Развитие международных инвестиционных соглашений в странах БРИКС в период экономической нестабильности
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Март 2025)
Аннотация:
Проанализировано влияние принятых и действующих международных инвестиционных соглашений в странах БРИКС на экономическое развитие стран-участниц альянса. Представлены результаты оценки влияния финансовых кризисов на объемы и траектории инвестиционных потоков в рамках БРИКС, и, соответственно, на инвестиционную привлекательность соответствующих стран, входящих в альянс. Представлены результаты авторской оценки общего экономического положения стран-членов БРИКС по показателям среднегодового изменения ВВП, среднего изменения валюты к доллару США, и уровню инфляции. Авторами классифицирован и проанализирован комплекс стратегий для привлечения иностранных инвестиций, адаптированных к экономической нестабильности. Представлены результаты авторской оценки перспектив развития международных инвестиционных соглашений в рамках БРИКС.
Ключевые слова: мировая экономика, экономический кризис, международные инвестиционные соглашения, страны БРИКС, малые и средние предприятия
JEL-классификация: F01, F02, G01
Введение
Исследованиям в области поступательного развития стран-членов БРИКС посвящено значимое количество работ ведущих ученых экономистов. В частности, в работе [2] представлены результаты анализа инновационных систем стран-членов БРИКС, а также исследованы эффекты от внедрения новых технологий. В исследовании [4] определены особенности нетарифного регулирования в странах БРИКС, и представлены результаты сравнительного анализа со странами ЕАЭС. Е.В. Ведерникова в своей работе [1] приходит к выводу, что коллективная конкурентоспособность стран БРИКС имеет большой потенциал для дальнейшего сотрудничества, развития, и в целях обеспечения экономической безопасности стран-участниц объединения. Коллектив авторов во главе с Е.В. Дробот [3] на примере стран африканского континента разработал ряд предложений, направленных на увеличение их экономического роста. разработаны предложения по повышению компетенций в области управления проектами для увеличения экономического роста стран африканского континента. В работе О.Г. Ситниковой [5] проанализированы различные сценарии эволюции альянса БРИКС с целью повышения уровня экономической безопасности стран-участниц. Практически во всех ведущих исследованиях, проанализированных авторами данной статьи, отмечается критическая важность наличия инвестиций, для поступательного развития экономик, входящих в альянс стран. Данный тезис становится особенно актуальным во время экономического кризиса.
Поскольку международные инвестиционные соглашения (МИС) играют ключевую роль в привлечении иностранных инвестиций, обеспечивая правовую стабильность и защиту интересов инвесторов, авторами было принято решение изучить действующие международные инвестиционные соглашения в рамках БРИКС и оценить их перспективы в условиях экономической нестабильности. В странах БРИКС на 2025 г. – России, Египте, Индии, Иране, Китае, ОАЭ, Эфиопии, ЮАР, а также Индонезии (вступила в БРИКС 6 января 2025 года) [6], такие соглашения становятся одним из инструментов для укрепления экономических связей и стимулирования роста национальных экономик. Однако кризисы и глобальные финансовые потрясения, оказывают существенное влияние на перспективу развития этих соглашений. В условиях неопределенности правительствам стран БРИКС приходится адаптировать свои подходы к международному инвестированию, пересматривая условия соглашений и заключая новые договоры. Трансрегионализм, санкционная напряженность, выступают в качестве ключевых вызовов для стран БРИКС на пути к созданию комплексных и экономически устойчивых моделей взаимодействия.
Научная новизна работы заключается в авторской разработке критериев формирования эффективных международных инвестиционных соглашений, направленных на устойчивое поступательное экономическое развитие стран-членов БРИКС.
Цель исследования – анализ действующих международных инвестиционных соглашений в странах БРИКС и перспектив их развития в условиях экономических кризисов.
Задачи исследования:
1. Изучение влияния принятых международных инвестиционных соглашений в рамках БРИКС на экономическое развитие стран альянса.
2. Оценка влияния финансовых кризисов на объемы и траектории инвестиционных потоков в рамках БРИКС, и, соответственно, на инвестиционную привлекательность соответствующих стран-участниц объединения.
3. Анализ эффективности экономического сотрудничества стран альянса на основе заключения соответствующих соглашений.
Гипотеза исследования: оценка влияния мировых финансовых кризисов на объем инвестиций, а также анализ стратегий, которые применяются для привлечения инвесторов в условиях экономической нестабильности, позволит определить ключевые тенденции и проблемы, стоящие перед странами БРИКС в области международных инвестиций и выработать решения, направленные на их нивелирование.
Оценка влияния инвестиционных соглашений на экономическое развитие стран БРИКС
В настоящее время инвестиционные отношения между странами преимущественно регулируются соглашениями, заключенными в рамках международных конвенций. Менее активно подписываются договоры во время ежегодных саммитов государств БРИКС. Несмотря на участие в ключевых международных конвенциях у стран БРИКС отсутствует общее инвестиционное соглашение, что может в некой степени замедлять дальнейшую гармонизацию инвестиционной политики.
Часть государств БРИКС участвует в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (1965 г.). В международный центр по урегулированию инвестиционных споров на данный момент входят Китай, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. Россия, Эфиопия подписали, но еще не ратифицировали договоры о вступлении. В подавляющем большинстве двусторонних соглашений о защите иностранных инвестиций, заключенных Россией, есть ссылка только на использование Арбитражных правил ЮНСИТРАЛ. [1] К Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций уже подключены все страны БРИКС. Её основной целью является содействие трансграничным инвестициям в развивающиеся страны путем предоставления гарантий (страхование политических рисков и повышение кредитного качества) инвесторам и кредиторам. Все страны БРИКС также участвуют в Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 г.). Для иностранных инвесторов конвенция обеспечивает справедливость в арбитраже и гарантии того, что решения арбитражных судов, вынесенные в их пользу, будут признаны и исполнены на территории других стран-участников. Это снижает риски для инвесторов, вкладывающих капиталы в другие страны.
Важными являются международные налоговые соглашения (договоры об избежании двойного налогообложения, DTA). Например, между Россией и Индией, Китаем и ЮАР, а также Бразилией и Индией существуют такие соглашения, и они дают возможность нерезидентам платить налог только в пользу одной страны. В 2023 году Россия частично приостановила налоговые соглашения с 38 недружественными странами [7]. При этом следуем отметить, что были приостановлены не соглашения в целом, а лишь отдельные положения, касающихся признания порядка отчисления налогов.
Конвенцию ООН по прозрачности в арбитраже между государствами и инвесторами («Маврикийская конвенция») среди стран БРИКС поддержала только Южно-Африканская Республика [8]. Это международное соглашение направлено на расширение применения правил прозрачности в инвестиционных арбитражах, позволяя делать такие процессы более открытыми для общественности, публиковать ключевые документы и предоставлять возможность участия заинтересованных сторон. Сама Конвенция была открыта для подписания в 2015 году в Порт-Луи (Маврикий) и вступила в силу в 2017 году. Основные положения документа включают применение новых стандартов прозрачности к инвестиционным договорам, заключённым до 2014 года, а также возможность для стран-участниц вводить исключения или ограничения на её применение. В рамках Африканского союза (AU) ЮАР также имеет Африканскую зону свободной торговли (AfCFTA), что имеет значение для партнёров из БРИКС, стремящихся инвестировать в африканские проекты.
Наибольший интерес представляют соглашения, формализованные в рамках ежегодных саммитов. Одним из самых знаковых соглашений, заключенных в рамках саммитов БРИКС, стало создание Нового банка развития (НБР) в 2014 году. Тогда была поставлена задача — финансирование инфраструктурных и устойчивых проектов в развивающихся странах. Доля участия стран БРИКС в капитале Нового банка развития (НБР) различается [2]. На момент основания банка в 2014 году доли участия стран БРИКС в уставном капитале НБР были распределены следующим образом (Таблица 1) [9].
Таблица 1 - Доля участия стран в капитале Нового банка развития [составлено авторами по 9]
№
|
Страна
|
Доля участия
|
1.
|
Китай
|
41%
|
2.
|
Индия
|
18%
|
3.
|
Россия
|
18%
|
4.
|
Бразилия
|
18%
|
5.
|
Южная Африка
|
5%
|
Доля каждой страны была распределена с учетом экономического потенциала каждой страны в рамках группы БРИКС. Китай является крупнейшим вкладчиком, что отражает его доминирующее положение в группе. Остальные страны имеют среднюю долю, что не в полной мере позволяет им влиять на решения банка. Этот капитал используется для финансирования проектов, и банки стран-участников получают выгоду от тех направлений экономического роста, которые поддерживаются НБР. Сначала банк активно участвовал в финансировании проектов возобновляемой энергии, транспортной инфраструктуры и водоснабжения, были созданы фонды взаимных инвестиций. Однако, периодически в СМИ появлялась информация, что Банк практически перестал выдавать новые кредиты и испытывает трудности с привлечением долларовых средств для погашения своих долгов. За восемь лет своей работы банк развития БРИКС предоставил кредиты на сумму всего 32,8 млрд. долл. США, однако это составляет очень малую долю о суммы, выделенной МВФ и Всемирным банком за этот период.
В рамках саммитов БРИКС также обсуждалась поддержка малых и средних предприятий (МСП) через различные механизмы финансирования и деловое сотрудничество. На саммите 2021 года была предложена программа для стимулирования роста и развития МСП в странах БРИКС, а также для улучшения их доступа к финансированию и инновациям. «В числе приоритетных направлений взаимодействия видим и дальнейшую координацию подходов участников БРИКС по тематике поддержки малых и средних предприятий. Это важная часть общей экономической повестки "пятерки", подразумевающая содействие самым широким слоям занимающихся бизнесом граждан в вопросах административного и налогового регулирования, цифровизации, электронной торговли, участия в цепочках добавленной стоимости» – Путин В.В. [10].
Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в странах БРИКС принесла значительные результаты. В Китае благодаря государственной поддержке МСП были выделены более 2 трлн юаней на кредиты и субсидии, что способствовало укреплению более 99% предприятий страны, обеспечивающих 80% рабочих мест в городах. В Индии программа поддержки МСП позволила выделить более 100 миллиардов рупий на кредиты и финансовые субсидии, что поддержало более 30% ВВП страны [13]. В рамках программы «Stand-Up India» в Индии значительно повысился доступ женщин и предпринимателей из сельских районов к финансовым ресурсам [11]. В Южной Африке соответствующая программа SPII поддержала более 10 тысяч предприятий, способствуя созданию 50 тысяч рабочих мест и стимулированию становлению инновационных стартапов в технологическом секторе.
Важным шагом в направлении экономического сотрудничества стало развитие механизма использования местных валют для расчетов между странами БРИКС. Это соглашение было обсуждено и частично реализовано на вышеуказанном саммите ещё в 2014 году, с целью уменьшения зависимости от доллара США в международной торговле. Одним из крупных проектов в этом направлении стало создание системы валютных свопов между странами БРИКС – пула условных валютных резервов [12]. Предполагается, что это поможет усилить финансовую стабильность и облегчить обменные операции между странами. Объем валютных резервов – 100 миллиардов долларов. Проект находится на стадии тестирования с 2018 года с целью дальнейшей практической реализации. По словам главы Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной, в 2024 году планировалось закончить переговоры о возможности стран БРИКС использовать средства из этого пула в национальных валютах, если возникнут проблемы с платежным балансом [3].
Основные результаты, которые страны БРИКС нацелены достичь в рамках инвестиционных соглашений являются: гарантия справедливого и равного отношения к инвесторам, защита от экспроприации, содействие свободному переводу капитала через границы, правомерное разрешение споров. В таблице 2 представлены соответствующие примеры двухсторонних инвестиционных договоров (англ. Bilateral Investment Treaties (BITs), заключенных в рамках БРИКС.
Таблица 2 - Примеры BITs между странами БРИКС [составлено авторами по 14]
Страны
|
Краткое
описание направлений соглашений
|
Россия — Китай
|
BIT начало развиваться ещё с 1991 года
(например, расширенная Туманганская инициатива).
Основные направления: энергетика (газопровод «Сила Сибири»), инфраструктурные проекты (развитие портов, железных дорог), сотрудничество в области высоких технологий (разработка сетей 5G). |
Индия — Китай
|
BIT подписано в 2006 году и направлено
на защиту китайских инвестиций в быстроразвивающиеся индийские секторы:
технологии, инфраструктура, электронная коммерция. Несмотря на политические
разногласия, объем китайских инвестиций в Индии к 2020 году составил более 5
млрд. долл.
|
Бразилия — ОАЭ
|
BIT подписано в 2023 году с целью
обмена знаниями и опытом в области экономики в рамках программы по обмену
опытом правительства эмиратов.
|
Индонезия — ОАЭ
|
В 2022 году было подписано соответствующее
соглашение для увеличения объемов торговли, в частности в
сельскохозяйственном, пищевом и логистическом секторах до 10 млрд. долл. до
2027 года.
|
Россия — ЮАР
|
BIT между Россией и ЮАР обеспечивает
защиту инвестиций в области добычи полезных ископаемых, энергетики и сельском
хозяйстве.
|
Мировые финансовые кризисы значительно меняют траектории инвестиционных потоков, обостряя структурные проблемы экономик стран БРИКС и меняя их привлекательность для иностранных инвесторов. Так, в кризис 2014-2015 годов страны БРИКС испытали существенное снижение инвестиционной активности: объемы ПИИ в Россию упали на 30%, в Бразилию — на 20%, что было вызвано как ухудшением внешних экономических условий, так и внутренними структурными ограничениями [13]. Однако, в то же время кризис стал катализатором для пересмотра инвестиционных стратегий стран БРИКС. В частности, Китай, опираясь на значительные валютные резервы и государственную поддержку, увеличил инвестиционную активность за рубежом, включая проекты в Бразилии, ЮАР и России. В условиях глобальной неопределенности Китай позиционировал себя как стабильный источник капитала для стран блока, что укрепило его роль в качестве ведущего инвестора внутри БРИКС. В отличие от Китая, Бразилия, ЮАР и Россия столкнулись с оттоком капитала, что обусловило необходимость разработки более агрессивных стратегий для восстановления доверия иностранных инвесторов.
Согласно данным UNCTAD, в 2019 году совокупный объем ПИИ, привлеченный странами БРИКС, составил около 349,9 млрд. долларов США, что существенно выше уровня 2005 года [15]. Однако в 2020 году этот показатель сократился на 42%, что было вызвано пандемией COVID-19 [19]. Резкое снижение мировой экономической активности привело к падению спроса на экспортно-ориентированные товары. При этом Китай и Индия, несмотря на снижение инвестиционных потоков до 2022 года, сумели сохранить положительную динамику за счет стимулирования внутренних рынков и государственных инвестиций в стратегические отрасли. Китай стал главным торговым партнером Индии в 2023-2024 годах, объем двусторонней торговли составил 118,4 млрд. долл. [14].
В целях представления результатов оценка общего экономического положения стран-членов БРИКС проанализируем выборку из 6 крупных стран-участников по показателям среднегодового изменения ВВП, среднего изменения валюты к доллару США в и уровню инфляции в % с 2015 по 2022 год (Таблица 3).
Таблица 3 – Количественные данные по соответствующим показателям в разрезе стран БРИКС [составлено авторами на основе 16, 17, 18]
Страна
/
Год |
Среднегодовое
изменение ВПП, % [16]
|
Среднее
изменение валюты к доллару, % [17]
|
Уровень
инфляции, % [18] | ||||||||||
2015
|
2017
|
2019
|
2022
|
2015
|
2017
|
2019
|
2022
|
2015
|
2017
|
2019
|
2022
| ||
Китай
|
3,8
|
5,6
|
7,2
|
9,3
|
0,4
|
-0,5
|
0,1
|
0,7
|
1,5
|
1,6
|
2,9
|
1,8
Индия
5,3
6,5
5,3
12,7
0,4
-0,5
0,2
0,9
5,6
3,3
7,7
6,7
Россия
-6,7
7,3
3,8
5,4
0,8
-0,5
-1
0,3
15,4
3,7
4,5
12
Бразилия
-5,7
2,6
2,8
9,3
0,4
-0,5
0,2
0,8
10,6
3,4
3,7
9,3
Иран
-11
4,7
-1,5
10
0,9
0,9
0
-0,6
15,3
10
39,9
52
Южная
Африка
1,3
1,2
0,3
2
2,5
-0,8
-0,1
0,6
8
5,2
5,6
6,9
В таблице 4 представлены усредненные значения по странам БРИКС.
Таблица 4 – Усредненные значения по выборке стран БРИКС [рассчитано авторами на основе данных, представленных в таблице 3]
Страна /
Год |
Среднегодовое
изменение ВПП, %
|
Среднее
изменение валюты к доллару, %
|
Уровень
инфляции,
%
| |||||||||
2015
|
2017
|
2019
|
2022
|
2015
|
2017
|
2019
|
2022
|
2015
|
2017
|
2019
|
2022
| |
Итого по странам БРИКС
|
-2,2
|
4,7
|
2,9
|
8,1
|
0,9
|
-0,3
|
-0,1
|
0,4
|
9,4
|
4,5
|
10,7
|
14,8
|
Таким образом, проанализировав данные, представленные в таблицах 3 и 4 можно заключить, что общие макроэкономические показатели демонстрируют положительную динамику с 2019 года. По мнению авторов, показатели Ирана отрицательны ввиду нестабильной политической ситуации в стране.
Согласно данным, опубликованным в World Investment Report 2022 Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в странах БРИКС продолжают демонстрировать тенденцию к росту, несмотря на временные спады, вызванные кризисными событиями (например, резкое снижение ПИИ в 2020 году, когда мировые потоки инвестиций сократились на 35%), страны БРИКС продемонстрировали способность к восстановлению и дальнейшему росту инвестиционных потоков уже в 2021–2022 годах. В 2015 году общий объём ПИИ, зарегистрированных между странами БРИКС, оценивался приблизительно в 250 млрд долларов США. За последующие годы наблюдался стабильный рост этих потоков, и, по оценкам аналитиков, в 2022 году объём ПИИ составил порядка 400 млрд долларов США, что свидетельствует о росте на 60% за рассматриваемый период [20].
Такой рост можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, страны БРИКС активно внедряют и модернизируют инвестиционные соглашения, направленные на защиту и стимулирование иностранных инвестиций. Эти соглашения способствуют снижению политических и экономических рисков для инвесторов, что особенно важно в периоды глобальных кризисов. Во-вторых, улучшение делового климата, развитие инфраструктурных проектов и усиление межправительственного сотрудничества способствуют увеличению доверия инвесторов. Увеличение объёма ПИИ между странами БРИКС свидетельствует о том, что для инвесторов альянс представляет собой перспективную площадку для вложений, что создаёт благоприятные предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования международных инвестиционных соглашений.
В ответ на вызовы, связанные с финансовыми кризисами, страны БРИКС пытаются разработать комплекс стратегий для привлечения иностранных инвестиций, адаптированных к экономической нестабильности. Эти стратегии можно разделить на институциональные, структурные и инновационные.
Институциональные стратегии включают укрепление правовой базы для защиты инвесторов и минимизацию рисков. Например, Россия активизировала использование специальных инвестиционных контрактов (СПИК) – механизм привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики. СПИК предполагает заключение договора между иностранным инвестором и государством на срок до 20 лет, гарантируя стабильные условия налогообложения, и упрощение административных процедур.
Например, китайская корпорация CRRC, производитель железнодорожного оборудования, заключила СПИК для строительства заводов в России. Индийские компании активно участвуют в фармацевтическом секторе, используя льготы СПИК. Аналогичные меры предприняла Индия, которая сосредоточилась на создании инвестиционно-привлекательной среды через программы «Make in India» и реформы налоговой системы, включая снижение корпоративного налога до одного из самых низких уровней в мире среди крупных экономик.
Структурные стратегии направлены на диверсификацию источников инвестиций и перераспределение потоков капитала в стратегически важные сектора. В условиях экономической нестабильности Китай сосредоточился на стимулировании инвестиций в зеленую энергетику и инфраструктурные проекты, такие как инициатива «Один пояс, один путь». Бразилия, в свою очередь, сделала акцент на привлечении инвесторов в сельское хозяйство, которое, несмотря на кризис, оставалось конкурентоспособным благодаря высокой глобальной потребности в продовольствии.
Инновационные стратегии стран БРИКС включают развитие цифровой экономики и технологий, которые стали особенно актуальными в постпандемийный период. Россия и Индия инициировали программы поддержки стартапов и технологических кластеров, что способствовало привлечению инвесторов в ИТ-сектор и разработку цифровых решений. Китай продолжил наращивать инвестиции в искусственный интеллект, облачные вычисления, обеспечивая не только внутренний рост, но и экспорт технологических решений в другие страны БРИКС.
Заключение
На фоне глобальных изменений в мировой экономике можно выделить несколько ключевых тенденций, которые определяют развитие инвестиционного сотрудничества стран БРИКС. Наблюдается рост роли внутренних рынков в качестве драйверов иностранных инвестиций. Страны БРИКС стремятся создавать условия для перераспределения капиталов внутри блока, чтобы минимизировать зависимость от внешних инвесторов. Это отражается в увеличении числа двусторонних инвестиционных соглашений (BITs) между странами блока, которые способствуют упрощению трансграничных операций.
Однако странам БРИКС по-прежнему приходится сталкиваться с рядом проблем. Во-первых, высокая волатильность валютных курсов и зависимость от сырьевых рынков создают значительные риски для иностранных инвесторов, особенно в России и Бразилии. Вопрос о создании единой валюты стран БРИКС все так же остается открытым. Во-вторых, политическая нестабильность и бюрократические барьеры остаются препятствиями для реализации трансграничных инвестиционных проектов. Еще одной ключевой проблемой является конкуренция за инвесторов с другими развивающимися регионами, такими как Юго-Восточная Азия и Африка. Для сохранения инвестиционной привлекательности странам БРИКС необходимо проводить реформы, направленные на развитие более тесных связей между собой с учетом индивидуальных привлекательностей национальных экономик.
Несмотря на общность политических интересов, о едином регулировании инвестиций договориться не удается на протяжении многих десятилетий. Нарастание экономической активности в рамках БРИКС влечет необходимость системного регулирования инвестиционной деятельности. Системность регулирования предполагает отказ или минимизацию значения двухсторонних инвестиционных соглашений и переход к многосторонней инвестиционной конвенции, которая в то же время не будет иметь глобального характера, а должна быть направлена на обеспечение нужд в рамках ограниченного сообщества (в данном случае — в рамках БРИКС). В этой «инвестиционной конвенции БРИКС» должны быть установлены единые принципы инвестирования, правовой режим инвестиций, правовой статус инвестора и реципиента инвестиций, понятие и содержание инвестиционного контракта, стандарты защиты прав инвестора, механизмы защиты прав инвестора и государства — реципиента инвестиций, условия и стандарты экспроприации инвестиций, ответственности сторон за неисполнение обязательств, условий инициирования процедур, в рамках которых происходит урегулирование разногласий между участниками инвестиционных отношений и разрешения инвестиционных споров.
При формировании модели многостороннего инвестиционного соглашения в рамках БРИКС, необходимо принимать во внимание и возможные минусы. В частности, следует учитывать диспропорции, которые заложены в международное инвестиционное право, касающиеся баланса прав инвесторов и реципиентов инвестиций. Вряд ли возникнут сомнения относительно того, что государства БРИКС в экономическом смысле не равны. Гипотетически это может повлечь ту же разбалансировку в отношениях, которая имела место при формировании модели инвестиционного регулирования, существовавшей в мировой практике в предшествующие десятилетия. Таким образом, в процессе подготовки многосторонней конвенции об инвестициях в государствах — членах БРИКС необходимо сбалансировать интересы как инвесторов, так и реципиентов инвестиций, каковыми, по общему правилу, являются государства.
Мировые финансовые кризисы оказывают значительное воздействие на инвестиционные отношения стран БРИКС, подчеркивая их уязвимость к внешним шокам и необходимость адаптации к изменяющимся условиям. Дальнейшее укрепление инвестиционных отношений внутри БРИКС и углубление экономической интеграции представляют собой важные направления для повышения их конкурентоспособности на мировой арене. Таким образом, авторская гипотеза получила свое подтверждение.
[1] Пименова С. Написанному в Вашингтонской конвенции не верить: обеспечительные меры в инвестиционном арбитраже // Zakon.ru, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://zakon.ru/blog/2020/07/21/napisannomu_v_vashingtonskoj_konvencii_ne_verit_obespechitelnye_mery_v_investicionnom_arbitrazhe (дата обращения: 17.02.2025)
[2] О подписании центральными банками стран БРИКС Операционного соглашения в рамках Пула условных валютных резервов. // cbr.ru, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/press/pr/?file=07072015_162910if2015-07-07t16_10_14.htm&ref=en.thebell.io (дата обращения: 17.02.2025).
[3] Сапрыкина А. и др. Мировой экономике удалось избежать «жесткой посадки» // cbr.ru, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=18375 (дата обращения: 17.02.2025).
Источники:
2. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Горелова И.Е., Евсин М.Ю. Оценка инновационного потенциала стран БРИКС и возможности его повышения // Креативная экономика. – 2021. – № 8. – c. 3169-3182. – doi: 10.18334/ce.15.8.112060.
3. Дробот Е.В., Ермолова О.В., Евсин М.Ю., Макаров И.Н., Колесников В.В. Влияние проектных форм и инструментов управления на потенциал развития стран Африки // Креативная экономика. – 2021. – № 7. – c. 3103-3116. – doi: 10.18334/ce.15.7.112059.
4. Карпылаева Н.С. Особенности систем нетарифного регулирования в странах ЕАЭС и БРИКС // Экономические отношения. – 2022. – № 1. – c. 69-84. – doi: 10.18334/eo.12.1.114197.
5. Ситникова О.Г. Потенциал эволюции альянса стран БРИКС в условиях глобализирующейся и постглобальной экономики: взгляд с позиции экономической безопасности // Экономические отношения. – 2023. – № 2. – c. 261-274. – doi: 10.18334/eo.13.2.117769.
6. Индонезия вступила в БРИКС. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/world/1001863 (дата обращения: 09.01.2025).
7. Россия частично приостановила налоговые соглашения с 38 странами. Главное. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/08/08/2023/64d24d039a79470fa9e41998 (дата обращения: 09.01.2025).
8. Маврикийская конвенция о прозрачности. Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://uncitral.un.org/ru/texts/arbitration/conventions/transparency (дата обращения: 09.01.2025).
9. Новый банк развития расширяет состав стран-участниц. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/press-relizy/13416693 (дата обращения: 09.01.2025).
10. Путин назвал поддержку МСП одним из приоритетов сотрудничества в БРИКС. Corpmsp.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/about/press/news/novosti-ekonomiki/putin_nazval_podderzhku_msp_odnim_iz_prioritetov_sotrudnichestva_v_briks/ (дата обращения: 09.01.2025).
11. StandUpIndia. Stand Up Mitra. [Электронный ресурс]. URL: https://www.standupmitra.in/ (дата обращения: 09.01.2025).
12. ДОГОВОР о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС. Pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102371439&backlink=1&&nd=102768142 (дата обращения: 09.01.2025).
13. Сапрыкина А. и др. Мировой экономике удалось избежать «жесткой посадки». Cbr.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=18375 (дата обращения: 17.02.2025).
14. Investment Policy Hub. UN Trade and Development. [Электронный ресурс]. URL: https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/countries/175/russian-federation (дата обращения: 09.01.2025).
15. ЮНКТАД: в 2019 году прямые иностранные инвестиции в экономику России удвоились. Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/01/1371121 (дата обращения: 09.01.2025).
16. Рейтинг стран по ВВП в 2023 году. Imf.org. [Электронный ресурс]. URL: https://svspb.net/danmark/vvp-stran.php (дата обращения: 17.02.2025).).
17. Курсы валют. Investing.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/currencies (дата обращения: 09.01.2025).
18. Уровень инфляции в странах мира в 2023 году. Imf.org. [Электронный ресурс]. URL: https://svspb.net/danmark/infljacija-stran.php (дата обращения: 15.02.2025).
19. Moosa I.A., Merza E. The effect of COVID-19 on foreign direct investment inflows: stylised facts and some explanations // Future Business Journal. – 2022. – № 1. – p. 1-12. – doi: 10.1186/s43093-022-00129-5.
20. World Investment Report 2022. UN Trade & Development (UNCTAD),. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/publication/world-investment-report-2022 (дата обращения: 16.02.2025).
Страница обновлена: 22.03.2025 в 11:00:59