Проблемы и перспективы взаимодействия ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве

Рутковская В.С.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604829

Аннотация:
Формирование торгово-экономических связей и усиление сотрудничества с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе является одним из приоритетов для ЕАЭС, определенных в рамках «Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». В качестве одной из граней сотрудничества может выступить сопряжение с Всеобъемлющим и прогрессивным соглашением о Транстихоокеанском партнерстве, реализованном в регионе в 2018 г. Статья посвящена определению контуров такого взаимодействия. В рамках исследования проводится анализ проблем и перспектив сопряжения ЕАЭС с рассматриваемым партнерством. В результате исследования на основе выявленных особенностей формулируются предложения по выстраиванию траектории сотрудничества ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. В качестве одного из направлений обозначенной траектории выступает необходимость в направленном выстраивании партнерских связей. В качестве второго направления – необходимость в постепенной адаптации нормативно-правового базиса и механизмов сотрудничества ЕАЭС нормам партнерства. В завершение статьи сделан вывод о том, что на современном этапе перспективы сопряжения ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве в большей степени представляются гипотетическими, что обусловлено наличием определенных субъективных и объективных ограничений. Очерчиваются контуры дальнейшего направления исследования. Представленные материалы могут быть полезны студентам бакалавриата и магистратуры, аспирантам и научным сотрудникам, осуществляющим исследования по направлению «Мировая экономика и международные экономические отношения», а также органам государственной власти и наднациональным регулирующим органам.

Ключевые слова: международная экономическая интеграция, евразийское пространство, Азиатско-Тихоокеанский регион, мегарегиональные торговые соглашения, Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, ЕАЭС, корпоративный сектор

Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

JEL-классификация: F13, F15, F53



Введение

На сегодняшний день фокус интеграционных процессов, протекающих на евразийском пространстве, стремительно смещается в сторону юго-восточной Евразии и Азиатско-Тихоокеанского региона (далее – АТР) [6]. Это находит отражение в реализации в регионе таких форматов межгосударственного сотрудничества, как Всестороннее региональное экономическое партнерство (Regional Comprehensive Economic Partnership; далее – ВРЭП) и Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership). Этот процесс сопровождается вытеснением государств северной, северо-восточной и центральной Евразии из многостороннего диалога. К ним, в частности, относятся государства-участники Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).

В долгосрочной перспективе формирующиеся тенденции несут в себе угрозу экономической стабильности и безопасности государств-участников ЕАЭС вследствие возможных проявлений «коллективного протекционизма» [1] со стороны участников обозначенных партнерств [10]. В этой связи проблематике сопряжения ЕАЭС с различными форматами межгосударственного сотрудничества в рассматриваемом регионе отводится определенное место в научном дискурсе. Исследованию данных вопросов посвящены работы таких российских ученых, как Б.А. Хейфец [14], А.П. Портанский [7], Д.А. Изотов [5] и др. Вместе с тем, изучение проблем и перспектив взаимодействия ЕАЭС с интеграционными объединениями АТР с учетом роли корпоративного сектора не находит широкого отражения в научной литературе. Этим обуславливается актуальность проводимого исследования.

Цель исследования заключается в разработке предложений по созданию условий (как на уровне государства, так и на уровне корпоративного сектора) для сопряжения процессов интеграционного взаимодействия в рамках рассматриваемых объединений.

Достижение данной цели требовало постановки и решения следующих задач:

1) выявить перспективы взаимодействия ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве;

2) определить возможные направления сотрудничества;

3) проанализировать современные тенденции развития корпоративного сектора участников ЕАЭС;

4) на основе проведенного анализа текста Договора о ЕАЭС определить возможные направления усовершенствования (с учетом опыта Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве).

Объектом исследования являются процессы международной экономической интеграции на евразийском пространстве.

Предметом исследования является система экономических отношений, возникающая на основе взаимодействия в рамках ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве.

Методологию исследования составляют такие методы научного познания, как абстрагирование, анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция.

Проблемы и возможные направления сотрудничества

В настоящее время предположение о возможности сопряжения ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве представляется слабо реализуемым и имеет гипотетический характер вследствие ряда факторов.

Во-первых, неоднозначная позиция государств-участников партнерства по отношению к России, таблица 1. Это формирует барьеры для сопряжения интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве в целом.

Таблица 1

Дружественные, нейтральные и недружественные России государства-участники Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве [2]

Дружественные
Нейтральные
Недружественные
Вьетнам
Бруней
Австралия
Малайзия
Мексика
Канада
Новая Зеландия
Перу
Чили
Сингапур
Япония
Источник: составлено автором по данным [15].

Во-вторых, объем и характер обязательств, возлагаемых на участников Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. В частности, на сегодняшний день соглашением предусматривается либерализация в отношении 89% тарифных линий; к 2039 г. – в отношении не менее 95% тарифных линий от общего числа согласованных [20]. При этом рассматриваемое партнерство представляет собой инклюзивный формат регулирования межгосударственного торгово-экономического взаимодействия: торговые аспекты являются лишь одним из направлений сотрудничества, наравне с обязательствами в отношении охраны объектов права интеллектуальной собственности, регулирования трудовой деятельности, предоставления финансовых услуг и инвестиционной деятельности, деятельности корпоративного сектора и др. [9]. Без постепенной адаптации к новым нормам, которые устанавливаются в рамках партнерства, при отсутствии многонациональных корпораций (далее – МНК) лидеров [16], потенциал сопряжения ЕАЭС и рассматриваемого партнерства с высокой долей вероятности не будет реализован.

В этой связи потенциально эффективным и наиболее оптимальным представляется подход, отраженный на рисунке 1.

Рисунок 1. Комплексный подход к полноценной [3] интеграции ЕАЭС с партнерами в АТР

Источник: составлено автором.

Остановимся на каждом из составных элементов обозначенного подхода подробнее.

I Направленное выстраивание отношений с потенциальными партнерами из числа участников Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, которое может обеспечиваться путем заключения двусторонних соглашений. При этом взаимодействие в рамках данных соглашений должно иметь целью не только либерализацию торговли, но и производственно-технологическое сотрудничество [4].

В качестве потенциальных партнеров были определены страны, относящиеся к категориям «нейтральные» и «дружественные», таблица 1. На основе проведенного анализа отраслевой структуры экспорта Российской Федерации в рассматриваемые страны были определены возможные направления сотрудничества, таблица 2.

Таблица 2

Структура экспорта Российской Федерации в страны-участницы Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, 2019-2021 гг. [5], %

Страна
Сырьевые товары
Несырьевые энергетические товары
Несырьевые неэнергетические товары
Нижний передел
Средний передел
Верхний передел
2019 г.
Бруней
0,00
93,46
0,00
0,00
6,54
Вьетнам
45,17
5,49
17,51
19,31
12,52
Малайзия
47,91
40,11
5,47
4,54
1,97
Мексика
8,46
1,98
73,09
14,16
2,32
Перу
0,06
19,57
54,22
9,43
16,72
Чили
0,00
39,95
20,70
26,66
12,69
2020 г.
Бруней
99,11
0,72
0,00
0,01
0,16
Вьетнам
31,90
4,32
19,97
33,64
10,17
Малайзия
35,40
50,76
5,97
5,70
2,16
Мексика
1,80
0,88
72,05
21,45
3,83
Перу
0,00
11,29
70,50
12,78
5,43
Чили
11,67
20,50
25,77
28,00
14,05
2021 г.
Бруней
0,00
97,61
0,00
0,00
2,39
Вьетнам
18,65
2,89
20,66
39,48
18,32
Малайзия
45,46
38,34
10,48
4,27
1,45
Мексика
0,42
0,41
80,14
12,36
6,67
Перу
0,07
6,32
64,10
24,75
4,76
Чили
13,25
10,91
25,41
35,91
14,52
Источник: составлено автором по данным [8, 13].

В качестве приоритетных направлений сотрудничества были выделены группы товаров несырьевого неэнергетического экспорта [6] (далее – ННЭ): с большим приоритетом относительно продукции средних и верхних переделов, с меньшим – продукции нижних переделов, таблица 3. Обозначенные акценты обусловлены перспективами повышения международной конкурентоспособности национального корпоративного сектора как результат вовлечения в цепочки добавленной стоимости (далее – ЦДС) на более высоких стадиях производственного процесса [12].

Таблица 3

Лидирующие группы товаров ННЭ Российской Федерации в страны-участницы Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, 2019-2021 гг. [7]

Нижний передел
Средний передел
Верхний передел*
Вьетнам
«удобрения» (код ТН ВЭД 31)
«мясо и пищевые мясные субпродукты» (код ТН ВЭД 02)
«реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» (код ТН ВЭД 84)
«черные металлы» (код ТН ВЭД 72)
«пластмассы и изделия из них» (код ТН ВЭД 39)
«разные пищевые продукты» (код ТН ВЭД 21)
«фармацевтическая продукция» (код ТН ВЭД 30)
Малайзия
«удобрения» (код ТН ВЭД 31)
«жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения» (код ТН ВЭД 15)
«инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности» (код ТН ВЭД 90)


«электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности» (код ТН ВЭД 85)
Мексика
«черные металлы» (код ТН ВЭД 72)
«черные металлы» (код ТН ВЭД 72)
«фармацевтическая продукция» (код ТН ВЭД 30)
«удобрения» (код ТН ВЭД 31)
«каучук, резина и изделия из них» (код ТН ВЭД 40)
«алюминий и изделия из него» (код ТН ВЭД 76)
Перу
«удобрения» (код ТН ВЭД 31)
«пластмассы и изделия из них» (код ТН ВЭД 39)
«прочие химические продукты» (код ТН ВЭД 38)
«бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона» (код ТН ВЭД 48)
«средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» (код ТН ВЭД 87)
Чили
«удобрения» (код ТН ВЭД 31)
«бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона» (код ТН ВЭД 48)
«средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» (код ТН ВЭД 87)
«древесина и изделия из нее; древесный уголь» (код ТН ВЭД 44)
* Примечание: Группы товаров ННЭ верхних переделов с кодами ТН ВЭД 30, 38, 84, 85, 87, 90 являются высокотехнологичными товарами (согласно методологии Российского экспортного центра).

Источник: составлено автором по данным [13].

На основе проведенного анализа был сделан вывод об имеющемся потенциале отраслевой и географической диверсификации экспорта России на рынки обозначенных стран. При условии наращивания экспортного потенциала представленные группы товаров ННЭ могут выступить основой для закрепления и укрепления позиций корпоративного сектора страны на целевых рынках.

Однако при реализации данного сценария необходимо также принимать во внимание субъективные и объективные негативные аспекты, формирующие определенные вызовы для российского корпоративного сектора, рисунок 2.

Рисунок 2. Субъективные и объективные негативные аспекты, формирующие вызовы для российского корпоративного сектора

Источник: составлено автором.

В данном контексте перспективы интеграции с партнерами в АТР будут определяться готовностью на национальном уровне к разработке и имплементации мер, определяющей целью которых выступает формирование и развитие конкурентоспособного корпоративного сектора.

На основе проведенного анализа современных тенденций развития российского корпоративного сектора был определен ряд характерных особенностей:

· низкая степень отраслевой диверсификации.

Среди крупнейших представителей корпоративного сектора страны лидирующие позиции стабильно занимают ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», ПАО «Роснефть» (нефтяная и газовая промышленность) [17, 11]. В рамках распределения крупнейших российских нефинансовых компаний по отраслям экономики на компании нефтяной и газовой промышленности приходится более 36% от общего числа компаний (еще 26% приходится на компании категории «Торговля») [17];

· отсутствие стимулов и мотивации к транснационализации (как результат высокой доли природной ренты).

Согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD), российский корпоративный сектор не представлен как в рейтинге 100 крупнейших нефинансовых МНК мира по объему зарубежных активов [18], так и в соответствующем рейтинге МНК из развивающихся и переходных экономик, рисунок 3.

Рисунок 3. Распределение 100 крупнейших нефинансовых МНК из развивающихся и переходных экономик по объему зарубежных активов в соответствии со страной базирования, 2020 г. [8], %

Источник: составлено автором по данным [19].

· низкий уровень конкурентоспособности и отсутствие МНК-лидеров международного уровня (в частности, как следствие обозначенных выше особенностей).

В соответствии с выявленными характерными особенностями были разработаны следующие предложения по формированию и развитию факторов международной конкурентоспособности национального корпоративного сектора, рисунок 4 [9].

Рисунок 4. Предложения по формированию и развитию факторов международной конкурентоспособности российского корпоративного сектора

Источник: разработано автором.

Таким образом, на основе обозначенных направлений предполагается реализация комбинированной промышленной политики, которая ориентирована на включение российского корпоративного сектора в глобальные цепочки добавленной стоимости на более высоких стадиях производственного процесса, с использованием инструментов как горизонтальной, так и вертикальной промышленной политики. Это подразумевает под собой развитие базовых составляющих конкурентной экономики (в том числе – результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и инфраструктуры), а также систематическую поддержку и развитие приоритетных отраслей национальной экономики [1].

II Постепенная адаптация нормативно-правового базиса и механизмов сотрудничества, с формированных в рамках ЕАЭС, к новым нормам регулирования торгово-экономической деятельности, сформированным на основе Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве.

Предложения по возможным направлениям усовершенствования нормативно-правового базиса торгового и экономического взаимодействия ЕАЭС с потенциальными партнерами в АТР представлены в таблице 4. Предложения были сформулированы с учетом положений текстов Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве [2] и ВРЭП [10] [3] на основе проведенного анализа текстов соответствующих соглашений и их сопоставления с текстом Договора о ЕАЭС [4].

Таблица 4

Предложения по усовершенствованию нормативно-правового базиса торгового и экономического сотрудничества при выстраивании отношений стран-участниц ЕАЭС с потенциальными партнерами в АТР

Рекомендации
1. В рамках Договора о ЕАЭС необходимо пересмотреть подходы к осуществлению скоординированной внешнеэкономической политики стран-участниц ЕАЭС в отношении третьих сторон*. На нормативно-правовом уровне предлагается разработать и закрепить:
1.1 положения в части недискриминационного доступа на рынки стран-участниц ЕАЭС, который бы обеспечивался применением национального режима (далее – НР). В настоящее время соответствующие положения отсутствуют;
Данные меры позволят сформировать справедливую, прозрачную и конкурентную деловую среду, способствуя снижению неопределенности и повышению привлекательности потенциального сотрудничества с ЕАЭС для третьих сторон.
1.2 положения в части недискриминационного доступа на рынки стран-участниц ЕАЭС, который бы обеспечивался применением режима наибольшего благоприятствования (далее – РНБ). В настоящее время применение РНБ предусматривается в том случае, если соответствующие положения содержатся непосредственно в действующем международном договоре с третьей стороной;
1.3 унифицированные правила происхождения товаров с возможностью оформления единого сертификата. В настоящее время предусматриваются различные подходы к применению правил происхождения товаров в отношении третьих сторон**.
Отсутствие унифицированных правил происхождения товаров при увеличении количества заключаемых двусторонних соглашений с государствами АТР сформирует предпосылки к возникновению эффекта «чаши спагетти». Разработка и имплементация данных мер позволит экспортерам снизить трансакционные, производственные, торговые и иные издержки, и, как следствие, оптимизировать региональные цепочки поставок.
2. При формировании переговорных стратегий с потенциальными партнерами необходимо предусмотреть возможность расширения области и глубины регулируемых вопросов, предполагающих формирование основ:
2.1 для либерализации торговли товарами, включая как поэтапное снижение и отмену тарифных барьеров, так и поэтапное нивелирование нетарифных барьеров; а также – для либерализации торговли услугами;
2.2 для инвестиционного сотрудничества. В целях достижения баланса между обеспечением экономической безопасности и необходимостью в осуществлении инвестиционного сотрудничества предлагается обратиться к опыту реализации Комплексного инвестиционного соглашения Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN), предусматривающего Деликатный список ограничений в отношении инвестиций в предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства и рыболовства;
2.3 в части регулирования электронной коммерции, предусматривающие поэтапное снижение и отмену таможенных пошлин в отношении цифровых продуктов, возможных к передаче в электронном виде, а также - предоставление недискриминационного доступа на рынки стран-участниц для цифровых продуктов посредством применения НР и РНБ;
2.4 в части регулирования деятельности малых и средних предприятий. В настоящее время соответствующие положения в соглашениях с третьими сторонами отсутствуют.
* Примечание: В рамках Договора о ЕАЭС межгосударственное сотрудничество носит характер региональной экономической интеграции, – что определяется соответствующим положением в части правосубъектности – а первостепенное внимание уделяется либерализации торговли товарами между странами-участницами союза, формированию общего рынка и разработке и внедрению мер защиты внутреннего рынка относительно третьих сторон. Таким образом, Договор о ЕАЭС формирует предпосылки к изоляции государств-участников, что может оказать негативное влияние на развитие национальных экономик в условиях интенсификации интеграционных процессов в юго-восточной части Евразии и АТР.

** Примечание: В рамках Договора о ЕАЭС в соответствии с пп. 2, 3, 4 ст. 37 «Правила определения происхождения товаров» предусматриваются различные подходы к применению правил происхождения товаров «для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования, применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров, осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли товарами», «для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран», а также «для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли».

Источник: разработано автором.

Имплементация обозначенных мер, несомненно, потребует от участников ЕАЭС значительного пересмотра существующей внешнеэкономической политики. Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что гибкость в отношении новейших тенденций международных экономических отношений представляется необходимой в целях полноценной интеграции с партнерами АТР.

В данном контексте необходимо отметить, что для слабо конкурентных экономик обозначенное углубление партнерских связей заключает в себе определенные риски (которые связаны с допуском экспортеров товаров, услуг и капитала на внутренние рынки). В этих условиях перспективы интеграции ЕАЭС с рассматриваемыми партнерами будут зависеть от готовности участников ЕАЭС к проведению масштабных преобразований экономической политики на различных уровнях (национальном и наднациональном). Принимая во внимание накопленный опыт реализации соглашений [11], а также сопутствующие возможные трудности, участники ЕАЭС в перспективе, вероятно, располагают сроком от 5 до 10 лет на разработку, согласование и имплементацию обозначенных выше мер.

Выводы

Настоящее исследование позволяет очертить контуры возможных проблем и перспектив взаимодействия ЕАЭС и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в настоящий момент предположение о возможности интеграции ЕАЭС и рассматриваемого партнерства в большей степени представляется гипотетическим вследствие выявленных субъективных (с позиции сформировавшейся траектории отношений с рядом участников Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве) и объективных (с позиции современного состояния корпоративного сектора участников ЕАЭС, рассмотренного на примере России; а также с позиции качественных различий ЕАЭС и рассматриваемого партнерства) ограничений.

На основе проведенного анализа, с учетом выявленных особенностей, были сформулированы предложения по выстраиванию перспективных отношений ЕАЭС с партнерами в АТР как с учетом особенностей корпоративного сектора, так и на основе преобразования качественной составляющей нормативно-правового базиса торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС. В качестве дальнейшего развития обозначенной проблематики может выступить углубление исследования на основе анализа особенностей национальных экономик остальных стран-участниц ЕАЭС с учетом характера национального корпоративного сектора.

[1] Под «коллективным протекционизмом» понимается комплекс мер, применяемых группой стран интеграционного объединения в отношении третьих стран, направленный на защиту рынков товаров и услуг стран интеграционного объединения. Комплекс мер «коллективного протекционизма» включает в себя тарифные барьеры и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран (прим. авт.).

[2] В соответствии с Распоряжением Правительства российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р, в перечень «недружественных» вошли государства, «совершающие в отношении Российской Федерации … недружественные действия». В отношении указанных государств-участников рассматриваемого партнерства это было обусловлено, в том числе, следующим: Австралия ввела запрет на импорт ряда товаров из Российской Федерации; Канада также установила ряд ограничений на импортно-экспортные отношения с Российской Федерацией, а также лишила Россию статуса «наиболее благоприятствуемой нации»; Новая Зеландия и Сингапур также предприняли ряд мер в ограничении торговли с Российской Федерацией; Япония последовала примеру Канады и ряда других стран, также лишив Россию статуса «наиболее благоприятствуемой нации» и установив ряд ограничений в отношении импорта определенных высокотехнологичных товаров. В данном контексте необходимо учитывать, что порядок рассмотрения потенциальных претендентов, определенный в рамках Главы 30 «Заключительные положения» текста Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве предполагает принятие решений действующими участниками партнерства на основе консенсуса (прим. авт.).

[3] С позиции реализации потенциала, формирования и обеспечения международной конкурентоспособности национального корпоративного сектора государств-членов ЕАЭС и продвижении собственных интересов в регионе (прим. авт.).

[4] Разработка предложений в рамках данного компонента осуществлялась на основе проведенного анализа на примере Российской Федерации. Вместе с тем сформированные предложения могут быть использованы остальными странами-участницами ЕАЭС с учетом особенностей национальных экономик и поправками на потенциальные имеющиеся различия в развитии и структуре корпоративного сектора (прим. авт.).

[5] Приведена наиболее актуальная имеющаяся в открытом доступе информация (прим. авт.).

[6] Несырьевые неэнергетические товары, в соответствии с классификацией по методологии Российского экспортного центра, включают в себя продукцию нижних, средних и верхних переделов, а также высокотехнологичные товары в составе группы товаров верхних переделов (прим. авт.).

[7] Приведена наиболее актуальная имеющаяся в открытом доступе информация (прим. авт.).

[8] Приведена наиболее актуальная имеющаяся в открытом доступе информация (прим. авт.).

[9] Важно отметить, что реализация обозначенных направлений развития и обеспечения конкурентоспособности корпоративного сектора должна осуществляться параллельно, при сотрудничестве государства, выступающего в роли регулятора, и представителей корпоративного сектора (прим. авт.).

[10] Как одного из наиболее перспективных интеграционных объединений, реализованных в АТР (наравне с Всеобъемлющим и прогрессивным соглашением о Транстихоокеанском партнерстве) (прим. авт.).

[11] На реализацию Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве – с момента начала переговоров по ТТП в 2010 г. до ратификации финального соглашения в 2018 г. – ушло 8 лет; на реализацию ВРЭП – с момента начала переговоров в 2012 г. до ратификации соглашения в 2022 г. – ушло 10 лет; на реализацию Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом – с момента начала переговоров в 2012 г. до ратификации соглашения в 2016 г. – ушло 4 года. Также необходимо отметить, что решение о начале переговоров с Индией было принято в 2016 г, на сегодняшний день соглашение находится в статусе «подготовка к первому раунду переговоров» - 6 лет (прим. авт.).


Источники:

1. Волгина Н.А. Глобальные цепочки стоимости, индустриализация и промышленная политика // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2017. – № 6. – c. 23-32.
2. Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве : текст соглашения. [Электронный ресурс]. URL: https://wtocenter.vn/chuyen-de/12782-full-text-of-cptpp (дата обращения: 20.07.2023).
3. Всестороннее региональное экономическое партнерство : текст соглашения. [Электронный ресурс]. URL: https://rcepsec.org/legal-text/ (дата обращения: 20.07.2023).
4. Договор о Евразийском экономической союзе : текст соглашения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 20.07.2023).
5. Изотов Д.А. Региональный аспект экономической интеграции России в АТР: оценка потенциала и эффектов (на примере российского Дальнего Востока). / дис. … д-ра экон. наук 08.00.14. - Хабаровск, 2021. – 278 c.
6. Подберезкин А.И., Боришполец К.П., Подберезкина О.А. Евразия и Россия. - Москва : Издательство «МГИМО-Университет», 2013. – 517 c.
7. Портанский А.П. О перспективах мегарегиональных торговых соглашений // Мир новой экономики. – 2017. – № 3. – c. 47-53.
8. Российский экспортный центр: Классификация экспортных товаров. [Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/international_markets/classification/ (дата обращения: 20.07.2023).
9. Рутковская В.С. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе: интересы корпоративного сектора // Экономические науки. – 2023. – № 219. – c. 193-206.
10. Рутковская В.С. Россия в условиях трансформации системы глобального регулирования торговли // Экономические отношения. – 2021. – № 4. – c. 775-794. – doi: 10.18334/eo.11.4.113848.
11. Спарк. [Электронный ресурс]. URL: https://spark-interfax.ru/ (дата обращения: 20.07.2023).
12. Спартак А.Н. Совершенствование методологических подходов к анализу российского экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 5. – c. 3-15.
13. Федеральная таможенная служба: Анализ данных. [Электронный ресурс]. URL: http://stat.customs.gov.ru/analysis (дата обращения: 25.04.2023).
14. Хейфец Б.А. Трансрегиональное переформатирование глобального экономического пространства. Вызовы для России. - Москва : Институт экономики РАН, 2016. – 86 c.
15. GOGOV Дружественные страны для России в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://gogov.ru/articles/friendly-countries (дата обращения: 20.07.2023).
16. Глобализация перестала вращаться вокруг стран. KazanFirst. [Электронный ресурс]. URL: https://kazanfirst.ru/ articles/583860 (дата обращения: 20.07.2023).
17. RAEX Рейтинг крупнейших компаний RAEX-600. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-rr.com/country/RAEX-600/raex-600_rating_of_biggest_companies (дата обращения: 20.07.2023).
18. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) Annex Tables. Annex table 19: The world’s top 100 non-financial MNEs, ranked by foreign assets, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://worldinvestmentreport.unctad.org/annex-tables/ (дата обращения: 20.12.2022).
19. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) Annex Tables. Annex table 20: The top 100 non-financial MNEs from developing and transition economies, ranked by foreign assets, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://worldinvestmentreport.unctad.org/annex-tables/ (дата обращения: 20.12.2022).
20. WTO WTO members review CPTPP at 100th session of Committee on Regional Trade Agreements. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/English/news_e/news21_e/rta_22jun21_e.htm (дата обращения: 20.07.2023).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:04