Проблемы и перспективы взаимодействия ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве
Рутковская В.С.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 8 (Август 2023)
Цитировать:
Рутковская В.С. Проблемы и перспективы взаимодействия ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 8. – С. 3223-3238. – doi: 10.18334/epp.13.8.118852.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604829
Аннотация:
Формирование торгово-экономических связей и усиление сотрудничества с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе является одним из приоритетов для ЕАЭС, определенных в рамках «Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». В качестве одной из граней сотрудничества может выступить сопряжение с Всеобъемлющим и прогрессивным соглашением о Транстихоокеанском партнерстве, реализованном в регионе в 2018 г. Статья посвящена определению контуров такого взаимодействия. В рамках исследования проводится анализ проблем и перспектив сопряжения ЕАЭС с рассматриваемым партнерством. В результате исследования на основе выявленных особенностей формулируются предложения по выстраиванию траектории сотрудничества ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. В качестве одного из направлений обозначенной траектории выступает необходимость в направленном выстраивании партнерских связей. В качестве второго направления – необходимость в постепенной адаптации нормативно-правового базиса и механизмов сотрудничества ЕАЭС нормам партнерства. В завершение статьи сделан вывод о том, что на современном этапе перспективы сопряжения ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве в большей степени представляются гипотетическими, что обусловлено наличием определенных субъективных и объективных ограничений. Очерчиваются контуры дальнейшего направления исследования. Представленные материалы могут быть полезны студентам бакалавриата и магистратуры, аспирантам и научным сотрудникам, осуществляющим исследования по направлению «Мировая экономика и международные экономические отношения», а также органам государственной власти и наднациональным регулирующим органам.
Ключевые слова: международная экономическая интеграция, евразийское пространство, Азиатско-Тихоокеанский регион, мегарегиональные торговые соглашения, Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, ЕАЭС, корпоративный сектор
Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
JEL-классификация: F13, F15, F53
Введение
На сегодняшний день фокус интеграционных процессов, протекающих на евразийском пространстве, стремительно смещается в сторону юго-восточной Евразии и Азиатско-Тихоокеанского региона (далее – АТР) [6]. Это находит отражение в реализации в регионе таких форматов межгосударственного сотрудничества, как Всестороннее региональное экономическое партнерство (Regional Comprehensive Economic Partnership; далее – ВРЭП) и Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership). Этот процесс сопровождается вытеснением государств северной, северо-восточной и центральной Евразии из многостороннего диалога. К ним, в частности, относятся государства-участники Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).
В долгосрочной перспективе формирующиеся тенденции несут в себе угрозу экономической стабильности и безопасности государств-участников ЕАЭС вследствие возможных проявлений «коллективного протекционизма» [1] со стороны участников обозначенных партнерств [10]. В этой связи проблематике сопряжения ЕАЭС с различными форматами межгосударственного сотрудничества в рассматриваемом регионе отводится определенное место в научном дискурсе. Исследованию данных вопросов посвящены работы таких российских ученых, как Б.А. Хейфец [14], А.П. Портанский [7], Д.А. Изотов [5] и др. Вместе с тем, изучение проблем и перспектив взаимодействия ЕАЭС с интеграционными объединениями АТР с учетом роли корпоративного сектора не находит широкого отражения в научной литературе. Этим обуславливается актуальность проводимого исследования.
Цель исследования заключается в разработке предложений по созданию условий (как на уровне государства, так и на уровне корпоративного сектора) для сопряжения процессов интеграционного взаимодействия в рамках рассматриваемых объединений.
Достижение данной цели требовало постановки и решения следующих задач:
1) выявить перспективы взаимодействия ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве;
2) определить возможные направления сотрудничества;
3) проанализировать современные тенденции развития корпоративного сектора участников ЕАЭС;
4) на основе проведенного анализа текста Договора о ЕАЭС определить возможные направления усовершенствования (с учетом опыта Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве).
Объектом исследования являются процессы международной экономической интеграции на евразийском пространстве.
Предметом исследования является система экономических отношений, возникающая на основе взаимодействия в рамках ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве.
Методологию исследования составляют такие методы научного познания, как абстрагирование, анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция.
Проблемы и возможные направления сотрудничества
В настоящее время предположение о возможности сопряжения ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве представляется слабо реализуемым и имеет гипотетический характер вследствие ряда факторов.
Во-первых, неоднозначная позиция государств-участников партнерства по отношению к России, таблица 1. Это формирует барьеры для сопряжения интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве в целом.
Таблица 1
Дружественные, нейтральные и недружественные России государства-участники Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве [2]
Дружественные
|
Нейтральные
|
Недружественные
|
Вьетнам
|
Бруней
|
Австралия
|
Малайзия
|
Мексика
|
Канада
|
Новая Зеландия
| ||
Перу
|
Чили
|
Сингапур
|
Япония
|
Во-вторых, объем и характер обязательств, возлагаемых на участников Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. В частности, на сегодняшний день соглашением предусматривается либерализация в отношении 89% тарифных линий; к 2039 г. – в отношении не менее 95% тарифных линий от общего числа согласованных [20]. При этом рассматриваемое партнерство представляет собой инклюзивный формат регулирования межгосударственного торгово-экономического взаимодействия: торговые аспекты являются лишь одним из направлений сотрудничества, наравне с обязательствами в отношении охраны объектов права интеллектуальной собственности, регулирования трудовой деятельности, предоставления финансовых услуг и инвестиционной деятельности, деятельности корпоративного сектора и др. [9]. Без постепенной адаптации к новым нормам, которые устанавливаются в рамках партнерства, при отсутствии многонациональных корпораций (далее – МНК) лидеров [16], потенциал сопряжения ЕАЭС и рассматриваемого партнерства с высокой долей вероятности не будет реализован.
В этой связи потенциально эффективным и наиболее оптимальным представляется подход, отраженный на рисунке 1.
Рисунок 1. Комплексный подход к полноценной [3] интеграции ЕАЭС с партнерами в АТР
Источник: составлено автором.
Остановимся на каждом из составных элементов обозначенного подхода подробнее.
I Направленное выстраивание отношений с потенциальными партнерами из числа участников Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, которое может обеспечиваться путем заключения двусторонних соглашений. При этом взаимодействие в рамках данных соглашений должно иметь целью не только либерализацию торговли, но и производственно-технологическое сотрудничество [4].
В качестве потенциальных партнеров были определены страны, относящиеся к категориям «нейтральные» и «дружественные», таблица 1. На основе проведенного анализа отраслевой структуры экспорта Российской Федерации в рассматриваемые страны были определены возможные направления сотрудничества, таблица 2.
Таблица 2
Структура экспорта Российской Федерации в страны-участницы Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, 2019-2021 гг. [5], %
Страна
|
Сырьевые товары
|
Несырьевые энергетические
товары
|
Несырьевые
неэнергетические товары
| ||
Нижний передел
|
Средний передел
|
Верхний передел
| |||
2019 г.
| |||||
Бруней
|
0,00
|
93,46
|
0,00
|
0,00
|
6,54
|
Вьетнам
|
45,17
|
5,49
|
17,51
|
19,31
|
12,52
|
Малайзия
|
47,91
|
40,11
|
5,47
|
4,54
|
1,97
|
Мексика
|
8,46
|
1,98
|
73,09
|
14,16
|
2,32
|
Перу
|
0,06
|
19,57
|
54,22
|
9,43
|
16,72
|
Чили
|
0,00
|
39,95
|
20,70
|
26,66
|
12,69
|
2020 г.
| |||||
Бруней
|
99,11
|
0,72
|
0,00
|
0,01
|
0,16
|
Вьетнам
|
31,90
|
4,32
|
19,97
|
33,64
|
10,17
|
Малайзия
|
35,40
|
50,76
|
5,97
|
5,70
|
2,16
|
Мексика
|
1,80
|
0,88
|
72,05
|
21,45
|
3,83
|
Перу
|
0,00
|
11,29
|
70,50
|
12,78
|
5,43
|
Чили
|
11,67
|
20,50
|
25,77
|
28,00
|
14,05
|
2021 г.
| |||||
Бруней
|
0,00
|
97,61
|
0,00
|
0,00
|
2,39
|
Вьетнам
|
18,65
|
2,89
|
20,66
|
39,48
|
18,32
|
Малайзия
|
45,46
|
38,34
|
10,48
|
4,27
|
1,45
|
Мексика
|
0,42
|
0,41
|
80,14
|
12,36
|
6,67
|
Перу
|
0,07
|
6,32
|
64,10
|
24,75
|
4,76
|
Чили
|
13,25
|
10,91
|
25,41
|
35,91
|
14,52
|
В качестве приоритетных направлений сотрудничества были выделены группы товаров несырьевого неэнергетического экспорта [6] (далее – ННЭ): с большим приоритетом относительно продукции средних и верхних переделов, с меньшим – продукции нижних переделов, таблица 3. Обозначенные акценты обусловлены перспективами повышения международной конкурентоспособности национального корпоративного сектора как результат вовлечения в цепочки добавленной стоимости (далее – ЦДС) на более высоких стадиях производственного процесса [12].
Таблица 3
Лидирующие группы товаров ННЭ Российской Федерации в страны-участницы Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, 2019-2021 гг. [7]
Нижний передел
|
Средний передел
|
Верхний передел*
|
Вьетнам
| ||
«удобрения» (код ТН ВЭД 31)
|
«мясо и пищевые мясные субпродукты» (код ТН ВЭД 02)
|
«реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические
устройства; их части» (код ТН ВЭД 84)
|
«черные металлы» (код ТН ВЭД 72)
|
«пластмассы и изделия из них» (код ТН ВЭД 39)
|
«разные пищевые продукты» (код ТН ВЭД 21)
|
«фармацевтическая продукция» (код ТН ВЭД 30)
| ||
Малайзия
| ||
«удобрения» (код ТН ВЭД 31)
|
«жиры и масла животного или растительного происхождения и
продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или
растительного происхождения» (код ТН ВЭД 15)
|
«инструменты и аппараты оптические, фотографические,
кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские
или хирургические; их части и принадлежности» (код ТН ВЭД 90)
|
|
|
«электрические машины и оборудование, их части;
звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и
воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и
принадлежности» (код ТН ВЭД 85)
|
Мексика
| ||
«черные металлы» (код ТН ВЭД 72)
|
«черные металлы» (код ТН ВЭД 72)
|
«фармацевтическая продукция» (код ТН ВЭД 30)
|
«удобрения» (код ТН ВЭД 31)
|
«каучук, резина и изделия из них» (код ТН ВЭД 40)
| |
«алюминий и изделия из него» (код ТН ВЭД 76)
| ||
Перу
| ||
«удобрения» (код ТН ВЭД 31)
|
«пластмассы и изделия из них» (код ТН ВЭД 39)
|
«прочие химические продукты» (код ТН ВЭД 38)
|
«бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона»
(код ТН ВЭД 48)
|
«средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или
трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» (код ТН ВЭД 87)
| |
Чили
| ||
«удобрения» (код ТН ВЭД 31)
|
«бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона»
(код ТН ВЭД 48)
|
«средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или
трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» (код ТН ВЭД 87)
|
«древесина и изделия из нее; древесный уголь» (код ТН ВЭД 44)
|
Источник: составлено автором по данным [13].
На основе проведенного анализа был сделан вывод об имеющемся потенциале отраслевой и географической диверсификации экспорта России на рынки обозначенных стран. При условии наращивания экспортного потенциала представленные группы товаров ННЭ могут выступить основой для закрепления и укрепления позиций корпоративного сектора страны на целевых рынках.
Однако при реализации данного сценария необходимо также принимать во внимание субъективные и объективные негативные аспекты, формирующие определенные вызовы для российского корпоративного сектора, рисунок 2.
Рисунок 2. Субъективные и объективные негативные аспекты, формирующие вызовы для российского корпоративного сектора
Источник: составлено автором.
В данном контексте перспективы интеграции с партнерами в АТР будут определяться готовностью на национальном уровне к разработке и имплементации мер, определяющей целью которых выступает формирование и развитие конкурентоспособного корпоративного сектора.
На основе проведенного анализа современных тенденций развития российского корпоративного сектора был определен ряд характерных особенностей:
· низкая степень отраслевой диверсификации.
Среди крупнейших представителей корпоративного сектора страны лидирующие позиции стабильно занимают ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», ПАО «Роснефть» (нефтяная и газовая промышленность) [17, 11]. В рамках распределения крупнейших российских нефинансовых компаний по отраслям экономики на компании нефтяной и газовой промышленности приходится более 36% от общего числа компаний (еще 26% приходится на компании категории «Торговля») [17];
· отсутствие стимулов и мотивации к транснационализации (как результат высокой доли природной ренты).
Согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD), российский корпоративный сектор не представлен как в рейтинге 100 крупнейших нефинансовых МНК мира по объему зарубежных активов [18], так и в соответствующем рейтинге МНК из развивающихся и переходных экономик, рисунок 3.
Рисунок 3. Распределение 100 крупнейших нефинансовых МНК из развивающихся и переходных экономик по объему зарубежных активов в соответствии со страной базирования, 2020 г. [8], %
Источник: составлено автором по данным [19].
· низкий уровень конкурентоспособности и отсутствие МНК-лидеров международного уровня (в частности, как следствие обозначенных выше особенностей).
В соответствии с выявленными характерными особенностями были разработаны следующие предложения по формированию и развитию факторов международной конкурентоспособности национального корпоративного сектора, рисунок 4 [9].
Рисунок 4. Предложения по формированию и развитию факторов международной конкурентоспособности российского корпоративного сектора
Источник: разработано автором.
Таким образом, на основе обозначенных направлений предполагается реализация комбинированной промышленной политики, которая ориентирована на включение российского корпоративного сектора в глобальные цепочки добавленной стоимости на более высоких стадиях производственного процесса, с использованием инструментов как горизонтальной, так и вертикальной промышленной политики. Это подразумевает под собой развитие базовых составляющих конкурентной экономики (в том числе – результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и инфраструктуры), а также систематическую поддержку и развитие приоритетных отраслей национальной экономики [1].
II Постепенная адаптация нормативно-правового базиса и механизмов сотрудничества, с формированных в рамках ЕАЭС, к новым нормам регулирования торгово-экономической деятельности, сформированным на основе Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве.
Предложения по возможным направлениям усовершенствования нормативно-правового базиса торгового и экономического взаимодействия ЕАЭС с потенциальными партнерами в АТР представлены в таблице 4. Предложения были сформулированы с учетом положений текстов Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве [2] и ВРЭП [10] [3] на основе проведенного анализа текстов соответствующих соглашений и их сопоставления с текстом Договора о ЕАЭС [4].
Таблица 4
Предложения по усовершенствованию нормативно-правового базиса торгового и экономического сотрудничества при выстраивании отношений стран-участниц ЕАЭС с потенциальными партнерами в АТР
Рекомендации
| |
1. В рамках Договора о ЕАЭС необходимо пересмотреть подходы к
осуществлению скоординированной внешнеэкономической политики стран-участниц
ЕАЭС в отношении третьих сторон*. На нормативно-правовом
уровне предлагается разработать и закрепить:
| |
1.1 положения в части
недискриминационного доступа на рынки стран-участниц ЕАЭС, который бы
обеспечивался применением национального режима (далее – НР). В настоящее
время соответствующие положения отсутствуют;
|
Данные меры позволят сформировать справедливую, прозрачную и
конкурентную деловую среду, способствуя снижению неопределенности и повышению
привлекательности потенциального сотрудничества с ЕАЭС для третьих сторон.
|
1.2 положения в части
недискриминационного доступа на рынки стран-участниц ЕАЭС, который бы
обеспечивался применением режима наибольшего благоприятствования (далее –
РНБ). В настоящее время применение РНБ предусматривается в том случае, если
соответствующие положения содержатся непосредственно в действующем
международном договоре с третьей стороной;
| |
1.3 унифицированные
правила происхождения товаров с возможностью оформления единого сертификата.
В настоящее время предусматриваются различные подходы к применению правил
происхождения товаров в отношении третьих сторон**.
|
Отсутствие унифицированных правил происхождения товаров при
увеличении количества заключаемых двусторонних соглашений с государствами АТР
сформирует предпосылки к возникновению эффекта «чаши спагетти». Разработка и
имплементация данных мер позволит экспортерам снизить трансакционные,
производственные, торговые и иные издержки, и, как следствие, оптимизировать
региональные цепочки поставок.
|
2. При формировании переговорных стратегий с потенциальными
партнерами необходимо предусмотреть возможность расширения области и глубины
регулируемых вопросов, предполагающих формирование основ:
| |
2.1 для либерализации
торговли товарами, включая как поэтапное снижение и отмену тарифных барьеров,
так и поэтапное нивелирование нетарифных барьеров; а также – для
либерализации торговли услугами;
| |
2.2 для инвестиционного
сотрудничества. В целях достижения баланса между обеспечением экономической
безопасности и необходимостью в осуществлении инвестиционного сотрудничества
предлагается обратиться к опыту реализации Комплексного инвестиционного соглашения
Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian
Nations, ASEAN),
предусматривающего Деликатный список ограничений в отношении инвестиций в
предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского и лесного
хозяйства и рыболовства;
| |
2.3 в части регулирования
электронной коммерции, предусматривающие поэтапное снижение и отмену
таможенных пошлин в отношении цифровых продуктов, возможных к передаче в
электронном виде, а также - предоставление недискриминационного доступа на
рынки стран-участниц для цифровых продуктов посредством применения НР и РНБ;
| |
2.4 в части регулирования
деятельности малых и средних предприятий. В настоящее время соответствующие
положения в соглашениях с третьими сторонами отсутствуют.
|
** Примечание: В рамках Договора о ЕАЭС в соответствии с пп. 2, 3, 4 ст. 37 «Правила определения происхождения товаров» предусматриваются различные подходы к применению правил происхождения товаров «для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования, применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров, осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли товарами», «для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран», а также «для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли».
Источник: разработано автором.
Имплементация обозначенных мер, несомненно, потребует от участников ЕАЭС значительного пересмотра существующей внешнеэкономической политики. Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что гибкость в отношении новейших тенденций международных экономических отношений представляется необходимой в целях полноценной интеграции с партнерами АТР.
В данном контексте необходимо отметить, что для слабо конкурентных экономик обозначенное углубление партнерских связей заключает в себе определенные риски (которые связаны с допуском экспортеров товаров, услуг и капитала на внутренние рынки). В этих условиях перспективы интеграции ЕАЭС с рассматриваемыми партнерами будут зависеть от готовности участников ЕАЭС к проведению масштабных преобразований экономической политики на различных уровнях (национальном и наднациональном). Принимая во внимание накопленный опыт реализации соглашений [11], а также сопутствующие возможные трудности, участники ЕАЭС в перспективе, вероятно, располагают сроком от 5 до 10 лет на разработку, согласование и имплементацию обозначенных выше мер.
Выводы
Настоящее исследование позволяет очертить контуры возможных проблем и перспектив взаимодействия ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в настоящий момент предположение о возможности интеграции ЕАЭС и рассматриваемого партнерства в большей степени представляется гипотетическим вследствие выявленных субъективных (с позиции сформировавшейся траектории отношений с рядом участников Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве) и объективных (с позиции современного состояния корпоративного сектора участников ЕАЭС, рассмотренного на примере России; а также с позиции качественных различий ЕАЭС и рассматриваемого партнерства) ограничений.
На основе проведенного анализа, с учетом выявленных особенностей, были сформулированы предложения по выстраиванию перспективных отношений ЕАЭС с партнерами в АТР как с учетом особенностей корпоративного сектора, так и на основе преобразования качественной составляющей нормативно-правового базиса торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС. В качестве дальнейшего развития обозначенной проблематики может выступить углубление исследования на основе анализа особенностей национальных экономик остальных стран-участниц ЕАЭС с учетом характера национального корпоративного сектора.
[1] Под «коллективным протекционизмом» понимается комплекс мер, применяемых группой стран интеграционного объединения в отношении третьих стран, направленный на защиту рынков товаров и услуг стран интеграционного объединения. Комплекс мер «коллективного протекционизма» включает в себя тарифные барьеры и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран (прим. авт.).
[2] В соответствии с Распоряжением Правительства российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р, в перечень «недружественных» вошли государства, «совершающие в отношении Российской Федерации … недружественные действия». В отношении указанных государств-участников рассматриваемого партнерства это было обусловлено, в том числе, следующим: Австралия ввела запрет на импорт ряда товаров из Российской Федерации; Канада также установила ряд ограничений на импортно-экспортные отношения с Российской Федерацией, а также лишила Россию статуса «наиболее благоприятствуемой нации»; Новая Зеландия и Сингапур также предприняли ряд мер в ограничении торговли с Российской Федерацией; Япония последовала примеру Канады и ряда других стран, также лишив Россию статуса «наиболее благоприятствуемой нации» и установив ряд ограничений в отношении импорта определенных высокотехнологичных товаров. В данном контексте необходимо учитывать, что порядок рассмотрения потенциальных претендентов, определенный в рамках Главы 30 «Заключительные положения» текста Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве предполагает принятие решений действующими участниками партнерства на основе консенсуса (прим. авт.).
[3] С позиции реализации потенциала, формирования и обеспечения международной конкурентоспособности национального корпоративного сектора государств-членов ЕАЭС и продвижении собственных интересов в регионе (прим. авт.).
[4] Разработка предложений в рамках данного компонента осуществлялась на основе проведенного анализа на примере Российской Федерации. Вместе с тем сформированные предложения могут быть использованы остальными странами-участницами ЕАЭС с учетом особенностей национальных экономик и поправками на потенциальные имеющиеся различия в развитии и структуре корпоративного сектора (прим. авт.).
[5] Приведена наиболее актуальная имеющаяся в открытом доступе информация (прим. авт.).
[6] Несырьевые неэнергетические товары, в соответствии с классификацией по методологии Российского экспортного центра, включают в себя продукцию нижних, средних и верхних переделов, а также высокотехнологичные товары в составе группы товаров верхних переделов (прим. авт.).
[7] Приведена наиболее актуальная имеющаяся в открытом доступе информация (прим. авт.).
[8] Приведена наиболее актуальная имеющаяся в открытом доступе информация (прим. авт.).
[9] Важно отметить, что реализация обозначенных направлений развития и обеспечения конкурентоспособности корпоративного сектора должна осуществляться параллельно, при сотрудничестве государства, выступающего в роли регулятора, и представителей корпоративного сектора (прим. авт.).
[10] Как одного из наиболее перспективных интеграционных объединений, реализованных в АТР (наравне с Всеобъемлющим и прогрессивным соглашением о Транстихоокеанском партнерстве) (прим. авт.).
[11] На реализацию Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве – с момента начала переговоров по ТТП в 2010 г. до ратификации финального соглашения в 2018 г. – ушло 8 лет; на реализацию ВРЭП – с момента начала переговоров в 2012 г. до ратификации соглашения в 2022 г. – ушло 10 лет; на реализацию Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом – с момента начала переговоров в 2012 г. до ратификации соглашения в 2016 г. – ушло 4 года. Также необходимо отметить, что решение о начале переговоров с Индией было принято в 2016 г, на сегодняшний день соглашение находится в статусе «подготовка к первому раунду переговоров» - 6 лет (прим. авт.).
Источники:
2. Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве : текст соглашения. [Электронный ресурс]. URL: https://wtocenter.vn/chuyen-de/12782-full-text-of-cptpp (дата обращения: 20.07.2023).
3. Всестороннее региональное экономическое партнерство : текст соглашения. [Электронный ресурс]. URL: https://rcepsec.org/legal-text/ (дата обращения: 20.07.2023).
4. Договор о Евразийском экономической союзе : текст соглашения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 20.07.2023).
5. Изотов Д.А. Региональный аспект экономической интеграции России в АТР: оценка потенциала и эффектов (на примере российского Дальнего Востока). / дис. … д-ра экон. наук 08.00.14. - Хабаровск, 2021. – 278 c.
6. Подберезкин А.И., Боришполец К.П., Подберезкина О.А. Евразия и Россия. - Москва : Издательство «МГИМО-Университет», 2013. – 517 c.
7. Портанский А.П. О перспективах мегарегиональных торговых соглашений // Мир новой экономики. – 2017. – № 3. – c. 47-53.
8. Российский экспортный центр: Классификация экспортных товаров. [Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/international_markets/classification/ (дата обращения: 20.07.2023).
9. Рутковская В.С. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе: интересы корпоративного сектора // Экономические науки. – 2023. – № 219. – c. 193-206.
10. Рутковская В.С. Россия в условиях трансформации системы глобального регулирования торговли // Экономические отношения. – 2021. – № 4. – c. 775-794. – doi: 10.18334/eo.11.4.113848.
11. Спарк. [Электронный ресурс]. URL: https://spark-interfax.ru/ (дата обращения: 20.07.2023).
12. Спартак А.Н. Совершенствование методологических подходов к анализу российского экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 5. – c. 3-15.
13. Федеральная таможенная служба: Анализ данных. [Электронный ресурс]. URL: http://stat.customs.gov.ru/analysis (дата обращения: 25.04.2023).
14. Хейфец Б.А. Трансрегиональное переформатирование глобального экономического пространства. Вызовы для России. - Москва : Институт экономики РАН, 2016. – 86 c.
15. GOGOV Дружественные страны для России в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://gogov.ru/articles/friendly-countries (дата обращения: 20.07.2023).
16. Глобализация перестала вращаться вокруг стран. KazanFirst. [Электронный ресурс]. URL: https://kazanfirst.ru/ articles/583860 (дата обращения: 20.07.2023).
17. RAEX Рейтинг крупнейших компаний RAEX-600. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-rr.com/country/RAEX-600/raex-600_rating_of_biggest_companies (дата обращения: 20.07.2023).
18. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) Annex Tables. Annex table 19: The world’s top 100 non-financial MNEs, ranked by foreign assets, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://worldinvestmentreport.unctad.org/annex-tables/ (дата обращения: 20.12.2022).
19. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) Annex Tables. Annex table 20: The top 100 non-financial MNEs from developing and transition economies, ranked by foreign assets, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://worldinvestmentreport.unctad.org/annex-tables/ (дата обращения: 20.12.2022).
20. WTO WTO members review CPTPP at 100th session of Committee on Regional Trade Agreements. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/English/news_e/news21_e/rta_22jun21_e.htm (дата обращения: 20.07.2023).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 07:46:33