Анализ сотрудничества стран БРИКС в контексте финансово-экономической безопасности
Ситникова О.Г.1
1 Севастопольский Государственный Университет
Скачать PDF | Загрузок: 69
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55929850
Аннотация:
В работе проведён анализ сотрудничества стран БРИКС в контексте финансово-экономической безопасности. Рассмотрены основные сферы сотрудничества стран БРИКС. Проанализированы показатели торговли, инвестиций, науки (образования), технологий, инноваций и финансов. Определены тенденции сотрудничества стран БРИКС как внутри интеграционного объединения, так и с региональными и континентальными организациями.
В заключении предложены мероприятия по повышению уровня финансово-экономической безопасности стран БРИКС в области торговли и инвестиций, науки (образования), технологий, инноваций и финансово-экономического сотрудничества.
Ключевые слова: финансово-экономическая безопасность, БРИКС, «Группа двадцати» (G-20), торговля и инвестиции, технологии и инновации, международные и региональные экономические организации
JEL-классификация: B27, D25, E22, P33
Введение. Анализ сотрудничества стран БРИКС в контексте финансово-экономической безопасности является актуальным, поскольку необходима современная интерпретация мировых политических/экономических процессов, которые оказывают непосредственное влияние на внутреннее состояние государств-членов. БРИКС – это межправительственное объединение для диалога и сотрудничества между государствами-членами (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), на которые в совокупности приходится 30% мировой территории, 43% мирового населения и 21% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), 17,3% мировой торговли товарами, 12,7% мировых коммерческих услуг и 45% мирового сельскохозяйственного производства [14]. БРИКС – это интеграционный Союз, функционирование которого направлено на содействие миру, безопасности и развитию в многополярном мире. Страны БРИКС представляют четыре континента – Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку, что придает их отношениям трансконтинентальное измерение, и делает его особенно ценным и значимым с точки зрения расширения, то есть БРИКС открыт для приёма новых членов. Так, с 1 января 2024 г. вступает в силу членство шести стран (Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты), одобренное на саммите БРИКС в августе 2023 г. [17]. БРИКС играет жизненно важную роль в мировой экономике в аспекте общего объема производства, получения инвестиционного капитала и укрупнения потенциальных потребительских рынков. Экономики стран БРИКС широко рассматриваются как драйверы мировой экономики, что подчеркивает меняющуюся роль этих экономик в глобальной архитектуре международных организаций и форумов. Например, на встречах «Большой двадцатки» (G-20) БРИКС оказал существенное влияние на формирование макроэкономической политики после финансового кризиса [9]. На саммитах в Санье, Дели, Дурбане и Форталезе лидеры БРИКС договорились сформировать партнерство в целях повышения стабильности и безопасности, роста и развития. Учитывая договорённости, заключенные на саммитах БРИКС, страны-члены развивают прагматичное экономическое сотрудничество, налаживают более тесное экономическое партнерство, чтобы способствовать восстановлению глобальной экономики, снижать потенциальные риски на международных финансовых рынках, и повышать уровень финансово-экономической безопасности.
Цель исследования – обосновать мероприятия по повышению уровня финансово-экономической безопасности стран БРИКС.
Задачи исследования:
– рассмотреть сферы сотрудничества стран БРИКС;
– проанализировать ключевые показатели сфер сотрудничества стран БРИКС в целях обеспечения финансово-экономической безопасности;
– предложить мероприятия по повышению уровня финансово-экономической безопасности стран БРИКС.
Предмет исследования – сферы сотрудничества стран БРИКС в аспекте финансово-экономической безопасности.
Объект исследования – анализ ключевых показателей сфер сотрудничества стран БРИКС в аспекте финансово-экономической безопасности.
Научная новизна исследования заключается в актуализации сфер и резервов расширения сотрудничества стран БРИКС в контексте повышения уровня финансово-экономической безопасности.
Методы исследования: принципы диалектического подхода к изучению финансово-экономических процессов, методы статистического анализа, обобщения и группировки.
Информационную базу исследования составили труды отечественных учёных в области экономической и финансовой безопасности, в том числе авторские работы, статистическая система «Business and economic data for 200 countries».
Практическая значимость исследования содержится в реализации, предложенных мер по повышению уровня финансово-экономической безопасности стран БРИКС, которые позволят расширить их торгово-инвестиционное, научно-технологическое, инновационное и финансово-экономическое сотрудничество.
Основные сферы сотрудничества стран БРИКС. Страны БРИКС являются членами Организации Объединенных Наций (ООН), «G-20», Всемирной торговой организации (WTO), а также континентальных и региональных организаций (например, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и это лишь некоторые из них [1; 5; 10;]. Компонент финансово-экономического сотрудничества имеет важное значение для контактных групп межу саммитами, предлагая институциональные рамки и меры по расширению сфер сотрудничества между странами БРИКС. В связи с этим обратимся к показателям (табл. 1-2; рис. 1-3) основных сфер сотрудничества, и определим существующие в них тенденции.
Торговля и инвестиции (табл. 1). Для достижения устойчивого, инклюзивного и динамичного роста страны БРИКС используют возможности международного экономического сотрудничества, включая торгово-инвестиционные связи как внутри БРИКС, так и с другими членами международного сообщества. Более активное торговое и инвестиционное сотрудничество внутри БРИКС играет значимую роль в экономическом росте и использовании возможностей экономической взаимодополняемости БРИКС, что укрепляет позиции государств-членов в глобальной экономике и способствует решению внутренних финансово-экономических проблем.
В настоящее время, сотрудничество БРИКС решает возникающие проблемы в сфере торговли и инвестиций на фоне слабого восстановления мировой экономики после коронокризиса, экономических санкций в отношение России и других потенциальных рисков [7; 13].
Таблица 1. Основные показатели торговли и инвестиций стран БРИКС, в % от ВВП
Год
|
Бразилия
|
Индия
|
Китай
|
Россия
|
Южная Африка
|
Экспорт товаров и услуг
| |||||
2020
|
16,45
|
18,71
|
18,59
|
25,52
|
27,60
|
2021
|
19,56
|
21,51
|
19,94
|
29,89
|
31,19
|
2022
|
20,05
|
22,45
|
20,68
|
28,19
|
33,44
|
Импорт товаров и услуг
| |||||
2020
|
15,85
|
19,10
|
16,17
|
20,44
|
23,20
|
2021
|
18,62
|
24,15
|
17,36
|
20,66
|
25,02
|
2022
|
19,29
|
26,92
|
17,47
|
15,59
|
31,46
|
Торговый баланс
| |||||
2020
|
0,61
|
-0,39
|
2,42
|
5,08
|
4,40
|
2021
|
0,94
|
-2,64
|
2,59
|
9,23
|
6,17
|
2022
|
0,75
|
-4,47
|
3,21
|
12,60
|
1,98
|
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ)
| |||||
2020
|
2,56
|
2,41
|
1,72
|
0,63
|
0,93
|
2021
|
2,82
|
1,42
|
1,93
|
2,20
|
9,86
|
2022
|
4,77
|
1,47
|
1,0
|
-1,93
|
2,17
|
Капитальные инвестиции
| |||||
2020
|
16,12
|
28,75
|
43,37
|
23,46
|
12,40
|
2021
|
19,43
|
31,23
|
43,14
|
23,21
|
12,80
|
2022
|
18,14
|
31,16
|
44,66
|
22,29
|
15,11
|
Как видно из таблицы 1, по всем странам БРИКС за исследуемый период наблюдался положительный рост значений показателя «Экспорт товаров и услуг». По показателю «Импорт товаров и услуг» произошло сокращение значения только у России. Положительную траекторию роста по показателю «Торговый баланс» продемонстрировали Бразилия, Китай, Россия; у Индии и ЮАР отмечено снижение (при этом, у Индии произошло значительное сокращение с отрицательным значением). Небольшое увеличение значений по показателю «ПИИ» отмечено у Бразилии и ЮАР; у Индии, Китая и России произошло снижение уровня показателя. Увеличение значений показателя «Капитальные инвестиции» наблюдалось у Бразилии, Индии, Китая и ЮАР; у России отмечено сокращение.
Наука (образование), технологии и инновации (рис. 1-3) играют центральную роль в продвижении макроэкономики и социальной политики, а также в решении проблем, стоящих перед человечеством, вызванных необходимостью одновременного достижения роста, инклюзивности, защиты и сохранения окружающей среды. В данной сфере сотрудничества БРИКС использует двусторонние взаимодействия в целях ускорения устойчивого развития стран-членов. Важными условиями этого сотрудничества являются:
– обмен информацией о политике и стратегиях в области науки, технологий и инноваций;
– использование контактов и программ, направленных на расширение совместных инновационных проектов среди стран БРИКС;
– разработка совместных долгосрочных программ сотрудничества, ориентированных на решение как текущих, так и долгосрочных проблем.
Сотрудничество в области образования, технологий и инноваций формируется на принципах добровольности, равенства, взаимной выгоды, при условии наличия ресурсов для взаимодействия каждой страны с учетом изменчивости систем исследований и разработок стран-членов БРИКС, и осуществляется в соответствии с положениями согласованного «Меморандума о сотрудничестве в области науки, технологий и инноваций».
Рисунок 1. Индекс инноваций стран БРИКС, (0-100) индексных пункта – и.п.
Источник: [20].
Как видно из рисунка 1, у Бразилии, Индии и Китая значения показателя «Индекс инноваций» за анализируемый период увеличились, и имеют положительную траекторию роста; у России и ЮАР значения продемонстрировали снижение с отрицательным трендом.
Рисунок 2. Экспорт высоких технологий стран БРИКС, млн. долл. США
Источник: [30].
Как видно из рисунка 2, за анализируемый период все страны, кроме России продемонстрировали положительный рост значений показателя «Экспорт высоких технологий».
Рисунок 3. Государственные расходы на образование стран БРИКС, % от ВВП
Источник: [27].
Как видно из рисунка 3, за анализируемый период у Индии, Китая и ЮАР наблюдался положительный рост значений по показателю «Государственные расходы на образование»; у Бразилии и России отмечено снижение значений показателя.
Финансовое сотрудничество (табл. 2). Финансовые вопросы являются важной областью сотрудничества стран БРИКС и большинство из них рассматриваются в рамках интеграционного объединения, включая в себя [16]:
– функционирование Нового банка развития (НБР) для мобилизации ресурсов по проектам инфраструктуры и устойчивого развития не только в странах БРИКС, но и других странах с развивающейся экономикой, дополняя существующие усилия многосторонних и региональных финансовых институтов;
– функционирование Резервного фонда (CRA) [1] по укреплению глобальной системы финансовой безопасности в дополнение существующих международных валютно-финансовых механизмов;
– обмен мнениями по основным вопросам повестки дня «G-20», включая меры по минимизации негативных побочных эффектов в глобальной экономике, укрепление финансовой системы и сотрудничество по вопросам налогообложения [15];
– продвижение реформ международных финансово-экономических организаций (МФЭО) [4];
– обсуждение новых тем, представляющих взаимный интерес в области платежных систем, в частности, надзор за платежными системами и стандарты сообщений финансовой индустрии.
Таблица 2. Основные показатели финансовой сферы стран БРИКС
Год
|
Бразилия
|
Индия
|
Китай
|
Россия
|
Южная Африка
|
Золотовалютные резервы, млрд. долл. США
| |||||
2020
|
355,6
|
590,2
|
3,357,2
|
596,8
|
55,01
|
2021
|
362,2
|
638,5
|
3,427,9
|
632,2
|
57,60
|
2022
|
324,7
|
567,3
|
3,306,8
|
581,7
|
60,55
|
Налоговые поступления, % ВВП
| |||||
2020
|
12,72
|
15,64
|
8,09
|
10,80
|
23,29
|
2021
|
14,32
|
15,95
|
10,08
|
11,65
|
25,92
|
2022
|
17,73
|
16,09
|
13,13
|
13,44
|
27,89
|
Показатели банковской системы Z-счет, индексных пункта – и.п.
| |||||
2020
|
15,72
|
19,0
|
24,45
|
6,90
|
13,43
|
2021
|
16,35
|
19,44
|
25,05
|
6,87
|
15,46
|
2022
|
17,83
|
20,36
|
27,88
|
5,85
|
17,53
|
Капитал банковской системы, % от активов
| |||||
2020
|
10,06
|
8,10
|
9,24
|
9,97
|
7,89
|
2021
|
11,38
|
8,92
|
11,07
|
10,86
|
8,09
|
2022
|
9,83
|
9,66
|
14,57
|
9,31
|
8,31
|
Капитализация фондового рынка в % от ВВП
| |||||
2020
|
66,96
|
97,15
|
83,16
|
46,53
|
311,5
|
2021
|
64,46
|
98,13
|
83,26
|
45,63
|
310,3
|
2022
|
63,66
|
94,15
|
90,83
|
43,49
|
308,38
|
Доходность фондового рынка, %
| |||||
2020
|
-1,88
|
31,26
|
7,07
|
0,0
|
-3,64
|
2021
|
18,17
|
21,50
|
13,47
|
0,0
|
24,02
|
2022
|
21,35
|
26,39
|
17,62
|
0,0
|
15,06
|
Основные показатели финансовой сферы стран БРИКС за исследуемый период продемонстрировали следующие тенденции:
– «Золотовалютные резервы» увеличились из пяти стран только у ЮАР (между тем, страны БРИКС призвали активизировать расчеты в национальной валюте, чтобы противостоять злоупотреблениям США долларовой гегемонией [3]);
– по показателю «Налоговые поступления» отмечено повышение уровня значений у всех стран БРИКС;
– «Показатель банковской системы Z-счет» – это индекс, отражающий вероятность дефолта банковской системы страны. Z-показатель сравнивает буфер банковской системы страны (капитализация и доходность) с волатильностью доходности. Z-показатель сократился только у России;
– положительные значения показателя «Капитал банковской системы» продемонстрировали Индия, Китай и ЮАР;
– повышение уровня показателя «Капитализация фондового рынка» произошло у Китая и ЮАР;
– «Доходность фондового рынка» с положительным трендом роста отмечено у Бразилии, Китая, России и ЮАР.
Мероприятия по повышению уровня финансово-экономической безопасности стран БРИКС. Ключевыми сферами сотрудничества стран БРИКС уже более десяти лет являются активизация торговых и инвестиционных связей в рамках БРИКС, обеспечение финансовой стабильности, содействие сотрудничеству между компаниями стран БРИКС. Отмечая текущие проблемы сбалансированного, устойчивого и экономического роста БРИКС, в целях обеспечения финансово-экономической безопасности, странам-членам необходимо предпринять следующие меры:
– расширять торговые и инвестиционные связи между странами БРИКС с доступом на рынки товаров и услуг, а также поддержку промышленной взаимодополняемости [11];
– повышать прозрачность торгового и инвестиционного климата в рамках международных обязательств и национального законодательства;
– создавать благоприятные условия для развития взаимной торговли и прямых иностранных инвестиций в странах БРИКС в целях диверсификации производства и экспорта;
– поддерживать «открытую, прозрачную, справедливую, предсказуемую, равноправную, недискриминационную и основанную на правилах многостороннюю торговую систему, в основе которой лежит Всемирная торговая организация (ВТО)» [6].
– содействовать формированию и развитию высокотехнологичных производств в соответствии с тенденциями и требованиями экономического роста в современных условиях;
– укреплять таможенное сотрудничество, включая упрощение процедур таможенного оформления, обмен информацией о национальном таможенном законодательстве, а также обмен передовым опытом;
– привлекать инвесторов и изучать возможности реализации софинансируемых проектов в инфраструктуре;
– привлекать и продвигать инвестиции в специальные экономические зоны стран БРИКС;
– способствовать диалогу по внутренней инвестиционной политике стран БРИКС и подходам к инвестиционным соглашениям;
– содействовать сотрудничеству между таможенными органами;
– развивать обмен информацией о существующих торговых и инвестиционных возможностях, обеспечивая доступность информации для бизнес-сообщества; создать инфраструктуру для распространения информации об инвестиционных возможностях;
– создавать стратегическую основу для сотрудничества в области науки, технологий и инноваций среди стран-членов БРИКС при поддержке соответствующих механизмов финансирования стран БРИКС, инструментов и национальных правил;
– организовывать научно-технические и инновационные семинары, конференции по взаимосогласованным направлениям;
– участвовать в сотрудничестве между национальными институтами науки, технологий и инноваций, исследований разработок и инженерии с целью создания новых знаний и инновационной промышленности, инновационных продуктов, услуг и процессов в странах-членах БРИКС [12];
– обмениваться информацией о научно-технической политике и программах;
– способствовать развитию экологически чистых технологий;
– рассматривать возможность создания сети передачи технологий БРИКС;
– способствовать созданию общих технологических платформ, инновационных и технологических кластеров;
– формировать исследовательские и инновационные центры БРИКС;
– расширять сотрудничество в области технологий и инноваций по снижению стихийных бедствий в странах БРИКС;
– поощрять использование национальных (цифровых) валют в международной торговле и финансовых операциях между странами-членами БРИКС, а также их торговыми партнерами [2; 8];
– объединить усилия БРИКС, активно проявляющиеся в сотрудничестве и взаимодействии по разработке альтернативных SWIFT платежных систем, постепенном развитии недолларовой финансовой системы, формировании общей платежной системы BRICS Pay, увеличении объемов торговли с использованием национальных валют и создании общей валюты.
Заключение
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. БРИКС не является формальным союзом и между его членами существуют разногласия, но за последнее десятилетие, проведя десятки промежуточных встреч между официальными саммитами, он стремится к консолидации интересов в рамках механизмов укрепления интеграционного объединения.
2. Стимулы для официального участия других государств в блоке БРИКС в 2023 году возросли. С 1 января 2024 г. вступает в силу официальное членство Аргентины, Египта, Эфиопии, Ирана, Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов. На саммите 2023 г., интерес к присоединению проявили еще около 40 стран. Между тем, коллективное решение организации о приеме новых членов, и необходимых для этого условий и процедур по мере присоединения новых государств может измениться в результате трансформации самой структуры БРИКС.
3. Страны БРИКС поддерживают сотрудничество не только внутри блока, но и с международными организациями, форумами, в том числе с ООН, ВТО, G-20, ЕАЭС и др., согласовывая свои взгляды по ключевым международным проблемам.
4. Текущее управление финансово-экономической безопасностью БРИКС переживает системные потрясения, а турбулентные факторы международной ситуации усиливаются. Различия в обеспечении безопасности между западными и развивающимися странами масштабируются, а идеологические споры возрастают в глобальном масштабе. Следовательно, чтобы сделать механизм сотрудничества БРИКС более долгосрочным и развивающим, необходимо создать соответствующие механизмы финансово-экономической безопасности, обеспечивающие эффективные взаимоотношения между странами БРИКС.
5. Теоретически, финансово-экономическая безопасность БРИКС должна представлять собой сумму безопасности и финансово-экономических интересов стран-членов, однако решения национальных проблем в различных сферах сталкиваются с нарушением интересов партнеров. В связи с этим, финансово-экономическую безопасность БРИКС можно интерпретировать как сумму условий стран-членов. Из этого следует, что финансово-экономическая безопасность стран БРИКС – это политика, направленная на достижение состояния эффективного финансово-экономического развития, способная обеспечить:
– создание системы интеграционных интересов в сфере финансов и экономики;
– формирование общей конкурентоспособной финансовой и экономической систем, основанных на эффективном разделении труда между странами-членами, где национальные экономики дополняют друг друга;
– защиту финансово-экономических интересов стран-членов (выявление угроз, и разработка механизмов их нейтрализации).
[1] Резервный фонд (CRA) был создан в ходе 7-го саммита БРИКС в июле 2015 года.
Источники:
2. Клевцов В.В. Аналитический обзор экспериментального трансграничного обмена wCBDC с использованием AMM // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – doi: 10.18334/epp.13.11.119369.
3. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность России в аспекте управления международными резервами // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 223-244. – doi: 10.18334/epp.9.4.41464.
4. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Обеспечение экономической безопасности России в международных финансово-экономических организациях в процессе интеграции // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 669-688. – doi: 10.18334/epp.11.3.111630.
5. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Анализ концепции безопасности Организации Объединенных Наций в процессе глобальной интеграции // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 11-44. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.113726.
6. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Эволюция глобального управления экономическими процессами в контексте международных организаций с позиции национальной безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1583-1614. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.115231.
7. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Движущие силы антироссийской коалиции: проблемы современной международной безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 749-774. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117829.
8. Лев М.Ю., Болонин А.И., Болонина С.Е., Лещенко Ю.Г. Механизм безопасности интегрированной системы CBDC: перспективы трансграничных платежей // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 3157-3178. – doi: 10.18334/epp.13.8.118841.
9. Лещенко Ю.Г. Институциональные ориентиры группы 20 (G-20) в аспекте российской экономики и интересах российского предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2017. – № 17. – c. 2417-2450. – doi: 10.18334/rp.18.17.38255.
10. Петренко Е.С., Варламов А.В., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность и интересы России в БРИКС // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1295-1312. – doi: 10.18334/eo.10.4.111398.
11. Ситникова О.Г. Особенности экономического сотрудничества стран БРИКС в современных условиях // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – № 12-1. – c. 65-70. – doi: 10.34670/AR.2023.22.32.008.
12. Ситникова О.Г. Потенциал эволюции альянса стран БРИКС в условиях глобализирующейся и постглобальной экономики: взгляд с позиции экономической безопасности // Экономические отношения. – 2023. – № 2. – c. 261-274. – doi: 10.18334/eo.13.2.117769.
13. Ситникова О.Г. Проблемы и перспективы развития финансовых отношений России с союзом БРИКС // Актуальные проблемы экономической безопасности государства и бизнеса: условия новой реальности: Материалы II Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2023. – c. 88-91.
14. Ярыгина И.З., Жигляева А.В. Торгово-экономическое сотрудничество БРИКС: проблемы и перспективы // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 4. – c. 110-120. – doi: 10.26794/1999-849X-2020-13-4-110-120.
15. Ярыгина И.З. Межгосударственные проекты ЕАЭС-БРИКС в финансовой сфере: проблемы и решения // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. Материалы XXI Национальной научной конференции с международным участием. Том Выпуск 17. Часть 1. Москва, 2022. – c. 322-324.
16. Ярыгина И.З. Механизмы финансового сотрудничества БРИКС в современных условиях // Банковские услуги. – 2023. – № 1. – c. 2-8. – doi: 10.36992/2075-1915_2023_1_2.
17. BRICS and Africa: Partnership for Mutually Accelerated Growth, Sustainable Development and Inclusive Multilateralism. Evolution of BRICS. [Электронный ресурс]. URL: https://brics2023.gov.za/evolution-of-brics/ (дата обращения: 07.10.2023).
18. Доходность фондового рынка – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Stock_market_return/ (дата обращения: 10.10.2023).
19. Импорт – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Imports/ (дата обращения: 10.10.2023).
20. Индекс инноваций – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/GII_Index/ (дата обращения: 10.10.2023).
21. Капитализация фондового рынка – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Stock_market_capitalization/ (дата обращения: 10.10.2023).
22. Капитал к активам банковской системы – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/banks_capital_to_assets/ (дата обращения: 10.10.2023).
23. Капитальные инвестиции – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Capital_investment/ (дата обращения: 10.10.2023).
24. Налоговые поступления – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Tax_revenue/ (дата обращения: 10.10.2023).
25. Показатели банковской системы Z-счет – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/bank_z_scores/ (дата обращения: 10.10.2023).
26. Прямые иностранные инвестиции – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Foreign_Direct_Investment/ (дата обращения: 10.10.2023).
27. Расходы на образование – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Education_spending/ (дата обращения: 10.10.2023).
28. Резервы – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Reserves/ (дата обращения: 10.10.2023).
29. Торговый баланс – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Trade_balance/ (дата обращения: 10.10.2023).
30. Экспорт высоких технологий (хай-тека) – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/High_tech_exports/ (дата обращения: 10.10.2023).
31. Экспорт – Классация стран. Business and economic data for 200 countries. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/exports/ (дата обращения: 10.10.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:11