Development of international investment agreements in BRICS countries amid economic instability
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 3 (March 2025)
Abstract:
The impact of the adopted and current international investment agreements in the BRICS countries on the economic development of the member countries of the alliance is analyzed. The results of the assessment of the impact of the financial crises on the volume and course of investment flows within the BRICS and, consequently, on the investment attractiveness of the respective countries of the alliance are presented. The results of the authors\' assessment of the general economic situation of the BRICS countries in terms of the average annual change in GDP, the average annual change in the exchange rate against the US dollar, and the inflation rate are presented. The authors have classified a number of strategies for attracting foreign investment adapted to economic instability. The results of the authors\' assessment of the prospects for the development of international investment agreements within the BRICS are presented.
Keywords: global economy, economic crisis, international investment agreement, BRICS country, small and medium-sized company
JEL-classification: F01, F02, G01
Введение
Исследованиям в области поступательного развития стран-членов БРИКС посвящено значимое количество работ ведущих ученых экономистов. В частности, в работе [2] представлены результаты анализа инновационных систем стран-членов БРИКС, а также исследованы эффекты от внедрения новых технологий. В исследовании [4] определены особенности нетарифного регулирования в странах БРИКС, и представлены результаты сравнительного анализа со странами ЕАЭС. Е.В. Ведерникова в своей работе [1] приходит к выводу, что коллективная конкурентоспособность стран БРИКС имеет большой потенциал для дальнейшего сотрудничества, развития, и в целях обеспечения экономической безопасности стран-участниц объединения. Коллектив авторов во главе с Е.В. Дробот [3] на примере стран африканского континента разработал ряд предложений, направленных на увеличение их экономического роста. разработаны предложения по повышению компетенций в области управления проектами для увеличения экономического роста стран африканского континента. В работе О.Г. Ситниковой [5] проанализированы различные сценарии эволюции альянса БРИКС с целью повышения уровня экономической безопасности стран-участниц. Практически во всех ведущих исследованиях, проанализированных авторами данной статьи, отмечается критическая важность наличия инвестиций, для поступательного развития экономик, входящих в альянс стран. Данный тезис становится особенно актуальным во время экономического кризиса.
Поскольку международные инвестиционные соглашения (МИС) играют ключевую роль в привлечении иностранных инвестиций, обеспечивая правовую стабильность и защиту интересов инвесторов, авторами было принято решение изучить действующие международные инвестиционные соглашения в рамках БРИКС и оценить их перспективы в условиях экономической нестабильности. В странах БРИКС на 2025 г. – России, Египте, Индии, Иране, Китае, ОАЭ, Эфиопии, ЮАР, а также Индонезии (вступила в БРИКС 6 января 2025 года) [6], такие соглашения становятся одним из инструментов для укрепления экономических связей и стимулирования роста национальных экономик. Однако кризисы и глобальные финансовые потрясения, оказывают существенное влияние на перспективу развития этих соглашений. В условиях неопределенности правительствам стран БРИКС приходится адаптировать свои подходы к международному инвестированию, пересматривая условия соглашений и заключая новые договоры. Трансрегионализм, санкционная напряженность, выступают в качестве ключевых вызовов для стран БРИКС на пути к созданию комплексных и экономически устойчивых моделей взаимодействия.
Научная новизна работы заключается в авторской разработке критериев формирования эффективных международных инвестиционных соглашений, направленных на устойчивое поступательное экономическое развитие стран-членов БРИКС.
Цель исследования – анализ действующих международных инвестиционных соглашений в странах БРИКС и перспектив их развития в условиях экономических кризисов.
Задачи исследования:
1. Изучение влияния принятых международных инвестиционных соглашений в рамках БРИКС на экономическое развитие стран альянса.
2. Оценка влияния финансовых кризисов на объемы и траектории инвестиционных потоков в рамках БРИКС, и, соответственно, на инвестиционную привлекательность соответствующих стран-участниц объединения.
3. Анализ эффективности экономического сотрудничества стран альянса на основе заключения соответствующих соглашений.
Гипотеза исследования: оценка влияния мировых финансовых кризисов на объем инвестиций, а также анализ стратегий, которые применяются для привлечения инвесторов в условиях экономической нестабильности, позволит определить ключевые тенденции и проблемы, стоящие перед странами БРИКС в области международных инвестиций и выработать решения, направленные на их нивелирование.
Оценка влияния инвестиционных соглашений на экономическое развитие стран БРИКС
В настоящее время инвестиционные отношения между странами преимущественно регулируются соглашениями, заключенными в рамках международных конвенций. Менее активно подписываются договоры во время ежегодных саммитов государств БРИКС. Несмотря на участие в ключевых международных конвенциях у стран БРИКС отсутствует общее инвестиционное соглашение, что может в некой степени замедлять дальнейшую гармонизацию инвестиционной политики.
Часть государств БРИКС участвует в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (1965 г.). В международный центр по урегулированию инвестиционных споров на данный момент входят Китай, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. Россия, Эфиопия подписали, но еще не ратифицировали договоры о вступлении. В подавляющем большинстве двусторонних соглашений о защите иностранных инвестиций, заключенных Россией, есть ссылка только на использование Арбитражных правил ЮНСИТРАЛ. [1] К Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций уже подключены все страны БРИКС. Её основной целью является содействие трансграничным инвестициям в развивающиеся страны путем предоставления гарантий (страхование политических рисков и повышение кредитного качества) инвесторам и кредиторам. Все страны БРИКС также участвуют в Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 г.). Для иностранных инвесторов конвенция обеспечивает справедливость в арбитраже и гарантии того, что решения арбитражных судов, вынесенные в их пользу, будут признаны и исполнены на территории других стран-участников. Это снижает риски для инвесторов, вкладывающих капиталы в другие страны.
Важными являются международные налоговые соглашения (договоры об избежании двойного налогообложения, DTA). Например, между Россией и Индией, Китаем и ЮАР, а также Бразилией и Индией существуют такие соглашения, и они дают возможность нерезидентам платить налог только в пользу одной страны. В 2023 году Россия частично приостановила налоговые соглашения с 38 недружественными странами [7]. При этом следуем отметить, что были приостановлены не соглашения в целом, а лишь отдельные положения, касающихся признания порядка отчисления налогов.
Конвенцию ООН по прозрачности в арбитраже между государствами и инвесторами («Маврикийская конвенция») среди стран БРИКС поддержала только Южно-Африканская Республика [8]. Это международное соглашение направлено на расширение применения правил прозрачности в инвестиционных арбитражах, позволяя делать такие процессы более открытыми для общественности, публиковать ключевые документы и предоставлять возможность участия заинтересованных сторон. Сама Конвенция была открыта для подписания в 2015 году в Порт-Луи (Маврикий) и вступила в силу в 2017 году. Основные положения документа включают применение новых стандартов прозрачности к инвестиционным договорам, заключённым до 2014 года, а также возможность для стран-участниц вводить исключения или ограничения на её применение. В рамках Африканского союза (AU) ЮАР также имеет Африканскую зону свободной торговли (AfCFTA), что имеет значение для партнёров из БРИКС, стремящихся инвестировать в африканские проекты.
Наибольший интерес представляют соглашения, формализованные в рамках ежегодных саммитов. Одним из самых знаковых соглашений, заключенных в рамках саммитов БРИКС, стало создание Нового банка развития (НБР) в 2014 году. Тогда была поставлена задача — финансирование инфраструктурных и устойчивых проектов в развивающихся странах. Доля участия стран БРИКС в капитале Нового банка развития (НБР) различается [2]. На момент основания банка в 2014 году доли участия стран БРИКС в уставном капитале НБР были распределены следующим образом (Таблица 1) [9].
Таблица 1 - Доля участия стран в капитале Нового банка развития [составлено авторами по 9]
№
|
Страна
|
Доля участия
|
1.
|
Китай
|
41%
|
2.
|
Индия
|
18%
|
3.
|
Россия
|
18%
|
4.
|
Бразилия
|
18%
|
5.
|
Южная Африка
|
5%
|
Доля каждой страны была распределена с учетом экономического потенциала каждой страны в рамках группы БРИКС. Китай является крупнейшим вкладчиком, что отражает его доминирующее положение в группе. Остальные страны имеют среднюю долю, что не в полной мере позволяет им влиять на решения банка. Этот капитал используется для финансирования проектов, и банки стран-участников получают выгоду от тех направлений экономического роста, которые поддерживаются НБР. Сначала банк активно участвовал в финансировании проектов возобновляемой энергии, транспортной инфраструктуры и водоснабжения, были созданы фонды взаимных инвестиций. Однако, периодически в СМИ появлялась информация, что Банк практически перестал выдавать новые кредиты и испытывает трудности с привлечением долларовых средств для погашения своих долгов. За восемь лет своей работы банк развития БРИКС предоставил кредиты на сумму всего 32,8 млрд. долл. США, однако это составляет очень малую долю о суммы, выделенной МВФ и Всемирным банком за этот период.
В рамках саммитов БРИКС также обсуждалась поддержка малых и средних предприятий (МСП) через различные механизмы финансирования и деловое сотрудничество. На саммите 2021 года была предложена программа для стимулирования роста и развития МСП в странах БРИКС, а также для улучшения их доступа к финансированию и инновациям. «В числе приоритетных направлений взаимодействия видим и дальнейшую координацию подходов участников БРИКС по тематике поддержки малых и средних предприятий. Это важная часть общей экономической повестки "пятерки", подразумевающая содействие самым широким слоям занимающихся бизнесом граждан в вопросах административного и налогового регулирования, цифровизации, электронной торговли, участия в цепочках добавленной стоимости» – Путин В.В. [10].
Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в странах БРИКС принесла значительные результаты. В Китае благодаря государственной поддержке МСП были выделены более 2 трлн юаней на кредиты и субсидии, что способствовало укреплению более 99% предприятий страны, обеспечивающих 80% рабочих мест в городах. В Индии программа поддержки МСП позволила выделить более 100 миллиардов рупий на кредиты и финансовые субсидии, что поддержало более 30% ВВП страны [13]. В рамках программы «Stand-Up India» в Индии значительно повысился доступ женщин и предпринимателей из сельских районов к финансовым ресурсам [11]. В Южной Африке соответствующая программа SPII поддержала более 10 тысяч предприятий, способствуя созданию 50 тысяч рабочих мест и стимулированию становлению инновационных стартапов в технологическом секторе.
Важным шагом в направлении экономического сотрудничества стало развитие механизма использования местных валют для расчетов между странами БРИКС. Это соглашение было обсуждено и частично реализовано на вышеуказанном саммите ещё в 2014 году, с целью уменьшения зависимости от доллара США в международной торговле. Одним из крупных проектов в этом направлении стало создание системы валютных свопов между странами БРИКС – пула условных валютных резервов [12]. Предполагается, что это поможет усилить финансовую стабильность и облегчить обменные операции между странами. Объем валютных резервов – 100 миллиардов долларов. Проект находится на стадии тестирования с 2018 года с целью дальнейшей практической реализации. По словам главы Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной, в 2024 году планировалось закончить переговоры о возможности стран БРИКС использовать средства из этого пула в национальных валютах, если возникнут проблемы с платежным балансом [3].
Основные результаты, которые страны БРИКС нацелены достичь в рамках инвестиционных соглашений являются: гарантия справедливого и равного отношения к инвесторам, защита от экспроприации, содействие свободному переводу капитала через границы, правомерное разрешение споров. В таблице 2 представлены соответствующие примеры двухсторонних инвестиционных договоров (англ. Bilateral Investment Treaties (BITs), заключенных в рамках БРИКС.
Таблица 2 - Примеры BITs между странами БРИКС [составлено авторами по 14]
Страны
|
Краткое
описание направлений соглашений
|
Россия — Китай
|
BIT начало развиваться ещё с 1991 года
(например, расширенная Туманганская инициатива).
Основные направления: энергетика (газопровод «Сила Сибири»), инфраструктурные проекты (развитие портов, железных дорог), сотрудничество в области высоких технологий (разработка сетей 5G). |
Индия — Китай
|
BIT подписано в 2006 году и направлено
на защиту китайских инвестиций в быстроразвивающиеся индийские секторы:
технологии, инфраструктура, электронная коммерция. Несмотря на политические
разногласия, объем китайских инвестиций в Индии к 2020 году составил более 5
млрд. долл.
|
Бразилия — ОАЭ
|
BIT подписано в 2023 году с целью
обмена знаниями и опытом в области экономики в рамках программы по обмену
опытом правительства эмиратов.
|
Индонезия — ОАЭ
|
В 2022 году было подписано соответствующее
соглашение для увеличения объемов торговли, в частности в
сельскохозяйственном, пищевом и логистическом секторах до 10 млрд. долл. до
2027 года.
|
Россия — ЮАР
|
BIT между Россией и ЮАР обеспечивает
защиту инвестиций в области добычи полезных ископаемых, энергетики и сельском
хозяйстве.
|
Мировые финансовые кризисы значительно меняют траектории инвестиционных потоков, обостряя структурные проблемы экономик стран БРИКС и меняя их привлекательность для иностранных инвесторов. Так, в кризис 2014-2015 годов страны БРИКС испытали существенное снижение инвестиционной активности: объемы ПИИ в Россию упали на 30%, в Бразилию — на 20%, что было вызвано как ухудшением внешних экономических условий, так и внутренними структурными ограничениями [13]. Однако, в то же время кризис стал катализатором для пересмотра инвестиционных стратегий стран БРИКС. В частности, Китай, опираясь на значительные валютные резервы и государственную поддержку, увеличил инвестиционную активность за рубежом, включая проекты в Бразилии, ЮАР и России. В условиях глобальной неопределенности Китай позиционировал себя как стабильный источник капитала для стран блока, что укрепило его роль в качестве ведущего инвестора внутри БРИКС. В отличие от Китая, Бразилия, ЮАР и Россия столкнулись с оттоком капитала, что обусловило необходимость разработки более агрессивных стратегий для восстановления доверия иностранных инвесторов.
Согласно данным UNCTAD, в 2019 году совокупный объем ПИИ, привлеченный странами БРИКС, составил около 349,9 млрд. долларов США, что существенно выше уровня 2005 года [15]. Однако в 2020 году этот показатель сократился на 42%, что было вызвано пандемией COVID-19 [19]. Резкое снижение мировой экономической активности привело к падению спроса на экспортно-ориентированные товары. При этом Китай и Индия, несмотря на снижение инвестиционных потоков до 2022 года, сумели сохранить положительную динамику за счет стимулирования внутренних рынков и государственных инвестиций в стратегические отрасли. Китай стал главным торговым партнером Индии в 2023-2024 годах, объем двусторонней торговли составил 118,4 млрд. долл. [14].
В целях представления результатов оценка общего экономического положения стран-членов БРИКС проанализируем выборку из 6 крупных стран-участников по показателям среднегодового изменения ВВП, среднего изменения валюты к доллару США в и уровню инфляции в % с 2015 по 2022 год (Таблица 3).
Таблица 3 – Количественные данные по соответствующим показателям в разрезе стран БРИКС [составлено авторами на основе 16, 17, 18]
Страна
/
Год |
Среднегодовое
изменение ВПП, % [16]
|
Среднее
изменение валюты к доллару, % [17]
|
Уровень
инфляции, % [18] | ||||||||||
2015
|
2017
|
2019
|
2022
|
2015
|
2017
|
2019
|
2022
|
2015
|
2017
|
2019
|
2022
| ||
Китай
|
3,8
|
5,6
|
7,2
|
9,3
|
0,4
|
-0,5
|
0,1
|
0,7
|
1,5
|
1,6
|
2,9
|
1,8
Индия
5,3
6,5
5,3
12,7
0,4
-0,5
0,2
0,9
5,6
3,3
7,7
6,7
Россия
-6,7
7,3
3,8
5,4
0,8
-0,5
-1
0,3
15,4
3,7
4,5
12
Бразилия
-5,7
2,6
2,8
9,3
0,4
-0,5
0,2
0,8
10,6
3,4
3,7
9,3
Иран
-11
4,7
-1,5
10
0,9
0,9
0
-0,6
15,3
10
39,9
52
Южная
Африка
1,3
1,2
0,3
2
2,5
-0,8
-0,1
0,6
8
5,2
5,6
6,9
В таблице 4 представлены усредненные значения по странам БРИКС.
Таблица 4 – Усредненные значения по выборке стран БРИКС [рассчитано авторами на основе данных, представленных в таблице 3]
Страна /
Год |
Среднегодовое
изменение ВПП, %
|
Среднее
изменение валюты к доллару, %
|
Уровень
инфляции,
%
| |||||||||
2015
|
2017
|
2019
|
2022
|
2015
|
2017
|
2019
|
2022
|
2015
|
2017
|
2019
|
2022
| |
Итого по странам БРИКС
|
-2,2
|
4,7
|
2,9
|
8,1
|
0,9
|
-0,3
|
-0,1
|
0,4
|
9,4
|
4,5
|
10,7
|
14,8
|
Таким образом, проанализировав данные, представленные в таблицах 3 и 4 можно заключить, что общие макроэкономические показатели демонстрируют положительную динамику с 2019 года. По мнению авторов, показатели Ирана отрицательны ввиду нестабильной политической ситуации в стране.
Согласно данным, опубликованным в World Investment Report 2022 Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в странах БРИКС продолжают демонстрировать тенденцию к росту, несмотря на временные спады, вызванные кризисными событиями (например, резкое снижение ПИИ в 2020 году, когда мировые потоки инвестиций сократились на 35%), страны БРИКС продемонстрировали способность к восстановлению и дальнейшему росту инвестиционных потоков уже в 2021–2022 годах. В 2015 году общий объём ПИИ, зарегистрированных между странами БРИКС, оценивался приблизительно в 250 млрд долларов США. За последующие годы наблюдался стабильный рост этих потоков, и, по оценкам аналитиков, в 2022 году объём ПИИ составил порядка 400 млрд долларов США, что свидетельствует о росте на 60% за рассматриваемый период [20].
Такой рост можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, страны БРИКС активно внедряют и модернизируют инвестиционные соглашения, направленные на защиту и стимулирование иностранных инвестиций. Эти соглашения способствуют снижению политических и экономических рисков для инвесторов, что особенно важно в периоды глобальных кризисов. Во-вторых, улучшение делового климата, развитие инфраструктурных проектов и усиление межправительственного сотрудничества способствуют увеличению доверия инвесторов. Увеличение объёма ПИИ между странами БРИКС свидетельствует о том, что для инвесторов альянс представляет собой перспективную площадку для вложений, что создаёт благоприятные предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования международных инвестиционных соглашений.
В ответ на вызовы, связанные с финансовыми кризисами, страны БРИКС пытаются разработать комплекс стратегий для привлечения иностранных инвестиций, адаптированных к экономической нестабильности. Эти стратегии можно разделить на институциональные, структурные и инновационные.
Институциональные стратегии включают укрепление правовой базы для защиты инвесторов и минимизацию рисков. Например, Россия активизировала использование специальных инвестиционных контрактов (СПИК) – механизм привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики. СПИК предполагает заключение договора между иностранным инвестором и государством на срок до 20 лет, гарантируя стабильные условия налогообложения, и упрощение административных процедур.
Например, китайская корпорация CRRC, производитель железнодорожного оборудования, заключила СПИК для строительства заводов в России. Индийские компании активно участвуют в фармацевтическом секторе, используя льготы СПИК. Аналогичные меры предприняла Индия, которая сосредоточилась на создании инвестиционно-привлекательной среды через программы «Make in India» и реформы налоговой системы, включая снижение корпоративного налога до одного из самых низких уровней в мире среди крупных экономик.
Структурные стратегии направлены на диверсификацию источников инвестиций и перераспределение потоков капитала в стратегически важные сектора. В условиях экономической нестабильности Китай сосредоточился на стимулировании инвестиций в зеленую энергетику и инфраструктурные проекты, такие как инициатива «Один пояс, один путь». Бразилия, в свою очередь, сделала акцент на привлечении инвесторов в сельское хозяйство, которое, несмотря на кризис, оставалось конкурентоспособным благодаря высокой глобальной потребности в продовольствии.
Инновационные стратегии стран БРИКС включают развитие цифровой экономики и технологий, которые стали особенно актуальными в постпандемийный период. Россия и Индия инициировали программы поддержки стартапов и технологических кластеров, что способствовало привлечению инвесторов в ИТ-сектор и разработку цифровых решений. Китай продолжил наращивать инвестиции в искусственный интеллект, облачные вычисления, обеспечивая не только внутренний рост, но и экспорт технологических решений в другие страны БРИКС.
Заключение
На фоне глобальных изменений в мировой экономике можно выделить несколько ключевых тенденций, которые определяют развитие инвестиционного сотрудничества стран БРИКС. Наблюдается рост роли внутренних рынков в качестве драйверов иностранных инвестиций. Страны БРИКС стремятся создавать условия для перераспределения капиталов внутри блока, чтобы минимизировать зависимость от внешних инвесторов. Это отражается в увеличении числа двусторонних инвестиционных соглашений (BITs) между странами блока, которые способствуют упрощению трансграничных операций.
Однако странам БРИКС по-прежнему приходится сталкиваться с рядом проблем. Во-первых, высокая волатильность валютных курсов и зависимость от сырьевых рынков создают значительные риски для иностранных инвесторов, особенно в России и Бразилии. Вопрос о создании единой валюты стран БРИКС все так же остается открытым. Во-вторых, политическая нестабильность и бюрократические барьеры остаются препятствиями для реализации трансграничных инвестиционных проектов. Еще одной ключевой проблемой является конкуренция за инвесторов с другими развивающимися регионами, такими как Юго-Восточная Азия и Африка. Для сохранения инвестиционной привлекательности странам БРИКС необходимо проводить реформы, направленные на развитие более тесных связей между собой с учетом индивидуальных привлекательностей национальных экономик.
Несмотря на общность политических интересов, о едином регулировании инвестиций договориться не удается на протяжении многих десятилетий. Нарастание экономической активности в рамках БРИКС влечет необходимость системного регулирования инвестиционной деятельности. Системность регулирования предполагает отказ или минимизацию значения двухсторонних инвестиционных соглашений и переход к многосторонней инвестиционной конвенции, которая в то же время не будет иметь глобального характера, а должна быть направлена на обеспечение нужд в рамках ограниченного сообщества (в данном случае — в рамках БРИКС). В этой «инвестиционной конвенции БРИКС» должны быть установлены единые принципы инвестирования, правовой режим инвестиций, правовой статус инвестора и реципиента инвестиций, понятие и содержание инвестиционного контракта, стандарты защиты прав инвестора, механизмы защиты прав инвестора и государства — реципиента инвестиций, условия и стандарты экспроприации инвестиций, ответственности сторон за неисполнение обязательств, условий инициирования процедур, в рамках которых происходит урегулирование разногласий между участниками инвестиционных отношений и разрешения инвестиционных споров.
При формировании модели многостороннего инвестиционного соглашения в рамках БРИКС, необходимо принимать во внимание и возможные минусы. В частности, следует учитывать диспропорции, которые заложены в международное инвестиционное право, касающиеся баланса прав инвесторов и реципиентов инвестиций. Вряд ли возникнут сомнения относительно того, что государства БРИКС в экономическом смысле не равны. Гипотетически это может повлечь ту же разбалансировку в отношениях, которая имела место при формировании модели инвестиционного регулирования, существовавшей в мировой практике в предшествующие десятилетия. Таким образом, в процессе подготовки многосторонней конвенции об инвестициях в государствах — членах БРИКС необходимо сбалансировать интересы как инвесторов, так и реципиентов инвестиций, каковыми, по общему правилу, являются государства.
Мировые финансовые кризисы оказывают значительное воздействие на инвестиционные отношения стран БРИКС, подчеркивая их уязвимость к внешним шокам и необходимость адаптации к изменяющимся условиям. Дальнейшее укрепление инвестиционных отношений внутри БРИКС и углубление экономической интеграции представляют собой важные направления для повышения их конкурентоспособности на мировой арене. Таким образом, авторская гипотеза получила свое подтверждение.
[1] Пименова С. Написанному в Вашингтонской конвенции не верить: обеспечительные меры в инвестиционном арбитраже // Zakon.ru, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://zakon.ru/blog/2020/07/21/napisannomu_v_vashingtonskoj_konvencii_ne_verit_obespechitelnye_mery_v_investicionnom_arbitrazhe (дата обращения: 17.02.2025)
[2] О подписании центральными банками стран БРИКС Операционного соглашения в рамках Пула условных валютных резервов. // cbr.ru, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/press/pr/?file=07072015_162910if2015-07-07t16_10_14.htm&ref=en.thebell.io (дата обращения: 17.02.2025).
[3] Сапрыкина А. и др. Мировой экономике удалось избежать «жесткой посадки» // cbr.ru, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=18375 (дата обращения: 17.02.2025).
References:
Drobot E.V., Ermolova O.V., Evsin M.Yu., Makarov I.N., Kolesnikov V.V. (2021). Vliyanie proektnyh form i instrumentov upravleniya na potentsial razvitiya stran Afriki [The impact of project forms and management tools on the development potential of African countries]. Creative economy. 15 (7). 3103-3116. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.7.112059.
Drobot E.V., Makarov I.N., Gorelova I.E., Evsin M.Yu. (2021). Otsenka innovatsionnogo potentsiala stran BRIKS i vozmozhnosti ego povysheniya [Assessment of the BRICS countries innovative potential and the possibility of its development]. Creative Economy. 15 (8). 3169-3182. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.8.112060.
Investment Policy HubUN Trade and Development. Retrieved January 09, 2025, from https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/countries/175/russian-federation
Karpylaeva N.S. (2022). Osobennosti sistem netarifnogo regulirovaniya v stranakh EAES i BRIKS [Non-tariff regulation systems in the EAEU and BRICS countries]. Journal of International Economic Affairs. 12 (1). 69-84. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.1.114197.
Moosa I.A., Merza E. (2022). The effect of COVID-19 on foreign direct investment inflows: stylised facts and some explanations Future Business Journal. 8 (1). 1-12. doi: 10.1186/s43093-022-00129-5.
Sitnikova O.G. (2023). Potentsial evolyutsii alyansa stran BRIKS v usloviyakh globaliziruyushcheysya i postglobalnoy ekonomiki: vzglyad s pozitsii ekonomicheskoy bezopasnosti [The potential for development of the BRICS alliance in a globalizing and post-globalizing economy: a perspective on economic security]. Journal of International Economic Affairs. 13 (2). 261-274. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.2.117769.
StandUpIndiaStand Up Mitra. Retrieved January 09, 2025, from https://www.standupmitra.in/
Vedernikova E.V. (2024). Strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti BRIKS v usloviyakh globalnoy konkurentsii [BRICS economic security strategy amidst global competition]. Economic security. 7 (12). 3051-3068. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.12.122348.
World Investment Report 2022UN Trade & Development (UNCTAD),. Retrieved February 16, 2025, from https://unctad.org/publication/world-investment-report-2022
Страница обновлена: 22.03.2025 в 11:00:59