Исторические и современные подходы к установлению минимального размера оплаты труда

Константинова Д.С.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления, Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 12 (Декабрь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47999999
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рыночные механизмы предполагают возможность в основном только косвенного влияния государственных органов власти на величину заработной платы на коммерческих предприятиях, поэтому несомненную важность для защиты интересов наёмных работников представляет установление на федеральном уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ). Невмешательство государства в данный процесс бесспорно приведет к ухудшению уровня жизни, так как оплата труда является основным источником доходов населения. Проведенное в статье исследование позволило выявить изменения, происходившие с минимальным размером оплаты труда после перехода в РФ к рыночной экономике; изучить подходы к определению величины МРОТ, применявшиеся ранее и использующиеся в настоящее время; проанализировать соблюдение требований трудового законодательства в части соотношения между МРОТ и величиной прожиточного минимума. В результате проведенного анализа были сделаны выводы о наличии существенных проблем в данной области, но изменения в методике расчета МРОТ, вступившие в силу с 2021 г. не только улучшили ситуацию, но и позволяют надеяться на усиление в будущем зародившейся положительной тенденции

Ключевые слова: минимальный размер оплаты труда, минимальная заработная плата, прожиточный минимум трудоспособного населения, медианная заработная плата. воспроизводство рабочей силы

JEL-классификация: J31, J33, J38



Введение

В условиях рыночной экономики в распоряжении государства имеется немного способов прямого воздействия на систему оплаты труда коммерческих предприятий. В этой связи одним из важнейших методов государственного регулирования доходов населения выступает установление нижней социально допустимой границы оплаты труда в виде минимального ее размера. Он позволяет защитить интересы работника при определении любым работодателем минимальной цены, которую он готов платить за использование рабочей силы. Как отмечает В.Д. Роик, «эксперты международных организаций указывают на негативные последствия занижения размеров минимальной заработной платы, что негативно влияет на … распространение нелегальных форм занятости и оплаты труда, на его дисциплину, создает для работодателей возможность использовать дешевую рабочую силу... и т.д.» [13, с. 59] (Roik, 2019, р. 59). В то же время установление высокой планки при определении минимума оплаты труда может привести к снижению занятости из-за удорожания стоимости рабочей силы. Соответственно, подход к установлению и регулированию минимального размера оплаты труда должен носить взвешенный характер, чтобы способствовать оптимальной реализации им воспроизводственной, социальной и защитной функции.

По данным Международной организации труда (МОТ), в настоящее время минимальная заработная плата как инструмент государственного регулирования доходов применяется более чем в 90% стран – членов МОТ. Так, минимальный уровень оплаты труда установлен во всех европейских странах и практически во всех странах Северной и Южной Америки, а также примерно в 90% стран Азии и Африки [17].

В России в соответствии с законодательством установление нижней границы оплаты труда осуществляется на двух уровнях: на федеральном в виде минимального размера оплаты труда (МРОТ) и на региональном в виде минимальной заработной платы соответствующего субъекта (МЗП). При этом МРОТ вводится соответствующим федеральным законом и выступает в виде социального стандарта и государственного гаранта обязательного для реализации на территории РФ всеми работодателями вне зависимости от их формы собственности. К величине региональной МЗП законодательство предъявляет только одно требование: «размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом» (ст. 133.1 ТК РФ). В результате в одних субъектах величина МЗП устанавливается на уровне МРОТ, в других – на уровне прожиточного минимума по региону, а третьи дополнительно осуществляют ее дифференциацию в отраслевом разрезе либо по отдельным районам в связи с большей протяженностью территории.

В данной статье основное внимание будет уделено вопросам регулирования минимального размера оплаты труда, устанавливаемого на федеральном уровне. Теоретической и методологической базой работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам установления и правового регулирования минимального размера оплаты труда и его влияния на формирование справедливого уровня заработной платы работников. Методологические аспекты минимального размера оплаты труда исследуются Вишневской Н.Т. [6] (Vishevskaya, 2005), Роиком В.Д. [13] (Roik, 2019), методические вопросы регулирования минимальной заработной платы рассматриваются Ильиных А.Е., Сапрыкиным А.В. [9] (Il'in, Saprykin, 2017), Ефимовой Е.А. [8] (Efimova, 2011), а правовые аспекты Абалдуевым В.А. [5] (Abalduev, 2019); анализ взаимосвязи между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом представлен в работах Токсанбаевой М.С. [20] (Toksanbaeva,2020), Перекаренковой Ю.А., Крышки В.И. [21] (Perekarenkova, Kryshka, 2018); рассмотрению минимальной заработной платы как инструмента социальной политики посвящена статья Коокуевой В.В. [10] (Kookueva, 2017. Как следует из работ перечисленных авторов, данная тема является актуальной и представляет интерес для дальнейших исследований.

Цель проведенного в статье исследования состояла в изучении изменений, произошедших в подходах к установлению минимального размера оплаты труда в РФ, выявлении основных тенденций и закономерностей в данной области, определении возможности устранения в будущем выявленных проблемных аспектов.

Эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) и Международной организации труда, публикации средств массовой информации, а также аналитические справки, подготовленные экспертами СПС «Гарант».

Исторические аспекты установления минимального размера оплаты труда

Впервые законодательные акты, направленные на регламентацию минимума заработной платы, появились в конце XIX в. в Новом Свете (в 1894 г. – в Новой Зеландии, в 1896 г. – в Австралии). В 1909 г. опыт своих колоний переняла Великобритания, а в 1912 г. – США. К 1923 г. уже семнадцать государств (в том числе СССР) приняли законы о минимальной заработной плате [8, с. 24] (Efimova, 2011, р. 24). Международная организация труда также внесла значительный вклад в регулирование данного вопроса. Так, в 1928 г. ею была принята Конвенция № 26 «О создании процедуры установления минимальной заработной платы», а в 1970 г. – Конвенция № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым четом развивающихся стран». В соответствии с последней каждый член МОТ, «ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным» [1]. В Конвенции особо подчеркнуто, что «минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению» [1]. На настоящий момент вышеперечисленные Конвенции Россией не ратифицированы.

В результате в зарубежных странах сложились, как отмечает Вишневская Н.Т. [6, с. 481] (Vishnevskaya, 2005, р. 481), две основные модели установления минимального размера оплаты труда. В первой действует единый для всей экономики размер минимальной оплаты труда за определенный период (чаще всего час). В рамках второй величина минимальной заработной платы устанавливается не в целом по стране, а в отдельных отраслях в ходе заключения отраслевых соглашений или принимается специальными отраслевыми советами.

В нашей стране минимум заработной платы впервые был установлен в 1917–1918 гг. сначала для работников железнодорожного транспорта, а затем для рабочих и служащих всех остальных отраслей. При этом в условиях плановой советской экономики минимальный размер оплаты труда по своей сути предназначался только для построения тарифной системы, выступая в качестве тарифной ставки 1-го разряда.

Особую остроту вопрос установления минимального размера оплаты труда приобрел в России в 90-е гг. ХХ в. Экономический кризис в последние годы существования СССР, а затем начавшийся переход к рыночной экономике привели к значительной дифференциации доходов и резкому обнищанию населения. В этих условиях необходимо было вмешательство государства в процесс установления оплаты труда с целью обеспечения занятому населению минимального уровня благосостояния. Для этого Законом РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся» с 01 октября 1991 г. был установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в размере не ниже 180 руб.

Гиперинфляция 1992 г., порожденная либерализацией цен, привела к тому, что только за один данный год МРОТ вырос почти в семь раз, что вызвало необходимость включения в Закон РФ «О минимальном размере оплаты труда» пункта, регламентирующего пересчет минимального размера оплаты труда «один раз в три месяца с учетом изменения цен за истекший квартал» [4], тем самым была предпринята попытка обеспечения защиты интересов наемных работников в кризисный период. За три последующие года из-за изменения цен МРОТ пересматривался десять раз, а его прирост к 01.01.1993 г. составил 2588% (см. табл. 1).

Таблица 1

Минимальный размер оплаты труда, установленный в РФ 1992–1995 гг., руб.

Год установления МРОТ
Дата установления МРОТ
Величина МРОТ
Темпы прироста, в %
базисный [1]
цепной
1992
01.01
342
-
-
01.04
900
163,16
163,16
1993
01.01
2250
557,89
150,00
01.04
4275
1150,00
90,00
01.07
7740
2163,16
81,05
01.12
14620
4174,85
88,89
1994
01.07
20500
5894,15
40,22
1995
01.04
34400
9958,48
67,80
01.05
43700
12677,78
27,03
01.08
55000
15981,87
25,86
01.11
57750
16785,96
5,00
01.12
60500
17590,06
4,76

Источник: составлено автором по [11].

Статус государственного гаранта МРОТ приобрел в 1993 г. в связи с принятием Конституции РФ. В соответствии с ее статьями в стране «устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда» (ч. 2 ст. 7) и «каждый имеет право … на вознаграждение за труд … не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» (ч. 3 ст. 37) [3].

В дальнейшем основные аспекты, регламентирующие МРОТ, были связаны с принятием в 2000 г. Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и вступлением в 2002 г. в действие Трудовым кодексом РФ. Так, ст. 130 ТК РФ закрепила величину МРОТ как одну из основных государственных гарантий в области оплаты труда, а в соответствии со ст. 133 ТК РФ «месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда» [3]. В 2007 г. в ТК РФ была добавлена статья, допускающая установление регионального минимума заработной платы (минимальная заработная плата) при условии повышения его размера по сравнению с установленным федеральным МРОТ. Как отмечает Абалдуев В.А., по различным данным, предоставленным правом воспользовались более 50 субъектов РФ [5, с. 105] (Abalduev, 2019, р. 105).

Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум трудоспособного населения

Из Трудового кодекса следует, что выступая в качестве нижней границы оплаты труда, установленный минимум заработной платы должен обеспечивать простое воспроизводство рабочей силы. Данное требование зафиксировано в его п. 1 ст. 133: «минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения» [3]. Тем самым с точки зрения трудового законодательства прожиточный минимум трудоспособного населения (ПМТН) должен выступать нормативом, позволяющим определить величину МРОТ. На практике же на протяжении двадцати пяти лет в России наблюдалось существенное отставание минимальной заработной платы от прожиточного минимума, особенно это проявилось в первое десятилетие после перехода к рыночной экономике (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика величины и соотношения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ за 1992–2001 гг. [2]

Источник: составлено автором по [11, 14].

Если в 1992 г. размер прожиточного минимума трудоспособного населения почти в три раза превышал МРОТ, то к 1994 г. разрыв увеличился еще вдвое, а кризис 1998 г. существенно усугубил ситуацию. Из-за экономической нестабильности величина минимума заработной платы не пересматривалась с 01.01.1997 г. до 01.07.2000 г. и благодаря этому в 1999–2000 гг. она составила всего 8%, а в 2001 г. – 15% от размера прожиточного минимума трудоспособного населения. В результате нарушалась одна из фундаментальных основ установления величины минимальной заработной платы – обеспечение выполнения воспроизводственной функции. Данная тенденция способствовала тому, что отставание МРОТ от прожиточного минимума трудоспособного населения не удалось преодолеть даже в последовавший в 2002–2008 гг. период относительной экономической стабильности в стране, разрыв по-прежнему сохранялся, хоть и существенно сократился к 2010 г., а затем, после кризиса 2014 г. и в 2017 г. – до 30% (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика величины и соотношения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ за 2002–2020 гг. [3]

Источник: составлено автором по [11, 14–16].

Сложившуюся ситуацию удалось частично изменить только в 2018 г. после вступления в действие Федерального закона «О … повышении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения». Однако данная мера, несмотря на то, что способствовала резкому сокращению разрыва (до 5%), не привела к полной реализации норм ст. 133 ТК РФ. Это было обусловлено тем, что хотя принятый закон жестко закреплял ежегодный пересмотр МРОТ, но нормативом для установления нового минимума заработной платы на последующий год выступала величина прожиточного минимума трудоспособного населения за I, а не IV квартал предшествующего года. Тем самым за счет роста цен в последующие два квартала, устанавливавшийся 1 января МРОТ, в любом случае в той или иной степени (в зависимости от величины инфляции) продолжал отставать от прожиточного минимума, что видно из данных за 2019–2020 гг., приведенных на рисунке 2.

В этой связи целесообразно было бы посмотреть, как введенные в 2018 г. изменения сказались на соотношении минимального размера оплаты труда с медианной заработной платой [4], так как во многих развитых странах данный показатель является нормативом для установления МРОТ. С этой целью в мировой практике используется индекс Кейтца, отражающий соотношение минимальной и медианной заработной платы. К примеру, Международный валютный фонд и Евросоюз в качестве стандарта предлагают считать значение данного индекса, равное шестидесяти, а МОТ рекомендует – не ниже пятидесяти. Как показывают данные Росстата [5] [19], если сравнивать соотношение МРОТ с медианной заработной платой, то в 2019 г. по сравнению с 2017 г. соотношение уменьшилось с 37,3 до 32,9. Это свидетельствует о том, что несмотря на значительное увеличение минимального уровня заработной платы, оно все равно не соответствовало росту заработной платы в стране. Проблему усугубляло и то, что действующий подход к определению прожиточного минимума базировался на расчете потребительской корзины, состав которой регламентировался чрезвычайно жесткими нормами, и невозможность обеспечения ими даже простого воспроизводства рабочей силы уже давно являлась острым дискуссионным вопросом.

Современные тенденции установления минимального размера оплаты труда

Решение вышеописанной проблемы в последние годы активно обсуждалось на правительственном уровне. В частности, в 2019 г. было выдвинуто предложение об использовании минимального потребительского бюджета (МПБ) как инструмента государственного регулирования доходов в качестве альтернативы прожиточному минимуму, в том числе и для расчета МРОТ. МПБ в отличие от прожиточного минимума позволяет более полно учитывать расходы на товары и включает в себя затраты на образование, досуг, аренду жилья и т.д. Соответственно, если прожиточный минимум трудоспособного населения в лучшем случае обеспечивает лишь физиологическое выживание, то МПБ позволяет осуществить расширенное воспроизводство рабочей силы. Но реалии начала 2020 г., связанные с пандемией COVID-19, не позволили реализовать данную инициативу.

Трансформация сложившейся ситуации произошла только в декабре 2020 г. в связи с внесением ряда изменений в законодательные акты, в том числе в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», в соответствии с которыми была устранена зависимость МРОТ от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. По новой методике расчета с 2021 г. МРОТ определяется исходя из медианной заработной платы, составляя 42% от ее размера. В результате на текущий 2021 год размер МРОТ составил 12 792 руб., что на 3,2% больше прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2020 г. В связи с изменениями, касающимися и расчета прожиточного минимума (по новой методике он составляет 44,2% от величины медианного среднедушевого дохода), его величина для трудоспособного населения была установлена на 2021 г. в размере 12 702 руб. В результате установившееся в 2018–2020 гг. стабильное соотношение МРОТ с ПМтн на уровне 95% после введения новой методики расчета резко изменилось в положительную сторону и составило в 2021 г. 100,7% (рис. 3). Тем самым впервые за тридцатилетний период МРОТ, хоть и очень незначительно, но превысил размер прожиточного минимума трудоспособного населения.

Рисунок 3. Динамика величины и соотношения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ за 2018–2022 гг. [6]

Источник: составлено автором по [7, 11, 18, 21].

В дальнейшем в соответствии с принятой методикой МРОТ на 2022 г. должен был оставить 13 617 руб., а прожиточный минимум трудоспособного населения – 13 076 руб., но в связи с внесением Президентом РФ в ноябре поправок об индексации, обусловленных необходимостью превышения планируемой величины инфляции, МРОТ должен составить 13 890 руб. [7] и в результате вырасти на 8,6%. Аналогичный рост планируется и по величине прожиточного минимума трудоспособного населения, что позволит сохранить установившееся между ними соотношение в 100,7%.

Заключение

На текущий момент сложно спрогнозировать, приведет ли к существенному улучшению ситуации в сфере оплаты труда произошедший в 2021 г. переход к новой методике определения МРОТ, но можно говорить о том, что первый шаг к коренным изменениям в данной области был сделан. Впервые после перехода к рыночной экономике МРОТ превысил размер прожиточного минимума трудоспособного населения, тем самым позволяя реализовать воспроизводственную функцию заработной платы. Данная тенденция продолжит сохраняться в связи с тем, что средние величины заработной платы в последнее десятилетие всегда превышали величины среднедушевого дохода. При этом несомненно, что в перспективе правительству следует направить усилия на повышение законодательно установленного соотношения МРОТ с медианной заработной платой, доведя его как минимум до уровня, рекомендуемого Международной организацией труда, а также на установление величины МРОТ, позволяющей реализовывать кроме воспроизводственной и стимулирующую функцию заработной платы.

[1] За базис взято значение МРОТ на 01.01.1992 г.

[2] При изменении МРОТ на протяжении календарного года, его величина для за год определялась через расчет средневзвешенной величины

[3] При изменении МРОТ на протяжении календарного года, его величина за год определялась через расчет средневзвешенной величины

[4] Граница, выше которой размер заработной платы у 50% наемных работников и соответственно вторая половина работающих получает более низкую заработную плату.

[5] Данные о медианной заработной плате Росстат публикует только раз в два года (начиная с 2017 г.) по результатам выборочного наблюдения за крупными и средними предприятиями.

[6] При изменении МРОТ на протяжении календарного года, его величина за год определялась через расчет средневзвешенной величины


Источники:

1. Конвенция МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/ wcms_c131_ru.htm (дата обращения: 27.11.2021).
2. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 27.11.2021).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 25.11.2021).
4. Закон РФ от 13.11.1992 №3891-1 (ред. от 30.03.1993) "О минимальном размере оплаты труда". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1123/ (дата обращения: 27.11.2021).
5. Абалдуев В.А. Концепция правового регулирования минимальной заработной платы в России // Российский юридический журнал. – 2019. – № 6. – c. 105-114.
6. Вишневская Н.Т. Политика минимальной заработной платы: цели, ограничения, последствия // Экономический журнал. – 2005. – № 4. – c. 479-504.
7. Госдума приняла закон о повышении МРОТ до 13 890 рублей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/gosduma-prinyala-zakon-o-povyshenii-mrot-do-13-890-rubley.html (дата обращения: 27.11.2021).
8. Ефимова Е.А. Установление минимальной заработной платы: зарубежный опыт и российская практика // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 2. – c. 24-35.
9. Ильин А.Е., Сапрыкин А.В. Методические аспекты регулирования минимальной заработной платы // Экономика труда. – 2017. – № 4. – c. 455-462.
10. Коокуева В.В. Размер минимальной заработной платы как инструмент социальной политики // Экономика труда. – 2017. – № 2. – c. 73-84.
11. Минимальный размер оплаты труда (подготовлено экспертами компании \"Гарант\"). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10180093/ (дата обращения: 27.11.2021).
12. Перекаренкова Ю.А., Крышка В.И. Минимальная заработная плата и прожиточный минимум в российской экономике: теоретический и эмпирический анализ основных тенденций // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2018. – № 2. – c. 210-224.
13. Роик В.Д. Минимальная заработная плата - геном социально-трудовых отношений // Социально-трудовые исследования. – 2019. – № 3 (36). – c. 55-62.
14. Российский статистический ежегодник. 2003. / Стат.сб./Госкомстат. - М.:, 2003. – 705 c.
15. Российский статистический ежегодник. 2010. / Стат.сб./Росстат. - М.:, 2010. – 813 c.
16. Российский статистический ежегодник. 2020. / Стат.сб. - М.:, 2020. – 700 c.
17. Сколько стран ввели у себя МРОТ? // Сайт Международной организации труда. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/moscow/areas-of-work/wages/WCMS_549769/lang--ru/index.htm (дата обращения: 07.03.2021).
18. Справка о величине прожиточного минимума (подготовлено экспертами компании "Гарант"). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/3921257/ (дата обращения: 27.11.2021).
19. Статистический бюллетень «Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы». [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13268 (дата обращения: 25.11.2021).
20. Токсанбаева М. С. Заработная плата: минимальный размер и дифференциация // Народонаселение. – 2020. – № 4. – c. 40-49.
21. Утверждён прожиточный минимум для россиян на 2022 год. [Электронный ресурс]. URL: https://78.ru/news/2021-11-21/utverzhdn_prozhitochnii_minimum_dlya_rossiyan_na_2022_god (дата обращения: 25.11.2021).

Страница обновлена: 02.12.2024 в 12:55:14