Диагностика рисков и угроз на региональном рынке труда
Сюпова М.С.1
1 Тихоокеанский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 25
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 12 (Декабрь 2023)
Цитировать:
Сюпова М.С. Диагностика рисков и угроз на региональном рынке труда // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 12. – С. 1841-1854. – doi: 10.18334/et.10.12.119875.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59554837
Аннотация:
Состояние рынка труда выступает одним из важнейших индикаторов экономической безопасности, характеризующим экономическое и социальное благополучие в обществе. Пандемия COVID 19 и введение санкций стали причиной серьезных трансформаций основных параметров и состояния региональных рынков труда, которые нередко сопровождаются нарастанием рисковых ситуаций и формированием проблемных зон. В новых экономических условиях возникает объективная потребность в разработке инструментария, позволяющего получить комплексное представление о развитии ситуации на рынке труда в регионе и своевременно идентифицировать новые очаги уязвимости. В работе предложен авторский подход диагностики состояния регионального рынка труда, в рамках которого выделены две группы исследуемых рисков и угроз: эндогенного и экзогенного характера. Первая группа включает совокупность негативных факторов и условий, возникающих на рынке труда в результате его дисбаланса (открытая безработица, длительная безработица; латентная безработица, доходы занятого населения). К экзогенным отнесены те, что формируются вне рынка труда, но напрямую определяют объемные параметры спроса и предложения рабочей силы (трудоспособное население и его активность, экономический рост). Диагностировать глубину выявленных проблем предлагается по критериям: умеренный риск, высокий риск; умеренная угроза; высокая угроза. Проведена диагностика состояния рынка труда Хабаровского края.
Ключевые слова: экономическая безопасность, риск, угроза, региональный рынок труда
JEL-классификация: J21, J23, J24
Введение
Конъюнктура рынка труда играет особую роль в вопросах оценки и обеспечения экономической безопасности региона. С одной стороны, рынок рабочей силы является источником формирования целого ряда рисков и угроз экономической безопасности, которые оказывают прямое влияние на качество жизни населения и определяют уровень основных макроэкономических показателей. С другой, состояние рынка труда выступает композитным индикатором, характеризующим общее социально-экономическое развитие территории и проблемы демографического характера.
В последние годы российская экономика все чаще сталкивается с принципиально новыми вызовами, которые приводят к серьезной трансформации основных параметров рынка труда и нарушению его равновесия. Коронавирусные ограничения затронули практически все виды экономической деятельности, что вызвало общее снижение деловой активности и рост уровня безработицы. В 2020 году численность безработных в стране выросла почти на 25% [14]. В число наиболее пострадавших попали работники сферы услуг, занятые в таких отраслях как торговля, общественное питание, гостиничный сервис, туризм, организация досуга. Заметно снизилась предпринимательская активность субъектов малого и среднего бизнеса. В период пандемии, безработные испытывали дополнительные трудности с трудоустройством, что повысило продолжительность их поиска работы. В числе наиболее уязвимых групп населения оказались работники предпенсионного возраста, молодежь и женщины. Многие из них отчаялись и вышли из состава рабочей силы, другие - перешли в неформальный сектор экономики. Предложение рабочей силы сокращалось за счет оттока иностранных трудовых мигрантов. Пандемия COVID 19 выступила катализатором цифровизации трудовой деятельности и развития дистанционных форм занятости, оказывавших неоднозначное влияние на состояние рынка рабочей силы. С одной стороны, возможность работы в удаленном режиме расширяет территориальные и социальные границы рабочей силы, повышает занятость и уровень доходов специалистов квалифицированного спектра, с другой – приводит к вымыванию ряда профессий и повышает риски, связанные с трудоустройством, для работников, выполняющих рутинные работы, и сотрудников средней квалификации.
Введение антироссийских санкций усиливает дисбаланс на российском рынке труда и порождает новые риски и угрозы. Массовый уход иностранных компаний из России привел к резкому сокращению числа рабочих мест. Люди, оказавшись на бирже труда в условиях отсутствия каких-либо определенных перспектив на будущее, стали активно устраиваться на менее престижные рабочие места. Многие отечественные предприятия в этот период перестали открывать новые вакансии и часто переводить работников в режим «простоя» или отправлять в неоплачиваемые отпуска. В результате, сократились показатели производительности труда и средней заработной платы, выросли масштабы «утечки кадров» из страны. В тоже время, экономическое давление активизировало процессы структурной перестройки экономики, которая порождает дополнительный спрос на рабочую силу в ряде отраслей экономики. На некоторых отраслевых сегментах рынка труда вырос уровень структурной безработицы.
Региональные рынки труда по-разному отреагировали на новые вызовы и структурные сдвиги в экономике. В некоторых регионах существенно сократилась потребность в рабочей силе, что привело к ухудшению их показателей занятости и безработицы; другие территории оказались более восприимчивы к сокращению объемов предложения труда. В целом, современная ситуация на рынках труда большинства регионов характеризуется обострением существующих структурных проблем и формированием новых очагов уязвимости. В связи с этим возрастает потребность создания механизма комплексного мониторинга формирующихся рисков и угроз на рынке труда в регионах, что позволит органам власти субъекта РФ своевременно получать информацию о возникающих негативных тенденциях и устранять их еще на ранних стадиях проявления.
Цель данного исследования заключается в разработке системы индикаторов и критериев диагностики рисков и угроз экономической безопасности на рынке труда региона с учетом новых экономических условий. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-выделить совокупность статистических показателей, которые отражают ключевые аспекты состояния рынка труда и являются наиболее чувствительными к возникающим рискам и угрозам, происходящим изменениям;
-определить критерии диагностики и оценки выявленных рисков и угроз по степени их нарастания;
-провести диагностику состояния рынка труда Хабаровского края, на основе выделенных индикаторов и критериев оценки рисков и угроз экономической безопасности.
Основная часть
В современной научной литературе представлен достаточно широкий перечень работ, где исследуются проблемы развития региональных рынков труда и оцениваются негативные последствия происходящих трансформаций [1, 2, 3, 4, 5].
Традиционно, исследуя риски и угрозы на рынке труда, авторы анализируют показатели занятости и безработицы [6, 7], неблагоприятное состояние которых влечет за собой «недопроизводство в экономике», а также приводит к снижению доходов населения, росту уровня дифференциации и бедности. Достаточно часто в работах изучается средняя продолжительность поиска работы и доля безработных, ищущих работу 12 и более месяцев [6, 8, 10], что позволяет определить уровень застойной (длительной) безработицы. Длительная безработица вызывает рост социальной напряженности в обществе, так как обостряет материальное и эмоциональное состояние безработных. Кроме того, отсутствие работы продолжительное время приводит к частичной или полной потере квалификации работников и повышает риски их ухода из профессии или из состава рабочей силы. Необходимо также отметить, что продолжительная безработица стимулирует миграционную активность среди трудоспособного населения.
Тенденции механического движения населения и рабочей силы оказывают существенное влияние на уровень сбалансированности и напряженности на региональных рынках труда. Для регионов, где наблюдается избыток трудовых ресурсов, отток населения снижает напряженность на рынке труда и уровень безработицы, что приводит к ослаблению ряда социальных проблем. Более опасна миграционная убыль для трудодефицитных регионов, где спрос на труд превышает его предложение. В условиях нехватки трудовых ресурсов снижается региональный потенциал производственного роста, а производительность труда начинает опережать темпы роста заработной платы. Наряду с этим, в регионах обостряются демографические проблемы, критических значений достигают показатели демографической нагрузки [10]. В работе коллектива ученых из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН исследуются риски повышения напряженности на отраслевых и региональных рынках труда с учетом сальдо межрегиональной трудовой миграции, оцениваются объемы неудовлетворенного спроса на рабочую силу [2].
Многие авторы, исследуя проблемы на современных рынках труда, отмечают, что, чаще всего с рисками нетрудоустройства сталкиваются граждане, относящиеся к социально уязвимым группам [1, 9, 11]. Тарасова А. Н., Черных Н. А., оценивая проблемы трудоустройства молодых специалистов, выделяют такие риски, как уход из профессии, несоблюдение норм трудового законодательства и социальных гарантий, а также угрозы вовлечения молодежи в неформальную занятость. Другая группа авторов [1] оценивают риски роста средней продолжительности поиска работы для молодежи, женщин и инвалидов в кризисных условиях.
В последнее время, учитывая влияние новых вызовов, спектр исследуемых рисков и угроз, возникающих на региональных рынках труда, заметно расширился. Так, Соболева И. В., Соболев Э.Н. [3], оценивая влияние пандемического кризиса на масштабы латентной безработицы, анализируют динамику продолжительности рабочего времени по полному кругу занятого населения. Расширения практики перевода персонала в режим «неполного рабочего дня» позволяет избежать резкого понижения уровня занятости и сохранить минимальный уровень доходов для работающего населения. Одновременно, неполная занятость порождает такие риски, как низкий уровень средней заработной платы и формирование класса «работающих бедных», рост задолженности перед работниками. Одним из признаков латентной безработицы является падение показателей производительности труда.
В работе [1] авторы отмечают, что основной причиной роста напряженности на рынках рабочей силы в период пандемии стало «усиление разнонаправленной реаллокации трудоспособного населения». В частности, кризис вызвал «переход значительной части трудоспособного населения из статуса занятого в состав безработных»; «перелив граждан в регистрируемый сегмент безработицы из числа безработных и экономически неактивной части населения»; «переход граждан из состава рабочей силы в категорию экономической неактивности». Как результат, в регионах изменились параметры предложения рабочей силы, увеличивалась численность безработных, в том числе и в регистрируемом сегменте, и снизился уровень участия в рабочей силе.
Ахмедов Ф. К. [4] в ходе своего исследования приходит к выводу, под давлением экономических санкций на рынке труда обострились «старые» проблемы (утечка мозгов, слабость профсоюзного движения, недостаточная развитость инфраструктуры и другие), что усиливает межрегиональную дифференциацию по показателям производительности труда и обеспеченности квалифицированными кадрами.
В докладе Международной организации труда (МОТ) [13] оценивается влияние пандемии на рынок труда, где анализируется динамика уровня занятости и экономической активности, рабочее время. Наряду с этим, оценивается динамика нарастания неравенства среди работников по гендерному признаку, уровню квалификации и заработной плате.
Опираясь на результаты проведенного анализа, можно с уверенностью сказать, что рынок труда аккумулирует достаточно широкий спектр рисков и угроз экономической безопасности. Их совокупность можно условно разделить на две группы. Первая группа содержит риски и угрозы эндогенного характера, которые возникают на рынке труда в результате его дисбаланса. К ним относятся уровень занятости и различные виды безработицы (открытая, длительная, латентная). Состояние рынка рабочей силы является определяющим фактором для уровня средней заработной платы в регионе. Вторая группа рисков и угроз носит экзогенный характер, т.е. они формируются вне рынка труда, но напрямую определяют объемные параметры спроса и предложения рабочей силы. Предложение труда в регионе зависит от показателей обеспеченности населением трудоспособного возраста и уровня участия в рабочей силе. Потребность региональной экономики в работниках является величиной производной от таких макроэкономических показателей, как динамика и объемы производства, производительность труда. Важно отметить, что риски и угрозы данных групп сильно взаимозависимы и взаимосвязаны между собой. Так, рост уровня и продолжительности безработицы в регионе может стать одной из основных причин оттока квалифицированных кадров. В свою очередь, снижение качества и объемов трудового потенциала уменьшает способность региональной экономики демонтировать стабильный и устойчивый экономический рост. С целью формирования целостного представления о сложившейся ситуации на рынке труда в регионе и выявления существующих причинно-следственных связей необходимо диагностировать всю совокупность выделенных рисков и угроз.
Диагностика рисков и угроз на региональном рынке труда предусматривает постоянный мониторинг ситуации, в основу которого положена доступная, достоверная и объективная информация. Исходя из этого, дальнейшее исследование будет опираться на систему статистических показателей, каждый из которых отражает угрозу экономической безопасности и обладает высокой чувствительностью к происходящим изменениям на рынке труда (табл. 1).
Таблица 1
Индикаторы для оценки и диагностики рисков и угроз на рынке труда
региона
|
Угроза
|
Индикатор
|
Пороговое
значение |
Угрозы эндогенного характера
|
Уровень
занятости и открытая безработица
|
Уровень занятости, %
|
не
менее 70
|
Уровень
безработицы по методологии МОТ, % к экономически активному населению
|
не
более 6
| ||
Застойная
безработица |
Средняя
продолжительность поиска работы, мес
|
среднее по РФ
| |
Удельный вес
безработных, ищущих работу 12 месяцев и более
|
среднее
по РФ
| ||
Латентная
безработица
|
Доля лиц в состоянии неполной занятости в численности
занятого населения, %
|
среднее
по РФ
| |
Доходы
занятого населения
|
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
работников организаций, руб.
|
среднее
по РФ
| |
Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему
году
|
не
менее 100
| ||
Удельный вес численности работников с заработной платой
ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, в общей численности
работников
|
среднее
по РФ
| ||
Угрозы экзогенного характера
|
Трудоспособное
население и его экономическая активность
|
Удельный
вес численности трудоспособного населения в общей численности населения, %
|
не менее 70
|
Уровень
участия в рабочей силе, %
|
среднее по РФ
| ||
Экономический
рост
|
Индекс
физического объёма ВРП, % к предыдущему году
|
не менее 105
| |
Индекс производительности труда, в % к предыдущему году
|
среднее
по РФ
|
В ходе диагностики рисков и угроз на рынке труда в субъекте РФ фактические значения выделенных индикаторов нормируются путем их соотношения с нормативным (пороговым) значением.
где Кi – коэффициент соотношения; Хфакт – фактическое значение показателя в субъекте РФ; Хпорог – нормативное (пороговое) значение показателя.
В случае, когда рост показателя повышает уровень угрозы на рынке труда в регионе, коэффициент соотношения определяется, наоборот, путем соотношения порогового значения с фактическим.
Процедура нормирования позволяет привести исследуемые показатели в единую безразмерную величину (они становятся относительными) и определить уровень «опасности» существующих проблем на рынке труда в регионе. Уровень «опасности» выявленных проблем, предлагается оценивать по степени их нарастания по следующим критериям:
- «безопасное состояние»: в этой зоне любое фактическое значение индикатора свидетельствует об отсутствии проблемы;
- «умеренный риск»: представляет собой первый уровень опасности, когда фактическое значение индикатора вызывает определенные нарушения исследуемых процессов на рынке труда и имеют потенциал нарастания проблемы. Предусматривает постоянный контроль ситуации со стороны государственных органов власти;
-«высокий риск» - второй уровень опасности, когда состояние исследуемого показателя свидетельствует о сформировавшейся проблемной зоне на рынке труда, которая требует оперативного государственного вмешательства в исследуемые процессы;
- «умеренная угроза»- третий уровень опасности: уровень исследуемой проблемы достиг кризисного состояния и способен нанести серьезный ущерб региональной экономике. Требует принятия стратегических решений для постепенного выхода в более безопасное состояние;
- «высокая угроза» - четвертый уровень опасности возникает, когда фактическое значение показателя меньше порогового более, чем в два раза. В этом случае, глубина выявленных угроз приобретает национальные масштабы.
Для упрощения интерпретации полученных результатов предлагается использовать следующие критериальные границы (табл. 2)
Таблица 2
Шкала диагностики и оценки рисков и угроз на рынке труда региона
Уровень
опасности
|
Критериальные границы
|
0-ой уровень: безопасное состояние
|
Кi [1,0; +)
|
1-ый уровень: умеренный риск
|
Кi [0,99; 0,85]
|
2-ый уровень: высокий риск
|
Кi [0,84; 0,70]
|
3-й уровень: умеренная угроза
|
Кi [0,69; 0,50]
|
4-й уровень: высокая угроза
|
Кi [0,49; 0,00]
|
Вектор развития рынка труда Хабаровского края формируется под воздействием двух основных социально-экономических тенденций: на фоне относительно стабильного спроса на труд заметно снижается предложение рабочей силы (рис.1) .
Рисунок 1. Динамика спроса и предложения на рынке труда Хабаровского края
Источник: Составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю и Комитета по труду и занятости население Правительства Хабаровского края (дата общения 01.11.2023)
Хабаровский край представляет собой одну из наиболее экономически развитых территорий Дальневосточного федерального округа. Валовой региональный продукт Хабаровского края в 2020 году превысил 860 млрд. руб, в результате регион поднялся на 18 позицию среди субъектов РФ по уровню ВРП в расчете на душу населения [14]. Структура экономики края широко диверсифицирована, что позволяет обеспечить стабильный спрос на рабочую силу и избежать критического снижения занятости населения даже в кризисных условиях. В последнее время, в рамках проведения государственной политики, на территории края предусмотрены меры поддержки для бизнеса, созданы территории опережающего развития, увеличиваются рабочие места на предприятиях минерально-сырьевого комплекса, гражданского и оборонного машиностроения, металлургии, нефтепереработки и других секторах экономики. В период 2018-2022 гг. ежегодная дополнительная потребность экономики региона в работниках составляла порядка двадцати тысяч свободных вакансий, в составе которых более 85 % предусматривают постоянный характер работы [16].
С другой стороны, Хабаровский край традиционно относится к трудодефицитным территориям, что обусловлено его слабой заселенностью. Низкая привлекательность региона для проживания обусловлена неблагоприятными природно-климатическими условиями, отдаленностью региона центральной части страны, а также недостаточно развитой транспортной инфраструктурой. В последние годы в регионе наблюдается перманентное снижение численности населения, что уменьшает основные параметры предложения труда. Одним из факторов, снижающих объемы предложения рабочей силы в крае, является недостаточно высокая экономическая активность трудоспособного населения.
В условиях кризиса и санкций, на рынке труда Хабаровского края удалось сохранить стабильность (табл. 3). Более того, в этот период уровень напряженности сократился почти в 2 раза и достиг состояния абсолютного равновесия.
Таблица 3
Динамика основных показателей рынка труда Хабаровского края за 2018-2022гг
Наименование показателя
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Изменение 2022 к 2018
(% или пп) |
Уровень
экономической активности, %
|
66,3
|
64,4
|
66,6
|
66,0
|
66,4
|
+0,1п.п.
|
Уровень
занятости, %
|
63,8
|
61,9
|
64,0
|
64,0
|
64,7
|
+0,9 п.п.
|
Уровень
безработицы, %
|
3,8
|
3,8
|
4,0
|
3,1
|
2,6
|
-1,2п.п.
|
Уровень
регистрируемой безработицы, %
|
0,8
|
0,8
|
2,3
|
0,8
|
0,6
|
-0,2п.п.
|
Коэффициент
напряженности
|
1,8
|
1,6
|
1,6
|
1,0
|
1,0
|
-44,5%
|
Основным фактором, определяющим современную ситуацию на рынке труда Хабаровского края, является острый дефицит трудовых ресурсов. Удельный вес трудоспособной части населения в регионе на протяжении исследуемого периода не достигает даже 60 %, что позволяет говорить о сформировавшейся проблемной зоне на рынке труда (табл. 4). Причинами данной проблемы выступают не только нарушение процессов естественного воспроизводства населения, характерное для большинства регионов страны, но и массовая эмиграция постоянного населения. Особенно заметно усилился отток населения в последнее время: люди уезжают в центральные регионы страны, кто-то – в другую страну. В большинстве случаев из региона выбывают люди трудоспособного возраста, имеющие профессиональное образование и опыт работы. Потеря квалифицированных кадров вызывает риски снижения темпов экономического роста и производительности труда.
В тоже время, дефицит рабочей силы в регионе позволяет «нейтрализовать» основные риски социального характера. Вне зависимости от внешних вызовов, уровень безработицы в крае остается гораздо ниже общепринятого порового значения. Отсутствие конкуренции между потенциальными работниками и высокие риски, связанные с подбором персонала, обязывают работодателей поддерживать высокий уровень заработной платы.
Таблица 4
Риски и угрозы экономической безопасности на рынке труда Хабаровского края
Наименование индикатора
|
Нормированные значения индикатора
| ||||
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
| |
Уровень занятости и открытая
безработица
| |||||
Уровень занятости, %
|
0,91
|
0,88
|
0,91
|
0,91
|
0,92
|
Уровень
безработицы по методологии МОТ, % к экономически активному населению
|
1,58
|
1,58
|
1,50
|
1,93
|
2,3
|
Застойная безработица
| |||||
Средняя
продолжительность поиска работы, мес.
|
1,03
|
0,97
|
1,00
|
1,03
|
1,00
|
Удельный вес
безработных, ищущих работу 12 месяцев и более
|
0,95
|
0,88
|
0,97
|
0,96
|
0,95
|
Латентная безработица
| |||||
Доля лиц в состоянии неполной занятости в численности
занятого населения, %
|
0,98
|
0,96
|
0,94
|
0,94
|
0,91
|
Доходы занятого населения
| |||||
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
работников организаций, руб.
|
1,01
|
1,05
|
1,03
|
1,03
|
1,02
|
Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему
году
|
1,07
|
1,01
|
1,02
|
1,05
|
1,05
|
Удельный вес численности работников с заработной платой
ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, в общей численности
работников
|
1,04
|
1,08
|
1,12
|
1,24
|
1,19
|
Трудоспособное население и его
экономическая активность
| |||||
Удельный
вес численности трудоспособного населения в общей численности населения, %
|
0,77
|
0,76
|
0,77
|
0,77
|
0,79
|
Уровень
участия в рабочей силе, %
|
1,02
|
1,00
|
1,00
|
1,07
|
1,02
|
Устойчивость экономического роста
| |||||
Индекс
физического объёма ВРП, % к предыдущему году
|
0,97
|
0,95
|
0,96
|
0,99
|
0,99
|
Индекс производительности труда, в % к предыдущему году
|
1,01
|
1,00
|
0,99
|
0,98
|
0,98
|
|
безопасный уровень
|
|
умеренный риск
|
|
высокий риск
|
|
умеренная угроза
|
|
высокая угроза
|
В зоне риска остаются значения показателей, характеризующих уровень застойной и латентной безработицы. Данные проблемы носят структурный характер и вызваны территориальным несоответствием размещения незанятой части рабочей силы и вакансий рабочих мест. Потребность в работниках формируется преимущественно в городах (г. Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре), а большинство безработных граждан проживают в сельской местности [12]. Основными «очагами» формирования данных видов безработицы в Хабаровском крае являются отдаленные сельские территории, где число рабочих мест ограничено, а действующие предприятия не всегда используют свои производственные мощности в полном объеме.
Таким образом, диагностика рисков и угроз на рынке труда Хабаровского края показала, что в условиях пандемии и санкций региону удалось избежать формирования новых очагов уязвимости, но, под воздействием негативных внешних факторов, в сфере занятости заметно обострились существующие структурные проблемы. Главной проблемной зоной социально-экономического развития Хабаровского края является острый дефицит трудовых ресурсов. Нехватка рабочей силы, с одной стороны, порождает ряд рисков и угроз экономического характера (снижение темпов экономического роста; низкая производительность труда); с другой, позволяет нейтрализовать основные социальные риски эндогенного характера (безработица; доходы занятого населения и др.). Причинами формирования длительной и скрытой безработицы в крае является неравномерное территориальное размещение производства и населения. Устранение выявленных рисков и угроз предусматривает разработку комплекса государственных мер и мероприятий, регулирующих не только сферу занятости, но и важнейшие социально-экономические процессы в регионе.
Заключение
Диагностика рисков и угроз на региональном рынке труда позволяет получить комплексную оценку его состояния и, одновременно, выявить проблемные зоны социального, экономического и демографического развития территории. В проведенном исследовании предложена система индикаторов и разработаны критерии, позволяющие выявить риски и угрозы на ранних стадиях проявления и проследить динамику их развития. Следует отметить, что предложенный состав индикаторов не является окончательным. Она может корректироваться и видоизменяться по мере трансформации ситуации на рынке труда. Такой подход повысит оперативность обнаружения рисковых зон и повысит качество принимаемых управленческих решений. Результаты подобных исследований могут быть использованы органами власти субъектов РФ при разработке стратегических документов в области регулирования рынка труда.
Источники:
2. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б., Синица А.Л. Оценка напряженности на рынке труда: региональный и отраслевой аспекты // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2020. – № 18. – c. 449-465. – doi: 10.47711/2076-318-2020-449-465.
3. Соболева И.В., Соболев Э.Н. Открытая и латентная безработица в условиях пандемии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – № 5. – c. 186-201. – doi: 10.15838/esc.2021.5.77.11.
4. Ахмедов Ф.К. Российский рынок труда в условиях санкций: возможные пути выхода из кризисной ситуации // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 357-366. – doi: 10.18334/lim.10.1.117396.
5. Чуб А.А. Анализ текущих проблем российского рынка труда: региональный аспект // Проблемы теории и практики управления. – 2021. – № 7. – c. 19-33. – doi: 10.46486/0234-4505-2021-7-19-33.
6. Савина Т.Н. Мониторинг регионального рынка труда сквозь призму индикаторов экономической безопасности (на примере Республика Мордовия) // Финансы и кредит. – 2017. – № 45(765). – c. 2711-2727. – doi: 10.24891/fc.23.45.2711.
7. Садыков Р.М., Мигунова Ю.В. Угрозы на региональном рынке труда и проблемы занятости населения // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 3(426). – c. 156-168.
8. Архипова Л.С. Влияние конъюнктуры рынка труда на экономическую безопасность региона // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2020. – № 3(63). – c. 3.
9. Тарасова А.Н, Черных Н.А. Оценка рисков и угроз для молодежи на региональном рынке труда (на примере Свердловской области) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2019. – № 4(20). – c. 52-75. – doi: 10.21684/2411-7897-2019-5-4-52-75.
10. Сюпова М.С., Халикова С.С. Напряженность на рынке труда как индикатор экономической безопасности региона // Власть и управление на Востоке России. – 2023. – № 1(102). – c. 70-78. – doi: 10.22394/1818-4049-2023-102-1-70-78.
11. Сергеева Н.М., Беляев С.А., Зюкин Д.В., Иванова Л.А. Российский рынок труда: угрозы и вызовы // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-3. – c. 458-465.
12. Сюпова М.С., Бондаренко Н.А. Проблемы профессионально-структурного дисбаланса на региональном рынке труда // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2017. – № 2(45). – c. 135-142.
13. Monitor: COVID-19 and the world of work. Eighth edition. Ilo.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_847334.pdf (дата обращения: 22.10.2023).
14. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 02.11.2023).
15. Федеральная служба государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу. [Электронный ресурс]. URL: https://27.rosstat.gov.ru/?ysclid=lp0jnigy8l204610054 (дата обращения: 27.10.2023).
16. Интерактивный портал Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края. [Электронный ресурс]. URL: https://sz27.ru/?ysclid=lp0jplynj989982066 (дата обращения: 18.10.2023).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:08:08