Глобальный минимальный налог и его место в российской налоговой системе

Зверева Т.В.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Современная фаза глобализации мирохозяйственных связей позволяет интегрировать экономики корпораций в мировой рынок [5] [Давыденко, Е. В. ], такая глобальная интеграция затрудняет государствам возможность взимать налоги на подконтрольной им территории от международных групп компаний, которые создают международные структуры эксплуатации нематериальных активов, в целях размывания налоговой базы, распределения доходов в офшоры между различными налоговыми юрисдикциями, в которых они ведут бизнес, но не являются резидентами, что приводит к несоответствию между местом получения прибыли и местом где она подлежит налогообложению. Перевод прибыли, осуществляемый транснациональными компаниями, — это давно существующая практика позволяющая избежать уплаты налогов [17]. Международный холдинг, создавая дочерние компании на иностранной территории переводит свою прибыль в налоговые юрисдикции с низким налогообложением, формирующимся из-за разницы в налоговых ставках между страной резидентства и страной и источника дохода.

Перемещение прибыли транснациональных корпораций в юрисдикции с низким налогообложением занимает важное место в повестке дня политиков и экономистов это масштабное явление, приводящее к значительным налоговым потерям странах с высокими налогами.

Налоговые системы многих стран сталкиваются с непростой ситуацией, когда транснациональной компании, уклоняющиеся от уплаты налогов, приводят своей деятельностью к многомиллионным потерям бюджета страны источника дохода. Большинство развивающихся стран сталкиваются с проблемами бюджетного дефицита. [31]

В современном мире глобализации, развития цифровых технологий [18], устойчивого инновационного развития мировой экономики [22.], расширения экономического потенциала субъектов глобальной экономики всё чаще проявляется необходимость совершенствования регулирования и контроля в сфере налогообложения международных групп компаний [34], что в условиях активного уровня международной торговли актуализирует тему справедливого налогообложения международных групп компаний посредством введения плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting - план борьбы с размыванием налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения) [33].

Основная идея лана BEPS БЭПС заключается в необходимости создания честной и прозрачной налоговой среды, что имеет важное значение для обеспечения справедливого налогообложения и соблюдения налогового суверенитета государств [5.]. Разработка первой версии Плана была актуализирована в ответ на возросшую активность транснациональных компаний (ТНК) в оптимизации налоговых выплат, что вызвало ряд негативных социальных и экономических последствий, включая ухудшение налоговых поступлений в страны с развивающимися экономиками [4]. Для решения этой проблемы многие ученые разрабатывали предложения и рекомендации, направленные на структурировании международной налоговой системы. С этой целью, например, Мартин Хименес и Кальдерон Карреро обращают внимание на необходимости изменения принципов, регулирующих действующую систему международного налогообложения. [30.]

По мнению Д. Норен координации налоговых схем, которые используют транснациональные корпорации, будет способствовать изменение правил, функционирования постоянных представительств компаний, являющихся взаимозависимыми, за счёт трансфертного ценообразования. [32]

Справедливое налогообложение деятельности транснациональных компаний, осуществляемой в глобальном мире, состоит, во-первых, в координации корпоративного налогообложения в глобальном масштабе, во-вторых в противодействии Размывания налоговой базы, в-третьих, в продвижении правил и практик, гарантирующих прозрачность международного налогообложения [28].

Цель исследования состоит в определении положительных и отрицательных последствий применения глобального налогообложения в европейских станах и в России.

Научная новизна состоит в определении рисков внедрения глобального налога в российскую налоговую систему. Проведенное исследование показало, что механизм налогообложения глобальной прибыли приведет к двойному налогообложению крупнейших российских международных групп компаний в странах, применяющих правило, определяющее порядок применения минимальной ставки глобального налога в отношении международных групп компаний ( GloBE, )присоединение России к плану BEPS в современной экономической и политической ситуации является преждевременным.

Методология исследования. При написании статьи методологические подходы неоклассической и неоинституциональной теории. Методами, использованными в научной статье, являются анализ, синтез, систематизация, сравнительный анализ.

План BEPS 2.0, направлен на адаптацию международных налоговых правил к новым вызовам цифровой экономики. Переход к цифровой модели экономической активности потребовал осуществление пересмотра основных принципов налогообложения, что также привёл к необходимости пересмотра международных налоговых соглашений. Вместе с тем, неполное или неэффективное внедрение рекомендаций BEPS и BEPS 2.0 может приводить к налоговым рискам, ухудшению инвестиционного климата, а также увеличению уровня налоговой конкуренции между государствами [27].

Возникновение плана БЭПС BEPS связано с глобальными экономическими изменениями и необходимостью адаптации налоговых систем к новым условиям международной торговли и инвестирования. С начала 2000-х годов наблюдался значительный рост транснациональных корпораций, которые использовали различия в налоговых системах разных стран для оптимизации своих налоговых выплат. Это привело к тому, что многие государства столкнулись с недополучением налоговых поступлений, что, в свою очередь, способствовало возникновению дискуссий о необходимости реформирования международного налогообложения [29].

В 1988 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инициировала программу по противодействию вредоносным налоговым практикам, направленную на выявление юрисдикций с низкими налогами. Тем не менее, истоки проекта BEPS уходят в 2012 год, когда на саммите «Большой Двадцатки» (G20) в Мексике была высказана необходимость разработки комплексного подхода к проблемам, связанным с минимизацией налогообложения и выводом прибыли из-под налогообложения. На этом саммите было принято решение о создании рабочей группы в рамках ОЭСР, которая должна была разработать рекомендации для стран-участниц по устранению недостатков в их налоговых системах. Именно тогда ОЭСР начала активную работу над проектом BEPS. «Страны ОЭСР провели крупные реформы, направленные на повышение конкурентоспособности своих систем корпоративного подоходного налога» [26]. План BEPS состоит из 15 мероприятий, каждое из которых направлено на решение конкретной налоговой проблемы. Эти мероприятия охватывают широкий спектр вопросов, включая:

a) Прозрачность: Установление обязательного обмена информацией между

налоговыми органами стран.

b) Избежание двойного налогообложения: Разработка рекомендаций по

устранению пробелов в национальных законодательствах.

c) Налогообложение цифровой экономики: Адаптация налоговых правил к

новым бизнес-моделям, возникающим в условиях цифровизации [20].

Каждое из мероприятий требует от стран-участниц внедрения

соответствующих изменений в национальное законодательство и международные соглашения, что подчеркивает важность международного сотрудничества в этой области.

Таким образом, проект BEPS стал важным шагом к улучшению глобальной налоговой системы и борьбе с агрессивным налоговым планированием. Он представляет собой не только набор рекомендаций, но и платформу для международного сотрудничества, позволяющего странам адаптировать свои налоговые системы к современным вызовам экономики.

Основные принципы BEPS:

Справедливость налогообложения: BEPS направлен на создание более

справедливой системы налогообложения, где компании платят налоги в тех

странах, где фактически генерируют прибыль [2].

Устранение агрессивного налогового планирования: Основная цель BEPS — противодействие агрессивным схемам налогового планирования, которые используют различия в налоговых системах разных стран для снижения налоговой нагрузки.

Увеличение прозрачности: Важным аспектом является повышение

прозрачности информации о финансовых потоках компаний, что позволяет

налоговым органам лучше отслеживать и контролировать уклонение от уплаты налогов.

Цели BEPS:

Создание единого набора международных правил: Одна из ключевых целей BEPS — разработка и внедрение согласованных международных стандартов налогообложения, которые помогут избежать размывания налоговой базы.

Поддержка устойчивого экономического роста: BEPS способствует созданию равных условий для всех участников рынка, что в свою очередь поддерживает устойчивый экономический рост и развитие.

Устранение двойного неналогообложения: План BEPS также направлен на решение проблем двойного неналогообложения, когда доходы не облагаются налогами ни в одной из стран из-за различий в национальных

законодательствах.

Повышение прозрачности: которая позволяет осуществлять отслеживание движения финансовых потоков и выявлять уклонение от уплаты налогов.

Автоматический обмен информацией: снижает возможности для

манипуляций с финансовыми отчетами

Ужесточение правил трансфертного ценообразования позволяет предотвратить манипуляции с ценами на товары и услуги между связанными компаниями, что часто используется для уменьшения налогооблагаемой базы.

Введение требований к документированию трансфертного ценообразования повышает уровень прозрачности и позволяет налоговым органам проводить более эффективные проверки [10].

Совместные проверки и взыскание задолженности: Механизмы

международного сотрудничества позволяют странам проводить совместные

проверки и взыскивать налоги за рубежом, что значительно усложняет

уклонение от уплаты налогов. Основные разделы плана BEPS представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные разделы и мероприятия по реализации плана BEPS

№ п\п
Раздел плана
Содержание
1
Цифровая экономика
Адресует налоговые проблемы, возникающие из-за цифровизации, и предлагает изменения в налоговых системах.
2
Гибридные механизмы
Решает проблемы, связанные с гибридными финансовыми инструментами, которые могут привести к двойному налогообложению.
3
Контролируемые иностранные компании
Рекомендует лучшие практики для защиты территориальных налоговых систем от агрессивного переноса прибыли.
4
Вычет выплат по процентам
Ограничивает вычеты процентов для борьбы с использованием долгового финансирования в целях размывания базы налогообложения.
5
Борьба с вредными налоговыми практиками
Оценивает преференциальные налоговые режимы и создает прозрачную систему для обмена информацией между странами.
6
Ограничение "трейти шоппинга"
Устанавливает меры для ограничения использования двусторонних соглашений в неправомерных целях.

Продолжение таблицы 1

7
Определение постоянного представительства
Изменяет определение постоянного представительства для предотвращения уклонения от налогообложения многонациональными компаниями.
8
Трансфертное ценообразование
Предоставляет рекомендации по ценообразованию для нематериальных активов и высоко-рисковых сделок.
9
Метрики для оценки переноса прибыли
Разрабатывает индикаторы для количественной оценки активности по переносу прибыли, хотя данные могут быть ограничены.
10
Обязанности по раскрытию информации
Рекомендует обязательное раскрытие информации о налоговом планировании для повышения прозрачности.
11
Отчетность по странам
Требует от крупных многонациональных компаний подготовки отчетов по странам с данными о доходах и налогах.
12
Быстрое разрешение споров
Устанавливает стандартизированные процедуры для ускоренного разрешения налоговых споров между юрисдикциями.
13
Многосторонний инструмент
Обеспечивает механизм для быстрого обновления налоговых соглашений между странами без необходимости пересмотра каждого соглашения.
14
Прозрачность в налогообложении
Устанавливает требования к прозрачности и обмену информацией между странами для борьбы с уклонением от уплаты налогов.
15
Многосторонний инструмент (MLI)
Позволяет странам быстро адаптировать свои двусторонние налоговые соглашения к новым стандартам BEPS.

Источник: составлено автором

Таким образом, реализация плана BEPS представляет собой важный шаг к созданию более справедливой и прозрачной международной налоговой системы, способствующей снижению уклонения от уплаты налогов и обеспечению устойчивости экономик стран. Критика и проблемы реализации плана BEPS включают множество аспектов, касающихся как концептуальных, так и практических вопросов, возникающих в процессе внедрения инициативы. BEPS нацелен на создание более справедливой и эффективной налоговой системы в условиях глобализации. Однако его реализация сталкивается с рядом критических проблем. Первая проблема вытекает из самой концепции плана BEPS, поскольку план предлагает не создание новых правил, а усовершенствование существующих международных норм, которые уже показали свою неэффективность. Это вызывает сомнения в способности новых мер реально изменить ситуацию с уклонением от уплаты налогов и размыванием налоговой базы. Исследования показывали, что многие страны одновременно с BEPS продолжали применять односторонние меры, которые могли негативно сказаться на согласованности и эффективности реализации плана BEPS. Кроме того, недостаточная изученность экономического влияния предлагаемых мер вызывала серьезные опасения. Это могло создать дополнительные барьеры для бизнеса и негативно сказаться на инвестиционном климате. Важно отметить, что существующие данные о масштабах уклонения от налогов и размывания базы недостаточны для полноценного анализа эффективности мер BEPS.

Финансовые трудности, с которыми могут столкнуться менее обеспеченные страны при реализации плана BEPS, также являются значительным препятствием, поскольку сбор и обработка информации для выполнения требований плана могут оказаться непосильными задачами для этих государств. Это подчеркивает необходимость создания механизмов поддержки для стран с ограниченными ресурсами [3].

Наконец, интерпретация новых правил различными государственными органами может варьироваться, что усложняет их применение на практике. Хотя унификация правил на уровне законодательства возможна, достичь единого понимания их применения будет крайне сложно. Разные подходы к интерпретации могут привести к правовым несоответствиям и неопределенности в международной налоговой практике. Таким образом, несмотря на значимость плана BEPS как инструмента борьбы

с уклонением от налогов его реализация сталкивается с множеством критических проблем, требующих комплексного подхода к решению. Игнорирование этих вопросов может привести к тому, что проект не только не достигнет своих целей, но и создаст дополнительные сложности как для налогоплательщиков, так и для государств.

Деятельность Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с выводом доходов транснациональных компаний (ТНК) из-под налогообложения действительно набирает обороты. В последние годы ОЭСР активно работала над реализацией плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), который направлен на устранение схем минимизации налоговых выплат, используемых международными компаниями.

На Рисунке 1 наглядно представлена история вопроса BEPS 2.0 и глобальной налоговой реформы с 2012 года по настоящее время.

2012-2013 годы Закон о налоговой отчетности по зарубежным счетам (FATCA)

2013-2016 годы CRS

BEPS 1.0

2017 год Директивы ЕС по борьбе с уклонением от налогообложения

- Нейтрализация эффекта трансграничных гибридных схем

- КИК

- Правила нормирования процентов по кредитам и займам

- Общие правила борьбы с уклонением от уплаты налогов (GAAR)

2018 год MLI

DAC 6 (раскрытие информации о трансграничных сделках)

2019-2021 годы DAC 7 (прозрачность цифровых платформ)

Разработка BEPS 2.0 – Blueprint Pillar 1 и Blueprint Pillar 2

Модельные правила GLoBE

2022 – н.в. Справедливое налогообложение в условиях цифровизации,

Прозрачность, а также более гибкие инструменты контроля

Рисунок 1 – История развития плана BEPS

Источник: составлено автором

План BEPS 2.0, разработанный ОЭСР, представляет собой значительное обновление международного налогового регулирования, направленное на решение проблем, возникших в условиях цифровизации экономики. Основные изменения и дополнения в рамках этого плана можно разделить на два ключевых компонента: Pillar One и Pillar Two.

Pillar One сосредоточен на перераспределении прав на налогообложение между странами. Он предполагает, что международные группы компаний (МГК) должны уплачивать налоги не только в странах своего юридического присутствия, но и в тех юрисдикциях, где они получают доход от своих клиентов. Это касается, прежде всего, крупных компаний с высокими доходами от цифровых услуг, таких как Google и Facebook. Важным аспектом Pillar One является введение нового подхода к распределению прибыли между юрисдикциями, что должно устранить возможности для уклонения от налогообложения в низконалоговых странах [19].

Pillar Two направлен на установление минимальной эффективной ставки налога для МГК. В соответствии с новыми правилами, компании будут обязаны уплачивать минимум 15% налога на прибыль в странах, где они ведут свою деятельность. Это правило должно предотвратить вывод прибыли в юрисдикции с низкими налоговыми ставками и снизить конкуренцию между странами за привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот. В рамках Pillar Two также введены правила о налогообложении пассивных платежей (например, дивидендов и роялти), которые будут облагаться налогом по ставке не менее 9%.

Кроме того, реализация плана BEPS 2.0 будет осуществляться через внедрение национальных законодательств стран-участниц. Это требует от государств пересмотра своих налоговых систем и адаптации к новым международным стандартам [Толмачев, П. И.]. Ожидается, что внедрение этих правил приведет к увеличению бюджетных поступлений на уровне глобальной экономики до $150 миллиардов ежегодно [11 ].

Важным аспектом изменений является то, что они затрагивают не только создание стоимости крупными международными компаниями [7], но и малые и средние предприятия, которые могут оказаться под воздействием новых правил из-за их широкой интернационализации. Таким образом, план BEPS 2.0 создает новые вызовы для бизнеса в плане налогового планирования и соблюдения требований законодательства. Ниже рассмотрим подробно каждый из двух компонентов и описывающие его условия (табл.2).

Таблица 2 – Сравнительная характеристика Pillar 1 и Pillar 2


Pillar 1
Pillar2
Характеристика меода
Модифицированные методы распределения глобальной прибыли многонациональных компаний между юрисдикциями:
Усовершенствованные методы борьбы с размыванием налоговой базы:
Составные элементы метода
Модифицированный метод распределения сверхнормальной (статочной) прибыли
Глобальный минимальный налог (GloBE)
Метод формульного разделения прибыли
Налог на платежи, размывающие налоговую базу
Метод вмененной прибыли

Составлено автором по Полежарова Л.В. [19]

Pillar 1

Цель Pillar 1 - перераспределение налоговых прав между юрисдикциями, где компании получают доход, даже при отсутствии физического присутствия.

Критерии применения - компании с годовым доходом более 20 миллиардов евро.

Налоговые права - устанавливаются для стран, где находится клиентская база компании, что позволяет им облагать налогом прибыль, полученную от местных клиентов.

Метод распределения прибыли - использование нового подхода к распределению прибыли на основе показателей, таких как объем продаж и активы в юрисдикциях.

Обязанности компаний - предоставление информации о доходах и распределении прибыли по юрисдикциям; соблюдение новых правил трансфертного ценообразования.

Pillar 2

Цель - установление минимального налога на прибыль для транснациональных корпораций (ТНК) и предотвращение агрессивного налогового планирования.

Установление минимальной ставки налога на прибыль в размере 15%.

Критерии применения - применяется к ТНК с консолидированной годовой выручкой свыше 750 миллионов евро.

Предусмотрены правила IIR и UTPR, одни из слагаемых второго компонента, а именно:

IIR (Income Inclusion Rule): обязывает материнские компании уплачивать налоги на прибыль дочерних компаний, если они находятся в юрисдикциях с низкими ставками.

UTPR (Undertaxed Payments Rule): позволяет странам облагать налогом платежи, сделанные в юрисдикции с низкими ставками налога.

Ставка налога у источника - повышение ставки налога у источника до 9% для пассивных платежей (например, дивидендов и процентов). Кроме того, компании обязаны подавать информационные декларации о своих налоговых обязательствах и эффективности налогообложения (GIR - Global Information Return). В комментариях к модельным правилам GLoBE подробно расписаны рекомендации по срокам представления таких информационных декларациях, однако сроки и требования к налогоплательщикам устанавливаются законодательством конкретной траны/юрисдикции присутствия.

Основные изменения и сроки внедрения

План внедрения BEPS 2.0 представлен на Рисунке 2.

Октябрь 2021 ОЭСР опубликовала обновленное заявление о реформе

- Пополнился список стран, присоединившихся к реформе

- G20 поддержала реформу

Декабрь 2021 Модельные правила для Pillar 2

Март 2022 Комментарии к модельным правилам GLoBE

- Pillar 1 (сумма A) – проект модельных правил для внесения изменений в национальное законодательство

- Проект многосторонней конвенции по правилам STTR для Pillar 2 с комментариями

Середина 2022 Подписание многосторонней конвенции для Pillar 1 (сумма А)

Комментарии по правилам IIR/UTPR для Pillar 2

Конец 2022 Завершение работы над концепцией Pillar 1 (Сумма В)

2023 год Начало применения Pillar 1 и Pillar 2

2024 год Начало применения резервных правил уплаты дополнительного налога (UTPR)

Рисунок 2 – План внедрения BEPS

Источник: составлено автором

ОЭСР работает над согласованием правил с участием стран, что, по их мнению, должно привести к более справедливому налогообложению. По данным Grant Thomton [1] 138 стран готовы ввести на своей юрисдикции правило Pillar 2. Начиная с 2024 года Pillar 2 уже действует в большинстве государств Европы (германия, Франция, Италия, Австрия, Великобритания), Японии, Южной Корее, Вьетнаме, Малазии, ОАЭ, Гонконге, Сингапуре, Британских Виргинских островах. В США с 2022 года взимается альтернативный минимальный налог (CAMT), который аналогичен Pillar 2, но с существенными отличиями от правил Pillar 2/ CLoBE. Наши партнеры по странам БРИКС+ не стремятся внедрять у себя Pillar 2.

Основные меры BEPS 2.0

Глобальный минимальный налог: введение минимальной ставки налога на прибыль в 15% для крупных транснациональных компаний (ТНК) позволит странам предотвратить уклонение от уплаты налогов путем переноса прибыли в юрисдикции с низкими налоговыми ставками.

Перераспределение прав на налогообложение: компании будут обременены налогами в странах, где они ведут свою деятельность, даже если у них нет физического присутствия. Это особенно актуально для цифровых компаний, которые могут получать доходы от пользователей в разных странах [13].

Ужесточение контроля за трансфертным ценообразованием: новые правила будут требовать от компаний большей прозрачности в отношении своих операций и структуры налогообложения, что позволит лучше отслеживать перемещение прибыли между юрисдикциями [8].

Таблица 3 – Ключевые различия по реализации плана BEPS и План BEPS 2.0

Характеристика План BEPS
План BEPS 2.0
Год принятия
2013
2021
Структура
15 мер
Pillar One и Pillar Two
Фокус
Борьба с уклонением от уплаты налогов
Проблемы цифровой экономики
Минимальная ставка
Не предусмотрена
Установление минимальной ставки 15%
Налог на прибыль
Упрощение правил трансфертного ценообразования
Глобальное предложение по противодействию размыванию налоговой базы

Источник: составлено автором

В плане BEPS акцент делается на согласованности налоговых правил между юрисдикциями для предотвращения двойного неналогообложения и уклонения от уплаты налогов (табл.3).

В плане BEPS 2.0 принцип сущности становится более важным, так как налогообложение должно происходить в странах, где фактически осуществляется экономическая деятельность, даже если нет физического присутствия [16].

План BEPS инициировал изменения в двусторонних налоговых соглашениях, направленные на устранение пробелов в налогообложении и предотвращение двойного неналогообложения. Он способствовал более строгому контролю за трансфертным ценообразованием и внедрению новых стандартов отчетности [12].

План BEPS 2.0 продолжает эту работу, вводя более строгие требования к налогообложению цифровых компаний. Он предполагает пересмотр существующих соглашений для учета новых реалий, таких как отсутствие физического присутствия компаний в странах, где они ведут деятельность [15].

В заключение данного вопроса можно отметить, что, хотя обе версии плана имеют общую цель — борьбу с уклонением от уплаты налогов и размыванием налоговой базы, они различаются по подходам и инструментам. План BEPS сосредоточен на устранении существующих проблем в международном налогообложении, тогда как План BEPS 2.0 отвечает на новые вызовы цифровой экономики и устанавливает более жесткие требования к транснациональным корпорациям. Эти изменения требуют от стран-участниц адаптации своих национальных законодательств для соответствия новым международным стандартам [14].

План BEPS и его последующая версия BEPS 2.0 представляют собой значимые шаги в реформировании международной налоговой системы. Эти инициативы направлены на устранение недостатков существующих налоговых правил, которые позволяли транснациональным компаниям уклоняться от уплаты налогов, используя различные схемы, включая налоговые гавани. В данном контексте важно рассмотреть тенденции к изменению международных налоговых соглашений, их осуществимость, потребности субъектов экономической деятельности и выработать рекомендации для дальнейшего развития [6].

Тенденции к изменению налоговых соглашений:

- Установление минимальных налоговых ставок: В рамках BEPS 2.0 предлагается внедрение минимальной ставки налога на прибыль в размере 15% для крупных международных компаний, что должно снизить привлекательность низконалоговых юрисдикций.

- Перераспределение налоговых прав: Компонент Pillar 1 фокусируется на перераспределении прав на налогообложение между юрисдикциями, что позволит странам, где осуществляется реальная экономическая деятельность, получать больше налоговых поступлений.

- Увеличение прозрачности: ожидается, что новые правила будут требовать от компаний большей отчетности и прозрачности в отношении своих операций и структуры налогообложения.

- Устранение односторонних мер: Страны стремятся согласовать свои действия в области налогообложения, чтобы избежать односторонних мер, которые могут привести к конфликтам и неопределенности [9].

Реализация предложенных изменений требует значительных усилий со стороны стран-участниц. Хотя многие государства выразили готовность принять новые правила, существует риск того, что не все страны будут следовать единым стандартам. Например, согласно данным ОЭСР, несмотря на поддержку инициативы 138 странами, некоторые юрисдикции проявляют осторожность или даже сопротивление внедрению новых норм из-за опасений потерять конкурентные преимущества.

Субъекты экономической деятельности выражают потребность в более стабильной и предсказуемой налоговой среде. Компании заинтересованы в том, чтобы избежать неопределенности и конфликтов с налоговыми органами разных стран. В условиях глобализации бизнеса необходимость в четких и согласованных правилах становится особенно актуальной. С учетом вышеизложенного, для успешной реализации плана BEPS и его второй части требуется активное сотрудничество между государствами. Это может быть достигнуто через международные организации и форумы, такие как ОЭСР и G20. Страны должны адаптировать свое национальное законодательство с учетом новых международных стандартов, чтобы обеспечить их эффективное применение. Необходимо проводить обучение для налоговых консультантов и компаний по новым требованиям и стандартам налогообложения, чтобы минимизировать риски несоответствия. Кроме того, компании должны активно следить за изменениями в международном налогообложении и адаптировать свои стратегии налогового планирования соответственно.

Участие развивающихся стран: важно обеспечить участие развивающихся стран в процессе реформирования международного налогообложения, чтобы гарантировать справедливое распределение налоговых поступлений [21].

Перспективы развития международных налоговых соглашений после реализации плана BEPS и BEPS 2.0 выглядят многообещающими, но требуют значительных усилий для достижения согласованности и эффективности. Устойчивое развитие международной налоговой системы возможно только при условии активного сотрудничества между государствами и готовности адаптироваться к новым вызовам глобальной экономики [23].

Реализация предложенных изменений представляется возможной, но требует значительных усилий со стороны государств:

Политическая воля: Необходима согласованность действий на уровне правительств стран-участниц, что может быть затруднительно из-за различных экономических интересов.

Технические аспекты: Страны должны разработать и внедрить новые механизмы налогообложения и отчетности, что потребует времени и ресурсов.

Общественное мнение: Поддержка со стороны бизнеса и общественности также будет играть важную роль в успешной реализации реформ.

Потребность у субъектов экономической деятельности: Субъекты экономической деятельности выражают потребность в более предсказуемой и стабильной налоговой среде [24].

Новые правила могут помочь снизить риски налогового планирования: упрощение правил позволит компаниям более уверенно планировать свои налоговые обязательства. Устранить неопределенность: четкие правила налогообложения помогут избежать конфликтов между юрисдикциями и снизят риски двойного налогообложения.

Для успешного развития необходимо участие всех стран. Важно обеспечить участие развивающихся стран в процессе внедрения BEPS 2.0 для достижения справедливого распределения налоговых поступлений. Страны должны адаптировать свое законодательство с учетом новых международных стандартов для обеспечения их эффективного применения. Необходимо проводить обучение для компаний и налоговых консультантов по новым требованиям, чтобы минимизировать риски несоответствия. Компании должны активно следить за изменениями в международном налогообложении и адаптировать свои стратегии налогового планирования соответственно. Создание эффективных механизмов разрешения споров между странами помогает снижать количество конфликтов по вопросам налогообложения.

Реализация плана BEPS 2.0 создаст новые тенденции в международном налогообложении, которые будут способствовать более справедливому распределению налоговых поступлений и повышению прозрачности в сфере налогообложения. Однако успешная реализация этих изменений будет зависеть от активного сотрудничества между странами и готовности адаптироваться к новым вызовам глобальной экономики.

План BEPS и BEPS 2.0 оказывают огромное влияние на развитие международных налоговых соглашений, данные инициативы представляют собой значимый шаг в направлении реформирования международной налоговой системы. План BEPS, инициированный ОЭСР и поддержанный странами G20, направлен на борьбу с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. Он включает 15 ключевых действий, каждое из которых предлагает конкретные меры для устранения пробелов в налоговом законодательстве и повышения прозрачности трансакций между транснациональными корпорациями.

С принятием BEPS 2.0, который включает в себя такие элементы, как минимальный налог на прибыль и перераспределение налогообложения в странах, где фактически осуществляется деятельность компаний, происходит дальнейшее углубление этих реформ. В частности, внедрение минимальной ставки налога в 15% для компаний с выручкой свыше 750 миллионов евро может значительно изменить правила игры для крупных корпораций, заставляя их уплачивать налоги в тех юрисдикциях, где они получают основной доход. Это также способствует устранению агрессивного налогового планирования и увеличивает налоговые поступления стран, что особенно важно для развивающихся экономик.

План BEPS и его последующая эволюция в виде BEPS 2.0 оказывают значительное влияние на международные налоговые соглашения. Они способствуют унификации подходов к налогообложению и создают более справедливую конкурентную среду для компаний, работающих на глобальном уровне. Внедрение рекомендаций плана требует от стран пересмотра своих налоговых систем и международных обязательств, что может привести к изменению существующих двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. Таким образом, можно заключить, что реализация плана BEPS и его обновленной версии BEPS 2.0 призваны обеспечить более эффективное распределение налоговых поступлений между странами.

На сегодняшний день Россия не разрабатывает законодательных инициатив по Pillar 2. В создавшейся политической ситуации, когда ОЭСР прекратила сотрудничество с Россией применение правил Pillar 2 приведет к налогообложению российских компаний в недружественных странах. В России ставка налога на прибыль организаций составляет 25%, что гораздо выше пороговых15%, когда начинает действовать правило Pillar 2, не стоит забывать, что существующая система налоговых льгот по налогу на прибыль организаций для участников специального инвестиционного контракта (СПИК) или резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ), территории опережающего развития ТОСЭР, организаций, имеющих статус участника регионального инвестиционного проекта (РИП)), применяющих инвестиционной налоговый вычет, ИТ-льготу. Эти категории налогоплательщиков, могут иметь эффективную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций гораздо меньше 15% и, следовательно, в группе риска применения к ним правила Pillar 2, по которому они должны будут доплатить налог в зарубежной юрисдикции с российской налоговой базы.

Следует учитывать два направления реализации Pillar 2., первое из которых – если Россия присоединяется к Pillar 2. То тогда зарубежные дочерние компании не доплачивающие налог в России, будут обязаны это сделать, в случае, если материнская компания зарегистрирована в России,, но во-вторых, Если материнская компания зарегистрирована в стране, не присоединившейся к Pillar 2 и у материнской компании эффективная налоговая ставка ниже 15% недостающую сумму налога за саму компанию, а так же за дочерние компании могут востребовать страны присутствия группы компаний, а именно, страны, где ведут деятельность участники международной группы компаний.

В первом случае российский бюджет получит налог с материнской компании размере компенсации недополученного налога до ставки 15% в зарубежной стране, а иностранные юрисдикции обложат налогом компании в стране присутствия, все равно, как если бы Россия не присоединилась к Pillar 2.

Обсуждаются вопросы о необходимости развития механизма защиты бюджета страны от перетекания за рубеж, налога, исчисленного в рамках российской юрисдикции, если эффективная налоговая ставка российских компаний меньше 15%. Это касается дочерних организаций иностранных международных групп компаний (МГК), если они применяют льготные ставки поскольку являются участниками специального инвестиционного контракта или резидентами особой экономической зоны, территории опережающего развития и т.п., применяют инвестиционной налоговый вычет, ИТ-льготу, то их эффективная налоговая ставка по Российской юрисдикции может быть меньше 15%. Тогда на уровне головной компании у них возникает обязанность доплатить налог, но в другой, не российской юрисдикции. Таким образом получается перетекание налога из России в иностранную юрисдикцию, льготы, предоставленные российским законодательством, не остаются в компании, а уплачиваются ей в бюджет другой страны.

В России компании, входящие в МГК не должны предоставлять отчетности и платить налог на прибыль в России по правилам Pillar 2. Но одновременно с этим наличие МГК, расположенных в странах, применяющих Pillar 2 приводит к обязанности подачи информационной декларации, а также может привести к уплате дополнительного налога в иностранной юрисдикции. Несмотря на то, что обязанность по уплате налога возлагается на головную организацию, российские обособленные подразделения понесут дополнительную административную нагрузку поскольку должны будут предоставлять необходимую информацию по российским дочерним организациям. В этой связи российские учетные системы могут оказаться не адаптированы к оперативному сбору информации, требуемой для составления декларации и потребуется их донастройка с привлечением соответствующих специалистов. Следует отметить, что для международных групп компаний, разделивших после 2022 свой бизнес на российский и иностранный в зависимости от страны присутствия и размера выручки (750 млн. евро и более) может возникнуть обязанность применения правила по Pillar 2. Поэтому в текущей экономической и политической ситуации внедрять правило Pillar 2 не целесообразно. Министерство Финансов Российской Федерации считает, что обоснованную оценку применения европейскими странами Pillar 2 можно будет провести по результатам 2025-2026 годов, поскольку первым отчетным периодом является 2024 год, а срок подачи декларации по Pillar 2 за этот период до 1 июля 2026 года [25]. Присутствие российских групп компаний в государствах, применяющих правило Pillar 2 приведет к тому, что они должны будут уплачивать дополнительный налог в иностранной юрисдикции, если их налоговая нагрузка в России на МГК пониженная, может быть это простимулирует бизнес вернуться в Россию или переориентироваться на дружественные юрисдикции.

Заключение

Пакет мер плана BEPS представляет странам инструменты, обеспечивавшие, что прибыль будет облагаться налогом в той юрисдикции, где осуществляется хозяйственная деятельность и создается добавленная стоимость. Реализуемый во многих иностранных юрисдикциях план BEPS, повышенного внимания российских компаний при определении структуры бизнеса, осмысления всех правовых аспектов и мероприятий BEPS, которые могут привести к дополнительной налоговой нагрузке, питающей иностранный бюджет. К тому же следует учитывать, что ОЭСР прекратила сотрудничество с Россией по всем проектам и действие правил GloBE не признано «квалифицированными», что практически приведет к двойному налогообложению крупнейших российских международных групп компаний в странах, применяющих правило GloBE [1], а это в основном недружественные государства, [2] а страны БРИКС+ пока не ведут предметную работу по внедрению GloBE. В силу указанных обстоятельств Россия не присоединяется к новым правилам международного налогообложения.

[1] Официальный сайт Grant Thomton Информационный бюллетень ЕС о прямом налогообложении

https://www.grantthornton.nl/en/insights-en/topics/tax/eu-direct-tax-newsletter2/ (дата обращения 07.03.2024)

[2] Официальный сайт Российской газеты. Правила GloBE не натянулись на российский глобус. // Российская газета. № 124, 2 октября 2024. https://www.rbc.ru/newspaper/2024/10/03/66fbc6bd9a79479e95616203 (дата обращения: 07 03 2025).


Страница обновлена: 12.03.2025 в 09:46:50