,6
Латвия
34,6
36,8
38,9
39,3
61,4
63,5
Литва
37,2
38,6
48,8
57,6
78,2
80,5
Эстония
65,9
61,6
61,1
66,4
84,6
78,3
Источник: составлено по данным Мирового банка [13].

Несколько другая ситуация с Соединёнными Штатами Америки и с наиболее экономически развитыми недружественными иностранными государствами Европы – Германией, Соединённым Королевством и Францией. Доля экспорта товаров и услуг в ВВП США в разы меньше, чем у европейских стран и России. Следовательно, можно полагать, что США намного менее чувствительны к ограничениям объёма их экспорта.

Для наглядного представления удалённости величины доли экспорта в ВВП США от других государств выполним следующие преобразования. Рассчитаем обратную к доле экспорта в ВВП величину aэ(i,t) – отношение объёма ВВП к объёму экспорта:

aэ(i,t) = 100% / dэ(i,t) > 0. (1)

Здесь: i – индекс государства, i = 1, 2, …, n; t – индекс отрезков времени, t = 1, 2, …T; dэ(i,t) > 0 – доля (в процентах) экспорта страны i в её ВВП в отрезок времени t. Нормируем все величины aэ(i,t) на отношение объёма ВВП к объёму экспорта у США:

bэ(i,t) = aэ(i,t)/ aэ(сша,t). (2)

Легко видеть, что 0 < bэ(i,t) ≤ 1. При этом bэ(i,t) для США равно единице: bэ(сшаi,t) = 1. Доля экспорта товаров и услуг в валовом внутреннем продукте США самая маленькая из рассматриваемых государств, и США меньше других пострадают от фиксированного уменьшения объёма экспорта. Поэтому в принятых обозначениях страна j тем больше уязвима для запрета на экспорт её товаров и услуг, чем ближе bэ(j,t) к нулю, или чем дальше bэ(j,t) от единицы.

Соотношение таких величин отношений объёмов ВВП к объёмам экспорта у рассматриваемых стран отражено на графике рисунка 2.

Рисунок 2. Величины отношений ВВП к объёму экспорта товаров и услуг недружественных к РФ государств в 1989‑2021 гг., нормированные по величине данного отношения у США, долей единицы, США = 1

Источник: рисунок построен автором по данным Мирового банка [13].

На данном рисунке ясно виден отрыв США от других стран. При этом, в 2021 г. он больше, чем в другие показанные на рисунке годы. А вот величины показателей bэ(i,t) РФ, Германии, Соединённого Королевства и Франции близки (рис. 3).

Рисунок 3. Величины отношений ВВП к объёму экспорта товаров и услуг у РФ и трёх европейских стран в 1989‑2021 гг., нормированные по величине данного отношения у США, долей единицы

Источник: рисунок построен автором по данным Мирового банка [13].

Близость рассчитанных показателей bэ(i,t) РФ, Германии, Соединённого Королевства и Франции указывает на небольшое отличие уязвимостей каждой из этих стран для одинаковых ограничений объёмов экспорта их товаров и услуг.

Импорт. Доля импорта товаров и услуг в валовом внутреннем продукте РФ снизилась с 48,3% в 1992 г. до 24,0% в 2000 г. С 2009 г. по 2021 г. она варьировала в пределах от 20,5 до 21,3%, с 1996 г. стала меньше, чем у имеющих сухопутную границу с Россией недружественных иностранных государств (табл. 2).

Таблица 2. Доля импорта товаров и услуг в валовом внутреннем продукте РФ и недружественных государств, имеющих сухопутную границу с Россией, в 1995‑2021 гг., %

Страна
1995
2000
2004
2008
2012
2021
РФ
25,9
24,0
22,2
22,1
20,2
21,3
Норвегия
31,1
28,9
27,9
29,0
27,5
29,3
Финляндия
28,3
32,9
32,3
41,3
40,4
39,2
Польша
20,8
33,7
37,2
43,1
45,0
54,5
Литва
47,8
44,8
55,8
69,2
77,6
76,0
Латвия
39,3
44,8
54,2
51,9
66,8
66,9
Украина
50,2
55,4
51,3
50,9
55,2
41,9
Эстония
73,2
69,9
69,9
70,3
84,6
78,7
Источник: составлено по данным Мирового банка [13].

Если отвлечься от структуры импорта, можно предполагать, что экономика Российской Федерации менее уязвима для внешних ограничений на импорт товаров и услуг, чем экономики граничащих с ней по суше недружественных иностранных государств.

Для иллюстрации соотношения уязвимостей экономик РФ, США, Германии, Соединённого Королевства и Франции с точки зрения сокращения их импорта используем выражения (1) – (2), заменив входящие в них показатели экспорта на индикаторы импорта:

aи(i,t) = 100% / dи(i,t) > 0 (3)

bи(i,t) = aи(i,t)/ aи(сша,t). (4)

где dи(i,t) ‑ доля (в процентах) импорта страны i в её ВВП в отрезок времени t.

Показатели bи(i,t), характеризующие удалённость РФ и трёх европейских стран от наименее уязвимых США, представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Величины отношений ВВП к объёму импорта товаров и услуг у РФ, США и трёх европейских стран в 1989‑2021 гг., нормированные по величине данного отношения у США, долей единицы, США = 1.

Источник: рисунок построен автором по данным Мирового банка [13].

Рисунок 4 показывает, что Россия менее, чем недружественные к ней Германия, Соединённое Королевство и Франция, чувствительна к запретам, ограничениям и санкциям в отношении объёма её импорта товаров и услуг [4].

Заключение

Результаты выполненного исследования показывают, что экономика Российской Федераций не так уж уязвима для санкций в сфере внешней торговли. Противникам РФ полезно помнить уже не одно столетие известное в англо-саксонском мире изречение: «Россия никогда не бывает ни такой сильной, ни такой слабой, какой она кажется» [12].

Величины долей экспорта и импорта Российской Федерации в её ВВП дают основание считать, что Россия менее, чем рассмотренные недружественные к ней иностранные государства, чувствительна к накладываемым ограничениям на объём экспорта и импорта российских товаров и услуг. Конечно, вводимые группой государств на российскую внешнюю торговлю запреты, ограничения и санкции нанесут ущерб российской экономике, особенно если они касаются критически важных товаров и услуг. Но, судя по соотношению долей РФ и рассмотренных в работе недружественных иностранных государств, последние понесут от аналогичных запретительных мер более весомый урон. В США это понимают. «Огромным недостатком любого санкционного режима является его влияние на страны, вводящие санкции в отношении России», отмечают специалисты RAND Corporation [7]. Поэтому вводящим антироссийские санкции полезно вспомнить слова английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона (1850‑1894): «Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бросаться камнями в других».

США намного менее чувствительны к ограничениям объёма их экспорта, чем многие другие государства. И это на примере введённых группой государств антироссийских санкций показано нами в работе [6]. Тем не менее, и США несут потери: «действующие санкции оказали негативное воздействие на некоторые американские компании, в первую очередь на нефтяные и нефтесервисные компании» [11, p. 73].

Неся большие, чем США, потери от применяемых к Российской Федерации санкционных мер, недружественные иностранных государства ослабляют свою экономику, что позволяет США ещё сильнее подчинить их своему влиянию.

[1] «Уязвимый – слабо, мало защищённый; обнаруживающий слабость, недостаток» // URL: http://tolkslovar.ru/u3844.html

[2] Рассчитано автором по данным Федерального казначейства РФ.

[3] Данные по Латвии, Литве, Польше, Украине и Эстонии Мировой банк приводит, начиная лишь с 1995 г.

[4] При этом мы не рассматриваем изменение структуры импорта, то есть отвлекаемся от того, что даже относительно по сравнению с другими товарами уменьшение поставок в Россию критически важного для неё продукта, или отказ в оказании критически важной услуги может причинить значительный ущерб экономике и обществу.


Источники:

1. Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» от 04.06.2018 № 127-ФЗ (последняя редакция). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299382/ (дата обращения: 18.06.2023).
2. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/e8730c96430f0f246299a0cb7e5b27193f98fdaa/ (дата обращения: 18.06.2023).
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2022 № 3216-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/77714.html (дата обращения: 18.06.2023).
4. Интервью: структура доходов бюджета от ВЭД кардинально изменилась за шесть лет – заместитель руководителя ФТС России Елена Ягодкина. Агентство «Интерфакс». [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/252567 (дата обращения: 20.06.2023).
5. Казанцев С.В. Глобальная экономическая агрессия. / Монография. - Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ», 2019. – 100 c.
6. Казанцев С.В. Антироссийские санкции: оценка ущерба. / Монография. - Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ», 2021. – 212 c.
7. Казанцев С.В. Жизнь под санкциями // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 371-386. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.
8. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Движущие силы антироссийской коалиции: проблемы современной международной безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 749-774. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117829.
9. Непарко М.В., Черкасов Н.Ю. Влияние внешнеторговой деятельности Российской Федерации на доходы федерального бюджета // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 50(3). – c. 447-450.
10. Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., Шафранская А.М. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
12. Mark N. Katz Policy Watch: Is Russia Strong or Weak?. Upi. [Электронный ресурс]. URL: https://www.upi.com/Defense-News/2006/07/10/Policy-Watch-Is-Russia-strong-or-weak/39541152565695/ (дата обращения: 12.06.2023).
13. Export of goods and services (percent of GDP). The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.EXP.GNFS.ZS (дата обращения: 11.06.2023).
14. Indicators. The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/ (дата обращения: 18.06.2023).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:43:43