Анализ сотрудничества стран БРИКС в контексте финансово-экономической безопасности

Ситникова О.Г.1
1 Севастопольский Государственный Университет

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Ситникова О.Г. Анализ сотрудничества стран БРИКС в контексте финансово-экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 4. – С. 1591-1608. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.119482.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55929850

Аннотация:
В работе проведён анализ сотрудничества стран БРИКС в контексте финансово-экономической безопасности. Рассмотрены основные сферы сотрудничества стран БРИКС. Проанализированы показатели торговли, инвестиций, науки (образования), технологий, инноваций и финансов. Определены тенденции сотрудничества стран БРИКС как внутри интеграционного объединения, так и с региональными и континентальными организациями. В заключении предложены мероприятия по повышению уровня финансово-экономической безопасности стран БРИКС в области торговли и инвестиций, науки (образования), технологий, инноваций и финансово-экономического сотрудничества.

Ключевые слова: финансово-экономическая безопасность, БРИКС, «Группа двадцати» (G-20), торговля и инвестиции, технологии и инновации, международные и региональные экономические организации

JEL-классификация: B27, D25, E22, P33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Анализ сотрудничества стран БРИКС в контексте финансово-экономической безопасности является актуальным, поскольку необходима современная интерпретация мировых политических/экономических процессов, которые оказывают непосредственное влияние на внутреннее состояние государств-членов. БРИКС – это межправительственное объединение для диалога и сотрудничества между государствами-членами (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), на которые в совокупности приходится 30% мировой территории, 43% мирового населения и 21% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), 17,3% мировой торговли товарами, 12,7% мировых коммерческих услуг и 45% мирового сельскохозяйственного производства [14]. БРИКС – это интеграционный Союз, функционирование которого направлено на содействие миру, безопасности и развитию в многополярном мире. Страны БРИКС представляют четыре континента – Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку, что придает их отношениям трансконтинентальное измерение, и делает его особенно ценным и значимым с точки зрения расширения, то есть БРИКС открыт для приёма новых членов. Так, с 1 января 2024 г. вступает в силу членство шести стран (Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты), одобренное на саммите БРИКС в августе 2023 г. [17]. БРИКС играет жизненно важную роль в мировой экономике в аспекте общего объема производства, получения инвестиционного капитала и укрупнения потенциальных потребительских рынков. Экономики стран БРИКС широко рассматриваются как драйверы мировой экономики, что подчеркивает меняющуюся роль этих экономик в глобальной архитектуре международных организаций и форумов. Например, на встречах «Большой двадцатки» (G-20) БРИКС оказал существенное влияние на формирование макроэкономической политики после финансового кризиса [9]. На саммитах в Санье, Дели, Дурбане и Форталезе лидеры БРИКС договорились сформировать партнерство в целях повышения стабильности и безопасности, роста и развития. Учитывая договорённости, заключенные на саммитах БРИКС, страны-члены развивают прагматичное экономическое сотрудничество, налаживают более тесное экономическое партнерство, чтобы способствовать восстановлению глобальной экономики, снижать потенциальные риски на международных финансовых рынках, и повышать уровень финансово-экономической безопасности.

Цель исследования – обосновать мероприятия по повышению уровня финансово-экономической безопасности стран БРИКС.

Задачи исследования:

– рассмотреть сферы сотрудничества стран БРИКС;

– проанализировать ключевые показатели сфер сотрудничества стран БРИКС в целях обеспечения финансово-экономической безопасности;

– предложить мероприятия по повышению уровня финансово-экономической безопасности стран БРИКС.

Предмет исследования – сферы сотрудничества стран БРИКС в аспекте финансово-экономической безопасности.

Объект исследования – анализ ключевых показателей сфер сотрудничества стран БРИКС в аспекте финансово-экономической безопасности.

Научная новизна исследования заключается в актуализации сфер и резервов расширения сотрудничества стран БРИКС в контексте повышения уровня финансово-экономической безопасности.

Методы исследования: принципы диалектического подхода к изучению финансово-экономических процессов, методы статистического анализа, обобщения и группировки.

Информационную базу исследования составили труды отечественных учёных в области экономической и финансовой безопасности, в том числе авторские работы, статистическая система «Business and economic data for 200 countries».

Практическая значимость исследования содержится в реализации, предложенных мер по повышению уровня финансово-экономической безопасности стран БРИКС, которые позволят расширить их торгово-инвестиционное, научно-технологическое, инновационное и финансово-экономическое сотрудничество.

Основные сферы сотрудничества стран БРИКС. Страны БРИКС являются членами Организации Объединенных Наций (ООН), «G-20», Всемирной торговой организации (WTO), а также континентальных и региональных организаций (например, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и это лишь некоторые из них [1; 5; 10;]. Компонент финансово-экономического сотрудничества имеет важное значение для контактных групп межу саммитами, предлагая институциональные рамки и меры по расширению сфер сотрудничества между странами БРИКС. В связи с этим обратимся к показателям (табл. 1-2; рис. 1-3) основных сфер сотрудничества, и определим существующие в них тенденции.

Торговля и инвестиции (табл. 1). Для достижения устойчивого, инклюзивного и динамичного роста страны БРИКС используют возможности международного экономического сотрудничества, включая торгово-инвестиционные связи как внутри БРИКС, так и с другими членами международного сообщества. Более активное торговое и инвестиционное сотрудничество внутри БРИКС играет значимую роль в экономическом росте и использовании возможностей экономической взаимодополняемости БРИКС, что укрепляет позиции государств-членов в глобальной экономике и способствует решению внутренних финансово-экономических проблем.

В настоящее время, сотрудничество БРИКС решает возникающие проблемы в сфере торговли и инвестиций на фоне слабого восстановления мировой экономики после коронокризиса, экономических санкций в отношение России и других потенциальных рисков [7; 13].

Таблица 1. Основные показатели торговли и инвестиций стран БРИКС, в % от ВВП

Год
Бразилия
Индия
Китай
Россия
Южная Африка
Экспорт товаров и услуг
2020
16,45
18,71
18,59
25,52
27,60
2021
19,56
21,51
19,94
29,89
31,19
2022
20,05
22,45
20,68
28,19
33,44
Импорт товаров и услуг
2020
15,85
19,10
16,17
20,44
23,20
2021
18,62
24,15
17,36
20,66
25,02
2022
19,29
26,92
17,47
15,59
31,46
Торговый баланс
2020
0,61
-0,39
2,42
5,08
4,40
2021
0,94
-2,64
2,59
9,23
6,17
2022
0,75
-4,47
3,21
12,60
1,98
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ)
2020
2,56
2,41
1,72
0,63
0,93
2021
2,82
1,42
1,93
2,20
9,86
2022
4,77
1,47
1,0
-1,93
2,17
Капитальные инвестиции
2020
16,12
28,75
43,37
23,46
12,40
2021
19,43
31,23
43,14
23,21
12,80
2022
18,14
31,16
44,66
22,29
15,11
Источник: [19; 23; 26; 29; 31].

Как видно из таблицы 1, по всем странам БРИКС за исследуемый период наблюдался положительный рост значений показателя «Экспорт товаров и услуг». По показателю «Импорт товаров и услуг» произошло сокращение значения только у России. Положительную траекторию роста по показателю «Торговый баланс» продемонстрировали Бразилия, Китай, Россия; у Индии и ЮАР отмечено снижение (при этом, у Индии произошло значительное сокращение с отрицательным значением). Небольшое увеличение значений по показателю «ПИИ» отмечено у Бразилии и ЮАР; у Индии, Китая и России произошло снижение уровня показателя. Увеличение значений показателя «Капитальные инвестиции» наблюдалось у Бразилии, Индии, Китая и ЮАР; у России отмечено сокращение.

Наука (образование), технологии и инновации (рис. 1-3) играют центральную роль в продвижении макроэкономики и социальной политики, а также в решении проблем, стоящих перед человечеством, вызванных необходимостью одновременного достижения роста, инклюзивности, защиты и сохранения окружающей среды. В данной сфере сотрудничества БРИКС использует двусторонние взаимодействия в целях ускорения устойчивого развития стран-членов. Важными условиями этого сотрудничества являются:

– обмен информацией о политике и стратегиях в области науки, технологий и инноваций;

– использование контактов и программ, направленных на расширение совместных инновационных проектов среди стран БРИКС;

– разработка совместных долгосрочных программ сотрудничества, ориентированных на решение как текущих, так и долгосрочных проблем.

Сотрудничество в области образования, технологий и инноваций формируется на принципах добровольности, равенства, взаимной выгоды, при условии наличия ресурсов для взаимодействия каждой страны с учетом изменчивости систем исследований и разработок стран-членов БРИКС, и осуществляется в соответствии с положениями согласованного «Меморандума о сотрудничестве в области науки, технологий и инноваций».

Рисунок 1. Индекс инноваций стран БРИКС, (0-100) индексных пункта – и.п.

Источник: [20].

Как видно из рисунка 1, у Бразилии, Индии и Китая значения показателя «Индекс инноваций» за анализируемый период увеличились, и имеют положительную траекторию роста; у России и ЮАР значения продемонстрировали снижение с отрицательным трендом.

Рисунок 2. Экспорт высоких технологий стран БРИКС, млн. долл. США

Источник: [30].

Как видно из рисунка 2, за анализируемый период все страны, кроме России продемонстрировали положительный рост значений показателя «Экспорт высоких технологий».

Рисунок 3. Государственные расходы на образование стран БРИКС, % от ВВП

Источник: [27].

Как видно из рисунка 3, за анализируемый период у Индии, Китая и ЮАР наблюдался положительный рост значений по показателю «Государственные расходы на образование»; у Бразилии и России отмечено снижение значений показателя.

Финансовое сотрудничество (табл. 2). Финансовые вопросы являются важной областью сотрудничества стран БРИКС и большинство из них рассматриваются в рамках интеграционного объединения, включая в себя [16]:

– функционирование Нового банка развития (НБР) для мобилизации ресурсов по проектам инфраструктуры и устойчивого развития не только в странах БРИКС, но и других странах с развивающейся экономикой, дополняя существующие усилия многосторонних и региональных финансовых институтов;

– функционирование Резервного фонда (CRA) [1] по укреплению глобальной системы финансовой безопасности в дополнение существующих международных валютно-финансовых механизмов;

– обмен мнениями по основным вопросам повестки дня «G-20», включая меры по минимизации негативных побочных эффектов в глобальной экономике, укрепление финансовой системы и сотрудничество по вопросам налогообложения [15];

– продвижение реформ международных финансово-экономических организаций (МФЭО) [4];

– обсуждение новых тем, представляющих взаимный интерес в области платежных систем, в частности, надзор за платежными системами и стандарты сообщений финансовой индустрии.

Таблица 2. Основные показатели финансовой сферы стран БРИКС

Год
Бразилия
Индия
Китай
Россия
Южная Африка
Золотовалютные резервы, млрд. долл. США
2020
355,6
590,2
3,357,2
596,8
55,01
2021
362,2
638,5
3,427,9
632,2
57,60
2022
324,7
567,3
3,306,8
581,7
60,55
Налоговые поступления, % ВВП
2020
12,72
15,64
8,09
10,80
23,29
2021
14,32
15,95
10,08
11,65
25,92
2022
17,73
16,09
13,13
13,44
27,89
Показатели банковской системы Z-счет, индексных пункта – и.п.
2020
15,72
19,0
24,45
6,90
13,43
2021
16,35
19,44
25,05
6,87
15,46
2022
17,83
20,36
27,88
5,85
17,53
Капитал банковской системы, % от активов
2020
10,06
8,10
9,24
9,97
7,89
2021
11,38
8,92
11,07
10,86
8,09
2022
9,83
9,66
14,57
9,31
8,31
Капитализация фондового рынка в % от ВВП
2020
66,96
97,15
83,16
46,53
311,5
2021
64,46
98,13
83,26
45,63
310,3
2022
63,66
94,15
90,83
43,49
308,38
Доходность фондового рынка, %
2020
-1,88
31,26
7,07
0,0
-3,64
2021
18,17
21,50
13,47
0,0
24,02
2022
21,35
26,39
17,62
0,0
15,06
Источник: [18; 21; 22; 24; 25; 28].

Основные показатели финансовой сферы стран БРИКС за исследуемый период продемонстрировали следующие тенденции:

– «Золотовалютные резервы» увеличились из пяти стран только у ЮАР (между тем, страны БРИКС призвали активизировать расчеты в национальной валюте, чтобы противостоять злоупотреблениям США долларовой гегемонией [3]);

– по показателю «Налоговые поступления» отмечено повышение уровня значений у всех стран БРИКС;

– «Показатель банковской системы Z-счет» – это индекс, отражающий вероятность дефолта банковской системы страны. Z-показатель сравнивает буфер банковской системы страны (капитализация и доходность) с волатильностью доходности. Z-показатель сократился только у России;

– положительные значения показателя «Капитал банковской системы» продемонстрировали Индия, Китай и ЮАР;

– повышение уровня показателя «Капитализация фондового рынка» произошло у Китая и ЮАР;

– «Доходность фондового рынка» с положительным трендом роста отмечено у Бразилии, Китая, России и ЮАР.

Мероприятия по повышению уровня финансово-экономической безопасности стран БРИКС. Ключевыми сферами сотрудничества стран БРИКС уже более десяти лет являются активизация торговых и инвестиционных связей в рамках БРИКС, обеспечение финансовой стабильности, содействие сотрудничеству между компаниями стран БРИКС. Отмечая текущие проблемы сбалансированного, устойчивого и экономического роста БРИКС, в целях обеспечения финансово-экономической безопасности, странам-членам необходимо предпринять следующие меры:

– расширять торговые и инвестиционные связи между странами БРИКС с доступом на рынки товаров и услуг, а также поддержку промышленной взаимодополняемости [11];

– повышать прозрачность торгового и инвестиционного климата в рамках международных обязательств и национального законодательства;

– создавать благоприятные условия для развития взаимной торговли и прямых иностранных инвестиций в странах БРИКС в целях диверсификации производства и экспорта;

– поддерживать «открытую, прозрачную, справедливую, предсказуемую, равноправную, недискриминационную и основанную на правилах многостороннюю торговую систему, в основе которой лежит Всемирная торговая организация (ВТО)» [6].

– содействовать формированию и развитию высокотехнологичных производств в соответствии с тенденциями и требованиями экономического роста в современных условиях;

– укреплять таможенное сотрудничество, включая упрощение процедур таможенного оформления, обмен информацией о национальном таможенном законодательстве, а также обмен передовым опытом;

– привлекать инвесторов и изучать возможности реализации софинансируемых проектов в инфраструктуре;

– привлекать и продвигать инвестиции в специальные экономические зоны стран БРИКС;

– способствовать диалогу по внутренней инвестиционной политике стран БРИКС и подходам к инвестиционным соглашениям;

– содействовать сотрудничеству между таможенными органами;

– развивать обмен информацией о существующих торговых и инвестиционных возможностях, обеспечивая доступность информации для бизнес-сообщества; создать инфраструктуру для распространения информации об инвестиционных возможностях;

– создавать стратегическую основу для сотрудничества в области науки, технологий и инноваций среди стран-членов БРИКС при поддержке соответствующих механизмов финансирования стран БРИКС, инструментов и национальных правил;

– организовывать научно-технические и инновационные семинары, конференции по взаимосогласованным направлениям;

– участвовать в сотрудничестве между национальными институтами науки, технологий и инноваций, исследований разработок и инженерии с целью создания новых знаний и инновационной промышленности, инновационных продуктов, услуг и процессов в странах-членах БРИКС [12];

– обмениваться информацией о научно-технической политике и программах;

– способствовать развитию экологически чистых технологий;

– рассматривать возможность создания сети передачи технологий БРИКС;

– способствовать созданию общих технологических платформ, инновационных и технологических кластеров;

– формировать исследовательские и инновационные центры БРИКС;

– расширять сотрудничество в области технологий и инноваций по снижению стихийных бедствий в странах БРИКС;

– поощрять использование национальных (цифровых) валют в международной торговле и финансовых операциях между странами-членами БРИКС, а также их торговыми партнерами [2; 8];

– объединить усилия БРИКС, активно проявляющиеся в сотрудничестве и взаимодействии по разработке альтернативных SWIFT платежных систем, постепенном развитии недолларовой финансовой системы, формировании общей платежной системы BRICS Pay, увеличении объемов торговли с использованием национальных валют и создании общей валюты.

Заключение

Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. БРИКС не является формальным союзом и между его членами существуют разногласия, но за последнее десятилетие, проведя десятки промежуточных встреч между официальными саммитами, он стремится к консолидации интересов в рамках механизмов укрепления интеграционного объединения.

2. Стимулы для официального участия других государств в блоке БРИКС в 2023 году возросли. С 1 января 2024 г. вступает в силу официальное членство Аргентины, Египта, Эфиопии, Ирана, Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов. На саммите 2023 г., интерес к присоединению проявили еще около 40 стран. Между тем, коллективное решение организации о приеме новых членов, и необходимых для этого условий и процедур по мере присоединения новых государств может измениться в результате трансформации самой структуры БРИКС.

3. Страны БРИКС поддерживают сотрудничество не только внутри блока, но и с международными организациями, форумами, в том числе с ООН, ВТО, G-20, ЕАЭС и др., согласовывая свои взгляды по ключевым международным проблемам.

4. Текущее управление финансово-экономической безопасностью БРИКС переживает системные потрясения, а турбулентные факторы международной ситуации усиливаются. Различия в обеспечении безопасности между западными и развивающимися странами масштабируются, а идеологические споры возрастают в глобальном масштабе. Следовательно, чтобы сделать механизм сотрудничества БРИКС более долгосрочным и развивающим, необходимо создать соответствующие механизмы финансово-экономической безопасности, обеспечивающие эффективные взаимоотношения между странами БРИКС.

5. Теоретически, финансово-экономическая безопасность БРИКС должна представлять собой сумму безопасности и финансово-экономических интересов стран-членов, однако решения национальных проблем в различных сферах сталкиваются с нарушением интересов партнеров. В связи с этим, финансово-экономическую безопасность БРИКС можно интерпретировать как сумму условий стран-членов. Из этого следует, что финансово-экономическая безопасность стран БРИКС – это политика, направленная на достижение состояния эффективного финансово-экономического развития, способная обеспечить:

– создание системы интеграционных интересов в сфере финансов и экономики;

– формирование общей конкурентоспособной финансовой и экономической систем, основанных на эффективном разделении труда между странами-членами, где национальные экономики дополняют друг друга;

– защиту финансово-экономических интересов стран-членов (выявление угроз, и разработка механизмов их нейтрализации).

[1] Резервный фонд (CRA) был создан в ходе 7-го саммита БРИКС в июле 2015 года.


Источники:

1. Караваева И.В., Лев М.Ю. Итоги проведения IV международной научно-практической конференции «IV Сенчаговские чтения. Cоциально-экономическая безопасность: сфера государственного регулирования и область научного знания» // Экономическая безопасность. – 2020. – № 4. – c. 549-578. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.111150.
2. Клевцов В.В. Аналитический обзор экспериментального трансграничного обмена wCBDC с использованием AMM // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – doi: 10.18334/epp.13.11.119369.
3. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность России в аспекте управления международными резервами // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 223-244. – doi: 10.18334/epp.9.4.41464.
4. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Обеспечение экономической безопасности России в международных финансово-экономических организациях в процессе интеграции // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 669-688. – doi: 10.18334/epp.11.3.111630.
5. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Анализ концепции безопасности Организации Объединенных Наций в процессе глобальной интеграции // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 11-44. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.113726.
6. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Эволюция глобального управления экономическими процессами в контексте международных организаций с позиции национальной безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1583-1614. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.115231.
7. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Движущие силы антироссийской коалиции: проблемы современной международной безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 749-774. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117829.
8. Лев М.Ю., Болонин А.И., Болонина С.Е., Лещенко Ю.Г. Механизм безопасности интегрированной системы CBDC: перспективы трансграничных платежей // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 3157-3178. – doi: 10.18334/epp.13.8.118841.
9. Лещенко Ю.Г. Институциональные ориентиры группы 20 (G-20) в аспекте российской экономики и интересах российского предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2017. – № 17. – c. 2417-2450. – doi: 10.18334/rp.18.17.38255.
10. Петренко Е.С., Варламов А.В., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность и интересы России в БРИКС // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1295-1312. – doi: 10.18334/eo.10.4.111398.
11. Ситникова О.Г. Особенности экономического сотрудничества стран БРИКС в современных условиях // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – № 12-1. – c. 65-70. – doi: 10.34670/AR.2023.22.32.008.
12. Ситникова О.Г. Потенциал эволюции альянса стран БРИКС в условиях глобализирующейся и постглобальной экономики: взгляд с позиции экономической безопасности // Экономические отношения. – 2023. – № 2. – c. 261-274. – doi: 10.18334/eo.13.2.117769.
13. Ситникова О.Г. Проблемы и перспективы развития финансовых отношений России с союзом БРИКС // Актуальные проблемы экономической безопасности государства и бизнеса: условия новой реальности: Материалы II Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2023. – c. 88-91.
14. Ярыгина И.З., Жигляева А.В. Торгово-экономическое сотрудничество БРИКС: проблемы и перспективы // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 4. – c. 110-120. – doi: 10.26794/1999-849X-2020-13-4-110-120.
15. Ярыгина И.З. Межгосударственные проекты ЕАЭС-БРИКС в финансовой сфере: проблемы и решения // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. Материалы XXI Национальной научной конференции с международным участием. Том Выпуск 17. Часть 1. Москва, 2022. – c. 322-324.
16. Ярыгина И.З. Механизмы финансового сотрудничества БРИКС в современных условиях // Банковские услуги. – 2023. – № 1. – c. 2-8. – doi: 10.36992/2075-1915_2023_1_2.
17. BRICS and Africa: Partnership for Mutually Accelerated Growth, Sustainable Development and Inclusive Multilateralism. Evolution of BRICS. [Электронный ресурс]. URL: https://brics2023.gov.za/evolution-of-brics/ (дата обращения: 07.10.2023).
18. Доходность фондового рынка – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Stock_market_return/ (дата обращения: 10.10.2023).
19. Импорт – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Imports/ (дата обращения: 10.10.2023).
20. Индекс инноваций – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/GII_Index/ (дата обращения: 10.10.2023).
21. Капитализация фондового рынка – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Stock_market_capitalization/ (дата обращения: 10.10.2023).
22. Капитал к активам банковской системы – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/banks_capital_to_assets/ (дата обращения: 10.10.2023).
23. Капитальные инвестиции – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Capital_investment/ (дата обращения: 10.10.2023).
24. Налоговые поступления – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Tax_revenue/ (дата обращения: 10.10.2023).
25. Показатели банковской системы Z-счет – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/bank_z_scores/ (дата обращения: 10.10.2023).
26. Прямые иностранные инвестиции – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Foreign_Direct_Investment/ (дата обращения: 10.10.2023).
27. Расходы на образование – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Education_spending/ (дата обращения: 10.10.2023).
28. Резервы – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Reserves/ (дата обращения: 10.10.2023).
29. Торговый баланс – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Trade_balance/ (дата обращения: 10.10.2023).
30. Экспорт высоких технологий (хай-тека) – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/High_tech_exports/ (дата обращения: 10.10.2023).
31. Экспорт – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/exports/ (дата обращения: 10.10.2023).

Страница обновлена: 16.04.2024 в 09:20:12